Руководства, Инструкции, Бланки

положение о структурном подразделении и должностная инструкция img-1

положение о структурном подразделении и должностная инструкция

Рейтинг: 4.6/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Зачем составлять положение об отделе?

Зачем составлять положение об отделе?

В любой организации, будь то бюджетная или коммерческая структура, часто возникает вопрос разграничения ответственности не только между сотрудниками, но и между структурными звеньями. Положение об отделе отвечает на вопрос о том, зачем сформировано в компании данное подразделение, какие у него цели, задачи, права. Это позволяет упорядочивать работу всего предприятия, разрешать возникающие разногласия, определять ответственность.

О регламенте

С какой целью создают положения об отделах предприятия? Основная задача данного документа — это наиболее полно описать место отдела (службы, сектора) в компании, а также его состав, статус и порядок взаимодействия с внешними и внутренними контрагентами.

Благодаря четко изложенному описанию целей сотрудники намного лучше понимают стратегию предприятия, вклад своего структурного подразделения в общие достижения.

Положение об отделе имеет статус организационно-правового документа. Основная его роль заключается в том, что наряду со структурой и штатным расписанием он регламентирует полноту функций, приоритетность вопросов, ареал ответственности, порядок управления подразделением в компании. Например, положение об отделе кадров описывает, за какие задачи по работе с личным составом оно отвечает, кто может занимать должность руководителя, какими правами наделен начальник и так далее.

Как правильно создавать положение?

Если в компании много структурных единиц, то рекомендуют разработать шаблон. Типовой документ послужит основанием для написания других документов. Например, можно сначала создать положения об отделах администрации, а согласовав их структуру и оформление, приступить к созданию аналогичных документов по остальным подразделениям и филиалам.

Типовое положение об отделе положение можно использовать как стандарт, заложив в него правильное оформление. В этом случае, все локально-нормативные акты будут сделаны в едином корпоративном стиле. Подобный прием довольно часто используется в работе, особенно если в составе предприятия много структурных звеньев, территориальная разобщенность. Кроме того, создание положений о подразделении на основе типового займет намного меньше времени.

Оформление

Разработка документа должна проходить в соответствии с государственным стандартом 6.30-2003. Для бюджетных и муниципальных предприятий это требование обязательно, а для коммерческих компаний по желанию. Тем не менее, рекомендуется использовать при создании документов организационно-распорядительного характера указанный ГОСТ.

Текст располагают на бланке предприятия, при этом в нем должны быть указаны параметры:

  • Вид документа.
  • Дата и номер.
  • Место составления.

Кроме того, в принятии организационно-правовых документов уровня положения обычно принимают участие несколько должностных лиц в организации, поэтому обязательно отведено место для грифа утверждения и подписей.

Основные блоки

В положении о структурных подразделениях не существует жестко закрепленных разделов, но исходя из целей документа, в него включают следующие части:

В первом разделе нужно отразить полное и, если имеется, сокращенное название подразделения. Здесь перечисляют, кто вправе создавать и ликвидировать отдел, какими правовыми и локальными регламентами руководствуется в своей работе. Отражается порядок назначения руководителей структурной единицы и освобождение его от работы.

Специфичные наименования работ в рамках задач перечисляют в части документа под названием «Функции». В этом разделе дают описание в виде рабочих операций производственному процессу отдела. Например, положение об отделе кадров в части функций будет содержать такую формулировку «обеспечивает выдачу справок о заработной плате» и так далее.

Во третьем блоке перечисляют только крупные задачи отдела, которые он решает в рамках своего направления деятельности.

В разделе «Структура» отражают место отдела в компании, подчиненность. Особенно это важно, когда предприятие имеет разветвленное устройство с филиалами и обособленными подразделениями.

В четвертом блоке документа обязательно очерчиваются границы, в рамках которых отделение нечет ответственность за свои действия. Она может быть дисциплинарной, уголовной, административной. Соответственно, описывают степень вины руководителя данного структурного подразделения.

Весьма важно разъяснить в пятом разделе положения с кем, в каких случаях и по каким вопросам производится взаимодействие отдела. Таким образом, структурные единицы связывает отчетность, потоки информации.

Помимо перечисленных блоков, предприятия вправе дополнять документ другими требуемыми разделами информации.

Положение об отделе – это важный документ, который прививает правильное понимание целей и задач, вводит понятный порядок работы, определяет ответственность.

Добавить комментарий

Другие статьи

Порядок разработки Положений о подразделениях и Должностных инструкций

Порядок разработки Положений о подразделениях и Должностных инструкций

Submitted by MuHyc on Mon, 03/18/2013 - 15:56

1. Общие положения и понятия:

1.1. Данный порядок регламентирует единые правила разработки, согласования, утверждения и оформления Положений о структурных подразделениях и Должностных инструкций сотрудников фирмы;

1.2. Положение о подразделении является организационно-технологическим документом, определяющим и устанавливающим: место подразделения в структуре фирмы, его функциональной деятельности, взаимодействие с другими подразделениями фирмы и внешними организациями, а так же перечень нормативных документов, регулирующих деятельность данного подразделения;

1.3. Должностная инструкция является организационнотехнологическим документом, определяющим: функциональные обязанности, должностные полномочия (права), ответственность, особые условия труда, предъявляемые квалификационные требования, а так же перечень основных нормативных документов, регулирующих деятельность лица, занимающего данную должность.

2. Разработка, структура и оформление Положения о подразделении

2.1. Разработка Положения осуществляется непосредственно в структурном подразделении. Ответственным за разработку является руководитель подразделения.

2.2. Структура Положения о подразделении включает в себя следующие обязательные разделы:

Данный раздел включает в себя пункты:

Указывается должность руководителя подразделения. Порядок замещения —

Указывается должности лиц, замещающих руководителя подразделения и порядок замещения.

Место в организационной структуре фирмы —

Указывается статус подразделения в структуре фирмы, управления, отдела и т.д.

Указывается структурный состав подразделений.

— Основные задачи и функции

В разделе по пунктам перечисляются основные задачи и функции, выполнение которых возложено на данное подразделение.

— Взаимодействие с подразделениями фирмы.

В разделе описываются принципы, права и полномочия подразделения при взаимодействии с другими структурными единицами фирмы, методы и способы получения доступа к различным формам внутренней и внешней отчетности подразделений фирмы, а так же к системе информационного обслуживания всех подразделений фирмы.

— Взаимодействие с внешними организациями.

В разделе описываются принципы, права и полномочия при взаимодействии подразделения с внешними организациями.

В разделе указывается режим работы подразделения, принципы оплаты и стимулирования труда сотрудников.

В разделе указывается перечень основных нормативных документов, регулирующих деятельность подразделения.

2.3. Положение о структурном подразделении оформляется и изготавливается в едином информационном и

графическом стиле, в соответствии с установленными на фирме требованиями.

3. Согласование и утверждение Положения о подразделении

3.1. Разработанное и оформленное надлежащим образом Положение о подразделении подписывается руководителем или лицом его замещающим, начальником соответствующего самостоятельного Управления (отдела, Отделения, Сектора) и через Организационный отдел направляется на согласование.

3.2. Согласование Положения о подразделении проходит в следующем порядке:

— Отдел производственных технологий.

Примечание: Срок согласования Положения в каждом

из указанных в пункте 3.2 подразделений, не должен превышать 5 рабочих дней с даты его получения соответствующим подразделением. Для сокращения времени согласования, копии подготовленных документов направляются в подразделения одновременно.

3.3. В случае возникновения замечаний (замечания оформляются на отдельных листах в печатном виде) со стороны согласующих подразделений. Положение дорабатывается подразделением его представившим, и направляется через Организационный отдел на повторное согласован.

Примечание: Срок повторного согласования Положения в каждом, из указанных в пункте3.2 Подразделений, не должен превышать 3 рабочих дней с даты его получения соответствующим подразделением.

3.4. Согласованное Положение о подразделении через Организационный отдел направляется на утверждение Председателю правления (Генеральному директору).

3.5. Положение о структурном подразделении вступает в силу с даты его утверждения Председателем Правления (Генеральным директором).

3.6. Утвержденное и введенное в действие Положение о подразделении доводится до сведения всех сотрудников данного подразделения под роспись и храниться в информационной папке руководителя.

3.7. Копии утвержденного Положения о подразделении через Организационный отдел направляются в отдел производственных технологий и в отдел кадров.

4. Разработка, структура и оформление Должностных инструкций.

4.1. Разработка Должностных инструкций сотрудников осуществляется непосредственно в подразделениях. Ответственным за разработку является руководитель подразделения.

4.2. Должностные инструкции разрабатываются на должности, в строгом соответствии со штатным расписанием подразделения, независимо от того, заняты они или нет.

Примечание: Разные должностные инструкции на одноименные должности разрабатываются только в том случае, если эти должности предусматривают различные функциональные обязанности.

4.3. Структура Должностной инструкции включает в себя следующие обязательные разделы:

В данном разделе указываются способы назначения и освобождения от должности, подчиненность, требования по образованию и стажу работы, а так же документы, которыми данное должностное лицо руководствуется в своей деятельности.

В данном разделе по пунктам перечисляются функциональные обязанности должностного лица.

В данном разделе оговариваются основные полномочия и права, предоставленные данному должностному лицу для выполнения возложенных на него обязанностей.

В этом разделе указывается, какую ответственность несет должностное лицо за качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей, утерю или преднамеренную порчу находящихся в его пользовании материальных ценностей.

В разделе оговариваются требования, как общефилиальные, так и специфические, предъявляемые к квалификации данного должностного лица.

Например: знание иностранного языка, знание определенных нормативных документов внешнего и внутреннего характера. Умение работать с организационной техникой различного назначения, в т.ч. ПЭВМ и т.д.

В разделе указывается режим работы, необходимость поездок в командировки (в т.ч. местного значения), а так же возможность выделения служебного автотранспорта.

Кроме того, в Должностные инструкции руководителей подразделений и их заместителей могут включаться дополнительные разделы:

— Масштаб деятельности и влияние решений

В разделе указывается сфера деятельности, полномочия, право подписи финансовых, организационно-распорядительных и иных документов, а так же границы влияния принимаемых должностным лицом решений в отношении других подразделений.

В разделе указывается, насколько данное должностное лицо автономно в выборе перспективных направлений работ в масштабе деятельности данного подразделения.

4.4. Должностные инструкции оформляются и изготавливаются в едином информационном и графическом стиле, в соответствии с установленными на фирме требованиями.

5. Согласование и утверждение Должностных инструкций.

5.1. Разработанные и оформленные надлежащим образом Должностные инструкции подписываются не

посредственным руководителем подразделения и через Организационный отдел направляются на согласование.

5.2. Согласование Должностных инструкций проходит в следующем порядке:

Должностные инструкции начальников самостоятельных Управлений, Отделений, Отделов и Секторов:

— Отдел производственных технологий.

Должностные инструкции заместителей начальников

самостоятельных Управлений, Отделений и Отделов, а так же руководителей подразделений, входящих в вышеперечисленные структуры:

— Начальник соответствующего самостоятельного Управления, Отделения, Отдела или Сектора;

— Отдел производственных технологий.

Должностные инструкции остальных сотрудников:

— Отдел производственных технологий.

Примечание: Срок согласования Должностной инструкции в каждом, из указанных в пункте 3.2 подразделений, не должен превышать 5 рабочих дней с даты его получения соответствующим подразделением. Для сокращения времени согласования, копии подготовленных документов направляются в подразделения одновременно.

5.3. В случае возникновения замечаний (Замечания оформляются на отдельных листах в печатном виде), со стороны согласующих подразделений, Должностная инструкция дорабатывается подразделением ее представившим, и направляется через Организационный отдел- на повторное согласование.

Примечание: Срок повторного согласования Должностной инструкции в каждом, из указанных в пункте 3.2 под-

разделений, не должен превышать 3 рабочих дней с даты

его получения соответствующим подразделением.

5.4. Согласованные Должностные инструкции через организационный отдел направляются на утверждение:

Должностные инструкции начальников Управлений,

Отделений, Отделов, Секторов и их заместителей.

— Начальникам самостоятельных Управлений, Отделений, Отделов или секторов:

Должностные инструкции сотрудников всех подразделений, находящихся в их подчинении.

5.5. Должностная инструкция вступает в силу с даты ее утверждения уполномоченным на то должностным лицом.

5.6. Утвержденная Должностная инструкция доводится до сведения сотрудника, занимающего данную должность, под роспись и храниться в его информационной папке и личном деле в Отделе кадров.

5.7. Копии утвержденной Должностной инструкции через Организационный отдел направляются в Отдел производственных технологий.

5.8. При приеме на вакантную должность нового сотрудника отдел кадров, в день оформления документов, знакомит его с Должностной инструкцией под роспись и хранит ее в личном деле.

5.9. Ответственный сотрудник учебного центра на основании приказа о приеме на работу получает в отделе кадров копию Должностной инструкции с подписью принятого на работу и вкладывает ее в информационную папку для использования в дальнейшем обучении молодых сотрудников.

6. Срок действия и порядок изъятия Положения о подразделении и Должностных инструкций.

6.1. Положение о подразделении и Должностные инструкции действуют с даты их утверждения уполномоченными на то лицами, до даты утверждения новых версий этих документов, либо приказа (распоряже

ния) об упразднении или реорганизации существующего структурного подразделения, либо сокращения штатных должностей.

7. Особые случаи утверждения Положения о подразделении и

7.1. При создании новой структурной единицы, как правило, Положение о подразделении и Должностные инструкции на вводимые должности, утверждаются и вводятся в действие приказом (распоряжением) Председателя Правления (Генеральным директором) о создании нового подразделения фирмы. При этом Положение о подразделении и Должностные инструкции разрабатываются и оформляются в соответствии с данным Порядком.

Примечание: Если создаваемая структурная единица имеет в своем составе подчиненные подразделения, то к приказу (распоряжению) о создании нового подразделения фирмы, в обязательном порядке, прилагаются так же Положение о всех этих подразделениях.

7.2. При увеличении штатного расписания какого-либо подразделения, Должностные инструкции утверждаются и вводятся в действие приказом (распоряжением) Председателя Правления (Генеральным директором) об изменении штатного расписания.

Примечание: Должностные инструкции, разработанные, согласованные и оформленные в соответствии с данным порядком, прилагаются к служебной записке руководителя подразделения, запросившего увеличении штатных единиц.

СТО СМК - Положения о подразделениях

СТО СМК - Положения о подразделениях. Должностные инструкции.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН сектором стандартизации отдела испытаний, метрологии и сертификации № 17 Открытого акционерного общества Научно-производственного предприятия «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт геофизических исследований геологоразведочных скважин» (ОАО НПП «ВНИИГИС»).

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом генерального директора ОАО НПП «ВНИИГИС» №______ от «____»__________ 2011 г.

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1 Область применения

Настоящий стандарт организации СТО СМК 5.5.01-2011 (далее – стандарт) устанавливает порядок разработки, утверждения и внедрения положений о подразделении (далее – ПП) и должностных инструкций (далее – ДИ).

Стандарт обязателен для всех структурных подразделений ОАО НПП «ВНИИГИС» и организаций-партнеров.

Примечание – Организация-партнер – это организация (предприятие), добровольно принявшая и внедрившая нормативные документы системы менеджмента качества ОАО НПП «ВНИИГИС», и являющаяся деятельным участником единой СМК.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы.
ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

ОК 016-94 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Дата введения 01.01.1996.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3. Ред. от 17.06.2011.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37. Ред. от 14.03.2011.

П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте приведены следующие термины с соответствующими определениями.

Административное управление качеством. аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность и достижения их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы менеджмента качества.

Подразделение. структурный элемент организации (отделение, отдел, научно-исследовательская лаборатория, служба, сектор и т. п.), официально выделенный орган управления частью организации с самостоятельными функциями, задачами и ответственностью за выполнение возложенных на него задач.

Положение о структурном подразделении. документ, описывающий общие процедуры деятельности подразделения предприятия.

Инструкция. документ правил, устанавливающих порядок выполнения работ в определенной области.

4 Обозначения и сокращения

ГОСТ. национальный стандарт.
ГОСТ Р. национальный стандарт Российской Федерации.
ДИ. должностная инструкция.
Зам.. заместитель.
Зав.. заведующий.
ИСО (ISO). Международная организация по стандартизации.
ПП. положение о подразделении.
Ред.. редакция.
Рег. №. регистрационный номер.
СТО СМК. стандарт организации системы менеджмента качества.
ФЗ. федеральный закон.

5 Основные нормативные положения

5.1 Порядок разработки ПП и ДИ

5.1.1 Основанием для разработки или изменения ПП и ДИ являются:

  • изменение структуры организации;
  • изменение внутренней организации подразделения или его функций;
  • введение в штатную численность новой должности.

5.1.2 Разработка ПП и ДИ осуществляется руководителями всех подразделений организации по направлению их деятельности под руководством заместителя генерального директора по направлению деятельности.

5.1.3 Заведующий отделом кадров регистрирует ПП и ДИ в журналах (формы согласно приложению А) и присваивает регистрационный номер.

Регистрационный номер должен состоять из сокращенных наименований документа (ПП или ДИ), структурного подразделения и порядкового номера регистрации. Например:

  • положение о подразделении отдела кадров: ПП-ОК-25,
  • должностная инструкция инженера отдела электромагнитных исследований: ДИ-ОЭИ-22.

5.1.4 Методическое руководство разработкой ПП и ДИ осуществляет отдел кадров, отдел экономического планирования и служба качества. Основными методическими данными для разработки положений о подразделениях являются:

  • настоящий стандарт;
  • общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94;
  • квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3. Ред. от 17.06.2011;
  • Матрица распределения полномочий и ответственности в рамках СМК организации;
  • ИСО 9001:2008;
  • типовые ПП и ДИ.

При разработке ПП необходимо руководствоваться:

  • задачами, решаемыми подразделениями;
  • функциями, возлагаемыми на подразделение;
  • опытом работы подразделений.

5.1.6 ПП являются одним из оснований для разработки ДИ сотрудников этих подразделений.

5.1.7 ДИ составляется для каждой штатной должности подразделения и носит обезличенный характер.

На работников, выполняющих аналогичные обязанности в одном структурном подразделении, могут составляться единые ДИ.

5.1.8 Наименование должностей должны соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

5.1.9 ПП и ДИ действуют до отмены или замены новыми.

5.1.10 На вновь созданное подразделение разрабатывается и утверждается новое ПП.

5.2 Оформление ПП и ДИ

5.2.1 Поля: левое – 2,5 см, верхнее, нижнее, правое – 1,2 см. Межстрочный интервал – одинарный. Абзацные отступы – 1,25 см. Шрифт: Times New Roman, размер – 14. Допускается изменение размера шрифта в таблицах и приложениях. Выравнивание – по ширине. Нижнее поле должно содержать нумерацию страниц, выровненную по правому краю, кроме поля титульного листа.

5.2.2 Оформление титульных листов ПП и ДИ согласно приложениям Б1 и Б2.

5.2.3 Названия разделов, подразделов, пунктов и подпунктов должны начинаться с абзацного отступа, выделены полужирным шрифтом и выровнены по левому краю. Конец и начало основного текста отделяют от названия разделов, подразделов и пунктов пустой строкой.

Пример оформления текста содержательной части ДИ и ПП, листа с подписями согласно приложению В.

5.2.4 Запрещается располагать подписи на отдельном листе.

5.3.1 ПП должны содержать следующие разделы:

  • общие положения;
  • организационная структура подразделения;
  • задачи подразделения;
  • функции подразделения и организация работ;
  • взаимоотношения с другими подразделениями;
  • права подразделения;
  • ответственность подразделения;
  • порядок разрешения спорных вопросов;
  • приложения:
    1. организационная структура подразделения;
    2. Матрица распределения полномочий и ответственности подразделения в рамках СМК (приложение Г);
  • лист регистрации изменений (приложение Д).

5.3.2 В разделе «Общие положения» указываются:

  • полное и сокращенное наименование подразделения и его место в организационной структуре ОАО НПП «ВНИИГИС»;
  • порядок создания и ликвидации подразделения;
  • руководство подразделения, порядок назначения и освобождения руководства;
  • перечень основных правовых, директивных и нормативных документов (материалов) законодательства и организации, в том числе правила и нормы охраны труда и промышленной безопасности, которыми подразделение руководствуется в своей деятельности. Этот подраздел начинается со слов: «В своей деятельности подразделение руководствуется:»

5.3.3 В разделе «Структура подразделения» указываются порядок утверждения и изменения структуры подразделения; структурные звенья, из которых состоит подразделение и должности – в виде схемы подчиненности. При необходимости, указывается возможность создания временных творческих коллективов (ВТК).

Структура подразделения может быть оформлена в виде приложения к ПП.

Структура подразделения утверждается генеральным директором, Допускается утверждение структуры подразделения предприятия проводить в составе ПП.

5.3.4 В разделе «Задачи подразделения» должны быть четко сформулированы основные (тактические и стратегические) задачи, решаемые подразделением при выполнении целей, устанавливаемых организацей, включая цели и задачи, определенные руководством предприятия в Политике в области качества.

5.3.5 Раздел «Функции подразделения и организация работ» .

В подразделе «Функции подразделения» должны быть конкретно сформулированы все функции подразделения, выполняемые им в целях реализации поставленных перед ним основных задач с учетом требований ИСО 9001:2008. Особое внимание уделяется перечислению основных действий или видов работ, для выполнения которых создано данное подразделение и реализацией которых никто, кроме данного подразделения на предприятии не занимается.

В подразделе «Организация работ» указывают порядок организации и контроль деятельности подразделения.

5.3.6 В разделе «Взаимоотношения с другими подразделениями» указываются служебные связи взаимодействия структурных подразделений, а также периодичность и сроки предоставления информации, документов, порядок разрешения разногласий, возникающих между подразделениями.

5.3.8 В разделе «Права подразделения» указываются:

  • принадлежащие подразделению права, связанные с его деятельностью;
  • права, предоставляемые руководителю подразделения для решения вопросов, возникших при исполнении служебных обязанностей;
  • права, предоставляемые руководителю подразделения по отношению к подчиненным работникам (например, поощрение).

В данном разделе указываются только права и полномочия, которыми сотрудники пользуются в связи с занимаемой должностью без указания общих прав, предоставляемых законодательством о труде.

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на подразделение функций, а на руководителя – обязанностей.

5.3.7 В разделе «Ответственность» указывают ответственность руководства за:

  • выполняемые подразделением функции, в том числе и в области менеджмента качества;
  • выпуск продукции (предоставление услуг), соответствующей по качеству установленным требованиям;
  • своевременность и качество выполняемых работ, документов;
  • состояние трудовой и производственной дисциплины, сохранность оборудования и других материальных ценностей;
  • достоверность информации, выдаваемой подразделением;
  • использование информации сотрудниками подразделения строго в служебных целях;
  • соблюдение норм и правил охраны труда и правил безопасности.

В разделе также описывают распределение полномочий и ответственности персонала или дают ссылку на “Матрицу распределения полномочий и ответственности в рамках СМК ”.

5.3.8 В разделе «Порядок разрешения спорных вопросов » указывается способ, форма и сроки обращения с претензиями в подразделение, а так же порядок и сроки ответа и разрешения спорных вопросов (претензий).

5.4.1 ДИ должны содержать следующие разделы:

  • общие положения;
  • квалификационные требования;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность;
  • критерии оценки качества труда;
  • лист регистрации изменений.

5.4.2 В разделе «Общие положения» указывается:

  • полное наименование должности и подразделения, порядок назначения и освобождения от занимаемой должности;
  • непосредственную подчиненность работника;
  • порядок замещения и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия;
  • обязательный состав специальных знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций (законодательные акты, положения, инструкции, нормативные и методические документы, правила и нормы охраны труда и промышленной безопасности), которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей. Этот пункт начинается со слов «Должен знать».

5.4.3 В разделе «Квалификационные требования» указываются требования, предъявляемые к общему и дополнительному образованию и стажу работы сотрудника в соответствии с занимаемой им должностью. В пределах одной и той же должности без изменения ее наименования может предусматриваться внутридолжностное категорирование.

Этот раздел разрабатывается на основе положений раздела «Требования к квалификации» квалификационных характеристик по должностям служащих Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

5.4.4 В разделе «Должностные обязанности» указываются обязанности работника с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения с подробным изложением основных направлений его деятельности и в соответствии с «Матрицей распределения полномочий и ответственности подразделения в рамках СМК».

Раздел разрабатывается на основе раздела «Должностные обязанности» по соответствующей должности квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

5.4.5 В разделе «Права» указывается перечень должностных прав, определенных законодательством и внутренними документами организации, которыми в пределах своей компетенции работник может пользоваться при исполнении возложенных на него обязанностей.

5.4.6 В разделе «Ответственность» указывают ответственность работника за:

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, несоблюдение требований стандартов СМК, а также требований законодательства;
  • соблюдение конфиденциальности информации;
  • соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины;
  • соблюдение норм и правил охраны труда и правил безопасности.

В разделе дают ссылку на “Матрицу распределения полномочий и ответственности в рамках СМК” в положении о подразделении.

5.4.7 В разделе «Критерии оценки качества труда » должны быть перечислены критерии оценки или факторы, которые учитываются при определении качества труда работника.

5.5 Согласование ПП и ДИ

5.5.1 ПП и ДИ согласовываются с заместителем генерального директора по направлению деятельности, представителем высшего руководства по качеству, заместителем генерального директора по экономическим вопросам, заведующим отделом кадров, начальником службы охраны труда и техники безопасности, заведующим службы менеджмента качества и юрисконсультом.

5.5.2 При необходимости, разработчик ПП и ДИ проводит изменения по замечаниям согласующих должностных лиц и предоставляет новые редакции вновь на согласование.

5.6 Утверждение, введение в действие и хранение ПП и ДИ

5.6.1 После согласования ПП (ДИ) разработчик передает их на утверждение генеральному директору.

5.6.2 После утверждения ПП (ДИ), разработчик размножает их в двух экземплярах и передает в отдел кадров.

Сотрудник отдела кадров вписывает дату введения в действия (отмены) на титульном листе и одну копию передает разработчику под роспись.

5.6.3 Оригинал ПП (ДИ) храниться в отделе кадров в специально отведенных идентифицированных местах (папках).

5.6.4 Ознакомление с ПП и ДИ осуществляется при приеме на работу, замене новыми ПП и ДИ или внесении в них изменений - под роспись на оборотной стороне последней страницы документа с указанием фамилии, имени, отчества и даты ознакомления.

5.7 Внесение изменений и отмена ПП и ДИ

5.7.1 Внесение изменений в ПП и ДИ оформляется приказом по организации (см. приложение Е) и предоставляется на утверждение генеральному директору совместно с текстом изменения инициатором изменения – руководителем подразделения или отделом кадров.

5.7.2 Приказ об изменении ПП и ДИ регистрируется в отделе кадров. Изменения вводит подразделение-инициатор изменения заменой документа полностью или его части с подшивкой копии приказа об изменении к ПП (ДИ).

После проведения изменения руководители подразделения и отдела кадров ознакамливают сотрудников с изменением ПП (ДИ) на оборотной стороне копии приказа согласно п. 5.6.4.

5.7.3 Отмена ПП и ДИ бывает двух видов:

  • при замене новыми;
  • при расформировании (преобразовании) подразделения или сокращении штатной единицы.

5.7.4 В случае замены ПП и ДИ новыми на титульном листе делается запись о дате отмены и регистрационном номере новых ПП (ДИ).

5.7.5 В случае расформирования (преобразования) подразделения или сокращения штатной единицы выпускается приказ по организации, в котором дается указания об отмене ПП и ДИ.

На титульном листе отмененных ПП и ДИ делается запись о дате отмены и номере приказа.

5.7.6 Отмененные ПП и ДИ передаются в отдел кадров для хранения с грифом «Отменено».

Приложение А
(рекомендуемое)
Форма журналов регистрации ПП и ДИ


Журнал регистрации ПП

Регистрационный номер ПП

В ДИ я прописывал так:

2. Должностные обязанности
2.1. – участок работы, закрепленный за работником (участок определяется путем закрепления группы вопросов (направлений работы), перечня курируемых объектов);
2.2. – перечень видов работ, из которых состоит трудовая деятельность работника (при установлении видов работ следует определять их не только по содержанию, но и по организационно-правовому характеру выполняемых действий: «руководит», «подготавливает», «утверждает», «рассматривает», «исполняет», «обеспечивает» и т.п.).

4. Взаимоотношения по должности
4.1. – от кого, в какие сроки и какую информацию получает работник;
4.2. – кому, какую, с какой целью и в какие сроки работник представляет информацию; (Полезно с точки зрения ведения записей п. 4.2.4 исо 9001)

Считаю, что права и ответственность в ПП указывать не стоит, они должны раскрываться в ДИ, хотя это может быть связано с орг. структурой, у нас разработаны ДИ еще и на руководителей подразделений, а руководят ими директора по соответствующим направлениям.

Мы разрешаем использовать, цитировать, копировать, транслировать и переводить любые наши материалы в сети Интернет
при условии установки прямой ссылки на этот конкретный материал на сайте Klub OK .net

Для того чтобы опубликовать свой материал (статью, книгу и т.д.),
вам достаточно направить его по адресу klubok@klubok.net
в любом удобном вам формате.

Copyright © 2003-2016 Klub OK .net. Андрей Гарин

Образец написания положения - Сопроводительные документы - Каталог шаблонов бланков

Организационно-распорядительные документы Положение, основные виды, правила составления

Положение – нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, права и обязанности организации, структурного подразделения, коллегиального органа (комиссии) [5].

Положения бывают двух видов:

1) типовые (разрабатываемые государственными или отраслевыми органами управления для однотипных предприятий, структурных подразделений, комиссий (например, Типовое положение об отделе кадров)

2) индивидуальные (разрабатываемые для конкретного предприятия, структурного подразделения, комиссии (например, Положение о персонале ЗАО «ЦУМ»).

Отдельную группу составляют положения о проведении каких-либо конкретных мероприятий: смотров-конкурсов аукционов тендеров (например, Положение ООО «АиТ» о конкурсе «Лучший программист»). Распространенный вид положения – документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности организации. концепции сущности культуры

Положение об организации – правовой акт, на основании которого действуют государственные бюджетные организации. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации. В структуре таких положений обычно в отдельный раздел выделяется контроль, проверка и ревизия деятельности. При оформлении таких положений обязательно указывается наименование вышестоящей организации, наименование организации, вид документа, дата и номер, гриф утверждения, заверенный печатью той организации, которая утверждает документ. В практике администрирования организаций, имеющих внутреннюю организационную структуру, используется иная разновидность положений. В этом случае положение является основным документом, предназначенным для закрепления и разграничения функций каждого структурного подразделения.

Положения об отделе

Положение об отделе – это внутренний организационно-распорядительный документ, устанавливающий статус, функции, права, обязанности, ответственность и связи структурного подразделения предприятия (организации). В данном определении и далее под отделом подразумевается любое структурное подразделение, включая службу, группу, бюро, часть, лабораторию и др.

Типовые положения об отделе могут влючать следующие разделы:

1. Общие положения. где указываются полное наименование отдела, дата, номер и наименование документа, на основании которого он создан и действует, чем руководствуется в своей деятельности, кому подчинено, порядок назначения и освобождения от должности руководителя и др.

2. Основные задачи. определяющие цель и направление деятельности подразделения.

3. Функции. т.е. виды работ (действий), которые должен выполнять отдел для осуществления поставленных перед ним задач.

4. Права. которыми должно обладать руководство для эффективного функционирования этого структурного подразделения.

5. Ответственность - виды дисциплинарной, административной и др. ответственности, которую несет руководитель при выполнении обязанностей (функций).

6. Связи (взаимоотношения) отдела с другими подразделениями.

Типовые положения о подразделениях (отделах, службах и т.п.)

Ниже приведены примеры и типовые образцы положений о подразделениях (отделах). разработанные в разных организациях и для различных отраслей и сфер деятельности, включая сельское хозяйство, строительство, образование, производство, торговлю, медицину и др. За содержание документов администрация сайта ответственности не несет.

Для чего нужны положения о структурных подразделениях

Начнем с того, что отметим две важных детали:

1. Написание положений актуально, если есть реальное деление организации на эти самые подразделения.

2. Наличие рассматриваемых положений не обязательно для организации.

Структурное подразделение организации - выделенная в установленном порядке, но не обладающая признаками юридического лица и не являющаяся обособленной, часть предприятия, на которую возлагаются самостоятельные задачи, функции и ответственность.

Основным критерием для выделения части предприятия (работников) в отдельную структуру является возложение на неё особых задач и функций, а также придание особых полномочий, необходимых для решения этих задач.

Практика управления показывает, что эффективно организовать работу и осуществлять контроль возможно, если в непосредственном подчинении у одного руководителя находится не более 8-10 работников. Следовательно, желательно деление крупных подразделений на более мелкие структурные единицы:

  • управления - отделы, службы
  • цеха - секторы, участки
  • отделы - отделения, секторы, участки. Наиболее важной составной частью положений является разграничение зон ответственности и упорядочение взаимосвязей между подразделениями. Попробуйте свои существующие "прямоугольники" (структурные подразделения) соединить между собой линиями, указывающими на их связи. Получится картинка напоминающая паутину. А если Вы проанализируете круг вопросов, по которым идет взаимодействие, то я уверен, что обнаружите массу "пустых" (информация просто не нужна тому отделу, куда она поступает) и дублирующих друг друга связей. А ведь организационное построение и в частности разрабатываемые положения направлены именно на то, чтобы упорядочить эти информационные потоки, уменьшить время их прохождения от исполнителя до руководителя и обратно, и в конечном счете повысить качество и скорость принятия решений. Разработка положения о структурном подразделении

    Во-первых. определите задачи, для решения которых создается структурное подразделение. Задачи, ставящиеся перед ним, должны быть реальными, пусть даже и кажущимися невыполнимыми на данном этапе, но выполнимыми в принципе. В дальнейшем, в процессе комплектации этого подразделения сотрудниками, Вы будете оценивать людей на предмет их способности к решению поставленных задач, определять, есть ли необходимость привлечения специалистов со стороны или достаточно собственного кадрового ресурса, а также планировать обучение персонала.

    Во-вторых. определите функции (действия), которые должно выполнять подразделение для решения поставленных задач.

    В-третьих. сгруппируйте однотипные функции по отдельным направлениям, определите количество необходимого персонала, путем распределения функций среди виртуальных работников и расчетом норм времени на их выполнение (либо другим способом), проанализируйте возможность контроля руководителем подразделения за выполнением всех возложенных на подразделение функций и определите, нет ли необходимости создания внутри подразделения более мелких структурных единиц.

    Далее, вставьте "кирпичик" в существующую структуру и определите служебные взаимосвязи с другими подразделениями.

    После завершения данной работы отдайте проект "Положения" на согласование в заинтересованные подразделения (они определены на предыдущем этапе работы). Соберите замечания и предложения. Проанализируйте их, если они существенные и конструктивные (будьте аккуратны, ведь вы отбираете у других руководителей часть полномочий, что может лишить их статуса незаменимости), то соберите, так называемую "согласительную комиссию", решите все разногласия по содержанию.

    Передайте в юридический отдел на проверку соответствия действующему законодательству и после получения положительного ответа, утвердите документ у руководителя.

    В отдельных организациях, чаще это присуще государственным и муниципальным органам или бюджетным учреждениям, порядок разработки и утверждения Положений закрепляется отдельным документом "Инструкция о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях".

    Можно при разработке Положения пойти другим, более простым путем. И взять за основу "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", так как основные задачи и функции подразделения могут являться производными от должностных обязанностей соответствующих руководителей и специалистов, и наоборот. При этом задачи и функции структурного подразделения должны быть обязательно уточнены и дополнены применительно к вашей организации. К примеру, функции отдела маркетинга и рекламы будут определяться путем сложения должностных обязанностей начальников отдела маркетинга и рекламы, в соответствии с задачами, возлагающимися на данный отдел, и с учетом специфики структурного построения и деятельности данного предприятия.

    Главное - неформальный подход к разработке Положения. Излишний бюрократизм, применение типовых, штампованных формулировок, приведет к тому, что единожды ознакомившись при приеме на работу с таким документом сотрудник к нему больше никогда не обратиться и соответственно не будет в дальнейшем опираться на него в работе.

    Обязанность разработки Положений о структурных подразделениях обычно возлагается на отдел организации и оплаты труда, а при его отсутствии, на отдел кадров или юридический отдел.

    В положении должны быть определены: порядок создания и правовое положение подразделения в ионизационной структуре предприятия структура подразделения и его штатная численность задачи, функции, права и ответственность, а также порядок взаимодействия подразделения с иными структурами организации.

    Как следует из определения, Положение может состоять из следующих разделов:

    1. Общие положения.
    2. Структура и штатная численность.
    3. Задачи.
    4. Функции.
    5. Права.
    6. Взаимодействие.
    7. Ответственность.
    Приведенная структура документа является рекомендуемой. На практике разделов в Положении может быть как больше (могут добавляться: имущество и средства (бюджет), условия оплаты труда, организация работы, порядок утверждения и внесения изменений и т. д.), так и меньше.

    В качестве примера приведем несколько образцов типовых положений:

    Положение как организационно-правовой документ

    Е.Н. Кожанова, специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству

    Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

    В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

    К организационно-правовым документам относятся:

  • устав
  • учредительный договор
  • положение об организации
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.
  • регламент
  • штатное расписание
  • инструкция
  • должностная инструкция
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

    Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) - советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

    Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

    Положения о подразделениях и должностные инструкции важны не только для структурирования управления организацией. Являясь инструментом правовой защиты как работника, так и работодателя, они должны быть выверены с юридической точки зрения. Эти документы должны быть доступны пониманию работников и обладать определенной гибкостью. К сожалению, так называемые «типовые образцы» либо содержат ошибки, либо нуждаются в серьезной адаптации. Эта статья – для тех, кто критически относится к имеющимся образцам и кто хочет разработать указанные документы самостоятельно, с пониманием дела.

    Для чего нужны положения о подразделениях и должностные инструкции

    Как и всякие «бумаги» подобного рода, нужны они для того, «чтобы были» – не дай Бог, случится какое-нибудь разбирательство и тогда… Да и вообще, по отечественной традиции, всякие инструкции читают (или даже пишут) после того, как неприятность уже случилась. А вообще закон не требует их обязательного наличия…

    Полагаем, что примерно так ответит на поставленный вопрос большинство читателей. Отсюда и отношение к написанию указанных документов складывается соответствующее: при нежелании тратить чересчур много времени на такие пустяки в большинстве случае пользуются какими-нибудь готовыми образцами. Либо включают описание должностных обязанностей, прав и ответственности работника непосредственно в трудовой договор.

    Принцип ubi homines sunt modi sunt (где люди, там и правила), тем не менее, действует, и чем больше людей в организации, тем определеннее должны быть выражены правила их совместной работы 1.

    Положения о структурных подразделениях 2 (далее – ПП) и должностные инструкции (далее – ДИ) нужны:
  • для понимания того, кто чем занят на рабочем месте (анализ)
  • для объяснения работникам, чем они должны заниматься и где находятся пределы их компетенций, прав и ответственности (руководство)
  • для контроля текущей деятельности организации (контроль)
  • для оценки (и самооценки) деятельности работников и последующего принятия решения об обучении, о перемещениях, поощрениях и взысканиях (стимулирование и управление карьерой работников)
  • для отбора кандидатов (привлечение работников)
  • для защиты работников, работодателя и организации в целом (безопасность)
  • для поддержания позитивной корпоративной культуры.

    Как видим, все стадии классического управленческого цикла в той или иной степени требуют информации, содержащейся в ПП и ДИ. Значит, если организация должна быть управляемой, то и эти основополагающие документы должны быть в порядке.

    Отсюда же следует, что ПП и ДИ организации должны образовывать внутренне согласованную систему, тогда как совокупность трудовых договоров такой системности не предполагает.

    ПП и ДИ являются законом не только для работника, но и для работодателя, а потому должны соответствовать требованиям действующего российского законодательства и защищать законные интересы обеих сторон. В связи с этим увлечение «управленческим» аспектом этих документов в ущерб правовому может привести к негативным последствиям. То, что с точки зрения теорий общего менеджмента или управления персоналом должно быть отражено в характеристиках рабочих мест или подразделений, далеко не всегда будет уместным в ПП или ДИ с точки зрения требований законодательства 3. Поэтому структура, форма, содержание и отдельные формулировки в ПП и ДИ должны быть выверены с точки зрения закона, а возможные правовые коллизии, связанные с трактовкой положений этих документов, должны быть заранее оценены.

    На что можно опереться при разработке положений о подразделениях и должностных инструкций?

    Законодательство Российской Федерации (в том числе и трудовое) никак прямо не определяет исчерпывающие требования к содержанию указанных документов. В ст. 5 Трудового кодекса РФ отмечено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, помимо нормативно-правовых актов регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем, нигде в кодексе не раскрывается хотя бы примерный перечень таких локальных нормативных актов. Но в силу сложившейся еще в советское время традиции под ними понимаются, в том числе, ДИ и ПП, о чем свидетельствуют нижеприведенные письма федеральных ведомств, регулирующих трудовые отношения.

    В письме Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2007 № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» [26] читаем:

    «Несмотря на то, что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.

    Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.»

    Роструд, однако, предупреждает (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 № 3042-6-0 «О должностных инструкциях работников» [25]):

    «Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника. Так, отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между работниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

    Само по себе отсутствие должностной инструкции не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и влечь за собой ответственность, однако может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с ее отсутствием.»

    Тем не менее, в судебной практике ссылки на ПП и ДИ при оценке действий работодателя и работника используются широко. Так, в соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.09.2010) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» [29],

    «…неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).»

    Некоторые требования к содержанию ДИ установлены п. 4 раздела «Общие положения» Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 с последующими изменениями) [15]:

    «Квалификационные характеристики (приведенные в указанном справочнике – авт.) на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.»

    Тот же справочник содержит рекомендуемые перечни должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации работников определенных должностей. Объем прав и ответственности, а также ряд других важных характеристик конкретной должности в негосударственной организации законодательством не устанавливается даже на уровне рекомендаций. Это и понятно: сказываются «особенности организации производства, труда и управления». Кроме того, организация вправе формировать должности, исходя из собственной логики бизнеса. Поэтому соответствующие документы в ряде случаев надо разрабатывать самостоятельно либо использовать какие-либо образцы.

    Интернет пестрит образцами ПП и ДИ, значительная часть которых написана на основе Квалификационного справочника [15], меньшая же часть представляет собой свободное творчество. При ближайшем рассмотрении оказывается, что для иных должностей образцов вовсе нет, для других – в образцах идет речь совсем не о том, для третьих же – образцы содержат смешные или опасные ошибки. Например:

    Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия

    Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции.

    Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.

    Это, так сказать, позднесоветское барокко, переделанное в соответствии с довольно примитивными представлениями о рыночной экономике. Между прочим, это точное воспроизведение соответствующего раздела из [15].

    Далее Директор по развитию

    Разрабатывает методики по оперативному реагированию на кризисные и нестандартные ситуации, которые могут привести к срыву плана развития предприятия, иным неблагоприятным для предприятия последствиям.

    Это просто досадная неоднозначность прочтения. А следующее стоит считать более серьезной ошибкой: Директор по развитию

    Назначает работников, ответственных за реализацию проектов, дает общие указания, осуществляет непосредственное руководство ими и координацию их деятельности.

    «Назначают» приказом, приказы издает генеральный директор – это указывается в Уставе организации. Так что данная формулировка, означающая фактическое превышение полномочий, – прямое нарушение Устава. Впрочем, на достигнутом автор должностной инструкции не останавливается, смело вменяя в обязанности директора по развитию функции учредителей (ср. со ст. 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [36]): Определяет общую концепцию политики развития предприятия.

    «Общая концепция политики» сама по себе звучит изрядно. Впрочем, авторы должностных инструкций любят слова «общее», «осуществлять», и т.п. «Общее руководство договорной работой и общий контроль за ее осуществлением осуществляет управляющий директор Общества или иное уполномоченное лицо.»

    А здесь просто загадка-матрешка (снова из [15]): догадайтесь, ради чего трудится начальник планово-экономического отдела: Осуществлять руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия.

    Образцы упомянутого «свободного творчества», выложенные на разных Интернет-сайтах, также вызывают улыбки, смущение, недоумение и опасения: Администратор магазина:

    Администратор магазина несет коллективную материальную ответственность за сохранность товара в магазине.

    Администратор салона красоты:

    Принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.

    Изучает рейтинги средств массовой информации.

    [Имеет право] требовать от заказчика обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения условий договора на поиск и привлечение высокопрофессиональных специалистов.

    Итак, имеющиеся образцы следует использовать с большой осторожностью. Вдруг, они будут читать и вчитываться в написанное? Значит, уполномоченный работодателем разработчик ПП и ДИ должен хорошо знать назначение всех «винтиков» и иных деталей, из которых собираются эти документы. Тем более важным будет такое знание при разработке документов для нетиповых подразделений или должностей.

    Теории и практике написания ПП и ДИ посвящен целый ряд статей ([4], [5], [9], [10], [13], [14], [17], [19], [20], [23], [31]). К сожалению, некоторые из них содержат заведомо некорректные утверждения (см. ниже). Наиболее полным и выверенным источником по данному вопросу стоит признать серии книг Л.В.Труханович и Д.Л.Щура «Кадры предприятия», «Персонал организации», среди которых отметим [33], а также книгу [34].

    В настоящей статье автор дает читателю рекомендации по самостоятельной разработке ПП и ДИ. Мы не будем спешить, преподнося готовые решения, а постараемся обсудить каждый шаг, чтобы уберечься от досадных ошибок.

    Ввиду серьезности предмета начнем с небольшого отступления, который нетерпеливый читатель может пропустить.

    Вокруг положения о подразделении и должностной инструкции Немного философии: ПП и ДИ как альфа и омега…

    Альфа – потому, что кандидат в работники организации лучше определит свое место в ней, если предварительно ознакомится с кругом своих обязанностей или если предложит работодателю свое видение этого места. Так или иначе, предметом обсуждения на собеседовании будет состав функций работника и обеспечивающий их выполнение баланс прав и ответственности.

    Омега – потому, что ПП и ДИ являются венцом серьезного процесса под названием «организационное проектирование»: сначала определяются объекты управления, потом – методы и функции, далее – процессы, затем – необходимые роли участников процессов, и лишь в заключение из ролей формируются должности, а из должностей – подразделения. Таким образом, совокупность задач и функций подразделений, обязанностей, прав и ответственности должностей складывается только тогда, когда деятельность организации представлена достаточно подробно (ср. [20], [23]).

    Подчеркнем, что ДИ следует отличать от рабочих (операционных) инструкций, которые описывают последовательность действий на данном рабочем месте при исполнении той или иной функции, а также от методических инструкций, которые описывают методы работы вне зависимости от позиции исполнителя.

    Строго говоря, ПП и ДИ будут некорректными до тех пор, пока не будет отработана вся описанная логическая цепочка. Однако, по счастливой случайности (или в результате эволюционного отбора) сложились достаточно стабильные представления о комплексах функций, которые традиционно поручаются подразделению или работнику определенного профиля. Все прекрасно понимают, чем занимаются бухгалтер, юрист, главный механик, производственно-технический или конструкторско-технологический отделы. Отраслевая специфика начинает серьезно сказываться, когда речь заходит о функциональной нагрузке рабочих или служащих и специалистов низшего звена. Но уже функции работников логистических подразделений в меньшей степени зависят от отраслевой принадлежности предприятия, а функции финансово-экономических, юридических, кадровых служб практически не зависят от нее.

    Это обстоятельство и позволяет говорить об «образцах» для ПП и ДИ работников высшего звена управления или работников вспомогательных и поддерживающих подразделений.

    Немного истории

    Институт ПП и ДИ берет начало в идее разделения труда. Так как помимо управленческой ПП и ДИ выполняют правовую функцию, их развитие обусловлено развитием борьбы работников (и ответной реакцией работодателей) за свои права.

    В 1960 – 1980 годах в СССР ПП и ДИ были одними из обязательных документов в системе администрирования труда. Эта обширная система основывалась на четком определении круга функциональных обязанностей по различным профессиям и должностям, перечень которых был унифицирован для всей страны, нормировании труда и определении тарифных ставок и должностных окладов (а также различных поправочных коэффициентов). Поэтому всякое изменение в номенклатуре профессий и должностей, в их функциональных обязанностях приводило к изменению значительного массива нормативных данных в масштабах страны.

    В начале 1990-х годов ПП и ДИ оставались обязательными только в системе государственных органов и организаций. Руководители частных компаний считали разработку ПП и ДИ нецелесообразным занятием, поскольку условия ведения бизнеса менялись (и продолжают меняться и поныне) с гораздо большей быстротой, чем требуется для «вынашивания», разработки и внедрения осмысленных и действительно рабочих документов.

    В 2000-х годах с укрупнением частного бизнеса, ростом участия государства в упорядочении трудовых отношений, развитием судебной практики в области трудовых споров потребность в ПП и ДИ стала возрастать. Однако в связи с изменением организационно-технических условий труда, появлением совершенно новых профессий и должностей прямое перенесение из советского прошлого функций, норм, уровней оплаты оказалось невозможным. Повторение подвига советских трудовиков в настоящее время не представляется возможным, да и не целесообразно, поскольку частный бизнес должен сам для себя определить наиболее эффективные «правила игры», в том числе и оптимальную «компоновку» должностей. Поэтому в последнее время общегосударственные правила разработки ПП и ДИ были обновлены и вновь утверждены для довольно ограниченного круга должностей государственных служащих [11]. Уже упоминавшийся Квалификационный справочник [15], обновляемый достаточно регулярно (последняя редакция на момент написания статьи датируется 14.03.2011), следует считать в большей степени наследием советской эпохи.

    Попытка переноса на отечественную почву зарубежной практики разработки ПП и ДИ наталкивается на различия в правовых последствиях тех или иных формулировок.

    В настоящее время сложились более или менее устоявшиеся представления о форме и содержании ПП и ДИ, которые, пользуясь терминологией Гражданского кодекса РФ, можно отнести к «обычаям делового оборота». Ожидать в ближайшем будущем определения требований к ПП и ДИ на уровне федерального законодательства, скорее всего, не стоит.

    Немного географии

    Зарубежный аналог наших ДИ – job description (далее – JD) – представляет собой менее формализованный, но более емкий документ ([1], [2]).

    Формат JD соответствует формату ДИ:
  • Job Title – наименование должности
  • Job Location – место должности в организационной и территориальной структуре организации
  • Reporting To – подчинение, подотчетность
  • Job Summary – основные задачи должности (не более двух предложений)
  • Job Duties and Responsibilities – обязанности и области ответственности должности (от 8 до 16)
  • Education and qualification – требования к уровню знаний и наличию соответствующих документов
  • Skills and specifications – требования к навыкам.

    Однако в содержательной части между JD и ДИ имеются различия.

    Во-первых, составителям JD рекомендуется указывать не более 8 (для работников низшего звена) – 16 (для работников высшего звена) должностных обязанностей. Если в JD оказывается 25 и более функций, то такой документ «переквалифицируется» в рабочую инструкцию. Отечественные же образцы могут содержать и 30, и 40 функций – и это для работников высшего звена! При внимательном рассмотрении оказывается, что большинство этих функций – контрольные. Это значит, что функции (вместе с правами и ответственностью) фактически не делегируются подчиненным. Либо свидетельствует о том, что автор ДИ оказался не в состоянии отделить главные функции от второстепенных или склонен предпочесть процесс результату (вот ведь как может исказиться идея процессного управления!).

    Во-вторых, при описании функций JD уделяет больше внимание результатам (или, точнее, требованиям к результатам) деятельности работника, чем способам, которыми эти результаты достигаются. Обратим внимание на то, что это – еще одно проявление настоящего делегирования: подчиненный свободен в части выбора средств, но обязан обеспечить требуемый руководителем результат. Интересно отметить, что составителям не рекомендуется формулировать в JD цели деятельности работника (ни в количественном, ни даже в качественном выражении), поскольку считается, что если работник стандартно выполняет свои обязанности, то цели организации достигаются при этом автоматически.

    В-третьих, в JD уделяется больше внимания требованиям к уровню знаний и навыкам работника, чем описанию его деятельности. Что не удивительно, поскольку платят работнику за результаты и за способности, а не за его деятельность как таковую.

    В-четвертых, JD оказываются «легче», чем отечественные ДИ, поскольку широко используют ссылки на другие локальные нормативные акты организации (методики, регламенты, рабочие инструкции и т.п.). Использование таких нормативных гипертекстов облегчается тем, что они представлены в электронном виде, и по ссылке всегда можно найти нужное положение того или иного документа. У нас в большинстве случаев дело осложняется тем, что локальных нормативных актов разного уровня в организации просто нет или технически невозможно обеспечить компьютерный доступ к их массиву с учетом взаимных ссылок.

    Всё это вместе еще раз показывает, насколько тщательно зарубежные менеджеры отслеживают баланс между сложностью (и, следовательно, стоимостью) работ и квалификаций (знаниями и умениями) выполняющего их работника.

    Взять на вооружение из зарубежной практики необходимо следующее:
  • настоящее, а не мнимое делегирование функций
  • повышенное внимание к знаниям и навыкам работника, занимающего данную должность
  • конкретность и краткость формулировок как требований к результатам деятельности, так и областей ответственности работника. Немного юриспруденции

    При всей обиходной простоте понятий «функция», «обязанность», «право», «полномочие», «ответственность» юридическое сообщество до сих пор обсуждает тонкости их содержания.

    Например, некоторые проводят различие между правами и полномочиями, полагая, что права предоставляются сотруднику на доступ к ресурсам компании (чему-либо, кому-либо), а полномочия это особый вид прав, связанный с распорядительными функциями и принятием решений [20].

    Одни [19], [24] предлагают вкладывать в понятие «ответственность» не обязательное применение определенных санкций к виновному нарушителю установленных норм (что обычно отражается в формулировках типа: «несет ответственность за невыполнение указаний непосредственного руководителя»), но «такой аспект социальных связей и отношений людей, которые характеризуют процесс осуществления предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, основанный на выборе поведения и его оценке с учетом интересов общества» (что может быть выражено словами: «несет ответственность за полное и своевременное выполнение указаний непосредственно руководителя»). Как видим, разные точки зрения приводят к различным словесным описаниям одного, по сути, явления. Другие же выступают против отождествления юридической ответственности с нрав­ственным или правовым долгом [3], [16].

    Жизнь разработчика ПП и ДИ затрудняет также непроясненность на законодательном уровне ряда широко используемых терминов. К таковым, например, относятся термины «поручение» и «указание» – даже применительно к Президенту Российской Федерации [7].

    Поэтому на практике зачастую наблюдается путаница, выражающаяся в том, что обязанности записываются в права, среди функций можно встретить формулировку «отвечает за …» и т.п. Понимая, что всё это суть проявления неоднозначности трактовки базовых понятий, для практической работы над ПП и ДИ следует выбрать (и, желательно, изложить в соответствующем документе) один вариант.

    Немного налогообложения

    ДИ может являться основанием для уменьшения доходов организации на сумму некоторых расходов, производимых организацией в связи с обеспечением деятельности работника при выполнении им трудовых функций, указанных в его ДИ [12]. К таким расходам могут быть, например, отнесены: транспортные расходы работника, услуги сотовой связи, оплата обучения.

    Разработчик ДИ должен учесть налоговые аспекты при подготовке документа и согласовать их с бухгалтером.

    Немного управления качеством

    ПП и ДИ являются важными элементами комплекса документов, описывающих систему управления качеством в стиле ISO 9000. Хотя, как всегда, стандарт не определяет необходимость, форму и содержание таких документов.

    Если в документации системы управления качеством предусмотрены ПП и ДИ, то на них будут распространяться правила управления документацией (в части формы, содержания, а также порядка разработки, введения в действие, внесения изменений и дополнений, отмены), принятые в организации для документов системы управления качеством.

    Для кого разрабатываются ПП и ДИ

    Действующим законодательством РФ предусмотрена обязательность составления ПП и ДИ лишь для работников определенного профиля (муниципальные служащие, отдельные категории государственных служащих, служащих таможенных органов, некоторых категорий персонала учебных заведений, частных охранников) [11]. Для прочих категорий работников детальное описание их трудовой функции, права и обязанности в рамках трудовых отношений могут быть включены непосредственно в трудовой договор. Составление должностной инструкции в этом случае не требуется. Итак, организация сама определяет целесообразность разработки ПП и ДИ.

    Организацией может быть принято решение об использовании ПП и ДИ для всех или для части должностей. В последнем случае должностные обязанности, права и ответственность работника должны определяться трудовым договором. Насколько широк должен быть круг подразделений и должностей, деятельность которых регламентируется ПП и ДИ, и насколько подробными должны быть эти документы – предмет отдельного обсуждения. Необходимо иметь в виду, что как отсутствие, так и чрезмерность локальных нормативных актов влечет излишние затраты на управление организацией.

    ДИ разрабатываются для работников, относящихся к категориям руководителей, специалистов и служащих в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием организации.

    Для рабочих разрабатывается аналогичный документ, который, однако, не называется должностной инструкций, но и устоявшегося наименования тоже не имеет. Названия «рабочая инструкция», «производственная инструкция» использовать нежелательно, поскольку они уже заняты для документов, описывающих порядок и/или конкретные приемы работы на одном или нескольких рабочих местах, например: «Рабочая инструкция по контролю и утверждению, организации рассылки, архивированию, порядку внесения изменений» или «Производственная инструкция по эксплуатации заземляющих устройств электроустановок». Название «квалификационная характеристика» тем более не подойдет, поскольку используется и однозначно трактуется в [15].

    Тем не менее, в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 24.11.2008 № 6234-Т3 [27] рекомендуется: «…для определения содержания выполняемой трудовой функции работников, замещающих определенные должности, следует составлять и утверждать должностные инструкции, а для определения содержания выполняемой трудовой функции работников, принимаемых на работу по профессиям рабочих, следует разрабатывать и утверждать производственные (по профессии) инструкции. Полагаем, что в справочно-правовых системах можно использовать различные наименования инструкций применительно к категориям работников».

    Статьей 57 Трудового кодекса РФ установлено: «Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

    Согласно 143 статье Трудового кодекса РФ, «Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

    Таким образом, при установлении наименований должностей и составлении отвечающих им ДИ следует свериться с законодательством, в том числе, со справочниками и классификаторами [15], [21], [22], а также с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) по различным отраслям экономики. Например [23], постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 утвержден список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Следовательно, работодатель обязан в трудовых договорах всех работников (и соответственно в должностных инструкциях), которые выполняют соответствующие трудовые функции, наименования профессий и должностей определять в соответствии с квалификационными справочниками.

    Нередко возникает вопрос о необходимости ДИ для генерального директора, а также членов органов управления акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Поскольку порядок назначения, подчинение, функции, права и ответственность указанных лиц определяется соответствующими федеральными законами, Уставом организации и трудовыми договорами, нет прямой необходимости разрабатывать для этих лиц ДИ.

    Для исполнительных/управляющих директоров организаций, в которых полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющей компании, а также работников, находящихся в прямом подчинении совета директоров или общего собрания акционеров (участников), ДИ должны быть разработаны. Эти ДИ должны учитывать особенности трудовых отношений с руководителями организаций [18].

    Для всех работников следует разграничить области трудовых отношений, регулируемые ПП и ДИ и трудовым договором. Так, например, положение об обязанности увольнения по определенным основаниям (в том числе по собственному желанию) не является предметом ДИ, поскольку не относится к трудовой функции работника [28].

    Структура ПП и ДИ

    Действующее законодательство РФ не определяет требований к структуре ПП и ДИ. Таким образом, организация вправе самостоятельно определить такие требования. Поэтому на практике ПП и ДИ весьма разнообразны по своей структуре.

    Можно, однако, выделить минимальное «ядро» каждого документа:

    Положение о структурном подразделении
    1. Общие положения
    2. Основные задачи
    3. Функции
    4. Структура
    5. Взаимодействие
    Должностная инструкция
    1. Общие положения
    2. Должностные обязанности
    3. Права
    4. Взаимодействие
    5. Ответственность

    В ряде случаев в ПП включают разделы «Права» и «Ответственность», описывая в них права и ответственность руководителя подразделения. Иногда же формулируются некие «общие» права и ответственность подразделения.

    На наш взгляд, первое нецелесообразно, поскольку права и ответственность руководителя подразделения уместно изложить в его ДИ. Второе же представляется некорректным, поскольку реализация права определяется волей субъекта и если речь идет о подразделении в целом, то должен быть определен механизм формирования и выражения этой коллективной воли, а если речь идет о совокупности отдельных работников подразделения, то, как правило, далеко не все из них на деле обладают одинаковыми правами кроме того, работник, как правило, несет персональную ответственность, а потому состав его должностных обязанностей и прав так же должен быть определен персонально.

    Форма ПП и ДИ

    Формы ПП и ДИ рекомендуется разрабатывать в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) [8].

    Обязательными реквизитами ПП и ДИ являются: наименование организации, наименование вида документа об утверждении, его дата и номер, место составления, гриф утверждения. Они помещаются в начале текста документа.

    Подписи лиц, согласующих проекты ПП и ДИ, помещаются либо в конце текста документа, либо на отдельном листе согласования, реквизиты которого должны однозначно определять, какой документ был согласован.

    В конце текста ПП или ДИ или на отдельном листе ознакомления работники проставляют свои подписи об ознакомлении с документом и получении его копии на руки.

    Содержание ПП

    В этом разделе мы в подробностях рассмотрим содержание ПП. Для определенности будем считать, что данный документ разрабатывается для акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (в примерах формулировок организация будет именоваться «Обществом»). Примерная форма ПП приведена в приложении 1 к статье.

    Раздел 1. «Общие положения»

    1.1. Дается полное и сокращенное наименование структурного подразделения (далее – Подразделения).

    1.2. Указывается, какому работнику Общества непосредственно подчиняется Подразделение.

    В этом пункте раскрывается принцип единоначалия применительно к рассматриваемому Подразделению.

    Подразделение может:
  • являться самостоятельным структурным подразделением Общества и подчиняться непосредственно генеральному директору Общества (например: служба безопасности, юридический отдел, секретариат)
  • подчиняться непосредственно какому-либо работнику Общества (например: производственно-технический отдел непосредственно подчиняется директору по производству или отдел материально-технического обеспечения непосредственно подчиняется директору по логистике)
  • входить в состав какого-либо структурного подразделения и подчиняться непосредственно руководителю этого подразделения (например: отдел расчетов с персоналом входит в состав бухгалтерии и подчиняется непосредственно главному бухгалтеру).

    Подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита или иные аналогичные контрольные функции, может быть непосредственно подчинено Общему собранию акционеров (участников) или Совету директоров.

    1.3. Описывается порядок создания и расформирования Подразделения.

    Здесь можно ограничиться такой формулировкой: «Подразделение создается и расформировывается в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием Общества, в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации».

    Для подразделений, подчиняющихся непосредственно Общему собранию акционеров (участников) или Совету директоров, необходимо указать: «по согласованию с Общим собранием акционеров (участников) (Советом директоров)».

    1.4. Указывается полное наименование должности руководителя Подразделения. Указываются полные наименования должностей оперативного, методических или иных руководителей Подразделения (при их наличии) 4.

    Руководитель Подразделения – это работник Подразделения, руководящий его текущей деятельностью. Компетенция Руководителя Подразделения определяется его ДИ.

    Методический руководитель Подразделения – работник Общества или сторонней организации (например, управляющей компании), не являющийся непосредственным или вышестоящим прямым начальником структурного подразделения или работника Общества, но в установленном в Обществе порядке дающий структурному подразделению или работнику Общества обязательные для исполнения указания, разъяснения, иные документы (в том числе, типовые документы), касающиеся методов и способов осуществления деятельности структурным подразделением или работником.

    Вышестоящий прямой руководитель не указывается как методический, поскольку его указания, как по текущей деятельности, так и методического характера, транслируются работникам Подразделения по «вертикали управления» через Руководителя подразделения.

    Методическое руководство возможно при матричной организационной структуре. Возможно (в редких случаях) наличие нескольких методических руководителей. Другой распространенной ситуацией является методическое руководство из корпоративного центра (управляющей компании). Например, главный бухгалтер организации непосредственно подчиняется управляющему директору, а методическое руководство его деятельностью осуществляет руководитель департамента методологии бухгалтерского и налогового учета управляющей компании.

    Оперативный руководитель Подразделения – работник Общества, координирующий в оперативном порядке деятельность Подразделения и некоторых других подразделений и/или работников, дающий Подразделению обязательные для исполнения указания, касающиеся оперативной деятельности Подразделения. Например, под оперативным руководством начальника удаленного участка может находиться расположенное на территории этого участка подразделение транспортного обеспечения, подчиненное непосредственно директору по логистике. Начальник участка дает задания подразделению, определяет расстановку транспортных средств и т.п. однако не вправе давать указания, касающиеся методов работы, давать предложения по кадровому составу подразделения без согласования с директором по логистике и т.п.

    При наличии методического или оперативного руководства необходим локальный нормативный акт, в котором определялись бы правила поведения работника в случае, когда указания непосредственного руководителя противоречат указаниям методического или оперативного руководителя. Если непосредственный, методический и оперативный руководители работника не согласовали свои указания, то решение должен принимать работник, в прямом подчинении которого находятся все эти руководители (как правило, генеральный директор).

    1.5. Указывается порядок замещения должности руководителя Подразделения в случае его отсутствия.

    конкретная должность работника, замещающего руководителя Подразделения (например: заместитель, один из руководителей подчиненных подразделений), или

    назначение работника, замещающего руководителя Подразделением, приказом (распоряжением) генерального директора Общества.

    1.6. Перечисляются нормативные акты, которыми работники Подразделения руководствуются в своей деятельности.

    Обычно даются указания на:
  • действующее законодательство Российской Федерации
  • траслевые нормативно-методические документы по профилю деятельности Подразделения (по возможности, указываются конкретные документы)
  • Устав Общества (для подразделений, которые обязаны руководствоваться Уставом (например: юридический отдел, служба внутреннего аудита)
  • Решения Общего собрания участников (акционеров) (Совета директоров) (для подразделений, подчиняющихся непосредственно Общему собранию акционеров (участников) или Совету директоров)
  • положение о Подразделении
  • коллективный договор
  • приказы и распоряжения генерального директора Общества
  • указания непосредственного руководителя, оперативного и методических руководителей (при их наличии)
  • правила внутреннего трудового распорядка Общества
  • иные локальные нормативные акты Общества.

    В зависимости от характера деятельности Подразделения указываются:

    нормативные акты по охране труда и промышленной безопасности, правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, противопожарной защиты, экологической безопасности.

    Приведенный перечень нормативных актов может быть расширен.

    1.7. Определяется режим работы Подразделения.

    Можно ограничиться формулировкой: «Режим работы Подразделения определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе» при наличии таких правил.