Руководства, Инструкции, Бланки

казначейство инструкция 10-н img-1

казначейство инструкция 10-н

Рейтинг: 4.6/5.0 (1894 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приказ Казначейства России от N 10н (ред

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ Казначейства России от 30.06.2014 N 10н (ред. от 04.12.2015) "Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2014 N 34153)

в данный момент недоступен.

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Другие статьи

Комментарий к Приказу Казначейства России от N 10н - Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета котор

Законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия" разработан в целях совершенствования законодательства в сфере создания правового механизма реализации предпринимаемых государством экономических, социальных и политических мер в области борьбы с насилием в семейно-бытовой сфере. Его правовой оснойвой является Конституция РФ, а также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

С целью расширения возможностей депутатов, избранных по одномандатным округам законопроектом "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривается рост числа работающих на общественных началах помощников депутатов, избранных в одномандатных округах. Законопроектом предлагается увеличение их численности до 60 человек.

Законопроектом "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предлагается распределить ответственность по обязательствам проведения капитального ремонта домов между всеми собственниками данного жилищного фонда (наймодателями) пропорционально времени нахождения дома в соответствующем ведении.

Дата размещения статьи: 28.09.2016

Дата размещения статьи: 28.09.2016

Дата размещения статьи: 28.09.2016

Все статьи Комментарий к Приказу Казначейства России от 30.06.2014 N 10н "Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" (Репин А.)

Комментарий к Приказу Казначейства России от 30.06.2014 N 10н "Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" (Репин А.)

Дата размещения статьи: 13.06.2015

В соответствии с абз. 5 пп. "а" п. 87 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", которым внесены дополнения в ст. 241.1 БК РФ, полномочиями по установлению порядка обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), а также по организации обеспечения наличными денежными средствами указанных организаций с 01.01.2015 наделено Федеральное казначейство. В связи с обозначенными изменениями разработаны комментируемые Правила обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденные Приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н (далее - Правила N 10н), вступающие в силу с поименованной даты. Напомним, что до названной даты действуют Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденные Приказом Минфина России от 31.12.2010 N 199н (далее - Правила N 199н).

Новые Правила N 10н устанавливают:
1) порядок обеспечения территориальными органами Федерального казначейства денежными средствами, предназначенными для получения наличных денег с использованием денежных чеков и расчетных (дебетовых) банковских карт, осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием карт в отношении:
- получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ, созданных ими обособленных (структурных) подразделений, наделенных полномочиями по ведению бюджетного учета, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства;
- бюджетных и автономных учреждений здравоохранения (их обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета), лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства;
2) особенности обеспечения денежными средствами в отношении:
- получателей средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования) (их обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета), лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (их обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета), лицевые счета которым открыты в органах управления государственными внебюджетными фондами РФ (далее - удаленные получатели средств бюджета);
- юридических лиц (их обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета), не являющихся в соответствии с БК РФ получателями средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования), лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (далее - удаленные неучастники бюджетного процесса);
- обособленных подразделений, не наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета, созданных получателями средств бюджета, удаленными получателями средств бюджета, неучастниками бюджетного процесса, удаленными неучастниками бюджетного процесса (далее - уполномоченное подразделение);
3) порядок внесения наличных денег в отношении:
- получателей средств бюджета;
- неучастников бюджетного процесса;
- удаленных получателей средств бюджета;
- удаленных неучастников бюджетного процесса;
- уполномоченных подразделений.
Информационный обмен между бюджетным учреждением, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), органом управления государственным внебюджетным фондом РФ и органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с использованием средств электронной подписи на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между учреждением и органом Федерального казначейства.
Если у бюджетного учреждения или органа Федерального казначейства отсутствует соответствующая техническая возможность информационного обмена в электронном виде, они обмениваются информацией с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе.
Документооборот по обеспечению бюджетных учреждений денежными средствами и взносу наличных денег, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, будут производиться в соответствии с Правилами N 10н с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 2 Правил N 10н).
В силу п. 3 Правил N 10 обеспечение бюджетных учреждений денежными средствами, а также внесение ими наличных денег осуществляются со счетов, открытых органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России, кредитных организациях на балансовом счете 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям" отдельно для операций по обеспечению денежными средствами.
Денежные средства перечисляются на счет 40116 на основании платежных документов (платежных поручений) ОФК, сформированных в установленном порядке.
На счет 40116 поступают средства:
- со счетов, открытых органами Федерального казначейства в подразделениях Банка России (кредитных организациях), за исключением счета 40101;
- со счетов, открытых финансовым органам в подразделениях Банка России (кредитных организациях) для проведения операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств соответствующего бюджета, средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с БК РФ получателями средств бюджета, лицевые счета которым открыты в финансовом органе, для обеспечения денежными средствами удаленных получателей средств бюджета и удаленных неучастников бюджетного процесса.
На счет 40116, предназначенный для учета операций, совершаемых бюджетными учреждениями с использованием карт, также поступают суммы возврата денежных средств за товары (работы, услуги), ранее оплаченные клиентами с использованием карт, перечисляемые кредитными организациями, осуществляющими расчеты с организациями - поставщиками товаров (работ, услуг) по операциям, совершаемым с использованием карт (кредитные организации-эквайреры).
В случае зачисления средств в безналичном порядке на счет 40116 не с указанных выше счетов органы Федерального казначейства не позднее 10 рабочих дней со дня их зачисления на счет 40116 возвращают обозначенные средства плательщику на основании платежного поручения органа Федерального казначейства.
На счете 40116 допускается наличие остатков средств в течение года:
- сумм, не полученных уполномоченными подразделениями;
- сумм по не предъявленным в течение 10 рабочих дней денежным чекам;
- сумм, перечисленных в целях обеспечения проведения операций с использованием карт и не использованных в течение 45 календарных дней, зарезервированных сумм;
- сумм, ошибочно зачисленных и подлежащих возврату в течение 10 рабочих дней.
Наличие неиспользованных остатков средств на счете 40116 по состоянию на 1 января очередного финансового года не допускается, за исключением зарезервированных сумм по операциям с наличностью с использованием карт.
В целях обеспечения наличными деньгами удаленных учреждений субъектов РФ с использованием денежных чеков и расчетных (дебетовых) банковских карт финансовый орган субъекта РФ представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения перечень удаленных учреждений, имеющих право на получение наличных денег, подписанный руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) финансового органа, отдельно для клиентов финансового органа, использующих денежные чеки и карты. В этом перечне должны содержаться реквизиты соответствующего счета финансового органа для проведения операций со средствами бюджетных учреждений, с которого будут перечисляться денежные средства на счет, открытый органу Федерального казначейства в подразделениях Банка России (кредитных организациях) на балансовом счете 40116 для обеспечения учреждений наличными денежными средствами.
Удаленное учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания карточку образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753), заверенную руководителем (уполномоченным руководителем лицом) финансового органа в установленном порядке.
Обеспечение наличными деньгами с помощью денежных чеков. Для получения наличных денег бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства заявку на получение наличных денег (ф. 0531802) и денежный чек.
Правилами N 10н предполагается, что работник органа Федерального казначейства будет наделен полномочиями по получению денежных чековых книжек в банке и их учету. Денежные чековые книжки в необходимом количестве будут выдаваться бесплатно органом Федерального казначейства уполномоченному работнику бюджетного учреждения на основании представленного им заявления на получение чековых книжек по форме согласно Приложению 2 к указанным Правилам (ф. 0531242).
Перед выдачей денежной чековой книжки учреждению уполномоченный работник Федерального казначейства проверяет наличие всех денежных чеков в данной денежной чековой книжке и проставляет штампом или письменно на оборотной стороне каждого чека полное (при наличии - сокращенное) наименование учреждения (за исключением получателей средств бюджета, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право не указывать в расчетных и кассовых документах свое наименование).
Затем ОФК выдает денежную чековую книжку уполномоченному работнику учреждения. Ответственность за сохранность и учет полученных в ОФК денежных чековых книжек несет учреждение.
Бюджетное учреждение возвращает органу Федерального казначейства денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками для последующего их возврата в банк на основании заявления о возврате неиспользованных денежных чеков, оформленного в простом письменном виде. В заявлении указываются номера подлежащих возврату неиспользованных денежных чеков в случае:
- закрытия лицевых счетов;
- изменения прописанного в денежной чековой книжке наименования;
- закрытия или изменения номеров соответствующих счетов 40116, открытых органу Федерального казначейства в банке.
Работник органа Федерального казначейства, наделенный полномочиями по учету денежных чековых книжек, проверяет возвращенные денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками, корешками и регистрирует денежные чековые книжки в журнале регистрации денежных чеков.
После проверки номеров предъявленных неиспользованных денежных чеков на соответствие номерам, указанным учреждением в его заявлении на возврат неиспользованных денежных чеков, работник по учету денежных чековых книжек визирует данное заявление и возвращает денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками в банк, ранее выдавший соответствующие денежные чековые книжки.
Заметим, что заявление на возврат чековых книжек в приведенных случаях оформляется в простом письменном виде с проставлением номеров неиспользованных чеков.
Для получения денежных средств учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств, заявку на получение наличных денег (ф. 0531802) или заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243). При бумажном документообороте заявка (ф. 0531243) представляется в двух экземплярах.
Поименованные заявки оформляются отдельно по каждому лицевому счету и виду средств, за счет которых должны осуществляться операции по обеспечению денежными средствами:
- по средствам бюджета;
- по средствам дополнительного бюджетного финансирования;
- по средствам, поступающим во временное распоряжение;
- по средствам бюджетных и автономных учреждений.
Одновременно с заявкой бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства денежный чек, оформленный отдельно на каждую заявку. Чек должен быть заполнен в соответствии с требованиями, установленными п. 2.4 Положения N 414-П/8н <1>.
--------------------------------
<1> Положение об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, утв. Банком России N 414-П, Минфином России N 8н 18.02.2014.

При проверке чека должностное лицо органа Федерального казначейства обращает внимание на соответствие:
- сумм, проставленных цифрами и прописью;
- данных паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность представителя учреждения, уполномоченного на получение наличных денег, данным, прописанным в денежном чеке и в заявке (ф. 0531802);
- серии, номера, даты денежного чека и суммы, подлежащей получению, указанных в представленном денежном чеке и в заявке (ф. 0531802) (заявке (ф. 0531243)).
В случае если форма или содержание заявки (ф. 0531802) (заявки (ф. 0531243)) не соответствует установленным требованиям или подписи на ней будут признаны не соответствующими образцам, имеющимся в карточке образцов подписей к лицевым счетам (в случае представления документов на бумажном носителе), орган Федерального казначейства регистрирует в установленном порядке представленную заявку в журнале регистрации неисполненных документов и не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления:
- при бумажном документообороте возвращает учреждению заявку с приложением протокола, в котором указывается причина возврата;
- при электронном документообороте направляет учреждению протокол в электронном виде, в котором прописывается причина возврата.
Если же заявка соответствует установленным требованиям, орган Федерального казначейства принимает ее к исполнению.
Орган Федерального казначейства проверяет представленный денежный чек на соответствие сумм, указанных цифрами и прописью, данных паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность представителя учреждения, уполномоченного на получение наличных денег, данным, обозначенным в денежном чеке и заявке, серии, номера, даты денежного чека и суммы, подлежащей получению, указанных в представленном денежном чеке и заявке.
Обеспечение денежными средствами уполномоченных подразделений. Обеспечение денежными средствами уполномоченных подразделений осуществляется без открытия им органами Федерального казначейства соответствующих лицевых счетов.
Для проведения операций по обеспечению денежными средствами уполномоченное подразделение представляет в орган Федерального казначейства по месту его нахождения следующие документы:
- письмо учреждения, создавшего уполномоченное подразделение, подписанное руководителем и главным бухгалтером учреждения, доверяющее уполномоченному подразделению получать денежные средства;
- карточку образцов подписей уполномоченного подразделения, заверенную в установленном порядке руководителем (уполномоченным руководителем лицом) учреждения, создавшего уполномоченное подразделение, или нотариально.
При оформлении карточки образцов подписей уполномоченным подразделением в графе "Фамилия, имя, отчество" вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, делается запись "бухгалтерский работник в штате не предусмотрен".
Для обеспечения денежными средствами уполномоченного подразделения учреждение, создавшее уполномоченное подразделение, представляет в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания заявку на кассовый расход (ф. 0531801), оформленную в установленном порядке, на основании которой орган Федерального казначейства осуществляет перечисление денежных средств с соответствующих счетов органа Федерального казначейства на соответствующий счет 40116, открытый по месту нахождения уполномоченного подразделения.
Для получения наличных денег уполномоченное подразделение представляет в орган Федерального казначейства заявку (ф. 0531802) и денежный чек.
Обеспечение бюджетных учреждений наличными деньгами с помощью карт. Для получения расчетных (дебетовых) банковских карт учреждению необходимо представить в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения заявление на получение карт (ф. 0531247). На основании заявления ОФК формирует реестр на выпуск карт и не позднее рабочего дня, следующего за днем представления заявления, направляет данный реестр в кредитную организацию по месту открытия соответствующего счета 40116.
На основании представленных заявлений на получение карт орган Федерального казначейства формирует реестр на выпуск карт и не позднее рабочего дня, следующего за днем представления в орган Федерального казначейства заявлений на получение карт, направляет названный реестр в кредитную организацию по месту открытия соответствующего счета 40116.
Уполномоченный на получение карт работник учреждения получает в кредитной организации изготовленные карты и конверты, содержащие PIN-коды к ним, после получения от кредитной организации согласно условиям договора уведомления о готовности выдать карты.
Необходимо отметить, что карты возвращаются в кредитную организацию в следующих случаях (п. 40 Правил N 10н):
- при закрытии лицевых счетов, открытых учреждению в органе Федерального казначейства;
- при изменении наименования учреждения;
- при повреждении карты;
- при истечении срока действия карты;
- при утрате PIN-кода. Обратим внимание, что в таком случае учреждение обязано незамедлительно сообщить в кредитную организацию о данном факте и необходимости блокировки операций по этой карте и не позднее первого рабочего дня, следующего за днем выявления утраты, уведомить об этом орган Федерального казначейства;
- при прекращении работником, на имя которого выдана карта, полномочий по осуществлению операций с использованием карт;
- при изменении данных (Ф.И.О.) работника, на имя которого выдана карта;
- при закрытии или изменении номера счета, открытого органу Федерального казначейства в кредитной организации.
Возврат карт в кредитную организацию осуществляется по письменному заявлению, оформленному в произвольном виде.
Орган Федерального казначейства при заключении в соответствии с законодательством РФ договора банковского счета между органом Федерального казначейства и кредитной организацией на открытие счета 40116 для учета операций по обеспечению денежными средствами клиентов с использованием карт предусматривает в нем следующие положения (п. 5 Правил N 10н):
- о проведении операций с внесенными наличными деньгами, связанных с перечислением средств на соответствующие счета органа Федерального казначейства, финансового органа;
- о предоставлении карт уполномоченным на их получение работникам учреждений, проведение и учет операций на счетах 40116, открытых для учета операций с использованием карт кредитными организациями без взимания платы;
- о получении у кредитной организации информации о реквизитах выданных (возвращенных, утерянных) карт в срок не позднее рабочего дня, следующего за рабочим днем их выдачи (возврата, информирования об утере);
- о получении у кредитной организации информации об операциях, совершаемых по счету 40116 в разрезе карт, включая информацию о суммах операций, расчеты по которым не завершены, не позднее 10 часов рабочего дня, следующего за днем совершения операций, и порядке уточнения указанной информации;
- о максимальной сумме, в пределах которой клиент вправе осуществлять операции, не связанные с получением и внесением наличных денег, в размере не более 100 000 руб. в день по одной карте.
Операции с использованием карт совершаются клиентом в пределах остатка денежных средств на карте в соответствии с условиями договора, не предусматривающего условия о предоставлении кредитной организацией органу Федерального казначейства кредита при недостаточности или отсутствии на соответствующем счете 40116 денежных средств.
В случае проведения операций с использованием карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт) кредитной организации, выдавшей карты, указанные операции осуществляются без взимания платы.
Учреждения получают информацию о перечне необходимых для изготовления карт документов, которые должны быть представлены ими в кредитную организацию по месту открытия счета 40116, а также о порядке и сроках представления документов непосредственно в кредитной организации.
Внесение наличных денежных средств на лицевой счет. На счет 40116 клиент вносит:
- неиспользованные наличные деньги по видам средств (по средствам бюджета, средствам дополнительного бюджетного финансирования, средствам, поступающим во временное распоряжение, средствам неучастников бюджетного процесса);
- наличные деньги, принятые в кассу клиента, по видам средств - по доходам от оказания получателями средств бюджета платных услуг, средствам, поступающим во временное распоряжение, средствам неучастников бюджетного процесса.
Согласно п. 32 Правил N 10н внесение клиентом наличных денег осуществляется по объявлению на взнос наличными (ф. 0402001) (по препроводительной ведомости к сумке (ф. 0402300)) в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, с учетом особенностей, предусмотренных Положением N 414-П/8н.
Принятые банком наличные деньги зачисляются на счет органа Федерального казначейства. Ордер к объявлению на взнос наличными с отметкой банка о приеме наличных денег прилагается к выписке из счета органа Федерального казначейства 40116. Квитанция к объявлению на взнос наличными выдается получателю средств.
Перечисление денежных средств на счет учреждения осуществляется с соответствующего счета органа Федерального казначейства (с соответствующего счета финансового органа) на основании платежных поручений органа Федерального казначейства (финансового органа).
При этом в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения должны быть указаны номера карт, на которые необходимо зачислить средства, и данные (Ф.И.О.) уполномоченного сотрудника клиента финансового органа.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем подтверждения банком проведения операции по зачислению на соответствующий счет 40116 денежных средств для бюджетного учреждения, орган Федерального казначейства на основании информации, содержащейся в платежных поручениях, приложенных к выписке кредитной организации, формирует и направляет в кредитную организацию в электронном виде расшифровку суммы средств, перечисленных на счет органа Федерального казначейства по картам (ф. 0531250), в соответствии с условиями договора банковского счета.
При внесении денежных средств на счет 40116 с использованием карт учреждение в тот же день представляет в ОФК расшифровку сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств (ф. 0531251), подписанную руководителем и главным бухгалтером учреждения. Если ее форма или содержание не будут соответствовать предусмотренным требованиям или подписи в ней будут признаны не соответствующими образцам, имеющимся в карточке образцов подписей, она регистрируется в установленном порядке в ОФК и возвращается в бумажном или электронном виде клиенту. При этом к заявке (ф. 0531247) прилагается протокол, в котором указывается причина возврата.
При завершении операций в текущем финансовом году расшифровка по неиспользованным остаткам должна быть представлена в ОФК не позднее чем за два дня до его окончания. Если внесение наличных через карту производится в последний рабочий день финансового года, расшифровка от учреждения должна быть представлена в первой половине дня.
В случае если данные сроки нарушены, ОФК оформляет платежное поручение на перечисление внесенных (неиспользованных) сумм (за исключением зарезервированных) со счета 40116 на счет в ОФК. Такое поручение будет являться основанием для отражения ОФК операций по списанию средств со счета.
В случае полного или частичного неиспользования перечисленных на карты средств в течение 45 календарных дней со дня перечисления, не считая дня перечисления, учреждение представляет в орган Федерального казначейства расшифровку (ф. 0531251) для возврата невостребованной суммы со счета N 40116 на соответствующие счета органа Федерального казначейства. Необходимо отметить, что в настоящее время возврат неиспользованных клиентом перечисленных на карты денежных средств осуществляется в течение 20 календарных дней (п. 45 Правил N 199н).
Орган Федерального казначейства на основании полученной информации оформляет платежное поручение для проведения операции по возврату.
Расшифровка может быть отозвана клиентом до момента подтверждения кредитной организацией зачисления средств на соответствующий счет 40116. Для этого нужно представить в ОФК запрос на аннулирование (ф. 0531807).
В заключение отметим, что в целом Правила N 10н аналогичны Правилам N 199н.
Также следует обратить внимание на то, что Минфином подготовлена поправка к ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в соответствии с которой для осуществления функций по обеспечению наличными деньгами бюджетных учреждений (их обособленных подразделений) и внесению ими наличных денег открывать счета в кредитных организациях вправе только территориальные органы Федерального казначейства (Письмо от 11.07.2014 N 02-03-10/34012).

Новые Правила обеспечения наличными деньгами (Ларцева Л

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Новые Правила обеспечения наличными деньгами (Ларцева Л.)

Новые Правила обеспечения наличными деньгами (Ларцева Л.)

Дата размещения статьи: 13.12.2014

С 1 января 2015 г. обеспечение наличными денежными средствами учреждений, для которых лицевые счета открыты в территориальных ОФК (финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований), будет осуществляться в соответствии с новыми Правилами, утвержденными Приказом Казначейства России от 30.06.2014 N 10н (далее - Правила N 10н). В данной статье рассмотрим основные положения Правил N 10н и выясним, чем они отличаются от действующих Правил.

Напомним, что в настоящее время действуют Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденные Приказом Минфина России от 31.12.2010 N 199н (далее - Правила N 199н). С 01.01.2015 они утрачивают силу в соответствии с Приказом Минфина России от 17.09.2014 N 97н.
И действующие, и новые Правила определяют порядок обеспечения наличными деньгами учреждений с использованием денежных чеков и банковских карт, а также взноса ими наличности. Данные Правила распространяются как на получателей бюджетных средств (в частности, казенных учреждений), так и на неучастников бюджетного процесса, к которым в том числе относятся бюджетные и автономные учреждения.
Обмен документами в целях обеспечения наличными деньгами между ОФК и учреждениями может осуществляться в электронном виде на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами или в бумажном виде.
Согласно п. 3 Правил N 10н обеспечение учреждений денежными средствами, а также взнос ими наличных денег осуществляется со счетов, открытых ОФК в подразделениях Банка России, кредитных организациях (с учетом положений законодательства РФ) на балансовом счете N 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям". Для учета операций, совершаемых учреждениями с использованием карт, на указанном счете открываются отдельные счета.

Обеспечение наличными деньгами

Получение наличности с лицевого счета с использованием денежных чеков. В соответствии с п. 9 Правил N 10н денежные чековые книжки выдаются учреждениям ОФК бесплатно на основании представленного ими заявления на получение денежных чековых книжек. Стоит отметить, что с 1 января 2015 г. такое заявление необходимо будет заполнять по новой форме 0531242 (приведена в Приложении 2 к Правилам N 10н). Указанная форма заменит применяемую сейчас форму 0531712 (п. 8 Правил N 199н).
Перед выдачей работник ОФК проверяет наличие всех денежных чеков в чековой книжке и проставляет штампом на оборотной стороне каждого чека наименование учреждения, которому такая книжка выдается.
Для получения денежных средств учреждение представляет в ОФК по месту обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств, заявку на получение наличных денег (ф. 0531802). Данная заявка оформляется учреждениями в следующем порядке (п. 11 Порядка N 10н):
- казенными учреждениями - в соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным Приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н;
- бюджетными учреждениями - Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденным Приказом Казначейства России от 19.07.2013 N 11н;
- автономными учреждениями - Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений, утвержденным Приказом Казначейства России от 08.12.2011 N 15н.
В соответствии с этими же Порядками работники ОФК осуществляют проверку представленных учреждениями заявок на получение наличных денег.
Стоит отметить, что в настоящее время Правила N 199н содержат ссылки на устаревшие порядки проведения кассовых операций бюджетными (автономными) учреждениями (п. п. 10, 11).
После проверки работниками ОФК заявок, представленных учреждениями, они принимаются к исполнению либо, в случае если форма или содержание такой заявки не соответствует установленным требованиям, возвращаются учреждению (направляется электронный протокол) с указанием причин возврата (п. 13 Правил N 10н).
Одновременно с заявками на получение наличных денег учреждение представляет в ОФК денежный чек. Требования к его оформлению установлены Положением N 414-П/8н <1>.
--------------------------------
<1> Положение об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, утв. Банком России N 414-П, Минфином России N 8н 18.02.2014.

На правильно оформленном денежном чеке проставляются подписи лиц, включенных в карточку образцов подписей, и оттиск печати ОФК.
На основании заполненного денежного чека уполномоченный сотрудник учреждения получает в банке наличные денежные средства.
В случае если денежный чек не принят банком к исполнению, а также в случае, если денежный чек испорчен, учреждение представляет в ОФК не принятый банком (испорченный) денежный чек и новый денежный чек. При этом лицевая сторона не принятого банком (испорченного) денежного чека перечеркивается уполномоченным работником ОФК и возвращается учреждению. На основании не принятого банком (испорченного) денежного чека ОФК формирует в двух экземплярах справку (ф. 0504833) (п. 22 Правил N 10н).
При утрате денежного чека учреждение представляет в ОФК заявление об аннулировании денежного чека, оформленное в простой письменной форме (п. 23 Правил N 10н).
Согласно п. 10 Правил N 10н возврат денежных чековых книжек с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками осуществляется учреждениями в следующих случаях:
- закрытия лицевых счетов учреждения;
- изменения указанного в денежной чековой книжке наименования учреждения, ОФК;
- закрытия или изменения номеров соответствующих счетов N 40116, открытых ОФК в банке.
С целью возврата таких денежных чековых книжек учреждение оформляет в простой письменной форме заявления о возврате неиспользованных денежных чеков, в котором указываются номера подлежащих возврату денежных чеков.
Получение наличности с лицевого счета с использованием банковской карты. Учреждение осуществляет операции с использованием карт в соответствии с договором и требованиями Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Банком России от 24.12.2004 N 266-П.
В случае проведения учреждением операций с использованием карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт) кредитной организации, выдавшей карты, указанные операции осуществляются в соответствии с условиями договора без взимания платы (п. 36 Правил N 10н).
Операции с использованием карт осуществляются клиентом в пределах остатка денежных средств на карте.
По сравнению с действующими Правилами N 199н, Правила N 10н содержат новые формы документов, применяемых при оформлении операций, связанных с получением банковских карт, а также обеспечением наличными деньгами с помощью таких карт. Представим в таблице действующие и новые формы документов:

Код формы согласно

Согласно п. 37 Правил N 10 с 1 января 2015 г. для получения карт учреждение представляет в ОФК заявление на получение карт по форме 0531247 (приведена в Приложении 7 к Правилам N 10н).
На основании представленных заявлений ОФК формирует реестр на выпуск карт (ф. 0531248) и направляет его в кредитную организацию по месту открытия соответствующего счета N 40116.

Для справки. В настоящее время п. 38 Правил N 199н предусмотрена обязанность кредитной организации информировать учреждения о перечне документов, необходимых для изготовления карт. Новыми Правилами N 10н такой обязанности не предусмотрено, при этом отмечено, что учреждения вправе получить информацию о таких документах и порядке и сроках их представления в кредитной организации (п. 38 Правил N 10н).

Кредитная организация обязана уведомить о готовности выдачи карт. После получения такого уведомления уполномоченный работник учреждения получает в кредитной организации изготовленные карты и конверты, содержащие PIN-коды к ним.
Для получения денежных средств учреждение с 01.01.2015 обязано будет представлять в ОФК по месту обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств, заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243) (приведена в Приложении 3 к Правилам N 10н). При бумажном документообороте такую заявку необходимо представлять в двух экземплярах. При оформлении такой заявки необходимо помнить, что ее табличная часть заполняется в порядке, аналогичном порядку оформления заявки (ф. 0531802) (п. 11 Правил N 10н).
После проверки данной заявки ОФК либо принимает ее к исполнению, либо возвращает (при электронном документообороте направляет протокол) учреждению с указанием причин возврата.
На основании правильно оформленной заявки ОФК формирует платежное поручение о перечислении денежных средств на соответствующий счет N 40116 по картам и направляет его в банк. Не позднее рабочего дня, следующего за днем подтверждения банком проведения операции по пополнению соответствующих счетов N 40116 для обеспечения клиентов денежными средствами с использованием карт, ОФК формирует и направляет в электронном виде в кредитную организацию расшифровку суммы средств, перечисленных на счет органа Федерального казначейства N 40116 по картам (ф. 0531250) (п. п. 18, 19, 41 Правил N 10н).
Снятие наличных денег с банковской карты осуществляется через банкоматы, терминалы (иной пункт выдачи наличных денежных средств).

Обратите внимание! Обо всех операциях, совершаемых по счету N 40116 в разрезе карт (снятие или внесение наличных денег), кредитная организация сообщает ОФК не позднее 10 часов рабочего дня, следующего за днем совершения операции. Не позднее следующего рабочего дня после получения такой информации ОФК формирует по каждому учреждению в разрезе карт и предоставляет ему сведения об операциях, совершаемых с использованием карт (ф. 0531246) (п. 36 Правил N 10н).

Согласно п. 44 Правил N 10н перечисленные на карту денежные средства учреждение обязано будет использовать в течение 45 календарных дней со дня перечисления, не считая дня перечисления. Если в течение указанного времени учреждение не использует указанные средства (полностью или частично), оно представляет в ОФК расшифровку сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств (ф. 0531251) для возврата невостребованной суммы со счета N 40116 на соответствующие счета ОФК (соответствующие счета финансового органа, соответствующие счета органа управления внебюджетным фондом). Таким образом, с 01.01.2015 срок использования средств, перечисленных на карту, удлиняется. Напомним, что сейчас в соответствии с п. 45 Правил N 199н такой срок составляет 20 календарных дней со дня перечисления, не считая дня перечисления.
Пунктом 40 Правил N 10н, а также Правил N 199н предусмотрены случаи возврата карты в кредитную организацию, к ним относятся:
- закрытие лицевых счетов, открытых учреждению в ОФК;
- изменение наименования учреждения;
- повреждение карты;
- истечение срока действия карты;
- утрата PIN-кода;
- утрата работником клиента, на имя которого выдана карта, полномочий по осуществлению операций с использованием карт;
- закрытие или изменение номера счета, открытого ОФК в кредитной организации;
- по письменному требованию ОФК, оформленному в произвольной форме;
- в иных случаях, установленных договором.
Помимо вышеназванных случаев, с 2015 г. возвратить карту придется также в случае изменения данных (Ф.И.О.) работника учреждения, на имя которого выдана карта.
Возврат карт в кредитную организацию осуществляется по заявлению в произвольной форме, в котором указываются причина возврата, а также номера карт, подлежащих возврату.

Взнос наличных денег учреждением

Внесение денег из кассы на лицевой счет. В соответствии с п. 32 Правил N 10н, п. 31 Правил N 199н наличные, принятые в кассу, вносятся на лицевой счет учреждением по объявлению на взнос наличными (ф. 0402001) в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.
При этом п. 32 Правил N 10н добавляется еще один документ, по которому осуществляется взнос наличных - препроводительная ведомость к сумке (ф. 0402300). В данном случае, как правило, имеется в виду препроводительная ведомость к инкассаторской сумке (сумке с наличными деньгами от инкассаторских работников).

Для справки. Объявление на взнос наличными представляет собой комплект документов, состоящий из объявления, квитанции и ордера. Препроводительная ведомость к сумке представляет собой комплект документов, состоящий из ведомости, накладной и квитанции (п. 2.5 Положения N 414-П/8н).

ОФК на основании выписок банка из соответствующих счетов N 40116 и информации, содержащейся в приложенных к ним ордерах к объявлениям, не позднее дня, следующего за днем получения выписок банка, оформляет платежные поручения в электронном виде (при отсутствии соответствующей технической возможности - на бумажном носителе) на перечисление денежных средств с соответствующих счетов N 40116 на соответствующие счета ОФК отдельно по каждому ордеру и передает их в банк (п. 33 Правил N 10н, п. 32 Правил N 199н).
Указанные платежные поручения являются основанием для отражения ОФК операций по списанию средств с соответствующих счетов N 40116 и по зачислению средств на соответствующие счета ОФК.
Внесение денег на банковскую карту. При внесении денежных средств с использованием карт учреждение не позднее следующего рабочего дня представляет в ОФК расшифровку сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств, подписанную руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами). С 01.01.2015 такая расшифровка оформляется по форме 0531251 (п. 42 Правил N 10н). Напомним, что в настоящее время действует форма 0531846 такой расшифровки (п. 43 Правил N 199н).
В случае внесения наличных средств в последний рабочий день финансового года указанная расшифровка представляется учреждением в первой половине дня.
При непредставлении такой расшифровки в указанные сроки ОФК оформляет платежное поручение на перечисление внесенных сумм (за исключением зарезервированных сумм) с соответствующего счета N 40116 на соответствующий счет ОФК.

Обратите внимание! Расшифровку сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств учреждение обязано представить также не позднее чем за два рабочих дня до окончания текущего финансового года в целях завершения ОФК операций в текущем финансовом году. При этом в поле "Вид операции" указывается "неиспользованные" (п. 43 Правил N 10н, п. 44 Правил N 199н).

Согласно п. 45 Правил N 10н на основании информации, указанной в расшифровках (ф. 0531251), ОФК формирует по каждой карте справку в двух экземплярах и отражает на соответствующем лицевом счете учреждения операции по восстановлению кассовых выплат (поступлению средств), при этом:
- первый экземпляр справки помещается в документы операционного дня ОФК к выписке из соответствующего лицевого счета;
- второй экземпляр справки прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, представляемой ОФК учреждению.
В настоящее время п. 46 Правил N 199н предусмотрено оформление указанной справки в трех экземплярах (третий экземпляр справки подлежит помещению в документы операционного дня ОФК к соответствующему счету N 40116).

Резюмируя вышеприведенную информацию, стоит отметить, что с 2015 г. вступят новые Правила обеспечения наличными деньгами учреждений, лицевые счета которых открыты в ОФК.
В основном данные Правила повторяют положения действующих на сегодняшний день Правил N 199н, за исключением отдельных моментов, которые добавлены впервые. Вместе с тем новые Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством, в то время как Правила N 199н содержат ссылки на уже недействующие документы.
Кроме того, в новых Правилах обновлены почти все формы документов, применяемых для оформления операций по обеспечению наличными деньгами с использованием карт, а также некоторые формы документов, с помощью которых оформляются операции с наличными деньгами с использованием денежных чеков.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: