Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по хранению гсм на предприятии img-1

инструкция по хранению гсм на предприятии

Рейтинг: 4.2/5.0 (1920 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Хранение ГСМ \ Консультант Плюс

Хранение ГСМ

Подборка наиболее важных документов по запросу Хранение ГСМ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Хранение ГСМ

Приказ Минэнерго РФ от 13.08.2009 N 364
(ред. от 17.09.2010)
"Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2009 N 14925) Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2009 г. N 14925

Приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 231
"Об утверждении Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 N 4804) Утверждена

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Хранение ГСМ

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС - отсутствуют товаросопроводительные документы с указанием пункта отправления и (или) назначения, находящегося за пределами РФ (например, работы (услуги) по перевалке и хранению бункерного топлива, вывозимого за пределы РФ и используемого в процессе движения судна по международному маршруту (Письмо Минфина России от 08.02.2012 N 03-07-08/32));

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов. Хранение ГСМ

Форма: Сводная карточка организации, обеспечивающей работу транспортных средств (рекомендуемый образец)
(Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 N 151) 2.4. Сведения о наличии и планируемом предоставлении

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Форма: Сводная карточка организации (рекомендуемый образец)
(Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 N 151) 2.4. Сведения о наличии и планируемом предоставлении

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

Учет расходования горюче-смазочных материалов (ГСМ)

Учет расходования горюче-смазочных материалов (ГСМ)

Продолжаем рассматривать вопросы учета ГСМ . Как исключить возможность расходования ГСМ на непроизводственные нужды? Каким образом вести учет расходования топлива? Как учитывать происходящие по разным причинам потери топлива ?

Документальное оформление расходования ГСМ

Исключить расходование топлива на непроизводственные нужды, например его использование работниками в личных целях, можно путем правильной организации выдачи и учета ГСМ.
Топливо можно закупать централизованно, хранить в специальных емкостях и только по мере необходимости выдавать его водителям (причем не любым желающим, работающим на предприятии, а лишь тем, в отношении кого руководством предприятия предусмотрена такая выдача).
Чтобы водитель мог заправиться, он должен иметь путевой лист, утвержденный уполномоченным лицом. Заправка осуществляется на основании путевого листа, в котором в строке "Выдать горючее" записано прописью количество разрешенного к выдаче нефтепродукта с учетом количества топлива в баке при выезде. Заметим, что в путевых листах для легковых автомобилей такая строка отсутствует. На наш взгляд, отметку о выдаче топлива можно сделать в строке "Опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и прочие отметки".
Количество выданных ГСМ записывается в специальной ведомости учета выдачи нефтепродуктов. в которой водитель расписывается за полученное топливо, а в путевом листе расписывается материально ответственное лицо, отпустившее ГСМ.
Форма ведомости учета выдачи нефтепродуктов утверждена Госкомнефтепродуктом СССР от 15.08.1985 N 06/21-8-446.
Для усиления контроля выдачи топлива на основании путевых листов водителям могут выдаваться специальные талоны. которые и станут основанием для отпуска ГСМ. Талоны должны быть заверены печатью предприятия.
Повторная заправка транспортного средства может производиться только после сдачи полного отчета по ранее полученным ГСМ. Если заправка осуществляется по талонам, то неиспользованные талоны должны быть сданы, а данная операция отражена в ведомости возврата талонов.
Путевые листы. Расходы на горюче-смазочные средства могут быть признаны на основании документов, содержащих данные о фактическом пробеге и расходе топлива, а также подтверждающих производственный характер маршрута следования автотранспорта.
Документом, наиболее полно отражающим перечисленную информацию, является путевой лист автомобиля (формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).
Минфин России в Письме от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327 указал, что форма путевого листа легкового автомобиля носит обязательный характер лишь для автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на покупку ГСМ, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Аналогичная точка зрения содержится и в Письме УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2.
Арбитражные суды указывают на то, что указанная форма носит обязательный характер только для автотранспортных организаций, а, следовательно, отсутствие каких-то реквизитов в путевом листе не говорит о неподтвержденности транспортных расходов (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 N КА-А41/9668-10, от 18.11.2009 N КА-А40/12213-09; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 по делу N А56-20450/2008).
Итак, путевой лист должен составляться, но предприятия, не являющиеся автотранспортными, не обязаны придерживаться унифицированной формы.
Тем не менее, во избежание возможных конфликтов, без необходимости унифицированную форму лучше не корректировать.
Как правило, путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом, действителен только на один день или смену. На более длительный срок лист выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Однако Минфин России в Письме от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327 разъяснил, что путевые листы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода. К аналогичным выводам пришел и ФАС Центрального округа (Постановление от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29).
В путевом листе необходимо указать начальный и конечный остаток топлива в баке, его расход, а также маршрут следования. Отражать в путевом листе данные о маршруте автомобиля нужно для того, чтобы подтвердить, что тот используется именно в производственных целях.
Для контроля за движением путевых листов, выданных водителям, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию применяется журнал учета движения путевых листов.

Учет ГСМ в местах хранения и оперативный контроль их движения

Учет ГСМ в местах хранения ведется материально ответственными лицами на карточках складского учета по ф. N М-17 или в книгах, содержащих реквизиты, указываемые в карточках складского учета, раздельно по каждому наименованию и марке нефтепродуктов .
На основании оформленных в установленном порядке первичных документов в карточки (книгу) заносятся данные по приходу и отпуску топлива и выводятся количественные остатки после каждой записи или после отражения последней операции дня. Учет топлива ведется в показателях массы (килограммы и тонны) и объема (литры). Следует знать, что объем и плотность горючего зависят от колебаний температуры: при ее повышении объем топлива увеличивается, а при понижении - уменьшается. При этом масса ГСМ остается постоянной.

Пример 1 . На предприятие от поставщика поступил бензин. В документах поставщика количество топлива указано в тоннах - 0,8 т бензина плотностью 0,78 кг/л, что соответствует 1025,641 л (800 кг. 0,78 кг/л).

Как мы видим из примера 1, для пересчета веса топлива в объем необходимо располагать данными о плотности конкретных ГСМ. Где же эти данные брать?
Обратимся к Письму ФНС России от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@, в нем указано, что в зависимости от температурного режима и пределов испаряемости автомобильного бензина показатель плотности по маркам этого бензина может варьироваться в следующих пределах:
- для А-76 (АИ-80) - от 0,700 до 0,750 г/куб. см;
- для АИ-92 - от 0,715 до 0,760 г/куб. см;
- для АИ-95 - от 0,720 до 0,775 г/куб. см;
- для АИ-98 - от 0,730 до 0,780 г/куб. см.
ФНС России предложила на основе этих данных, используя среднее значение указанных показателей, пересчитывать количество нефтепродуктов из одних единиц измерения в другие.
Можно обратиться и к Инструкции по получению, хранению, выдаче и учету топлив и смазочных материалов в автотранспортных предприятиях РД-200-РСФСР-12-0053-84 (утв. Минавтотрансом РСФСР от 27.07.1984), которая определяет, что топлива и смазочные материалы на складах (в заправочных пунктах) учитываются в массовом выражении.
Ежедневный расход ГСМ пересчитывается из единиц измерения объема в единицы массы по средней плотности, указанной в счете-накладной на талоны, или же определяется следующим образом. При выдаче топлива заправщик (кладовщик) за время своего дежурства (смены) проверяет плотность и температуру отпускаемого топлива не менее трех раз в смену (в начале, середине и конце смены). Отбор проб для определения плотности нефтепродукта должен производиться в соответствии с требованием ГОСТ 2517-80 "Нефть и нефтепродукты. Отбор проб". Полученные результаты замеров заправщик заносит в ведомость (произвольной формы) с обязательным указанием емкости, из которой производится отпуск продукта, и наименования продукта. За среднюю плотность отпущенного за смену продукта принимается среднее арифметическое значение из проведенных замеров плотности продукта.
Данные раздаточных ведомостей и лимитно-заборных карт об отпуске топлива, в том числе талонами, должны отражаться в карточках (книгах) складского учета по мере их закрытия, включая операции последних дней отчетного месяца, в соответствующих единицах измерения.
При сменной организации работы на предприятии материально ответственных лиц для учета движения нефтепродуктов может быть использована книга учета топлива, смазочных материалов и талонов.
По окончании смены остаток нефтепродуктов инвентаризуется и после сверки с данными учета сдается под расписку одним материально ответственным лицом другому.
На основании документов, по которым на предприятии производились прием и отпуск нефтепродуктов: товарно-транспортных накладных, актов, ведомостей учета возврата талонов, требований, ведомостей учета выдачи топлива и смазочных материалов, ведомостей определения плотности и температуры, удостоверяющих правильность пересчета количеств ГСМ из объемных единиц в массовые и обратно, материально ответственное лицо составляет отчет о движении топлива, который вместе с документами по приходу и расходу в сроки, установленные руководителем предприятия, представляется в бухгалтерию и служит основанием для отражения в учете движения ГСМ.

Учет выбытия ГСМ

На основе данных путевого листа бухгалтер должен произвести списание израсходованных ГСМ. Стоимость ГСМ, израсходованных на производственные нужды, списывается в большинстве случаев на счета учета затрат. Но есть и исключения: если расход топлива связан с приобретением внеоборотных активов (например, основных средств), то его стоимость включается в первоначальную стоимость объекта внеоборотных активов (пример 2).

Пример 2 . Предприятие приобрело станок стоимостью 4 200 000 руб. на условиях самовывоза со склада поставщика, находящегося в другом городе. Для доставки станка командированы экспедитор и водитель. Сумма расходов на командировочные нужды - 6000 руб. (в том числе водителю выделено 2750 руб. на бензин). При возвращении из командировки стоимость остатка топлива в баке машины - 155 руб.
В учете предприятия произведены записи:
Д-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
К-т сч. 50 "Касса"
8750 руб. (6000 + 2750)
выдано под отчет на командировку водителю и экспедитору;
Д-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",
К-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
2750 руб.
водитель отчитался за приобретенный бензин, ГСМ приняты к учету;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
4 200 000 руб.
отражена стоимость приобретенного станка;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",
2595 руб. (2750 - 155)
стоимость топлива, израсходованного для доставки станка, включена в его первоначальную стоимость;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
6000 руб.
командировочные расходы, связанные с доставкой станка, включены в его первоначальную стоимость;
Д-т сч. 01 "Основные средства"
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
4 208 595 руб. (4 200 000 + 6000 + 2595)
станок введен в эксплуатацию.

Сумма фактических затрат на приобретение внеоборотных активов накапливается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", который в момент ввода этих активов в эксплуатацию закрывается соответственно на счет 01 "Основные средства" и др.
Учет выбытия ГСМ, похищенных, испорченных, израсходованных на непроизводственные нужды. У бухгалтера, отражающего в учете выбытие ГСМ в связи с перечисленными причинами, должны быть в наличии следующие документы:
- заявление о краже в правоохранительные органы;
- акт, в котором указывались бы причина выбытия и характеристики выбывшего объекта;
- приказ о проведении инвентаризации;
- инвентаризационная опись, сличительная ведомость, ведомость результатов, выявленных инвентаризацией;
- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или уведомление о его приостановлении или прекращении.
Для отражения в учете информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей используется счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Если конкретный виновник хищения найден, то сумма убытков относится на счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (в разрезе аналитического учета по виновному лицу для ведения последующего учета расчетов по возмещению причиненного ущерба) (пример 3).

Пример 3 . На предприятии выявлено хищение ГСМ на общую сумму 23 200 руб. Руководство предприятия обратилось в правоохранительные органы, виновник хищения найден, суд обязал его возместить ущерб. В учете произведены записи:
Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
К-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",
23 200 руб.
выявлена недостача ГСМ;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
23 200 руб.
убытки от кражи ГСМ отнесены на виновное лицо.

В случае если виновное лицо не может погасить сумму убытка, а обращение взыскания на его имущество невозможно, сумма убытка со счета 94 списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы".
Водитель компенсирует стоимость перерасходованного сверх нормативов топлива. Рассмотрим на примере 4, как отражаются в учете расчеты, производимые в такой ситуации. При отсутствии согласия работника возместить ущерб данные суммы можно взыскать только через суд, доказав, что в этом перерасходе имеется вина работника.

Пример 4 . Сверхнормативный расход топлива водителем обошелся предприятию в сумму 617 руб. Работник не смог объяснить причину сверхнормативного расходования топлива и согласился компенсировать его стоимость.
В бухгалтерском учете были произведены следующие записи:
Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
К-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",
617 руб.
отражена сумма сверхнормативного расхода ГСМ;
Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсч. 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",
К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
617 руб.
сумма сверхнормативного расхода топлива отнесена на водителя;
Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
К-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсч. 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",
617 руб.
сумма ущерба удержана из зарплаты водителя.

Расходование ГСМ на цели, не связанные с производственной деятельностью предприятия. В этом случае их стоимость не подлежит списанию в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.
Допустим, предприятие по просьбе дома-интерната для престарелых выделило строительные материалы для ремонта помещений. Для перевозки материалов было израсходовано топливо. В бухгалтерском учете стоимость выделенных материалов и истраченного топлива нужно отражать по дебету счета 91, в налоговом учете - в регистре расходов, не уменьшающих базу по налогу на прибыль. Если по данному топливу имелся "входной" НДС, ранее отнесенный на вычет, его нужно восстановить. Сумма восстановленного налога отражается записью по дебету счета 91 и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по НДС".

Учет потерь ГСМ, возникших в результате естественной убыли

Потери топлива могут возникать не только в результате таких событий, как хищения. ГСМ могут испаряться, налипать и т.п. Иначе говоря, бухгалтер может столкнуться с фактом потерь топлива в результате влияния естественных условий. В этом случае можно говорить о необходимости расчета норм естественной убыли.
Вообще, нормы естественной убыли - это нормы потерь, представляющие собой естественную убыль товаров в массе или объеме, возникающую вследствие физических и химических процессов при нормальных условиях транспортировки, хранения и отпуска.
Потери, не связанные с естественными процессами (например, протечка резервуара, ремонт, зачистка резервуара), при расчете норм естественной убыли не учитываются.
С 20 ноября 2009 г. действует Приказ Минэнерго России от 13.08.2009 N 364 "Об утверждении Норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении". Данные Нормы являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи (пример 5).

Пример 5 . Бухгалтер транспортного предприятия, постоянно имеющего на хранении (зачастую длительном) значительные запасы бензина, произвел расчет норм естественной убыли. Норма составила 4 л, которые он и списал. Однако данные инвентаризации показали, что количество топлива не менялось, а недостачи нет.
Действия бухгалтера не верны, так как нормы естественной убыли необходимо рассчитывать только при факте выявления недостачи.

Естественная убыль нефтепродукта определяется умножением соответствующей нормы на массу принятого нефтепродукта в тоннах и зависит от: климатической зоны (Распределение территории по климатическим зонам для применения норм естественной убыли нефтепродуктов приведено в Приложении N 3 к Нормам естественной убыли нефтепродуктов при хранении); времени года (осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) или весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября) периодов); группы нефтепродуктов (разделение на группы исходя из физико-химических свойств приведено в Приложениях N N 1 и 2 к Нормам естественной убыли нефтепродуктов при хранении); продолжительности хранения (первый месяц хранения, свыше одного месяца); типа резервуаров, в которых хранятся нефтепродукты (наземные стальные, наземные стальные с понтоном, заглубленные), и их вместимости (пример 6).

Пример 6 . Инвентаризация, проведенная в июне, хранящихся в наземных стальных резервуарах емкостью до 1000 куб. м на предприятии (вторая климатическая зона) нефтепродуктов первой группы показала недостачу бензина автомобильного (первая группа нефтепродуктов) в количестве 6 литров на сумму 138 руб. В учете произведена запись:
Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
К-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",
138 руб.
отражена стоимость недостающего ГСМ.
Начиная со второго месяца хранения в резервуаре хранилось 1,2 т бензина плотностью 0,76 кг/л.
Норма естественной убыли согласно Приказу Минэнерго России от 13.08.2009 N 364, исходя из имевшихся условий составила 0,288 кг на 1 т топлива и была равна 0,346 кг (0,288 кг/т x 1,2 т) или 0,455 л (0,346 кг. 0,76 кг/л).
Соответственно, недостача в размере 0,455 л - недостача в пределах норм естественной убыли, которая и была списана:
Д-т сч. 20 "Основное производство"
К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
10,47 руб. (0,455 л x (138 руб. 6 л))
стоимость недостающего ГСМ в пределах норм естественной убыли списана на себестоимость продукции.
Недостача сверх норм естественной убыли отнесена на виновное лицо:
Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсч. 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",
К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
127,53 руб. (138 - 10,47)
сумма недостачи сверх норм естественной убыли отнесена на материально ответственное лицо.

Подпункт 2 п. 7 ст. 254 НК РФ устанавливает, что для целей налогообложения к материальным расходам приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, организация вправе включить в материальные расходы по налогу на прибыль убытки от потерь при хранении нефтепродуктов в пределах Норм естественной убыли, утвержденных Минэнерго России от 13.08.2009 N 364.

Горюче-смазочные материалы, особенности и условия хранения

Горюче-смазочные материалы, особенности и условия хранения Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение
инженерно-экономический университет»

Тема: «Горюче - смазочные материалы, особенности и условия хранения»

Санкт - Петербург 2009 год
  • Содержание
  • Сущность ГСМ
  • Оптимальные условия хранения различных видов ГСМ
  • Открытое и закрытое хранение ГСМ
  • Хранение на открытых площадках
  • Хранение в складских помещениях
  • Требования к емкостям для хранения ГСМ
  • Тара для транспортировки нефти и нефтепродуктов и ГСМ
  • Основные группы нефтепродуктов
  • Тара для перевозки бензинов, дизельного топлива, печного топлива
  • Тара для перевозки густых топлив
  • Тара для перевозки смазочных материалов
  • Тара для перевозки битумов
  • Условия безопасной транспортировки нефтепродуктов
  • Особенности работы с огнеопасными и взрывоопасными материалами
  • Список литературы
Сущность ГСМ

Горюче смазочные материалы получают в результате переработки нефтепродуктов и используют в промышленности и народном хозяйстве. К ГСМ относятся все виды бензинов, дизельное топливо, автомасла, мазуты, и т.п.

Для деятельности, связанной с производством и распространением ГСМ требуются специальные документы: в том числе сертификаты соответствия и сертификаты контроля качества.

Так как все горюче смазочные материалы - результат сложных химических и физических процессов проводимых над сырьем (нефтью), то производство этих продуктов можно осуществлять только на специализированных химических предприятиях. В результате переработки нефти на предприятиях получают одновременно несколько видов горюче смазочных материалов. Отделение более легких фракций позволяет создавать бензины и дизельное топливо, а из более тяжелых получаются масла и мазуты.

Для того чтобы улучшить качество горюче смазочных материалов в них вводят специальные добавки, позволяющие добиться оптимальных показателей для того или иного вида ГСМ. Так добавление специальных присадок позволяет увеличивать октановое число бензинов.

Оптимальные условия хранения различных видов ГСМ

Горюче-смазочные материалы относятся к категории относительно неприхотливых продуктов в плане условий хранения. Для них практически не требуется специального складского оборудования и систем регулирования температурного режима. Специфические требования, если они есть, указываются производителем в документации конкретного товара. Специальная организация мест хранения может иметь место в случае с летучими материалами или продуктами с низкой морозоустойчивостью.

Обычно обустройство складских помещений, предназначенных для хранения нефтепродуктов, осуществляется с учетом вида продукции - помещение склада делится на зоны, в которых создаются оптимальные для складирования определенной категории ГСМ условия. Тем не менее, существуют общие рекомендации в отношении хранения всех видов горюче-смазочных материалов, которые позволяют избежать не только порчи продукции, но и несчастных случаев. В первую очередь это касается характеристик складского помещения или площадки.

Открытое и закрытое хранение ГСМ

Теоретически большинство видов горюче-смазочных материалов могут храниться на открытых площадках при условии наличия навеса и плюсовой температуры, особенно если речь идет о водных смесях и материалах. Тем не менее, складирование ГСМ на открытом воздухе специалистами не рекомендуется - такой вид хранения может использоваться только в качестве резерва при перевозке продукции или реорганизации складских помещений. Закрытое хранение в специальных складских помещениях - универсальный вариант. Он оптимален для всех видов горюче-смазочных материалов.

Хранение на открытых площадках

При хранении горюче-смазочных материалов на открытых площадках следует учитывать колебания температуры воздуха, которые могут привести к изменению давления в емкостях, а также вероятность конденсации влаги, что может повлиять на качество ГСМ. Еще один важный момент - попадание дождевой или конденсированной влаги на поверхность тары: в этом случае может пойти коррозия и пострадать маркировка. Следует обратить особое внимание на расположение емкостей. Установка пробками вверх чревата просачиванием дождевой (или конденсированной) влаги внутрь бочки, что может негативно отразиться на ее содержимом. Не менее важен выбор поверхности, на которую должны устанавливаться емкости с ГСМ - это опять же связано с воздействием влаги на поверхность тары. Недопустима установка резервуаров с горюче-смазочными материалами на землю.

По мнению специалистов, оптимальные условия хранения горюче-смазочных материалов на открытых площадках могут обеспечить стеллажи и навесы, которые позволят снизить вероятность воздействия влаги на металлическую поверхность емкостей. Возможно применение брезентовых покрытий, но в этом случае должна быть обеспечена циркуляция воздуха. Бочки рекомендуется устанавливать в наклонном положении, при этом пробки емкостей должны быть повернуты так, чтобы их сальники соприкасались с масляной смесью.

Существует отдельная категория горюче-смазочных материалов, для которых исключается хранение на открытом пространстве. Как правило, это требование указывается производителем в характеристиках продукта. К "закрытым" ГСМ относятся:

1. электроизоляционные масла;

2. рефрижераторные масла;

3. белые и медицинские масла;

4. пластичные смазки;

5. смазочно-охлаждающие жидкости;

6. смазки с пищевым допуском.

При открытом хранении этих материалов их состав и консистенция могут значительно измениться, и продукты просто придут в негодность.

Хранение в складских помещениях

Эффективность и сроки хранения горюче-смазочных материалов во многом определяются характеристиками складского помещения. Специфика данного вида продукции предполагает определенные требования - как в отношении расположения склада, так и в плане его оснащения. Тем не менее, эти показания выполнить достаточно просто - хранение горюче-смазочных материалов не требует приобретения специального складского оборудования.

Оптимальными для хранения ГСМ в помещении являются условия, которые позволяют обеспечить:

1. удобный доступ к погрузочно-разгрузочным докам склада для транспортных средств и достаточную для их маневрирования площадь;

2. необходимое для проведения погрузочно-разгрузочных работ оборудование;

3. удобное с точки зрения контроля и инвентаризации расположение стеллажей;

4. наличие "чистой" зоны (отсутствие пыли) для отлива горюче-смазочных материалов.

Особое внимание следует обратить на атмосферный режим складского помещения. Обязательное требование для хранения горюче-смазочных материалов - сухость склада. Повышенная влажность может спровоцировать коррозию металлических емкостей для хранения ГСМ и вызвать утечку их содержимого. В отношении температуры складского помещения следует помнить о том, что перегрев некоторых горюче-смазочных материалов может вызвать испарение их компонентов, а значительное превышение средней температуры чревато возгоранием смесей. Если помещение склада предусматривает возможность организации различных тепловых зон, то в более теплом секторе желательно располагать густые масла и смеси с содержанием воды.

Требования к емкостям для хранения ГСМ

Для хранения горюче-смазочных материалов, как правило, применяются специальные резервуары, покрытые изнутри эпоксидной смолой. Эти емкости конструируются с учетом циркуляции воздуха - резервуары оснащаются специальными клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, но, в то же время, препятствующими попаданию влаги вовнутрь. Подобная тара рекомендуется для всех видов ГСМ, однако для таких категорий как белые и медицинские масла и смазки с пищевым допуском она выступает обязательным требованием к хранению и транспортировке.

Некоторые виды горюче-смазочных материалов могут храниться и в обычных емкостях из низкоуглеродистой стали, при условии их модернизации. Основные требования предъявляются не столько к составу металла, из которого изготовлен корпус резервуара, сколько к конструкции дренажной системы. Емкости, не оснащенные силикагелевыми клапанами, следует регулярно проверять на наличие конденсированной влаги. Специалисты рекомендуют располагать резервуары с ГСМ под небольшим наклоном, исключения составляют емкости для хранения пластичных смазок.

Тара для транспортировки нефти и нефтепродуктов и ГСМ

Способы транспортировки нефти и производных продуктов (красители, высоковязкие нефтебитумы) жестко регулируются государственными нормами и правилами. В частности, четко определяются разрешенные типы емкостей для хранения и перевозки нефтепродуктов, методы их залива, способы маркировки и правила безопасности при перевозке. Соответствие транспорта и тары установленным правилам - обязательное условие для получения разрешения на осуществление перевозок нефтепродуктов. Основными способами наземной транспортировки нефтепродуктов остаются железнодорожные и автомобильные цистерны, канистры разной емкости, железные и полимерные бочки. Для каждого вида топлива ГОСТ 1510-84 определяет свои особенности хранения и перевозки.

Основные группы нефтепродуктов

Можно выделить несколько основных групп НП, условия перевозки и хранения которых значительно различаются:

1. легковоспламеняющиеся и взрывоопасные жидкие нефтепроизводные: бензины, ДТ, светлое и темное печное топливо;

2. густые топлива (мазуты);

3. смазочные материалы;

Тара для перевозки бензинов, дизельного топлива, печного топлива

Для транспортировки бензинов и светлых топлив обязательным условием является наличие в цистерне устройств нижнего слива и залива, специальных воздушных клапанов, систем контроля давления. Регулируется максимальный уровень залива - не выше 95% от общей емкости цистерны. Согласно ГОСТ 1510-84, железнодорожные и автомобильные цистерны для транспортировки нефти и легковоспламеняющихся нефтепродуктов должны быть оборудованы внутренним маслобензостойким и паростойким покрытием, необходимо обеспечение электростатической безопасности. Должен проводиться регулярный осмотр цистерн, устанавливающий пригодность тары к дальнейшему использованию.

Транспортировка нефтепродуктов в малом объеме допускается в специальных металлических и полимерных бочках, канистрах малого литража, обеспечивающих безопасное хранение. Авиационные нефтеперевозки и перевозка нефтепродуктов по воде, на судах не танкерного типа, осуществляется в металлической и мягкой таре, установленной ГОСТ 1510-84.

Тара для перевозки густых топлив

Условия хранения, транспортировки, упаковывания густых топлив также определяются государственными правовыми актами. Для перевозки вязких топлив применяются железнодорожные и автомобильные цистерны, металлические и полимерные емкости, соответствующие требованиям ГОСТ 1510-84. При необходимости применяются специальные устройства подогрева, для крупнотоннажных цистерн обязательно оборудование нижнего слива и залива.

Густые топлива менее текучи, потому возможно наличие остатка топлива в емкости после слива. ГОСТ 1510-84 регулирует правила подготовки емкости к заливу топлива. Так для разных нефтепродуктов максимально допустимый остаток не должен превышать 1 см. Емкости должны герметично закрываться, обеспечивать электростатическую и пожарную безопасность, рекомендуется наличие громоотводных конструкций.

Тара для перевозки смазочных материалов

Машинные масла разной степени вязкости (жидкие, густые, мазеподобные) допускается перевозить в полимерных упаковках, специальных железнодорожных и автомобильных цистернах, канистрах, бочках. Тару для перевозки смазочных нефтепродуктов готовят согласно ГОСТ 1510-84 различно для трех групп, отличных по степени вязкости жидкостей, температуре горения и вспышки, испаряемости:

1. масла турбинные, трансформаторные, для поршневых авиационных двигателей, веретенные, электроизоляционные, для вентиляционных фильтров. Масла конденсаторные, для холодильных машин, индустриальные, вазелиновые медицинские для технических целей, приборные МВП, парфюмерные;

2. моторные автомобильные масла для карбюраторных двигателей, моторные для автотракторных дизелей, моторные для дизельных двигателей, компрессорные, сепараторные, для направляющих скольжения металлорежущих станков, для гидросистем высоконагруженных механизмов, для опрокидывания вагонов самосвалов, масла-смягчители (пластификаторы), масла для производства химических волокон;

3. масла трансмиссионные, цилиндровые тяжелые, сланцевые для пропитки древесины, масла для прокатных станов, для механических и гидромеханических коробок передач, для гидрообъемных передач и гидроусилителей рулей, для гипоидных и спирально-конических, червячных, цилиндрических передач, жидкости смазочно-охлаждающие.

При наливе смазочных материалов в тару обязательно наличие документа, указывающего на вид залитого ранее нефтепродукта, обязательна очистка цистерны перед заливом.

Тара для перевозки битумов

От технологии транспортировки нефтебитума во многом зависит качество асфальтовой смеси и, в результате, дорожного покрытия. Для перевозки всех типов битумов используются автомобильные и железнодорожные бункерные емкости, оборудованные устройствами подогрева. Допускается транспортирование битумов в специальных картонных, бумажных, деревянных упаковках и рулонах. Для транспортировки битума к месту укладки асфальта применяется специальная автотехника.

Наличие качественного теплообменника для разогрева вязких нефтепродуктов до жидкого состояния позволяет использовать обычные бочки и емкости для транспортировки и длительного хранения битума.

Условия безопасной транспортировки нефтепродуктов

На территории России основными производителями тары для нефтепродуктов выпускается широкий ассортимент железнодорожных и автомобильных цистерн, металлических и полимерных емкостей разной вместимости. Выпускаются канистры объемом от 5 до 50 литров, бочки от 48 до 250 литров. Наибольшее распространение получили металлические емкости, но в последнее время все шире применяют тару из современных полимерных материалов. Модернизация материально технической базы перевозчиков нефтепродуктов, использования современных материалов для производства тары, усовершенствование правил безопасности - обязательное условие успешного развития отрасли. Соответствие емкостей ГОСТам, соблюдение правил пожарной безопасности и технических требований при работе с нефтепродуктами значительно снижает вероятность аварий, уменьшает вред, наносимый экологии.

Особенности работы с огнеопасными и взрывоопасными материалами

Легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы поставляют на производственные и строительные объекты в таре или упаковке с яркими предупреждающими подписями «Огнеопасно» и «Взрывоопасно». Разгружают такие материалы не ближе 50 м от источников огня в месте, согласованном с представителями службы техники безопасности. На территории строительной или производственной площадки воспламеняющиеся и горючие жидкости (краски, растворители) допускается хранить не свыше 500 л в отдельно стоящих несгораемых зданиях или землянках на расстоянии не менее 16 м от других зданий. Внутри и снаружи помещений, где хранят легковоспламеняющиеся материалы, делают надписи «Огнеопасно» и «Взрывоопасно».

Помещения для хранения легковоспламеняющихся материалов и прилегающую к ним территорию снабжают средствами тушения огня (песок, лопаты, огнетушители и др.). Оставлять на строительной площадке вне хранилища бачки или тару из-под легковоспламеняющихся материалов категорически запрещается. Склады для хранения горючих материалов оборудуют вентиляцией с вытяжным отверстием не выше 20 см от пола, электропроводку в них надежно изолируют.

До начала работы с легковоспламеняющимися и взрывоопасными материалами маляры должны пройти инструктаж по безопасным методам работы и противопожарной безопасности, а также получить наряд-допуск на особо опасную работу. Лицо, ответственное за технику безопасности, должно постоянно осуществлять технический надзор при производстве работ.

В местах, где ведут работу с легковоспламеняющимися и взрывоопасными материалами (например, эмалью КО-174, клеящими мастиками КН-2 или КН-3), а также в смежных помещениях запрещается курить и применять электронагревательные приборы. В коридорах и на участках, где производят работы, должны быть вывешены надписи: «Не курить!» «Огнеопасно!» и «Взрывоопасно!».

С огнеопасными клеями работают, как правило, в дневное время. При необходимости искусственного освещения помещений применяют переносные электролампы только во взрывобезопасном исполнении с прокладкой электропроводов в защитном резиновом шланге или же освещают помещение снаружи здания прожекторами типа «Кососвет». В эти помещения лица, непосредственно не участвующие в работах с клеями, не допускаются. Помещения должны быть оборудованы средствами пожаротушения. На каждые 100 м2 оклеиваемой площади должно быть два огнетушителя ОП-5, войлок или асбестовое полотно, ящик с песком и лопатой или две песочницы.

При вскрытии тары с огнеопасным и взрывоопасным материалом, чтобы не образовались искры, пользуются резиновыми или деревянными инструментами. На объекте должны быть созданы условия, исключающие образование статического электричества. Электросварочные работы, при выполнении которых возможно возникновение пожара, на таких объектах запрещаются.

При работе с огнеопасными и взрывоопасными материалами помещение проветривают непрерывно, а в течение часа по окончании работы с помощью естественной или искусственной вентиляции. Работать при закрытых окнах, если помещение не имеет вентиляционных устройств, запрещается.

Каждая бригада, производящая работы с использованием огнеопасных и взрывоопасных клеев, должна иметь портативный газоанализатор УГ-2 для отбора проб воздуха и определения в нем концентрации паров легких растворителей. При работе газоанализатора изменяют длину окрашиваемого столбика индикаторной трубки, когда через нее проходит воздух, содержащий пары легкого растворителя. Продолжительность одного замера 1- 8 мин. Если концентрация паров легкого растворителя в воздухе превышает допускаемые нормы, немедленно прекращают работу и проветривают помещение.

Запас огнеопасных и взрывоопасных материалов на рабочем месте не должен превышать сменной потребности для данного помещения. Клеи наносят на стены площадью не более 100 м2 только пластмассовым, резиновым или деревянным шпателем, чтобы не могла появиться искра. Если площадь помещения более 100 м2, работу выполняют по частям.

Окраску фасадов материалами, содержащими ксилол, допускается производить только в холодное время года при температуре +4°С и ниже. На участках, где производятся работы, должны быть надписи «Не курить», «Огнеопасно», «Взрывоопасно».

Каждый рабочий должен знать специальные инструкции по технике безопасности, тушению пожаров и предотвращению взрывов; правила личной гигиены; действие на организм вредных веществ, применяемых в производстве, способы оказания первой помощи пострадавшим.

К работе с материалами, содержащими ксилол, допускаются лица не моложе 18 лет, только мужского пола, прошедшие предварительный медосмотр и обученные безопасным методам производства работ.

Рабочие, применяющие материал, содержащий ксилол, должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты, спецодеждой, защитной пастой «Хиот-6», фильтрующим противогазом марки «А», шланговым изолирующим противогазом ПШ-1. Руки защищают резиновыми перчатками.

При случайном попадании материала на кожу удаляют краску салфеткой и вымывают загрязненное место теплой водой с мылом.

Список литературы

1. Дубов Ю.Н. Дурнев В.Д. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Ч. 1: Учеб. пособие. - СПб. СПбГИЭА, 1999. - 93 с.

2. Охрана труда в машиностроении: Учебник для машиностроительных вузов / Е.Я. Юдин, С.В. Белов, С.К. Баланцев и др.; Под ред. Е.Я. Юдина, С.В. Белова. - М. Машиностроение, 1983. - 432 с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. (Охрана труда). Учебное пособие для вузов. /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др.-М. Высш. шк. 1999.-318 с.