Руководства, Инструкции, Бланки

чем инструкция отличается от методики img-1

чем инструкция отличается от методики

Рейтинг: 4.4/5.0 (1880 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Чем отличается методика от технологии, в чем разница?

Чем отличается методика от технологии?

В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология. Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот. Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?

Что такое методика и технология

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.

Разница между методикой и технологией

Главное отличие между указанными категориями заключается в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения, дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель. А технологию – подробным маршрутом, который позволяет прогнозировать скорость, дистанцию и другие важные нюансы. Таким образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий же может изменяться, ускоряя производственные процессы, но сущность остаётся прежней.

Таким образом, фундаментальное отличие кроется в планируемом исходе операций, совершаемых исполнителем. Исход реализации методики трудно предугадать, он зависит от многих факторов. Грамотное использование технологии всегда приводит к нужной цели, если все шаги выполнены правильно.

Отличие методики от технологии
  1. Степень детализации. Методика – общее направление деятельности, технология – прикладное.
  2. Содержание. Технология – последовательность правил, а методика – их внутреннее содержание, идеология.
  3. Результат. Исход удачного использования технологии можно предугадать, а вот планировать реализацию методики всегда сложнее.

Другие статьи

Вопрос 3

Вопрос 3. Соотношение педагогической технологии и методики обучения (воспитания). Критерии технологично организованного педагогического процесса.

1. Педагогическая технология всегда может быть описана как некоторый алгоритм (цепочка сопряженных действий педагога и учащихся, совокупность этапов и стадий).

1. В методике не всегда можно выделить четкий алгоритм деятельности.

2. Педагогическая технология требует диагностической постановки целей. Цели обучения (воспитания) формулируются диагностически – через конкретный результат («сформировать понятие…», «сформировать умение…», «выработать навык…» и т.д.).

2. В методике педагог чаще всего формулирует цели обучения (воспитания) через собственную деятельность или через изучаемое содержание («научить учащихся…», «изучить материал…»).

3. Педагогическая технология всегда концептуальна, т.е. разрабатывается на основе определенной философской, психологической, педагогической, нейрофизиологической, этической концепции.

3. Методика редко опирается на определенную научную концепцию. Чаще всего она выводится из практического опыта.

4. Педагогическая технология универсальна, т.е. может быть использована в обучении всем или, по крайней мере, многим предметам.

4. Методика по определению предметна, т.е. ее использование ограничено одним учебным предметом или небольшим числом близкородственных предметов.

5. Признак педагогической технологии – наличие систематической оперативной обратной связи. Это значит, что учитель регулярно контролирует промежуточные результаты деятельности всех учащихся на основании четких показателей (для этого часто применяются тесты).

5. В методике используется чаще всего эпизодический контроль, т.е. учащиеся опрашиваются по разным вопросам в разные дни.

6. Использование педагогической технологии требует, как правило, определенной переработки содержания образования. Это значит, что учебный материал перерабатывается (переструктурируется) учителем в соответствии с данной технологией.

6. Методика обучения, как правило, не затрагивает содержания материала.

7. Педагогическая технология обладает свойством воспроизводимости, т.е. может быть успешно воспроизведена любым учителем по ее описанию.

7. Методика обучения (воспитания) тесно связана с личностными особенностями ее автора и с трудом подается воспроизведению другими учителями (хотя отдельные элементы методики могут быть технологизированы).

Критерии технологично организованного педагогического процесса:

1. Результативность, когда высокий результат достигается каждым обучающимся.

2. Экономичность, когда в единицу времени прочно усваивается большой объем учебного материала без избыточных усилий со стороны как преподавателя, так и ученика.

3. Психогигиеничность (эргономичность), когда обучение происходит в благоприятной среде, обстановке сотрудничества, положительном эмоциональном микроклимате, а также при отсутствии перегрузки и переутомления.

4. Создание высокой мотивации к изучению предмета, что позволяет выявлять и развивать положительные личностные качества учащихся, раскрывать резервные интеллектуальные и психологические возможности.

5. Управляемость (педагогическая технология всегда предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, варьирования педагогических средств, контроль и коррекцию результатов).

Вопрос 4. Структура и классификация педагогических технологий.

Структурные компоненты педагогической технологии:

1. Целевой компонент (диагностически сформулированные цели обучения, воспитания, развития учащихся).

2. Концептуальный компонент (философская, психологическая, педагогическая концепция или концепции, составляющие методологическую основу данной технологии).

3. Содержательный компонент (содержание учебного материала, переработанное, переструктурированное в систему специфических для данной технологии учебных или воспитательных заданий).

4. Процессуальный компонент (этапы и стадии сопряженной деятельности учителя и учащихся и применяемые на каждой стадии методы, приемы, средства и формы организации обучения или воспитания).

5. Диагностический компонент (набор диагностических методик для измерения степени достижения поставленных целей обучения и воспитания).

Рассмотрим вопрос: каково соотношение понятий «педагогическая технология» и «образовательная технология»? На этот счет существуют три взаимоисключающие точки зрения.

Первая: понятие «педагогическая технология» шире, чем «образовательная технология». Образовательная технология рассматривается как синоним технологии обучения, то есть педагогические технологии подразделяются на образовательные технологии и технологии воспитания.

Вторая: понятие «образовательная технология» шире, чем «педагогическая технология». Сторонник этой точки зрения подразделяют образовательные технологии на собственно педагогические и информционно-коммуникативные (компьютерные).

Третья: «образовательная технология» – то же самое, что и «педагогическая технология». В наших лекциях мы будем придерживаться именно этой точки зрения.

Белая Ксения

ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАК ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

Последнее десятилетие XX века отразилось на развитии дошкольного образования самым противоречивым образом: с одной стороны, детские сады еле выжили (и, надо заметить, с большими потерями); с другой стороны, педагогическая мысль никогда еще не была настолько смелой и продуктивной, как в эти годы.
Однако среди наших теоретических приобретений встречаются такие, которые ставят практиков в тупик. Ни одна образовательная область не изобилует таким количеством программ, как дошкольное образование: все они обычно начинаются многообещающими вступлениями и ссылками на одни и те же гуманитарные ценности: развитие, личностно-ориентированный подход, самоценность детства и т.п. Но как выбрать из них именно ту, по которой данному педагогу или педагогическому коллективу можно и должно работать?
Чаще всего выбор осуществляется случайно: такой-то представитель науки первым доехал до данного региона, а здесь городские власти отпустили деньги на повышение квалификации — и как раз к моменту набора на определенные курсы. Конечно, к случайностям можно относиться мистически: раз так случилось, значит, тому и быть суждено… Но все-таки хотелось бы научиться выбирать сознательно.
Однако обилие программ — это лишь одна проблема.
Вторая — это новое словечко «технология», которое пробралось в педагогику из точных наук и техники. Что такое «новая технология обработки металла» или «новая технология распространения информации» — более или менее понятно. Но что такое «новая педагогическая технология» и чем она отличается от программы, от методики, от педагогической системы — понять невероятно трудно. Достаточно сказать, что в одном из капитальных трудов, где сделана попытка разобраться в проблеме педагогических технологий, — в книге ярославского ученого Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» — даются десять определений этого понятия.
Но терминологическая путаница — обычное явление для теоретической педагогики. А слово «технология», кажется, довольно прочно обжилось в педагогическом словаре.
Поэтому практику — увы! — придется выбирать не только программу и методику, которыми он будет пользоваться в своей работе, но и технологию.
С вопросом о том, что такое педагогические технологии, мы обратились к заведующей лаборатории педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования Ксении БЕЛОЙ.

Кор.. Ксения Юрьевна! Как можно объяснить практическому работнику, что такое технология и чем она отличается от программы и методики?
К.Б.. Я думаю, сегодня мы уже в состоянии развести эти понятия. Программа — это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка-дошкольника. А технология — это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология — на вопрос «как делать?».
Авторы некоторых программ пытаются сейчас прописать не только цели, задачи и содержание образования, но и ответить на вопрос «как этого достигнуть?» — разрабатывают технологию реализации своей программы. Но лично я придерживаюсь мнения, что грамотный специалист-воспитатель, владеющий методикой работы с дошкольниками, имеющий за плечами специализированное образование, в этом не нуждается. Он сам в состоянии поискать ответ на вопрос «как реализовать программные задачи?», т.е. вполне может стать разработчиком собственной технологии.
Ведь технология в первую очередь должна учитывать конкретного ребенка. А кто знает своих детей лучше, чем работающий с ними опытный и грамотный воспитатель? Это раньше можно было всех учить одинаково — достаточно было одной технологии на все случаи жизни. А сегодня нам уже ясно, что технология должна быть гибкой, индивидуально-ориентированной.
Кор.: Тогда я сразу задам два вопроса: во-первых, можно ли для реализации одной и той же программы использовать разные технологии, и, во-вторых, чем в этом случае отличается технология от методики?
К.Б.: Вопрос действительно непростой. Но можно попробовать дать на него ответ. Педагогика традиционно делилась на части, существующие как бы отдельно друг от друга: например, методика преподавания математики, методика развития речи и так далее. Технология же — это некий общий подход к преподаванию, который должен увязать все методики в единую систему.
Кор.: То есть, если ты понял, как решать образовательные задачи, — ты открыл для себя какие-то общие приемы объяснения, взаимодействия с детьми, виды заданий и т.п. и сможешь реализовать это и на занятиях по развитию речи, и по математике, и по физическому воспитанию?
К.Б.: Да. Кроме того — и в этом отличие технологии от методики, — технология дает гарантированный результат, который методика обещать не может. Технология же говорит: «Чтобы достигнуть такого-то результата, надо делать то-то и то-то в такой-то последовательности». В качестве примера можно привести программу Натальи Крыловой «Дом радости», которую она разрабатывала совместно с воспитателем Ивановой. В этой программе подробно прописаны все двести с лишним дней в году для каждой возрастной группы. Автор говорит: «Будете так делать, получите такой-то результат». Мы действительно можем это подтвердить. Но такую жесткую технологию примет не каждый воспитатель. Возможно, это хорошо для начинающих педагогов. Бывает, что педагог настолько заинтересовывается программой — просто влюбляется в нее, — что полностью идентифицируется с автором и готов следовать каждому его указанию. Автор для него — непререкаемый авторитет. Каждая рекомендация воспринимается как собственная. В этом случае результат реализации технологии обычно бывает высоким.
А некоторые педагоги говорят: «Как это: я должна заучивать свои собственные действия на каждый день? Но я чувствую ситуацию совершенно иначе. И я хочу делать то-то и то-то по-своему, по-другому». Поэтому здесь очень важно разводить два принципиальных подхода: что хорошо для одних воспитателей, невозможно для других. В первую очередь речь идет о творчески работающих педагогах, с большим авторским стажем работы.
Кор.: Замечательное выражение — «авторский стаж работы».
К.Б.: Наверное. Так вот, по отношению к этим педагогам недопустима жесткая регламентация действий. Конечно, они должны следовать инструкциям, определяющим санитарно-гигиенические нормы работы с детьми. В остальном же — педагог должен иметь возможность творить.
Кор.: Вы с этого начали: педагог — создатель собственной авторской технологии.
К.Б.: У нас на конкурсе «Воспитатель года» существует даже специальная номинация — «Авторские технологии». Под авторскими технологиями мы понимаем не только и не столько научные разработки, сколько то, что раньше обозначали более простыми словами: «опыт работы» воспитателя, хорошего воспитателя.
Другое дело, что педагог может чудесно работать с детьми, а описать свой опыт — свою за многие годы наработанную технологию — не может. Иногда даже рассказать о ней затрудняется.
Кор.: В этом нет ничего удивительного: работать с детьми и писать — это совершенно разные виды деятельности, прямо друг с другом не связанные.
К.Б.: Конечно. Но какой отсюда следует вывод? И старший воспитатель, и наука, и журналистика — все должны оказаться на службе у самого главного, не считая ребенка, участника педагогического процесса — воспитателя. Ему нужно помочь описать свой опыт, чтобы сделать его доступным для других педагогов.
Кор.: Правильно ли я вас поняла: по-вашему, технология рождается из опыта?
К.Б.: Да. Возьмем для примера ту программу «Дом радости» с разработанной технологией, о которой я уже говорила. Автор программы Наталья Крылова говорила: «Как родилась моя технология? Я познакомилась с прекрасным воспитателем Ивановой и описала все ее двести с лишним рабочих дней — в младшей и в средней группах». Безусловно, как человек науки, Крылова не просто зафиксировала действия педагога и его занятия, а обработала их, обобщила, систематизировала, соотнесла с последними научными изысканиями психологии, педагогики, методики.
В этом, собственно, и заключается основная задача методической службы — работать с опытом интересных педагогов. Кстати, по моим наблюдениям, очень часто из технологии рождается образовательная программа. Так было и с программой «Дом радости» — изначально Н.Крылова разрабатывала технологию. Такой же путь проделал Зайцев со своими кубиками: обучение детей грамоте по кубикам Зайцева — это технология. На ее основе потом была создана программа.
Кор.: Тогда неудивительно, что дошкольное образование сегодня так богато программами.
К.Б.: Да, в настоящее время у нас 50 программ, имеющих гриф Министерства образования России.
Кор.: И это не считая локальных экспериментальных программ, развивающихся, например, в рамках ФЭП.
Поэтому один из злободневных вопросов: как выбирать программу для детского сада?
К.Б.: Было время, когда мы придерживались принципа «настоятельной рекомендации» применения той или иной программы в наших детских садах. Теперь наша позиция изменилась. Мы считаем, что детский сад может и должен сам выбирать программу, по которой ему работать.
Кор.: Я даже слышала такой термин: «парциальная программа».
К.Б.: Термин, к сожалению, неудачный. Но суть его в том, что детский сад может принять программу в основном, а какие-то ее разделы заменить «парциальной программой» с учетом своих потребностей или возможностей. Ведь выбор программы зависит от множества причин: от района, в котором детский сад расположен, от социального состава детей, от количества проблемных детей и от запросов родителей; от возрастного и квалификационного состава педагогов; от территориальных и финансовых возможностей. Субъективные факторы тоже нельзя со счетов сбрасывать: привычки, пристрастия, склонности воспитателей и заведующей.
Кор.: А кто выбирает программу — заведующая?
К.Б.: Программу должен выбирать педагогический коллектив, а не заведующая со старшим воспитателем в тиши кабинета. Реализовывать-то эту программу воспитателям! Поэтому от таланта и такта заведующей зависит, как она будет убеждать педагогов в целесообразности принятия той или иной программы, как она сумеет показать выигрышные стороны реализации именно этой программы для отдельных творческих воспитателей и ее влияние на перспективы развития сада.
Но выбрать программу — это полдела. Сколько раз мы сталкивались с ситуацией: выбрали в детском саду программу, а через год бросили: «Мы, — говорят, — лучше по другой программе работать будем. По этой не получается».
Чтобы программа заработала, должна быть четко организована методическая служба дошкольного учреждения. Воспитателей надо учить. Не всегда есть деньги послать всех педагогов на курсы, если курсы платные, тем более авторские. Но ты, как заведующая, как методист, продумай серию консультаций в течение года, семинаров-практикумов, «круглых столов», на которых возможен обмен мнениями, систему открытых занятий с детьми. И я думаю, что в течение двух лет можно сделать так, что педагоги влюбятся в программу, увидят ее сильные и слабые стороны, перспективы и преимущества. Начинать реализацию должны самые подвижные и творческие люди, и только потом можно распространить их опыт на работу всего детского сада. Следующий этап — создание в рамках используемой программы собственных наработок. Это тот самый опыт, который впоследствии, может быть, выльется в целостную технологию.
Кор.: И эта технология, возможно, войдет в золотой фонд практического опыта отечественной педагогики.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

Чем различаются понятия методика и технология?

Чем различаются понятия методика и технология?

Методика и технология - не синонимы, хотя эти два понятия иногда отождествляют. И то, и другое представляют собой формы организации процесса.

Технология - термин, изначально использовавшийся как детальная характеристика производственного процесса. Технология - это пошаговая инструкция, рецепт с точным указанием таких параметров как количество, состав, время, последовательность и т. п.

Методика - способ выполнения "инструкции", предполагающий вариабельность и индивидуальный подход к процессу её выполнения.

Если технология "диктует", то методика "рекомендует". Технология не имеет личностного оттенка, она суха, как математическая формула.

Методика же ориентирована на определённые человеческие качества и учитывает их.

Приведу пример. Два человека, независимо друг от друга готовят блюдо по одному и тому же рецепту, где прописаны и состав продуктов, и пропорции, и общая последовательность процесса приготовления (технология). Однако на выходе блюда имеют разный вкус и вид. Этому способствует разный подход и стиль приготовления (методика).

Мне рассказывали, что на одном и том же производстве (речь о производстве колбасных изделий) один и тот же сорт колбасы получался по-разному в зависимости от того, какой технолог был на дежурстве.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Чем метод отличается от методики

Чем метод отличается от методики Метод как способ познания и практической деятельности

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

Методика - это

Методика это: Общее понятие

Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика .

Понятие "методика" в различных отраслях Образование

Методика в образовании — описание конкретных приёмов. способов. техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах [1] ; «собирание правил воспитательной деятельности» [2] .

Методика обучения предмету включает в себя [3] :

  • цели обучения
    • образовательные цели
    • развивающие цели
    • воспитывающие цели
    • практические цели
  • принципы обучения
  • содержание обучения
  • методы обучения
    • общие методы обучения
    • частные методы обучения
Экспериментальная наука

Раздел нуждается в дополнении.

Теоретическая наука

Раздел нуждается в дополнении.

Требования к методике

Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному "рецепту", процедуре, являются следующие:

  • реалистичность;
  • воспроизводимость;
  • внятность;
  • соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
  • результативность.
См. также Примечания
  1. ^ Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М. ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - С. 174
  2. ^ К.Д. Ушинский
  3. ^ Сенькина Г.Е. Емельченков Е.П. Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. - Смоленск, 2007. - С. 36
Ссылки
  • Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М. ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
  • Сенькина Г.Е. Емельченков Е.П. Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. - Смоленск, 2007.

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое "Методика" в других словарях:

методика — Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Справочник технического переводчика

МЕТОДИКА — (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… … Словарь иностранных слов русского языка

Методика — – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МЕТОДИКА — конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета. методика оценки. методика составления, разработки. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода … Философская энциклопедия

Методика — (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия ( в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… … Экономико-математический словарь

Методика — совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н. практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

методика — сущ. кол во синонимов: 2 • годегетика (1) • методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МЕТОДИКА — (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… … Энциклопедия социологии

Книги
  • Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Белошистая А. В. Курс лекций написан в соответствии с программой «Методика преподавания математики» для педагогических специальностей педвузов и педуниверситетов. Пособие не только ознакомит студентов с… Подробнее Купить за 210 руб
  • Методика. Учебное пособие по курсу методики преподавания русского языка как иностранного состоит из лекций, освещающих на основе коммуникативно-деятельностной методической концепции: 1) общие вопросы… Подробнее Купить за 190 руб
  • Методика. В.Ф. Пилипенко. Пособие представляет собой сборник законодательных актов, нормативных и информационно-методических материалов, созданный в помощь руководителю по обеспечению комплексной безопасности… Подробнее Купить за 190 руб
Другие книги по запросу «Методика» >>

Правила оформления методических инструкций

Правила оформления методических инструкций

Список используемой литературы

Методическая инструкция (МИ)-- документ, устанавливающий единые нормы и правила выполнения отдельных видов работ, поясняющий требования стандарта и не вошедшие в него в силу специфики работ, а также осуществление контроля по их выполнению[1]. Одной из главных проблем является то, что правила к методическим инструкция не нормированы какими-либо нормативными документами. Организации сами решают эту проблему. Целью моей работы является установление правил оформления, содержания, построения методических инструкций. Немаловажным является и то кем они могут разрабатываться и кем принимаются. Анализ технологии разработки таких нормативных документов как методическая инструкция позволит более глубоко понять все нюансы разработки более сложных документов, таких как технические условия, стандарты организаций, и, наконец, национальные стандарты. Так же, в своей работе я хочу установить отличие методических инструкций от стандартов организации. В ходе работы будут приведены примеры различных методических инструкций, а так же связанных с ними нормативных документов.

Разработка методической инструкции

Чаще всего методические инструкции регламентируют порядок проведения работ на предприятии, а стандарты организаций, в свою очередь, могут разрабатываться на продукцию, процессы и услуги, оказываемые в данной организации. В отличии от стандартов организации.

Методические инструкции разрабатываются непосредственно в организации по инициативе заинтересованных должностных лиц, в то время как разработчиком стандартов организации является отдел по стандартизации предприятия. Кроме того, руководство предприятия вправе поднять вопрос о необходимости разработки той или иной методической инструкции, и дать указания к разработке в соответствующее подразделение, к компетенции которых относится данный вопрос (в ряде случаев отдел по стандартизации предприятия). В данном случае оплата работ производится из бюджета предприятия. В случае необходимости руководство предприятия может привлечь к разработке методической инструкции специалистов сторонних организаций. Методическая инструкция может разрабатываться любым структурным подразделением предприятия. Разработчиком может являться как один работник структурного подразделения предприятия, так и группа работников. После принятия решения о разработке методической инструкции разработчиком издается распорядительный документ, устанавливающий цели, сроки и направления разработки методической инструкции[2]. Так же разработчик должен составить план работ по разработке методической инструкции, который утверждается руководителем структурного подразделения, на которого возложена ответственность за разработку инструкции. Разработчик в дальнейшем должен следовать составленному плану.

Далее разработчиком подготавливается проект методической инструкции с приведением технического и экономического обоснования необходимости разработки данной инструкции. Данный проект проходит экспертизу юридической службы предприятия либо подлежит внешнему аудиту (проверка независимыми экспертами). Так же проект обязательно должен пройти обязательную экспертизу экономической и технической обоснованности разработки, для установления затрат на внедрение, выгоды от внедрения, улучшения качества работы предприятия. Результат экспертизы может быть положительным или отрицательным.

При положительных результатах экспертизы, проект оформляется как действующая методическая инструкция. Инструкция должна быть утверждена руководителем предприятия либо руководителем структурного подразделения. Часто методическую инструкцию согласуют с техническим комитетом по стандартизации, за которым закреплено данное предприятие. Далее разработчик, за счет предприятия, распространяет копии методической инструкции в предназначаемые структурные подразделения. Оригинал же хранится в отделе по стандартизации, либо в службе по делопроизводству.

При отрицательных же результатах экспертизы, проект методической инструкции отклоняется и передается на доработку разработчику.

Если для внедрения методической инструкции необходимо изменить или отменить иные нормативные документы, действующие на предприятии, то руководитель разработки одновременно с разработкой проекта обеспечивает подготовку обоснованных предложений по пересмотру, изменению или отмене действующих нормативных актов.

При составлении методической инструкции, связанной с порядком работы на предприятии, разрабатываемый орган должен направить проект инструкции в профсоюз предприятий, отстаивающий интересы большинства служащих.

После принятия методической инструкции руководство предприятия обязано производить контроль над выполнением ее требований, и обеспечить ее своевременную актуализацию.

Оформление методической инструкции

В целом, методическая инструкция является одним из нормативных документов организации или предприятия. Поэтому, к ее оформлению предъявляются те же требования что и к другим нормативным документам. На организации могут быть созданы собственные правила оформления, но, зачастую, используются положения, изложенные в национальном стандарте ГОСТ Р 6.30 [3] Хочу отметить, в оформлении методической инструкции много общего с оформлением национального стандарта и стандартов организации. Несмотря на то, что правила оформления для методических инструкции нигде не регламентированы, разработчик чаще всего использует положения ГОСТ Р 1.5, но существует и ряд особенностей, которые далее я хочу рассмотреть.

Для оформления методических инструкции используют реквизиты, которые являются обязательными для бланка, предназначенного для оформления внутренних документов организации или предприятия. Банк методической инструкции должен содержать наименование организации, наименование документа, дату и место его подготовки. Справа над текстом располагают гриф утверждения. Гриф утверждения является обязательным для методических инструкций. Гриф утверждения ставится на титульном листе инструкции[3]. Стандарт ГОСТ Р 6.30 устанавливает следующий вид грифа утверждения:

По необходимости на титульном листе методической инструкции может размещаться гриф согласования. В обязательном порядке оба грифа должны быть заверены печатями организации.

Помимо грифа утверждения, на титульном листе должно указываться название организации, в которой применяется данная методическая инструкция и эмблема этой организации (если организация не государственная). По ГОСТ Р 6.30 эмблема организации размещается на документе согласно уставу организации (в рассматриваемом случае, чаще всего в левом верхнем углу титульного листа). Название должно быть указано полностью, с указанием адреса расположения и контактной информации. В названии организации не допускается использовать сокращения, должен присутствовать код организации по ОКПО, стоящий после названия организации. На титульном листе может указываться разработчик инструкции, его фамилия, имя и занимаемая должность. Пример оформления титульного листа представлен в Приложении 2

Методическая инструкция может оформляться как на чистых листах, так и на бланках организации с нанесенными на него реквизитами. При оформлении методической инструкции на бланке организации должен использоваться бланк конкретного вида документов. ГОСТ Р 6.30 устанавливает, что каждый бланк организации должен иметь поля: 20 мм - левое, 10 мм - правое, 20 мм - верхнее, 20 мм - нижнее.

Название методической инструкции располагается в центре титульного листа. Чаще всего, аналогично с национальными стандартами, название выделяют жирным шрифтом. Под название, так же выделяя жирным шрифтом, указывают двухзначный номер методической инструкции. Номер присваивают в порядке издания методической инструкции. Год издания указывают после номера через дефис. На последней строчке титульного листа указывается город, в котором была принята данная инструкция и год ее опубликования.

При печати инструкций используются листы из белой, плотной бумаги формата А4. Текст инструкции должен хорошо читаться. С этой целью используется типографская краска черного цвета.

Текст методической инструкции дожжен быть выполнен с использованием гарнитуры шрифта Times New Roman. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту инструкции. Допускается использовать любые сокращения, любые символы и буквы любых алфавитов. Расстояние между заголовком раздела и предыдущим или последующим текстом, а также между заголовками раздела должно быть равно не менее чем четырем высотам шрифта, которым набран основной текст инструкции.(ГОСТ 1.5) Каждая страница, кроме титульного листа, должны быть пронумерована. В нумерации страниц допускается использовать любое расположение цифр, но предпочтительным является расположение в правом верхнем углу. Каждый новый раздел инструкции выделяется заглавными буквами и ему присваивается порядковый номер. Дополнительно к выделению заглавными буквами может добавляться выделение жирным шрифтом. Расположение названия раздела может быть произвольным: либо выровнено по левому краю, либо по центру. Название подраздела так же выделяется полужирным шрифтом, но не выделяется заглавными буквами. Располагается название подраздела строго по левому краю.

В методической инструкции допускается использовать приложения в виде графиков, таблиц, диаграмм, схем, формул и т.п. Приложения располагают после текста инструкции. Обозначение приложения используется те же правила, что и в обозначении разделов. Текст приложения не должен отличаться от текста методической инструкции. Приложения обозначаются буквами русского алфавита или арабскими цифрами. Отметку о наличии приложения указывают в содержании с указание номера страницы.

В методической инструкции обязателен раздел «Ознакомление» (Приложение 3). Его оформляют в виде таблицы, содержащую столбцы фамилии сотрудников, для которых предназначается данная инструкция, подпись и примечания.

методическая инструкция нормативный документ

Содержание и структура методической инструкции

Приступая к рассмотрению требований к содержанию методической инструкции, прежде всего, уточню, что под содержанием следует понимать всю включенную в документ информацию. В свою очередь, основным информационным компонентом инструкции является ее текст. Текст методической инструкции должен содержать достоверную информацию, не противоречить другим, ранее изданным документам предприятия, а так же нормативно-правовым документам, законодательству РФ. Текст инструкции должен быть структурирован и разделен на соответствующие разделы. Структурные элементы должны быть взаимосвязаны и отражать всю необходимую информацию о назначении, области применения и сущности инструкции. Так же в методической инструкции должны приводиться сведения используемых, при составлении, иных нормативных документов, стандартов, правил и норм. Текст инструкции может состоять из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел и пункт должен быть пронумерован арабскими цифрами. Содержание приложений может быть представлено в виде связанного текста, таблиц, анкет, графиков, иллюстраций или их комбинации. Выбор конкретного способа представления, как правило, определяется функциональным назначением приложения.

Текст методической инструкции можно разделить на 3 части: вводная часть, основная часть и заключение. Вводная часть содержит основную информацию об инструкции: область применения и распространения, используемые документы, назначение инструкции, указываются причины разработки (Предисловие, Область применения, Содержание, Нормативные ссылки). Основная часть - суть документа (Основные положения). Содержит основные нормативные положения методической инструкции, может быть представлена разделенной на несколько разделов, либо в виде одного раздела, разделенного на пункты. Заключительная часть методической инструкции представлена в виде приложений и элемента «Ознакомление». Название разделов, подразделов, пунктов могут иметь названия, выраженные именем существительным в именительном падеже, и должны в краткой форме отражать содержание соответствующих элементов. Названия подпунктов должны быть согласованы с названием пунктов.

Все части методической инструкции могут быть структурированы по абзацам и пунктам. Структуризация по абзацам характерна для основной части методической инструкции, а структуризация по пунктам - для вводной части и заключения. Структуризация приложения зависит от способа представления информации в составе приложения.

Текст методической инструкции составляют на русском или национальном языке в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о государственных языках.

В тоже время в международных организациях, действующих на территории РФ, текст инструкции может составляться на русском или английском языках или языке страны, в которой зарегистрирована организация[4].

Перейдем к подробному описанию составных элементов методической инструкции.

В предисловии методической инструкции приводят сведения об организации, в которой действует инструкция, сведения о данной инструкции, область распространения и документы, в соответствии с которыми она была разработана. «Предисловие» размещают на следующем листе после титульного листа. Данный элемент является не обязательным и чаще всего его объединяют с элементом «Область применения».

В разделе «Область применения» методической инструкции рекомендуется указать назначение инструкции, область ее применения, правовые основания разработки инструкции, порядок ее применения. В данном разделе могут указываться документы, в соответствии с которыми была разработана инструкция. Это могут быть документы системы менеджмента качества предприятия, нормативные документы предприятия, рекомендации или стандарты. Данный элемент размещается на следующем листе после титульного листа, либо, при наличии элемента «Предисловие», на следующем листе после элемента «Предисловие».

В элементе «Содержание» методической инструкции должны указываться наименования разделов и приложений, их обозначение и начальную страницу.

В данном разделе приводятся ссылки на все нормативные документы, используемые при составлении методической инструкции. Элемент «Нормативные ссылки» приводят если в тексте инструкции даны ссылки на стандарты, технические условия и другие документы. Порядок перечисления ссылок аналогичен со стандартами, то есть:

Другие нормативные документы (инструкции, рекомендации, правила)

Перечень ссылочных нормативных документов начинают со слов: «В настоящей методической инструкции использованы ссылки на следующие нормативные документы:» Все ссылочные документы должны быть указаны с полным наименование, обозначением и годом принятия. Нормативные ссылки располагают по старшинству: начиная с национальных стандартов, заканчивая рекомендациями и иными инструкциями. Названия нормативных документов располагают в алфавитном порядке.

Элемент «Нормативные ссылки» размещается после элемента «Область применения»

В этом элементе приводят по необходимости все термины и определения, применяемые в данной инструкции. Термины и определения могут быть как стандартизованными, так и не стандартизованными. Если термин и определения являются стандартизованными и используются в каком либо стандарте, то в скобках, после определения, указывают данный документ. По аналогии со стандартами, определения должны быть краткими и максимально точными.

Обозначения и сокращения

Если в тексте методической инструкции используется значительное количество обозначений и сокращений, то для их установления используют элемент «Обозначения и сокращения». Заглавными буквами обозначается сокращение или обозначение и через дефис приводится расшифровка. Чаще всего данный элемент объединяютс элементом «Термины, определения» и называют - «Термины, определения, обозначения и сокращения». Термины и определения должны располагаться в алфавитном порядке. Указание общепринятых и часто используемых сокращений не обязательно.

Основные положения методической инструкции могут оформляться в виде разделов, содержащих основные нормативные положения инструкции. Так же основные положения могут оформлять в один раздел «Основные положения» с разделением на пункты и подпункты. Раздел «Основные положения» является основным в инструкции, развернуто отражает все аспекты, установленные в разделе «Область применения». Положения данного раздела должны основываться на научных достижениях и на практическом опыте, должны соответствовать области распространения данной инструкции, обеспечивая выполнение задач поставленных перед разработчиком инструкции.

Данный раздел обычно представлен в виде таблицы, содержащей фамилии работников, которым предназначена инструкция, и их должность. Обязательным в таблице является столбец «Подпись». Работник обязан расписаться под своей фамилией после ознакомления и методической инструкцией. После подписания на работника возлагается ответственность по выполнению данной методической инструкции. Раздел «Ознакомление» может быть представлен как отдельный раздел в документе, так и в качестве приложения.

Материал, дополняющий основную часть документа, оформляется в виде приложения. В приложении материал приводится в виде таблиц, графиков, иллюстраций. Приложения пронумерованы либо озаглавлены буквами русского или латинского алфавитов. Каждое новое приложение начинают с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок. В тексте методической инструкции обязательны ссылки на приложения. По аналогии с национальными стандартами, по статусу приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Информация о статусе приложения должна указываться в скобках под номером приложения.

Изложение текста методической инструкции

Текст методической инструкции должен быть изложен в служебно-деловом стиле, точным, не допускать различных толкований и понятный для пользователей методической инструкции. Стиль изложения - это разновидность письменного изложения, а также совокупность присущих ему черт лексики, грамматики, фонетики, отличающих один стиль от других[4]. В контексте данного определения служебно-деловой стиль следует рассматривать как способ письменного изложения управленческой информации в составе соответствующих документов. Приведу наиболее характерные черты служебно-делового стиля:

Лаконичность, ясность и точность изложения

Нейтральный тон изложения, предполагающий отказ от разного рода «лирических отступлений», эпитетов и многословия.

Использование терминов в содержании инструкции должно быть по возможности ограничено областью распространения инструкции. То есть, используемый термин должен относиться только к той сфере, для которой была составлена методическая инструкция, причем применять их следует только в однообразном, общепринятом толковании. Недопустимо использовать различные определения термина, отступление от того определения, которое было дано в элементе «Термины, определения».

В тесте методической инструкции допускается использование сокращений, позволяющих обеспечить необходимую компрессию текста. Все используемые сокращения и их расшифровка, как было сказано выше, должны быть представлены в элементе «Обозначения и сокращения». Но, в то же время, следует отметить, что неумеренное использование большого количества сокращений может привести к перегрузке текста и усложнению его для восприятия. Общепринятые и часто используемые сокращения могут не приводится в элементе «Обозначения и сокращения» (МЧС, ТЭЦ, НИИ, ВУЗ и пр.). Однако, не допускается использовать слоговые сокращения (тех-ред, главбух, завсклад и пр.).

Основные положения инструкции должны четко соответствовать цели ее разработки, установленных в элементе «Предисловие». Текст элемента «Основные положения» должен касаться только области применения данной методической инструкции. Не должны присутствовать различные отступления.

Допускается разделение текста на подразделы. Каждый подраздел должен быть пронумерован и иметь название[5]. Опять же, текст раздел должен соответствовать своему названию. К примеру, в методической инструкции «Определение однородности партии пищевых продуктов и продовольственного сырья - продукции растениеводства и животноводства при проведении радиационного контроля» текст «Основных положений» разделен на 5 подразделов, содержание каждого соответствует его названию. Подраздел «Средства измерения» приводит перечень средств измерения, используемых для радиационного контроля продукции.

Поскольку текст инструкции носит характер указания, в ней рекомендуются четкие формулировки со словами, имеющими распорядительное значение, типа «должен», «следует», «необходимо», «имеет право», «не допускается», «рекомендуется», «запрещается» и т.д. Текст инструкции излагается от третьего лица (например, «Руководители или по их поручению другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций должны систематически анализировать, обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них практические замечания…») или в безличной форме (например, «Установленный факт неоднородности отмечается в журнале или протоколе испытаний и партия подлежит разделению на несколько однородных групп»)[6].

Подводя итог своей работы, хочу отметить, что в технологии разработки методических инструкций много общего с разработкой национальных стандартов. Это и оформление, как национальные стандарты так и методические инструкции оформляются согласно положениям ГОСТ 1.5, и порядок разработки, методические инструкции так же как и стандарты разрабатываются на основании приказа руководства и согласно плану работ. Аналогично методическая инструкция, как и стандарт организации, может быть использована иными предприятиями, но только с разрешением организации-разработчика. Методические инструкции и стандарты организаций даже излагаются в одинаковом стиле. Но существуют и различия, которые были мною установлены. Например методические инструкции, в отличии от стандартов организаций разрабатываются чаще всего на правила проведения отдельных видов работ ( методика определения однородности партии продукции; управление записями и тп), в то время как стандарты организаций разрабатываются на технологические процессы, проходящие на предприятии, услуги и выпускаемую продукцию. Так же, в отличии от стандартов организации методические инструкции разрабатываются любым структурным подразделением предприятия и любым лицом, а ответственность за разработку стандартов организации лежит на отделе по стандартизации на предприятии. Не существует определенных требований и к структуре методической инструкции. Обязательными элементами являются только титульный лист, область применения и лист ознакомления.

Список используемой литературы

ГОСТ 1.5 - 2002 Межгосударственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. - Введ. 2002-09-01. - М. Изд-во стандартов, 2002. - 160с.

ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - Введ. 2003-07-01. - М. Изд-во стандартов, 2003. - 19с.

Кадровик. Кадровое делопроизводство: информ. журн. / - М. Панорама, 2007 №2

Кирсанова М.В. Современное делопроизводство. - 3-е изд. - М. Инфра-м, 2008 г. - 320 с.

МИ 1.1. Порядок разработки положений о подразделении ЯГУ. - Введ. 2006-12-06. - Ярославль: Издательство ЯГУ, 2006. - 7с.

МИ 2.1 - 2006. Определение однородности партии пищевых продуктов и продовольственного сырья -продукции растениеводства и животноводства при проведении радиационного контроля. - Введ. 2006-12-17. - Гомель, Республика Белорусь: НИРУП «Институт почвоведения и агрохимии», Изд-во НИРУП «Институт почвоведения и агрохимии» 2006. - 28с.

МИ 4.2-СП1.МИ02-2008. Общие требования к структуре содержанию, оформлению и утверждению должностных инструкций. НГУ. - Введ. 2008-07-11. - Новосибирск: Издательство НГУ, 2008. - 12с.

Положение о разработке и принятии локальных нормативных актов ОАО «Арго»: положение организации. - Введ. 2005-11-23. - Ржев: 2007 17с.

Рогожкин М.Ю. Справочник делопроизводства. - 3-е изд. - СПб. Питер, 2011г.-178с.

Санкина П.В. Правила составления и оформления инструкций / П.В. Санкина //журн. Справочник кадровика. - 2009. - №9

СТО СМК 4.2.01-10 Система менеджмента качества. Управление документацией. МЭИ (ТУ). - Введ. 2010-02-11. - М. Издательство МЭИ (ТУ), 2010. - 38с.

Порядок разработки методических инструкций

Оформление титульного листа методической инструкции

Структура текста методической инструкции