Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция цт-цэ-844 img-1

инструкция цт-цэ-844

Рейтинг: 4.8/5.0 (1883 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

О порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их расс

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке действий локомотивных бригад и работников

дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и

комиссионном их рассмотрении

1. Настоящая инструкция устанавливает единый порядок действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения (далее — ЭЧ) по восстановлению в возможно короткий срок движения поездов в случае повреждения или отказа токоприемников электроподвижного состава (далее — ЭПС) или контактной сети. Инструкция распространяется на работников служб локомотивного хозяйства, электрификации, перевозок железных дорог, связанных с эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием токоприемников ЭПС и контактной сети.

2. О каждом случае повреждения или отказа в работе токоприемников на электровозе и электропоезде, а также устройств контактной сети в пути следования или во время стоянки локомотивная бригада по радиосвязи немедленно передает первоначальное сообщение. Такое сообщение передается через дежурного по ближайшей станции (далее — ДСП) поездному диспетчеру по локомотивам отделения дороги (далее — ДНЦЛ), а ДНЦЛ — энергодиспетчеру отделения дороги (далее — ЭЧЦ).

Текст сообщения локомотивной бригады должен быть четким, содержать все данные для принятия решения о порядке восстановления движения и соответствовать следующему типовому образцу:

«Перегон, железнодорожная станция, железнодорожный путь № _, км _, пикет № __, парк, горловина __, поезд № _, масса поезда __ т, локомотив, электропоезд серия __, № __, ТЧ приписки ___, дата __, время __ час __ мин. __, фамилия, имя, отчество машиниста ____, ТЧ приписки локомотивной бригады __________. Характер повреждения (отказа) и его последствия.

Предполагаемая или уже известная причина (отказа)______.

Решение о дальнейших действиях локомотивной бригады _______.

Примеры сообщения о характере повреждения или отказа в работетокоприемников на ЭПС или устройств контактной сети:

- падение опоры. Препятствие по __ и __ железнодорожным путям;

- обрыв контактного провода. Причина — выхлоп воспламеняющихся газов тепловоза;

- обрыв струны контактной сети. Возможен проход ЭПС с опущенными токоприемниками;

- обрыв фиксатора контактной сети. Проход с опущенными токоприемниками невозможен;

- пережог двух контактных проводов при подъеме токоприемника на стоянке. Причина — короткое замыкание в крышевом оборудовании ЭПС;

- пережог контактного провода. Причина — короткое замыкание на открытый люк цистерны;

приварка полоза токоприемника к контактному проводу;

излом токоприемника на воздушной стрелке № _;

обрыв контактного провода. Причина — воздействие гололеда;

- наклон опоры контактной сети и завышенный зигзаг контактного провода.

Сообщение машиниста ДСП подтверждает указанием своей фамилии, даты и времени приема.

Фамилию ДСП, дату и время передачи сообщения машинист записывает в журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152.

3. В случае повреждения токоприемника или контактной сетимашинист принимает меры к остановке поезда с применениемэкстренного торможения, отключает на ЭПС силовые ивспомогательные цепи, контакторы отопления вагонов пассажирскихпоездов и электропоездов, опускает токоприемники. Если повреждения контактной сети угрожают поломке оставшихся исправных токоприемников, то их опускают. О вынужденной остановке поезда машинист сообщает по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов и ДСП ближайшей станции.

После остановки ЭПС локомотивная бригада проверяет визуальносостояние токоприемников и устройств контактной сети. С этой цельюмашинист или его помощник проходит вдоль электровоза илиэлектропоезда без подъема на крышу ЭПС. О результатах осмотрамашинист сообщает ЭЧЦ через ДСП по ближайшей станции.

Если поврежденный токоприемник находится в пределах габарита и не может в пути следования коснуться контактного провода и крыши ЭПС, машинисту разрешается проследовать до станции назначения или пункта смены локомотива на исправных токоприемниках. Вышедший из строя токоприемник предварительно отключают от силовой цепи высоковольтным разъединителем. Кроме того, перекрывают кран подвода воздуха к электропнев­матическому клапану поврежденного токоприемника.

При необходимости увязки токоприемника поезд доводят до ближайшей станции, если это не угрожает безопасности движения поездов. В противном случае работы, связанные с увязкой токоприемника, выполняют на месте его повреждения. Закреплению в опущенном состоянии подлежит и токоприемник с отсутствующим по каким-либо причинам полозом. Для увязки токоприемника, восстановления поврежденной контактной сети ЭЧЦ организует немедленный выезд на место повреждения работников ЭЧК.

Осматривают, укладывают и увязывают токоприемник под руководством работника ЭЧК в соответствии с Инструкцией МПС по безопасности для электромонтеров контактной сети. Специалисты ЭЧ приступают к восстановительным работам на контактной сети только после получения от ЭЧЦ приказа на их производство. Энергодиспетчер отделения дороги через ДСП или ДНЦЛ уведомляет машиниста о снятии напряжения с контактной сети на месте повреждения.

Порядок подъема на крышу ЭПС для осмотра токоприемников должен соответствовать Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети. Машинист совместно с работником ЭЧК увязывает токоприемник после снятия напряжения и заземления контактной сети электромонтерами с двух сторон от места производства работ на ЭПС. Заземляют контактную сеть в соответствии с Инструкцией МПС по безопасности для электромонтеров контактной сети.

Представитель ЭЧК допускается на крышу ЭПС только послепредъявления машинисту удостоверения на право выполнения работ наконтактной сети. Первым на крышу ЭПС поднимается работник ЭЧК.Ответственность за качество увязки токоприемников и техническоесостояние другого крышевого оборудования возлагается на машиниста. При обнаружении на крыше электровоза поврежденного электрическо­го оборудования (пробоя или перекрытия напряжением его изоляции), которое невозможно исключить из работы с помощью высоковольтного наружного разъединителя, отсоединяют гибкий шунт в электрической цепи токоприемника между секциями электровоза.

Шунт отсоединяют от секции, у которой электрическая цепь токоприемника будет на­ходиться под напряжением при подъеме исправного токоприемника. Отсоединенный шунт закрепляют. По окончании осмотра и увязки токоприемников, ремонта контактной сети работник ЭЧК снимает заземляющие штанги в присутствии машиниста или его помощника и дает уведомление об этом ЭЧЦ. Поезд после увязки токоприемника доводят до станции назначения или пункта смены локомотива.

Число рабочих токоприемников ЭПС (при отключении от силовой цепи поврежденных) должно соответствовать Инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации №ЦТ-ЦЭ/844. Если это требование не обеспечивается, машинист вызывает вспомогательный локомотив для дальнейшего движения поезда. Необходимость в этом машинист определяет заранее с тем, чтобы не допустить сбой в графике движения. Ремонт контактной сети выполняют в как можно более короткие сроки с применением вариантов ускоренного восстановления контактной сети.

