Категория: Руководства
В теории управления («управление – менеджмент – руководство») существует ряд общепризнанных понятий, терминов, постулатов, познание которых необходимо для системного изучения лекционного курса независимо от объекта управленческой деятельности.
Прежде всего, с точки зрения общетеоретического понимания, управление производством – это управление людьми, их общественно-трудовыми отношениями и социально-экономическими процессами. Это сложная совокупность политических, юридических, экономических и организационных отношений в обществе.
Из данного определения вытекает ряд других, более конкретных терминов и понятий.
С точки зрения кибернетического подхода управление – это система различных форм и методов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.
В большом экономическом словаре термин «управление» сформулирован с позиций функционального подхода как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Приведенные термины не противоречат и дополняют друг друга для более полного понимания системы управления.
Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных систем: управляющей и управляемой. К управляемой системе – объекту управления – относятся все элементы и подсистемы предприятия, объединения, корпорации, обеспечивающие непосредственный процесс материальных благ или оказания услуг. В качестве объекта могут выступать также отдельные направления деятельности людей и совокупность их элементов: научно-технический прогресс, качество продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта нашего углубленного изучения выступает управление природопользованием. Элементами и подсистемами являются природная среда и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы. К управляющей системе, так называемому субъекту управления, относятся все элементы и подсистемы аппарата управления предприятия, корпорации, государственных и муниципальных органов, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Каждая из этих систем – «объект», «субъект» управления – имеет свои особенности, отличающиеся между собой по системе адаптации к внутренним условиям и по отношению к внешней среде.
Общепризнанным считается постулат: первичным является объект управления, в нашем случае природоохранная деятельность людей, вторичным – субъект управления. В качестве субъекта выступают органы управления (аппараты, отдельные руководители) различного уровня – предприятия, муниципалитета, региона, федерации, осуществляющие управленческие функции различного уровня: планирование и прогнозирование, организацию, контроль, регулирование, учет, стимулирование и т.д.
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью прямых и обратных потоков информации. Информация о ходе производственного процесса из управляемой системы в управляющую. Эта информация анализируется и служит основой для выработки командных воздействий и решений, которые поступают в управляемую систему для исполнения. Помимо внутрипроизводственных связей между объектом и субъектом управления управляющая система (субъект управления) также широко использует внешние связи и внешнюю информацию: банковские процентные ставки, уровень безработицы, процессы инфляции, изменение оптовых и розничных цен и др.
Говоря о предприятии как о системе и совокупности его элементов, как в объекте, так и субъекте дифференцированно рассматриваются подсистемы, решающие свои конкретные специфические задачи: техническую, технологическую, организационную и социальную.
Все подсистемы представляют единство функционирования предприятия и тесно взаимосвязаны между собой.
Однако социальная система совместно с экономической выступает в качестве задающего блока: определяет стратегию и тактику развития, формулирует принципы и методы организации производства.
Вышеизложенные основы управления (менеджмента) можно схематично изложить на рис.1.1. и 1.2.
Задающий блок: стратегия (целеполагание), прогнозирование, планирование и т.д.
Основаны на духовных и моральных стимулах
Основаны на материаль-ных стимулах
Прямое директивное воздействие
Рис.1.4. Система взаимосвязи методов управления.
Несмотря на разнообразие методов управления, они представляют собой систему – единое целое, неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга. В зависимости от поставленных целей, конкретных условий и задач, тем или иным методам управления может отдаваться предпочтение, но они всегда используются в совокупности.
Организационно-административные методы управления (ОАМУ) – способы воздействия субъекта на объект управления, основанные на использовании объективных организационных и распорядительных отношений между людьми. При классификации ОАМУ подразделяются в свою очередь на три группы:
Организационно-стабилизационное воздействие, включающее регламентирование (организационное, функциональное, должностное), нормирование (времени, численности, выработки и т.д.), инструктирование (разъяснение, ознакомление, совет);
Распорядительное воздействие, предполагающее текущее оперативное воздействие на корректировку организационных связей при изменении условий деятельности: директивы, приказы, указания, распоряжения, резолюции и др.
Меры дисциплинарного воздействия – установления личной и коллективной ответственности на основе административного, трудового, гражданского права и законодательства.
Данным методам администрирования отдавалось предпочтение в доперестроечный период планово-административной системы хозяйствования.
Экономические методы управления (ЭМУ) строятся на использовании экономических законов развития общества, непосредственно воздействуют на экономические интересы личности, группы, коллектива, общества. В состав ЭМУ входят практически все рычаги хозяйственного механизма: планирование, учет, анализ, контроль, такие экономические категории как себестоимость, цена, кредит, инвестиции, прибыль, заработная плата, премии, штрафы, санкции, неустойки и т.д. Из экономических методов управления следует выделить методы, роль которых в повышении эффективности общественного производства исключительно велика. Это экономическое стимулирование и хозяйственный расчет. Основной отличительной чертой ЭМУ является возможность их количественного измерения, позволяющего соизмерять достигнутые результаты с затратами на них.
Социально-психологические методы управления (СПМУ) раскрываются в том, что любое управленческое решение разрабатывается людьми, обращено к людям и охватывает всю сферу отношений между людьми. Основная задача этой группы методов – создать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, сформировать положительный эмоциональный настрой к выполнению порученной работы, овладению новыми навыками, широкому привлечению работников в управленческие процессы.
Основными направлениями воздействия СПМУ являются:
изучение личности (характер, память, воля, эмоции);
принципы формирования «малых групп», лидерство, социально-психологический климат;
методы социального планирования, нормирования, регулирования;
методы активизации социального почина и новаторства;
методы морального стимулирования (ордена, медали, благодарности, почетные грамоты);
методы социальной преемственности и др.
Основные направления СПМУ легли в основу разработанной в 30-50 г.г. школы «человеческих отношений» (раздел 1.2).
Следует еще раз подчеркнуть, что наибольших успехов в достижении поставленных целей добиваются в тех организациях, где используется вся система многообразных средств, форм и методов управления личностью, группой, коллективом.
Управление персоналом (1)управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом). 2. “Руководитель службы управления.
К. Д. Ушинского Институт педагогики и психологии Кафедра управления образованием Основы теории менеджмента Учебное пособие Программа дисциплины Современные проблемы менеджмента для направления 080200. 68 "Менеджмент" Управление знаниями Содержание: Введениеуправления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента. а также использования информационных технологий в управлении организациями.Управление. руководства. процедуры).Вторая группа – первичные процессы и процессы управления (руководство и.
Методологические и организационно-правовые основы системы управленияуправления. их взаимосвязи В теории управления («о курса независимо от объекта управленческой деятельности. управление – менеджмент – руководство». основы управления (менеджмента ) можно схематично изложить на рис.1.1. и 1.2. Система управления Задающий.
Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.
Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:
♦ выдача директив относительно того, что нужно сделать;
♦ налаживание сотрудничества между людьми;
♦ обеспечение энергии, необходимой для достижения по
ставленной цели» 1 .
В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации* всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.
Менеджер — это должность и профессия. Понятие «менеджер» часто используется для обозначения различных должностей. Генеральный директор объединения, заместитель директора предприятия, мастер — это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены понятием «менеджер».
Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей 2. Лучше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одно — руководить:
1 Карлоф Б. Деловая стратегия. М. Экономика, 1991.
2 Полукаров B.JI. Краткий курс лекций по основам менеджмента. М. 2005.
ЭР = Л + В — формула эффективного руководства.
Руководитель (Р) — это хозяйственный лидер, которому делегирована власть Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей.
Лидерство (Л) — это процесс влияния одного лица на других.
Власть (В) — это делегированные полномочия влиять на поведение других.
Способности и характер
Вознаграждения, вопринимаемые как справедливые
Рис. 16.1. Факторы результативности руководителя
Опыт работы в качестве руководителя
Образование в области управления
Желание работать руководителем
Рис. 16.2. Области жизненного плана руководителя
Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель. В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела — линейным.
Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов (из экономических, технических и других служб). Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений — основная функция руководителя, это результат его деятельности, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.
Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.
По занимаемому в управленческой иерархии уровню менеджеры составляют три звена:
♦ институциональный (высший уровень, топ-менеджмент):
члены совета директоров, президенты, вице-президенты, гене
ральные директора и их заместители. Основная задача менед
жеров этого уровня — определение целей, смысла существова
ния и принципов деятельности организации. Главное внима
ние — «что делать»;
♦ управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): ди
ректора, начальники производств и их заместители. Основная
задача — определение способов достижения целей, совершен
ствование производственных процессов, повышение эффектив
ности затрат. Главное внимание — «что и как делать»;
♦ технический (нижний уровень, супервайзеры): началь
ники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача —
непосредственная организация работы тех, кто своим трудом
вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное
внимание — «как делать».
Хозяином (собственником) организации может быть государство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, частный собственник и т. д. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положение руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами).
Функции собственника часто отделены от функций управления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же собственник работает в управлении, то он должен выполнять только те обязанности, которые вытекают из его должности.
Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, и его отношениями с руководителями равного уровня управления.
Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя — власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Власть — это способность заставить других выполнять вагиу волю.
Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности, харизма; доступ к информации.
В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:
♦ власть, основанная на принуждении (через страх). Менед
жер может оказывать влияние на других, если он контролирует
величину или форму наказания, которое может быть к ним при
менено;
♦ власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Ме
неджер имеет власть над другим человеком, если этот человек
верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в
этом;
♦ власть примера, эталонная власть (через уважение и влия
ние силы личности). Характеристики или свойства менеджера
настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть
таким же;
♦ юридическая или законная власть (традиционная) основы
вается на праве человека руководить другими в силу соответству
ющего положения в организации;
♦ экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществ
ляется, когда менеджер воспринимается как носитель специаль
ных и полезных знаний.
Таким образом, влияние — это поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. А власть — это возможность влиять на поведение других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это — убеждение и участие сотрудников в управлении.
В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена подчиненным в подготовке и принятии организационно-управленческого решения.
С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).
Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие. жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них — метод взысканий.
Появление руководителя-автократа нередко связано с личностными особенностями его характера. В большинстве случаев
это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетентность или отсутствие организаторских способностей.
Живучесть автократа в отечественной хозяйственной системе обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, волевое принуждение подчиненных, исполнительность и единоначалие.
Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегирование им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании.
Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.
Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализоваться, самоутвердиться.
Гласность и полная информированность сотрудников о подготовке, и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения — все это способствует росту авторитета руководителя, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.
Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.
Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя. Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, присущих различным типам руководства в зависимости от способностей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа и, наконец, в зависимости от ситуации.
Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со стилем руководства. Стиль руководителя в менеджменте принято трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хозяйственных функций. По сути дела, руководство любой организацией заключается в выборе тех средств, которые побуждают коллектив к инициативному и творческому труду, усиливают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить — это значит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.
Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в работе с подчиненными:
L Сила принуждения, основанная на понимании подчиненными того, что в случае отказа выполнять требования руководителя он может быть наказан.
2. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненными возможностей руководителя повысить его в должности, увеличить зарплату и т. д.
3 Юридическая сила, основанная на том, что руководитель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права
4. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя
над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.
5. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных
походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях
к нему.
В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-эконо-
мические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностные отношения в коллективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.
Рис. 16.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя
Учитывая субъективные и объективные компоненты в деятельности руководителя, его современный стиль должен отвечать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.
Таким образом, стиль руководства — это устойчивая система индивидуальных приемов и форм целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных.
В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 16.1).
В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит следующим образом (рис. 16.4).
/ Зона аЬтори-/ тарного \стиля
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В Л Полупаров. Основы менеджмента. Рекомендовано УМЦ Классический учебник.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Что будем делать с полученным материалом:Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
При изучении данной темы важно рассмотреть роль общественного процесса труда в возникновении и развитии такого вида человеческой деятельности, как управление. Трудовая деятельность человек
КАК ОСОБЫЙ ВИД УПРАВЛЕНИЯ
Термин «управление» намного шире понятия «менеджмент», так как применяется к разным видам и сферам человеческой деятельности. Поэтому различают политическое, государственное, технологическое, экон
ПЕРСОНАЛ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление современной организацией — это результат деятельности группы людей, разрабатывающих планы, собирающих информацию, готовящих решения, мотивирующих работников на достижение конкретных це
ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах че
Школа научного управления
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.У. Тейлором (1856—1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективно
Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х гг. XX в. ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений и поведенческих наук В ее основу положены достижения психоло
Социальный менеджмент
Современный этап развития социального менеджмента связан с именем Питера Ф. Друкера. С его точки зрения, каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить свою меру социаль
Человек в организации
Организации не возникают сами по себе, а создаются людьми и во имя удовлетворения потребностей людей. Любая организация принимает форму социального института, где исходной позицией является челов
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Определив организацию как систему в менеджменте и рассмотрев человека как основной элемент этой системы, необходимо перейти к рассмотрению внутренней среды организации. Предметом науки и
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Современные фирмы как часть общества разнообразными отношениями связаны с внешней средой. Можно выделить основные особенности и характеристики влияния внешней среды на фирму: С
Механистическая организационная система
Суть механистического подхода к построению организации состоит в том, что организация рассматривается как система, имеющая сходство с машиной. Она работает по установленному порядк
Органическая организационная система
В рыночной среде организация должна быть гибкой, адаптивной, легко приспосабливаться к быстрым и частым внешним изменениям. Организации такого типа относят к органическим системам. Впервые этот те
Характеристика механистического и органического типов организационных систем
Характеристика организации Механистический тип организации Органический тип организации Специализация
Стадии жизненного цикла организации
Стадия создания организации. Она характеризуется становлением организации, цели на этом этапе недостаточно четкие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия организации направ
Форма собственности в организации
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации по форме собственности организации могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смеш
Организационная форма.
Малые организации могут создаваться в виде кооперативов, товариществ, обществ и других организационно-правовых форм. 1 Полукаров В.Л. Краткий курс менеджмента М.
Новые типы организаций
Происходящий в настоящее время процесс перехода от индустриального к информационному обществу существенным образом изменяет деловую среду и саму организацию в ней. В любой организации через информа
Предпринимательская организация
Управление организацией в условиях нестабильной, постоянно меняющейся рыночной среды становится все более предпринимательским. Как мудро заметил П. Дракер, предприимчивость — скорее тип поведени
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Основу деятельности людей в любой организации составляют общие цели, интересы, ценности. Одной из главных характеристик жизнедеятельности организации сегодня является ее культура. Исслед
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
В предыдущих темах мы достаточно подробно рассмотрели управленческие аспекты управления с точки зрения системного методологического подхода, определили основные составляющие этой системы. Теперь п
Процессные функции
Это следующая группа функций менеджмента, которые определяет автор данной классификации. Основным признаком выделения данного вида функций выступает управленческий цикл, обеспечивающий процесс взаи
Функции систем менеджмента
Это третья группа функций менеджмента, которую выделяет автор этой классификации. При формировании систем менеджмента кроме следования объективным тенденциям развития экономики и менеджмента от
Функции профессионализации менеджмента
Четвертая группа функций менеджмента. Профессионализация — ключевая особенность менеджмента. Именно профессионализация отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой фор
ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Планирование представляет собой наиболее существенную из всех менеджерских функций, поскольку связано с целями, альтернативным выбором, определяет действия как перспективные, так и текущие. Планир
Формы планирования
Современная практика менеджмента выделяет три основные формы внутрифирменного планирования: ♦ централизованное; ♦ децентрализованное; ♦ комбинир
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование — особый вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических планов, предусматривающей выдвижение таких целей и стратегий развития организации, реализация котор
Бизнес-план
Одним из видов планов, широко применяемых в современном западном и российском бизнесе, является бизнес-план организации. Бизнес-план — документ, в котором формулируются цели предприятия
КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Если планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организации в менеджменте определяются структура организации и условия для обеспечения функционирования организации (обес
Адаптивные структуры управления
Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам
Заключительный контроль.
Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов. Он требует всестороннего анализа сильных и слабых сторон деятельности организации за истекший период с це
МОТИВАЦИЯ — ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие мотивации в менеджменте тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом развития России, выдвигают и новые требования к пер
Теории мотивации
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такая теория базируется на изучении пот
Двухфакторная теория Герцберга.
Во второй половине 50-х гг. XX аФ. Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях. Герцберг выделил две категории факторов: ♦ гигиена;
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда.
Эта концепция потребностей в продолжение предыдущих изучает и описывает влияние на поведение человека потребности высших уровней: достижения, потребности соучастия и потребности властвования (
Мотивация
Рис 15.5. Модель мотивации по Вруму Поведение людей определяется не только потребностями, но во многом зависит от восприятия ситуации, ожиданий, связанных с ней, и возможных последст
Теория справедливости.
Данная концепция предполагает, что если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного возн
Личности руководителя
(обстановка, возраст, стаж, тип личности, здоровье) Рис. 16.5.Решетка управленческого поведения руководителя стоянных и устойчивых результа
Коммуникации
Представители классической, административной школы управления в 20—30-е гг. XX в. раскрыли содержание управленческой деятельности через взаимосвязь функций менеджмента Пять функций управления свя
В МЕНЕДЖЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Принятие решений, так же как и обмен информацией, — связующий процесс в менеджменте, составная часть любой управленческой функции. Необходимость подготовки и принятия решений возникает на всех эта
Ценообразование— процесс установления цены на продукцию фирмы.
Цикл экономический— повторяющиеся в экономике любой страны спады и подъемы в развитии производства и уровне деловой активности. Циклическая безработица—
Значит ли это, что по отношению к организации не следует употреблять термин «управлять», «управленческий персонал», «управляющие воздействия» «управленческие решения»? Для организаций любого уровня использование этих терминов вполне допустимо. Не вполне корректно использовать термин «менеджмент» по отношению к социальным системам более высокого уровня, чем организация.
Известная фраза: «В России две беды – дураки и дороги» была очень своеобразно интерпретирована действующим министром финансов России А. Кудриным. Он использовал следующий эвфемизм: «В России две проблемы: менеджмент и инфраструктура». В наиболее общем контексте следовало бы сказать: «социальное управление и инфраструктура», поскольку дураки имеют место не только на уровне организации…
Мудрая мысль?Самое важное, чему я научился как менеджер, - что работу должны делать другие.
Алфред Слоун, американский автопромышленник1. Дайте определение менеджмента.
2. Что общего у менеджмента с таким предметом сервировки стола как менажница?
3. Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент» и «руководство» применительно к социальным системам?
4. Когда речь идет о регионе, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»?
5. Когда речь идет о предприятии, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»?
6. Когда речь идет об обществе с ограниченной ответственностью, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»?
7. Когда речь идет о поликлинике, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»?
8. На чем основано руководство?
9. Является ли менеджером командир стрелковой роты?
10. В чем разница между менеджментом и руководством?
2.2.1.2. Основные категории менеджментаКатегории трактуются как наиболее общие и фундаментальные понятия, выражающие существенные всеобщие свойства и отношения явлений действительности. В данном случае явление действительности – менеджмент, а категории менеджмента являются его свойствами и отношениями.
Первой категорией являютсяобъекты исубъекты менеджмента. В менеджменте важно знать, кто или что является объектом и субъектом менеджмента.
Объектом менеджмента (следует помнить, что менеджмент – это управление на уровне организации и ниже) в организации (то, в отношении чего осуществляется менеджмент) могут быть определенные функциональные области. например, производство, сбыт, снабжение, исследования и разработки, инновации, персонал, финансы, охрана, ремонт. Функциональные области могут вновь возникать и исчезать. Например, менеджмент персонала как функциональная область появился сравнительно недавно. Ремонт как функциональная область существует там, где оборудование имеет уникальный характер и его ремонт более выгоден, чем замена, а для других производств может исчезнуть. Охрана необходима там, где высок уровень преступности (в России охранник есть чуть ли не в каждом магазине, а в Германии даже в некоторых отелях охрана отсутствует) или на объектах повышенной опасности (опасные производства, атомные объекты и т.п.)
Объектом менеджмента могут также быть как элементы структуры организаций, так и сами организации. В первом случае эторабочие места (отдельные сотрудники ),бригады ,участки, смены, цехи, производства, филиалы, группы, секторы, лаборатории, отделы, департаменты, отделения. Во втором случае - организации,комплексы (холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.).
Все перечисленные объекты являются системами. В принципе под определение систем подходят и такие объекты менеджмента какоперации ипроекты, постольку, поскольку для их выполнения требуется создание или наличие социальной системы (совокупности работников, выполняющих операцию или проект). Операция (работа) как совокупность взаимоувязанных действий, безусловно нуждается в менеджменте. Это же относится и к проекту как совокупности взаимоувязанных действий и исполнителей, а словосочетание «менеджер проекта» представляется вполне естественным.
Субъектами менеджмента являются менеджеры различного уровня, которые занимают постоянную должность и наделены ответственностью и полномочиями принимать решения в определенных сферах деятельности организации. Иногда субъектом менеджмента выступает так называемый вышестоящий орган. Особенно это распространено в структурах, принадлежащих государству или региону. Например, для вузов федерального подчинения субъектом менеджмента является не только ректор, но и Министерство образования и науки РФ (Федеральное агентство по образованию), которое во многом определяет порядок действий вуза и его ректора. Но в общем случае субъектами менеджмента будем считать конкретных людей, осуществляющих менеджмент в данной организации.
Субъекты менеджмента различаются по уровням. Топ-менеджеры – это высшие руководители организации (директор, президент, генеральный директор, генеральный конструктор), а также их непосредственные заместители (по производству, по экономике, по науке, по персоналу, главный бухгалтер, главный технолог и т.п.) Менеджерысреднего звена – это менеджеры структурных подразделений организации. К менеджерамнизшего уровня можно отнести руководителей малых структурных подразделений (бригадиры, руководители групп, организаторы определенных видов работ)
Вторая категория менеджмента –виды менеджмента.
По признаку объекта бываетобщий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц. Общий менеджмент охватывает организацию в целом и является задачей высших руководителей организации, таких как: директор, президент, начальник, главный конструктор. По отношению к структурным единицам организаций (цехи, отделы, производства, департаменты, дивизионы) также осуществляется общий менеджмент: руководитель любого из перечисленных объектов «отвечает за все», что творится в его подразделении: состояние трудовой дисциплины, состояние социально-психологического климата, состояние организации рабочих мест, коммуникаций между сотрудниками и т.п. то есть он отвечает за подготовку, упорядоченность и организацию всего, что входит в структурное подразделение.
Функциональный или специальный менеджмент также ориентирован на объект. При этом объектом является не фирма в целом или ее структурное подразделение, а определенная сфера деятельности организации - функциональная область (см. выше). Именно поэтому в одной организации существуют стратегический менеджмент, управление персоналом, маркетинг-менеджмент, финансовый менеджмент, управление производством (контролинг, операционный менеджмент), управление исследованиями и разработками.
По признаку содержания (масштаб решаемых вопросов и реализуемых мероприятий) бываетнормативный менеджмент. в задачи которого входит разработка и реализацияфилософии организации (миссия, видение, система ценностейсм. раздел ….). ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений. Нормативный менеджмент осуществляется высшими руководителями организации. Именно они должны сформироватьмиссию организации как утверждение, раскрывающее смысл ее существования. что должно отличать ее от других организаций.
По признаку содержания выделяется такжестратегический менеджмент. который представляет собой формирование основных и долгосрочных целей(раздел 3.2).Стратегию в общем случае можно определить как некуюлогику действий организации в определенном периоде.
По признаку содержания выделяется такжеоперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятой стратегии развития организации.
Третья категория менеджмента – функции менеджмента, которые представляют собой устойчивый состав специфических действий, выполняемых менеджерами разных уровней в процессе их деятельности.
К общим функциям относятся те специфические виды деятельности менеджера, которые отражают «технологический процесс» менеджмента. Это означает, что в общем случае, осуществляя свою деятельность, менеджерформирует цель или цели,планирует действия и ресурсы, необходимые для реализации этих целей,организует процесс достижения этих целей (организационно оформляет действия – формирует службы, привлекает отдельных специалистов, устанавливает порядок их взаимодействий),контролирует ход процесса достижения целей и, при наличии отклонений от запланированного хода процесса,регулирует его, внося изменения в сформированные ранее цели, планы и организационные структуры.
Выделяются также фоновые функции (вспомогательные функции, связующие процессы). К ним относятсямотивирование,разработка и принятие решений ,установление коммуникаций (подробно в соответствующих разделах учебника).
Четвертой категорией менеджмента являютсяметоды менеджмента.
Методы менеджмента – это правила и процедуры, следование которым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основной цели менеджмента: обеспечения гармоничного развития управляемого объекта.
Перечислить все методы невозможно, тем более, что менеджмент постоянно развивается и разрабатываются новые методы.
Традиционно все методы менеджмента делятся на три большие группы:
Административные методы основаны на иерархии: они включают несколько видов воздействия: распорядительное воздействие, организационно-стабилизирующее воздействие, дисциплинарное воздействие.
Экономические методы воздействия на объект менеджмента основаны на экономическом интересе и предполагают, прежде всего, материальное стимулирование как отдельных сотрудников (премии, бонусы, социальный пакет и т.п.), так и структурных подразделений организации (различная степень экономической самостоятельности подразделения, бюджетирование).
Социально-психологические методы воздействия на объект менеджмента основаны на сложившейся в организации системе ценностей или культуре: условия установления гармонии в коллективе, основанной как на признании интересов сотрудника как личности, так и на признании сотрудником интересов организации и важности ее целей. К социально-психологическим методам менеджмента относятся все виды нематериального стимулирования (похвала начальника, присвоение неформального статуса, горизонтальная карьера и т.п.), формирование сильной организационной культуры, основанной на ценностях, разделяемых всеми сотрудниками организации.
Пятойкатегорией менеджмента являютсяпринципы менеджмента. В этом вопросе единство мнений также отсутствует. Разные авторы учебников по-разному трактуют принципы менеджмента, а зарубежные авторы, как правило, этот вопрос не рассматривают вообще.
Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.
Тщательное изучение принципов, выстраивание всевозможных классификаций и систем принципов – прерогатива менеджмента как науки. Для практической деятельности количество принципов становится минимальным и сводится к следующему:
1. Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. Поэтому установление цели – обязательное требование к менеджменту как виду деятельности.
2. Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В социальных системах, которые являются объектами менеджмента, неизбежно возникает иерархия. Следует различать организационную и естественную иерархию. В основе организационной иерархии – назначение на должность. Естественная иерархия возникает на основе личностных качеств: сила, ум, высокий профессионализм и т.п. Злоупотребление организационной иерархией (назначениями на должность без учета личностных качеств будущего менеджмера) приводит к снижению эффективности менеджмента. Вектор развития этого принципа – от иерархии организационной к иерархии естественной.
Если ты повинуешься неохотно, ты раб; если охотно – служитель
Публий Сир, древнеримский драматург и актер
3. Принцип научной обоснованности и оптимальности. Этот принцип означает, что менеджер должен знать и использовать в своей деятельности достижения наук, связанных с менеджментом (экономика, психология, социология, информатика и др.) Менеджмент должен основываться на научных представлениях об управляемом объекте. Кроме того, менеджер должен стремиться к максимальной рациональности действий и решений (экономия всех видов ресурсов) и к их оптимизации (максимизация результатов и минимизация затрат).
4. Принцип права на интерес. Элементы управляемого объекта (социальной системы) имеют право на свои собственные интересы. Менеджер должен учитывать эти интересы и добиваться гармонии между интересами организации в целом и интересами ее участников. Игнорирование этого принципа приводит к снижению эффективности менеджмента.
5. Принцип инновативности. Менеджер должен глубоко осознавать необходимость и неизбежность перемен в управляемом объекте и воспринимать эти перемены не как бедствие, а как признак жизни и развития. Такого же подхода к инновациям менеджер должен добиваться от подчиненных.
6. Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности. Менеджер должен понимать, что, допуская коллегиальность (участие других членов организации) в обсуждении проблем и путей их решения, ответственность в принятии решений и их исполнении полностью лежит на нем.
7. Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен вести себя так, чтобы подчиненные могли наилучшим образом раскрыть свои способности и направить их на достижение целей организации.
Следование перечисленным принципам приводит к повышению эффективности менеджмента.
1. Являются ли исследования и разработки объектом менеджмента?
2. Является ли отдельное рабочее место объектом менеджмента?
3. Является ли субъектом менеджмента министерство?
4. Является ли субъектом менеджмента руководитель народного хора?
5. К какому менеджменту относится формирование миссии организации: к стратегическому, оперативному или нормативному?
6. Кто такие топ-менеджеры?
7. К каким методам менеджмента относится строгий выговор: к социально-психологическим, административным или экономическим?
8. Что такое принцип права на интерес?
9. К каким функциям относится мотивирование: к общим или фоновым?
10. Если менеджер публично похвалил сотрудника и объявил ему благодарность в приказе по организации, какой из методов менеджмента он применил: экономический, социально-психологический или административный?