Руководства, Инструкции, Бланки

как залить дорожки на даче цементом своими руками инструкция img-1

как залить дорожки на даче цементом своими руками инструкция

Рейтинг: 4.7/5.0 (1822 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Бетонирование дорожек на даче в саду, этапы заливки своими руками, фото инструкция

Заливка садовых дорожек своими руками

Завершенный вид загородный приусадебный участок приобретает лишь после того как закончены все работы по его благоустройству. Высадив кустарники и деревья, разбив клумбы и цветники, нужно позаботиться о том, чтобы дорога от калитки, гаража, грядки до порога дома была чистой и удобной. Для этих целей принято делать небольшие тропки и мостить их плиткой, брусчаткой или натуральным камнем, что требует вложения немалого количества средств. Эконом-вариантом для обустройства участка является бетонирование дорожек с использованием доступных и недорогих материалов.

Необходимые инструменты и материалы

Планируя проведение таких работ можно обратиться в строительную компанию, где вам предоставят полный комплекс услуг «под ключ». Однако стоит отметить, что заливка садовых дорожек своими руками не представляет особой сложности. Необходимо иметь в своем распоряжении следующий инструмент:

  • шнур;
  • рулетку металлическую;
  • уровень строительный;
  • колья деревянные;
  • бетономешалку или большое корыто;
  • лопату;
  • гладилку строительную;
  • виброплиту или ручной уплотнитель;
  • молоток;
  • мастерок или шпатель.

Также придется приобрести некоторые материалы:

  • цемент М400;
  • песок — рекомендуется с модулем крупности не более 2 мм;
  • гравий;
  • щебень с фракцией 20–40 мм;
  • модификаторы;
  • доски обрезные толщиной 15 и 20 мм, шириной 250 мм;
  • геотекстильную ткань;
  • сетку металлическую с ячейками 50х50 мм для армирования.
Этапы работ

Заливка дорожек на даче состоит из следующих циклов:

? Тайна ЖКХ - экономитель воды!
УМЕНЬШИТ РАСХОД на 50%!

1. Планирование. С помощью шнура и кольев разбиваются контуры будущего прохода. Центральный можно сделать шириной до 1,5 м, вспомогательные, расходящиеся от него в разных направлениях, – 0,8–1 м. Для установки бордюров и опалубки с каждого края нужно дополнительно оставить по 0,25–0,30 м. При этом важно соблюдать прямые углы.

2. Подготовка котлована. Бетонирование на участке дорожки, как правило, производится из расчета на небольшую нагрузку: движение пешеходов и велосипедистов, потому толщина слоя бетона составляет примерно 0,1 м. В зависимости от разновидности почвы рассчитывается, сколько нужно подсыпать гравия. Для обычной, дерново-подзолистой, достаточно подушки толщиной 0,15 м, если грунт на вашем участке пучинистый требуется 0,25 м. Также следует спланировать уклон будущего покрытия, чтобы на нем не скапливалась вода. Обычно рассчитывают понижение уровня по соотношению 1,5 см/1 м дорожки. После произведенных вычислений штыковой лапатой выкапывается котлован нужной глубины и его дно утрамбовывается виброплитой или тяжелым ручным уплотнителем.

3. Установка опалубки. Для этой цели используется обрезная доска и колья высотой 0,5 м. Они забиваются в грунт через каждые 1–1,5 м по обеим сторонам котлована. Уровнем выставляются вровень. К ним саморезами крепятся доски. Если на дорожке планируются закругления (плавные повороты), колышки следует вбить через 0,25–0,3 м, тогда можно легко округлить опалубку.

4. Подсыпка основания. На низ котлована рекомендуется выложить ткань из геотекстиля, на нее засыпается слой гравия необходимой толщины и тщательно (в 5–6 проходов) утрамбовывается.

5. Устройство температурных швов. Чтобы избежать появления трещин на поверхности дорожки из-за перепадов температуры через каждые 1,5 м рекомендуется поставить поперечные доски, толщиной 15 мм, которые при заливке сформируют температурные швы. Они должны стоять вровень и под прямым углом к опалубке длинных сторон.

6. Армирование поверхности. Для того чтобы сберечь будущее покрытие от чрезмерного растрескивания на подушку из гравия укладывается металлическая сетка.

7. Приготовление бетонной смеси. От того, насколько соблюдены пропорции ее компонентов, зависит качество и долговечность покрытия дорожки. Цемент, песок и щебень смешиваются в пропорции 1:3:2. Воды на такой состав потребуется 1,5–2 части, в процессе приготовления раствора ее нужно добавлять постепенно и следить за тем, чтобы консистенция получилась сметанообразной, а не жидкой или комковатой. Последовательность засыпания ингредиентов следующая: сначала в бетономешалку или корыто попадают песок и щебень, после их смешивания добавляется цемент и снова перемешивается. Затем, небольшими порциями при постоянном помешивании, добавляется вода. В процессе приготовления бетона к нему можно добавлять различные модифицирующие компоненты:

  • Пластификатор – для пластичности смеси.
  • Гидроизолирующие присадки – обеспечивают высокую стойкость покрытия к осадкам.
  • Обеспыливающие добавки повышают устойчивость поверхности к истиранию.
  • Антиморозные — позволяют работать с бетоном при температуре до –10°C.
  • Улучшающие адгезию присадки обеспечивают более прочное сцепление бетона с армированной сеткой.

Прежде чем приобрести перечисленные компоненты, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по их применению, так как есть модификаторы несовместимые друг с другом, что вместо улучшения качества может произвести противоположный эффект.

Готовый раствор следует без промедления использовать.

8. Заливка садовой дорожки бетоном. Помещенную в котлован смесь сначала можно разровнять лопатой, а затем гладилкой аккуратно загладить. При этом нужно следить, чтобы по краям не оставались пустот.

9. Обработка. Покрытие можно окрасить в любой цвет, сделать его гладким, шершавым или нанести на него рисунок.

  • Гладкая поверхность делается штукатурной теркой.
  • Шершавая – при обработке бетона металлической щеткой.
  • Окрасить бетон можно, используя цветной цемент в процессе изготовления раствора или добавив в него пигментный краситель нужного цвета. На 1 м3 материала понадобится около 10 кг вещества. Можно на влажную поверхность залитой дорожки равномерно рассыпать краситель из расчета 200 г/м2 и втереть его в бетон штукатурной теркой.
  • Получить имитацию каменной кладки позволят нанесенные на покрытие шпателем ломаные линии.
  • Оригинально будет смотреться вдавленная в свежий раствор морская галька. Помимо эстетического эффекта такое оформление имеет и практическую пользу – уменьшает скольжение в зимнюю пору.

10. Просушка. Для того чтобы поверхность дорожки равномерно просохла, ее необходимо плотно закрыть полиэтиленовой пленкой на 5–7 дней. Искусственное покрытие создает влажность, необходимую для кристаллизации бетона. После этого, пленка снимается, аккуратно вынимаются доски опалубки и колья, оставшиеся канавки заполняются землей и утрамбовываются. При необходимости можно установить в них бордюрные камни, закрепив их цементным раствором.

Цена на услуги по бетонированию дачной дорожки зависит от многих факторов. Можно договориться о выполнении работ «под ключ», а можно лишь о каком-то отдельном этапе. Средняя стоимость таких услуг по Москве представлена в таблице:

Другие статьи

Садовые дорожки из бетона своими руками: пошаговая инструкция

Садовые дорожки из бетона своими руками: пошаговая инструкция

Андрей

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня я хотел – бы поговорить об обустройстве садовых дорожек из бетона, которые, можно особо не напрягаясь и без особых затрат, залить своими руками.

Инструменты и материалы

Для обустройства бетонных дорожек нам потребуются -

  • Цемент, песок, гравий;
  • Доски для опалубки;
  • Деревянные рейки, толщиной 0,7 – 1 см. длина и ширина зависит от запланированной дорожки;
  • Шнур и колышки.
  • Емкость для замешивания бетона (лучше использовать бетономешалку);
  • Лопаты, молоток и пила;
  • Правило, уровень и рулетка;
  • Грабли.

Сейчас, часто используют специальные формы для заливки дорожек, которых много в строительных магазинах, использовать их неплохая идея, в итоге получаются тропинки, похожие на «мощенные» натуральным камнем. Но есть в них один недостаток, такую дорожку вы будете заливать долго, потому, как, залив форму нужно дать сутки для просушки бетона и только затем приступать к следующему участку и т. д. Есть, конечно выход - купить много форм, но зачем тратить лишнее, есть способ намного практичнее, о котором мы и поговорим далее.

Далее приведу несколько советов, выполнив, которые вы будете уверены, что у вас получится красивая, функциональная и гармоничная садовая дорожка:

1. Для того что – бы по садовой дорожке было удобно передвигаться, ее ширина должна быть не менее чем 1.4 м, учтите этот показатель при планировании и разметке участка.

2. Не старайтесь делать ваши тропинки прямолинейными, это внесет в ваш сад строгость, официальность, а сад должен расслаблять и радовать. Сделайте плавные повороты, которые огибают ваши красивые цветники и газон.

3. Дорожка обязательно должна быть залита с небольшим уклоном, чтобы с неё стекала дождевая вода.

4. Перед тем, как взяться за основные работы, необходимо сделать разметку с помощью колышек и шнура. Проделав данную операцию, вы приблизительно будете представлять общую картину будущих троп и по необходимости сможете ее подкорректировать.

Общий чертеж будущей дорожки будет такой:

Для главной аллеи, копаем траншею шириной 1,6 – 1,7 м. и глубиной 0,23 – 0,25 м. утрамбовываем дно, можно дно проложить пленкой или рубероидом, чтобы не прорастали сорняки, насыпаем гравий или щебень слоем 5 – 6 см. для дренажа, затем засыпаем песчаную подушку слоем 10 – 15 см и тщательно все трамбуем.

Теперь устанавливаем по обеим сторонам траншеи заранее заготовленный бордюр, это могут быть бетонные блоки, камень или клинкерный кирпич. Можно сделать бордюр по ходу обустройства дорожки, для этого нужно установить двухстороннюю опалубку вдоль всей траншеи.

Учтите, что бордюр должен быть выше готовой дорожки на 15 – 20 см. Заливаем бетон в установленную опалубку, даем просохнуть 1 – 2 дня. Раствор готовим в пропорции 1:4, т.е. на одно ведро цемента добавляем по два ведра песка и гравия, затем добавляем воду и замешиваем густой раствор.

После того, как бордюр залит и бетон схватился, убираем опалубку и поперек всей дорожки, с расстоянием 0,7 – 0,9 м. устанавливаем деревянные рейки, которые будут выполнят роль температурного шва и не дадут бетону растрескиваться во время эксплуатации. Высота рейки должна быть на 3 – 5 см. выше, предполагаемой толщины бетона, который мы хотим залить.

Далее, укрепляем рейки, заглубляя их в песчаную подушку на 3 – 5 см. именно для этого мы брали пиломатериал на 3 – 5 см выше, и в готовые прямоугольные формы заливаем раствор. С помощью реек вы можете делать любые формы, какие вам нравятся. Рекомендуемая толщина заливки должна составлять не менее 7 см. крепче и долговечнее будет главная дорожка толщиной 10 см.

Следите, чтобы деревянные рейки были расположены строго вертикально и были вровень с залитым бетоном, если они окажутся выше, то после застывания бетона их придется подрезать, так как они будут мешать при ходьбе, а это дополнительная работа.

Благодаря таким несъёмным формам, ваша дорожка никогда не растрескается, рейки дают бетону пространство для «игры», т.е. для расширения и сужения. А вот теперь можете включать творчество, и пока бетон не застыл, хотите рисуйте на нем камни, солнце, да все что угодно, а можно украсить остатками битой керамической плитки или создать всевозможные узоры из гальки.

Точно также, легко, можно сделать бетонную дорожку и между грядок. Там даже не нужен бордюр, но для заливки, все- таки, потребуется опалубка, потому что дорожка должна быть выше грядок, чтобы она оставалась чистой. А украсить ее можно осколками стекла, ненужными пуговицами, да всем, чем угодно. И вот уже серый бетон превращается в произведение искусства.

Бетонные дорожки, изготовленные по такой технологии, очень практичны, ведь на них никогда не скапливается вода, бетон естественным путем ее поглощает и ваши тропки всегда сухи и чисты.

Видео по теме "садовые дорожки из бетона своими руками:

Как сделать дорожку из цемента своими руками в саду и на даче: фото, видео инструкция

Самостоятельное устройство дачных и садовых бетонных дорожек

Дорожки на даче несут важное функциональное назначение, а не выступают лишь в качестве элемента декора. Их выполняют из натурального или искусственного камня, дерева, тротуарной плитки, кирпича, гравия, щебня, бетона. Цемент используют для создания дачных тропинок по нескольким причинам. Первая: он отличается высокой прочностью и долговечностью. Он также может служить основой для укладки тротуарной плитки. Вторая: дешевизна материала, а все необходимое можно доставить своим автомобилем без привлечения грузового транспорта. Раствор легко приготовить самому.

На этом этапе определяют расположение и размеры будущей дорожки из цемента. Если позже она будет покрываться, к примеру, плиткой, то при расчете ширины учитываются габариты отдельных элементов облицовочного материала. Это позволит упростить его укладку и не оставлять обрезков. Схема разметки следующая: по периметру тропинки вбиваются колышки, по которым натягивается шнур. Это будет служить контуром для будущей дорожки.

Подготовка грунта заключается в удалении верхнего слоя земли. Глубина траншеи зачастую не превышает 20 см. Если пропустить этот шаг, то содержащиеся в почве растения со временем перегниют и образуют под дорожкой пустоты, в которых будет скапливаться вода и замерзать зимой. Весной она станет расширяться и начнет давить на бетонную основу, что может привести к образованию трещин и постепенному разрушению тропинки.

Если сад и дача расположены на мягкой почве, а дорожка из цемента регулярно будет испытывать большие нагрузки, то ее основу необходимо дополнительно укрепить. Для этого на подготовленную землю высыпают слой щебня толщиной 7-8 см и утрамбовывают его садовым катком или кувалдой. Дорожки на даче делают немного выше уровня грунта или вровень с ним.

Армирование и подготовка раствора

Перед укладкой арматуры песчаную подушку покрывают полиэтиленовой пленкой. Она нужна для предотвращения попадания раствора в песок или грунт. Арматура придает конструкции дополнительную прочность. Ею может служить проволока, трубы. Оптимальным же вариантом станут сварные прутья диаметром 5-8 мм в виде сетки с ячейками 10х10 см.

Садовая дорожка будет иметь максимальный эксплуатационный срок при условии использования качественного материала и правильно подобранных пропорций для смешивания элементов раствора. Наилучшим вариантом станет цемент марок М500 и М400.

Для приготовления бетона понадобятся:

В идеале состав должен по консистенции напоминать густую сметану. Технология приготовления следующая: в одну часть цемента добавляют три части сухого, чистого песка. Обе составляющие тщательно перемешиваются до однородного состояния. Далее заливают 0,5-0,7 частей воды и все повторно смешивают. Готовый портландцемент достаточно тяжелый, но хорошо разравнивается и уплотняется.

Опалубку выполняют с помощью досок. Их устанавливают и фиксируют с внешней стороны кольями, вбитыми в землю. Толщина элементов должна соответствовать предполагаемой нагрузке, создаваемой массой бетона. Опалубку можно установить для всей тропинки сразу, но в этом нет нужды, так как заливка портландцементом будет проводиться по частям. Это и удобнее, и позволяет создать швы, необходимые для компенсации температурных расширений бетона. К тому же, расход материалов при частичной опалубке значительно ниже.

Расстояние между досками выдерживают на одном уровне и проверяют с помощью рейки, метра либо другого подходящего приспособления. В среднем длина участка заливки составляет 2,5 м. Опалубку убирают после отвердевания цемента. Оставшиеся канавки засыпаются грунтом, щебнем или в них ставится бордюр.

На этапе установки опалубки в траншею засыпают песок, который служит для равномерного распределения веса и выполняет функцию дренажа. Вода – главный враг всех построек, а песчаная подушка не задерживает влагу и защищает бетон.

При этом материал имеет один существенный недостаток – он с водой проникает в грунт. Устраняют проблему с помощью, например, геотекстиля: на него насыпают песок в сыром виде (для лучшего уплотнения) и утрамбовывают. Перед тем как залить бетон, засыпку разравнивают, чтобы слой цемента был максимально ровным.

Варианты создания дорожек

Следующий этап – заливка. Если предполагается декоративная тропинка, то ее выполняют с помощью специальной формы, которую заполняют готовой бетонной смесью. Для сплошной дорожки нанесенный раствор сразу разравнивают строительным уровнем.

Есть еще один способ создания дорожки: подготовленную опалубку с помощью тонких досок разбивают на квадратики, куда заливают раствор. Это позволяет получить цементные плитки правильного размера, а также исключает необходимость использования специальной формы.

Если опалубку залить монолитным раствором портландцемента, то дорога с большой вероятностью преждевременно потрескается. Поэтому конструкции необходимо придать дополнительную прочность. Через два часа после заливки готовят так называемое цементное молоко. Технология создания бетонных дорожек с его использованием простая: в портландцемент постепенно добавляют воду и размешивают до консистенции жидкой суспензии. Полученным составом с помощью кисти обрабатывается дорожка. В результате, поверхность получит серо-зеленый цвет и станет гораздо крепче.

Еще один популярный вариант – применение декоративных материалов. После того как был залит слой портландцемента, проводится укладка элементов декора (цветных камней, мозаики, гравия, кафельной плитки). Их постукивают резиновой киянкой для лучшей фиксации. Остатки раствора до его высыхания удаляются. Готовые садовые дорожки из цементно-песчаного раствора периодически поливают водой на протяжении 2-3 суток. Использовать их по назначению можно не раньше, чем через 5 дней. Если остатки цемента успели засохнуть, их удаляют металлической щеткой.

Дороги из цемента на даче могут одновременно нести как функциональное назначение, так и декоративное. Между камнями можно засеять газонную траву – когда она прорастет, тропинка приобретет оригинальный вид и будет хорошо смотреться как во дворе дачи, так и в саду.

Камни из цемента можно украсить еще на этапе заливки. Для этого с помощью кальмы на них делают незначительные вмятины и выступы. В результате такой работы, цементный камень станет напоминать плитняк.

Пока цемент не успел отвердеть, на его поверхности можно самостоятельно создать узоры или канавки любой формы, в которые позже заливают цветной раствор. Таким же образом создают имитацию декоративной плитки. Если регулярно поливать дорожки водой, то на поверхности может образоваться лишайник и мох, также имеющие определенную эстетическую ценность.

Определяясь с размером цементных плиток, следует учитывать степень нагрузки на тропинку. Максимально допустимая величина одного элемента – 60х60 см. Плитки больших размеров будут чрезмерно тяжелыми. Форму для их создания делают своими руками из досок, скрепив их саморезами. При необходимости углы соединений можно будет слегка попустить и без проблем извлечь готовую плитку.

В качестве площадки для изготовления плиток используют место для будущей тропинки, но лучшим вариантом станет небольшой помост размерами от 70х70 см. Второй вариант более практичный за счет своей мобильности. Дном для самодельной формы должен служить прочный, ровный и гладкий материал, от которого цемент легко отделяется. Часто для этой цели используют пластик или стекло.

Автор:
Иван Яскевич

Садовые дорожки своими руками: дорожки из цементно-песчанного раствора, бетонная дорожка на даче, установка опалубки, укладка арматуры, создание песча

Садовые дорожки своими руками - мастеркласс по литью садовых дорожек из цементно-песчанного раствора

Садовые дорожки несут не столько декоративное, сколько функциональное назначение. Существует множество вариантов создания садовых дорожек своими руками. В этой статье будет рассмотрен вариант сооружения дорожек из бетона.

Содержание Достоинства дорожек из бетона

Перед тем как описать, как сделать бетонную дорожку на даче своими руками следует сказать несколько слов о достоинствах и недостатках садовой дорожки этого типа. У садовых дорожек из бетона есть три больших достоинства.

  • Во-первых, дорожка из бетона фундаментальное сооружение, она прочная и служить будет очень долго, конечно если ее правильно сделать. Бетонная дорожка может быть прекрасной основой для укладки тротуарной плитки. С такой основой тротуарная плитка прослужит очень долго.
  • Во-вторых, большим достоинством бетонных дорожек является простота доставки материалов для ее изготовления и их низкая стоимость. Т.е. если делать садовую дорожку из тротуарной плитки, то необходимо привезти плитку и бордюр, а т.к. не у всех есть грузовая машина или прицеп, то сделать это достаточно проблематично. Бетонная дорожка фактически состоит из песка и цемента. Привести несколько мешков цемента можно и на легковой машине. Кроме того, изготовление раствора для садовых дорожек не требует специального инструмента.
  • В-третьих, садовая дорожка из бетона может иметь любую форму, что предоставляет широкие возможности как для дизайна участка, так и непосредственно для ее устройства.

Если говорить о трудоемкости работ по созданию садовых дорожек из бетона, то имея опыт укладки тротуарной плитки, могу сказать, что трудоемкость примерно одинаковая. Но если учесть доставку и стоимости материалов, то бетонная дорожка явно выигрывает.

Итак, теперь можно перейти непосредственно к сооружению садовой дорожки своими руками. Конструктивно бетонная дорожка состоит из песчаной подушки и слоя цеметно - песчаного раствора с армированием. Вся работа по созданию садовой дорожки из бетона сводится к следующим этапам: разметка, подготовка грунта, возведение опалубки, устройство песчаной подушки и заливка цементного раствора.

Разметка садовой дорожки

Разметка самый простой и быстрый этап. На нем необходимо определить месторасположение садовой дорожки и ее габаритные размеры. В принципе, ширина дорожки при таком способе изготовления может быть любой.

Садовая дорожка, показанная на фото, имеет ширину 90 см. Такой размер был выбран по нескольким причинам. Во-первых, в перспективе предполагается облицевать ее плиткой, т.к. плитка имеет размер 30х30см, то, как раз встанут 3 плитки, без обрезков. Во-вторых, обладая опытом эксплуатации садовых дорожек различной ширины, было решено, что и ходить по ней будет комфортно и ребенок на велосипеде ездить сможет.

Вернемся к разметке. Разметку можно сделать с помощью колышков и веревки. В землю вбиваются колышки и на нужном расстоянии между ними натягивается веревка. Далее можно приступить к следующему этапу.

Подготовка грунта

При создании садовой дорожки любого типа необходимо сделать подготовку грунта. Вся работа заключена в том, что бы удалить слой земли, в котором находятся растения. Фактически его необходимо срыть. Причина в том, что после того, как дорожка будет сделана растения, которые остались под ней, будут постепенно перегнивать и оставлять пустоты. В пустотах может скапливаться вода и замерзать в холодное время года. Расширяясь, вода будет давить на бетонную дорожку. Это может привести к тому, что дорожка потрескается.


Устройство дорожки из бетона начинают с удаления плодородного слоя земли и установки опалубки для заливки. Опалубку удобно делать из фанеры, т.к. ее можно гнуть. Закрепляется фанера на деревянные колья, вбитые в землю.

Кроме того удобно когда дорожка находится на одном уровне с грунтом или чуть выше. Удобство заключено главным образом в использовании газонокосилки. А учитывая, что все слои садовой дорожки имеют определенную толщину, в данном случае порядка 5-7 см каждый слой, то соответственно на эту величину необходимо удалить грунт.

Установка опалубки

Следующий этап это установка опалубки. Она необходима для заливки цементного раствора. Опалубка обычно изготавливается из досок. В данном случае опалубка делалась из фанеры толщиной 6мм. Для этого были напилены полосы из фанеры шириной порядка 15 см и с помощью кольев закреплены на своих местах.


К кольям фанера крепится с помощью проволоки. Это не прочное соединение, но хорошо справляется со своим назначением. Кроме того, такую опалубку легко разбирать и устанавливать на новое место.

Учитывая, что толщина слоя заливки не большая, всего 5-7 см, то большую нагрузку опалубка не испытывает. Зато благодаря использованию фанеры можно сделать закругления на садовой дорожке малого радиуса.


Фанера для опалубки очень удачное решение, т.к. ее можно гнуть практически по любому радиусу. Это бывает очень удобно если тропинка имеет закругления, например, в местах поворота дорожки.

Так же следует сказать, что конечно можно сделать опалубку для всей дорожки сразу, но учитывая что, во-первых, удобнее заливать по частям, а во-вторых, сплошную заливку делать нельзя, а нужно предусматривать швы для компенсации температурных расширений бетонной дорожки, то опалубку удобно собирать для каждого участка отдельно. Дополнительное преимущество, что снижается расход материалов на опалубку.

Так средняя протяженность участка заливки порядка 2,5м. На фото подготовка к заливке третьего участка.

Песчаная подушка

После установке опалубки можно приступать к устройству песчаной подушки. Песчаная подушка нужна для двух целей. Во-первых, она необходима для равномерного распределения веса бетонной дорожки. Во-вторых, она выполняет роль дренажа. Известно, что основной враг любых построек это вода, особенно когда она замерзает. Песчаная подушка не задерживает воду, а, следовательно, сберегает садовую дорожку от замерзания грунта. Получается, что дорожка как бы плавает на песчаной подушке.

Однако у песка есть один недостаток. Он хорошо проходит через грунт. Если насыпать слой песка непосредственно на землю, то через несколько лет, оно может вместе с водой уйти в грунт. Что бы этого избежать, можно предварительно настелить агроволокно. Агроволокно будет, как наволочка на песчаной подушке. У агроволокна есть большое достоинство, оно не гниет и хорошо пропускает воду. Таким образом, с одной стороны песок останется на своем месте, с другой воды под садовой дорожкой не будет.


Для дорожки из бетона нужна песчаная подушка. Она будет равномерно распределять нагрузку бетонной плиты и отводить избыток влаги. Чтобы песок со временем не вымылся целесообразно использовать агроволокно. Его стелют на землю, а сверху насыпают слой песка.

В целях экономии я использовал обрезки агроволокна, оставшееся от парников. В дело пошло все, что не пригодилось при посадке.

После того как агроволокно уложено можно насыпать песка.


Слой песка составляет примерно 10 см. Остатки агроволокна можно загнуть на верх подушки. Перед началом заливки песок следует хорошо уплотнить. Самый простой способ это обильно пролить водой.

После засыпки песок следует хорошо утрамбовать, чтобы не осталось пустот. Удобно использовать сырой песок. Если сырого песка нет, то следует его пролить водой. Так песок хорошо уплотниться. Так же, перед следующим этапом, желательно песчаную подушку разровнять. Это необходимо что бы слой бетонной заливки был равномерным.

Укладка арматуры и заливка бетонной дорожки

Перед тем как уложить арматуру предварительно необходимо поверх песчаной подушки положить полиэтиленовую пленку. На мой взгляд, применять можно любую пленку. В данном случае использовалась пленка для укрывания мебели во время ремонта. Она тонкая, но со своей задачей справилась. С помощью этой пленки накрывал садовую дорожку после заливки. Она же использовалась и для накрывания песчаной подушки. Так сказать безотходное производство.

Теперь зачем нужна пленка. Известно, что цементный раствор должен не высохнуть, а затвердеть. Т.е. при отвердевании происходит химическая реакция. При этом самым важным компонентом является как раз цементное молочко. Оно придает бетону прочность. Так вот что бы столь ценный компонент не ушел в песок или в грунт необходимо постелить пленку, которая его задержит. В этом деле главное, что бы пленка была без дырок.

Далее можно укладывать арматуру. Безусловно, правильно для садовой дорожки применять стандартную арматуру, в крайнем случае, кладочную сетку или сетку для стяжки. Но за неимением этих материалов в дело можно пустить все, что есть.


Поверх песка можно уложить пленку, так цементное молочко останется в растворе, а тропинка будет крепче. В качестве арматуры можно использовать сетку для стяжки, а также любой металл имеющийся на даче.

Теперь можно переходить к изготовлению раствора. Для приготовления садовых дорожек применялся раствор на основе песка и цемента в соотношении 1:3. Самое сложное в приготовлении раствора это подобрать оптимальное количество воды и само размешивание.

При отсутствии бетономешалки и ровной площадки или чана для размешивания методом лопаты, применял ведро на 20 л в паре с перфоратором и самой крупной насадкой для миксера. Дозировку по объему делал с помощью баклажки из-под 5 литровой бутылки. В ведро хорошо умещается одна порция цемента и три порции песка плюс вода. Используя такую тару на заливку садовой дорожки длинной порядка 2,5 метров, шириной 0,9 метра и толщиной порядка 5 см нужно размешать около 10 ведер, что приемлемо по времени и силам.

Теперь несколько слов о количестве воды, консистенции раствора и самом процессе размешивания. За время заливки перемесил много раствора и выяснил для себя оптимальные соотношения. Самый идеальный вариант это поступать следующим образом. Берется одна часть цемента (в моем случае одна баклажка пятилитровки) добавляется три части сухого песка, именно сухого и без мусора. Далее эта смесь тщательно перемешивается до однородного состояния, обратите внимание в сухом виде. Потом добавляется 0,5-0,7 частей воды. И размешивается. Таким образом, получается отличный раствор. Для укладки он немного тяжеловат (не выливается с ведра), зато он отлично перемешивается, прекрасно разравнивается и уплотняется. На мой взгляд, это самый лучший вариант.

Однако на даче найти сухой песок это достаточно проблематично, а специально сушить песок практически не возможно, особенно если часто идут дожди. Что делать в данном случае?

Перепробовал много различных вариантов, самым оптимальным оказался следующий. Берется три части влажного песка (сырой песок вообще не пригоден, размешать его практически не реально) и засыпается в ведро. Сверху на него выкладывается одна часть цемента. Обратите внимание, цемент с песком предварительно не размешивается. Далее добавляется 1-1,2 части воды. После чего размешивается. В таких соотношениях раствор получается достаточно жидким и его можно просто выливать из ведра.

Вот видео процесса размешивания.

Таким образом, изготавливается раствор и заливается в опалубку.


Цемент с песком перемешивают в соотношении 1:3, добавляют воду и замешивают. Полученный раствор выкладывают в опалубку. Раствор следует своевременно разравнивать это облегчит заливку. Также следует его уплотнять до выступания цементного молочка на поверхности. Разравнивать раствор удобно правилом, перемещая его по опалубке.

По мере заливки раствор разравнивается. После того как весь раствор залит необходимо дополнительно разровнять его правилом и уплотнить до характерного выделения из него цементного молока. Для садовой дорожки шириной 90см удобно использовать метровое правило. Когда раствор слега схватиться можно загладить его широким шпателем. В конце работ обязательно бетонную дорожку нужно накрыть полиэтиленом, что бы вода из раствора не высыхала. Через два дня пленку и опалубку можно снять. А под конец второго дня уже можно ходить.

Больше всего были опасения, что что-то сделал не правильно и после зимы садовая дорожка потрескается. Но опасения не оправдались. Наступила весна, снег сошел, а садовая дорожка, сделанная в прошлом году, как новая, ни одной трещины.

Мы рассмотрели, как сделать тропинку из цементно-песчаного раствора. Это достаточно простая технология доступная каждому. Тропинка из бетона долговечна и очень практична. Она не боится никаких атмосферных условий и легка в уборке. Одно из больших ее достоинств — это возможность применения для ее создания подручных материалов, а также простота ее компонентов. Все это позволяет значительно снизить затраты на создание садовых дорожек до минимума.

Укладка тротуарной плитки своими руками - технология укладки плитки

Как сделать дорожки на даче своими руками

Душ в бане своими руками - делаем душ, как в городской квартире

Газон на даче своими руками - как посадить и ухаживать за газоном

Дорожка из бетона

Когда дорожка испытывает нагрузку, например от ходьбы или вспучивания грунта зимой, в верхнем слое возникают сжимающие напряжения, а в нижнем слое растягивающие. Сжимающие напряжения не вредят бетону. Растягивающие могут привести к трещине. Для минимизации растягивающих напряжений и нужна арматура. Поэтому устанавливают ее в нижний слой, там где растягивающие напряжения наибольшие. Устанавливать арматуру в середину стяжки вообще бессмысленно, т. к. там нет ни каких внутренних напряжений.

Бетонные дорожки на даче своими руками - мой личный опыт

Никто не сделает вам на даче бетонные дорожки лучше, чем вы своими собственными руками

Содержание

Здравствуйте мой уважаемый читатель.

В прошлом месяце гостил на соседнем участке и после этого твёрдо решил, что не только буду делать бетонные дорожки на даче своими руками, но и обязательно опишу весь процесс на страницах нашего блога.

А уж если и налеплю «боков», то хоть пенять будет не на кого. Ведь бетонирование у соседей «джамшуды» выполнили просто ужасно. Заливке чуть больше года, а такое чувство, что дорожки видели ещё Курскую битву и все участвующие в ней танковые армады по ним с ветерком прокатились.

В некоторых местах бетон был украшен только паутинкой трещин, но местами расколы достигли толщины в 2-3 мм. Края у изделия были выкрошены потому как бордюры в планы строителей и вовсе «не вписались». Одним словом: «Ужас».

Слава богу к физическому труду я приучен и хоть цемент. а точнее, связанные с его применением работы, никогда не вызывал у меня дикий восторг, но если нет другого выбора…

Выбор технологии

Целый день прошёл в поисках подходящей «тропиночной» технологии. Главными кандидатами тут были дорожки с песчаника и тротуарной плитки. Первый вариант я отбросил ввиду отсутствия у себя необходимых художественных навыков, второй неприятно удивил стоимостью. За такую плитку, как мне понравилась, просили около 150 гривен, а ведь ещё нужно било потратиться на бордюры и гарцовку. Откуда у людей такие деньги?

Вот только и квадратные бетонные плиты в своём дворе видеть не хотелось. Как ни странно, но помогла реклама .

А почему бы и нет? По сути ведь ничего ужасного не предлагают. Всё те же бетон только в более привлекательной декоративной форме.

Конечно, вместо деревянной опалубки придётся покупать формы для бетонных дорожек. но если учесть, что залить мне нужно было далеко не метр, а дерево в наше время также не бесплатное, то и приобретение в конечном счёте должно окупиться.

Попутно с формами я заказал фиброволокно и пластификатор. Даже если бы у меня не было технического образования, важность выше перечисленных компонентов всё равно не вызвала бы никакого сомнения.

А вот от смазки и красителя решил отказаться. Не то чтобы на них не хватало денег, но меня вполне устраивал бетонный цвет тротуара, да и вытягивание пластиковой формы из сырого раствора не настолько сложное задание, чтобы выбрасывать лишнее 70 гривен.

Разбивка участка

Пока посылка ехала, занялся подготовительными работами.

Первым делом при помощи колышков и шпагата задал своим дорожкам форму и направление. Это было несложно. В большинстве своём тропинки были уже натоптаны, но в некоторых местах вектор движения пришлось чуток подправить.

В службе поддержки мне пообещали, что готовые плиты будут размерами 600?600?60, а потому ширина центральной дорожки была взята 1200 мм и по 600 мм для каждого отходящего от неё рукава.

Земляные работы

Потом пришлось взяться за лопату. По уже готовой разметке выбрал землю ровно на штык, для тех кто привык взвешивать соль для приготовления яичницы в граммах, объясняю штык – это приблизительно 35 см.

Поскольку копать пришлось по уже состоявшемуся газону. землю выбирал сначала на кусок брезента, а потом тележкой вывозил за пределы участка.

В первый раз пожалел, что таки не нанял «джамшудов» — земляные работы по праву считаются самыми тяжёлыми и, к сожалению, на процессе копания они не закончились.

Чтобы как-то бороться с морозным пучением необходима непучинистая подушка, таковая делается чаще всего из песка и гравия. Последнего ингредиента у меня не было, зато песка хоть отбавляй, а потому вырытую траншею я заполнил именно им.

Многие советуют сделать высыпку в 5-10 сантиметров, но это разве чтобы спланировать почву, в том что такая прослойка может реально спасти дорожки из бетона я не верю.

У меня песчаная подушка получилась в 30 см, то есть траншеи я засыпал почти полностью, не достав до края всего 40-50 мм, это пространство я оставил для бетона.

И ещё, если вы решите повторить мой опыт, песок засыпается не просто так, его ещё нужно увлажнить и хорошо уплотнить при помощи трамбовки. Все уровни и уклоны будущих дорожек необходимо сделать уже сейчас, фабричные формы не шибко выставишь, они должны нуждаться только в «косметической» корректировке.

В общей сложности, чтобы подготовить основание для 60 м дорожек понадобилось около недели, но если у вас есть кому помочь, процесс пойдёт намного веселее.

Как правильно залить дорожку из бетона

Когда с подготовкой было улажено сделал себе пару дней отдыха и взялся за бетон. Поначалу хотел обойтись обычной бадейкой и ручным миксером, но вовремя сообразил, что фиброволокно этому не обрадуется, а потому занял у уже упомянутых соседей бетономешалку.

Рецептура рабочей смеси стандартная, на один замес я высыпал:

  • 25 кг – цемента
  • 6 вёдер — песка
  • 6 ведер – гранотсева
  • 50 г – фиброволокна
  • 50 г — пластификатора

Всё это смешивал с водой пока не получался сметанообразный раствор, по своей густоте напоминающий разогретое масло.

Теперь о том как выложить сами тротуарные дорожки:

Тут разработчики технологии постарались на славу. С работой может справиться не только профессионал, но и такой любитель диванов, как я. Всей-то сложности:

  1. Смазал форму отработкой,
  2. Выставил её при помощи уровня на площадке,
  3. Залил ячейки песчано-цементной смесью
  4. И убрал излишки раствора при помощи широкого шпателя, а дальше сиди жди пока смесь замёрзнет.

Именно на четвёртом этапе я впервые пожалел, что пожадничал и заказал только одну форму. От момента заполнения матрицы, до того времени что её можно снимать реально уходит минут 40, а то и больше.

Это время можно было бы потратить на изготовление ещё одной тротуарной плиты, но имеем то, что имеем, а потому ремонт проходил черепашьими темпами по 5 квадратов в день. Но скучно было только поначалу. Уже на следующий день дел было невпроворот.

Солнышко жарило что есть мочи, а потому пока раствор сох, ранее отлитые плиты приходилось увлажнять из поливочного шланга. а потом и заполнять между «камнями» швы. Вместо того чтобы долго думать чем залить я взял обычный чернозём и, смешав его в пропорции 2:1 с песком, добавил туда семена газонной травы. Получилась такая себе эко-масса.

Этой землёй засыпал как образовавшиеся между дорожкой и плитами зазоры, так и все остальные между плиточные швы. Делать это легко получалось, разметая землю при помощи метёлки.

На всё про все у меня ушло три недели, но уже через месяц я был вознаграждён вот такой жемчужиной ландшафтного дизайна на собственной даче!

Видео

Посмотрите еще видео, где практически в режиме реально времени показан весь этот увлекательный процесс:

Дерзайте, и до встречи на страницах нашего блога.