4. Когда повреждения контактной сети позволяют движение ЭПС с опущенными токоприемниками, машинист сообщает ДНЦЛ, а последний — ЭЧЦ номер пути, километр, номера пикета и опор начала и конца поврежденного участка контактной сети. В местах, не допускающих проследование ЭПС с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, а также в случае проведения плановых ремонтных или строительных работ), на бригаду ЭЧК возлагается установка временных сигнальных знаков с отражателями в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

Если внезапно выявляют повреждение контактной сети, не позволяющее проследование ЭПС с поднятыми токоприемниками, работник ЭЧ (или другой службы), который обнаружил неисправность, подает ручной сигнал «Опустить токоприемник». Машинист опускает токоприемники и проследует место повреждения с выполнением требований, предусмотренных Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

5. В случае повреждения контактной сети, токоприемников и другого крышевого оборудования, при которых движение поезда невозможно (вынужденная остановка на перегоне), машинист и другие работники действуют в порядке, предусмотренном п. 16.43 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. После закрепления поезда машинист немедленно сообщает о повреждениях токоприемников и контактной сети должностным лицам, указанным в п. 2 настоящей инструкции.

ЭЧЦ организует незамедлительный выезд на место происшествия работников ЭЧК для увязки токоприемников и восстановления контактной сети в соответствии с Инструкцией МПС о порядке восстановления поврежденной контактной сети. Число исправных токоприемников на ЭПС должно соответствовать Инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации № ЦТ-ЦЭ/844. Работники ЭЧК совместно с локомотивной бригадой определяют возможность дальнейшего следования ЭПС и принимают необходимые меры к быстрейшему освобождению перегона и открытию движения поездов с поднятыми или опущенными токоприемниками.

6. Когда возникает короткое замыкание из-за пробоя или перекрытия электрической дугой изоляции крышевого оборудования ЭПС, которое вызывает срабатывание защиты на тяговой подстанции, машинист сообщает об этом немедленно ДНЦЛ и ЭЧЦ в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей инструкции. ЭЧЦ принимает безотлагательные меры по осмотру работниками ЭЧК устройств контактной сети, чтобы убедиться в отсутствии возможных поджогов контактных проводов.

7. При снятии напряжения с контактной сети локомотивные бригады иработники ЭЧ выполняют следующие действия.

7.1. В интервале до одной минуты включительно проверяют состояние устройств контрактной сети и токоприемников, включают быстродействующий выключатель (БВ) или масляный (ВМ) на тяговой подстанции. Машинист в случае повреждения контактной сети или токоприемников действует в порядке, предусмотренном п. 3 настоящей инструкции.

При отсутствии повреждения токоприемников и контактной сети движение поезда в фидерной зоне, в которой снималось напряжение с контактной сети, осуществляется по инерции с отключенными тяговыми двигателями, вспомогательными машинами и контактором отопления вагонов пассажирских поездов. Машинист контролирует показание киловольтметра контактной сети. При успешной подаче напряжения в контактную сеть движение поезда возобновляется в тяговом режиме.

7.2. В интервале от первой до второй минуты включительно опускают токоприемники со снятием нагрузки на всем ЭПС, с которого снималось напряжение, в случае неуспешной подачи напряжения в контактную сеть с тяговой подстанции.

7.3. В интервале от двух до четырех минут включительно после опускания токоприемников на ЭПС проверяют исправность устройств электроснабжения, выполняют остановку поезда (при условии, что его не потребовалось останавливать ранее) в порядке, предусмотренном п. 16.43 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; включают БВ (ВМ) на тяговой подстанции и подают напряжение в контактную сеть для проверки состояния ее изоляции. Успешное включение БВ (ВМ) свидетельствует об исправном состоянии устройств электроснабжения.

7.4. В интервале от четырех до десяти минут после первого снятия напряжения с контактной сети локомотивные бригады приступают по указанию ДНЦЛ на перегонах и ДСП на станциях к поочередному подъему токоприемников на ЭПС. При этом внимательно наблюдают за состоянием токоприемников, а также крышевого и подвагонного высоковольтного оборудования для выявления каких-либо неисправностей.

В случае нахождения в фидерной зоне нескольких единиц ЭПС поднимают токоприемники на них поочередно. Когда видимые неисправности на ЭПС отсутствуют, включают силовые и вспомогательные цепи, контактор отопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов. При наличии напряжения в контактной сети возобновляют движение в тяговом режиме. Если в это время произойдет отключение БВ (ВМ) на тяговой подстанции, то данный факт свидетельствует о наличии короткого замыкания на ЭПС.

ЭЧЦ по истечении двух минут с момента указанного отключения повторно включает БВ (ВМ) на тяговой подстанции с помощью телеуправления или дает приказ об этом дежурному электромеханику подстанции. В случае повторного отключения БВ (ВМ) третье включение выполняют, по истечении трех минут (или через пять минут с момента поочередного подъема токоприемников). Если при этом вновь произойдет отключение БВ (ВМ) на подстанции, подача напряжения в контактную сеть прекращается до получения сообщения с линии от локомотивной бригады об устранении повреждения (отказа) на ЭПС. При обнаружении неисправности электрооборудования машинист немедленно опускает токоприемники на поврежденном электровозе или электропоезде и уведомляет об этом ДНЦЛ или ЭЧЦ в порядке, пре­дусмотренном в п. 2 настоящей инструкции.

8. При питании контактной сети ТЧ отдельным фидером тяговой подстанции его автоматическое повторное включение из работы исключается. После аварийного отключения деповского фидера его включение производится только после сообщения дежурного по депо ЭЧЦ о причине отключения и принятых мерах к исключению повторного отключения. На электрифицированных путях депозапрещается искать места повреждения электрооборудования ЭПС поднятием токоприемника на контактную сеть, находящуюся под напряжением. Ведут поиск мест повреждения, а также проверяютизоляцию силовых цепей ЭПС, находящегося на электрифицированных путях депо, измерительными приборами и средствами для обнаруженияповреждений.

9. Если локомотивная бригада обнаружила впереди по пути следования поезда повреждение контактной сети, которое не позволяет проследовать участок с поднятыми или опущенными токоприемниками, машинист принимает меры к экстренной остановке поезда, опусканию токоприемников и закреплению поезда.

О повреждении контактной сети машинист сообщает машинистам вслед идущих поездов, ДНЦЛ, а ДНЦЛ — ЭЧЦ в порядке, предусмотренном в п. 2 настоящей инструкции.

При обнаружении повреждения контактной сети на соседнем пути машинист сообщает о случившемся машинистам поездов, следующим на этот участок, ДНЦЛ, а ДНЦЛ — ЭЧЦ. ЭЧЦ незамедлительно направляет на место повреждения контактной сети бригаду работников ЭЧК для выполнения восстановительных работ.

10. В случае появления недостатков токосъема (сильное искрение между контактной сетью и токоприемниками, их отрывы вследствие каких-либо неисправностей) машинист сообщает об этом ЭЧЦ порядком, предусмотренном п. 2 настоящей инструкции, а затем меняет рабочие токоприемники.

ЭЧЦ направляет на место неудовлетворительного токосъема работников ЭЧК для проверки состояния контактной сети. Если ненормальный токосъем происходит в результате образования на контактной сети и токоприемниках гололеда, изморози, инея или повышенных токовых нагрузок, машинист поднимает на ЭПС дополнительный токоприемник в соответствии с требованиями Инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации № ЦТ-ЦЭ/844.

11. При обнаружении на пункте технического обслуживания локомотивов (далее — ПТОЛ) и в депо ударов, подбоев на токоприемниках, сколов и трещин угольных вставок, отрывов металлокерамических или металлоуглеродистых накладок, следов взаимодействия контактного провода за пределами рабочей части полоза токоприемника мастер ПТОЛ сообщает об этом ЭЧЦ. Особое внимание при этом обращают на однотипные повреждения угольных вставок, накладок полозов, места их расположения на полозе.

