Руководства, Инструкции, Бланки

как составить локальный акт образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (19 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Прием на работу порядок оформления образцы и документы

Прием работника на работу - порядок оформления и необходимые документы

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Какие документы необходимы для приема на работу

Любой кандидат желая поступить на работу (заключить трудовой договор ), сообщает о себе много хорошего: и какой он компетентный, работоспособный и ответственный, и, вообще, очень исполнительный и покладистый. Но для заключения трудового договора одних заверений будущего работника недостаточно. Законодатель предусмотрел определенный перечень документов, которые будущий работник обязан предоставить при заключении трудового договора, а, следовательно, у работодателя есть право требовать от кандидата на должность предоставления таких документов. Согласно статье 65 Трудового кодекса РФ (ТК) лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Понятие "иной документ", удостоверяющих личность, ТК не раскрывает. Универсального перечня таких документов, применимого к трудовым отношениям, нет. На практике под иными документами понимаются: свидетельство о рождении; заграничный паспорт - для иностранцев и другие документы;

трудовую книжку;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц;

документ об образовании. о квалификации или наличии специальных знаний.

В отдельных случаях с учетом специфики работы и личности самого работника Трудовым кодексом РФ. иными нормативными актами может предусматриваться необходимость:

предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов, к примеру, водительское удостоверение (при трудоустройстве на должность водителя), разрешение на работу (при приеме на работу иностранного работника ) или медицинскую книжку (при работе в сфере торговли, образования, медицины, общепита);

прохождения предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра;

предоставления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие (имевшие) судимость, подвергающиеся (подвергавшиеся) уголовному преследованию.

В статье 65 ТК особо оговаривается, что запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо непредусмотренных ТК, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ.

Например, достаточно часто приходится отвечать на вопросы о необходимости ИНН (свидетельства о присвоении человеку индивидуального номера налогоплательщика). Ознакомившись со статьей 65 Трудового кодекса РФ мы увидим, что об ИНН там нет ни слова, значит - такое требование незаконно.

Также достаточно часто можно встретить объявление о работе с указанием в числе требований наличие постоянной регистрации (прописки) в регионе нахождения работодателя. Такое требование незаконно, если оно не относится к иностранным гражданам.

Что такое локальный нормативный акт

Согласно статье 5 ТК трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой кодекс РФ не содержит определения локальных нормативных актов.

В теории трудового права под локальными нормативными актами (ЛНА) понимаются принимаемые работодателем акты, которые содержат правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Такие акты вправе принимать почти все работодатели (статья 8 ТК).

В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ прямо предусматривает необходимость утверждения локальных нормативных актов.

Поскольку Трудовым кодексом РФ не установлены требования к форме локального нормативного акта, работодатель определяет ее самостоятельно. Наиболее распространенные формы таких актов - положение, правила и инструкция. Некоторые специалисты относят к локальным нормативным актам также штатное расписание и график отпусков, которые составляются по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Это утверждение является спорным.

Точка зрения, в соответствии с которой штатное расписание и график отпусков можно считать ЛНА, основана на следующих доводах:

оба документа утверждаются работодателем, т.е. принимаются им согласно статье 8 ТК;

Роструд неоднократно указывал, что штатное расписание и график отпусков относятся к локальным нормативным актам (абз. 6 письма от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1, абз. 2 письма от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1, пункт 1 письма от 22.03.2012 № 428-6-1, абз. 11 письма от 31.10.2007 № 4414-6);

эти документы являются обязательными в силу абз. 3 ч. 2 статьи 57. ч. 2 статьи 123 ТК.

В пользу противоположной точки зрения приводятся следующие аргументы:

штатное расписание и график отпусков не относятся к локальным нормативным актам, поскольку не устанавливают правил поведения, что является одним из главных признаков таких актов;

цель графика - установить очередность предоставления отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК)

штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и численности организации (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1).

Ознакомление работника с локальными нормативными актами организации

После того, как будущий работник предоставил все необходимые документы, его необходимо ознакомить с документами, которыми регулируется трудовая деятельность кандидата. По правилам статьи 68 ТК до подписания трудового договора с работником, его необходимо ознакомить со следующими документами:

Обязательные для ознакомления:

Правила внутреннего трудового распорядка (сокрещенно - ПВТР ), что предусмотрено частью 3 статьи 68 Трудового кодекса РФ;

Правила обработки, хранения и использования персональных данных работников. что предусмотрено пунктом 8 статьи 86 Трудового кодекса РФ;

локальный нормативный акт, содержащий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (если работникам организации трудовым договором установлен такой режим, а такой раздел не включен в ПВТР) что предусмотрено статьями 57, 101 Трудового кодекса РФ;

локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (если такой раздел не включен в ПВТР) что предусмотрено статьей 105 ТК РФ;

Положение об оплате труда (если такой раздел не включен в ПВТР), что предусмотрено статьей 135 Трудового кодекса РФ;

Положение о порядке и размерах возмещения расходов, связанных с командировками (если такой раздел не включен в ПВТР) что предусмотрено частью 2 статьи 168 Трудового кодекса РФ;

локальный нормативный акт, предусматривающий порядок и условия прохождения работниками профессиональной подготовки или переподготовки (если такой раздел не включен в ПВТР, а работодатель направляет работников на обучение, переобучение или повышение квалификации), частью 2 статьи 196 Трудового кодекса РФ;

Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (для работников, которым по условиям труда полагаются средства индивидуальной защиты), что предусмотрено статьей 212 Трудового кодекса РФ и пунктом 9 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н).

Документы, с которыми следует ознакомить работника, при их наличии в организации:

должностная инструкция (если в трудовом договоре нет указания на трудовые обязанности работника);

положение о социальном обеспечении работников;

положение об информационной безопасности;

положение о коммерческой тайне;

положение о материальной ответственности работников за ущерб. причиненный работодателю;

положение о документообороте;

положение об инвентаризации товарно-материальных ценностей;

иные документы, имеющие отношение к трудовой функции работника.

Об ознакомлении со всеми локальными нормативными актами принимаемый работник расписывается в трудовом договоре, либо в отдельных журналах или ведомостях.

Кроме того, статья 225 Трудового кодекса РФ требует, что для всех поступающих на работу лиц необходимо провести:

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим;

вводный инструктаж по охране труда;

первичный иструктаж по технике безопасности и по охране труда на рабочем месте.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Невыполнение положений Трудового кодекса РФ в части, касающейся ознакомления работника с локальными нормативными актами, является нарушением законодательства о труде и об охране труда и может повлечь административную ответственность в отношении работодателя (ст. 5.27 КоАП РФ).

Важно помнить, что своевременное и правильное офомление работника позволит избежать больших штрафов и других претензий гос. органов.

Поэтому если при оформлении работника на работу возникют вопросы, то лучше обратиться к квалифицированным специалистам. которые помогут определить - какие документы надо оформить, по каким формам, а если организацию или должностных лиц привлекают к административной ответственности - оценят законность и обоснованность действий гос. органов.

Для получения консультаций Вы также можете воспользоваться нашей услугой дистанционного консалтинга.

Статья написана и размещена 06 ноября 2011 года. Дополнена 12.12.2011, 27.07.2012, 31.08.2014, 16.01.2016.

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2016 Полезные ссылки по теме "Прием работника на работу - порядок оформления и необходимые документы"

как составить локальный акт образец:

  • Ссылка 1
  • Альтернативный сервер
  • Другие статьи

    Как составить и утвердить локальный трудовой акт

    Как составить и утвердить локальный акт Трудовой кодекс РФ делает упор на социальное партнерство, т.е. предлагает работодателю и работникам договариваться по многим вопросам трудовых взаимоотношений. Результаты договоренностей закрепляются в коллективном договоре и локальных нормативных актах работодателя. И если коллективный договор – это не обязательный атрибут трудовых отношений, т.е. его может и не быть, то локальные акты должны быть у каждого работодателя.

    В статье о расчетном листе мы говорили о том, что все нюансы выдачи листка целесообразно закрепить в локальном акте. Как это сделать?

    Составить локальный акт.

    Для этого предпринимателю не нужно издавать специальный приказ. Только в крупных организациях, где взаимоотношения между разными подразделениями четко регламентированы, руководитель может дать распоряжение определенному кругу работников принять участие в разработке ЛА.

    Итак, просто садимся и составляем документ. Целесообразно ввести раздел о расчетном листке в Положение об оплате труда, но можно составить и отдельный документ, который можно назвать «Положение о расчетном листке».

    Какие разделы может содержать локальный акт, регламентирующий выдачу расчетного листка?

    1. Общие положения. Указываем, для чего составляется акт, на основании каких норм закона, на кого распространяется.
    2. Формирование и выдача расчетного листка. Здесь можно описать, как выглядит листок, и утвердить выбранную форму. Закрепляем, кто и в какие сроки формирует расчетный листок. Подробно оговариваем, кто, когда и каким образом знакомит работников с листками.
    3. Заключительные положения. В этом разделе обычно указывают, когда данный ЛА вводится в действие, кто и в какие сроки знакомит с ним всех работников.
    Согласовать локальный акт.

    Любой локальный акт нужно обязательно согласовывать с профкомом. Если у Вас нет такого органа – пропускаем данный этап.

    Если Вам не очень повезло, то поступаем следующим образом:

    • составляем сопроводительное письмо,
    • прилагаем к нему проект локального акта,
    • направляем письмо с проектом в профком.

    Письмо нужно обязательно зарегистрировать. Это делается затем, чтобы точно отсчитать 5 рабочих дней, в течение которых орган работников должен дать мотивированный ответ. Если ответа не получили — локальный акт можно утверждать без мнения работников. В этом случае доказательством того, что Вы все-таки предприняли попытку согласовать документ, будет Ваш экземпляр сопроводительного письма и пометка о его получении представителями работников.

    Нужно сказать, что профком может высказать несогласие только в том случае, если Вы в ЛА нарушили права работников, указанные в ТК РФ. Прочитайте внимательно статью о расчетном листке. выполните все формальные требования, и разногласий не будет.

    Утвердить локальный акт.

    Утвердить локальный акт можно двумя способами.

    1. Лично предпринимателем (руководителем). Просто заполняется гриф утверждения в верхнем правом углу первого листа (выделенное курсивом — подпись и дата — заполняется от руки) :

    УТВЕРЖДАЮ:
    Индивидуальный предприниматель
    Миронов И.И. Миронов
    25 сентября 2013 года

    2. Издать приказ по общей деятельности, один из пунктов которого звучит так:
    «Утвердить Положение о расчетном листке».

    Анна Славинская, эксперт по кадровому делопроизводству. Личный сайт www.slavianna.ru с бесплатными материалами и обратной связью. Почта: expert-annaS@yandex.ru.
  • 2
  • Как составить локальный нормативный акт по квотированию рабочих мест для инвалидов?

    Как составить локальный нормативный акт по квотированию рабочих мест для инвалидов? Вопрос

    В связи с вступившими в силу изменениями, помимо обязанности ежемесячно информировать службу занятости населения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, наступила обязанность принимать локальные нормативные акты, содержащие информацию о таких рабочих местах, и представлять сведения о них органам занятости (абзац третий пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»). На основании моего письма, просьба помочь составить локальный нормативный акт по квотированию инвалидов

    Ответ

    Организации, численность сотрудников которых составляет более 100 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов (в размере от 2% до 4%). В Санкт-Петербурге – 2,5%; В Ленинградской области – 3%.

    В Организации может быть разработано Положение о реализации нормативных актов о квотировании рабочих мест (пример приведен в приложении 3 к ответу)

    О создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов можно издать соответствующий приказ. (форма приведена в приложении 2 к ответу). В приказе можно указать, какие именно рабочие места выделены для приема инвалидов в рамках квоты (даже если на эти рабочие места уже приняты инвалиды) и как эти места оборудованы для создания необходимых условий труда инвалидов (если потребовалось оборудовать их дополнительно).

    Из всех рабочих мест, занятых инвалидами, выберите такие, которые в случае увольнения сотрудника-инвалида можно будет оставить вакантными для последующего приема на работу инвалида в рамках квоты.

    Подробнее в материалах Системы:

    1. Ответ: Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов?

    Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет более 100 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов.* От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять не менее 2, но не более 4 процентов.

    Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

    Например, в Москве деятельность работодателей по квотированию координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, а размер квоты составляет 2 процента (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП ).

    На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов и ежемесячно представляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 ). Причем обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012 ).

    Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 29 апреля 2009 г. № 4-Р утверждены форма № 1 и форма № 2. которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

    В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование. утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137. Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

    Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 ). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы (п. 77 Приложения № 1 к Регламенту. утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н ). Порядок проведения проверок правомерности приема инвалидов регулирует Регламент. утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и плановые и внеплановые проверки, проводимые трудовой инспекцией.

    2. Формы документов. проект приказа

    Закрытое акционерное общество «Альфа»

    ПРИКАЗ № 56-к
    о выделении/создании рабочих мест для инвалидов

    г. Москва 18.10.2011

    Во исполнение положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части квотирования рабочих мест для инвалидов, принимая во внимание что в ЗАО «Альфа» созданы рабочие места. оборудованные для организации труда инвалидов (докладная записка инженера по охране труда),

    1.Выделить следующие рабочие места для трудоустройства инвалидов :

    Кадровый портал КАДРОВИК

    Корпоративный семинар «Система профессиональных стандартов: готовимся к применению»
    Реестр принятых профессиональных стандартов, законодательная база. Подготовка организации к применению профессиональных стандартов. Кадровые технологии, зависящие от введения профессиональных стандартов. Требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов. Порядок приведения в соответствие наименований должностей в компании с профстандартами и квалификационными справочниками, корректировка должностных инструкций. Рекрутмент. Процедура отказа в приеме на работу. Изменение системы оплаты труда. Корректировка штатного расписания. Процедура подтверждения квалификации. Повышение квалификации работника в соответствии с профессиональными стандартами. Организация обучения работника в случае несоответствия профстандарту. Порядок перевода работника на другую должность или расторжение трудового договора по результатам оценки.

    Сообщение об ошибке 404:
    Страница не найдена по адресу http://www.kadrovik.ru Извините, но запрошенной вами страницы, http://www.kadrovik.ru, не существует на сайте " кадровый портал КАДРОВИК.РУ "

    Общие ошибки:
    Наиболее часто встречающиеся ошибки при работе с сайтом кадровый портал КАДРОВИК.РУ:
    • Url заканчивается на .htm - все страницы на сайте "кадровый портал КАДРОВИК.РУ" заканчиваются на .php
    • Вы использовали СИМВОЛЫ ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА - все имена на сайте используют нижний регистр

    10 наиболее читаемых статей

    Попробуйте перейти главную страницу: Вы может попробовать перейти на главную странизу сайта: кадровый портал КАДРОВИК.РУ И продолжить свой поиск оттуда.

    © ВКК-Национальный союз кадровиков 2002-2016
    Секретариат НСК тел. (495) 937 49 55
    129164, Москва, а/я 23
    e-mail: nsk@kadrovik.ru
    При полном или частичном копировании материалов гиперссылка на страницу первоисточника обязательна.

    веб-дизайн | оптимизация | продвижение

    Время формирования страницы: 1475227196.9824 сек.

    Локальные акты: виды, назначение, порядок принятия

    Локальные акты: виды, назначение, порядок принятия

    В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя. Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

    Что такое локальный акт?

    Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ ).

    При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

    Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ. локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

    Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

    Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см. например, письма Роструда от 22.03.2012 №428‑6‑1. от 31.10.2007 №4414‑6 ).

    Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

    А в Письме Роструда от 15.05.2014 №ПГ/4653‑6‑1 указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
    ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

    В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

    Классификация локальных актов

    Локальные нормативные акты, несмотря на общие требования, которые к ним установлены, могут различаться по некоторым признакам.

    К основным общим требованиям можно отнести следующие:

    • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);
    • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ );
    • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
    • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

    Локальные нормативные акты можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством) и необязательные (которые работодатель принимает по своему усмотрению). К обязательным, в частности, относятся: документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например Положение о персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ ); документ, устанавливающий систему оплаты труда, например Положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ ); правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ ); документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ ).

    К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

    По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

    И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

    • принимаемые работодателем единолично;
    • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

    Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ ).

    С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ ).

    Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

    Порядок принятия локальных актов

    Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

    Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

    При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.

    Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.

    В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

    В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

    При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

    При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

    Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченный лицом.

    Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

    После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.

    Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.

    Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

    Оформление локального нормативного акта

    При составлении локального нормативного акта нужно уделять внимание не только его содержанию, которое основывается на нормативных правовых актах, но и форме. При оформлении можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 №65‑ст ).

    Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

    • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
    • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
    • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
    • место составления документа.

    Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

    Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30‑2003«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

    Приведем пример структуры некоторых документов.

    Положение об организации или о ее подразделении

    7. Взаимоотношения с другими подразделениями

    Локальные нормативные акты могут содержать приложения. В этом случае делается отметка о наличии приложения. Сделать такую отметку можно в конце документа, например: «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.». На самом приложении в правом верхнем углу делается отметка, указывающая на связь с основным документом, например: «Приложение № 1 к Положению о структурном подразделении от 13.01.2014».

    Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит «Подпись» включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.

    На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

    Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.

    Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

    от 13.01.2014 № 1

    При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения», который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

    приказом ООО «Юпитер»

    от 15.01.2014 № 1

    Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

    Директор ООО «Юпитер»

    Марсов, А. В. Марсов

    Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

    Изменение, отмена и хранение локальных актов

    В случае изменения законодательства, акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения работодатель должен внести изменения в соответствующие локальные нормативные акты. Возможно внесение изменений и по желанию работодателя, но важно, чтобы такие изменения не ухудшали положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

    Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из‑за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ ).

    В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.

    В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:

    • истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;
    • отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;
    • вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

    Отмену локального акта также следует оформить приказом, за исключением случаев, когда срок действия такого акта истек автоматически.

    В соответствии со ст. 190ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации обычно являются приложением к коллективному договору, который заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43ТК РФ ). Поэтому если в организации существует коллективный договор, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не может превышать трех лет со дня его подписания либо со дня, установленного коллективным договором. Если коллективный договор в организации отсутствует, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не ограничен.

    Оригиналы действующих локальных нормативных актов обычно хранятся в одном месте – в канцелярии, отделе кадров или другом подразделении. А подразделениям, которые руководствуются положениями того или иного локального акта, необходимо иметь его копию. В любом случае у работника всегда должна быть возможность при необходимости ознакомиться с локальным актом, связанным с его трудовой деятельностью.

    Работодатель также обязан хранить недействующие локальные нормативные акты организации. Сроки хранения установлены Перечнемтиповых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558. В соответствии с этим перечнем практически все локальные нормативные акты хранятся в организации, в которой они были разработаны и утверждены, постоянно.

    В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации. Лучше подойти к процессу разработки таких документов творчески, применяя при этом не только нормы трудового законодательства, но и действующие в организации коллективные договоры, соглашения и другие нормативные акты.