Руководства, Инструкции, Бланки

Управление Менеджмент Руководство img-1

Управление Менеджмент Руководство

Рейтинг: 4.3/5.0 (1500 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Управление менеджмент руководство» - Руководство

Лекция 1. Методологические организационно-правовые основы системы управления Основные понятия теории управления. Объект и субъект управления, их взаимосвязи.

В теории управления («управление – менеджмент – руководство») существует ряд общепризнанных понятий, терминов, постулатов, познание которых необходимо для системного изучения лекционного курса независимо от объекта управленческой деятельности.

Прежде всего, с точки зрения общетеоретического понимания, управление производством – это управление людьми, их общественно-трудовыми отношениями и социально-экономическими процессами. Это сложная совокупность политических, юридических, экономических и организационных отношений в обществе.

Из данного определения вытекает ряд других, более конкретных терминов и понятий.

С точки зрения кибернетического подхода управление – это система различных форм и методов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.

В большом экономическом словаре термин «управление» сформулирован с позиций функционального подхода как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Приведенные термины не противоречат и дополняют друг друга для более полного понимания системы управления.

Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных систем: управляющей и управляемой. К управляемой системе – объекту управления – относятся все элементы и подсистемы предприятия, объединения, корпорации, обеспечивающие непосредственный процесс материальных благ или оказания услуг. В качестве объекта могут выступать также отдельные направления деятельности людей и совокупность их элементов: научно-технический прогресс, качество продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта нашего углубленного изучения выступает управление природопользованием. Элементами и подсистемами являются природная среда и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы. К управляющей системе, так называемому субъекту управления, относятся все элементы и подсистемы аппарата управления предприятия, корпорации, государственных и муниципальных органов, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Каждая из этих систем – «объект», «субъект» управления – имеет свои особенности, отличающиеся между собой по системе адаптации к внутренним условиям и по отношению к внешней среде.

Общепризнанным считается постулат: первичным является объект управления, в нашем случае природоохранная деятельность людей, вторичным – субъект управления. В качестве субъекта выступают органы управления (аппараты, отдельные руководители) различного уровня – предприятия, муниципалитета, региона, федерации, осуществляющие управленческие функции различного уровня: планирование и прогнозирование, организацию, контроль, регулирование, учет, стимулирование и т.д.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью прямых и обратных потоков информации. Информация о ходе производственного процесса из управляемой системы в управляющую. Эта информация анализируется и служит основой для выработки командных воздействий и решений, которые поступают в управляемую систему для исполнения. Помимо внутрипроизводственных связей между объектом и субъектом управления управляющая система (субъект управления) также широко использует внешние связи и внешнюю информацию: банковские процентные ставки, уровень безработицы, процессы инфляции, изменение оптовых и розничных цен и др.

Говоря о предприятии как о системе и совокупности его элементов, как в объекте, так и субъекте дифференцированно рассматриваются подсистемы, решающие свои конкретные специфические задачи: техническую, технологическую, организационную и социальную.

Все подсистемы представляют единство функционирования предприятия и тесно взаимосвязаны между собой.

Однако социальная система совместно с экономической выступает в качестве задающего блока: определяет стратегию и тактику развития, формулирует принципы и методы организации производства.

Вышеизложенные основы управления (менеджмента) можно схематично изложить на рис.1.1. и 1.2.

Задающий блок: стратегия (целеполагание), прогнозирование, планирование и т.д.

Основаны на духовных и моральных стимулах

Основаны на материаль-ных стимулах

Прямое директивное воздействие

Рис.1.4. Система взаимосвязи методов управления.

Несмотря на разнообразие методов управления, они представляют собой систему – единое целое, неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга. В зависимости от поставленных целей, конкретных условий и задач, тем или иным методам управления может отдаваться предпочтение, но они всегда используются в совокупности.

Организационно-административные методы управления (ОАМУ) – способы воздействия субъекта на объект управления, основанные на использовании объективных организационных и распорядительных отношений между людьми. При классификации ОАМУ подразделяются в свою очередь на три группы:

Организационно-стабилизационное воздействие, включающее регламентирование (организационное, функциональное, должностное), нормирование (времени, численности, выработки и т.д.), инструктирование (разъяснение, ознакомление, совет);

Распорядительное воздействие, предполагающее текущее оперативное воздействие на корректировку организационных связей при изменении условий деятельности: директивы, приказы, указания, распоряжения, резолюции и др.

Меры дисциплинарного воздействия – установления личной и коллективной ответственности на основе административного, трудового, гражданского права и законодательства.

Данным методам администрирования отдавалось предпочтение в доперестроечный период планово-административной системы хозяйствования.

Экономические методы управления (ЭМУ) строятся на использовании экономических законов развития общества, непосредственно воздействуют на экономические интересы личности, группы, коллектива, общества. В состав ЭМУ входят практически все рычаги хозяйственного механизма: планирование, учет, анализ, контроль, такие экономические категории как себестоимость, цена, кредит, инвестиции, прибыль, заработная плата, премии, штрафы, санкции, неустойки и т.д. Из экономических методов управления следует выделить методы, роль которых в повышении эффективности общественного производства исключительно велика. Это экономическое стимулирование и хозяйственный расчет. Основной отличительной чертой ЭМУ является возможность их количественного измерения, позволяющего соизмерять достигнутые результаты с затратами на них.

Социально-психологические методы управления (СПМУ) раскрываются в том, что любое управленческое решение разрабатывается людьми, обращено к людям и охватывает всю сферу отношений между людьми. Основная задача этой группы методов – создать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, сформировать положительный эмоциональный настрой к выполнению порученной работы, овладению новыми навыками, широкому привлечению работников в управленческие процессы.

Основными направлениями воздействия СПМУ являются:

изучение личности (характер, память, воля, эмоции);

принципы формирования «малых групп», лидерство, социально-психологический климат;

методы социального планирования, нормирования, регулирования;

методы активизации социального почина и новаторства;

методы морального стимулирования (ордена, медали, благодарности, почетные грамоты);

методы социальной преемственности и др.

Основные направления СПМУ легли в основу разработанной в 30-50 г.г. школы «человеческих отношений» (раздел 1.2).

Следует еще раз подчеркнуть, что наибольших успехов в достижении поставленных целей добиваются в тех организациях, где используется вся система многообразных средств, форм и методов управления личностью, группой, коллективом.

Управление персоналом (1)

управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом). 2. “Руководитель службы управления.

К. Д. Ушинского Институт педагогики и психологии Кафедра управления образованием Основы теории менеджмента Учебное пособие Программа дисциплины Современные проблемы менеджмента для направления 080200. 68 "Менеджмент" Управление знаниями Содержание: Введение

управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента. а также использования информационных технологий в управлении организациями.Управление. руководства. процедуры).Вторая группа – первичные процессы и процессы управления (руководство и.

Методологические и организационно-правовые основы системы управления

управления. их взаимосвязи В теории управления («о курса независимо от объекта управленческой деятельности. управлениеменеджментруководство». основы управления (менеджмента ) можно схематично изложить на рис.1.1. и 1.2. Система управления Задающий.

Другие статьи

РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Руководство как функция управления — это целенаправ­ленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспе­чивающими эффективность предприятия или его подразделе­ний в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысло­вых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:

♦ выдача директив относительно того, что нужно сделать;

♦ налаживание сотрудничества между людьми;

♦ обеспечение энергии, необходимой для достижения по­
ставленной цели» 1 .

В отличие от понятия «управление», которое характеризу­ет процесс организации* всей системы управления и производ­ства, руководство направлено на конкретных людей, объеди­ненных в коллективы.

Менеджер — это должность и профессия. Понятие «менед­жер» часто используется для обозначения различных должнос­тей. Генеральный директор объединения, заместитель директо­ра предприятия, мастер — это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены по­нятием «менеджер».

Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего ап­парата управления или его отдельных звеньев, а также осуще­ствляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей 2. Луч­ше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одноруководить:

1 Карлоф Б. Деловая стратегия. М. Экономика, 1991.

2 Полукаров B.JI. Краткий курс лекций по основам менеджмента. М. 2005.

ЭР = Л + В — формула эффективного руководства.

Руководитель (Р) — это хозяйственный лидер, которому делегирована власть Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для дости­жения поставленных целей.

Лидерство (Л) — это процесс влияния одного лица на других.

Власть (В) — это делегированные полномочия влиять на поведение других.

Способности и характер

Вознаграждения, вопринимаемые как справедли­вые

Рис. 16.1. Факторы результативности руководителя

Опыт работы в качестве руководителя

Образование в области управления

Желание работать руководителем

Рис. 16.2. Области жизненного плана руководителя

Функцию руководства в менеджменте реализует руководи­тель. В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглав­ляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отно­шению ко всей системе он считается функциональным руко­водителем, а для работников данного отдела — линейным.

Линейный руководитель учитывает мнение всех специали­стов (из экономических, технических и других служб). Но ре­шать должен именно он, а само принятое решение может отли­чаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений — основная функция руководителя, это результат его деятельнос­ти, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой сис­темы в целом, а также за организацию работы по их реализа­ции, за контроль исполнения.

Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опи­раясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель выс­шего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффек­тивного руководства.

По занимаемому в управленческой иерархии уровню ме­неджеры составляют три звена:

институциональный (высший уровень, топ-менеджмент):
члены совета директоров, президенты, вице-президенты, гене­
ральные директора и их заместители. Основная задача менед­
жеров этого уровня — определение целей, смысла существова­
ния и принципов деятельности организации. Главное внима­
ние — «что делать»;

управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): ди­
ректора, начальники производств и их заместители. Основная
задача — определение способов достижения целей, совершен­
ствование производственных процессов, повышение эффектив­
ности затрат. Главное внимание — «что и как делать»;

технический (нижний уровень, супервайзеры): началь­
ники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача —
непосредственная организация работы тех, кто своим трудом
вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное
внимание — «как делать».

Хозяином (собственником) организации может быть госу­дарство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, част­ный собственник и т. д. Хозяин организации определяет меха­низм назначения высшего руководителя. Положение руководи­теля определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и соб­ственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционера­ми).

Функции собственника часто отделены от функций управ­ления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же соб­ственник работает в управлении, то он должен выполнять толь­ко те обязанности, которые вытекают из его должности.

Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вы­шестоящими руководителями, и его отношениями с руководи­телями равного уровня управления.

Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя — власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Властьэто способность заставить других выполнять вагиу волю.

Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личнос­ти, харизма; доступ к информации.

В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:

♦ власть, основанная на принуждении (через страх). Менед­
жер может оказывать влияние на других, если он контролирует
величину или форму наказания, которое может быть к ним при­
менено;

♦ власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Ме­
неджер имеет власть над другим человеком, если этот человек
верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в
этом;

♦ власть примера, эталонная власть (через уважение и влия­
ние силы личности). Характеристики или свойства менеджера
настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть
таким же;

♦ юридическая или законная власть (традиционная) основы­
вается на праве человека руководить другими в силу соответству­
ющего положения в организации;

♦ экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществ­
ляется, когда менеджер воспринимается как носитель специаль­
ных и полезных знаний.

Таким образом, влияниеэто поведение человека, кото­рое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения дру­гого человека. А властьэто возможность влиять на поведе­ние других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это — убеждение и участие сотрудников в управлении.

В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена под­чиненным в подготовке и принятии организационно-управлен­ческого решения.

С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиаль­ный) и либеральный (попустительский).

Автократический (авторитарный) тип руководства от­личается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопро­сов организации, сознательным ограничением общения с подчи­ненными. Для руководителей этого типа характерны такие чер­ты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или не­согласие. жесткий и тотальный контроль действий своих работ­ников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них — метод взысканий.

Появление руководителя-автократа нередко связано с лич­ностными особенностями его характера. В большинстве случаев

это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможнос­тях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетент­ность или отсутствие организаторских способностей.

Живучесть автократа в отечественной хозяйственной сис­теме обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, воле­вое принуждение подчиненных, исполнительность и единонача­лие.

Демократический (коллегиальный) тип руководства, в от­личие от автократического, предполагает коллегиальность, кол­лективное управление, предоставление подчиненным самостоя­тельности и инициативы, делегирование им полномочий, интен­сивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудо­вой деятельности и ее стимулировании.

Руководитель демократического типа во всей своей дея­тельности опирается на общественные организации, коллектив­ное мнение, традиции предприятия.

Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способству­ет созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализо­ваться, самоутвердиться.

Гласность и полная информированность сотрудников о подго­товке, и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения — все это способствует росту авторитета руководи­теля, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.

Либеральный (попустительский) тип руководства отли­чается отсутствием размаха в деятельности, безынициативнос­тью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недоста­точно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «де­шевый» авторитет.

Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя. Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, прису­щих различным типам руководства в зависимости от способнос­тей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа и, наконец, в зависимости от ситуации.

Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со сти­лем руководства. Стиль руководителя в менеджменте приня­то трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хо­зяйственных функций. По сути дела, руководство любой орга­низацией заключается в выборе тех средств, которые побуж­дают коллектив к инициативному и творческому труду, усили­вают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить — это зна­чит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.

Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в ра­боте с подчиненными:

L Сила принуждения, основанная на понимании подчинен­ными того, что в случае отказа выполнять требования руково­дителя он может быть наказан.

2. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненны­ми возможностей руководителя повысить его в должности, уве­личить зарплату и т. д.

3 Юридическая сила, основанная на том, что руководи­тель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права

4. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя
над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.

5. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных
походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях
к нему.

В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональ­ной и нравственной компетентностью, общей культурой и ин­теллектом, особенностями характера и темперамента Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-эконо-

мические факторы (экономическая ситуация, политическая об­становка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организаци­онная структура, традиции) и межличностные отношения в кол­лективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.

Рис. 16.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя

Учитывая субъективные и объективные компоненты в дея­тельности руководителя, его современный стиль должен отве­чать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.

Таким образом, стиль руководства — это устойчивая сис­тема индивидуальных приемов и форм целенаправленного воз­действия руководителя на подчиненных.

В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 16.1).

В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит сле­дующим образом (рис. 16.4).

/ Зона аЬтори-/ тарного \стиля

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В Л Полупаров. Основы менеджмента. Рекомендовано УМЦ Классический учебник.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
При изучении данной темы важно рассмотреть роль обще­ственного процесса труда в возникновении и развитии такого вида человеческой деятельности, как управление. Трудовая де­ятельность человек

КАК ОСОБЫЙ ВИД УПРАВЛЕНИЯ
Термин «управление» намного шире понятия «менеджмент», так как применяется к разным видам и сферам человеческой деятельности. Поэтому различают политическое, государствен­ное, технологическое, экон

ПЕРСОНАЛ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление современной организацией — это результат деятельности группы людей, разрабатывающих планы, собира­ющих информацию, готовящих решения, мотивирующих ра­ботников на достижение конкретных це

ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились ис­кусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах че

Школа научного управления
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.У. Тейлором (1856—1915), который возгла­вил движение научного управления. Он заинтересовался не эф­фективно

Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х гг. XX в. ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений и поведенческих наук В ее основу по­ложены достижения психоло

Социальный менеджмент
Современный этап развития социального менеджмента свя­зан с именем Питера Ф. Друкера. С его точки зрения, каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить свою меру социаль

Человек в организации
Организации не возникают сами по себе, а создаются людьми и во имя удовлетворения потребностей людей. Любая организа­ция принимает форму социального института, где исходной по­зицией является челов

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Определив организацию как систему в менеджменте и рас­смотрев человека как основной элемент этой системы, необхо­димо перейти к рассмотрению внутренней среды организации. Предметом науки и

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Современные фирмы как часть общества разнообразными отношениями связаны с внешней средой. Можно выделить ос­новные особенности и характеристики влияния внешней сре­ды на фирму: С

Механистическая организационная система
Суть механистического подхода к построению организации состоит в том, что организация рассматривается как система, имеющая сходство с машиной. Она работает по установленному порядк

Органическая организационная система
В рыночной среде организация должна быть гибкой, адап­тивной, легко приспосабливаться к быстрым и частым внешним изменениям. Организации такого типа относят к органическим системам. Впервые этот те

Характеристика механистического и органического типов организационных систем
Характеристика организации Механистический тип ор­ганизации Органический тип ор­ганизации Специализация

Стадии жизненного цикла организации
Стадия создания организации. Она характеризуется ста­новлением организации, цели на этом этапе недостаточно чет­кие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия организации направ

Форма собственности в организации
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федера­ции по форме собственности организации могут быть государ­ственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смеш

Организационная форма.
Малые организации могут создаваться в виде кооперати­вов, товариществ, обществ и других организационно-право­вых форм. 1 Полукаров В.Л. Краткий курс менеджмента М.

Новые типы организаций
Происходящий в настоящее время процесс перехода от индустриального к информационному обществу существенным образом изменяет деловую среду и саму организацию в ней. В любой организации через информа

Предпринимательская организация
Управление организацией в условиях нестабильной, посто­янно меняющейся рыночной среды становится все более пред­принимательским. Как мудро заметил П. Дракер, предприимчи­вость — скорее тип поведени

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Основу деятельности людей в любой организации состав­ляют общие цели, интересы, ценности. Одной из главных ха­рактеристик жизнедеятельности организации сегодня является ее культура. Исслед

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
В предыдущих темах мы достаточно подробно рассмотрели управленческие аспекты управления с точки зрения системного методологического подхода, определили основные составляю­щие этой системы. Теперь п

Процессные функции
Это следующая группа функций менеджмента, которые определяет автор данной классификации. Основным признаком выделения данного вида функций выступает управленческий цикл, обеспечивающий процесс взаи

Функции систем менеджмента
Это третья группа функций менеджмента, которую выде­ляет автор этой классификации. При формировании систем ме­неджмента кроме следования объективным тенденциям разви­тия экономики и менеджмента от

Функции профессионализации менеджмента
Четвертая группа функций менеджмента. Профессионали­зация — ключевая особенность менеджмента. Именно професси­онализация отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой фор

ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Планирование представляет собой наиболее существенную из всех менеджерских функций, поскольку связано с целями, альтернативным выбором, определяет действия как перспектив­ные, так и текущие. Планир

Формы планирования
Современная практика менеджмента выделяет три основ­ные формы внутрифирменного планирования: ♦ централизованное; ♦ децентрализованное; ♦ комбинир

Стратегическое планирование
Стратегическое планирование — особый вид плановой ра­боты, состоящей в разработке стратегических планов, предус­матривающей выдвижение таких целей и стратегий развития организации, реализация котор

Бизнес-план
Одним из видов планов, широко применяемых в современ­ном западном и российском бизнесе, является бизнес-план орга­низации. Бизнес-план — документ, в котором формулируются цели предприятия

КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Если планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организации в менеджменте определяют­ся структура организации и условия для обеспечения функцио­нирования организации (обес

Адаптивные структуры управления
Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламента­ции деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам

Заключительный контроль.
Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов. Он требует всесторон­него анализа сильных и слабых сторон деятельности организа­ции за истекший период с це

МОТИВАЦИЯ — ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие мотивации в менеджменте тесно связано с пробле­мой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом развития России, выдвига­ют и новые требования к пер

Теории мотивации
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такая теория базируется на изуче­нии пот

Двухфакторная теория Герцберга.
Во второй половине 50-х гг. XX аФ. Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях. Герцберг выделил две категории факторов: ♦ гигиена;

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда.
Эта концепция потребностей в продолжение предыдущих изучает и описывает влияние на поведение человека потребнос­ти высших уровней: достижения, потребности соучастия и по­требности властвования (

Мотивация
Рис 15.5. Модель мотивации по Вруму Поведение людей определяется не только потребностями, но во многом зависит от восприятия ситуации, ожиданий, свя­занных с ней, и возможных последст

Теория справедливости.
Данная концепция предполагает, что если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного возн

Личности руководителя
(обстановка, возраст, стаж, тип личности, здоровье) Рис. 16.5.Решетка управленческого поведения руководителя стоянных и устойчивых результа

Коммуникации
Представители классической, административной школы управления в 20—30-е гг. XX в. раскрыли содержание управ­ленческой деятельности через взаимосвязь функций менедж­мента Пять функций управления свя

В МЕНЕДЖЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Принятие решений, так же как и обмен информацией, — связующий процесс в менеджменте, составная часть любой уп­равленческой функции. Необходимость подготовки и принятия решений возникает на всех эта

Ценообразование— процесс установления цены на продукцию фирмы.
Цикл экономический— повторяющиеся в экономике любой стра­ны спады и подъемы в развитии производства и уровне де­ловой активности. Циклическая безработица—

Управление - менеджмент - руководство

Управление > менеджмент > руководство

Значит ли это, что по отношению к организации не следует употреблять термин «управлять», «управленческий персонал», «управляющие воздействия» «управленческие решения»? Для организаций любого уровня использование этих терминов вполне допустимо. Не вполне корректно использовать термин «менеджмент» по отношению к социальным системам более высокого уровня, чем организация.

Известная фраза: «В России две беды – дураки и дороги» была очень своеобразно интерпретирована действующим министром финансов России А. Кудриным. Он использовал следующий эвфемизм: «В России две проблемы: менеджмент и инфраструктура». В наиболее общем контексте следовало бы сказать: «социальное управление и инфраструктура», поскольку дураки имеют место не только на уровне организации…

Мудрая мысль?

Самое важное, чему я научился как менеджер, - что работу должны делать другие.

Алфред Слоун, американский автопромышленник

1. Дайте определение менеджмента.

2. Что общего у менеджмента с таким предметом сервировки стола как менажница?

3. Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент» и «руководство» применительно к социальным системам?

4. Когда речь идет о регионе, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»?

5. Когда речь идет о предприятии, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»?

6. Когда речь идет об обществе с ограниченной ответственностью, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»?

7. Когда речь идет о поликлинике, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»?

8. На чем основано руководство?

9. Является ли менеджером командир стрелковой роты?

10. В чем разница между менеджментом и руководством?

2.2.1.2. Основные категории менеджмента

Категории трактуются как наиболее общие и фундаментальные понятия, выражающие существенные всеобщие свойства и отношения явлений действительности. В данном случае явление действительности – менеджмент, а категории менеджмента являются его свойствами и отношениями.

Первой категорией являютсяобъекты исубъекты менеджмента. В менеджменте важно знать, кто или что является объектом и субъектом менеджмента.

Объектом менеджмента (следует помнить, что менеджмент – это управление на уровне организации и ниже) в организации (то, в отношении чего осуществляется менеджмент) могут быть определенные функциональные области. например, производство, сбыт, снабжение, исследования и разработки, инновации, персонал, финансы, охрана, ремонт. Функциональные области могут вновь возникать и исчезать. Например, менеджмент персонала как функциональная область появился сравнительно недавно. Ремонт как функциональная область существует там, где оборудование имеет уникальный характер и его ремонт более выгоден, чем замена, а для других производств может исчезнуть. Охрана необходима там, где высок уровень преступности (в России охранник есть чуть ли не в каждом магазине, а в Германии даже в некоторых отелях охрана отсутствует) или на объектах повышенной опасности (опасные производства, атомные объекты и т.п.)

Объектом менеджмента могут также быть как элементы структуры организаций, так и сами организации. В первом случае эторабочие места (отдельные сотрудники ),бригады ,участки, смены, цехи, производства, филиалы, группы, секторы, лаборатории, отделы, департаменты, отделения. Во втором случае - организации,комплексы (холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.).

Все перечисленные объекты являются системами. В принципе под определение систем подходят и такие объекты менеджмента какоперации ипроекты, постольку, поскольку для их выполнения требуется создание или наличие социальной системы (совокупности работников, выполняющих операцию или проект). Операция (работа) как совокупность взаимоувязанных действий, безусловно нуждается в менеджменте. Это же относится и к проекту как совокупности взаимоувязанных действий и исполнителей, а словосочетание «менеджер проекта» представляется вполне естественным.

Субъектами менеджмента являются менеджеры различного уровня, которые занимают постоянную должность и наделены ответственностью и полномочиями принимать решения в определенных сферах деятельности организации. Иногда субъектом менеджмента выступает так называемый вышестоящий орган. Особенно это распространено в структурах, принадлежащих государству или региону. Например, для вузов федерального подчинения субъектом менеджмента является не только ректор, но и Министерство образования и науки РФ (Федеральное агентство по образованию), которое во многом определяет порядок действий вуза и его ректора. Но в общем случае субъектами менеджмента будем считать конкретных людей, осуществляющих менеджмент в данной организации.

Субъекты менеджмента различаются по уровням. Топ-менеджеры – это высшие руководители организации (директор, президент, генеральный директор, генеральный конструктор), а также их непосредственные заместители (по производству, по экономике, по науке, по персоналу, главный бухгалтер, главный технолог и т.п.) Менеджерысреднего звена – это менеджеры структурных подразделений организации. К менеджерамнизшего уровня можно отнести руководителей малых структурных подразделений (бригадиры, руководители групп, организаторы определенных видов работ)

Вторая категория менеджмента –виды менеджмента.

По признаку объекта бываетобщий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц. Общий менеджмент охватывает организацию в целом и является задачей высших руководителей организации, таких как: директор, президент, начальник, главный конструктор. По отношению к структурным единицам организаций (цехи, отделы, производства, департаменты, дивизионы) также осуществляется общий менеджмент: руководитель любого из перечисленных объектов «отвечает за все», что творится в его подразделении: состояние трудовой дисциплины, состояние социально-психологического климата, состояние организации рабочих мест, коммуникаций между сотрудниками и т.п. то есть он отвечает за подготовку, упорядоченность и организацию всего, что входит в структурное подразделение.

Функциональный или специальный менеджмент также ориентирован на объект. При этом объектом является не фирма в целом или ее структурное подразделение, а определенная сфера деятельности организации - функциональная область (см. выше). Именно поэтому в одной организации существуют стратегический менеджмент, управление персоналом, маркетинг-менеджмент, финансовый менеджмент, управление производством (контролинг, операционный менеджмент), управление исследованиями и разработками.

По признаку содержания (масштаб решаемых вопросов и реализуемых мероприятий) бываетнормативный менеджмент. в задачи которого входит разработка и реализацияфилософии организации (миссия, видение, система ценностейсм. раздел ….). ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений. Нормативный менеджмент осуществляется высшими руководителями организации. Именно они должны сформироватьмиссию организации как утверждение, раскрывающее смысл ее существования. что должно отличать ее от других организаций.

По признаку содержания выделяется такжестратегический менеджмент. который представляет собой формирование основных и долгосрочных целей(раздел 3.2).Стратегию в общем случае можно определить как некуюлогику действий организации в определенном периоде.

По признаку содержания выделяется такжеоперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятой стратегии развития организации.

Третья категория менеджмента – функции менеджмента, которые представляют собой устойчивый состав специфических действий, выполняемых менеджерами разных уровней в процессе их деятельности.

К общим функциям относятся те специфические виды деятельности менеджера, которые отражают «технологический процесс» менеджмента. Это означает, что в общем случае, осуществляя свою деятельность, менеджерформирует цель или цели,планирует действия и ресурсы, необходимые для реализации этих целей,организует процесс достижения этих целей (организационно оформляет действия – формирует службы, привлекает отдельных специалистов, устанавливает порядок их взаимодействий),контролирует ход процесса достижения целей и, при наличии отклонений от запланированного хода процесса,регулирует его, внося изменения в сформированные ранее цели, планы и организационные структуры.

Выделяются также фоновые функции (вспомогательные функции, связующие процессы). К ним относятсямотивирование,разработка и принятие решений ,установление коммуникаций (подробно в соответствующих разделах учебника).

Четвертой категорией менеджмента являютсяметоды менеджмента.

Методы менеджмента – это правила и процедуры, следование которым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основной цели менеджмента: обеспечения гармоничного развития управляемого объекта.

Перечислить все методы невозможно, тем более, что менеджмент постоянно развивается и разрабатываются новые методы.

Традиционно все методы менеджмента делятся на три большие группы:

Административные методы основаны на иерархии: они включают несколько видов воздействия: распорядительное воздействие, организационно-стабилизирующее воздействие, дисциплинарное воздействие.

Экономические методы воздействия на объект менеджмента основаны на экономическом интересе и предполагают, прежде всего, материальное стимулирование как отдельных сотрудников (премии, бонусы, социальный пакет и т.п.), так и структурных подразделений организации (различная степень экономической самостоятельности подразделения, бюджетирование).

Социально-психологические методы воздействия на объект менеджмента основаны на сложившейся в организации системе ценностей или культуре: условия установления гармонии в коллективе, основанной как на признании интересов сотрудника как личности, так и на признании сотрудником интересов организации и важности ее целей. К социально-психологическим методам менеджмента относятся все виды нематериального стимулирования (похвала начальника, присвоение неформального статуса, горизонтальная карьера и т.п.), формирование сильной организационной культуры, основанной на ценностях, разделяемых всеми сотрудниками организации.

Пятойкатегорией менеджмента являютсяпринципы менеджмента. В этом вопросе единство мнений также отсутствует. Разные авторы учебников по-разному трактуют принципы менеджмента, а зарубежные авторы, как правило, этот вопрос не рассматривают вообще.

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.

Тщательное изучение принципов, выстраивание всевозможных классификаций и систем принципов – прерогатива менеджмента как науки. Для практической деятельности количество принципов становится минимальным и сводится к следующему:

1. Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. Поэтому установление цели – обязательное требование к менеджменту как виду деятельности.

2. Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В социальных системах, которые являются объектами менеджмента, неизбежно возникает иерархия. Следует различать организационную и естественную иерархию. В основе организационной иерархии – назначение на должность. Естественная иерархия возникает на основе личностных качеств: сила, ум, высокий профессионализм и т.п. Злоупотребление организационной иерархией (назначениями на должность без учета личностных качеств будущего менеджмера) приводит к снижению эффективности менеджмента. Вектор развития этого принципа – от иерархии организационной к иерархии естественной.

Если ты повинуешься неохотно, ты раб; если охотно – служитель

Публий Сир, древнеримский драматург и актер

3. Принцип научной обоснованности и оптимальности. Этот принцип означает, что менеджер должен знать и использовать в своей деятельности достижения наук, связанных с менеджментом (экономика, психология, социология, информатика и др.) Менеджмент должен основываться на научных представлениях об управляемом объекте. Кроме того, менеджер должен стремиться к максимальной рациональности действий и решений (экономия всех видов ресурсов) и к их оптимизации (максимизация результатов и минимизация затрат).

4. Принцип права на интерес. Элементы управляемого объекта (социальной системы) имеют право на свои собственные интересы. Менеджер должен учитывать эти интересы и добиваться гармонии между интересами организации в целом и интересами ее участников. Игнорирование этого принципа приводит к снижению эффективности менеджмента.

5. Принцип инновативности. Менеджер должен глубоко осознавать необходимость и неизбежность перемен в управляемом объекте и воспринимать эти перемены не как бедствие, а как признак жизни и развития. Такого же подхода к инновациям менеджер должен добиваться от подчиненных.

6. Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности. Менеджер должен понимать, что, допуская коллегиальность (участие других членов организации) в обсуждении проблем и путей их решения, ответственность в принятии решений и их исполнении полностью лежит на нем.

7. Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен вести себя так, чтобы подчиненные могли наилучшим образом раскрыть свои способности и направить их на достижение целей организации.

Следование перечисленным принципам приводит к повышению эффективности менеджмента.

1. Являются ли исследования и разработки объектом менеджмента?

2. Является ли отдельное рабочее место объектом менеджмента?

3. Является ли субъектом менеджмента министерство?

4. Является ли субъектом менеджмента руководитель народного хора?

5. К какому менеджменту относится формирование миссии организации: к стратегическому, оперативному или нормативному?

6. Кто такие топ-менеджеры?

7. К каким методам менеджмента относится строгий выговор: к социально-психологическим, административным или экономическим?

8. Что такое принцип права на интерес?

9. К каким функциям относится мотивирование: к общим или фоновым?

10. Если менеджер публично похвалил сотрудника и объявил ему благодарность в приказе по организации, какой из методов менеджмента он применил: экономический, социально-психологический или административный?