12. По прибытию ЭПС на станцию или в депо составляют первичный акт произвольной формы в двух экземплярах за подписью машиниста (другого представителя ТЧ) и работника ЭЧК (ЭЧ) с указанием характера и причин повреждения или отказа токоприемников или контактной сети. Разрешается при наличии времени составлять первичный акт на месте повреждения или отказа, не допуская при этом задержки поездов. В первичном акте указывают фамилию, имя, отчество машиниста и его помощника, данные о месте, дате и времени повреждения или отказа, сведения о поезде (номер, число осей, масса), серию и номер ЭПС, депо приписки ЭПС и локомотивной бригады.

Подробно излагают, что повреждено на токоприемнике и контактной сети, а также обстоятельства происшедшего: во время движения, стоянки, отправления; при подъеме или опускании токоприемников; каком числе поднятых токоприемников; каких погодных условиях. Указывают другие обстоятельства, а также предполагаемую или уже известную причину повреждения (отказа). При этом недопустимы общие формулировки типа «неправильные действия машиниста», «неисправность электровоза», «неисправность контактной сети» без указания конкретного вида выхода из строя оборудования, узла, детали и неправильных действий машиниста. Допускается запись: «Причину повреждения установить не удалось».

Представители ТЧ и ЭЧК передают совместной комиссии ТЧ и ЭЧ первичные акты и поврежденные части устройств контактной сети (обрезанные концы пережженного или оборванного контактного провода, фиксаторы, струнки, клеммные зажимы, изоляторы и другие детали) и токоприемников (полозы, угольные вставки или токосъемные накладки, каретки, шарнирные узлы, трубы верхних или нижних рам, опорные изоляторы, токоприемников, воздушные полиэтиленовые рукава и другие детали). В акт вносят перечень поврежденных деталей, отобранных для дальнейшего расследования.

13. Расследование повреждений и отказов токоприемников ЭПС, контактной сети в результате неудовлетворительного их взаимодействия проводит комиссия, в которую входят руководители, а также специалисты ТЧ и ЭЧ. Повреждение токоприемников расследуют в соответствии с инструкцией о порядке расследования и учета случаев порч, неисправностей, непланового ремонта, повреждений и отказов ло­комотивов и моторвагонного подвижного состава.

Расследуют случаи повреждений и отказов токоприемников, контактной сети, которые в соответствии с классификацией нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации относятся к случаям брака в работе, в том числе особым, в соответствии с Инструкцией о порядке служебного расследования нарушений безопасности в поездной и маневровой работе на железных дорогах и Инструкцией о порядке расследования и учета случаев порч, неисправностей, непланового ремонта, повреждений и отказов локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Если должностные лица, проводившие расследование брака в работе, не пришли к общему мнению в установлении причины повреждения контактной сети или токоприемников, то такой случай рассматривает главный ревизор по безопасности движения отделения дороги, который в своем заключении принимает решение по отнесению его на ТЧ или ЭЧ. Расследование случая порчи ЭПС с требованием вспомогательного локомотива в пассажирском поезде из-за повреждения (отказа) токоприемника (особый случай брака в работе) возглавляет на месте первый заместитель начальника отделения железной дороги.

14. При выполнении работ, связанных с устранением повреждений токоприемников, восстановлением контактной сети соблюдают требования действующих правил и инструкций.

Инструкция о порядке действий локомотивных бригад и работников участков электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении, утвержденная МПС СССР 09.06.84 г. № ЦТ-ЦЭ/4202, на железных дорогах Российской Федерации не применяется.

Заместитель министра путей сообщения

о порядке использования токоприемников электроподвижного состава

Другие статьи

ВЫПИСКА ИЗ ИНСТРУКЦИИ ЦТ-ЦЭ-844 от г - Лекции - Различные инструкции, памятки, правила для локомотивных

Лекции - Различные инструкции, памятки, правила для локомотивных бригад - файл ВЫПИСКА ИЗ ИНСТРУКЦИИ ЦТ 844.doc ВЫПИСКА ИЗ ИНСТРУКЦИИ ЦТ 844.doc

ВЫПИСКА ИЗ ИНСТРУКЦИИ ЦТ-ЦЭ-844 от 3.08.01 г.

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок использования токоприемников электровозов и электропоездов при различных условиях эксплуатации на железных дорогах МПС России. Она предназначена для работников служб локомотивного хозяйства и служб электрификации железных дорог, связанных с эксплуатацией, текущим ремонтом и техническим обслуживанием токоприемников электровозов и электропоездов. В настоящей Инструкции приведены требования по обеспечению нормального взаимодействия токоприемников и контактной сети, рациональ­ному износу контактных проводов и токосъемных материалов то­ко-приемников, безопасности движения поездов.

5. На участках железных дорог, электрифицированных на переменном токе, грузовые электровозы ВЛ85 (двухсекционные и трехсекционные), ВЛ80 С. ВЛ80 Р (трехсекционные), а также ВЛ80 С (двухсекционные), ВЛ80 Т. ВЛ80 Р. ВЛ60 К. в том числе используе­мые для вождения пассажирских поездов, электровозы ВЛ82, ВЛ82 М. пассажирские электровозы ЧС4, ЧС4 Т. ЧС8, ВЛ60 П / К. ВЛ65, ЭП1 должны осуществлять стоянку с поездом или одиноч­ным порядком, трогание и следование, как правило, при одном поднятом токоприемнике (последнем по ходу движения).

Порядок использования токоприемников электровозов пе­ременного тока, осуществляющих вождение пассажирских поез­дов в период отопительного сезона, при стоянке, трогании и сле­довании поезда, приведен в пункте 15 настоящей Инструкции.

7. Разрешается пересылать электровозы сплотками для ре­гулировки парка на участках их обращения при минусовой темпе­ратуре наружного воздуха в следующем порядке и количестве:

ВЛ85, ВЛ80 С. ВЛ80 Р. ВЛ80 Т. ЧС8 (двухсекционные) - до 5 электровозов включительно с поднятыми задними по ходу движения токоприемниками на каж­дом электровозе сплотки;

ВЛ85, ВЛ80 С. ВЛ80 Р - до 3-х электровозов включительно с поднятыми задними (на по­следней секции) по ходу движения токоприемниками на каждом электровозе сплотки.

В сплотки могут включаться электровозы разных серий од­ного рода тока.

Ведущим локомотивом в сплотке, работающим в тяге, явля­ется первый по ходу движения электровоз. Каждый электровоз, не участвующий в тяге, сопровождается машинистом или помощ­ником машиниста, имеющим право управления электровозом. На этих электровозах должны быть обязательно включены мотор-вентиляторы охлаждения тяговых двигателей.

При пересылке сплотками электровозов серий ЧС2, ЧС2 Т. ЧС4, ЧС4 Т. ЧС6, ЧС200, ВЛ60 К. ВЛ60 П / К. ВЛ65, ЭП1, ВЛ15, ВЛ82, ВЛ82 М для регулировки парка на участках их обращения при минусовой температуре количество электровозов в сплотке, число рабочих токоприемников и другие условия пересылки должны соответствовать инструкции о порядке пересылки локо­мотивов и моторвагонного подвижного состава.

Порядок отключения части тяговых двигателей на отдель­ных секциях электровозов (ведущих) в целях экономии электро­энергии, а также исключения из работы токоприемников (не подлежащих использованию во время движения), другие необхо­димые изменения в электрических схемах при перемещении элек­тровозов сплотками отражаются в местных инструкциях.

8. При выполнении маневров на станциях устанавливается следующий порядок работы токоприемников:

на односекционных, двухсекционных, а также трехсекционных электровозах ВЛ80 С. ВЛ80 Р. ВЛ85, кроме ЧС6, ЧС200, ВЛ15, используется в качестве рабочего любой по ходу движения токоприемник (задний или передний) для исключения опасных перекрытий секционных изоляторов и повреждения воздушных стрелок контактной сети. Допускается на двухсекционных и трехсекционных электровозах использовать в качестве рабочих два токоприемника (на трехсекционных электровозах ВЛ80 С. ВЛ80 Р. ВЛ85 — первый и третий токоприемники по ходу движения);

при двойной тяге на каждом электровозе используются в ка­честве рабочих по одному токоприемнику (передний или задний);

В зимних условиях работы в качестве рабочих используются передние по ходу движения токоприемники.

На станциях стыкования маневровые работы выполняются с использованием на электровозе в качестве рабочего первого по ходу движения токоприемника.

Порядок использования токоприемников в качестве рабочих при производстве маневров на станциях, в том числе на станциях стыкования, должен быть отражен в местных инструкциях..

10. Подъем и опускание токоприемников на электровозах и электропоездах на стоянке осуществляются только при отклю­ченных силовых и вспомогательных цепях, а также контакторах электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоез­дов. Отключение контакторов электроотопления вагонов пасса­жирских поездов производится в порядке, предусмотренном ин­струкцией по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.

Подъем токоприемников на электровозах рекомендуется производить поочередно, если это позволяет электрическая цепь управления токоприемниками.

11. Запрещается подъем токоприемников электровозов и электропоездов при движении по искусственным сооружениям, под спряжениями анкерных участков, секционными изоляторами, воздушными стрелками и на расстоянии менее 70 метров от них.

12. При подъезде к нейтральной вставке у электроподвижного состава выключаются силовые и вспомогательные цепи, контактор электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов. Электроподвижной состав должен иметь ско­рость достаточную для того, чтобы избежать остановки в пределах нейтральной вставки или воздушного промежутка, или секцион­ного изолятора.

Запрещается остановка и стоянка электровозов и электро­поездов с поднятыми токоприемниками в местах токоразделов: на изолирующих спряжениях анкерных участков (воздушных про­межутках) и секционных изоляторах.

При остановке электроподвижного состава на изолирующих спряжениях по разрешению поездного диспетчера, согласован­ному с энергодиспетчером, машинисту разрешается для вывоза поезда с этого места поднимать в качестве рабочего тот токопри­емник, который исключает опасное замыкание разнопотенциальных секций контактной сети.

В случае вынужденной остановки электроподвижного со­става на нейтральной вставке или воздушном промежутке поезд­ной диспетчер совместно с энергодиспетчером (после получения сообщения о точном месте остановки и с учетом конкретных ус­ловий поездной обстановки, профиля пути, массы поезда) при­нимает решение о порядке вывода остановившегося электропод­вижного состава по одному из следующих вариантов:

путем переключения схемы секционирования контактной сети с шунтированием изолирующего сопряжения или подачи напряжения на нейтральную вставку для самостоятельного выезда остановившегося электроподвижного состава с движением по графиковому направлению маршрута следования; с помощью вспомогательного локомотива. Порядок проследования электропоездами нейтральной вставки в случае, если электропоезд не вмещается в пределах ее длины (при вождении сдвоенных электропоездов и в других слу­чаях), устанавливается руководством железной дорога при безус­ловном обеспечении безопасности движения.

13. Разрешается осуществлять подъем токоприемников на электровозах и электропоездах при движении по главным путям станции и на перегоне, а также при следовании для остановки на боковой путь станции после проезда электроподвижным составом стрелки, ведущей на этот путь (при подъеме токоприемников от­ключаются силовые и вспомогательные цепи, а также контакторы электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов):

13.1. При скорости движения до 70 км/ч при одиночной тя­ге одного или двух токоприемников поочередно на электровозе, а на электропоезде до трех токоприемников одновременно.

13.2. При скорости движения до 40 км/ч при двойной тяге одновременно по одному токоприемнику на каждом электровозе и не более трех токоприемников на электропоезде,

13.3. При скорости движения до 30 км/ч при сильном ветре и автоколебаниях (пляске) контактных проводов на электровозе должен быть поднят второй токоприемник. При двойной тяге общее количество поднятых токоприемников должно быть не бо­лее трех, два из которых поднимаются на головном электровозе, а третий (задний по ходу движения) на втором электровозе.

13.4. При скорости движения поезда от 10 до 70 км/ч подъ­ем дополнительного токоприемника с включенными вспомога­тельными машинами.

14. В целях рационального использования токосъемных де­талей токоприемников (металлокерамических или металлоуглеродистых накладок, угольных вставок), обеспечения бесперебойного движения поездов при следовании их в одном направлении на участках обращения длиной 600 км и более на одной из станций участка разрешается производить смену рабочих токоприемников. На трехсекционных электровозах ВЛ80 С. ВЛ80 Р. ВЛ85 третий по ходу дви­жения токоприемник опускается, а первый — поднимается.

Станции, на которых производится смена рабочих токопри­емников, устанавливаются в местных инструкциях.

Толщина токосъемных деталей полозов токоприемников при выпуске электровозов с ТО-2 устанавливается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги. Толщина токосъемных деталей регламентируется в зависимости от длины тя­гового плеча, интенсивности использования электровозов, нали­чия на контактных проводах гололеда и других условий работы с таким расчетом, чтобы с учетом смены рабочих токоприемников при следовании электровоза в одном направлении обеспечить его бесперебойную работу до очередного ТО-2 или ТО-3, или плано­вого текущего ремонта.

15. На пассажирских электровозах переменного тока в пе­риод отопительного сезона при стоянке с поездом поднимаются оба токоприемника.

При стоянке пассажирского поезда продолжительностью до 20 минут при двух поднятых на электровозе токоприемниках (или при одном из-за неисправности второго токоприемника) контак­тор электроотопления вагонов пассажирских поездов на электро­возах переменного и постоянного тока отключается. При боль­шей продолжительности стоянки периодически, с интервалом времени 10 минут, включается и отключается контактор электри­ческого отопления вагонов пассажирских поездов.

Трогание пассажирского поезда электровозами переменного тока в период отопительного сезона осуществляется при двух поднятых токоприемниках.

После достижения поездом скорости 5-10 км/ч первый по ходу движения токоприемник опускается (при отправлении поез­да с бокового пути станции на расстоянии 15-20 м от ближайше­го стрелочного перевода).

Трогание пассажирского поезда электровозами переменного и постоянного тока осуществляется при отключенном контакторе отопления пассажирских вагонов, который включается при дос­тижении поездом скорости 5-10 км/ч.

В случае неисправности одного из токоприемников, в том числе его излома, стоянка и трогание поезда осуществляются при одном токоприемнике до ближайшего основного депо или ПТОЛ, где возможен ремонт неисправного токоприемника. Неисправный токоприемник исключается из работы согласно требованиям ин­струкции о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемни­ков, контактной сети и комиссионном их рассмотрении.

16. При неисправности контактной сети, производстве пла­новых ремонтных и строительных работ, когда проследование электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками не допускается, опускание и подъем токоприемников осуществляет­ся по временным сигнальным знакам в порядке, предусмотрен­ном инструкцией по сигнализации на железных дорогах Россий­ской Федерации.

превышать трех, из них два токоприем­ника поднимаются на головном электровозе, а на заднем элек­тровозе — второй по ходу движения токоприемник.

17. Порядок проследования поездов с опущенными токо­приемниками на электроподвижном составе на двухпутном участ­ке, когда на нем ведутся плановые ремонтные путевые и строи­тельные работы с пропуском поездов по одному из железнодо­рожных путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, устанавливается по временным сигнальным знакам в соответствии с инструкцией по сигнализации на желез­ных дорогах Российской Федерации.

20. В случае внезапного обнаружения повреждения кон­тактной сети, не допускающего проследования электроподвижно­го состава с поднятыми токоприемниками, работником дистан­ции электроснабжения или работником другой службы подается ручной сигнал «Опустить токоприемник». Подача ручного сигна­ла, а также оповестительного сигнала (машинистом электровоза), проследование места повреждения контактной сети и подъем то­коприемников производятся в соответствии с инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

21. При наличии на контактных проводах и токоприемни­ках гололеда (инея, изморози) локомотивными бригадами выпол­няются следующие работы:

21.1. Удаляется гололед (иней, изморозь) с подвижных рам токоприемников во время длительных стоянок электроподвижно­го состава периодическим (через каждые 5—10 минут) поочеред­ным трехкратным подъемом и опусканием токоприемников при выключенных силовых и вспомогательных цепях, а также контак­торе электроотопления вагонов пассажирских поездов и электро­поездов. Если этими действиями не обеспечивается отпадение ле­дяной корки с подвижных рам токоприемника, то токоприемни­ки опускаются, и их очистка производится локомотивной брига­дой по разрешению работников района контактной сети механи­ческим способом с подъемом на крышу электроподвижного со­става при соблюдении требований по охране труда. До начала ра­бот снимается напряжение с контактной сети и производится ее заземление работниками района контактной сети. Порядок подъ­ема на крышу электроподвижного состава и заземления контакт­ной сети должен осуществляться в соответствии с инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети.

21.2. Трогание и следование односекционных и двухсекци­онных электровозов с поездом или резервом, а также передвиже­ние на станциях осуществляется при двух поднятых токоприем­никах, а на трехсекционных электровозах ВЛ80 С. ВЛ80 Р. ВЛ85 при двух токоприемниках (первом и третьем по ходу движения). При двойной тяге общее количество поднятых токоприемников на электровозах не должно

21.3. На электровозах, пересылаемых сплоткой на участках их обращения, на ведущем электровозе поднимается передний по ходу движения токоприемник.

21.4. Перед отправлением поезда после стоянки в течение 10 минут и более электровоз отцепляется от состава и произво­дится очистка контактных проводов от гололеда (инея, изморози) токоприемниками электровоза проездом 2-3 раза в пределах дли­ны, разрешенной дежурным по станции, но не менее 30 метров. Число рабочих токоприемников во время очистки контактных проводов должно соответствовать пункту 21.2 настоящей Инст­рукции.

21.5. При невозможности использования в работе указанно­го в пункте 21.2 количества токоприемников необходимо полу­чить разрешение энергодиспетчера на движение электровоза.

22. При очистке контактных проводов от гололеда с помо­щью вибропантографов и пневмобарабанов они устанавливаются непосредственно на токоприемники типа Т5-М1 (П-5) грузовых электровозов ВЛ10, ВЛ10 У. ВЛ11, ВЛ11 М. ВЛ15, ВЛ82, ВЛ82 М. типа Л-13У1 (ТЛ-13У), Л-1У1-01, П-1У грузовых электровозов ВЛ80 С. ВЛ80 Р. ВЛ80 Т. ВЛ85, ВЛ60 К .

Вибропантографы и пневмобарабаны устанавливаются взамен демонтированного полоза на первом по ходу движения токоприемнике.

Для очистки контактных проводов от гололеда рекомендуется использовать восьмиосные электровозы, а также шестиосные электровозы (при их наличии в парке в распоряжении депо).

23. При стоянке электровозов с поездами, электропоездов на станциях, других раздельных пунктах, перегонах, а также в ожидании работы, отстое электровозов и электропоездов на станциях, пунктах оборота и на деповских путях с поднятыми токоприемниками при температуре окружающего воздуха —35 °С и ниже необходимо через каждые 5—10 минут несколько раз поочередно опускать и поднимать токоприемники при обесточенных силовых и вспомогательных цепях и выключенном контакторе электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов.

24. Порядок работы токоприемников на скоростном элек­троподвижном составе (с учетом типа, количества и взаимного размещения токоприемников, средств защиты высоковольтного оборудования, а также других специфических факторов) отража­ется в специальных инструкциях, утверждаемых МПС России.

25. В соответствии с приведенными в настоящей Инструкции требованиями и с учетом местных особенностей эксплуатации служ­бами локомотивного хозяйства и электроснабжения железных дорог разрабатываются местные инструкции локомотивным бригадам и работникам районов контактной сети о порядке использования то­коприемников электроподвижного состава для различных условий эксплуатации.

При разработке указанных местных инструкций должны соблю­даться требования следующих правил и инструкций:

правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

правила по технике безопасности и производственной санита­рии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава;

правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу;

правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог;

правила электробезопасности для работников железнодо­рожного транспорта на электрифицированных железных дорогах;

инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;

инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации дви­жения на участках обращения скоростных пассажирских поездов;

инструкция о порядке действий локомотивных бригад и ра­ботников дистанций электроснабжения при повреждениях токо­приемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении;

инструкция по безопасности для электромонтеров контакт­ной сети;

типовая инструкция по охране труда для слесарей по ре­монту электроподвижного состава;

типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад.

ВЫПИСКА ИЗ ИНСТРУКЦИИЦТ-ЦЭ-860 от 9.10.01 г.


О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД И РАБОТНИКОВ ДИСТАНЦИЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ТОКОПРИЕМНИКОВ, КОНТАКТНОЙ СЕТИ И КОМИССИОННОМ ИХ РАССМОТРЕНИИ

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок действий локомотивных бригад и работников дистанций электро­снабжения (далее - ЭЧ) по восстановлению в возможно корот­кий срок движения поездов в случае повреждения или отказа то­коприемников электроподвижного состава (далее - ЭПС) или контактной сети.

Настоящая Инструкция распространяется на работников служб локомотивного хозяйства, перевозок, электрификации же­лезных дорог, связанных с эксплуатацией, ремонтом и техниче­ским обслуживанием токоприемников ЭПС и контактной сети.

2. О каждом случае повреждения или отказа в работе токо­приемников электровозов и электропоездов, устройств контакт­ной сети в пути следования или во время стоянки локомотивная бригада по радиосвязи немедленно передает первоначальное со­общение. Такое сообщение передается через дежурного по бли­жайшей железнодорожной станции (далее - ДСП) поездному диспетчеру по локомотивам отделения железной дороги (далее — ДНЦЛ), а ДНЦЛ - энергодиспетчеру отделения железной дороги (далее - ЭЧЦ).

