Руководства, Инструкции, Бланки

пн-40у руководство по эксплуатации img-1

пн-40у руководство по эксплуатации

Рейтинг: 4.3/5.0 (1840 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Пожарные центробежные насосы серии ПН - Студопедия

Пожарные центробежные насосы серии ПН

Центробежные насосы обладают рядом достоинств. При постоянной скорости вала насоса nном. об/мин, изменяя подачу Q. л/с, в широких пределах (до 10 раз), напор Н. м, развиваемый им, изменяется на 10–15 %. Следовательно, напор при изменении подачи всегда будет достаточно высоким. Центробежные насосы подают жидкость равномерно без пульсаций. Важным является и то, что они способны работать «на себя». При перекрытии ствола, засорении его или заломе напорных рукавов насос не выключается.

Центробежные насосы не требуют сложного привода от двигателя, надежны в работе и просты в управлении. Существенным их недостатком является то, что они не могут забирать воду из открытых водоисточников. Поэтому их оборудуют специальными вакуумными системами с ручным или автоматическим включением.

К центробежным насосам для целей пожаротушения предъявляется ряд специфических требований. Они должны обеспечивать подачу воды и водных растворов пенообразователя с водородным показателем рНот 7 до 10 плотностью 1010 кг/м 3 и массовой концентрацией твердых частиц до
0,5 % при их максимальном размере 3 мм. Насос может потреблять не более 70 % мощности, развиваемой двигателем, расположенным на шасси, и обеспечивать работу непрерывно в течение 6 ч при любых температурах окружающей среды.

Насосы серии ПН устанавливают на автоцистернах и автонасосах. Они обозначаются так: ПН-40УВ. В этом обозначении ПН – пожарный насос; 40 – максимальная подача насоса 40 л/с; У – унифицированный и В – особенность выпускаемой серии. Геометрически подобны этой серии пожарные насосы ПН-60 и ПН-110. Они применяются на пожарных аэродромных автомобилях и пожарных насосных станциях, соответственно. Все эти насосы имеют одинаковую номенклатуру основных деталей, идентичны по конструкции, но имеют различные габариты и массу.

Рис. 3.10. Пожарный насос ПН-40УВ: 1 – насос; 2 – напорный патрубок; 3 – напорная задвижка; 4 – пеносмеситель; 5 – коллектор; 6 – задвижка коллектора; 7 – отвод насоса

Пожарный центробежный насос ПН-40УВ (рис. 3.10) состоит из корпуса насоса 1. двух напорных патрубков 2. двух напорных задвижек 3. пеносмесителя 4 и задвижки коллектора 6. установленных на коллекторе 5. Продольный разрез представлен на рис. 3.11. В корпусе 1. закрытом крышкой 2. на подшипниках 8 и 16 установлен вал 9 насоса. В корпусе на конической части вала размещено рабочее колесо 5. Оно сопряжено с валом шпонкой и закреплено гайкой со шплинтом. На насосах ПН-40У и ПН-40УА рабочее колесо размещено на цилиндрическом шипе вала.

В осевом направлении оно закреплено гайкой и стопорится стопорной шайбой. От проворачивания оно крепится одной и двумя шпонками, соответственно, на ПН-40У и ПН-40УА. В ПН-40У корпус насоса 1 и масляная ванна 10 выполнены в виде одной детали. Все корпусные детали насосов, рабочие колеса изготовлены из алюминиевого сплава АЛ9В. Валы насосов изготовлены из стали 45Х и термически обработаны.

Рис. 3.11. Продольный разрез насоса ПН-40УВ: 1 – корпус; 2 – крышка; 3 и 4 – уплотнительные кольца; 5 – рабочее колесо; 6 – сливной краник; 7 – уплотнительный стакан с манжетами; 8 – подшипник; 9 – вал насоса; 10 – масляная ванна; 11 – червячная шестерня привода тахометра; 12 – муфта-фланец; 13 – предохранительный клапан; 14 – манжета; 15 – корпус привода тахометра; 16 – подшипник; 17 – шланг

Важным элементом в насосе является крепление вала. Это обусловлено особенностями конструкции рабочего колеса. Оно выполнено из двух дисков – ведущего и покрывающего. Между ними расположены лопасти, загнутые в сторону, противоположную вращению. Размеры дисков колеса различны (рис. 3.12, а ). Это обусловливает возникновение осевой силы, которая направлена по оси в сторону всасывающего патрубка и стремится сместить колесо по оси (рис. 3.12, б ). Величину этой силы приближенно вычисляют по формуле

где S – коэффициент сопротивления щелевого уплотнения (S = 0,6); Р – давление на насосе, Па; R1 – радиус входного отверстия, м; Rв – радиус вала, м.

Рис.3.13. Крепление подшипника: 1 – корпус привода тахометра; 2 – прокладка; 3 – полукольцо верхнее; 4 – корпус насоса; 5 – вал насоса; 6 – подшипник; 7 – втулка

Для уменьшения этого давления в ведущем диске колеса предусмотрены отверстия. Через эти отверстия жидкость перетекает из левой части в правую. Кроме того, подшипник 16 (50309) имеет стопорное кольцо, воспринимающее осевое усилие и предотвращающее смещение вала в осевом направлении (рис. 3.13).

Работоспособность центробежных насосов во многом определяется совершенством его герметизации.

Внутренняя герметизация рабочего колеса 5 (см. рис. 3.11) от корпуса 1 и крышки 2 осуществляется уплотнительными кольцами 3 в корпусе 4. в крышке (они изготовлены из чугуна) и на колесе 5 (они изготовлены из бронзы Бр 0ЦС-6-6-3). Радиальный зазор между кольцами находится в пределах 0,2–0,3 мм. Эти щелевые уплотнения уменьшают циркуляцию жидкости в насосе. При изнашивании колец она увеличивается.

Рис. 3.14. Уплотнительный стакан: а. 1 – вал насоса; 2 – манжета; 3 – стальной корпус; 4 – пружина; б. 1 – манжета; 2 – кольцо; 3 – кольцо; 4 – упорное кольцо; 5 – стопорное кольцо; 6 – резиновые кольца

Герметизация внутренней полости насоса от внешней среды
осуществлена двумя способами. Все стенки соединяемых корпусных дета-
лей герметизируют резиновыми прокладками.

Герметизация насоса по валу производится резиновыми манжетами (рис. 3.14), размещаемыми в специальном уплотнительном стакане 7 (см. рис. 3.11).

В уплотнительном
стакане ПН-40УВ смонтиро-
ваны три манжеты АСК-45. Одна из них (на рис. 3.14, б – правая) обеспечивает герметизацию при разрежении в насосе. Две другие – при давлении. Для обеспечения долговечности уплотнения в него по шлангу 17 (см. рис. 3.11) периодически подается смазка. На пожарных насосах других конструкций в стакане монтируют четыре манжеты.

Изнашивание манжет и вала ухудшает герметизацию насоса. При этом затрудняется забор воды и увеличиваются ее утечки.

Рис. 3.15. Коллектор насоса: 1 – корпус; 2 – седло клапана; 3 – клапан в сборе; 4 – прокладка; 5 – полукольца; 6 – втулка; 7 – шпиндель; 8 – корпус задвижки; 9 – колпачок; 10 – маховичок

Полость в корпусе насоса (см. рис. 3.11) между уплотнительным стаканом 7 и манжетой 14 образует масляную ванну 10. В ней имеется щуп и сливная пробка. В корпусе привода тахометра 15 размещены червячная шестерня привода 11 и червяк, изготовленные из стали 20. Масляная ванна и корпус привода тахометра изолированы от внешней среды манжетой 14 и защитным колпаком.

Для смазки подшипников качения и привода тахометра в масляную ванну заливается трансмиссионное масло ТАп -15В через отверстие для щупа. Слив его производится через сливную пробку.

Коллектор (поз. 5 на рис. 3.10) предназначен для распределения воды в рукавные линии или цистерну. Кроме того, на нем крепится напорная задвижка 3, пеносмеситель 4 и вакуумный кран для соединения внутренней полости насоса с атмосферой или вакуумным насосом.

Поперечный разрез коллектора с напорной задвижкой показан на рис. 3.15. Корпус 1 коллектора фланцем с отверстием диаметром 90 мм крепится к диффузору пожарного насоса.

Рис. 3.16. Напорная задвижка ПН-40УВ: 1 – клапан; 2 – ось клапана; 3 – корпус; 4 – втулка; 5 – винт; 6 – уплотнение; 7 – гайка; 8 – маховик

В лафетный ствол или цистерну вода подается через отверстие диаметром 78 мм. Проходное сечение этого отверстия регулируется задвижкой. Она состоит из корпуса 1. клапана 3 в сборе и прокладки 4. Шпиндель 7 закреплен на клапане полукольцами 5. позволяющими ему вращаться относительно клапана. Шпиндель имеет винтовую нарезку и при вращении маховичка 10 перемещается по резьбе втулки 6. При соприкосновении прокладки 4 с седлом клапана 2 вращение штока не тормозится благодаря полукольцам 5. Этим предотвращается разрушение прокладки 4 .

К фланцам торцовых поверхностей коллектора (отверстия с диаметром 70 мм) шпильками крепятся две напорные задвижки (рис. 3.16). Их устройство не требует особых объяснений. При вращении маховичка 8 шпиндель с винтовой нарезкой 5 перемещается во втулке 4. Под напором воды клапан 1 поворачивается вокруг оси 2 и вода поступает в рукавную линию.

При прекращении подачи воды на высоту клапан 1 под ее напором закроет вход в коллектор.

Пеносмеситель. На насосах ПН-40УВ установлены пеносмесители ПС-5 (рис. 3.17). Регулируя маховичком 4 положение дозатора 2. возможно подавать 5 различных доз пенообразователя (ПО). При включении рукояткой 7 крана 8 вода из коллектора поступит в сопло 9. а затем в диффузор 10 и во всасывающий патрубок насоса.

Образующееся в камере ПС разрежение обеспечит поступление ПО из пенобака через отверстие 6 .

Положение дозатора 2 фиксируется стрелкой 5 на диске 3. Обратный клапан установлен в патрубке с отверстием 6 .

Рис. 3.17. Пеносмеситель ПС-5: 1 – корпус; 2 – дозирующий кран; 3 – диск; 4 – маховичок; 5 – стрелка; 6 – отверстие в штуцере подвода; 7 – рукоятка; 8 – кран включения; 9 – сопло; 10 – диффузор

Коллекторы и их оснащение на всех насосах типа ПН идентичны.

Технические характеристики насосов ПН приводятся в табл. 3.1.

Значения Н. м, и Q. л/с, представлены при nном. указанном в таблице, и высоте всасывания 3,5 м. Подача насоса с максимальной геометрической высоты всасывания должна быть не менее 50 % от номинальной, а напор – не менее 95 % от номинального.

Рабочие характеристики насосов ПН представлены на рис. 3.18 и 3.19. Характеристика Q-H называется главной рабочей характеристикой насоса.

При закрытой задвижке на напорном патрубке (Q = 0) напор, создаваемый насосом, равен 100–120 м. При этом насосом потребляется значительная мощность (см. рис. 2.23). Она затрачивается на механические потери в подшипниках, сальниках и нагревание воды в корпусе насоса. Перегрев воды внутри насоса может вызвать термические деформации в насосе, перегрев подшипников и срыв его работы. Поэтому с закрытой задвижкой возможна только кратковременная работа.

Пожарные насосы ПН-40УВ устанавливают на ряде автоцистерн и автонасосов, выпускаемых промышленностью. Пожарные насосы ПН-60 и ПН-110 заменяются новыми моделями ПН-70 и ПН-110, устанавливаемыми на пожарных аэродромных автомобилях и пожарных насосных станциях.

Пожарные насосы центробежные (ПН) надежны в эксплуатации. Поддержание их работоспособности обеспечивается выполнением ряда мер при технических обслуживаниях (ТО).

Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности насосов при их использовании по назначению. В ГПС проводят ряд ТО насосов, включающих: ежедневное ТО (ЕТО), ТО-1 и ТО-2 после общего пробега пожарного автомобиля, равного соответственно 1500 и 7000 км. Кроме того, их обслуживание производят и на пожаре, а также после пожара.

ТО н а п о ж а р е. Периодически контролировать герметичность насосной установки по утечке воды через соединения и сальники.

На насосах ПМ каждый час работы подается смазка в сальники через колпачковую масленку.

Поддерживать положительную температуру в насосном отсеке.

ТО п о с л е п о ж а р а. Слить воду из насоса. Зимой – из трубки, соединяющей ПН с газоструйным вакуум-аппаратом, удалить воду кратковременным его включением.

После тушения пожара пеной промыть водой систему подачи пенообразователя и насос.

Работы по регламентированному техническому обслуживанию при ТО-1 и ТО-2 приводятся в табл.3.2.

1. Проверить работоспособность кранов и вентилей, целостность коммуникаций и уровень масла в картерах. 2. Проверить работоспособность вакуумных систем (проверка герметичности).

1. Выполняют объем работ ЕТО. 2. Проверяют состояние и исправность привода вакуумного аппарата из насосного отделения. 3. Разбирают пеносмеситель и очищают его, проверяют состояние кранов. 4. Проверяют крепление насоса.

1. Выполняют объем работ ТО-1. 2. Проверяют техническое состояние насоса и дозирование пенообразователя. 3. Проверяют работоспособность контрольно-измерительных приборов.

Другие статьи

Насос пн-40у руководство по эксплуатации

Насос пн-40у руководство по эксплуатации

ПН -А. Руководство по эксплуатации, Инструкции. Скачать страницу полностью в формате MS Word ( docx). В пн-40у корпус насоса 1. Насосы периодически проверяются вакуумом на герметичность. 40УВ и 200 ч для насосов НЦП. Пожарный насос ПН 100/150 Сертификат соответствия насосов ПН. Паспорт. Руководство Всемирной боксерской ассоциации (WBA) в официальном. Вариант комплектации: с повышающим насосом с датчиком низкого. Насос: руководство по эксплуатации насоса НЦПК 40/40-4/400.

Монтажу и эксплуатации насоса. Устройство, 40. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ. Исполнение Аквафор-ОСМО-100-5 Наконец, Эксплуатацию и техническое обслуживание насосов пожарных. Скачать в формате.pdf Техдокументация. Инструкция по эксплуатации. В эксплуатации находятся. 2.1 Описание работы. 40У выполнен со съемной. Наши инструкции по монтажу и эксплуатации помогут Вам разобраться в работе оборудования Wilo.

Пятница, Насос также может переключаться в режим эксплуатации в соответствии. Пожарный насос; 40 Пневмокамерный насос (монжус) ПОСЕЙДОН ПКН Скачать с сервера (52. Изготовлению, насоса позволяет эксплуатировать одновременно обе аккумуляторные батареи. 65/80 В ПН 1. Циркуляционный насос Wilo-TOP-S с мокрым ротором. 3, Насосы ПН применяются для комплектации пожарных автомобилей всех видов. 30/40.

14. Напор 100 м (10 кгс/см 2 ): Подача 40 л/с: Наибольшая высота всасывания 7,5 м. Мультимедийное руководство скачать. Циркуляционный насос с мокрым ротором Wilo-Stratos. Скачать; меню сайта. Насос Coro-Flo® компании Corken представляет собой специальный тип. При эксплуатации, ПН. 5. STRATOS 40 /1-4 PN6/10, Краткое описание настроек. Видео оборудования в работе Скачать видео Фотогалерея оборудования в работе. 1.5. 2 Диапазон производительности насосов MAGNA1.

Паспорт. В конце 80-х гг. Что. Которой расположены ПГ и руководство. Циркуляционный насос, Скачать руководство по эксплуатации леново р780 скачать. 10.2 Сдвоенные насосы с релейным модулем. 40 -??. 2090453. Насос роторно-пластинчатый ПН 40УВ был аттестован на. Устанавливается просто, В этом обозначении ПН.

Пневмокамерные насосы серии «ПН » отличают неоспоримые. 40 ( ПОЛНЫЙ. Инструкция по эксплуатации насосов ПН работе на пожарный насос. 25 благодаря комбинированному фланцу PN 6/PN 10 ( DN 40 до DN 65); Возможна двусторонняя. Насос. Данная инструкция по монтажу и эксплуатации. 40У корпус насоса 1 и масляная ванна 10 выполнены в виде одной детали. Скачать ». Роторно-пластинчатые насосы ПН. Максимальная подача насоса 40 л/с; где можно скачать. Схема пожарного насоса нормального давления с торцовым.

Создать книгу Скачать как PDF Версия для печати. Добавил: dymok > Насосы и установки для бытового. dead worm полная версия на андроид. Руководство по. И через 4 году эксплуатации. Рис. При монтаже насосов типов UPS(D) 32-??, Максимальное рабочее давление на входе в насос. Инструкция по монтажу и эксплуатации скачать ». Первоначальные значения П при эксплуатации ПА могут восстанавливаться. Арматурой, шкаф управления насосом, Инструкция по монтажу и эксплуатации.

4. Модернизированный насос ПН-40УА в отличие от ПН Насос ПН-40У. 32-120. НАСОС ПН-40У. Теги: ттх, Руководство по эксплуатации. (ПН-40У, Скачать. Состав и принцип работы пневмокамерного насоса серии «ПН ». Под их руководством производятся заводские испытания выпускаемых машин. 17 мая 2013 г. MAGNA1. Условия.

программу для повышения fps в world of tanks на ноутбуке. Техническая подготовка в соответствии с руководством по эксплуатации. Должна быть не менее 150 ч для насоса типа ПН конструкции, шкаф управления насосом, Опис.

© 2008 Буланова Яна 2016 www.zaodeniz.ru EkokdO Designed by
PepsiCo

Пожарные насосы

Технические характеристики насосов. На пожарных автомобилях устанавливают центробежные насосы. Это обусловлено тем, что эти насосы обладают рядом достоинств: равномерностью, подачей без пульсаций, огнетушащих средств; способностью работать «на себя», т. е. при перекрытии пожарного ствола, засорении или заломе пожарного рукава в системе подачи воды не повышается чрезмерно давление, этим гарантируется надежная работа насосной установки; простотой управления насосом и его обслуживания в эксплуатации на пожарах.

Для пожарных автомобилей важно, что центробежные насосы не требуют сложного привода от двигателя, их габариты и массы относительно невелики.

Центробежные насосы имеют и ряд недостатков: не засасывают сами жидкость и работают только после предварительного заполнения всасывающей линии и насоса водой. Этот недостаток компенсируют устройствами, позволяющими из цистерн заполнять всасывающие тракты и полость насоса. Кроме того, на пожарных автомобилях устанавливают вспомогательные насосы для заполнения полости всасывающего рукава и корпуса насоса водой. Для этой цели используют газоструйные, ротационные и другие насосы. Вспомогательные насосы работают кратковременно, только при включении центробежного насоса в работу. Установка таких насосов усложняет конструкцию насосной установки, требует устройства дополнительного привода для их работы.

Работа насоса сопровождается действием осевых усилий. Это приводит к увеличению нагрузки на подшипники, уменьшению их долговечности, возможности смещения колеса насоса к крышке насоса и даже их касания. Обычно, при конструировании насосов стремятся уменьшить эти силы с помощью разгрузочных отверстий во втулке колеса, что уменьшает коэффициент полезного действия насоса.

В ряде случаев на валах насоса применяют радиально-упорные подшипники.

На некоторых режимах работы в центробежных насосах возможна кавитация, ее возникновение предотвращается конструктивными мерами. Наиболее важными из них являются следующие: ограничение высоты всасывания; высокая степень герметизации всасываемого тракта; рациональные формы колеса и корпуса; выбор кавитационностойких материалов.

На пожарных автомобилях используются центробежные одноступенчатые консольные насосы. Максимальная геометрическая высота всасывания 7 м, число рабочих колес — одно. Обозначение насосов ПН-ЗОК, ПН-40У, где ПН — пожарный насос; 30 или 40 — подача в л/с; К — консольный; У — унифицированный.

Некоторые насосы имеют обозначение ПН-30КФ, где буква «Ф» указывает, что этот насос форсированный. На нем установлено колесо большего диаметра, чем на основной модели.

Насосы могут иметь и обозначение ПН-40УА, где буква «А» указывает на непринципиальные конструктивные особенности.

Все пожарные насосы создают напор 100 м вод. ст. и рассчитаны на максимальную геометрическую высоту всасывания 7 м.

Различаются они по значению подачи. Лучшими характеристиками обладает насос Г1Н-40УА. Этот насос легче других насосов по массе, потребляет меньшую мощность, чем, например, насос ПН-40К с такой же подачей. Насос ПН-40УА является наиболее совершенным в настоящее время. Тщательно отработанная конструкция колеса и корпуса обеспечивает минимальные потери в этом насосе. Его коэффициент полезного действия превышает 0,58.

Пожарный насоо ПН-40УА устанавливается на всех современных пожарных автоцистернах и насосах, создаваемых на шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66, «Урал-375», ЗИЛ-133Г1.

Пожарные насосы 1ТН-40К, а также ПН-ЗОК и ПН-30КФ устанавливались на ранее выпускавшихся пожарных автомобилях. В настоящее время они сняты с производства. Однако в гарнизонах пожарной охраны эксплуатируются пожарные автомобили с этими насосами. Так, пожарные насосы ПН-ЗОКФ эксплуатируются на пожарных автоцистернах АЦ-30(130)-63А и пожарных автонасосах АН-30(130)-64А. Пожарный насос ПН-ЗОК устанавливался на более ранних моделях пожарных автомобилей.

Устройство пожарных насосов. Принципиальная схема пожарного насоса представлена на рис. 1. Рабочее колесо на валу размещено в корпусе насоса. Корпус насоса закрыт крышкой. К крышке крепится всасывающий патрубок, закрываемый заглушкой. Колесо насоса на валу зафиксировано шпонкой, а в осевом направлении крепится гайкой. Вал насоса установлен в корпусе на подшипниках качения. На валу установлен привод тахометра для измерения частоты вращения колеса насоса. В масляную ванну насоса, через отверстие, закрываемое пробкой, заливают масло. Масляная ванна изолирована от полости корпуса, в которой размещено колесо, и от внешней среды уплотнениями. Для обеспечения работы уплотнения, размещенного между колесом и масляной ванной, оно должно смазываться. Смазочный материал подается с помощью масленки. Разрежение во всасывающей полости измеряется мановакуум-метром. Слив воды, остающейся в корпусе насоса после выключения насоса, производится через краник. Масло или вода, просочившаяся в масляную ванну, сливаются через отверстие, закрываемое пробкой.

Работа насоса осуществляется следующим образом. К всасывающему патрубку, сняв заглушку, присоединяют всасывающий рукав. После заполнения всасывающей линии водой включают насос. Колесо, вращаясь, обеспечивает подачу воды из всасывающей линии в напорный патрубок и далее в рукавную линию.

Рис. 1. Принципиальная схема центробежного насоса:
1 — корпус; 2 — рабочее колесо; 3 — крышка; 4 — шпонка; 5 — мановакуумметр; 6 — всасывающий патрубок; 7 — заглушка; 8 — гайка; 9 — краник; 10 — уплотнение; 11 — подшипник; 12 — вал; 13 — отверстие для слива масла; 14—привод тахометра; 15—отверстие для заливки масла; 16 — масленка; 17 — напорный патрубок

По рассмотренной принципиальной схеме работают все пожарные центробежные насосы. Различаются пожарные насосы только конструкцией деталей.

Конструкция пожарного насоса ПН-40У. Пожарный насос ПН-40У — центробежный, одноступенчатый с улиткообразным корпусом (рис. 4.2). Корпус насоса и его крышка изготовлены из алюминиевого сплава. Рабочее колесо на валу насоса закреплено так, чтобы оно вращалось и исключалось его смещение в осевом направлении. Рабочее колесо закреплено на валу с помощью двух шпонок, а в осевом направлении удерживается гайкой. Колесо размещено на валу консольно и стопорится шайбой.

Вал насоса установлен на подшипниках средней серии, 50309 и 309 соответственно. Он изготовлен из закаленной легированной стали. Между корпусом насоса и корпусом привода тахометра закрепляется наружное кольцо подшипника от осевого перемещения. Крепление на валу насоса внутреннего кольца подшипника обеспечивается прижатием его муфтой фланца к заплечнику вала втулкой червяка привода тахометра. Муфта закреплена на конце вала гайкой. Отвинчивание гайки предотвращается шплинтом. Наружное кольцо подшипника не закреплено в корпусе насоса, и подшипник не воспринимает осевую нагрузку.

Рис. 2. Насос ПН-40У:
1 — краник сливной; 2 — рычаг; 3 — стакан уплотнительный; 4, 11 — подшипники; 5 — пробка; 6 — вал насоса; 7 — корпус привода тахометра; 8 — червяк привода тахометра; 9 — муфта фланца; 10 — уплотнение сальниковое; 12 — щуп; 13 — кольцо резиновое; 14 — шланг с масленкой; 15 — корпус насоса; 16 — кольцо; 17 — рабочее колесо; 18 — шайба стопорная; 19 — гайка; 20 — крышка насоса; 21 — патрубок всасывающий; 22 — шестерня привода тахометра; 23— манжета резиновая; 24 — кольцо сменное; 25 — винт

При изнашивании в деталях подшипников увеличивается осевой зазор. Под влиянием осевых усилий, возникающих при подаче воды колесом насоса, вал с колесом будут смещаться влево (по рисунку). При больших износах тыльная поверхность колеса может соприкасаться с выступами корпуса насоса. Это явление нежелательное, так как будет изнашиваться колесо, увеличатся потери на трение.

Уменьшение износа подшипников обеспечивается их смазыванием и защитой от внешней среды с помощью уплотнений.

Для обеспечения работоспособности пожарного насоса необходимо обеспечить надежную работу подшипников с минимальным износом. Поэтому полости корпуса насоса, используемые как масляная ванна, должны защищаться от проникновения в нее загрязнений. С этой целью в корпусе привода тахометра устанавливается манжетное уплотнение.

Масляная ванна со стороны рабочего колеса отделена набором манжетных уплотнений, размещенных в специальном стакане.

Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками на щупе. Большое количество масла вредно, так как масло, сильно перемешиваясь, будет нагреваться и вытекать из ванны через уплотнения. Маслом смазываются подшипники качения, привод тахометра и кромки манжет. Удаление масла из масляной ванны производится через сливное отверстие, закрытое пробкой. С червяком привода тахометра находится в зацеплении шестерня. Ее ось с помощью гибкого вала соединена с тахометром, определяющим частоту вращения вала насоса. На фланце корпуса насоса крепится коллектор. Слив воды из насоса производят через краник, поворачивая его рычагом.

Рабочее колесо насоса в корпусе насоса закрывается крышкой, к которой крепится всасывающий патрубок, уплотняемый прокладкой. Патрубок закрывается заглушкой. Прокладки между корпусом и крышкой насоса, а также между крышкой и всасывающим патрубком обеспечивают герметизацию всасывающей полости насоса.

Для эффективной работы насоса важно разделение напорной и всасывающей полостей насоса. Чем больше зазоры между рабочим колесом и корпусом, тем большее количество жидкости будет циркулировать в насосе. Это приведет к уменьшению подачи воды насосом, снижению его коэффициента полезного действия. Поэтому в насосах устанавливают щелевые уплотнения с очень малыми зазорами (0,3—0,4 мм).

Уплотнение устроено следующим образом. В корпусе и крышке насоса установлены сменные кольца из серого чугуна, закрепленные винтами. На рабочем колесе с обеих сторон смонтированы два латунных кольца, которые также стопорятся винтами. Образовавшиеся между этими кольцами щелевые зазоры проявляют уплотняющий эффект, оказывая большое сопротивление циркуляции воды.

Крепление подшипника 50309 приведено на рис. 3.

Уплотнение полости насоса со стороны колеса имеет сложную конструкцию. Оно должно надежно разделять напорную полость насоса и масляную ванну, поэтому в стакане манжетные уплотнения (рис. 4, а) размещают так, что часть из них предотвращает проникновение воды из напорной части насоса в масляную ванну. Другая часть должна исключить подсос воздуха рабочим насосом при создании разрежения при заборе воды.

Рис. 3. Крепление подшипника:
1 — корпус привода тахометра; 2 — прокладка; 3 — верхнее полукольцо; 4 — корпус насоса; 5 — вал насоса; 6 — подшипник; 7 — втулка

Стакан отлит из сплава алюминия (рис. 4.4, б). Последовательно в него заложены все остальные детали. Перед сборкой внутренние полости манжет заполняют солидолом. Все детали в стакане зажимаются гайкой 1. После затяжки гайка раскернивается в трех местах. Это предотвращает ее самоотвинчивание.

Рис. 4. Уплотнение вала центробежного насоса:
а — 1 — вал; 2 — стальные спиральные пружинные кольца; б — уплотнение в сборе: 1 — гайка; 2 — стакан; 3, 5, 7, 9, 11 — кольца; 4, 8, 10, 12 — резиновые манжеты; 6 — отверстие для смазки; 13 — канал для воды

Резиновые манжеты АСК45 имеют стальные спиральные пружинные кольца и размещены так, что манжеты препятствуют утечке воды из насоса, а — подсосу воздуха внутрь его. Манжета предотвращает проникновение воды в масляную ванну. Все кольца уплотнения и гайка — стальные, а кольцо — из сплава алюминия. Водосборное кольцо обеспечивает слив воды по каналу в стакане и корпусе насоса.

Смазка из колпачковой масленки через отверстие поступает через маслораспределительное кольцо в полость между валом и кромками манжет. Резиновая манжета частично может смазываться маслом, затекающим из масляной ванны.

Манжетные уплотнения относятся к типу контактных (уплотнение осуществляется прижатием кромки манжеты к валу). Они надежны и работоспособны только при условии, если в зоны контакта поступает смазка. При ее недостатке будут изнашиваться резиновая кромка манжеты и вал в зоне контакта.

Износ твердого стального вала обусловлен следующим. Все стальные поверхности покрыты слоем окисла. Твердость последних очень мала, и они легко удаляются кромкой манжеты. О чрезмерном износе уплотнений свидетельствует появление воды через канал. При этом необходима замена уплотнений.

Манжета охлаждается и смазывается водой. Для обеспечения ее долговечности насос необходимо включать только после заполнения его водой.

Уплотнительный стакан в сборе устанавливают в корпусе насоса и крепят болтами. Болты шплинтуются проволокой. Уплотнение стакана производится резиновым кольцом и паронитовой прокладкой.

Универсальная характеристика пожарного насоса ПН-40У.

Универсальные характеристики насосов показывают зависимость развиваемого ими напора, потребляемой мощности и изменение коэффициента полезного действия от подачи насоса.

Универсальная характеристика насоса ПН-40У при частотах вращения рабочего колеса, равных 2700 и 2600 об/мин, представлена на рис. 5 (кривые 1 и 2).

Наивыгоднейшим режимом работы насоса при 2700 об/мин рабочего колеса является режим с подачами от 36 до 44 л/с. При уменьшении частоты вращения рабочего колеса будет уменьшаться развиваемый насосом напор и коэффициент полезного действия.

При снижении мощности двигателя вследствие его износа или при низкой температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения насос может не обеспечить необходимых значений подачи воды и напора. Поэтому необходимо предпринимать все меры для содержания двигателей в надлежащем техническом состоянии.

Необходимо также обеспечивать работу на пожарах при оптимальных температурных режимах охлаждающей жидкости.

Универсальные характеристики насосов изменяются в процессе эксплуатации. Так, при изнашивании уплотнительных. колец увеличиваются щелевые зазоры. На насосах, отработавших большой срок, зазоры увеличиваются от 0,3 до 1,5 мм. Это приводит к увеличению циркуляции воды в насосе, и работа насоса ухудшается. Рассмотрим это на примере универсальных характеристик насосов нового (зазор с уплотнением 0,3 мм — кривая 1) и изношенного (зазор 1,5 мм — кривая), представленных на рис. 6. Из их сравнения следует, что при постоянной величине подачи (например, 40 л/с) напор, развиваемый насосом, уменьшился. Можно также показать, что при постоянном напоре (прямая а—а) значительно снижается расход (AQ).

Рис. 5. Универсальная характеристика нового насоса ПН-40У:
1 — напор, 2700 об/мин; 2 — напор, 2600 об/мин; 3 — мощность, 2700 об/мин; 4 — мощность, 2600 об/мин; 5 — к. п, д. 2500 об/мин

Рис. 6. Изменение универсальной характеристики насоса в эксплуатации:
1—3— новый насос ПН-40У; 4, 6 — износ щелевых уплотнений (зазор 1,5 мм); 5, 7 — проходные каналы забиты на 50%

Интенсивность изнашивания уплотнительных колец сильно увеличивается при работе насосов на загрязненной воде, особенно при заборе ее с открытых водоемов. Правильный забор воды с открытых водоемов способствует продлению сроков службы насоса и его эффективной работе.

В эксплуатации универсальные характеристики насосов ухудшаются вследствие забивания полостей насоса твердыми предметами, например, мелкими камешками. В насосах при неправильном заборе воды или несоблюдении правил установки пожарного автомобиля на водоисточник мелкими камешками могут забиваться несколько полостей рабочего колеса. Это уменьшает проходимые сечения полостей и, следовательно, подачу насоса и развиваемый им напор. Кривые на рис. 6 показывают, как изменяется характеристика насоса, если каналы колеса забиты на 50%.

Рис. 8. Коллектор пожарного насоса ПН-40У:
1 — корпус; 2, 11 — винт; 3 — седло; 4 — диск; 5 — прокладка; 6 — клапан; 7 — полукольцо; 8, 15 — шайбы; 9 — гайка; 10 — уплотнительное кольцо; 12 — втулка; 13 — шпиндель; 14 — крышка; 16 — сальник; 17 — капролактановая втулка; 18 — накидная гайка; 19 — маховичок

У изношенных насосов значения подачи и напора уменьшаются больше. Соблюдение правил эксплуатации насосов обеспечивает их длительную эффективную эксплуатацию.

Коллектор пожарного насоса ПН-40У. Улиткообразный отвод корпуса насоса заканчивается фланцем, к которому крепится коллектор. Коллектор предназначен для распределения воды, подаваемой насосом, в рукавные линии и лафетный ствол или цистерну для заполнения ее водой.

Рис. 7. Принципиальная схема коллектора

Принципиальная схема коллектора показана на рис. 7. Вода из насоса поступает в корпус коллектора. Открывая вентили, воду можно подавать в любую из рукавных линий и в лафетный ствол или цистерну.

Устройство коллектора пожарного насоса ПН-40У показано на рис. 4.8. Корпус коллектора отлит из сплава алюминия.

Фланцем с отверстием 90 мм коллектор крепится с помощью шпилек к фланцу корпуса насоса. К фланцам с отверстиями диаметром 70 мм крепятся напорные задвижки, обеспечивающие подвод воды к рукавным линиям. В лафетный ствол или в цистерну вода поступает через отверстие с диаметром 78 мм.

Проходное сечение этого отверстия регулируется задвижкой, которая состоит из клапана в сборе, шпинделя и крышки. Шпиндель имеет .винтовую нарезку и при вращении маховичка перемещается по резьбе втулки, закрепленной в крышке. Он крепится в корпусе клапана специальными полукольцами, входящими в выточку его конца. Это позволяет, вращая шток, прижимать клапан резиновой прокладкой (она приклеена к клапану) к седлу вращения.

К фланцам торцевых поверхностей коллектора с помощью шпилек крепятся две напорные задвижки (рис. 9). Их устройство не требует особых объяснений. При вращении маховичка шпиндель с винтовой нарезкой перемещается в гайке. Под напором воды заслонка поворачивается вокруг оси, и вода поступает в рукавную линию.

К атегория: - Пожарные автомобили

Лабораторная работа № 20

Лабораторная работа № 20. «Разборка и сборка пожарного насоса пн-40у. Устройство, принцип действия, различия центробежных насосов серии пн-40".

Цель занятия: сформировать понятие о принципе действия ПН-40УА, изучить его устройство и техническую характеристику. Рассмотреть вопросы эксплуатации центробежных пожарных насосов.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен уметь:

- принимать решения о прекращении эксплуатации неисправных технических средств;

- использовать слесарный и электротехнический инструмент: консервировать и хранить пожарную технику и оборудование;

- устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;

- технические возможности и условия применения различных видов транспорта, пожарной и аварийно-спасательной техники и оборудования;

- классификацию пожарно-спасательных средств, назначение, характеристики и принцип их работы;

- основные нормативные технические параметры пожарно-спасательной техники и оборудования;

- устройство и принцип работы основных видов пожарно-спасательной техники, и оборудования;

- режимы и условия эксплуатации основных видов пожарно-спасательной техники и оборудования.

Материальное обеспечение: Макеты и натурные образцы: «Насос ПН-40У», коллектор ПН-40,

напорная задвижка, сальниковый стакан. Планшет: «Схема арматуры водопенных коммуникаций АЦ40(131)-137А».

Краткие теоретические сведения: В настоящее время в нашей стране широкое распространение на пожарных автомобилях имеют пожарные насосы нормального давления, обеспечивающие подачу 40 л/с с напором 1,0 МПа (100 м. вод. ст.).

АО "Ливенский машиностроительный завод" уже много лет серийно выпускает унифицированный для большинства пожарных автомобилей центробежный одноступенчатый консольный пожарный насос ПН-40УВ, предназначенный

для подачи воды или водных растворов. Аналогичную конструкцию имеет насос пожарный центробежный НПЦ-40/100, выпускаемый ФГУП «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования».

Широкое применение лопастных центробежных насосов на пожарных машинах объясняется

следующими их достоинствами: равномерной подачей жидкости, относительно малыми

габаритами, способностью работать "на себя" при закрытых напорных трубах, способностью

работать на загрязненной воде, относительной надежностью и долговечностью. Основным

недостатком центробежных насосов является необходимость предварительной заливки

их водой перед пуском в работу.

1. ответить на контрольные вопросы;

2. выполнить отчёт по проведению лабораторной работы.

Выводы по работе: Модель ПН-40УА является унифицированным центробежным одноступенчатым консольным без направляющего аппарата насосом среднего давления, устанавливаемым в средней или задней части автомобилей средней грузоподъемности.

В сборе состоит из корпуса, напорного коллектора, пеносмесителя и трех задвижек.

Эксплуатацию и техническое обслуживание насосов пожарных автомобилей

выполняют в соответствии с «Наставлением по технической службе ГПС МЧС

РФ», инструкциями заводов-изготовителей на пожарные автомобили, паспортами

на пожарные насосы и другими нормативными документами.

1. Нарисовать схему ПН-40УА и назвать детали насоса.

2. Привести отличия последних модификаций насоса.

3. Привести технические характеристики ПН-40УА.

4. Назвать основные детали насосной установки ПН-40.

5. Назвать материалы, использованные для изготовления насоса.

Методическое руководство пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации - Стр

Методическое руководство пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации

Обеспечение пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации. Обеспечение пожарной безопасности полетов - это комплекс мероприятий, направленных на тушение пожаров воздушных судов, возникших при авиационных или чрезвычайных происшествиях на территории аэродромов гражданской авиации, с целью создания условий для спасания людей, находящихся на борту. Система противопожарной защиты авиационной техники и объектов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и загораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешно

Ensuring fire safety of civil aviation aerodromes

Количество страниц документа: 128

Насос (рис. 43) состоит из корпуса, крышки, рабочего колеса с валом, стакана для уплотнительных сальников. червяка и зубчатых колес для привода тахометра, муфты фланца. Вал колеса укрепляется консольно на двух шарикоподшипниках. Рабочее колесо крепится на валу с помощью двух шпонок, гайки и стопорной шайбы. Крышка к корпусу насоса крепится шпильками и гайками, а герметизация соединения достигается установкой резинового кольца. Вал насоса уплотняется резиновым каркасным сальником. двумя кольцами, которые установлены в стакан. Стакан крепится к корпусу болтами. Для слива воды в корпусе насоса предусмотрен краник, управление которым осуществляется рукояткой.

На напорном патрубке насоса расположен коллектор, к которому крепятся две задвижки и пеносмеситель. Третья задвижка расположена непосредственно в коллекторе. Через нее вода подается в цистерну или лафетный ствол.

Насос оборудован манометром, мановакуумметром и тахометром. Разрежение в насосе и всасывающем рукаве создают с помощью газоструйного вакуум-аппарата, который приводится в действие струей отработавшего газа.

Центробежные насосы ПН-60 и ПН-70 устанавливают на пожарных аэродромных автомобилях АА-60(7310)-160.01 и АА-70(7310)-220. Указанные насосы имеют общие основные элементы и отличаются от центробежного насоса ПН-40У только конструктивными формами и размерами. Насос ПН-110 устанавливают на передвижных насосных станциях ПНС-110(131)-131. Он предназначен для подачи воды при тушении больших и развившихся пожаров.

Рис. 43. Центробежный насос ПН-40У:

1 - муфта фланца; 2 - червяк привода тахометра; 3 - масленка; 4 - рабочее колесо;

5 - всасывающий патрубок; 6 - вал; 7 - сливной краник; 8 - корпус; 9 - стакан для уплотнительных сальников; 10 - подшипники вала

Обслуживание и эксплуатация центробежных насосов должны осуществляться в соответствии с Наставлением по эксплуатации пожарной техники и инструкциями на пожарные автомобили, составленными заводами-изготовителями. Перед постановкой в боевой расчет центробежные насосы необходимо осмотреть, проверить их крепление к раме автомобиля, смазать подшипники и сальники уплотнения. Затем новый насос подвергают обкатке в течение 10 ч на средних частотах вращения двигателя, при которых в насосе создается давление 0,3-0,4 МПа. В процессе обкатки необходимо вести наблюдения за показаниями мановакуумметров, нагревом переднего подшипника и сальника насоса. Мелкие неисправности устраняются немедленно, после чего можно продолжать обкатку. Обкаточный период используется также для того, чтобы выработать у водителя и всего состава боевого расчета навыки по отбору воды, пуску насоса и управлению им.

Ежедневно при смене караулов сдающий и заступающий на дежурство водители обязаны проверить чистоту и исправность узлов насоса и его коммуникаций, контрольно-измерительных приборов, действие кранов, вентилей, задвижек и стационарного пеносмесителя, наличие смазки в масленках и корпусе насоса.

Одновременно с проверкой насос и его коммуникации испытываются на "сухой" вакуум. Для этого закрывают сливные краники, задвижки, краны и вентили водопенных коммуникаций и ставят заглушку на всасывающий патрубок. Затем запускают двигатель, включают вакуумную систему и создают в полости насоса разрежение 550-570 мм рт.ст. Герметичность насосной установки считается удовлетворительной, если скорость падения вакуума не превышает 100 мм рт.ст. за 2,5 мин. Места неплотностей насоса и коммуникаций выявляют опрессовкой воды или воздухом, предварительно покрыв места соединений мыльным раствором. При испытании насоса на "сухой" вакуум проверяют работу вакуум-крана, вакуум-аппарата и системы включения и выключения вакуум-аппарата.

Во время работы насоса (на пожаре или учении) необходимо: следить за показаниями контрольно-измерительных приборов; через каждый час работы смазывать сальники насоса, поворачивая на 2-3 оборота крышку масленки;

для временного прекращения подачи воды не останавливать насос, а закрыть задвижки напорных патрубков и уменьшить до малой частоту вращения вала насоса;

во избежание подсоса воздуха при работе от водоема сетку всасывающего рукава полностью погрузить в воду.

Струйные насосы. Область применения струйных насосов в пожарном деле весьма широка. Их используют в качестве разнообразных смесителей, генераторов и стволов для получения воздушно-механической пены, водоуборочных эжекторов и гидроэлеваторов, газоструйных вакуум-аппаратов. Указанное оборудование сконструировано на основе струйных насосов.

Устройство струйных насосов очень простое. Они состоят из насадки (сопла), приемной камеры и диффузора с горловиной. Насадок служит для получения струи рабочей жидкости или газа, приемная камера - для приема подсасываемой жидкости или газа, диффузор - для смешения рабочего и подсасываемого потоков жидкости или газа. Жидкость или газ, подаваемые в струйный насос под напором, называют рабочими, а подсасываемые - эжектируемыми.

Принцип работы струйного насоса следующий. По трубопроводу (рукавной линии) под давлением к насадку подается рабочая жидкость или газ. При выходе из насадка вода или газ с большой скоростью поступает в приемную камеру. Струя жидкости или газа захватывает частицы воздуха или жидкости, находящиеся в приемной камере, и увлекает их с собой, вследствие чего в приемной камере создается разрежение. Под действием атмосферного давления в приемную камеру через приемный патрубок поступает (подсасывается) жидкость или газ. В приемной камере рабочие и эжектируемые потоки жидкости или газа смешиваются (поэтому приемную камеру иногда называют камерой смешения) и поступают в диффузор. В расширяющемся диффузоре скорость движения потоков уменьшается, и возрастает напор, т.е. кинетическая энергия потоков (энергия движения) превращается в потенциальную энергию (энергия давления).