Категория: Руководства
Организовать и провести классные часы и праздники:
«Урок мира. Это гордое слово – победа»
« 5 октября- Международный день учителя»
«Вечер посвящение в студенты»
Проведение классного часа на тему: «1октября- день пожилых людей».
Проведение классного часа на тему: «30 октября - День памяти жертв политических репрессий.»
Проведение классного часа на тему: «9 ноября - день конституции».
Проведение классного часа на тему: «21 ноября – День всемирного приветствия!».
«Встреча нового года»
Проведение классного часа на тему: «15 февраля – День памяти воинов интернациолистов».
Проведение классного часа на тему: «23 февраля – День защитников отечества».
«Международный женский день»
«Да будет смех» вечер юмора
Проведение классного часа на тему: «Да будет смех!».
«1 мая – праздник весны и труда».
Проведение классного часа на тему: «15 мая – день семьи».
Проведение классного часа на тему: «1 июня – День защиты детей».
Проведение классного часа на тему: « 12 июня – День России.»
Проведение в группах классных часов по профилактике наркомании, алкоголизма, токсикомании, табакокурения, пропаганде здорового образа жизни, по формированию негативного отношения к курительным смесям
Проведение классного часа на тему: «16 ноября - НЕТ вредным привычкам!»
Проведение классного часа на тему: «Подсевшие на игру».
Проведение классного часа на тему: «Токсикомания».
Проведение классного часа на тему: «Подростковая преступность».
Проведение классного часа на тему: «1 марта – День борьбы с наркоманией!».
Проведение классного часа на тему«День борьбы со СПИДом».
Проведение классного часа на тему: «Опасный секс».
Должностная инструкция классного руководителя
1. Общие положения
1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом колледжа, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения региона.
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором колледжа. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на преподавателя, не имеющего группы.
1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.
2. Функции классного руководителя
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. Организация деятельности группового коллектива.
2.2. Организация учебной работы группового коллектива и отдельных студентов.
2.3. Организация внеучебной жизни группы.
2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании студентов.
2.5. Социальная защита студентов.
2.6. Работа с родителями.
3. Должностные обязанности классного руководителя
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал.
3.2. Ведет личные дела студентов и следит за их состоянием.
3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет студентов группы в совет колледжа, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.
3.4. Организует дежурство по колледжу, кабинетам.
3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.
3.7. Заботится о финансовом обеспечении групповых нужд (групповой фонд, оплата различных услуг и т. д.).
3.8. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует студентов, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.
3.9. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.
3.10. Координирует деятельность преподавателей, работающих в группе.
3.11. Работает с зачетными книжками, контактирует с родителями по поводу успеваемости студентов.
3.12. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора студентов (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).
3.13. Привлекает психолога для работы со студентами (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).
3.14. Создает положительный микроклимат в группе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
3.15. Организует творческие дела в группе с привлечением отдельных студентов или всегй группы.
3.16. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого студента, укрепляет здоровье студентов, вовлекает студентов в физкультурную, спортивную работу.
3.17. Помогает деятельности различных общественных организаций.
3.18. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с группой (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.
3.19. Изучает личность студента в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения преподавателей, работающих в группе, и родителей.
3.20. Работает с характеристиками студентов.
3.21. Обеспечивает охрану и защиту прав студентов, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в группе. Сотрудничает с социальным педагогом.
3.22. Выявляет и ведет учет студентов социально незащищенных категорий.
3.23. Выявляет и ведет учет студентов из неблагополучных семей.
3.24. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ).
3.25. Проводит тематические родительские собрания один раз в семестр.
3.27. Изучает условия воспитания в семье.
3.28. Работает с родителями индивидуально.
3.29. Влияет на общение ребят с родителями
Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют классному руководителю оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:
- проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в колледже, профессиональному ориентированию;
- ознакомление классного руководителя с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;
- изучение формирующейся системы межличностных отношений в учебной группе;
- развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
- оказание помощи в научной организации труда студентов;
- оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
Перечислим основные задачи, стоящие перед классным руководителем на начальном этапе формирования профессиональных интересов учащихся нового набора:
- выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение;
- определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии;
- определение степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
- диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.