ЭЧЦ сообщает о случившемся руководству отдела электро­снабжения отделения железной дороги, ЭЧ и службы электро­снабжения железной дороги, а ДНЦЛ - старшему дежурному по­мощнику начальника оперативно-распорядительного отдела по ло­комотивам службы перевозок, руководству локомотивного депо (да­лее - ТЧ) приписки локомотивной бригады, а также ТЧ приписки локомотива, службы локомотивного хозяйства железной дороги.

Текст сообщения локомотивной бригады должен быть чет­ким, содержать все данные для принятия решения о порядке вос­становления движения и соответствовать следующему типовому тексту:

"Перегон, железнодорожная станция _________, желез­нодорожный путь № _____, км ___, пикет № ____, парк, горловина _ ___, поезд № _ _, масса поезда ____ т, ло­комотив, электропоезд серия ______, № ____, ТЧ приписки ______, дата _____, время ___ час ____ мин ____, фамилия, имя, отчество машиниста _ _______________, ТЧ приписки локомотивной бригады ________________.

Характер повреждения (отказа) и его последствия

Предполагаемая или уже известная причина повреждения (отказа) _________________________________.

Решение о дальнейших действиях локомотивной бригады ______________________________________.» Примеры сообщения о характере повреждения или отказа:

падение опоры. Препятствие по ____ и _ __ желез­нодорожным путям;

выхлоп воспламеняющихся газов тепловоза, обрыв кон­тактного провода;

обрыв струны контактной сети. Возможен проход ЭПС с опущенными токоприемниками;

обрыв фиксатора контактной сети. Проход с опущенными токоприемниками невозможен;

пережог двух контактных проводов при подъеме токопри­емника на стоянке. Причина — короткое замыкание в крышевом оборудовании ЭПС;

пережог контактного провода. Причина — короткое замы­кание на открытый люк цистерны;

приварка полоза токоприемника к контактному проводу; излом токоприемника на воздушной стрелке __; обрыв контактного провода;

наклон опоры контактной сети и завышенный зигзаг кон­тактного провода.

Сообщение машиниста ДСП подтверждает указанием своей фамилии, даты и времени приема. Фамилию ДСП, дату и время приема сообщения машинист записывает в журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152.

ЭЧЦ организовывает незамедлительный выезд бригады рай­она контактной сети (далее - ЭЧК) на место повреждения токо­приемника или контактной сети для осмотра их состояния и по результатам принимает решение о порядке проследования ЭПС на участке, где было допущено повреждение или отказ.

При отсутствии в составе железной дороги отделений желез­ной дороги или отсутствии связи у ДНЦЛ сообщение о случив­шемся передает в отделение железной дороги приписки локомо­тива старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок же­лезной дороги, на которой допущено повреждение (отказ) и в ТЧ приписки локомотива.

При повреждении или отказе токоприемников ЭПС припис­ки другой железной дороги старший дежурный помощник на­чальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок ставит об этом в известность старшего дежур­ного помощника начальника оперативно-распорядительного от­дела по локомотивам службы перевозок железной дороги припис­ки локомотива. Последний сообщает о повреждении (отказе) ДНЦЛ, а ДНЦЛ - в ТЧ приписки локомотива.

Начальник железной дороги в соответствии с инструктивным указанием о порядке информации о случаях нарушений безопас­ности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах с учетом организационно-штатной структуры железной дороги вправе устанавливать иной порядок передачи первона­чального сообщения о нарушении безопасности движения в соот­ветствующие структурные подразделения железной дороги, отде­лений железных дорог и соответствующим руководителям с уче­том положений правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, иных нормативных актов МПС России.

Порядок передачи первоначального сообщения о поврежде­ниях или отказе токоприемников и контактной сети должен быть установлен в приказе начальника железной дорога (начальников железных дорог, совместно эксплуатирующих ЭПС), издаваемом в соответствии с требованиями инструкции по техническому об­служиванию электровозов и тепловозов в эксплуатации.

Порядок передачи первоначального сообщения о поврежде­нии или отказе токоприемников, контактной сети изучается со всеми причастными специалистами, а их рабочие места обеспечи­ваются выписками из настоящей Инструкции, перечнями адресов, номерами телефонов, по которым следует передавать информацию.

3. В случае повреждения токоприемника или контактной сети машинист принимает меры к остановке поезда с применением экстренного торможения, отключает на ЭПС силовые и вспомо­гательные цепи, контакторы отопления вагонов пассажирских по­ездов и электропоездов, опускает токоприемники. При поврежде­ниях контактной сети, угрожающих поломке оставшихся исправ­ных токоприемников, они опускаются. О вынужденной остановке поезда машинист сообщает по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов и ДСП ближайшей железнодорожной станции. После остановки ЭПС локомотивная бригада проверяет визуально состояние токоприемников и устройств контактной сети путем прохода вдоль электровоза или электропоезда без подъема на крышу ЭПС. О результатах осмотра машинист сообщает ЭЧЦ через ДСП по ближайшей железнодорожной станции.

Если поврежденный токоприемник находится в пределах га­барита и не может в пути следования коснуться контактного про­вода и крыши ЭПС, машинисту разрешается проследовать до же­лезнодорожной станции назначения или пункта смены локомоти­ва на исправных токоприемниках. Поврежденный токоприемник предварительно отключается от силовой цепи высоковольтным разъединителем (где они предусмотрены конструкцией ЭПС). Кроме того, перекрывается кран подвода воздуха к электропнев­матическому клапану поврежденного токоприемника.

При необходимости увязки токоприемника поезд доводится до ближайшей железнодорожной станции, если это не угрожает безопасности движения поездов. В противном случае работа по увязке токоприемника выполняется на месте его повреждения. Увязке подлежит и токоприемник с отсутствующим по каким-либо причинам полозом. Для увязки токоприемника, восстанов­ления поврежденной контактной сети ЭЧЦ организует немедлен­ный выезд на место повреждения работников ЭЧК. Работы по осмотру и увязке токоприемника производятся под руководством работника ЭЧК в соответствии с инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети. Работники ЭЧ приступают к восстановительным работам на контактной сети только после получения от ЭЧЦ приказа на производство работ. ЭЧЦ через ДСП или ДНЦЛ уведомляет машиниста о снятии напряжения с контактной сети на месте повреждения. Порядок подъема на крышу ЭПС для осмотра токоприемников должен соответство­вать инструкции по безопасности для электромонтеров контакт­ной сети. Машинист совместно с работником ЭЧК увязывает то­коприемник после снятия напряжения и заземления контактной сети с двух сторон от места производства работ на ЭПС работни­ками ЭЧК. Заземление контактной сети выполняется в соответст­вии с инструкцией по безопасности для электромонтеров кон­тактной сети.

Работники ЭЧК допускаются на крышу ЭПС только после предъявления машинисту удостоверения на право производства работ на контактной сети. Первым на крышу ЭПС поднимается работник ЭЧК. Ответственным за качество увязки токоприемни­ков и техническое состояние другого крышевого оборудования является машинист. При обнаружении на крыше электровоза по­врежденного электрического оборудования (пробой или перекры­тие напряжением их изоляции), которое невозможно исключить из работы с помощью высоковольтного наружного разъединителя, производится отсоединение гиб гибкого шунта в электрической цепи токоприемника между секциями электровоза. Шунт отсоединяет­ся от секции, у которой электрическая цепь токоприемника (то­коприемников при работе электровозов ВЛ11, ВЛ11 М. ВЛ80 С. ВЛ80 Р. ВЛ85 в составе трех секций) будет находиться под напря­жением при подъеме исправных токоприемников. Отсоединен­ный шунт закрепляется. По окончании осмотра и увязки токо­приемников, ремонта контактной сети работник ЭЧК снимает за­земляющие штанги в присутствии машиниста или его помощника и дает уведомление об этом ЭЧЦ. Поезд после увязки токопри­емника доводится до станции назначения или пункта смены ло­комотива.

