Руководства, Инструкции, Бланки

образец опросника для клиентов img-1

образец опросника для клиентов

Рейтинг: 4.2/5.0 (1811 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Пример анкет для опросов: как правильно их составлять

Пример анкет для опросов: как правильно их составлять

Спрос полностью ориентирован на потребителя. Но вести диалог с покупателями - это в большинстве случаев весьма тяжелая и достаточно затратная по средствам и времени задача. Однако для этого существует масса альтернативных вариантов, один из которых – анкетирование. В данной статье хочется привести пример анкет для опросов, которые могут использоваться для изучения потребительского интереса к той или иной продукции или даже компании.

Что это такое?

В первую очередь необходимо разобраться, а что же такое анкета и, собственно, анкетирование. Это один из наиболее удобных и часто используемых методов социологического исследования. Сама же анкета представляет собой набор вопросов, ответы на которые могут дать важную информацию заказчику самого опроса.

Главное

Рассматривая пример анкет для опросов, можно сделать несколько нужных выводов. Так, очень важно продумать размер самого опросника. Если необходимо опросить как можно больше респондентов, вопросов не должно быть много. Это надо для того, чтобы практически каждый покупатель не затруднился на них ответить, выделив всего несколько минут. Анкета также может быть весьма массивной и содержать различные вопросы, не только перечневые, но и развернутые. Однако в таком случае нужно ориентироваться на меньшее количество людей, которые согласятся поучаствовать в опросе (скорее всего, в этом варианте придется продумать то место, где человек с удобством сможет на них ответить). Также, прежде чем создавать анкету, нужно продумать программу исследования, в которой четко будут прописаны цели и задачи, которые ставит перед собой заказчик, а также высказаны гипотезы, которые в конце будут либо подтверждены, либо опровергнуты. Важно сказать и о том, что составлять анкету и создавать программу должны только профессиональные социологи, это не настолько легкое дело, как может показаться на первый взгляд.

Вступление

Очень важно знать, как правильно проводить анкетирование. Пример анкеты для опроса может стать отличным помощником для ее создания. Так, обязательно нужно сказать, что анкета должна начинаться с обращения к клиенту и краткого руководства к действию. Сначала пару слов можно написать о том, что все ответы для заказчика очень важны. Далее необходимо провести небольшой инструктаж респондента относительно того, как правильно заполнять анкету. Нужно указать, сколько ответов на один вопрос может быть (часто заказчики просят обойтись одним ответом на один вопрос, выбрав самое главное, а иногда разрешают выбирать несколько ответов).

Начало

Как выглядит пример анкет для опросов? Она имеет несколько подразделов. Первый из них – это чаще всего так называемая "анатомичка". То есть краткая информация о клиенте. Там могут попросить указать полностью или частично ФИО, пол, адрес или место проживания, телефон. Также часто спрашивают род занятости, иногда – количество семейных доходов. Однако стоит сказать о том, что это наименее важная часть анкеты. Информация может быть необходима исключительно для контроля над работой тех, кто проводит анкетирование (нередки ситуации, когда опросы проводятся некачественно или просто нечестно, а заказчик получает неправильную информацию о своей продукции или работе компании).

Основная часть

Рассматривая пример анкет для опросов, можно увидеть, что часто используются различные по своей природе вопросы. Так, они могут быть открытыми, то есть теми, где человек все пишет своей рукой, не выбирая нужных пунктов. Закрытые вопросы – это перечень ответов, из которых потребителю нужно выбрать один или несколько. Бывают также полузакрытые вопросы, которые состоят из перечня, а также строки, в которую можно вписать свой ответ, если такового не нашлось. Что касается тематики, то именно в этой части анкеты нужно узнать все самое главное о той продукции или компании, о которой идет сбор информации.

Окончание

Рассматривая пример анкеты для опроса покупателей, можно заметить, что весьма важной частью является также ее окончание. Ведь именно тут потребитель готов высказать свое мнение и дать некоторые рекомендации заказчику. Обязательно должны быть подобные пункты, которые будут состоять из открытых вопросов. Очень часто именно они и становятся главной целью таких вот опросников. При этом пожелания и предложения важно разделить. Ведь это несколько разные вещи. В первом варианте респондент может пофантазировать и предположить несколько невыполнимые вещи. А предложения – это уже конкретные действия, которые заказчик может выполнить для удобства потребителей в самое ближайшее время.

Финал

Рассматривая примеры анкет для опросов потребителей можно увидеть, что практически все они заканчиваются благодарственными словами. И об этом не стоит забывать. Ведь человека нужно поблагодарить за то, что он уделил несколько минут своего времени, чтобы помочь заказчику, а также высказал свое мнение. Новая строка, которая также может появляться в конце опросника,– это просьба написать свой е-мейл, чтобы своевременно получать информацию о новой продукции или работе компании.

Другие статьи

Как правильно составить анкетный опрос

Как правильно составить анкетный опрос

Добрый день, уважаемые друзья! Каждый день я сталкиваюсь с пониманием того, что популярный блоггер – это специалист разных областей создания контента. Ему приходится и правильно писать статьи на свой блог. и проводить всякие конкурсы, и делать различные обзоры, и даже заниматься проведением соцопросов. С последним явлением блоггерской жизни я столкнулся в прошлом году, но только сейчас понял, как можно правильно составить анкетный опрос. Своими наблюдениями и уже накопившимся опытом я решил поделиться с Вами!

Содержание

Серьезно покопавшись в море специализированных источниках по созданию опросов, я решил свои знания опубликовать в виде серьезного мануала. Но его объем с каждым новым блоком информации стал тянуть на полноценную брошюрку. Поэтому я решил его разделить на следующие три статьи:

  • в первой я поясню понятие опроса, а также поясню его значимость в интернет-маркетинге и блоггинге. Вы узнаете, как он делается, какие в нем могут быть вопросы, подробно поясню суть анкетирования, покажу свою процедуру проведения анкетного опроса.
  • во втором посте я покажу различные способы создания анкетного опроса на своем сайте. Для реализации этой задачи я воспользуюсь пошаговыми инструкциями с оригинальными картинками.
  • в третьей статье Вы увидите мой способ сотворения анкетного опроса с помощью специального скрипта от компании LimeSurvey. Я подробно расскажу, как можно реализовать знания первой статьи в различных опросах на своем ресурсе.
Что такое социальный опрос

Если говорить простым языком, то социальный опрос – это такой вариант общения, при котором происходит сбор конкретной информации. Здесь создатель соцопроса (интервьюер) задает вопросы своему оппоненту (респондент), а затем их обрабатывает для выполнения каких-либо задач.

Если говорить научным языком, то метод опроса – это психологический способ коммуникативного взаимодействия между интервьюером и респондентом, который позволяет получить ответы на поставленные вопросы. По -другому можно сказать, что проведение опроса – это своего рода исследование, которое позволяет узнать потребности респондентов. В основном часто используются следующие два метода опроса – лэддеринг и анкетирование.

Метод лестницы (лэддеринг)

Данный вид социального опроса активно применяется в различных маркетинговых исследованиях. Благодаря ему легко выявляется причинно-следственная связь между свойствами товара (услуги, бренда), плюсами от использования и ценностями потребителей.

Реализация данного метода следующая – респонденту задаются вопросы о различных свойствах товара (услуги, бренда), о вариантах потребления и т.д. Обычно идет такая схема беседы – интервьюер спрашивает “почему…?”, оппонент опроса дает конкретный ответ. В зависимости от ответа идут следующие вопросы, оппонент на них отвечает. Грубо говоря, это такая беседа, в которой вопросы часто формируются по ответам респондентов.

Плюс данного метода заключается в том, что идет живая обратная связь – респондент дает исчерпывающие ответы, интервьюер может задавать более точные вопросы для получения полных данных для исследования.

Минус лэддеринга – респонденты могут из-за недостатка практического опыта по использованию исследуемого объекта выдумывать ответы. То есть они предлагают интервьюеру в качестве ответов мало осознанные или привычные причины.

Что такое анкетирование

Данный метод исследования использует специально созданный опросник с заранее готовыми вопросами. По-другому он называется анкетой. Анкетный опрос не требует живого общения с респондентом – на вопросы анкеты можно отвечать удаленно.

Поэтому данный метод проведения соцопроса имеет ряд положительных моментов:

  • анкетный опрос с помощью заранее подготовленных анкет можно проводить с большим числом респондентов (массовость исследования);
  • анкетирование можно проводить анонимно, не требуя от респондента его реквизитов (позволяет максимально охватить все слои населения).

Минус анкетирования существенный:

  • не имея полноценной живой обратной связи, получается большой процент анкет без ответа.
Чем опрос отличается от анкетирования

В первом случае интервьюер может получить полноценные ответы для исследования благодаря своим уточняющим вопросам. Респондент активно внедряется в общение, интервьюер следит за ходом беседы и при необходимости аккуратно меняет направление своих вопросов. Тут главное – это задать первые вопросы по теме, а далее пойдут конкретные наводящие уже по ответам респондента.

При анкетировании такого полноценного контакта быть не может. Поэтому интервьюеру приходится заранее продумывать весь спектр возможных вопросов (и соответственно ответов), которые позволят ему получить максимальные результаты для исследования. Поэтому здесь очень важна именно начальная подготовка – создание анкеты.

Использование опроса в интернет-маркетинге и блоггинге Применение опросов в интернет-маркетинге

Социальные опросы всегда сопровождали те сферы деятельности человека, где есть товары и услуги. Поэтому не удивительно, что в интернет-маркетинге данный инструмент получения ответов широко используется в различных областях. Вот пример некоторых:

  • исследование потребительского рынка (проверка популярности тренда, оценка покупательной способности и т.д.);
  • оценка успешности конкретного продукта или услуги (удовлетворенность конкретным товаром, опрос покупателей и т.д.);
  • исследование кадровых ресурсов (оценка работающего персонала, анализ мотивации работников и т.д.);

Чаще всего используется второй метод проведения опроса – анкетирование. Обычно анкеты заполняются или перед получением товара (услуги), или уже после покупки.

Лэддеринг тоже применяется для проведения различных маркетинговых исследований. Но в этом случае требуется наличие полноценной обратной связи с покупателем (часто используются в виде онлайн-консультации).

Применение опросов в блоггинге

Блогосфера в основном использует анкетирование – на блогах очень сложно проводить вариант живого общения. Блоггеру проще провести свое исследование путем рассылки анкеты своим подписчикам. Конечно, далеко не каждый респондент будет отвечать на вопросы анкеты. Но такой вариант опроса требует на порядок меньших затрат, чем проведение исследования с помощью лэддеринга.

На какие темы чаще всего делают блоггеры свои опросы? На мой взгляд самыми популярными исследования являются следующие темы блоггерской жизни:

  • оценка деятельности блоггера, исследование его способности подавать полноценный контент читателям;
  • исследование функциональности своего блога, выявление ошибок дизайна, получение рекомендаций;
  • тестирование своих инфопродуктов, исследование их потребительской значимости для своих клиентов;

Анкетирование проводится различными способами, о которых более подробно я расскажу в следующих статьях этой темы. Пример одной такой анкеты Вы можете увидеть в последней части этого поста.

В дальнейшем вся информация по созданию опроса на своем сайте будет основываться на втором методе, анкетировании.

Составление анкеты для проведения опроса

Как я уже говорил, в методе анкетирования самым важным и сложным вопросом является момент создания анкеты. Интервьюеру необходимо не только разбираться в теме исследования, но и еще правильно составить опросный лист. Ниже Вы увидите ряд рекомендаций и мою план-схему проведения анкетного опроса.

Правила составления анкеты для опроса
  1. Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.
  2. Краткость – не только сестра таланта, но и успех опроса. Свои вопросы формулируйте кратко и емко – не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  3. Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы уведут оппонента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.
  4. Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием – сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.
  5. Один вопрос – одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.
  6. Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным – его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  7. Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).
к меню ^ Схема проведения анкетного опроса

Продумав тему исследования и составив в голове или на бумаге перечень нужных вопросов, можно переходить к этапу создания анкеты. Вот моя схема, по которой я провожу свои анкорные опросы:

Данный план используется только для анонимных опросов. Если же для анкетирования требуется фиксирование реквизитов участников исследования, то появляется еще один пункт “Регистрация”. Он идет сразу после пункта “Приветствие”.

Также для создания успешной анкеты я руководствуюсь следующими рекомендациями:

  • Анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может отразиться на качестве результатов исследования.
  • На каждый вопрос даю все возможные варианты ответов. Если необходимо, добавляю поле для личного ответа респондента.
  • Перед публикацией тестирую созданный опрос. Обычно я читаю вслух все, что написано в анкете. А также отвечаю на вопросы так называемого листа для пилотажа:
Материал доступен только подписчикам! Классификация вопросов в анкетировании

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать:

по содержанию
  • вопросы о фактах сознания (показывают мнение респондента, его пожелания и планы на будущее);
  • вопросы о фактах поведения (выявляют поступки и действия отвечающего);
  • вопросы о личности респондента (показывают его личностные характеристики – пол, возраст и т.д.).
к меню ^ по форме
  • закрытые вопросы. В анкете по ним существуют уже готовые ответы, из которых респондент выбирает свой вариант;
  • открытые вопросы. Они не влияют на ответ респондента (нет предложенных ответов). Тем самым дают ему выразить свою точку зрения по вопросу. Поэтому они наиболее информативные и полные, чем закрытые.
  • полузакрытые вопросы. Содержат как очевидные варианты ответов, так и возможность респонденту написать свой вариант.
  • прямые и косвенные вопросы.

Пару слов о закрытых вопросах. Они могут быть альтернативными (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) и неальтернативными (несколько вариантов ответа). В основном используются в несложных вопросах, где выбор очевиден (один или несколько). В противном случае, если требуется от респондента развернутый ответ, предлагается открытый или полузакрытый вопросы.

по способу передачи вопроса

Данный тип вопросов будет рассмотрен на примерах в последней части данного мануала (3-й пост о скрипте).

Типичные ошибки при составлении опроса

Нелогичность вопросов (ответов). Данная ошибка часто встречается в анкетах – вопросы (или ответы) содержат смысловые логические нестыковки и противоречия. В итоге такие анкеты трудно анализировать, а результаты исследования будут недостоверными. Вот пример полузакрытого вопроса с лишним ответом (последний), который может поставить респондента в тупик на некоторое время:

Наличие нескольких тем опроса. Чтобы не отвлекать респондента от вопросов, не стоит впихивать в один вопрос сразу две темы. В противном случае результаты могут потерять свою информативность (искажение информации). Вот пример вопроса анкеты с несколькими темами для обсуждения:

Отсутствие равнозначного выбора. Бывает, что вопрос анкеты разделяет мнение респондента на противоположные половинки. Мало того, что он не может выбрать нормальный вариант ответа, так еще и заставляет перенапрягать его мозг. Вот пример такого вопроса:

Наличие специфических вопросов, требующих спецзнаний. Я недавно отвечал на одну анкету популярного в Рунете инфобизнесмена по поводу его рассылки. Многие вопросы его анкетного опроса содержали специфические термины. Пришлось лазить по Яндексу в поисках расшифровки мудреных фраз.

Очень сложные вопросы. Простота – залог успеха в любом деле. Правило тут простое – чем проще вопрос, тем адекватнее будет результат. Вот пример одного вопроса о растворимом кофе, после которого желание отвечать может убавиться:

Пример анкетного опроса по оценке своего сайта

В завершении предлагаю Вам небольшой шаблонный вариант опроса по оценке личного сайта. Вопросы данной анкеты просты, ответы содержат немного юмора. Вы можете сделать по этому шаблону свой вариант опросника и получить много полезной и актуальной информации о своем сайте. Вот ссылка на эту анкету:

Материал доступен только подписчикам!

На этом теоретическая часть о составлении опросов окончена. В следующей части я расскажу о том, как создать анкетный опрос уже на своем сайте различными способами.

С уважением, Ваш Максим Довженко

Понравилась статья? Подписывайтесь на новости сайта!

Шаблоны опросов

Шаблоны опросов Опрос клиентов банка Опрос гостей отеля Опрос обучающихся на курсах Опрос об удовлетворенности курсами обучения

  Метод анкетирования: Сплошной опрос всех обучающихся на курсах.

Задачи опроса – определить удовлетворенность обучающихся по следующим критериям:

  - Качество содержания учебных программ и качество учебного материала

  - Качество преподнесения материала (квалификация преподавателей)

  - Качество организации учебного процесса

  Определить значимость данных критериев для слушателей.

Дополнительные задачи опроса – Определить источник, из которого слушатели получили информацию о курсах. Собрать пожелания и предложения по улучшению процесса обучения.

  Категория: Учебные курсы, Курсы повышения квалификации, Бизнес тренинги и семинары,

  Количество вопросов 5, время ответа около 2х минут.

Опрос о качестве обслуживания

  Метод анкетирования: Опрос клиентов на планшете.

Задачи опроса – Определить общее впечатление о качестве обслуживания, получить их оценку работы персонала:

  - Оперативность и действенность персонала

  - Доброжелательность персонала

Дополнительные задачи опроса – Собрать пожелания и предложения по улучшению качества обслуживания.

  Категория: Оценка качества обслуживания

  Количество вопросов 5, время ответа около 2х минут.

Очевидные преимущества

Принципы составления опросников для маркетинговых исследований

Принципы составления опросников для маркетинговых исследований

В среде маркетологов распространено мнение, определяющее маркетинговые исследования как деятельность, связанную исключительно с проведением опросов. На самом деле это не так, потому что опросы – это только один из возможных способов получения сведений, который целесообразно использовать в том случае, когда отсутствует необходимый объем вторичной информации или ее качество вызывает сомнения.

За кажущейся простотой и легкостью проведения опроса скрывается большое количество "подводных камней". Кому задавать вопросы, о чем можно и о чем бесполезно спрашивать, как зафиксировать полученные ответы, как обработать полученные результаты, каким образом оценить их точность, какие выводы сделать и прочее – это принципиальные элементы опросов.

В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:
  • главный вопрос (или вопросы), на который надо получить ответ, – цель опроса;
  • затраты, которые придется произвести для получения результатов;
  • техника и форма проведения опроса;
  • продолжительность исследования;
  • надежность и точность полученной информации;
  • методы обработки получаемой информации;
  • форма представления результатов.

Пример:
Известна притча о том, насколько важно правильно сформулировать вопрос. Как-то два священника разных религиозных конфессий поспорили о том, является ли грехом курение во время молитвы. Не сумев разрешить спор очно, они согласились задать этот вопрос своим наставникам. Встретившись через некоторое время, они вернулись к прошлому спору, и оказалось, что одному из них наставник сказал, что курение во время молитвы не является грехом, а другому было сказано, что это грех. В чем же была причина противоречивых ответов? В приверженности той или иной вере? Нет, все дело в том, как священники сформулировали свои вопросы. Один из них спросил: "Можно ли во время молитвы курить?", на что получил категорическое "Нет!". А второй задал такой вопрос: "Можно ли во время перекура еще и помолиться?". "Да, не запрещается", – ответил его наставник.

Маркетологи многих российских компаний слишком упрощенно подходят к применению опросников в маркетинговых исследованиях. Они полагают, что составление небольшой анкеты не представляет особых сложностей, поэтому по делу и без надобности применяют на практике опросные методы.

Пример:
Очень показателен опыт организации и проведения опроса российской компанией, продающей строительные и отделочные материалы, во время участия в специализированной выставке. Был разработан опросный лист, с которым менеджеры должны были обращаться к посетителям, пришедшим к стенду. Менеджеры были тщательно проинструктированы о том, как обращаться к респонденту, что от него нужно получить, ознакомлены с идеей и содержанием анкеты. По окончании выставки отдел маркетинга получил более тысячи заполненных анкет. Но сотрудники этого отдела признали собранную информацию не представляющей значительной ценности. Подавляющее большинство анкет оказались заполненными с пропусками некоторых вопросов, многие респонденты не указывали своего имени или должности. В итоге часть респондентов, которые являлись клиентами компании, пришлось идентифицировать по своей клиентской базе данных, а новые не всегда оставляли свои данные.
Проанализировав свои ошибки, к следующей выставке сотрудники компании подготовились значительно лучше.

Большим недостатком опросов является то, что не разработаны такие теоретические принципы составления анкет, которые однозначно могли бы рекомендовать тот или иной порядок действий. Поэтому подготовка оптимальной анкеты подвластна только маркетологу, достигшему вершин мастерства. Даже виднейшие ученые-социологи в своих работах указывают только на то, что не следует делать при составлении анкет.

Обсуждение разработки анкет мы построим на тех же принципах, которые предлагаются в социологии, а именно – от обратного.

Последовательность составления опросников можно представить состоящей из четырех основных этапов. Конечно, у каждого автора своя схема составления. Однако они едины в том, что касается начального и завершающего этапов разработки опросного листа.

На рис. 1 приведена типовая схема разработки опросного листа.

Первый этап – предварительное рассмотрение, разработка идеи

На этом этапе происходит выяснение целей и методов сбора информации. Желательно четко определиться в том, какая же информация требуется, на какой (или какие) вопросы требуется получить ответ.

Первый этап составления опросников является ключевым, поскольку он формулирует конкретную задачу, которую необходимо разрешить в ходе проведения опросов. Часто бывает так, что поставленная задача однозначно определяет метод, который можно применить в опросе. Например, если компания владеет сетью автомобильных заправок и для нее важно определить, почему клиенты приобретают на ней топливо, то естественным является проведение опроса на данных АЗС. Важным является вопрос о том, почему другие клиенты не заправляются в этой сети АЗС. Однако ошибочно совмещать эти два вопроса в одной анкете, потому что при решении этих задач необходимо обращаться к разным респондентам.

Чтобы деньги не были выброшены на ветер, вопросы следует задавать только тем, чье мнение действительно является значимым. Следовательно, до проведения опроса необходимо выяснить, кто может представлять интерес, как "добраться" до них, как снизить процент возможных отказов от участия в опросе.

Задача опроса и выявленные группы респондентов должны дать основание для выбора метода проведения опроса – персонального (face-to-face) или телефонного. Идеальных методов не существует, поэтому необходимо подбирать наиболее эффективный под каждую задачу.

Второй этап – разработка структуры опросника

Нарушение логики опроса может привести к дополнительным сложностям с получением ответов и снижению уровня их достоверности. Для избежания таких проблем, а также для экономии затрат и усилий, можно предварительно составлять блок-схему опросника, в которой отражается вся логика опроса.

Блок-схемы используются в современной схемотехнике. Они наглядно представляют логические связи и движение от начала какого-либо процесса до его завершения. Основными блоками таких схем являются логические блоки "Если…, то…", показывающие критерии, по которым выбирается путь для дальнейшего движения.

Классические учебники по маркетинговым и социологическим исследованиям рекомендуют, чтобы опросники структурно состояли из нескольких, чаще из четырех разделов:

I раздел. "Введение". Цель вводной части состоит в том, чтобы представить исследование респонденту. Желательно, чтобы на этой стадии создалось положительное впечатление от участия респондента в опросе. Чтобы с самого начала не оттолкнуть опрашиваемого, не рекомендуется начинать введение словами: "Нас интересует…". Такой подход скорее вызовет ответное желание ответить, что это "Вас интересует, а не меня". На этом этапе нужно использовать другие мотивы, которые могут или придать исследованию социально-значимый оттенок, или сыграть на самолюбии, на чувстве ответственности, долга и других.

Часто сведения, которые могут быть получены в ходе опроса, относятся к очень личным или даже интимным. В таких случаях полезным бывает во введении подчеркнуть гарантии анонимности опроса. Если имеется необходимость в повторном обращении к данному респонденту, то необходимо его об этом предупредить, получить согласие и контактный телефон или адрес. Можно предложить респонденту воспользоваться псевдонимом.

Если имеется необходимость, то во вводной части опросного листа можно разместить описание стимулов для его заполнения.

Пример:
Вот каким образом сформулирована вводная часть анкеты, помещенной на страницах одного из выпусков журнала Cosmopolitan:

Cosmo приглашает к диалогу
Дорогие читатели! Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты.
Это поможет нам в работе над журналом.
Мы придумали стимул для Вас: все, кто пришлет ответы, примут участие в лотерее и смогут выиграть ручку Parker с логотипом Cosmo.
Личные сведения, которые Вы захотите сообщить о себе, безусловно, останутся между нами.

Можно привести еще один пример формулирования введения, который взят из опроса, проведенного компанией "Фиона Симпа", производящей средства для окраски волос:

Компания "Фиона Симпа" благодарит Вас за то, что Вы решили воспользоваться продукцией нашего производства.
Мы стремимся совершенствовать наши продукты, и Ваше мнение о них очень важно. Мы будем признательны, если Вы найдете немного времени, чтобы заполнить анкету".

У анкеты обязательно должен быть заголовок и вводная информация о том, кто и с какой целью проводит исследование, не стоит начинать опрос с сухого и ничего не значащего для респондента слова "Анкета".

II раздел. "Паспортичка" – классификационный раздел опросного листа. Он посвящен изучению характеристик респондента: социальный статус, образ жизни, образование, семейное положение и многое другое, способное создать некий портрет респондента для исследователей, необходимый для решения задач исследования. Хотелось бы подчеркнуть один важный момент в этой части опросника.

Большинство профессионалов, и наших, и зарубежных, сходятся во мнении, что на этапе заполнения "паспортички" в маркетинговом опросе следует исключить три группы респондентов.

Работники, профессионально занимающиеся организацией и проведением опросов, в первую очередь специалисты отделов рекламы, "паблик релейшнс" и маркетинговых исследований.

Исключаются люди, причастные к тому виду деятельности, по которому проводится опрос. Например, если мы исследуем покупательское отношение к покупке новых автомобилей, то желательно исключить людей, работающих на автомобильном производстве, в автосервисе, дилеров, посредников и работников отделов продаж.

Желательно исключить из опроса сотрудников маркетинговых фирм.

Все три перечисленные группы включают людей, если не напрямую заинтересованных, то уж во всяком случае, имеющих собственные профессиональные пристрастия.

III раздел. Так называемая "Рыба". Этот раздел является основным в анкете. Дальнейшая обработка данных, полученных от опрашиваемых по вопросам этого раздела, должна дать решение задачи, поставленной перед исследованием.

IV раздел. "Детектор" – специфическая часть анкеты, рекомендуемая практиками для проведения текущего контроля искренности ответа на вопросы. Для этого можно применять иные формулировки вопросов, которые в сравнении с ответами на основные вопросы позволят оценить правдоподобие ответов. Их задача – исключить из рассмотрения ответы данные по принципу "Напишу что-нибудь, лишь бы отвязались". Рекомендуется вопросы этой группы вплетать в текст опросника в различных местах, так чтобы они не бросались в глаза при прочтении. Важность применения "детекторных" вопросов показывает пример из практики.

Пример:
Руководитель одной из кабельных студий, стремясь расширить спектр своих предложений пользователям, рассуждал о том, какой новый канал предложить людям, проживающим на соответствующей территории. Это происходило в то время, когда всероссийский канал "Культура" переживал сложный этап реорганизации и практически перестал вещать по привычной тематике. Руководитель кабельной студии решил предложить клиентам то, что канал "Культура" давал раньше – музыкальные постановки, оперы, балет, театральные постановки и т. д. Для того, чтобы канал был рентабельным, требуется обеспечить некоторое минимальное количество подписчиков. Поиск потенциальных подписчиков проводится среди имеющихся. Руководитель кабельной студии поставил задачу определить количество подписчиков на новый канал. Для этого он нанял небольшую исследовательскую компанию, сформулировал задачу. Компания подготовила опросник для телефонного интервью по имеющейся базе клиентов студии. В результате опроса выяснилось, что около 20% клиентов готовы подписаться на новый кабельный канал "Культура". Однако эта цифра руководителю показалась завышенной, тем более что рейтинги всероссийского канала были очень невысокими. Он заказал повторный опрос другой исследовательской компании. В опросник этой компании были помещены несколько вопросов-детекторов. У респондентов спрашивали не только о желании смотреть канал "Культура", но и о том, что они видели за последнее время, ходят ли в театры, смотрят ли оперу и балет, имеют ли подобные видеозаписи. Оказалось, что таких – доли процента. И кабельный проект был бы убыточным. Анализ двух проведенных исследований показал, что часто респондент хочет представляться более интеллигентным, культурным и прочее, нежели он есть на самом деле. Видимо в приведенном примере респонденты проявляли готовность подписаться на канал "Культура" только лишь для поддержания своего имиджа.

В большинстве случаев невозможно в опросник поместить более одного-двух проверочных вопросов, поскольку может нарушиться логика всего опроса, появятся отвлечения от основной темы и другие неувязки.

Категоричного мнения на то, в каком порядке размещать в опроснике указанные разделы, к сожалению, не существует. Нередко встречаются ситуации, когда сведения, касающиеся респондента, предпочтительнее спросить в конце, чтобы не отпугнуть его.

Третий этап – разработка технологии формулирования вопросов

Стройность и логичность опросника должны проходить красной нитью через все вопросы. Сначала рекомендуется сформулировать для себя главные вопросы анкеты и только после этого детализировать их.

От того, как разработчик сформулировал вопрос, во многом зависит качество и суть ответа на него.

Пример:
Евгений Киселев, ведущий программы "Итоги" канала ТВ-6, в передаче от 14 октября 2001 г. посвященной гибели подводной лодки "Курск", так сформулировал вопрос для проводимого каналом интерактивного опроса телезрителей:
"Может ли государство говорить неправду своим гражданам о тех или иных событиях?"
На вопрос, сформулированный таким образом, телезрители, скорее всего, отвечали так:
а) может;
б) не может.

Но что это означает для исследователя? "Может" – это категория из области вероятного, т. е. даже при ответе "может", оно предполагает наличие отрицательного ответа при определенных обстоятельствах. Однако контекст вопроса состоял в том, чтобы определить мнение респондентов о том, обязано ли государство извещать своих граждан обо всех ЧП, происходящих в стране. По личному мнению автора, государство обязано это делать. Поэтому вопрос ведущего должен был начинаться словами "Обязано ли государство…"

Иногда случается так, что во время мучительного процесса формулирования вопросов и отработки всего опросника до блеска забывается то, ради чего он затевался. Чтобы избежать таких проблем, желательно в самом начале работы над ним записать, как и какой вопрос позволит решить поставленную задачу и как информация, полученная из ответов, будет обрабатываться.

При разработке вопросника всегда возникает дилемма: сделать его пространнее или лаконичнее? Многие вопросы можно снять, если поставить себя на место респондента. Если вопросник будет очень большим, ни одна из анкет не будет заполнена до конца. Но у разработчиков анкет всегда есть желание наряду с главными вопросами задать еще несколько, которые могут пригодиться для решения текущей задачи либо для "задела" на будущее. Такой подход ошибочен. Не стоит пытаться решить несколько задач с помощью одного опроса, какой бы привлекательной ни казалась экономия в затратах.

По форме представления вопросы бывают следующих типов: с открытым и закрытым окончанием. Часто их называют "открытыми" и "закрытыми".

Вопросы с закрытым окончанием предполагают наличие после вопроса подсказок, из которых опрашиваемый выбирает подходящий ответ. Это облегчает весь процесс ответа респондентов, позволяет автоматизировать обработку анкет и представление результатов.

Иногда используются полузакрытые вопросы, когда вместе с готовыми вариантами ответов оставляется пустое место для другого варианта, например:

"Где Вы провели отпуск в этом году?"
    дома
    в деревне
    на даче
    на море
    другое _________

На данный вопрос имеется несколько нетрадиционных ответов, например: "нигде", "не был в отпуске", которые предложенная форма вопроса позволяет получить.

Дихотомические вопросы – такие, которые имеют всего два альтернативных ответа: Да или Нет. Такие вопросы часто применяются в разделах "паспортички", когда получают портрет респондента. Например:

Имеете ли Вы высшее образование? Да_____ Нет _____.

Вопросы с открытым окончанием означают, что опрашиваемый должен в пропущенные места после формулировки вписать свое мнение в свободной форме.

Например: Как Вы провели свой отпуск? ______________________________________.

Проблема таких вопросов заключается в том, что респонденту требуется время и усилие воли, чтобы собраться с мыслями и достойно изложить на бумаге мини-сочинение на заданную тему. При организации исследования не стоит ожидать от ответов на открытые вопросы слишком многого. Но иногда в таких ответах появляются совершенно неожиданные соображения, которые позволяют организаторам по-новому взглянуть на исследуемую проблему. Ради таких "зерен" открытые вопросы и используются. Когда респондент отвечает искренне, он точнее и лучше проявляет в ответах особенности своего индивидуального сознания, образ мыслей и чувств.

Учитывая то, что в опросе возможно получение количественной и качественной информации, в первом случае отдается предпочтение закрытым формулировкам вопросов, а при качественных исследованиях – открытым.

Главным недостатком при ответе на открытые вопросы является очень высокая степень субъективности респондента. Исследователям бывает крайне сложно определить истинные мотивы респондентов, выражающих ту или иную позицию. Открытая форма ответов сложна в прочтении и дальнейшей обработке. Автор неоднократно сталкивался с таким почерком, который практически невозможно расшифровать. Если же анкет получено несколько сотен, то обработка данных становится невероятно долгим и тяжелым трудом.

Закрытые вопросы позволяют точнее интерпретировать получаемые ответы. Появляется возможность обрабатывать очень большие объемы данных. Это относится как к пространным опросникам, так и к большому количеству полученных анкет.

Если исследователь приступает к изучению новой для себя проблемы, то в опроснике должны превалировать открытые вопросы. Если же исследователь уже знаком с проблемой, то можно сделать акцент на закрытых вопросах. В интервью, как правило, значительно больше вопросов ставится в открытой форме.

Другим критерием классификации вопросов по форме является их разделение на прямые и косвенные. Использование косвенных вопросов может быть продиктовано тем, что иногда бывает трудно или невозможно сформулировать вопрос в прямом смысле. Это бывает в случае очень личных, интимных тем, которые в социологии называются сенситивными. В таких случаях респондент не может высказываться откровенно. Также встречаются ситуации, когда нельзя сформулировать вопрос впрямую, потому что он может привести к отказу респондента отвечать. Такие ситуации типичны при проведении деловой разведки, когда явно определять тему опроса ни в коем случае нельзя. Например, когда необходимо прозондировать мнение специалиста из другого предприятия на предмет возможности перехода на другую работу, можно с успехом использовать косвенные формулировки вопросов: "Как Вы относитесь к возможности перехода на другую работу?"

При формулировании вопросов в косвенной форме удобнее переводить их из личной формы в безличную. Личная формулировка непосредственно касается респондента. Например: "Скажите, каким образом в Вашей практической работе проводится изучение конкурентов?". Безличный вопрос направлен на выявление общих закономерностей и наиболее распространенных подходов. Например: "Как можно проводить изучение конкурентов?". Безличная форма вопросов употребляется для того, чтобы выявить мнения и отношения респондентов, которые могут расходиться с общепринятыми, но варианты ответов позволяют выбрать из возможных так, чтобы не создавалось ощущения неловкости. Например, при обследовании предприятия можно сформулировать вопрос сотрудникам таким образом: "Изменения в деятельности предприятия необходимо проводить в отделе _________".

По функциональному назначению вопросы можно классифицировать на основные, фильтры, зондирующие и детекторные. Основные вопросы призваны получить ответы для решения задачи опроса. По ходу опросника возникают ситуации, когда респондент, в зависимости от излагаемых условий, должен выбрать ту или иную ветвь продолжения ответов. Другими словами в анкете помещается условный оператор, в соответствии с которым респондент, удовлетворяющий условию 1, должен перейти к вопросу N, а удовлетворяющий условию 2 – к вопросу M.

Пример:
Предположим, что проводится опрос посетителей магазина хозяйственных товаров. Менеджер обращается к зашедшим посетителям с опросным листом, в котором среди прочих пунктов имеются следующие:

К-1. Покупали ли Вы раньше краску марки Т?
    Да ____. Нет _____.
    (Если "Да", то перейти к вопросу К, если "Нет", то – к вопросу М.)
К. Как Вы оцениваете качество краски марки Т?
    Высокое _____ Среднее _____ Низкое _____

М. Какие другие марки краски Вам приходилось покупать _____________________.

Зондирующие вопросы предназначены для того, чтобы направить опрос в нужном направлении, когда на то имеется необходимость. Например, если в ходе интервью не получен ответ на вопрос: "Кто в компании принимает решение о закупках вычислительной техники?", то можно его сформулировать следующим образом: "Принимает ли директор решение о закупке вычислительной техники? Если директор отсутствует, кто сможет принять решение? Кто еще может принимать такое решение о закупках?"

Вопросы-детекторы применяются для проверки достоверности и объективности получаемой в опросе информации.

Основные причины недостоверности информации, которую исследователь получает в ходе опросов, сводятся к следующим:
  1. Сознательная неточность в ответах респондентов.
  2. Неправильно заполненный опросник.
  3. Неверно понятый вопрос.
  4. Неверно понятый ответ.

Перечисленные причины недостоверности относятся исследователями к группе так называемых подконтрольных ошибок, которые полностью устранить очень трудно, однако можно значительно снизить их долю, если следовать основным правилам разработки опросного листа.

Обсудим основные рекомендации по формулировке вопросов.

1. Верно определять тип вопроса

Перед исследователем стоит сложная задача – подобрать определенный тип формулировки вопроса под каждую проблему. Важно то, что в зависимости от контекста изучаемой проблемы и сопутствующих вопросов формулировки могут значительно различаться. Приведенные выше типы вопросов применяются по мере необходимости.

Желательно при формулировке вопросов выработать общие принципы отображения различными шрифтами, использовать сноски и обозначать переходы, например: Введение, инструкции по заполнению, сами вопросы, варианты ответов.

Часто в анкетах можно встретить матричную форму, когда в одном блоке формулируются логически связанные вопросы с набором вариантов ответов, например:

Рекомендации практиков для этих случаев заключаются в том, чтобы не злоупотреблять такой формой представления. Матричная форма удобна, наглядна, экономична при обработке анкет, однако экспериментальные исследования показали, что на вопрос в матричной форме (по сравнению с обычным) почти в два раза чаще отказываются отвечать, а процент ошибок при заполнении возрастает в полтора раза.

2. Предлагать четкие форматы ответов на вопрос

Вид опросника, его структура и "читабельность" не менее значимы, чем содержание вопросов. Общие рекомендации, в равной степени применимые к анкете и интервью, заключаются в том, что поля и интервалы между вопросами внутри опросника должны быть достаточными, чтобы не затруднять чтение и отметки в них. Стремление сжать вопросник до одной страницы (или до двух, трех и т.д.), сделать его компактным на практике приводит к очень сложной по восприятию форме опросного листа.

Вопросы должны располагаться только на одной стороне листа. Поля должны быть не менее 2,5 см. Альтернативные варианты ответов предпочтительнее размещать по вертикали, а не в строчку. Когда ответы расположены в строчку, респонденты чаще пропускают нужные варианты ответов.

Например: В одной из анкет компании, которая производит краски для волос, был помещен вопрос, приведенный ниже в оригинальном оформлении:
"Каким средством Вы обычно предпочитаете красить волосы?":

 Лонда  Велла  Палетт  Поли Брилианс  Бэль Колор  Л’Ореаль
 Фара  Импрессия  Мисс Мэджик  Престиж
 Роколор  Биотон  Эстэль  Гамма  Фиона
 Другое (что именно) _____________________

Возможно, что представление ответов в четыре строки подразумевало разделение вариантов на группы по определенному критерию, однако расположение перечня вариантов в строчку является очень неудачным, т.к. форма представления может запутать респондента.

Предлагаемые ответы должны быть отчетливо выделены и отделены друг от друга. Большинство социологов предпочитают для фиксации ответов на закрытый вопрос пометки в квадрате, соответствующем каждому варианту ответа, например:

Возможно также использование для этих целей скобок – ( ) или [ ].

Если же все вопросы и варианты ответов пронумерованы, то можно респондентам рекомендовать обводить соответствующий номер:

15 Да
16 Нет
17 Не знаю.

Необходимо избегать зачеркиваний или подчеркиваний вариантов ответов, поскольку это затрудняет расшифровку, а неряшливость приводит к высокому проценту отбраковки заполненных форм.

3. Быть точным при формулировании вопросов

С одной стороны, разработчик опросника стремится к максимально емкой точности вопроса, однако чаще всего такая детализация приводит к очень сложной структуре вопроса и его громоздкости.

Например, мы хотели бы выяснить, сколько кофе покупают люди. Один из возможных вариантов решения этой задачи состоит в выяснении потребления кофе за месяц.

Вариант вопроса А: Сколько чашек кофе Вы в среднем выпиваете за рабочий день?
(место для ответа)_________________________________________

Вариант вопроса Б: Как часто Вы пьете кофе (обвести нужный ответ):
    Очень часто 4
    Часто 3
    Нечасто 2
    Не пью 1

Какой из вариантов вам больше нравится? Вы правы, вариант Б абсолютно не годится, потому что не указан интервал времени, который берется за образец. Мы все разные, разный смысл вкладываем в разные понятия, поэтому для кого-то две чашки кофе в день – перебор (очень часто – ответят такие люди), а у кого-то дневная норма – шесть чашек.

Правы будут также те читатели, которые забракуют и вариант А. В представленной формулировке есть две неточности. Первая касается размеров чашки: согласитесь, что чашки тоже бывают самые разные. Респондент, отвечая на таким образом сформулированный вопрос, будет, не задумываясь по таким пустякам, отвечать на свой лад, и результат получится неадекватным истинному состоянию дел.

Вторая неточность – здесь использовано слово "рабочий день". А что, разве в выходные дни мы не пьем кофе? Эта неточность формулировки вопроса также может привести к неправильным результатам исследований.

По мнению автора, требование точности формулирования вопросов является наиболее сложным в разработке опросников. Допустим, нас интересует, покупал ли респондент сегодня молочные продукты, и мы сформулировали вопрос "Покупали ли Вы сегодня молоко?" Кто-то из респондентов посчитает, что это вопрос о покупке только лично для себя, и ответит, что не покупал, потому что терпеть не может молоко, в то время как приобрел пару пакетов для своей семьи. Поэтому для повышения точности вопроса его можно сформулировать так: "Покупали ли Вы лично или кто-то из членов Вашей семьи сегодня молоко?"

Пример: В одном очень солидном с хорошей "родословной" глянцевом журнале регулярно печатаются анкеты для читательниц. В одной из анкет встретился такой вопрос:

На первый взгляд кажется, что очень удачно выбрана форма вопроса, т.к. изучаемые атрибуты логически сопутствуют друг другу. Одежда, обувь, духи, дезодоранты, средства ухода за ними, аксессуары – все взаимосвязано. Поэтому вопросу хорошо соответствует многомерная шкала, диапазон сумм покупок также обоснован. Однако главной некорректностью вопроса является неопределенность, к какому интервалу времени следует респондентам относить сумму покупок, – за один раз, в неделю, за месяц или за год. Что в итоге? В итоге от этого вопроса, в таком виде, как он сформулирован, больше будет вреда, т.к. каждый респондент будет отвечать так, как он себе это представляет. Кто-то из них ответит, подразумевая стоимость последней покупки, кто-то – имея в виду среднюю стоимость, кто-то постарается подсчитать сумму за месяц, за год и т.д.

4. Предлагаемый набор ответов не должен даже частично пересекаться

Предположим, вопрос, сформулирован так: "Сколько денег вы тратите на продукты питания в месяц?":
    100-200
    201-300
    301-400
    401-500
    более 500

Что было бы, если бы предлагаемые варианты ответов частично пересекались – 200-300, 300-400, 400-500? Это привело бы к возникновению погрешностей. Те, кто попадает на граничные значения (тратит 300 в месяц), не знали бы, какой интервал помечать.

Эта ситуация достаточна типична для опросников. Обычно границы количественных интервалов определяются круглыми числами – 100 рублей, 500 евро, 10 минут. Респондент интуитивно также склонен округлять такие числовые величины, например: "Я сегодня на рынке оставил 400 рублей, а купил всего-то ничего". Совсем не обязательно, что человек потратил ровно 400 рублей, скорее, чуть больше или меньше.

5. Использовать действующий язык среды, в которой проводятся исследования

Декарт сказал: "Определите значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений".

Необходимо подчеркнуть, что уровень погруженности в проблему маркетолога, который ее изучает с помощью опроса, значительно глубже, чем у среднестатистического опрашиваемого респондента. Это означает, что язык определений исследователя может сильно отличаться от языка общения и языка выражения своих мыслей респондентов. Поэтому очень важно найти такие слова, которые опрашиваемым будут понятны и доступны. Рассмотрим несколько примеров.

Предположим, составлен на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: "Как Вы оцениваете уровень экономического развития Вашего региона?" Здесь термин "регион", возможно, является однозначно понятным для исследователя, однако для респондентов это очень расплывчатое понятие. Это может быть населенный пункт, город, область, район, республика, край или даже часть поселка, отгороженная от других частей протекающей рекой. И совсем сложным термином для обсуждения является "экономическое развитие".

Проанализируем еще один пример. Компания – производитель препаратов для борьбы с последствиями употребления чрезмерных доз алкоголя проводит опрос с целью узнать, как часто граждане "перепивают". Рассмотрим два варианта формулирования вопросов.

Вариант А. Сколько раз в месяц Вы подвергаетесь интоксикации спиртными напитками?
Вариант Б. Сколько раз в месяц Вам становилось плохо после употребления спиртного?

Сравнивая два варианта, можно отметить, что вариант А не годится для включения в опросник, потому что слово "интоксикация" в быту редко используется для обозначения состояния "перепития". Замечу, что и вариант Б, хотя и предпочтительнее А, но тоже не идеален. Оставляю читателям возможность попытаться сформулировать этот вопрос верно.

Мешает пониманию респондентами вопросов широкое использование обиходных слов "всегда", "часто", "быстро", "иногда", "обычно", "редко", "много" и т.п. Даже понятное слово "все" не может быть воспринято в известном смысле как "все члены семьи смотрят телевизор".

Такого рода непонимание встречается практически на каждом шагу. Например, в среде маркетологов широко применяются термины "бренд" и "торговая марка". Но в российской законодательной базе эти термины отсутствуют, зато используется определение "торговый знак". К слову сказать, и в западной практике имеются существенные расхождения в определении этого термина.

6. Не использовать слова, показывающие ваш пристальный интерес к предмету исследования

Требования к формулированию вопросов, о которых будем говорить в этом небольшом разделе, являются очень важными и в то же время исключительно "тонкими". Основное – вопрос должен быть нейтральным, чтобы не показывать отношения исследователя к изучаемой проблеме.

"Что Вам не понравилось в колбасе, которую Вы попробовали" – не самая хорошая формулировка вопроса, призванного помочь разобраться во вкусовых ощущениях респондентов. Лучше, наверное, сформулировать вопрос так, чтобы он состоял из двух частей:

"Понравилась ли Вам та колбаса, которую Вы попробовали?" (нужное обвести)

"Если колбаса не понравилась, то что именно в ней Вас не удовлетворило?" (впишите): ________________________________________________________.

7. Избегать двойного смысла

Проблема формулирования вопроса состоит еще и в том, что любое слово в некоторых контекстах может восприниматься двусмысленно. Необходимо подбирать такие определения и слова, которые явно однозначно трактуют изучаемую тему.

Двойной смысл мешает искреннему и внятному ответу опрашиваемых, да и исследователям добавляет проблем в процессе анализа причин ответов.

Вопрос: "Согласны ли Вы, что в ресторанах "Елки-Палки" обслуживают быстро и готовят хорошо?"

Вопрос состоит из двух смысловых частей. Их нельзя смешивать по принципу "два в одном". Вопрос необходимо разделить на два самостоятельных, один из которых посвящен времени обслуживания клиентов ресторана, а второй – качеству пищи.

В анкетах, предназначенных для изучения взаимоотношений между предприятиями и организациями, очень часто встречаются вопросы, посвященные оценке размера предприятия, которое респондент представляет.

Пример: Вот каким образом сформулирована эта тема в анкете, помещенной в одном из телефонных справочников г. Москвы:
Анкета опроса по совершенствованию структуры справочника.

1. К какой категории бизнеса Вы относите свою фирму/организацию?
крупный средний мелкий

Если ожидать реальных ответов на этот вопрос, то в лучшем случае необходимо определить принадлежность компании к определенной отрасли, т.к. само понятие "крупная или мелкая компания" для различных отраслей неоднозначно. Например, крупной по российским меркам на обувном рынке может считаться компания с оборотами около $50 млн. в то время как на нефтяном рынке у крупной компании обороты достигают нескольких десятков миллиардов.

Достаточно часто встречающаяся в опросах формулировка типа "Когда Вы в последний раз читали газету "Бизнес"?" также содержит два смысла: читает ли респондент вообще данную газету и когда последний раз держал ее в руках. Или вопрос: "Как часто Вы и Ваша супруга (супруг) посещаете магазин спортивных товаров?" Супруги могут ходить в такие магазины с разной периодичностью, включая ситуации, когда муж – регулярно, а жена – никогда.

8. Давать ясные и понятные альтернативы вариантов ответов на вопрос

В случае использования закрытых форм вопросов необходимо очень четко излагать возможные варианты ответов. Обратим ваше внимание на различные ошибки, которых следует избегать.

Первая распространенная ошибка – нарушение порядка возможных вариантов ответов.

Предположим, сформулирован вопрос: "Как регулярно Вы следите за изменениями в законодательстве РФ о рекламе.
  1. Постоянно получаю информацию.
  2. Слежу только тогда, когда это касается интересующих меня вопросов.
  3. Получаю информацию от случая к случаю.
  4. Законодательная деятельность меня не интересует.

Здесь первый и третий варианты ответов отражают скорее регулярность получения информации, второй вариант – причинность, четвертый же говорит об интересе к обсуждаемой теме. В результате получены три неполных шкалы ответов на вопросы, обработка которых не даст исследователям ничего, кроме большого количества ложных утверждений.

Второй распространенной ошибкой формирования ответов является неполнота множества вариантов. На практике все варианты предусмотреть очень проблематично. Поэтому респондентам необходимо оставлять возможность самовыражения. Существуют три варианта такого подхода:
  • Дополнение варианта ответов ("Другое ______").
  • Отрицание ("Нет мнения").
  • Уход от ответа ("Трудно сказать, затрудняюсь ответить и т.п.").

Четвертый этап подготовки опросников – тестирование.

Предварительное тестирование помогает оперативно вносить изменения в содержание и процесс проведения опроса до того, как он будет проводиться во всем объеме. Часто для определения тестирования анкеты используется термин "пилотаж". В процессе тестирования проявляются все неточности формулировок и ошибки сбора информации. Тестирование существенно экономит деньги. Полагается, что суммарный объем тестирования может составлять 1-10 % от реального объема исследования. Минимальный объем теста – 30-50 анкет.

Существуют ситуации, когда пилотаж проводить не требуется. Это бывает в случаях, когда анкета используется уже не впервые или она было полностью позаимствована из других исследований.

Тест анкеты должен проводиться в тех же условиях и на тех же целевых группах респондентов, что и основное исследование. После получения заполненных опросников необходимо провести анализ полученных ответов и соответствие полученной информации предъявляемым к опроснику требованиям.

Борис Токарев
Маркетинг-PRO

по прочтению данной статьи сделала выводы и хотела воспользовать некоторыми советами.
но когда увидела рейтинговую шкалу-разочаровалась.
не понятно как ее оценивать.
рассматривать ли ее отдельно от всей прочитанной ранее информации, или сравнить с прочтенным ранее материалом на данную тему, а может, оценить в зависимости от всей предоставленной информации в сети.
вот вам и яркий пример неточной формулировки вопроса, к тому же рейтинговая шкала всегда оцениваеться не адекватно, большинство опрашиваемы ставит цифру на обум или просто по своей привязанности к определенному числу(например: "мое счастливое число 4-поставлю его". )
спасибо за прочтение сообщения, надеюсь Вы учтете мое мнение.