Классному руководителю необходимо основное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие у студентов познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов, например, посещение научно-технических выставок, предприятий и заводов соответствующего профиля и т.п.
Авторы многих исследований отмечают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
При выполнении перечисленных задач основой деятельности классного руководителя выступает планирование, содержащее алгоритм работы и общую логику его деятельности с учебной группой, в целом отражающие требования к его работе.
Среди требований к классному руководителю можно перечислить следующие:
1. Постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента.
2. Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов: проверка журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями.
3. Помощь в вопросах, связанных учебным расписанием, занятиями, сессией.
4. Знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе.
5. Привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов.
6. Приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации.
7. Индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в колледже, так и с теми, кто стремиться к более глубокому изучению учебных дисциплин. Вопросам взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями, личным проблемам студентов классный руководитель также должен уделять внимание.
8. Работа с родителями: доведение до их сведения необходимой информации о посещаемости (не посещаемости), успеваемости (неуспеваемости), поведении студента в колледже.
9. Этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил внутреннего распорядка в колледже; привитие интереса к культуре и искусству.
Общие подходы к работе классного руководителя:
1. Заочное знакомство с группой
Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа классного руководителя в этот период заключается в подготовки списка группы (занесением его в журнал классного руководителя), ознакомление с личными делами студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам). Всю необходимую информацию занести в журнал классного руководителя на листы для заметок.
2. 1 сентября: девиз дня – «Мы вам рады»
В первый учебный день классного руководителя:
– присутствует вместе со студентами группы на торжественном собрании первокурсников (как на факультете, так и на общеуниверситетской);
– помогает разобраться с учебным расписанием;
– организует первое знакомство с группой;
– представляет преподавателей, которые ведут занятия в группе в этот день (а лучше, если представить всех преподавателей перед их первым занятием в группе);
– проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах колледжа;
– настраивает студентов на серьезное и ответственное отношение к учебе, к жизни в колледже, бережное отношение к материальным ценностям предоставленным в их пользование (мебель, оборудование, литература и т.д.).
Желательно, чтобы классный руководитель провел большую часть дня 1 сентября с группой: это поможет вам быстрее узнать студентов, а им чувствовать себя увереннее.
3. Знакомство с колледжем, специальностью
Знакомить студентов с колледжем (историей, традициями, особенностями, требованиями к студентам) можно начать уже 1 сентября и продолжить в течение ближайших месяцев.
Знакомить студентов с учебным заведением и специальностью можно следующим образом:
– заочное знакомство: беседы с группой, просмотр фильма об истории колледжа и отделения данной специальности;
– экскурсия по колледжу, по наиболее интересным и необходимым для студентов местам (главный корпус, актовый зал, спорткомплекс, библиотека и т.д.);
– знакомство со студенческой жизнью в колледже: с системой студенческого самоуправления, с подразделениями воспитательной системы, с общественными организациями;
– знакомство и пояснение Устава колледжа, прав и обязанностей студентов.
4. Знакомство в группе
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы необходимо провести знакомство студентов в группе.
Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, классному руководителю получить максимальное количество информации о студентах.
Для того чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя-качество», «Я не умею» и др.). Можно знакомиться просто во время беседы: задавать вопросы и вызывать к ответу различных студентов. Главное для классного руководителя во время проведения знакомства внимательно наблюдать за группой (наблюдения необходимо затем занести в журнал куратора).
Можно обратиться в психологическую службу колледжа, чтобы педагог-психолог провел тренинг «Знакомство», во время которого в живой и непринужденной форме студенты смогли бы познакомиться друг с другом, наладить общение. Проведение в группе бесед и тренинговых занятий под руководством психолога позволит снизить уровень тревожности, возникающей у большинства первокурсников в первые месяцы адаптации, и поможет студентам развить коммуникативные способности и навыки, расширить круг их психологических знаний и представлений.
5. Выбор актива группы
Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время может быть назначен временный староста). Состав актива группы зависит от существующей системы студенческого самоуправления. В любом случае актив группы представляют староста, заместитель старосты и профорг.
Выборы актива проводит классный руководитель или временный староста в присутствии классного руководителя. До того как проводить выборы, необходимо познакомить студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Также необходимо сразу сказать студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. И не забудьте провести перевыборы в апреле-мае месяце!
Задача классного руководителя во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется вам не верным).
6. Классный час
Классный час проводится один раз в неделю. Тематика классного часа:
– решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
– обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
– встречи с выпускниками колледжа, специалистами, представителями общественными организаций и др.;
– проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
– индивидуальные беседы со студентами по возникающим проблемам.
Классный руководитель может приглашать в группу на классный час психолога по темам, разработанным в психологической службе колледжа или со своими предложениями.
7. Мероприятия с группой
Кроме классного часа преподавателю необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых на отделении и в колледже.
Классный руководитель в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Направления данных мероприятий:
– посещение культурных мест нашего города: театров, выставок, музеев;
– спортивные (футбол, волейбол, лыжные прогулки и т.д.);
– пешие походы, выезды на природу;
– поездки в другие города, по историческим местам;
– интеллектуальные игры;
– Дни именинников;
– издание настенной газеты;
– мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников;
– дискуссионные клубы и др.
8. Подведение итогов первого семестра и учебного года
Подведение итогов проводится на собрании группы в конце учебного семестра. Итоги подводятся по нескольким позициям:
– успеваемость;
– посещаемость;
– социальная активность студентов;
– сплоченность коллектива, возникающие в этом плане проблемы;
– перевыборы актива группы (в конце учебного года);
– степень реализации поставленных целей и задач.
Отчет классного руководителя.
По окончании каждого учебного семестра необходимо составить письменный отчет и сдать его заместителю директора по воспитательной работе.
1.Общие сведения о группе:
- курс, специальность;
- количественный, половозрастной состав группы;
- социальная характеристика группы (городские/сельские, малообеспеченные, благополучные/неблагополучные семьи и т.п.);
- успеваемость студентов группы (заинтересованность в учебе, способности, динамика успеваемости за год)
- социометрическая и психологическая характеристика группы (взаимоотношения в коллективе, группы общения, интересы студентов, уровень ответственности, активности и т.д.).
2. Проведенная классным руководителем работа:
- периодичность работы с группой
- план работы: мероприятия и дела, индивидуальная работа со студентами группы (если проводились).
- анализ проведенной работы со студентами: какой эффект дали проведенные мероприятия, беседы, классные часы, индивидуальная работа (если проводилась).
- работа с родителями (проводилась ли, дала ли эффект и т.д.)
3. Выводы о проделанной работе, пожелания.
Отчет составляется согласно схеме в произвольной форме (текстовый вариант, таблицы, графики и т.д.).
Горбова Татьяна Леонидовна
преподаватель, классный руководитель
КОГОБУ СПО «Кировский авиационный техникум»
(8332) 36-58-95
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются:
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
- духовности и культуры;
- способности к успешной социализации в обществе;
- активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в образовательном учреждении среднего профессионального образования выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Вот уже более 10 лет я работаю в техникуме. За это время я выпустила три группы. Сейчас являюсь классным руководителем снова первого курса. В своей работе я, как классный руководитель, опираясь на свой педагогический опыт, руководствуюсь Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом техникума. В нашем техникуме разработаны Положения о классном руководителе, о режиме занятий, об организации внутритехникумовского управления и контроля за образовательным процессом, о педагогическом совете, о стипендиальной комиссии, о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, о совете профилактики, о дежурстве, о старосте учебной группы, о студенческом общежитии в КОГОБУ СПО «Кировский авиационный техникум», которые содержат должностные инструкции классного руководителя и оказывают большую помощь в работе.
Согласно «Положению о классном руководителе» классный руководитель назначается приказом директора техникума, по представлению заместителя директора по воспитательной работе, для управления развитием личности студента через организацию учебно-воспитательного процесса в группе, а именно:
- создание благоприятной среды;
- организацию всех видов деятельности;
- коррекцию индивидуального развития личности.
Основное назначение классного руководителя состоит в обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной работы с закрепленной группой, направленной на создание условий для самореализации и самореализации личности студента, его успешной социализации в обществе.
Уже первого сентября, в День знаний, я, как классный руководитель, знакомлю первокурсников с нормативными документами техникума. Это основные положения Устава, права и обязанности обучающихся, внутренняя организация в учебной группе, обязанности старосты группы, поощрения и взыскания, стипендиальное обеспечение обучающихся. Иногородних студентов, проживающих в общежитии, обязательно знакомлю с правилами пользования общежитием, с их основными правами и обязанностями.
В дальнейшем классный руководитель проводит всю воспитательную работу под руководством заведующего отделением, в тесном контакте с социальным педагогом, преподавателями, мастерами производственного обучения, воспитателями общежития и родителями студентов, в том числе и в период всех видов практики.
Непосредственное руководство и контроль деятельности классных руководителей возлагается на заведующих отделениями.
Организацию, общее руководство и координацию всей воспитательной работой в техникуме осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
По «Положению о классном руководителе» в обязанности классного руководителя входят аналитические функции.
- классный руководитель анализирует, определяет задачи и перспективы воспитательной работы с группой;
- составляет семестровый или годовой план воспитательной работы в соответствии с комплексной программой развития техникума, планом учебно-воспитательной работы на год;
- анализирует и оказывает помощь в регулировании взаимоотношений между студентами, родителями и преподавателями.
Классный руководитель организует учебный процесс в группе, контролирует посещаемость и успеваемость студентов.
Также ведет документацию:
- контролирует ведение учебного журнала группы;
- ведет журнал классного руководителя;
- оформляет ведомости текущей и итоговой аттестации;
- контролирует ведение и заполнение зачетных книжек;
- заполняет личные карточки студентов, ежегодно пишет характеристики на студентов;
- готовит и представляет материалы для работы Стипендиальной комиссии.
Работа классного руководителя с группой
- Классный руководитель организует воспитательную работу в группе в соответствии с планом работы, который составляется в начале года на первый семестр и вторая часть в начале второго семестра, согласуется с общетехникумовским планом и обсуждается с обучающимися.
- Педагог создает актив группы, оказывает помощь в его работе.
- Классный руководитель выбирает старосту группы, руководствуясь при выборе своим профессиональным опытом и материалами личных дел студентов. Староста подлежит утверждению приказом техникума, избирается на учебный год и подчиняется непосредственно классному руководителю. В случае неудовлетворительной работы староста учебной группы может быть снят с должности решением заведующего отделением на основании служебной записки классного руководителя. Обучающиеся выбирают заместителя старосты; учебный сектор, который оказывает помощь в подведении итогов успеваемости за каждый месяц; редколлегию, физорга, культмассовый, трудовой и информационный сектор. В течение ученого года классный руководитель организует, направляет, корректирует работу актива группы.
- При необходимости организует дежурство по техникуму, которое организовано с целью обеспечения порядка и безопасности в здании, контроля соблюдения правил техники безопасности и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических требований, а так же правил поведения студентов в соответствии с Уставом техникума, Правилами внутреннего распорядка. Классный руководитель и студенты дежурной группы осуществляют контроль за соблюдением выполнения приказа «О запрещении курения табака в здании техникума, употребления наркотических смесей, распития спиртных напитков». Согласно «Положению о дежурстве», на классного руководителя возлагается ответственность за выполнение данного положения, обеспечение четко организованной работы дежурной группы, проведением инструктажа и строгое выполнение правил техники безопасности. Дежурный классный руководитель контролирует соблюдение выполнения правил внутреннего распорядка в здании техникума, чистоты в коридорах и рекреациях, режима экономии электроэнергии.
- Классный руководитель организует участие группы в общетехникумовских мероприятиях, в том числе хозяйственного характера. На первом курсе, в начале учебного года, проходят дни адаптации студентов — первокурсников; посвящение в студенты, дни здоровья. Студенты участвуют в различных трудовых делах техникума.
- Осуществляет индивидуальную работу со студентами, требующими особого внимания. Это и неуспевающие, и пропускающие занятия без уважительных причин, и студенты, оставшиеся без попечения родителей.
- Классный руководитель проводит большую работу по профилактике здорового образа жизни. На классных тематических часах проводим беседы о вреде курения, профилактике алкоголя, токсикомании, наркомании. Участвовали в общетехникумовском мероприятии «Нет СПИДу!». Я, как классный руководитель, провожу индивидуальные беседы с курильщиками, обязательно ставлю в известность родителей. Классный руководитель работает тесно с медицинскими работниками техникума, оказывает помощь в организации диспансеризации и других форм медицинского обслуживания студентов.
- Каждый месяц подводятся промежуточные итоги успеваемости, а также пропуски занятий как по уважительным, так и не по уважительным причинам. Классный руководитель представляет в Стипендиальную комиссию, Совет профилактики предложения о поощрении студентов (за успехи и высокие результаты в учебе, общественно-полезной жизни) и наложение дисциплинарных взысканий за нарушение Правил внутреннего распорядка.
- Классный руководитель совместно с социальным педагогом обеспечивает в пределах компетенции контроль соблюдения законодательства по охране и защите прав студентов, оставшихся без попечения родителей.
- В обязанность классного руководителя входит наблюдение за поведением "трудных" подростков, студентов "группы риска" и состоящих на учете в ОППН и на внутритехникумовском учете. Педагог организует работу группы по выполнению Устава техникума в части, касающейся студентов, нарушающими Устав техникума, правила внутреннего распорядка, а так же совершивших административные правонарушения или уголовные преступления. Одной из форм организации и управления профилактической работой в техникуме является Совет профилактики, который осуществляет координацию и контроль за работой педагогического коллектива по профилактике правонарушений; принимает меры дисциплинарного взыскания к студентам, имеющим нарушения. Классный руководитель отчитывается по профилактике правонарушений перед Советом профилактики. В свою очередь Совет профилактики проводит информационно-методическую работу с классными руководителями.
Классный руководитель организует работу с родителями, устанавливает связь техникума и семьи:
- изучает условия семейного воспитания.
Еще в августе, знакомясь с личными делами первокурсников, обращаю внимание на состав семьи: полная или неполная, сколько детей в семье, занятость родителей. На первом классном часе провожу анкетирование студентов. Одним из пунктов которого является провождение свободного времени как самого студента, так и всех членов его семьи, а также их увлечениях. Так состоится первое знакомство со студентами и их семьями.
- Классный руководитель информирует родителей о посещаемости, успеваемости, поведении студентов и делах группы по мере необходимости, но не реже, чем один раз в месяц. После подведения ежемесячных результатов успеваемости, учебный сектор выписывает все оценки и пропуски каждого студента для родителей. Родители, чьи дети имеют неудовлетворительные оценки по нескольким предметам, а также пропуски по неуважительным причинам, приглашаются на индивидуальные беседы в техникум к заведующей отделением или к преподавателям — предметникам.
- Проводит тематические родительские собрания не реже 2 раз в семестр на 1 курсе, не реже 1 раза в семестр на старших курсах. На собрания приглашаются, обязательно, преподаватели, чей предмет студентам дается сложнее или выносящийся на экзамен.
- Проводит индивидуальные встречи с родителями, дает рекомендации по воспитанию.
- Классный руководитель участвует в работе Совета профилактики, представляет характеристики на студентов, приглашенных на заседания, а также приглашает их родителей.
- Организует представительство родителей в Попечительском совете и Совете техникума.
Классные руководители учебных групп, в которых обучаются студенты по договору, контролируют выполнение условий договора (в том числе оплату за обучение).
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
- присутствовать на любых учебных занятиях или мероприятиях, проводимых преподавателями в группе (без права входа в кабинет во время урока без экстренной необходимости);
- привлекать к дисциплинарной ответственности студентов за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка;
- поощрять студентов в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка;
- требовать от преподавателей, мастеров, воспитателей информации об организации учебно-воспитательного процесса как в группе, так и отдельных студентов;
- самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы.
Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в техникуме и данной группе, традиционного воспитания, степень педагогического воздействия – уровнем развития личности обучающегося, сформированностью группы.
Формы работы классного руководителя могут быть индивидуальными ( это и беседы, консультации, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповыми (советы дел, творческие группы, органы самоуправления); коллективными (коллективные творческие дела, конкурсы, походы, соревнования).
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка КОГОБУ СПО «Кировский авиационный техникум»
1. Классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, который определен трудовым законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего распорядка техникума, настоящего Положения, приказов и распоряжений директора или заместителей директора техникума, обязанностей.
2. За применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью студента, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Классный руководитель — это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является «центром» организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив студентов; это координатор совместных усилий преподавателей — предметников, социального педагога, педагога-организатора, родителей.
Классный руководитель – главный человеческий фактор техникума в деле воспитания, «конечная инстанция» всех усилий педагогического коллектива, так как он имеет самый тесный, непосредственный и частый контакт с обучающимися в группе.
Главная задача классного руководителя – воспитание студента. Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда студентам предъявляются ценности человеческой жизни. Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение. Венчает эту пирамиду ценностей сам человек. Когда студенты говорят о классном руководителе: «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам строить жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло – у них хороший классный руководитель». Таким образом, современный педагог, классный руководитель должен совершенствоваться, обновляться в соответсвии с новыми требованиями. Жизнь требует этого.
Деятельность классного руководителя необходимо оценивать именно с такой позиции.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным 3аконом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации (среднем специальном учебном заведении). нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ, Уставом колледжа и регламентирует работу по классному руководству.
1.2. Обязанности по классному руководству возлагаются приказом директора на педагогических работников при распределении нагрузки, исходя из интересов учреждения с учётом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей педагогических работников.
1.3. За выполнение функций классного руководителя производится компенсационная выплата в размере 1000 рублей в месяц при условии, что списочная наполняемость обучающихся в группе не ниже нормативной (норматив - 25 человек). Если списочная наполняемость группы ниже нормативной, доплата уменьшается пропорционально соотношению списочной и нормативной наполняемости.
1.4. Преподаватель может осуществлять классное руководство только в одной группе. При недостаточном количестве преподавателей в исключительных случаях может быть установлено классное руководство в двух группах.
1.5. Непосредственное руководство работой классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и безопасности.
1.6. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание студента в коллективе группы. Классный руководитель - педагог, организующий систему отношений между обществом и обучающимся через разнообразные виды воспитывающей деятельности студенческого коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого обучающегося и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе учреждения.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении, а также Уставом и локальными правовыми актами колледжа (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящим положением).
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией колледжа, органами студенческого самоуправления, родителями (законными представителями обучающихся).
2.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава учреждения, иных локальных актах, анализе предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
2.2. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации обучающегося, его успешной социализации в обществе.
2.3. Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива группы;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива группы;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в группе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных и духовных ориентиров;
- организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.
Основными функциями классного руководителя являются:
3.1. Аналитико-прогностическая функция, выраженная в:
- изучении индивидуальных особенностей обучающихся;
- выявлении специфики и определении динамики развития студенческого коллектива;
-прогнозировании результатов воспитательной деятельности;
-предвидении последствий складывающихся в студенческом коллективе отношений.
3.2. Организационно-координирующая функция, выраженная в:
- координации учебной деятельности каждого обучающегося и всей группы в целом;
- координации формирования студенческого коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в коллективе: оказание помощи и организация студенчества в планировании общественно-значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов студенческого самоуправления;
- организации деятельности с преподавателями – предметниками, зав.библиотекой, семьей, воспитателем, социальным педагогом и т.д.;
- участии в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях;
- координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организации участия группы в мероприятиях колледжа во внеурочное и каникулярное время;
- заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, используя информацию зав.медицинского пункта колледжа и здоровьесберебегающие технологии;
- ведении документации классного руководителя и классного журнала.
3.3. Коммуникативная функция, выраженная в:
- развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, обучающимися и преподавателями;
- оказании помощи каждому обучающемуся по адаптации в коллективе;
- содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного обучающегося;
- оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающим социумом.
3.4.Контрольная функция, выраженная в:
- контроле за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроле за посещением учебных занятий обучающимися;
Классный руководитель обязан:
4.1.составлять социальный паспорт группы;
4.2. осуществлять систематический анализ состояния успеваемости обучающихся группы;
4.3. организовывать учебно-воспитательной процесс в группе; вовлекать студентов в систематическую деятельность коллективов группы и колледжа в целом, изучать индивидуальные особенности личности обучающихся;
4.4. отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую психолого-педагогическую коррекцию, в сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию колледжа;
4.5. оказывать помощь обучающимся в решении их острых жизненных проблем и ситуаций;
4.6. организовывать социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся;
4.7. вовлекать в организацию воспитательного процесса в группе педагогов-предметников, специалистов из других сфер;
4.8. пропагандировать здоровый образ жизни;
4.9. регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах;
4.10. контролировать посещение учебных занятий студентами своей группы;
4.11. координировать работу преподавателей-предметников, работающих в группе, с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе;
4.12. планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы. План классного руководителя не должен находиться в противоречии с планом работы колледжа;
4.13. регулярно проводить классные часы и другие внеурочные мероприятия с группой;
4.14. вести документацию по группе (личные дела учащихся, классный журнал, а также по воспитательной работе (план воспитательной работы). Участвовать в работе методического объединения классных руководителей;
4.15. готовить и предоставлять отчеты различной формы о группе и собственной работе по требованию администрации колледжа;
4.16. соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения мероприятий;
4.17. оказывать помощь в организации быта студентам, проживающим в общежитии;
4.18. быть примером для обучающихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.
5. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
5.1. регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся своей группы;
5.2. выносить предложения на рассмотрение администрации колледжа, педагогического совета, органов студенческого самоуправления;
5.3. получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от администрации колледжа;
5.4. самостоятельно планировать воспитательную работу с коллективом группы;
5.5. приглашать в колледж родителей (законных представителей) обучающихся несовершеннолетних студентов по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам;
5.6. самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с обучающимися;
5.7. классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации колледжа, родителей, обучающихся, педагогических работников.
6. Организация деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя с группой и отдельными обучающимися строится в соответствии с циклограммой колледжа:
6.1. Классный руководитель ежедневно:
- проверяет выполнение Правил внутреннего распорядка и Устава колледжа ;
-определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
- организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.
6.2.Классный руководитель в соответствии с планом работы:
- проводит тематический час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;
- организует работу с родителями (по ситуации);
- проводит работу с преподавателями-предметниками, работающими в группе (по ситуации);
- анализирует состояние успеваемости в группе в целом и у отдельных обучающихся.
6.3.Классный руководитель ежемесячно:
- посещает занятия в своей группе;
- получает консультации об успеваемости обучающихся у отдельных преподавателей;
- организует работу студенческого актива;
- решает хозяйственные вопросы в группе;
6.4.Классный руководитель в течение семестра:
-сообщает родителям в письменной форме об успеваемости и посещаемости занятий обучающимися;
- оформляет и заполняет классный журнал;
- участвует в работе методического объединения классных руководителей;
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за семестр и учебный год,
- проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый семестр;
- представляет в учебную часть отчет об успеваемости студентов группы.
6.5. Классный руководитель ежегодно:
- оформляет личные дела обучающихся;
- оформляет социальный паспорт группы;
- анализирует состояние воспитательной работы в группе;
- составляет план воспитательной работы в группе;
- собирает и предоставляет в администрацию колледжа статистическую отчетность.
6.6. В расписании предусмотрен классный час, обязательный для проведения классным руководителем и посещения обучающимися. Неделя, содержащая общие мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа или его отмена должна быть согласована с заместителем директора по ВРиБ.
6.7.В целях обеспечения четкой организации деятельности колледжа проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек, «огоньков» и т.д.), не предусмотренных планом колледжа и годовым планом классного руководителя, не допускается.
6.8.Классные родительские собрания в группах I и II курса по специальностям «Сестринское дело» и «Акушерское дело» проводятся не реже одного раза в семестр.
6.9. Классные руководители вовлекают обучающихся в проведение общеколледжных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свою группу в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общих мероприятиях колледжа обязательно.
6.10.При проведении внеклассных мероприятий в колледже и вне колледжа классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. О проведении мероприятий в колледже и вне колледжа классный руководитель в письменном виде доводит до сведения зам. директора по воспитательной работе и безопасности.
6.11. За организацию досуговой деятельности обучающихся (экскурсий, походов. ) в выходной день (воскресенье) классному руководителю предоставляется отгул во время каникул или очередного отпуска, удобного для педагога и режима колледжа.
6.12.В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
7. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведёт следующую документацию:
-анализ и план воспитательной работы;
-план работы - сетка на каждый семестр;
-социальный паспорт группы;
-разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с обучающимися (в т.ч. классных часов);
-материалы методической работы по классному руководству;
-отчеты, аналитические материалы.
8. Критерии оценки эффективности работы классного руководителя
8.1.Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании следующих критериев:
- наличие и качество ведения документации, предусмотренной данным положением;
- отсутствие отсева обучающихся в группе;
- организация жизнедеятельности группы (эффективность классных часов, коллективных творческих дел, наличие самоуправления группы и организация его работы, эффективность работы с обучающимися, находящимися в сложной жизненной ситуации (трудные, группа риска, опекаемые, сироты, дети из неблагополучных семей), система работы по формированию здорового образа жизни (профилактика вредных привычек, простудных заболеваний, походы и прочее);
- условия для развития личности обучающихся группы (микроклимат в группе, уровень сформированности группового коллектива и студенческого самоуправления, вовлечение обучающихся в общественную жизнь группы и колледжа (кружковую работу, научные общества, спортивные секции, музей, проектную и исследовательскую деятельность и др.), общественно-полезную деятельность (волонтерская и научно-исследовательская деятельность), взаимный интерес и уважение;
- личностный рост обучающихся группы (рост общей культуры студентов, динамика успеваемости, качества обучения, посещаемости учебных занятий в группе);
- участие группы в общеколледжных делах;
- эффективность организации работы с родителя, информированность родителей (законных представителей об уровне успеваемости, посещения занятий, успехах и неудачах обучающихся группы) ;
- эффективность взаимодействия с преподавателями-предметниками (индивидуальная работа, посещение занятий, привлечение преподавателей-предметников к общению);
- профессиональная компетентность классного руководителя (участие в работе методического объединения классных руководителей, педагогических и методических советах по проблемам воспитания, представления опыта воспитательной работы, наличие методических наработок, участие в профессиональных конкурсах, обобщение опыта, инициативность и активность классного руководителя).
8.2. Администрация включает в график внутриколледжного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя.