Руководства, Инструкции, Бланки

счет по крепелину методика бланк img-1

счет по крепелину методика бланк

Рейтинг: 4.0/5.0 (1806 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ Счет по Крепелину

1. Предложенная Э. Крепелином методика была предназначена для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости больных.

В настоящее время применение этой методики приобрело более широкий диапазон; ею пользуются для изучения психиче­ского темпа, колебаний внимания, переключаемости (с видоиз­менением инструкции) и для выявления отношения к эксперимен­тальному заданию.

2. Для проведения опыта нужны бланки, на которых длинны­ми рядами напечатаны пары цифр, подлежащих сложению (см. приложение в конце книги, бланк № 2). Существует много типо­графских изданий этих бланков, разного формата и расположения. Желательно выбирать бланки, на которых цифры были бы отпе­чатаны крупным шрифтом (см. бланк). Необходимы также секундомер и запасные мягкие карандаши для больных. Так же как и бланки корректурной пробы, бланки «счета по Крепелину» проверяются по «ключу» (см. описание методики «Корректурная проба»).

3. Обычный вариант опыта проводится так: больному пред­лагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и запи­сывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то больной должен подписать снизу только 2, а не всю сумму 12 (единицу, обозначающую десяток, нужно отбросить). Однако такое требование затрудняет многих больных, поэтому следовать ему не обязательно. Можно предложить больному записывать сумму полностью. Затем больного предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп». (Экспериментатор дает такой сигнал через 15 секунд после начала.) После этого он должен начать следующую строчку. Больному объясняют также, что он должен стараться работать побыстрее, но самое главное — складывать точно, не допуская ошибок.

В зависимости от состояния больного и от задачи иссле­дования можно ограничиться одним бланком, т. е. предложить ему 8 строк сложения по 15 секунд на каждую; можно это коли­чество уменьшить либо увеличить. Отдельный протокол вести не обязательно.

4.Такое построение эксперимента позволяет выявить темп работы больного, его внимание, а также наличие утомляемости. Отмечая, сколько сложений выполнил больной за каждые 15 секунд правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Обычно это делается очень просто, путем проведения черты на самом бланке, но можно построить специальный график. Так .например, больной Л. за первые 15 секунд выполнил 16 сложений без единой ошибки, во вторые 15 секунд — 15 сложений с одной ошибкой, далее 16,12,12,11 сложений с одной ошибкой, затем 10 и 8 сложений. Его график приведен на рис 14 и свидетельствует о некоторой истощаемости больного и падении его работоспособности при небольшой нагрузке.

Н. И. Курочкиным разработан видоизмененный бланк счетного задания, предусматривающий смену операции сложения и вычитания. Одну строчку больной складывает, в следующей за ней производит вычитание, а затем снова сложение. Эта методика будет, видимо, очень интересна для выявления инертности и переключаемости внимания.

  • Э. Крепелин. Гигиена труда. Умственный труд. Переутомление. СПб. 1917.

Другие статьи

Счет по Крепелину: Методика была предложена Е

Счет по Крепелину

Методика была предложена Е. Kraepelin в 1895 г. для исследования работоспособности — упражняемости и утомляемости. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

В настоящее время чаще пользуются этой методикой в модификации R. Schulte — обследуемый производит сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затрату времени на выполнение задания, R. Schulte предложил при получении в сумме двухзначного числа записывать только единицы, отбрасывая десяток.

Однако это затрудняет для некоторых больных выполнение задания и поэтому не является обязательным условием.

Для проведения опыта необходим специальный бланк. При отсутствии бланков, отпечатанных типографским путем, их можно напечатать на пишущей машинке (обязательно четко, желательно первый или второй экземпляр). Больному дается инструкция — производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследующий будет делать свои пометки.

Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие исто-щаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

Проведение исследования с помощью этой методики не требует особой грамотности испытуемого, однако могут сказаться его профессиональные навыки. Так, счетные работники при исследовании с помощью таблиц Крепелина могут демонстрировать неплохие результаты, хотя в других методиках (например, в корректурной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А. Докучаева (1967) указывает на роль некоторых личностных особенностей, свойств темперамента, влияющих на темп работоспособности. Это должно учитываться при проведении опыта. По первоначальному темпу работоспособности выводы делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью обследуемого в дальнейшем.

Счет по Крепелину

Методика счёта по Крепелину (Е

Методика счёта по Крепелину (Е. Кraepelin) в модификации Шульте (R. Schulte)

По истечении каждых 30 секунд задания испытуемый по команде экспериментатора переходит на следующий ряд бланка.

После окончания задания подсчитывается количество произведённых арифметических операций и допущенных ошибок за каждый отрезок, вычерчиваются кривые работоспособности и ошибок, которые графически отражают равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости (снижения числа операций и увеличения количества ошибок к концу задания), попыток концентрации активного внимания (временного увеличения числа операций и уменьшения ошибок на определённых отрезках задания), врабатываемости (постепенного увеличения числа операций и уменьшения количества ошибок).

Повторное проведение исследования и наложение графиков работоспособности позволяет также объективизировать сдвиги в психоэмоциональном состоянии соматических больных в процессе психотерапии.

При наложении графиков работоспособности различных групп больных наглядно демонстрируются различия в их психоэмоциональном состоянии.

1. Абрамова Г. С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М. «Кафедра-М», 1998.

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение/ Пер. с англ. С. Могилевского.- М. ЭКСМО-Пресс. 2000.- 352 с.

3. Боллз Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хрони­ческой Усталости. М. 1995.

4. Бройтигам В. Кристиан П. Рад М. Психосоматическая медицина. М. Гэотар Медицина, 1999. – 376 с.

5. Бройтигам В. Кристиан П. Рад М. Психосоматическая медицина. М. Гэотар Медицина, 1999. – 376 с.

6. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.

7. Исмагилов М.Ф. Якупов р.а. Якупова А.А. Головная боль напряжения. Казань: Медицина, 2001. – 132 с.

8. Кабанов М.М. Личко А.Е. Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л. 1983.

9. Лакосина Н. Д. Клиническая психология: Учебник для студ. мед. вузов. - М. МЕДпресс-информ, 2003. – 415 с.

10. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и интрогенные заболевания. – М. Медицина, 1977.

11. Любан-Плоцца Б. Пельдингер В. Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. Санкт-Петербург. 1996. – 255с.

12. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М. Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.

13. Мельченко Н.И. Клиническая психология. – Самара: Сам ГМУ, 2002. – 584 с.

14. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практичес­кое руководство. - М. 1999.

15. Михайлов Б. В. Сердюк А. И. Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине (клиническое руководство) / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. – Харьков: Прапор, 2002. – 108 с.

16. Николаева В.В. / Влияние хронической болезни на психику. М. 1987.

17. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М. Медицина, 1996. – 464 с.

18. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред.Г.С. Никифорова. – СПб. Питер, 2003. – 607 с.

19. Сидоров П.И. Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. Учебник для студентов медицинских вузов. – М. Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

20. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи)// Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. Т.2

21. Соколова Е.Т. / Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. 1988.

22. Табеева Г.Р. Вейн А.М. Хроническая ежедневная головная боль. Consilium Medicum Том I-N 2-1999 // http://www.consilium-medicum.com

23. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Будапешт, 1981.

Список сайтов по психологии:

Счет по крепелину

/ счет по крепелину

Расстройства внимания. Диагностика. Методика счет по Крепелину.

Методика была предложена Е. Kraepelin в1895 г. для исследования работоспособности — упражняемости и утомляемости. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

Мы пользуемся этой методикой в модификации R. Shulte — обследуемый производит сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затрату времени на выполнение задания, R. Shulte предложил при получении в сумме двухзначного числа записывать только единицы, отбрасывая десяток. Например:

Однако это затрудняет для некоторых больных выполнение задания и поэтому не обязательное условие.

Больному дается инструкция— производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследующий будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

Проведение исследования с помощью этой методики не требует особой грамотности испытуемого, однако могут сказаться его профессиональные навыки. Так, счетные работники при исследовании с помощью таблиц Крепелина могут демонстрировать неплохие результаты, хотя в других методиках (например, в корректурной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А. Докучаева (1967) указывает на роль некоторых личностных особенностей, свойств темперамента, влияющих на темп работоспособности. Это должно учитываться при проведении опыта. По первоначальному темпу работоспособности выводы делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью обследуемого в дальнейшем.

Отсчитывание. Методика была предложена Е. Kraepelin. При исследовании ею обнаруживаются возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания. Опыт заключается в отсчитыванин от 100 или 200 все время одного и того же числа. Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между числами исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж). Можно фиксировать длительность пауз секундомером. Запись опыта приобретает следующий вид:

(100—7). 93…86…79…72…65…58.51. 44..37.30.23.16.2.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два вида ошибок. Первый — ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток—свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:

(100—7)..93… 85…. 78..71….64….58 и т. д.

Второй — ошибки в десятках — характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием. Например:

При выраженном слабоумии с недостаточностью критики (например, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведется вопреки инструкции и вместо 7 вычитается 10, вместо 17—20. Причем эти ошибки не всегда удается корригировать. При ошибочном выполнении задания можно либо указать больному на допущенную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его сначала.

Обработка. Результаты опыта оценивают по скорости (А, знаков в с) выполнения задания и по числу допущенных ошибок, как за исследуемые интервалы времени, так и за весь эксперимент. По результатам опыта строят графики.Коэффициент работоспособности (КR . усл. ед.) вычисляют по формуле:

S1 — количество правильных сложений первых четырех строк,S2 — количество правильных сложений четырех последних строк.Сравнение скорости выполнения задания за второй и последний промежутки времени позволяет судить о степени утомляемости и упражняемости внимания.

Интерпретация. При исследовании темпа интеллектуальной работоспособности увеличение количества выполненных сложений или вычитаний за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации интеллектуального навыка, отсутствии истощаемости внимания. Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.Указанные тенденции могут обнаруживать себя в процессе учебной деятельности. Их моделирование в экспериментальной и естественной ситуациях позволит педагогу изменять динамику сенсомоторных процессов и интеллектуальной деятельности школьника с учетом обстоятельств и индивидуальной программы обучения. Выполнение школьником данного задания поможет педагогу выяснить, какие операции более автоматизированы и выполняются быстрее, а какие — менее и с ошибками.Если значение показателя КR приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.Больные, имеющие различные психические заболевания, имеют свои особенности выполнения методики Крепелина.—При органических заболеваниях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) наблюдается невысокая продуктивность внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.—При неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный характер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточно высокой (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению. Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравномерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими заболеваниями головного мозга.—При шизофрении больные показывают крайне низкую работоспособность (2–4 сложения в каждой строке). Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемости. При выполнении таблицы Э. Крепелина больные этой группы нуждаются в побуждении, так как никакого интереса к работе не проявляют.

Анализ результатов может также проводиться по следующим двум направлениям: 1) количественное сопоставление результатов испытуемого со среднегрупповыми результатами;2) качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого.

1) Количественное сопоставление результатов испытуемого со среднегрупповыми результатами При количественном анализе принимается во внимание два показателя – скорость (производительность, А, зн/с) и точность (Т) работы.Скорость работы в большей степени связана с темпом умственной деятельности испытуемого. Точность работы в большей степени связана с устойчивостью внимания.Необходимо сравнить индивидуальные показатели скорости и точности работы со среднегрупповыми.Если скорость работы испытуемого примерно равна среднегрупповой, то темп его умственной деятельности (или работоспособность) можно считать средним. Аналогично делается вывод о высоком и низком темпах деятельности.Если число ошибок испытуемого среднее или ниже среднего по группе, это свидетельствует об устойчивом внимании. Большое число допущенных ошибок связано с неустойчивым вниманием.2) Качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого. При качественном анализе анализируют форму графика устойчивости (производительности, А, зн/с) внимания. Выделяются следующие четыре типа графиков.1-й тип. Характеризуется незначительными колебаниями в скорости и точности внимания на протяжении всех этапов эксперимента. В рамках этого типа можно выделить четыре подтипа.Подтип 1а – показатели скорости и точности работы высокие или средние. Это так называемый «нормальный тип» графика, который свидетельствует о хорошей устойчивости внимания испытуемого.Все нижеописываемые подтипы и типы графиков характеризуются той или иной степенью неблагополучия. При их анализе следует иметь в виду, что причины разных видов нарушений могут быть одинаковыми. К таким «универсальным» причинам, которые могут проявиться в любом типе «неблагополучного» графика, можно отнести следующие:— слабая заинтересованность испытуемого в результатах эксперимента;— состояние усталости;— слабая сформированность счетных операций.Наряду с общими причинами, каждый отдельный тип графика может быть связан с более частными, индивидуальными особенностями испытуемого.Подтип 1б – при стабильно высокой скорости выполнения задания испытуемый на протяжении всего эксперимента допускает много ошибок. Возможные причины:— испытуемый понимает важность, значимость испытания, боится неуспеха (личная тревожность), вследствие этого избыточно ориентирован на скорость в ущерб точности;— слабость самоконтроля, самоорганизации, т.е. слабая сформированность произвольного внимания.Подтип 1в – испытуемый выполняет задание с высокой точностью, но с очень низкой скоростью. Возможные причины:— испытуемый излишне ориентирован на точность выполнения в ущерб скорости (также может быть связан с высокой ситуативной или личностной тревожностью);— общая замедленность темпа деятельности, связанная с типом темперамента.Подтип 1г – показатели скорости и точности работы стабильно низкие. Самый неблагоприятный из всех типов. Требует дополнительного обследования с помощью других методик.2-й тип. Характеризуется либо постепенным увеличением числа ошибок, либо постепенным снижением продуктивности, либо двумя тенденциями одновременно. Это «истощающийся тип» внимания. Такой результат испытуемого может иметь разные причины:— слабая сформированность произвольного внимания, неумение в течение длительного времени выполнять неинтересную деятельность;— высокая астеничность испытуемого;— органические заболевания головного мозга, например, травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы (если тенденция к истощению выражена ярко уже на начальных этапах эксперимента).3-й тип. График имеет зигзагообразный характер. Продуктивность резко колеблется, неравномерна на разных этапах эксперимента. Это может быть связано с эмоциональной неуравновешенностью испытуемого, с невротическим состоянием (если неравномерность выполнения сочетается с тенденцией к истощению).4-й тип. Характеризуется постепенным повышением продуктивности, снижением числа ошибок на протяжении эксперимента. Это «заторможенный тип» внимания. Свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого, трудностях на начальной стадии организации произвольного внимания. Данный тип может быть связан с типом темперамента.

Методы исследования внимания

Методы исследования внимания

Расстройства внимания выявляются как во время беседы (отвлекается на посторонние раздражители, не может сосредоточиться, быстро утомляется, не может переключиться и т.д.), так и в ходе специального психодиагностического исследования. Из методик исследования внимания наиболее известны и широко применяются: корректурные пробы, счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте, поочередное сложение, поочередное вычитание, тест Мюнстерберга и др.

1) Корректурная проба - исследование внимания, способность к концентрации, устойчивость.

Корректурная проба впервые была предложена Бурдоном (В. Bourdon в 1895 г.) Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв.

Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим). Каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного.

время на выполнение всего задания.

количество ошибок и темп выполнения задания.

распределение ошибок в течение опыта - равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью.

характер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв.

Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.

2) Счет по Крепелину. Методика была предложена Крепелиным в 1895 г. для исследования работоспособности - упражняемости и утомляемости.

В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок. Для проведения опыта необходим специальный бланк.

Обследуемому дается инструкция - производить сложение чисел в столбцах. Его Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени.

С помощью графика можно получить кривые работоспособности - равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

3) Отсчитывание . Методика была предложена Крепелином - возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания.

Опыт заключается в отсчитывании (вычитании) от 100 или 200 все время одного и того же числа (например, 7). Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число.

Промежутках между числами хронометрируются. Запись опыта приобретает следующий вид:

(100-7). 93. 86. 79. 72. 65..58.51..44..37.30.23.16.2.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце - увеличивается.

Возможны два вида ошибок.

Первый - ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток - свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:

(100-7)..93. 85. 78..71. 64. 58 и т. д.

Второй - ошибки в десятках - характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием. Например:

93. 86. 69..62. 55. 38 и т. д.

4) Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, изготовление которых несложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

Можно отмечать количества чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо время, за которое обследуемый находит каждые пять чисел.

Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах.

Для большей наглядности результатов исследования строится график, в котором отражены показатели продуктивности (например, количество просмотренных знаков) и допущенных ошибок (например, количество неправильно зачеркнутых букв в корректурных пробах) в течение определенного интервала времени.

Если график медленно «растет» вверх – инертность нервных процессов, постепенная врабатываемость.

Резкое снижение показателей к концу работы - слабость нервных процессов, утомляемость (проявление астении (при неврозах, психосоматических нарушениях и т.д.).

Неравномерный темп выполнения - истощаемость и снижение работоспособности.

При органических поражениях головного мозга (травмах, сосудистых заболеваниях, воспалительных процессах, опухолях) - невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.

При неврозах - выполнение заданий может иметь пикообразный характер, ошибок допускается мало, с приближенной к норме продуктивностью, но с тенденцией к истощению.

Оценить и поделиться

Тесты на внимание

Тесты на внимание

Обзор наиболее известных и часто применяемых тестов на внимание.

Корректурная проба Бурдона

Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.

Инструкция

Вариант 1: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».

Вариант 2: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

Тестирование и обработка результатов

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.

1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);

2. Точность выполнения:

А = å / (å + 0)

Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Здесь Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует не только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3. Успешность работы оценивается как

Здесь В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле С = (n*100)/m

Где n – общее количество букв, m - количество вычеркнутых букв.

Таблица показателей успешности работы студентов Корректурная проба с кольцами Ландольта

Данный тест является модификацией корректурной пробы Бурдона. Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч.

Инструкция

«Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

Обработка результатов

1. Продуктивность внимания (количество просмотренных колец за 5 мин.).

2. Точность выполнения:

А = å / (å + 0).

Здесь å - количество правильно вычеркнутых колец; 0 – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Здесь Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует не только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3. Успешность работы оценивается как

Здесь В – количество просмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле С = (n x 100) / m, где n – общее количество колец, – количество вычеркнутых колец.

Изучение распределения внимания

Психолог предлагает испытуемым следующие задания.

Часть А. Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться – у него слабое распределение внимания.

Часть Б. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Обработка результатов

Подсчитать ошибки: максимум – 12, минимум – 0.

Принято считать, что: хорошее распределение внимания соответствует количеству ошибок от 0 до 4. Среднее: от 5 до 7. Ниже среднего: от 8 до 10. Плохое: от 11 до 12.

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - (черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Сложение чисел с переключением

В данном тесте изучается переключение и устойчивость внимания. Психолог предлагает испытуемому в течение 10 мин с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.

1-й способ: нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т.д. если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2). Например:

2-й способ: вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.

В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту.

В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.

Обработка результатов

1. Подсчитать среднее количество произведенных операций за 1 мин в условиях переключения. 18 и более правильных операций свидетельствуют о сравнительно быстром протекании психических процессов; 8 и менее операций указывают на замедленность и подтверждают малую способность испытуемого.

2. Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень преключаемости у данного ребенка, тем хуже у него результат умственной деятельности на уроках при частом переключении внимания.

Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах Инструкция

«Материал, который ты получишь, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найди и исправь их».

Тестирование и обработка результатов

После оглашения инструкции раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок.

Подсчитать количество ошибок:

0 – 2 ошибки свидетельствует о высоком уровне внимания;

3 – 4 ошибки - о среднем;

5 и более - о низком.

Текст задания

Ошибки в тексте подчеркнуты.

Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет с юда, чтобы помочь людям. Скоро удалось м не на машине.

Счет по Крепелину

Данный тест предназначен для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости испытуемых. Можно использовать для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости.

Испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. Можно предложить записывать испытуемому всю сумму полностью. Затем испытуемого предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «Стоп» /обычно через 15 сек после начала/. После этого он должен начать следующую строчку. Испытуемому объясняют также, что он должен работать быстро и без ошибок.

Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости.

- гиперстенический – начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость; в последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня;

- гипостенический – отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний.

Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания. Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания.

Коэффициент работоспособности рассчитывается по формуле:

Здесь S2 – сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк, S1 - сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.

Если Краб приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

Если существует большая разница в выполнении строк – это свидетельствует о трудновключаемости. Увеличение ошибок к концу работы – утомляемость. Если ошибки не нарастают, а колеблются – колебания внимания. Если к концу ошибки вообще исчезают, то это принцип научения и хорошей врабатываемости.

Отсчет по Блейхеру

Тест заключается в отсчете от 100 до 0. Каждый раз от числа надо отнимать не 1, а 3, 7 или 13. Испытуемый должен считать про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием испытуемым чисел психолог равномерно ставит точки (для приблизительного хронометража), можно однако фиксировать длительность пауз и секундомером.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается.

Возможны два варианта ошибок:

- ошибки в единицах и, главным образом, при переходе через десяток – это свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности;

- ошибки в десятках – характерен, главным образом для испытуемых с неустойчивым вниманием.

При выраженном слабоумии с недостаточностью критики отсчитывании ведется вопреки инструкции – вместо 7 отнимается 10 и т.д. причем эти ошибки не всегда удается коррегировать.

Таблицы Шульте

Используются для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.

Инструкция

«Нужно показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без ошибок».

Обработка результатов

Анализ результатов проводится по счету цифр /30-40 с/ внутри одной таблицы /задержки, ошибки, темп/ и по времени, потраченном на каждую таблицу. В норме на все таблицы обычно затрачивается одинаковое время. Неравномерность психической деятельности видна, когда испытуемый неожиданно останавливается и не может найти следующую цифру /чаще при сосудистой психоорганике/.

При выполнении задания можно проследить:

- характер выполнения (азартность, формализм, педантичность);

- эмоциональная сфера (апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции);

- речь (усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны).

Таблица перевода оценок времени в двадцатибалльную шкалу (норма 15-17):

Методика Ф. Горбова

Испытуемому предлагают показывать на специальной таблице и называть числа в следующем порядке: 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное, 3 черное и 22 красное и т.д. фиксируется количество пар черно-красных цифр, просмотренных в каждую минуту. Обычно в норме счет заканчивается на конце второй минуты, редко в начале третьей минуты. По результатам счета по минутам хорошо видна истощаемость внимания, связанная с переключаемостью.

Тест Торндайка

Тест на избирательность внимания. Задача испытуемого – отыскать десять заданных трехзначных чисел среди фонового материала. Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают порядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля:

а) систематический (последовательно просматриваются все числа);

б) оптимальный (сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предлагаемой последовательностью расположения искомых чисел);

в) хаотичный (испытуемый наугад смотрит в разные зоны фонового материала).

Среднее время нормы поиска 10 чисел – 190-211 сек. Исследования нормы показывают, что успешность женщин выше, чем у мужчин, с возрастом в обеих группах успешность падает. Показатель успешности коррелирует с показателем интеллекта в целом и уровнем академического обучения.

Ключ по столбцам:

2 столбец – 5 цифра,

4 столбец – 3 цифра,

5 столбец – 1 цифра,

6 столбец – 7 цифра,

7 столбец – 4 цифра,

8 столбец – 9 и 10 цифры,

9 столбец – 2 цифра,

10 столбец – 6 и 8 цифры.

Тест отыскания чисел (В. Л. Маршук)

Используется при исследовании распределения внимания. На бланке таблица 5 Х 5, в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном бланке в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа считается ошибкой).

Время работы с бланком в норме – 90 секунд.

Рассчитывается коэффициент продуктивности:

Здесь Nпр - количество правильно переписанных чисел, Т - время.

Можно использовать модификацию данной методики. В этом случае в чистом бланке надо расставить приведенные числа в образце в последовательности возрастания.

Ключ 1-й таблицы: 3 4 9 12 19 22 24 31 34 38 42 46 47 52 53 60 67 68 72 86 87 89 91 94 96

Ключ 2-й таблицы: 5 8 11 13 19 25 28 31 34 36 42 44 54 58 63 65 66 72 75 78 82 84 94 96 99

Устойчивость внимания по Риссу

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.

Инструкция

"На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы долны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок".

Обработка результатов

При анализе следует учитывать:

- преобладает ли установка на скорость или установка на точность работы,

- трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда,

- при устном опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время. за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.) это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.

Время, затрачиваемое на выполнение задания: 3 мин. 30 сек. означает отличный результат, 6-7 мин. - средний, от 13 мин и выше - плохой.

В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.

Ниже приводится перевод сырых баллов в процентили по этому тесту.

Тест Кюсси

Исследуется избирательность внимания. Использование методики только в условиях индивидуального эксперимента.

Инструкция

"Вам будет предложено последовательно одна за другой несколько карточек, на которых нарисованы крестики. Фигура-эталон, изображенная крестиками слева, имеется в замаскированном виде справа. Ваша задача отыскать ее и очертить карандашом. Работать как можно быстрее".

Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 мминуты.

Показатели теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов:

1) элементы ошибочно включены в искомую фигуру;

2) пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру.

Точность выполнения задания – В – вычисляется по формуле успешности, которая часто используется в исследованиях по восприятию:

В = (С – W) / (С + О) x S

Здесь С – общее количество всех отмеченных испытуемым элементов, W – количество неправильно отмеченных элементов, О – количество пропущенных элементов, которые следовало отметить, S – количество всех элементов в карточке.

Вводится еще показатель скорости (время, затрачиваемое на выполнение). Оба показателя (точности и скорости) можно перевести в единую десятибалльную шкалу со средним показателем 5. После шкалирования получаем показатели В (точности) и Т (скорости), а общая успешность по всей методике будет А = В + Т.

Помимо показателя общей успешности А в этой методике сконструирован еще структурный показатель S. который дает представление за счет чего – скорости или точности – испытуемый достигает успеха: S = В/Т. При анализе экспериментального материала сразу ясно, что испытуемый относится к «скоростному типу», если S < 1, и к «точностному типу» если S > 1.

Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий.

Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса (например, экзамена) и после стресса и сравнить сдвиг показателя А.

См. также