Число рабочих токоприемников ЭПС (при отключении от силовой цепи поврежденных токоприемников) должно соответст­вовать инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуата­ции. В случае несоответствия — машинист вызывает вспомога­тельный локомотив для дальнейшего движения поезда. Необхо­димость в вызове вспомогательного локомотива машинист ЭПС определяет заранее с тем, чтобы не допустить неоправданную за­держку движения поездов. Работы по ремонту контактной сети должны производиться в возможно короткие сроки с применени­ем вариантов ускоренного восстановления контактной сети.

4. При повреждениях контактной сети, позволяющих движе­ние ЭПС с опущенными токоприемниками, машинист сообщает ДНЦЛ, а последний — ЭЧЦ номер железнодорожного пути, ки­лометр, номер пикета и номер опор начала и конца поврежденного участка контактной сети. В местах, не допускающих проследование ЭПС с поднятыми токоприемниками (при неисправности кон­тактной сети, а также при производстве плановых ремонтных и строительных работ), работники ЭЧК устанавливают временные сигнальные знаки с отражателями в соответствии с инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

В случае внезапного обнаружения повреждения контактной се­ти, не допускающего проследования ЭПС с поднятыми токоприем­никами, работник ЭЧ (или работник другой службы), обнаружив­ший это повреждение, подает ручной сигнал "Опустить токоприем­ник". Машинист опускает токоприемники и проследует место по­вреждения с выполнением требований, предусмотренных инструк­цией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

5. При повреждениях контактной сети, токоприемников и дру­гого крышевого оборудования, при которых движение поезда невоз­можно (вынужденная остановка поезда на перегоне), машинист и другие работники действуют в порядке, предусмотренном пунктом 16.43 правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. После закрепления поезда машинист немедленно со­общает о повреждениях токоприемников и контактной сети долж­ностным лицам, указанным в пункте 2 настоящей Инструкции.

ЭЧЦ организует немедленный выезд на место повреждения работников ЭЧК для увязки токоприемников и восстановления контактной сети в соответствии с инструкцией о порядке восста­новления поврежденной контактной сети. Число рабочих токо­приемников на ЭПС должно соответствовать инструкции о по­рядке использования токоприемников при различных условиях эксплуатации.

Работники ЭЧК совместно с локомотивной бригадой опреде­ляют возможность дальнейшего следования ЭПС и принимают необходимые меры к быстрейшему освобождению перегона и от­крытию движения поездов с поднятыми или опушенными токо­приемниками.

6. В случае возникновения короткого замыкания из-за пробоя или перекрытия электрической дугой изоляции крышевого обо­рудования ЭПС, вызвавшего срабатывание защиты на тяговой подстанции, машинист сообщает об этом немедленно ДНЦЛ и ЭЧЦ в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей Инст­рукции. ЭЧЦ принимает безотлагательные меры по осмотру ра­ботниками ЭЧК устройств контактной сети, чтобы убедиться в отсутствии возможных поджогов контактных проводов.

7. При снятии напряжения в контактной сети локомотивные бригады и работники ЭЧ выполняют следующие действия:

7.1. В интервале времени до одной минуты включительно проверяется состояние устройств контактной сети и токоприемников, включается быстродействующий выключатель (далее — БВ) или масляный выключатель (далее - ВМ) на тяговой под­станции.

В случае повреждения контактной сети или токоприемников машинист действует в порядке, предусмотренном пунктом 3 на­стоящей Инструкции.

При отсутствии повреждения токоприемников и контактной сети движение поезда в фидерной зоне, с которой снималось на­пряжение в контактной сети, осуществляется по инерции с от­ключенными тяговыми двигателями, вспомогательными машина­ми и контактором отопления вагонов пассажирских поездов. Машинист контролирует показание киловольтметра контактной сети. При успешной подаче напряжения в контактную сеть дви­жение поезда возобновляется в тяговом режиме.

7.2. В интервале времени от первой до второй минуты вклю­чительно опускаются токоприемники со снятием нагрузки на всем ЭПС, с которого снималось напряжение, в случае неуспеш­ной подачи напряжения в контактную сеть с тяговой подстанции.

7.3. В интервале времени с 2 до 4 минут включительно после опускания токоприемников на ЭПС проверяется исправность устройств электроснабжения, и производится остановка поезда (при условии, что поезд не потребовалось остановить ранее) в порядке, предусмотренном пунктом 16.43 правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; включает­ся БВ (ВМ) на тяговой подстанции и подается напряжение в кон­тактную сеть для проверки состояния ее изоляции. Успешное включение БВ (ВМ) свидетельствует об исправном состоянии устройств электроснабжения.

7.4. В интервале времени от 4 до 10 минут после первого сня­тия напряжения с контактной сети локомотивные бригады при­ступают по указанию ДНЦЛ на перегонах и ДСП на станциях к поочередному подъему токоприемников на ЭПС. При этом вни­мательно наблюдают за состоянием токоприемников, другого крышевого электрооборудования, а также за подвагонным высо­ковольтным оборудованием для выявления неисправности элек­трооборудования. При нахождении в фидерной зоне нескольких единиц ЭПС подъем токоприемников ведется на них поочередно на каждой единице ЭПС. При отсутствии видимых неисправно­стей на ЭПС включаются силовые и вспомогательные цепи, контактор отопления вагонов пассажирских поездов и электропоез­дов. При наличии напряжения в контактной сети возобновляется движение в тяговом режиме. Если в это время произойдет отклю­чение БВ (ВМ) на тяговой подстанции, это будет свидетельство­вать о наличии короткого замыкания на ЭПС.

ЭЧЦ по истечении 2-х минут с момента указанного отключе­ния повторно включает БВ (ВМ) на тяговой подстанции по теле­управлению или дает приказ об этом дежурному электромеханику подстанции. В случае повторного отключения БВ (ВМ) третье включение осуществляется по истечении 3-х минут (или через 5 минут с момента поочередного подъема токоприемников). Если при этом произойдет вновь отключение БВ (ВМ) на подстанции, подача напряжения в контактную сеть прекращается до получе­ния сообщения с линии от локомотивной бригады об устранении повреждения (отказа) на ЭПС.

При обнаружении неисправности электрооборудования ма­шинист немедленно опускает токоприемники на поврежденном электровозе или электропоезде и уведомляет об этом ДНЦЛ или ЭЧЦ в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящей Инст­рукции.

В зависимости от рода тока, типа электроподвижного состава, местных условий эксплуатации начальнику службы локомотивно­го хозяйства и начальнику службы электроснабжения железной дороги разрешается совместно устанавливать иной порядок дей­ствий локомотивных бригад, ДСП, ДНЦЛ, ЭЧЦ, ЭЧ, ЭЧК по отысканию повреждений на ЭПС и контактной сети, восстанов­лению движения поездов в случае снятии напряжения с контакт­ной сети.

8. При питании контактной сети ТЧ отдельным фидером тя­говой подстанции его автоматическое повторное включение из работы исключается. После аварийного отключения деповского фидера его включение производится только после сообщения де­журного по ТЧ ЭЧЦ о причине отключения и принятых мерах к недопущению повторного отключения. На электрифицированных железнодорожных путях ТЧ запрещается производить поиск мес­та повреждения электрооборудования ЭПС поднятием токопри­емника на контактную сеть, находящуюся под напряжением. По­иск места повреждения, а также проверка изоляции силовых це­пей ЭПС, находящегося на электрифицированных железнодорожных путях ТЧ, должны производиться измерительными при­борами и средствами по обнаружению повреждения.

9. Если локомотивная бригада обнаружила повреждение кон­тактной сети впереди по пути следования поезда, не позволяющее проследовать поврежденный участок с поднятыми или опущен­ными токоприемниками, машинист принимает меры к экстрен­ной остановке поезда, опусканию токоприемников и закрепле­нию поезда.

О повреждении контактной сети машинист сообщает маши­нистам вслед идущих поездов, ДНЦЛ, а ДНЦЛ — ЭЧЦ в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящей Инструкции.

При обнаружении повреждения контактной сети на соседнем же­лезнодорожном пути машинист сообщает о случившемся повреждении машинистам поездов, следующим на поврежденный участок, ДНЦЛ, а ДНЦЛ - ЭЧЦ.

ЭЧЦ незамедлительно направляет на место повреждения кон­тактной сети бригаду работников ЭЧК для производства восста­новительных работ.

10. Во время движения с появлением ненормального токо­съема (сильное искрение между контактной сетью и токоприем­никами, отрывы токоприемников вследствие неисправности кон­тактной сети или токоприемников) машинист сообщает об этом ЭЧЦ, в порядке, предусмотренном пунктом 2 на настоящей Инст­рукции, и производит смену токоприемников: работавшие токо­приемники опускаются, а не работавшие поднимаются.

ЭЧЦ направляет на место ненормального токосъема работни­ков ЭЧК для проверки ее состояния.

Если ненормальный токосъем происходит в результате обра­зования на контактной сети и токоприемниках гололеда, изморо­зи, инея или повышенных токовых нагрузок, машинист поднима­ет на ЭПС дополнительный токоприемник в соответствии с тре­бованиями инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации.

11. При обнаружении на пункте технического обслуживания локомотивов (далее - ПТОЛ) и в ТЧ ударов, подбоев на токопри­емниках, сколов и трещин угольных вставок, отрывов металлокерамических или металлоуглеродистых накладок, следов взаимо­действия контактного провода за пределами рабочей части полоза токоприемника мастер ПТОЛ сообщает об этом ЭЧЦ. Особое внимание при этом обращается на однотипные повреждения угольных вставок, накладок полозов, места их расположения на полозе. Об этом делается отметка в специально заведенном жур­нале с указанием даты, времени, характера нарушения, фамилии ЭЧЦ, которому передано сообщение.

ЭЧЦ немедленно организовывает внеочередной осмотр кон­тактной сети с целью выявления и устранения ее неисправностей и о принятых мерах уведомляет ТЧ.

12. По прибытию ЭПС на станцию или в ТЧ составляется первичный акт произвольной формы в двух экземплярах за под­писью машиниста или представителя ТЧ и работника ЭЧК (ЭЧ) с указанием характера повреждения или отказа и причин, вызвав­ших повреждение или отказ токоприемников или контактной се­ти. Разрешается при наличии времени составлять первичный акт на месте повреждения или отказа, не допуская при этом неоправ­данной задержки поездов. В первичном акте указываются фами­лия, имя, отчество машиниста и его помощника, данные о месте, дате и времени повреждения или отказа, сведения о поезде (но­мер, число осей, масса), серия и номер ЭПС, ТЧ приписки ЭПС и ТЧ приписки локомотивной бригады. Подробно излагается, что повреждено на токоприемнике и контактной сети, а также об­стоятельства, при которых произошло повреждение (отказ) токо­приемников или контактной сети: во время движения, стоянки, отправления; при подъеме или опускании токоприемников; при каком количестве поднятых токоприемников; при каких погод­ных условиях и другие обстоятельства, а также предполагаемая или уже известная причина повреждения (отказа). При этом не­допустимы общие формулировки типа "неправильные действия машиниста", "неисправность электровоза", "неисправность кон­тактной сети" без указания конкретного вида неисправности обо­рудования, узла, детали и неправильных действий машиниста. До­пускается запись: "Причину повреждения установить не удалось". Представители ТЧ и ЭЧК передают комиссии ТЧ и ЭЧ пер­вичные акты и поврежденные части устройств контактной сети (обрезанные концы пережженного или оборванного контактного провода, фиксаторы, струнки, клеммные зажимы, изоляторы и другие детали) и токоприемников (полозы, угольные вставки или токосъемные накладки, каретки, шарнирные узлы, трубы верхних или нижних рам, опорные изоляторы токоприемников, воздушные полиэтиленовые рукава и другие детали). В акт вносят пере­чень поврежденных деталей, отобранных для дальнейшего рассле­дования.

13. Расследование повреждений и отказов токоприемников ЭПС, контактной сети в результате неудовлетворительного их взаимодействия проводится комиссией, в которую входят руково­дители ТЧ и ЭЧ, а также специалисты ТЧ и ЭЧ.

Расследование повреждений и отказов токоприемников осу­ществляется в соответствии с инструкцией о порядке расследова­ния и учета случаев порч, неисправностей, непланового ремонта, повреждений и отказов локомотивов и моторвагонного подвиж­ного состава.

Расследование случаев повреждений и отказов токоприемни­ков, контактной сети, которые в соответствии с классификацией нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе мл житных дорогах Российской Федерации относятся к особым случаям брака и работе и случаям брака в работе, производится н соответствии с инструкцией о порядке служебного рас­следовании нарушений безопасности в поездной и маневровой работе на железных дорогах и инструкцией о порядке расследова­ния и учета случаев порч, неисправностей, непланового ремонта, повреждений и отказов локомотивов и моторвагонного подвиж­ного состава.

Если должностные лица, проводившие расследование брака в работе, не пришли к общему мнению в установлении причины повреждения контактной сети или токоприемников, то такие слу­чаи рассматриваются главным ревизором по безопасности движе­ния отделения железной дороги, который в своем заключении принимает решение по отнесению случая брака в работе на ТЧ или ЭЧ.

Расследование случая порчи ЭПС с требованием вспомога­тельного локомотива в пассажирском поезде из-за повреждения (отказа) токоприемника (особый случай брака в работе) возглав­ляет на месте первый заместитель начальника отделения желез­ной дороги.

Если особый случай брака в поездной и маневровой работе произошел из-за повреждения или отказа токоприемников или контактной сети на участке железной дороги, где отсутствует отделение железной дороги, то возглавляет расследование этого случая один из заместителей начальника железной дороги.

14. При выполнении работ по устранению повреждений то­коприемников, восстановлению контактной сети должны соблю­даться требования следующих правил и инструкций:

правила технической эксплуатации железных дорог Россий­ской Федерации;

правила по технике безопасности и производственной сани­тарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава;

правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу;

правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог;

правила электробезопасности для работников железнодорож­ного транспорта на электрифицированных путях;

инструкция о порядке восстановления повреждений контакт­ной сети;

инструкция по сигнализации на железных дорогах Россий­ской Федерации;

инструкция по безопасности для электромонтеров контакт­ной сети;

типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад;

типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава.