Руководства, Инструкции, Бланки

нормативно ценностный образец должного в его наиболее совершенной форме называется img-1

нормативно ценностный образец должного в его наиболее совершенной форме называется

Рейтинг: 4.2/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Правовая аксиология: ценностные аспекты права - Студопедия

Правовая аксиология: ценностные аспекты права

1. Понятие правовых ценностей

2. Форма правовых ценностей

3. Виды правовых ценностей:

а) свобода как ценность. Право как форма свободы

б) справедливость как основная правовая ценность.

I. Невозможно понять феномен права не раскрывая содержания правовой реальности, знания основных форм его существования. Этим занимается правовая онтология. Смысл проблемы правовой реальности состоит в выяснении, что есть право. Структуру правовой реальности составляет соотношение между естественным и позитивным правом, как двумя противоположными, но взаимосвязанными между собой формами понимания. К формам существования права относят идеи права, закон, правовые действия и отношения. Любое правопонимание опирается на соответствующую концепцию природы (сущности) человека. Представления о природе человека выступают как основания для правомерности властных решений. В рамках правовой антропологии решается вопрос о критериях правомерности. Она занимае6тся исследованием гуманистических оснований права, соотношения личности и права. Аксиологический подход к праву выявляет предназначение права в общечеловеческом, социальном, культурном развитии, определяет природу правовых ценностей, их содержание и иерархию.

Теория ценностей (аксиология) находит свое применение и в области права. Правовые ценности и оценки в сфере правосознания имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значения ценностей и становятся объектом оценки. В отличие от знаний ценности не подлежат логической проверке. Они представляют собой единые эмоционально и интеллектуально воспринимаемые данности, которые пробуждают субъектов к их обладанию, сохранению, деятельности на их основе, т.к. воспринимаются как разнообразные блага.

В качестве философской категории ценность – это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимыми. Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной установкой. Процедура выбора на основе ценности – оценка.

Между ценностями, оценками и нормами существует связь и взаимные переходы. Правотворчество и правовое регулирование представляют собой область человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого теория права включает в свой предмет изучения предмет правовых ценностей. Так в теории государства и права образуется особое направление – аксиологическое или предмет аксиологии. Возникновение аксиологического подхода в правоведении связано с различением права естественного и права позитивного. Право с точки зрения аксиологии – это строго определенная форма правовых ценностей, специфическая форма правового должествования.

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, т.к. сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается безразличие в поведении правового субъекта и формируется дозволения, запреты долженствования. Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: различные предметы, блага, общественные отношения, человеческие поступки, мотивы, побуждения, идеи, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, т.к. лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права. Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер основных принципов права (свобода, равенство, справедливость, безопасность). Эти принципы, идеалы представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей.

Таким образом, в современном цивилизованном обществе право представляет не только ценность, инструмент разрешения противоречий в различных сферах общества, но также разрешение противоречий в различных сферах общества, но также как развивающее средство. Ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию реализации права. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, в результате чего появляются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и общества. В этом качестве право может предоставить людям, различным субъектам в виде субъектов прав новое пространство и возможности развития. Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность.

II. Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функций является регулятивная. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.

При этом они являются деонтическими ценностями, т.е. отличаются четко выраженным предписывающим характером. В отличие от других они закрепляются формально и охраняются государством. Как деонтические ценности они отличаются и другой особенностью – имеют вероятностный характер. Эта особенность связана с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами вариантов поведения. В аксиологии права могут быть выделены 3 формы ценностей:

- общественные целевые ценности и идеалы;

- личные (или экзистенциальные).

I. Общественные идеалы и ценности. Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественным сознанием в виде представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах общества. Под идеалом обычно понимают то, к чему стремимся – нормативно-ценностный образец его должного в наивысшей, совершенной форме. Необходимость в идеале как особой форме регулирования человеческой деятельности связана с ориентацией человека на образцы должного, на ценности, на основе которых происходит постоянный выход человека за собственные ограничения. Немецкие философы Кант и Фихте полагали, что идеал – это высшая, конечная цель на пути постепенно нравственного самоусовершенствования, на пути постепенного осознания «достоинства человека» как высшего и единственного принципа «идеального законодательства». По утверждению Канта, право представляет собой цель общества, находящегося в гражданском состоянии. Право выступает для людей в качестве высшего принципа, из которого должны исходить все максимы, касающиеся общества. Поэтому считается, что основная проблема правового идеала – не поиск конечной формулы общественного совершенства, но выявление тех действий путем средств, при помощи которых может быть улучшен каждый возможный правопорядок.

II. Предметно-воплощенные ценности. Правовые идеалы не остаются только фактами правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях, законах. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений – в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правовых процедурах и механизмах. С изменением общественных и правовых отношениях происходит и переоценка ценностей много из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается и появляются новые ценностные идеалы.

III. Личностные, экзистенциальные ценности представляют собой идеальные представления о благах, правах, пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, выступают в известной мере как авторитетные и обязательные установки ее сознания. Как утверждал Михаил Бахтин «Эстетика словесного творчества» - М. 1986. – С. 120) «Никто не может занять нейтральной к я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной установки необходимо занять единственное место в едином событии. Всякая оценка есть занятия индивидуальной позиции в бытии: даже Богу надо было воплотить, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с отвлеченной точки зрения справедливости».

Но то, что выбирают себе люди как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования не обязательно что-то высокое, благородное. Оно может быть направлено и против других людей. То, что выбирают люди, что делают для себя смыслом зависит от того, какой человек. Поэтому правовые ценности производны от понятия личности. Право в жизни деятельности общества и человека выступает и как форма реализации прав человека, и как гарантия свободы и справедливости.

III. В иерархии прав ценностей особое место занимает идея права как идея свободы и права как формы свободы. Свобода представлялась ценностью для людей в разные эпохи и в разных формах. Оно не связано с исключительно какой-либо одной формой социального устройства. Идея свободы многозначна. Поэтому необходимо, во-первых, отделить «юридическую» свободу от «фактической», во-вторых, учитывать условный характер деления на «внутреннюю» и «внешнюю» свободу, в-третьих, выделить 2 типа свободы – «свободу от» (негативную свободу) и «свободу для» (позитивную свободу). Правовая свобода есть разрешение совершать определенные действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности. Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь. Юридическая свобода имеет в своей основе свободу выбора. При этом свободой называется, во-первых, сам факт выбора, и во вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. И чем больше он имеет выбор, тем больше он имеет свободы. Н. Бердяев писал: «Определение свободы как выбора лишь элемент свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор». («Царство духа и царство кесаря» – М. 1995. С. 325). Сама ситуация выбора – это не свобода, а предпосылка свободного действия.

Для права важно, чтобы человек отчетливо представлял ту меру свободы, которая несет в себе заряд разрушения несправедливости.

Гражданское общество и государство используют правовые средства для обозначения пределов, за которые внешняя свобода субъектов не должна распространяться. Внешняя свобода предполагает поиск способов и форм ограничений. Таковыми могут выступать не только юридические законы запретительного характера, но и сам факт сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами. Право по своей исходной сути есть форма, созданная людьми, которые логически и исторически предназначена быть институтом, призванным упорядочивать свободу, придать ей определенность и обеспеченность. Поэтому право не просто всеобщий масштаб или равная мера свободы индивидов. Там, где отрицается свободная индивидуальность, верховность, правовое значение физического лица, там не и не может быть права (и правового принципа формального равенства), не может быть действительных субъектов права, правовых законов и отношений, то, следовательно, право имеет столь основополагающий для общества характер, как и свобода, которая принимает различные формы в сознании людей.

Слово «справедливость» произошло от слова «право» (правда), а в латинском языке – yustitial (справедливость) – yus (право). Справедливость в глазах древних выступала как мера, закон, принцип. Право – это мера реализации свободы и в то же время – норма политической справедливости, т.е. право – это нормативно закрепленная справедливость. Со времен Аристотеля выделяют два вида справедливости:

распределительную и уравновешивающую. Распределительная справедливость означает деление общих благ пропорционально вкладу, взносу того или иного субъекта. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (власть, почет, деньги). Критерием уравновешивающей справедливости является арифметическое равенство. Сфера применения этого принципа – гражданско-правовые сделки, возмещение вреда, наказание. Принцип справедливости гласит: не всем одно и то же, а каждому свое, т.е. для неравных равное стало неравным. Сосуществование людей на почве взаимного признания прав и свобод и представляет справедливость. Она выступает особым механизмом, поддерживающим меру равновесия правовых ценностей и относительно определяющим момент доминирования при конфликтном столкновении этих ценностей. Современные процессы глобализации привели к обоснованию универсальной справедливости. В содержании универсальной справедливости включается: а) требование равенства («действовать одинаково в одинаковых условиях»);

б) требование непредвзятости и запрет произвола;

в) требование равновесия между утратой и приобретением («справедливый обмен»).

Традиционно считается, что назначение справедливости – поддержание и воспроизведение равновесия. Она используется как для оценки деятельности человека с позиции определенных правил, так и для оценки этих правил и их применения. Два аспекта справедливости (формальный и содержательный) отражают 2 стороны проблемы справедливости права – критерии оценки справедливости или несправедливости закона, с одной стороны, и его применение в конкретных делах. Суть формальной справедливости заключается в последовательном беспристрастном, объективном применении правил.

О. Хеффе в работе «Политика. Право. Справедливость» (М. 1994) выделяет 3 элемента значения справедливости:

1.справедливость имеет природу моральной обязанности;

2.ближе всего она находится к обязанностям, которые признаются добровольно и стоят выше простого принуждения;

3. ее мера заключается в дистрибутивной пользе – справедливым является полезное каждому человеку.

Все современные концепции справедливости содержат в себе образ человека как существа относительно способного к самосовершенствованию, так и к самоограничению. Поэтому наиболее подходящим будет такой принцип справедливости, который признаюся ведливости, который обеспечит наилучшие условия для реализации и автономии личности, меру соотношения свободы и равенства.

1. Какова природа ценностей в праве?

2. Что означает понятие «правовой идеал»?

3. Как понимается свобода в разных системах правопонимания.

4. Почему справедливость считается основной правовой ценностью?

Другие статьи

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

1. Паспорт контрольно-измерительных материалов дисциплины

Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки результатов освоения дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» образовательной программы по специальности 150415 «Сварочное производство».

Контрольно-измерительные материалы позволяют оценивать освоение умений и усвоения знаний по дисциплине.

1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

- теоретические основы этики и психологии профессиональной деятельности,

- концепции личности в современной психологии,

- основные принципы делового общения,

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

- применять полученные теоретические знания в жизни.

- решать организационные вопросы, стоящие перед коллективом.

- дать психологическую характеристику личности.

- организовывать и проводить деловые переговоры и встречи.

- определять морально – психологический климат коллектива.

- использовать механизмы внутри группового регулирования конфликтных ситуаций

- владеть знаниями, культурой, опытом социально – ценной деятельности.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

1.2 Организация промежуточного контроля по дисциплине.

Промежуточный контроль освоения дисциплины в форме дифференцированного зачета в 7семестре.

2. Комплект материалов для текущей и промежуточной аттестации

2.1 Текущая аттестация

Текущий контроль по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» осуществляется преподавателем в процессе проведения устных и письменных контрольных опросов по лекционным материалам. Дополнительно оценивается самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся.

2.1.1 Контрольные вопросы для обучающихся

Контрольные вопросы по разделу «Этика как наука о нравственности»

1. В каком значении употребляются понятия «мораль» и «нравственность» в обыденной, повседневной речи и профессиональной литературе?

2. Возможно ли в будущем такое состояние общества, когда все будет регулироваться только моральными законами, а право отомрет?

3. Каково содержание золотого правила нравственности?

4. Какова сфера значимости моральных требований?

5. «Нравственность это изначальный и наиглавнейший закон бытия человека» (Ч. Айтматов). Согласны ли вы с этим утверждением?

6. Почему своеобразным девизом Сократа был древний призыв: «Познай самого себя»?

7. Какой тип нравственного поведения, по вашему мнению, чаще всего встречается в нашем обществе сегодня: эгоист, альтруист, прагматик или нигилист?

8. Можно ли сказать, что, пытаясь жить нравственно, мы стремимся к счастью? Что счастье и нравственная жизнь совместимы?

9. Честь и достоинство современного человека.

Контрольные вопросы по разделу «Этические аспекты профессиональной деятельности»

1. Чем различаются универсальная и профессиональная этика?

2. Какова, по вашему мнению, роль этики в деловом общении?

3. Что такое профессиональная компетентность?

4. Что такое профессиональные принципы?

5. Что такое профессиональные ценности?

6. Назовите основные принципы этики делового общения «сверху-вниз»

7. Назовите основные принципы этики делового общения «снизу-вверх»

8. Назовите основные принципы этики делового общения «по горизонтали»

9. Назовите основные принципы этики телефонного общения

10. Назовите основные принципы этики деловой переписки

Тема: Визитная карточка в деловой жизни

Выберите несколько правильных ответов:

1. Визитная карточка должна быть:

1 Произвольного размера;

3 Чаще всего размером 5 см х 9 см;

4 С разнообразным шрифтом, который зависит от фантазии владельца визитной карточки;

5 Цвет используется только черный, иногда добавляется еще один цвет;

6 Выполнена типографским способом;

7 Строга в оформлении;

8 Изготовлена из подручных средств (компьютер, ксерокс, фломастеры и т.д.)

9 На белой бумаге для офисной техники;

10 На плотной бумаге высокого качества или тонкого картона.

2. Из перечисленных ниже действий выберите те, которые являются необходимыми при вручении визитных карточек:

1. Произнести вслух Ф.И.О. владельца визитной карточки;

2. Подписать визитную карточку;

3. Поставить дату на визитной карточке;

4. Обменяться легким поклоном;

5. Держать визитную карточку так, чтобы партнер мог сразу прочесть текст;

6. Написать Ф.И.О. того, кому она вручается;

7. Вручить в конверте;

8. Поблагодарить за визитную карточку;

9. Визитную карточку вручить обеими руками или только правой;

10. Возможно сделать надпись в левом нижнем углу, например, p. f.

3. Восстановите последовательность вручения визитной карточки:

2. Легкий поклон головой.

3. Произнесение вслух имени знакомого.

6. Вручение (обмен) визитных карточек.

7. Визитная карточка убирается в визитницу.

Контрольные вопросы по разделу «Психологические аспекты профессиональной деятельности»

1. Что понимается под личностью?

2. Какие факторы влияют на формирование личности?

3. Из каких подструктур состоит структура личности?

4. Почему характер и способности являются общими подструктурами?

5. Как соотносятся потребность и мотив?

6. Как соотносятся стимул и мотив?

7. Из каких элементов состоит структура деятельности?

8. Из каких этапов состоит процесс выполнения деятельности?

9. Почему общение – один из главнейших видов деятельности?

10. Что понимается под темпераментом?

11. Каковы основные свойства темпераментов?

12. Перечислите черты темпераментов: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.

13. Что понимается под характером?

14. Какие четыре группы черт характера выделяют в системе отношений личности?

15. В чем выражается сила характера?

16. Что обеспечивает успех формирования профессиональных способностей?

17. Какие виды групп выделяют в социальной психологии?

18. Что понимается под внешней и внутренней структурой группы?

19. Что такое межличностные отношения в группе, коллективе?

20. Что понимается под сплоченностью коллектива?

21. Каковы цель, структура и функции делового общения?

22. Каковы функции восприятия в процессе общения?

23. Какая существует типология конфликтов?

24. Какие стадии конфликта и какую его структуру можно выделить?

25.Какие факторы могут способствовать возникновению конфликтов?

26.Как вести себя с конфликтной личностью?

27.Какие методы и способы позволяют снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева?

28.Каковы основные причины профессиональных стрессов?

29.Каким образом самооценка личности влияет на ее стрессоустойчивость?

30.В чем различие творческой деятельности и нетворческой?

31.Каковы этапы процесса изобретения и каково содержание каждого из этапов?

32.Назовите психические состояния, характерные для человека, решающего творческую задачу, и опишите эти состояния.

1.(вставьте пропущенное слово)

##### – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации им своей деятельности и различных психических процессов в связи с преодолением трудностей и препятствий.

4.Укажите вариант правильного порядка элементов подготовительного этапа волевого действия.

Вариант - А Вариант - В

1: оценка доступности цели 1: постановка цели

2: анализ средств достижения цели 2: оценка доступности цели

3: постановка цели 3: анализ средств достижения цели

4: принятие определенного решения 4: выбор способа действия

5: выбор способа действия 5: принятие определенного решения

Вариант - Б Вариант - Г

1: анализ средств достижения цели 1: выбор способа действия

2: принятие определенного решения 2: анализ средств достижения цели

3: выбор способа действия 3: принятие определенного решения

4: постановка цели 4: оценка доступности цели

5: оценка доступности цели 5: постановка цели

5.Укажите вариант правильного порядка элементов исполнительного этапа волевого действия.

Вариант - А Вариант - В

1: оценка результата 1: достижение цели

2: исполнение принятого решения 2: оценка результата

3: контроль над исполнением решения 3: исполнение принятого решения

4: достижение цели 4: контроль над исполнением решения

Вариант - Б Вариант - Г

1: исполнение принятого решения 1: контроль над исполнением решения

2: контроль над исполнением решения 2: достижение цели

3: достижение цели 3: исполнение принятого решения

4: оценка результата 4: оценка результата

6.Выделить отрицательные волевые качества.

8 - 10 баллов – удовлетворительно;

менее 10 баллов – неудовлетворительно

2.2 Промежуточная аттестация

2.2 Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация по дисциплине «Менеджмент» осуществляется в форме дифференцированного зачета, включающего письменный ответ на вопросы теста.

2.2.1 Вопросы к дифференцированному зачету.

1. Учение, центральной проблемой которого является Добро и Зло называется.

2.Этика Возрождения основывалась на принципах:

3. Правила поведения и общения людей, выступающие внешним проявлением внутренней нравственной культуры человека, являются предметом

а) ситуативной этики;

б) этики гражданственности;

4. Основателем западноевропейской этики считается

5. Вежливость представляет собой моральное качество
а) определяющее обычную любезность человека в цивилизованном обществе;
б) характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими;
в) которое должно проявляться только в общении со знакомыми, близкими, сослуживцами;
г) появляющееся в повышенной любезности хорошо воспитанного человека.

6. Какие из социальных норм относятся к поведенческим :
а) прагматические
б) языковые нормы
в) правовые
г) моральные
д) каноны искусства

7. Признание безусловного существования и истинности (несуществования или ложности) чего-либо с такой решительностью и твёрдостью, которые превышают убедительность фактических и логических доказательств, – это
а) вера
б) щедрость
в) наука
г) материализм

8. Передача моральных ценностей осуществляется в сфере
а) духовных ценностей материальных ценностей
б) индивидуально выгодной трудовой деятельности
в) частной собственности

9. Ответственность
а) правильный в материальном отношении выбор и желание выполнить его
б) способность личности взять на себя право ответа за любые действия других людей
в) решение личности в обеспечении защиты других людей
г) характеристика личности с точки зрения выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом

10. Мысль, что человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий, принадлежит
а) Платону
б) Сократу
в) Эпикуру
г) Аристотелю

11.Категория этики, в которой фиксируется способность субъекта самому себе ставить общественно-значимые задачи и выполнять их называется.

12. Нормативно-ценностный образец должного в его наиболее совершенной форме называется.

а) нравственный эталон

б) нравственное совершенство

в) нравственный идеал

13. Нравственный закон буддизма основан на учении о:

а) борьбе хороших благородных свойств человека с дурными склонностями

б) вселенской любви и сострадании ко всем живым

в) благоговейном отношении к делу

14. Кто из античных философов утверждал, что человек есть «мера все вещей»:

15. К формам выражения нравственной нормы не относится

16. Моральное сознание выступает в

а) безлично-анонимной форме

б) классово-ограниченной форме

в) форме общественного мнения

17. Содержание делового общения составляет:

а) внутренний личностный мир субъектов общения

б) обсуждение социально-значимой проблемы

в) удовлетворение потребности в общении

18. Эгоизм как ценностная ориентация личности - это

а) стремление утвердить себя

б) стремление утвердить себя за счет других

19. Сознательное искажение действительного положения дел с целью нанесения ущерба репутации человека или его достоинству называется.

б) клевета, оскорбление

20. Типичными формами проявления нравов выступают:

21. Культурой поведения является

а) совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения
б) эстетическая выразительность человеческих взаимоотношений, межличностного общения
в) межличностное общение, принятое в среде интеллигентных людей
г) проявление моральных норм на высоком эстетическом уровне

д) регистрация младенца

22.Имя и отчество подчиненных руководителю:

а) желательно помнить только у пожилых сотрудников
б) не целесообразно помнить
в) желательно помнить только у «передовых» сотрудников

г) желательно помнить

23. Основные уровни трудовой дисциплины:

а) производственный, распределительный
б) потребительский и стимулирующий
в) экономический, социальный, моральный, воспитательный и административный
г) материальный, духовный, естественный и биологический

д) экономический, политический, натуральный и физический

а) настроение
б) чувство
в) дисциплина поведения, умение считаться со значимостью других
г) настроение и чувство

25. Содержание профессиональной этики
а) объяснение простых профессиональных норм морали
б) прояснение норм и требований морали
в) раскрытие общественной морали в понимании добра и зла к данному виду профессии
г) раскрытие профессиональной морали и оформление профессионального кодекса

26. Первые профессионально-этические кодексы появляются…

а) В первобытном обществе

в) В средние века

г) В Новое время

27. Профессиональная этика в широком смысле – это…

а) Специальная область этических знаний, изучающая моральные отношения людей в рамках определенной профессии

б) Наука о профессиях и профессиональных отношениях людей

в) Совокупность профессионально-этических кодексов различных профессий

г) Философская наука о добре и зле

28. Психология – это:

б) наука о нравственности.

29. Кто из перечисленных особей обладает сознанием.

30. Человек рождается на свет уже человеком. Можно ли сказать то же о личности?

31. Относятся ли ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение к психическим познавательным процессам ?

32. Психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, непосредственно действующих на органы чувств – это

33. Свойства темперамента:

34. Можно ли коренным образом переделать темперамент:

35. Какое из утверждений является верным:

a) Темперамент и характер по сути - одно и то же;

б) Темперамент и характер никак не связаны между собой;

в) Особенности темперамента могут оказывать воздействие на развитие определенных сторон характера.

36. Характер – это:

a) Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в

деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения;

б) Характеристика человека со стороны динамических особенностей его

в) Индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных

свойств личности, проявляющихся в ее поведении.

37. Какой уровень развития способностей обеспечивает создание нового, оригинального:

38. Конфликтная ситуация представляет собой :

а) Фрагмент конфликта.

б). Целый эпизод конфликта.

в).Фрагментарный эпизод конфликта на определённый промежуток времени

39.Прямое столкновение противоборствующих сторон переходит в …:

40.В предотвращении конфликтов решающая роль принадлежит:

а) Социализации личности.

41. В конфликтной ситуации не следует:

а) Предоставлять право партнёру «выпустить пар».

б) Демонстрировать своё превосходство.

в) Оговаривать взаимоотношения на будущее.

г) Не вступать в конфликтный диалог

42. Категорий конфликтов и их характеристик.

а) деструктивный конфликт

б) конструктивный конфликт

1.Протекает горячо, интенсивно и стремительно. Каждый приписывает партнёру то значение его высказываний, которое тот не имел в виду.

2. Протекает в напряженной ситуации. За короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы.

43.Характеристик профессионального стресса и его видов:

а) Профессиональный стресс

б) Информационный стресс

в) Эмоциональный стресс

г) Коммуникативный стресс

1. Проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от агрессии, незнании специальных приёмов защиты от манипулирования.

2. Напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально – отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

3. Остро переживается человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

4. Работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени.

44.Зоны дистанции в человеческом контакте и их математические характеристики:. Интимная зона.

2. Персональная зона.

3. Социальная зона.

4. Публичная зона.

а). Успех, в какой – либо деятельности.

б) Определённая последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни.

1. Учение, центральной проблемой которого является Добро и Зло называется.

2. Этика возникает…

а) В первобытном обществе, с появлением первых социальных признаков Ответ 2. На этапе перехода от первобытного к традиционному обществу, с обособлением моральных норм

б) В традиционном обществе, по мере развития морального сознания

в). В индустриальном обществе, когда долженствование приобретает обязательный характер

3. Правила поведения и общения людей, выступающие внешним проявлением внутренней нравственной культуры человека являются предметом

а) ситуативной этики;

б) этики гражданственности;

4. Основателем западноевропейской этики считается

5. Вежливость представляет собой моральное качество
а) определяющее обычную любезность человека в цивилизованном обществе;
б) характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими;
в) которое должно проявляться только в общении со знакомыми, близкими, сослуживцами;
г) появляющееся в повышенной любезности хорошо воспитанного человека.

6. Какие из социальных норм относятся к поведенческим:
а) прагматические
б) языковые нормы
в) правовые
г) моральные
д) каноны искусства

7. Длительное удовлетворение жизнью называется
а) совестью
б) свободой
в) счастьем
г) ответственностью

8. Одним из основателей этического рационализма был
а) Диоген
б) Гераклит
в) Эмпедокл
г) Сократ

9. Признание безусловного существования и истинности (несуществования или ложности) чего-либо с такой решительностью и твёрдостью, которые превышают убедительность фактических и логических доказательств, – это
а) вера
б) щедрость
в) наука
г) материализм

10. Моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств – это
а) страх
б) неравенство
в) раскаяние
г) стыд

11. Передача моральных ценностей осуществляется в сфере
а) духовных ценностей материальных ценностей
б) индивидуально выгодной трудовой деятельности
в) частной собственности

12. Ответственность
а) правильный в материальном отношении выбор и желание выполнить его
б) способность личности взять на себя право ответа за любые действия других людей
в) решение личности в обеспечении защиты других людей
г) характеристика личности с точки зрения выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом

13.Категория этики, в которой фиксируется способность субъекта самому себе ставить общественно-значимые задачи и выполнять их называется:

14. Нормативно-ценностный образец должного в его наиболее совершенной форме называется.

а) нравственный эталон

б) нравственное совершенство

в) нравственный идеал

15. Нравственный закон буддизма основан на учении о:

а) борьбе хороших благородных свойств человека с дурными склонностями

б) вселенской любви и сострадании ко всем живым

в) благоговейном отношении к делу

16. Кто из античных философов утверждал, что человек есть «мера все вещей»:

17. К формам выражения нравственной нормы не относится

18. Моральное сознание выступает в

а) безлично-анонимной форме

б) классово-ограниченной форме

в) форме общественного мнения

19. Содержание делового общения составляет.

а) внутренний личностный мир субъектов общения

б) обсуждение социально-значимой проблемы

в) удовлетворение потребности в общении

20. Эгоизм как ценностная ориентация личности - это

а) стремление утвердить себя

б) стремление утвердить себя за счет других

21. Сознательное искажение действительного положения дел с целью нанесения ущерба репутации человека или его достоинству называется.

б) клевета, оскорбление

22. Типичными формами проявления нравов выступают:

23. Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить.

а) свой имидж для установления полезных контактов и связей
б) лишь внешние, формальные проявления вежливости, не более того
в) признание самоценной значимости человека, уважение к нему
г) негативное отношение к неприятному вам человеку, используя «убийственные приемы» холодной вежливости

24. В каких из перечисленных ситуациях знакомства категорически воспрещены?

а) похороны
б) пребывание в церкви
в) бракосочетание
г) визит для выражения соболезнования

д) регистрация младенца

25. Основные уровни трудовой дисциплины:

а) производственный, распределительный
б) потребительский и стимулирующий
в) экономический, социальный, моральный, воспитательный и административный
г) материальный, духовный, естественный и биологический

д) экономический, политический, натуральный и физический

а) настроение
б) чувство
в) дисциплина поведения, умение считаться со значимостью других
г) настроение и чувство

27. Содержание профессиональной этики
а) объяснение простых профессиональных норм морали
б) прояснение норм и требований морали
в) раскрытие общественной морали в понимании добра и зла к данному виду профессии
г) раскрытие профессиональной морали и оформление профессионального кодекса

28. Первые профессионально-этические кодексы появляются…

а) В первобытном обществе

в) В средние века

г) В Новое время

29. В структуру профессиональной этики входят…

а) Нормы организации процесса профессиональной деятельности

б) Этикет, правила поведения в быту

в) Нормы межличностного общения

г) Нравственные правила, касающиеся отношений определенной профессии с обществом

30. Психология – это:

б) наука о нравственности.

31. Кто из перечисленных особей обладает сознанием:

32. Человек рождается на свет уже человеком. Можно ли сказать то же о личности?

33. Относятся ли ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение к психическим познавательным процессам?

34. Психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, непосредственно действующих на органы чувств – это

35. Свойства темперамента:

36. Какое из утверждений является верным:

a) Темперамент и характер по сути - одно и то же;

б) Темперамент и характер никак не связаны между собой;

в) Особенности темперамента могут оказывать воздействие на развитие определенных сторон характера.

37. Характер – это:

a) Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в

деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения;

б) Характеристика человека со стороны динамических особенностей его

в) Индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных

свойств личности, проявляющихся в ее поведении.

38. Какой уровень развития способностей обеспечивает создание нового, оригинального:

39. Конфликтная ситуация представляет собой :

а) Фрагмент конфликта.

б). Целый эпизод конфликта.

в). Фрагментарный эпизод конфликта на определённый промежуток времени

40. Прямое столкновение противоборствующих сторон переходит в …:

41.В предотвращении конфликтов решающая роль принадлежит:

а) Социализации личности.

42. В конфликтной ситуации не следует:

а) Предоставлять право партнёру «выпустить пар».

б) Демонстрировать своё превосходство.

в) Оговаривать взаимоотношения на будущее.

г) Не вступать в конфликтный диалог

43. Категорий конфликтов и их характеристик.

а) деструктивный конфликт

б) конструктивный конфликт

1.Протекает горячо, интенсивно и стремительно. Каждый приписывает партнёру то значение его высказываний, которое тот не имел в виду.

2. Протекает в напряженной ситуации. За короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы

44.Характеристик профессионального стресса и его видов:

а) Профессиональный стресс

б) Информационный стресс

в) Эмоциональный стресс

г) Коммуникативный стресс

1. Проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от агрессии, незнании специальных приёмов защиты от манипулирования.

2. Напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально – отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

3. Остро переживается человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

4. Работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени.

45. Зоны дистанции в человеческом контакте и их математические характеристики: 1. Интимная зона.

2. Персональная зона.

3. Социальная зона.

4. Публичная зона.

а). Успех, в какой – либо деятельности.

б) Определённая последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни.

3. Комплект материалов для оценки умений и усвоения знаний

3.1 Освоение умений и освоение знаний

теоретические основы этики и психологии профессиональной деятельности

Контрольные вопросы по разделу «Этика как наука о нравственности» № 1,2,3,4; по разделу «Этические аспекты профессиональной деятельности» № 1,2,3,4,5; по разделу «Психологические аспекты профессиональной деятельности» № 7,8

практическая работа № 1,2,5; внеаудиторная самостоятельная работа

концепции личности в современной психологии

Контрольные вопросы «Психологические аспекты профессиональной деятельности» № 1,2

практическая работа № 3; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

основные принципы делового общения,

Контрольные вопросы по разделу «Этические аспекты профессиональной деятельности» № 2,6,7,8,9,10; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Контрольные вопросы по разделу «Этика как наука о нравственности» № 2,3,4,5,6,7,8,9; практическая работа № 2; внеаудиторная самостоятельная работа

применять полученные теоретические знания в жизни

Контрольные вопросы; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

решать организационные вопросы, стоящие перед коллективом.

Контрольные вопросы «Психологические аспекты профессиональной деятельности» № 17,18,19,20;

практическая работа № 5; внеаудиторная самостоятельная работа

дать психологическую характеристику личности.

Контрольные вопросы «Психологические аспекты профессиональной деятельности» № 1,2

практическая работа № 3; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

организовывать и проводить деловые переговоры и встречи.

Контрольные вопросы по разделу «Этические аспекты профессиональной деятельности» № 2,6,7,8,9,10; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

определять морально – психологический климат коллектива.

Контрольные вопросы «Психологические аспекты профессиональной деятельности» № 17,18,19,20;

практическая работа № 5; внеаудиторная самостоятельная работа

использовать механизмы внутри группового регулирования конфликтных ситуаций

Контрольные вопросы «Психологические аспекты профессиональной деятельности» № 23,24,25,26

практическая работа № 5; внеаудиторная самостоятельная работа

-владеть знаниями, культурой, опытом социально – ценной деятельности.

Контрольные вопросы по разделу «Этика как наука о нравственности» № 2,3,4,5,6,7,8,9; практическая работа № 2; внеаудиторная самостоятельная работа

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.