Руководства, Инструкции, Бланки

договор на перевозку грузов автомобильным транспортом с ип образец img-1

договор на перевозку грузов автомобильным транспортом с ип образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1858 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец договора перевозки груза автомобильным транспортом

Договор перевозки груза автомобильным транспортом образец бланк

Соглашение о перевозки груза транспортом является срочным соглашением, так как у него есть определенные временные рамки выполнения соответствующей услуги и по нему человек, который будет перевозить груз должен выполнить свои обязанности в должной мере, а владелец соответствующего груза должен оплатить данные услуги по перевозки соответствующего груза.

Данное соглашение составляется в письменной установленной форме.

Содержание соглашения грузоперевозки транспортом

Перед написанием и заключением данного соглашения необходимо заранее обговорить все его условия.

Соглашение имеет типовую форму и содержит в себе следующую информацию:

1. Прописываются все реквизиты и владельца груза и организации или человека, который предоставляет данные услуги, а также указывается информация о человеке, который получит данный груз, то есть указывается их адрес нахождения организации и указываются полностью их имя, фамилия, отчество и другие данные.

2. Прописывается предмет данного соглашения, а именно предоставляемая услуга по перевозу груза транспортом;

3. Указывается период, в который груз должен быть доставлен в то или иное место;

4. Прописывается название груза, который необходимо перевезти, то есть прописывается полностью информация об его объеме, количестве и других характеристиках;

5. Полностью прописывается адрес того места, в которое необходимо привезти груз;

6. Прописываются права владельца соответствующего груза, а именно:

  • владелец может заключить соглашение на постоянной основе, если перевозки систематические;
  • имеет право предъявлять претензии, человеку, который осуществляет перевозку, если он не выполнил свои услуги в должной мере;
  • он имеет право не соглашаться на то транспортное средство, которое, по его мнению, не сможет осуществить перевозку груза;

Права, человека или организации, которая предоставляет соответствующие услуги:

  • перевозить груз на хороших исправных транспортных средствах;
  • производить погрузку соответствующего товара;

Права, человека или организации, которая в последующем должна получить соответствующий товар.

  • получить тот товар, который должны ему привезти;
  • также предъявлять свои возмущения по поводу некачественной доставки груза.

7. В конце данного соглашения ставится личные подписи сторон и их фамилии с инициалами.

Ниже расположен типовой бланк и образец договора перевозки груза автомобильным транспортом вариант которого можно скачать бесплатно.

Другие статьи

Договор перевозки грузов (образец заполнения)

"__"__________ 20__ г.

ООО "Пекарь", именуемое в дальнейшем "Клиент", в лице директора Сучкова В.И. действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО "Пегас", именуемое в дальнейшем "Перевозчик", в лице директора Суханова В.И. действующего на основании Устава, с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

1.1. Перевозчик обязуется принимать в пунктах отправления, указанных в заявках Клиента, к перевозке от Клиента (либо его поставщиков) грузы и доставлять их в пункт назначения.

1.2. Клиент обязуется оплатить услуги по перевозкам грузов в соответствии с разделом 3 настоящего договора.

2. Обязанности сторон.

2.1. Клиент обязан:

2.1.1. Предоставить Перевозчику заявку на каждую очередную перевозку грузов. Заявка является неотъемлемой частью настоящего договора и должна содержать следующие реквизиты: места, даты и время погрузки и выгрузки; характеристики перевозимого груза, его количество, вес, стоимость; требуемый тип подвижного состава, количество транспортных средств; особые условия перевозки; маршрут и сроки перевозки.

2.1.2. Подготовить груз к перевозке и оформить на него все необходимые документы.

2.1.3. Предъявить груз к перевозке в надлежащей таре и упаковке, обеспечивающей сохранность груза во время погрузочно-разгрузочных работах и во время перевозки.

2.1.4. Осуществлять своими силами и средствами (либо силами поставщиков Клиента) погрузочно-разгрузочные работы, не допуская сверхнормативного простоя транспортных средств. Обеспечить сохранность груза при погрузочно-разгрузочных работах, производимых своими силами.

2.1.5. После разгрузки своими силами привести кузов транспортного средства в состояние, предшествующее перевозке.

2.1.6. В случае отсутствия экспедитора, сопровождающего груз, опломбировать кузов транспортного средства с соответствующей отметкой в товарно-транспортных документах.

2.1.7. Содержать погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к ним в исправном состоянии.

2.1.8. Передать Перевозчику в момент заключения настоящего договора копию Генерального полиса по страхованию грузов N Ф64-0105/000033 от 26.01.20__ (с Правилами страхования грузов N 7.1.2), заключенному Клиентом с ОАО "Страховая компания "Вымпел".

2.1.9. Указывать в товарно-транспортной документации и/или в путевом листе фактическое время прибытия и убытия автотранспортного средства к месту погрузки/разгрузки.

2.2. Перевозчик обязан:

2.2.1. Подавать транспортное средство к пунктам погрузки не позднее срока, указанного в заявке.

2.2.2. В случае невозможности выполнения заявки в указанное в ней время или по другим причинам, уведомить об этом Клиента в течение двух часов после получения заявки.

2.2.3. Подать под погрузку исправное, отвечающее санитарным нормам, требуемого типа, пригодное для перевозки груза (указанного в заявке) транспортное средство в установленный в заявке срок.

2.2.4. Осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание перевозимых грузов.

2.2.5. Выполнять все обязательные условия по перевозке грузов, указанные в Генеральном полисе по страхованию грузов и Правилах страхования грузов.

2.2.6. Произвести инструктаж водителей, перевозящих грузы Клиента, с письменной отметкой о проведении инструктажа (под роспись) о следующем:

- стоянки для отдыха разрешаются только на охраняемых, освещенных, огороженных стоянках или на специальных площадках у постов ДПС;

- погрузочно-разгрузочные работы производятся на территории склада грузоотправителя или грузополучателя;

- не допускается выгрузка груза по адресу иному, чем указан в товарно-транспортной накладной, кроме случаев выгрузки груза при дорожно-транспортном происшествии;

- не допускается перегрузка груза из кузова транспортного средства в кузов другого транспортного средства, кроме случаев, указанных в предыдущем подпункте.

2.2.7. Доставить груз в пункт назначения в согласованный срок и сдать его уполномоченному Клиентом лицу.

2.2.8. В случаях, предусмотренных заявкой, получить по доверенности Клиента груз, доставить его в пункт назначения в согласованный срок и сдать его уполномоченному Клиентом лицу.

3. Оплата за перевозку.

3.1. Размер оплаты за перевозку грузов устанавливается по договоренности Сторон и отражается в заявке, исходя из фактического объема предоставленных услуг по каждой перевозке. Сумма оплаты указывается в выставленном Перевозчиком счете по каждой выполненной заявке Клиента.

3.2. Расчет производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Перевозчика не позднее пяти банковских дней после доставки и передачи груза и предоставления Перевозчиком счета.

4. Условия перевозки.

4.1. Перевозка грузов производится на основании заявок Клиента, согласованных с Перевозчиком не позднее чем за два дня до намечаемой даты перевозки, оформляемых для каждого очередного отправления грузов.

Клиент вправе отказаться от ранее поданной заявки не позднее чем за три дня до согласованного срока подачи Клиенту транспортного средства либо по согласованию с Перевозчиком установить иной срок заказа.

4.2. Принятие груза к перевозке подтверждается составлением и выдачей товарно-транспортной накладной.

4.3. Время прибытия транспортного средства под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия транспортных средств под разгрузку - с момента предъявления водителем товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки.

5. Ответственность сторон.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РФ, Гражданским кодексом РФ и другими действующими законодательными актами.

5.2. Согласно настоящему договору установлена ответственность Сторон:

5.2.1. За несвоевременную оплату оказанных услуг по перевозке начисляется пеня в размере __________% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

5.2.2. За необоснованную задержку транспортного средства Перевозчика по вине Клиента сверх сроков, указанных в заявке, Клиент уплачивает штрафную неустойку в размере __________ руб. за каждые сутки простоя.

5.2.3. В случаях необоснованного отказа от перевозки, несвоевременной подачи транспортного средства под погрузку, подачи транспортного средства, не соответствующего заявке, необоснованного нарушения срока доставки груза, указанного в заявке, начисляется пеня в размере __________% от стоимости услуги за данную перевозку за каждый день задержки.

5.2.4. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Клиенту (управомоченному им лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

5.2.5. Обязанность по уплате пени, штрафной неустойки и причиненных убытков возникает у виновной Стороны после предъявления к ней письменной претензии от другой Стороны, с расчетом размера суммы, подлежащей уплате, сроков уплаты и приложением документов, подтверждающих обоснованность этого расчета. Нарушение указанных сроков уплаты влечет начисление пени в размере _________% от начисленных сумм за каждый день задержки их уплаты.

5.2.6. Уплата пени и штрафной неустойки не освобождает Стороны от взятых на себя по договору обязательств.

6. Срок действия договора.

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до _______________ 20__ г.

6.2. Настоящий договор может быть продлен на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о своем намерении его расторгнуть за один месяц до срока его окончания.

6.3. Договор может быть расторгнут по обоюдному согласию Сторон либо по требованию одной из Сторон путем предварительного письменного уведомления другой Стороны за один месяц.

6.4. Договор считается расторгнутым как по обоюдному согласию, так и в других случаях только после полного взаимного расчета между Сторонами.

6.5. Все изменения и дополнения к настоящему договору будут иметь юридическую силу, если они оформлены письменно, подписаны полномочными представителями обеих Сторон и скреплены печатями.

6.6. Договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

6.7. Споры по настоящему договору решаются в арбитражном суде в установленном законом порядке.

7. Подписи Сторон:

Источник: "Автотранспорт на предприятии: организация перевозок, регулирование труда водителей, ответственность"

Договор перевозки груза транспортом - скачать образец бесплатно

Договор перевозки груза транспортом — скачать образец

18 мая 2897 0 Автор: Шмидт Николай 2897 0

На данной странице вы можете скачать актуальный образец договора на перевозку груза автомобильным транспортом и узнать особенности его составления .

Согласно этому договору. на перевозчика налагается обязанность по доставке вверенного ему отправителем груза в назначенный пункт, а также его выдача определенному лицу (оно является получателем и имеет право на получение). В свою очередь отправитель должен заплатить конкретную денежную сумму за перевозимый груз.

Стороны договора именуются грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем.

Грузоотправитель обладает следующими правами:

  1. Если перевозка разовая, им может быть подана заявка на перевозку в конкретный временной период, а если перевозки систематические – возможен вариант с заключением долгосрочного договора об организации перевозок (согласно статье 798 ГК РФ).
  2. Правом предъявления к перевозке грузов в указанном объеме (в случае заключения соответствующего договора).
  3. Обладает правом на предъявление претензий к перевозчику грузов до момента подачи искового заявления в суд (если договор исполняется ненадлежащим образом). Исковая давность по требованиям такого типа составляет один год.
  4. У него есть право не принимать поданные ему транспортные средства в том случае, если с их помощью груз перевозить невозможно.
  5. Право осуществления погрузки в соответствии с указанными требованиями (если оно предусмотрено самим договором) и в конкретно установленные сроки.

Перевозчик обладает такими правами, как:

  1. Подача отправителю исправных транспортных средств, пригодных для перевозки установленного груза во временной период, заявленный в заявке грузоотправителя (согласно гражданскому законодательству).
  2. Осуществление погрузки груза (если она предусмотрена договором).

Грузополучатель имеет право на:

  1. Выгрузку прибывшего товара во временной промежуток, определенный договором.
  2. Предъявление претензий к грузоперевозчику (до подачи искового судебного заявления) в том случае, если договор не исполняется должным образом.

Факт заключения договора перевозки груза подтверждает составленная и выданная грузоотправителю транспортная накладная (или иной документ на груз, который разрешается по соответствующему транспортному уставу или кодексу).

Перед заключением такого договора сначала всегда согласовываются основные договорные условия (за какой период времени и при помощи какого транспортного средства должна быть проведена перевозка, а также что представляет собой перевозимый груз).

Чтобы заключить договор перевозки. необходимо наличие предпосылок организационных вопросов: касательно заявок (заказов) отправителей грузов; годовых, навигационных или иных договоров; административно-плановых актов.

Когда предпосылками являются заявки (заказы), отправителями грузов должны быть предоставлены перевозчику сведения об собственных требованиях при проведении перевозки. Подача заявок (заказов) для того, чтобы выделили конкретное количество перевозочного транспорта, проводится грузоотправителем перевозчику за считанные дни до старта декады.

Договор такого типа перевозчик и грузовладелец заключают в том случае, если грузоперевозки систематические. Договор является взаимным, консенсуальным. Его цель – обеспечение регулярных грузовых отправок. Для его осуществления используется речной, морской, воздушный, автомобильный и иной транспорт.

После выполнения грузоотправителем и грузополучателем взаимных обязанностей, а также после принятия груза к перевозке, происходит непосредственное заключение договора перевозки груза.

Заключение договора перевозки может быть подтверждено и при помощи других письменных документов (это касается ситуаций с их дефектами либо утратой). Например, если перевозки железнодорожные и внутренние водные – составляется и выдается так называемая дорожная ведомость. Она содержит ту же самую информацию, что и накладная. Также в таких случаях отправитель получает на руки грузовую квитанцию (как гарантию того, что груз принят).

Если перевозчик утратил накладную. он должен составить ее копию (основанием выступает дорожная ведомость) и передать ее отправителю груза.

Оформление документов транспортного типа очень четко расписано в правилах перевозок. При этом, железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт применяют единую для такого транспорта форму основополагающих транспортных документов. Если транспорт водный – пользуются и собственными проформами коносаментов.

Транспортная накладная составляется в форме согласно соответствующим уставам и кодексам (либо в указанном ими порядке).

Провозная плата в стандартном договоре перевозки устанавливается при помощи соглашения сторон (так гласит общее правило). Размер провозной платы за перевозку транспортом общего пользования устанавливается тарифами (они утверждаются согласно транспортным уставам и кодексам).

В случае, если обязательства по перевозке груза не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, ответственность сторон устанавливает законодательство, а также договор перевозки. Если перевозчик несет ответственность согласно законодательным актам – наличие соглашений о ее ограничении или снятии ничего не решает (как правило, такие соглашения ничтожны).

Основание для привлечения перевозчика к ответственности в случае утраты, недостачи или порчи груза – это его вина в нарушенном договоре перевозке. Перевозчик считается виновным, пока им не будет доказано иное.

Утраченное или поврежденное имущество или багаж возмещаются перевозчиком в размере реально нанесенного ущерба. Кроме этого, на перевозчика возлагается обязанность возврата провозной платы (если она не является частью стоимости груза).

Нанесенный ущерб при осуществлении перевозки груза перевозчик возмещает следующим образом:

  1. Если груз или багаж утрачен (либо недостача) – возмещается вся стоимость утраченного или недостающего груза.
  2. Если груз или багаж поврежден (испорчен) – возмещается сумма, на которую произошло понижение его стоимости. Если поврежденный груз или багаж восстановить невозможно – возмещается его стоимость.
  3. Если груз или багаж утрачен, при этом он был сдан к перевозке с указанием его ценности – возмещается объявленная стоимость груза или багажа.

Стоимость груза или багажа исчисляется исходя из того, какая цена была указана продавцом или предусмотрена договором. Если такое указание цены отсутствует – учитывается среднерыночная цена, взимаемая за подобные товары при похожих обстоятельствах.

Скачать образец (в формате DOC, редактируется в Microsoft Word)

Документы на сайте Как зарабатывать.ру всегда актуальны.
Внимание! Если заметили ошибку или неактуальность документа, сообщите в комментариях.

Понравилась статья? Отблагодарите автора, поделитесь с друзьями!

Особенности оформления транспортных услуг ИП

Особенности оформления транспортных услуг ИП

Валерий Молчанов, Сергей Родюшкин эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автотранспортные перевозки, зачастую в собственности находится несколько автомобилей. При этом не всегда есть четкое разделение на те, что используются исключительно для предпринимательской деятельности и те, что используются в личных целях. Поэтому оформление такой деятельности вызывает множество вопросов: нужно ли «переводить» транспортные средства с физического лица на ИП, какие документы нужно оформлять для контрагентов и т.п.

Регистрация транспортных средств

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП) - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях.
Таким образом, само по себе получение статуса ИП не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт государственной регистрации в качестве ИП не «создает» его как новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина по-прежнему является деятельностью самого гражданина.

Следовательно, предприниматель может использовать принадлежащее ему имущество как в предпринимательской деятельности, так и в своих личных целях.

Отметим также, что действующее законодательство не содержит определения терминов «собственность индивидуального предпринимателя» или «служебный транспорт».
Кроме того, в силу п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, принадлежащих ИП, производится в том же порядке, который установлен для регистрации транспортных средств на имя физических лиц (не являющихся ИП).

Вывод: никакой перерегистрации транспортных средств, принадлежащих физическому лицу, которые он собирается использовать в предпринимательской деятельности, не требуется.

ЕНВД
Согласно п. 1, п. 3 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту жительства, и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К таким «иным основаниям» относится и предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту жительства ИП.
В частности, согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ ИП, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подают в налоговые органы заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Форма соответствующего заявления (№ ЕНВД-2) утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@ (см. также письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).

Лицо, признаваемое плательщиком ЕНВД, подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 346.28 НК РФ, независимо от того, что оно уже состоит на учете в соответствующем налоговом органе по иным основаниям. Такого мнения в настоящее время придерживается финансовое ведомство (см. письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-02-08/58, от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154).

Однако в отношении подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД организацией или ИП в случае начала осуществления ими на территории одной и той же налоговой инспекции другого «вмененного» вида деятельности специалисты финансового органа высказывают более мягкую позицию.
Согласно ей, если ИП состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления «вмененной» деятельности, повторно обращаться в эту же налоговую инспекцию с заявлением о постановке на учет в отношении нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД и осуществляемого на территории действия указанной налоговой инспекции, не требуется.

Вместе с тем законодательство не запрещает ИП уведомить налоговую инспекцию в произвольной форме о начале осуществления (ведения) нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД.

Заметим, что форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденная приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н, предусматривает обозначение вида предпринимательской деятельности, по которому уплачивается данный налог.

Поэтому полагаем, что ИП, представляя декларацию с указанием деятельности, которую он начал осуществлять (оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов - код деятельности 05), тем самым уведомляет об этом налоговый орган.
Помимо этого вышеуказанную декларацию можно сопроводить пояснительным письмом в произвольной форме.

Документальное оформление
Прежде всего отметим, что в силу ч. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта1 (далее - Устав) перевозчик - это юридическое лицо или ИП, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
То есть Устав предъявляет одинаковые требования к перевозчикам - юридическим лицам и перевозчикам - ИП.

Договор перевозки и товарно-транспортная накладная
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
При этом согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее - Постановление № 78), в том числе с применением формы № 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее - ТТН).
Согласно ч. 1 ст. 8 Устава транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ч. 4 ст. 2 Устава).
Аналогичное правило прописано и в указаниях по заполнению формы № 1-Т. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Особый порядок оформления документов предусмотрен по договору фрахтования (ст. 787 ГК РФ).
Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца по договору фрахтования, то согласно ч. 4 ст. 18 Устава, если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза.
Обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа установлены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Заказ-наряд заменяет транспортную накладную (ч. 3 ст. 8 Устава) и представляет собой упрощенную форму транспортной накладной, в которой не проставляются отметки о передаче груза.

К сведению
Финансовые и налоговые органы считают, что в случае, когда доставка осуществляется силами сторонних организаций, наличие ТТН является обязательным.
Так, в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 разъяснено, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме № 1-Т (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786, от 18.10.2006 № 20-12/92228).

Вывод: организация-грузоотправитель обязана составить ТТН, которая и будет являться первичным документом для учета расходов на услуги перевозчика (письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).

Акт приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ)
Налоговые органы в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228 указали, что для признания транспортных расходов для целей исчисления налога на прибыль организации, помимо ТТН, необходим также акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ).
Акт на оказание услуг не является унифицированной формой первичных документов. Однако он может служить первичным учетным документом при наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В письме УФНС России по Хабаровскому краю от 09.06.2008 № 16-15/12712@ также сообщено, что наличие ТТН по форме № 1-Т, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным как для отправителя груза, так и для его получателя. При этом наличие ТТН по форме № 1-Т не исключает по усмотрению сторон договора оформления акта приемки-передачи услуг грузоперевозок.

Путевые листы
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещено осуществление перевозок пассажиров и грузов без оформления путевого листа на транспортное средство. Формы путевых листов грузового автомобиля утверждены Постановлением № 78.
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику (письмо ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»).
При этом, как указано в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист грузового автомобиля.
Если за услуги по перевозке взимается фиксированная плата, наличие отрывных талонов для подтверждения расходов необязательно.
Наряду с Постановлением № 78 в настоящее время действует приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», далее - Приказ № 152.

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, их применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (раздел II " Обязательные реквизиты путевого листа», письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Таким образом, ИП в своей деятельности могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. Вместе с тем путевые листы должны содержать основные реквизиты, предусмотренные Приказом № 152 (наименование и номер путевого листа, сведения о сроке его действия, информация о транспортном средстве, его собственнике (владельце) и водителе).
В то же время наличие путевых листов перевозчика не является обязательным условием подтверждения реальности понесенных организацией расходов. Так, в соответствии со ст. 2 Устава под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Иными словами, подтверждает расходы перевозчика.

Для организации же основанием признания расходов на транспортировку грузов будут служить ТТН, заказ-наряды, акты приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ). Копии путевого листа ИП, оказывающего услуги, иметь необязательно.

В заключение напоминаем, что организационно-правой статус перевозчика (ИП или юридическое лицо) не влияет на порядок оформления документов при перевозке грузов.

Шаблоны и образцы документов, используемых при перевозке грузов автомобильным транспортом

Документация для перевозок Шаблоны и образцы документов, используемых при перевозке грузов автомобильным транспортом

В данном разделе представлены документы, которые необходимы при перевозке грузов. Системно описание случаев оформления и полный перечень документов, оформляемых при перемещении товаров по территории Российской Федерации железнодорожным, воздушным, автомобильным. морским и речным транспортом, представлены в Письме ФНС от 21.08.2009 г. № ШС-22-3/660 "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров".

При перевозке грузов между грузоперевозчиком и грузоотправителем оформляются:

При перевозке грузов между грузоперевозчиком и грузоотправителем оформляются:

При перевозке грузов между грузоперевозчиком и грузоотправителем оформляются:
  1. Договор на перевозку груза.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Договор перевозки является коммерческим документом, оформляемым при оплате услуг железнодорожных, воздушных, морских, автомобильных перевозчиков ( Приложение 4.1 Письмо ФНС от 21.08.2009 г. № ШС-22-3/660 "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров"). Отношения между отправителями и перевозчиками строятся либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как долгосрочное сотрудничество. Названным схемам соответствуют два вида договора перевозки.

- "Разовые" договоры о доставке конкретного груза, который определяется индивидуальными (как, например, предметы мебели) или родовыми (сельскохозяйственная продукция, стройматериалы и т. п.) признаками.

- Договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). УАТ (Устав автомобильного транспорта) называет такие договоры годовыми.

Если отношения между отправителем груза и перевозчиком носят не длящийся, а "единовременный" характер, стороны в принципе не обязаны составлять единый документ с названием "договор перевозки". Заключение такого договора подтверждается составленным отправителем заказом, а также товарно-транспортной накладной, которая содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму. Согласно Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом "Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого в соответствии с действующим законодательством".

На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ (Приложение 4.1.3 Письмо ФНС от 21.08.2009 г. № ШС-22-3/660 "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров").

Форма 1-Т "Товарно-транспортная накладная", а также указания по ее применению и заполнению утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78. Рекомендации по применению товарно-транспортной накладной также содержатся в Общих правилах перевозки грузов автотранспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. с изменениями от 21 мая 2007 г.). Согласно п. 2 Инструкции Минфина СССР, Государственного банка СССР, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы 1-Т. Пунктом 6 указанной Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Грузоотправитель должен представить грузоперевозчику на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную. Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организации, владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. ТТН является основным перевозочным документом, по которой производится и списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. При этом товарно-транспортная накладная содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания.

Использование в международном сообщении:

При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная (CMR), предусмотренная Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ). На CMR должна стоять отметка российского таможенного органа "Товар вывезен", которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ.

Если груз доставляется в страну - участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной.

Перевозимый груз является материальной ценностью, и за нее кто-то должен нести ответственность. Такая ответственность возлагается на экспедитора, с которым заключается договор транспортной экспедиции. Согласно ст.801 ГК РФ "по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза". "В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором". Поскольку перевозка груза производится автотранспортным предприятием или организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), функции экспедитора выполняет шофер-экспедитор автотранспортного предприятия или организации. При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспортного предприятия или организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации, и в дальнейшем выполняет все вышеперечисленные обязанности и услуги.

Приложение 4.1.6 Письмо ФНС от 21.08.2009 г. № ШС-22-3/660 "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров".

Другие документы, необходимые при перевозке груза:

Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона № 259-ФЗ(далее - Устав) путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В пункте 1 ст. 6 Устава указано, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Таковым и является Минтранс России. Так вот, п. 2 той же статьи запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Согласно п. 1 ст. 10Устава водитель предъявляет путевой лист грузоотправителю вместе с документом, удостоверяющим личность, при приеме груза для перевозки. С этого момента исчисляется время подачи транспортного средства под погрузку (п. 2 ст. 11 Устава). Грузоотправитель отмечает его в путевом листе (п. 5 ст. 11 Устава). Такая отметка может служить основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортного средства (п. 6 ст. 35 Устава).

Отметки в путевом листе могут служить обстоятельствами, являющимися основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов п. 1 ст. 38 Устава.

Путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов. Порядок заполнения путевых листов предусмотрен Приказом Минтранспорта РФ "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" от 18.09.2008 г. № 152. Для грузового автотранспорта постановлением Госкомстата России 28.11.1997 г. N 78 утверждены две формы путевых листов - форма N 4-с и форма N 4-п.

Путевой лист ИП оформляется также в соответствии с Приказом Минтранспорта РФ "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" от 18.09.2008 г. № 152. Приказ от 30 июня 2000 года N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" признан утратившим силу.

  • Форма N 4-с (в формате Word) (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам.
  • Форма N 4-п (в формате Word) (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в терние одного рабочего дня (смены) водителя.

  • Поручение экспедитору.

    В соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности "для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором. Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме. Порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции. Форма утверждена Приказом Минтранса РФ "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" от 11.02.2008 г. №23.

    Выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

    В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.

  • Санитарный паспорт на транспорт.

    Это документ, который выдают территориальные центры Государственного Санэпидемнадзора. Его наличие у автотранспортного средства удостоверяет, что техническое состояние данного транспортного средства, а также условия его содержания, мойки и дезинфекции полностью соответствуют действующим российским государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. В конечном итоге, только такой транспорт допускается к перевозке пищевых продуктов и предоставляет право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, владеющими такими транспортными средствами, осуществлять деятельность, связанную с транспортировкой продуктов питания. Таким образом санитарный паспорт является обязательным документом при перевозке пищевых продуктов, в котором отмечаются данные о прохождении санитарной обработки. Этот документ необходимо иметь в соответствии с Федеральным законом РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ. Статья 19 п.4 "Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта". (С 29 апреля 2009 года требования пункта 4 настоящей статьи в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей не применяются - см. статью 28 Федерального закона от 27 октября 2008 года N 178-ФЗ). Применение, оформление санитарных паспортов и медицинских книжек осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 № 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".

  • Договор аренды транспортного средства без экипажа.

    Оформляется в соответствии с Гражданским кодексом Ч2 ст. 642-649.

  • Договор аренды транспортного средства с экипажем.

    Оформляется в соответствии с Гражданским кодексом Ч2 ст. 632-640.

  • Договор аренды транспортного средства с правом выкупа.

    По договору аренды автотранспортного средства с правом выкупа одно сторона Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду с последующим выкупом автотранспортное средство. В указанном договоре сочетаются правила, предусмотренные главой 34 (Аренда) и главой 30 (Купля-продажа) Гражданского кодекса РФ. В частности, данный договор регулируется ст. 624 Гражданского кодекса РФ. Указанный договор может заключаться как между физическими, так и юридическими лицами, между физическим и юридическим лицом. Автотранспортное средство может использоваться как для личных, так и для предпринимательских целей. Отношения между Арендатором и Арендодателем возникают с момента подписания договора. Обязательства Арендатора считаются полностью выполненными с момента выплаты полной стоимости арендной платы. Обязательства Арендодателя считаются выполненными с момента передачи автотранспортного средства по акту приема-передачи и перехода права собственности Арендатору.

    Наиболее распространенным и результативным способом разрешения возникающего спора, а также весьма значимым аргументом при последующем рассмотрении дела в суде, является направление контрагенту правильно составленной претензии. До 1995 г. порядок организации и ведения претензионной работы осуществлялся в соответствии с Положением о порядке урегулирования споров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1992 г. № 3116-1. Однако Федеральным законом от 05.05.1995 г. № 71-ФЗ данное Постановление было отменено, новый нормативный акт принят не был. Претензионный порядок досудебного урегулирования споров может быть предусмотрен нормами закона либо гражданско-правовым договором.

    Первый вариант - направление претензии предусмотрено законом. Действующее законодательство устанавливает обязательный претензионный порядок рассмотрения споров лишь в ограниченном количестве случаев. Так, порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривает ст. 797 ГК РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта ст. 39. Необходимость предъявления претензии к экспедитору предусматривает ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ. Соблюдение досудебного порядка урегулирования споров не во всех случаях предусматривается непосредственно федеральным законом. Закон может содержать отсылочную норму, согласно которой претензионный или иной досудебный порядок урегулирования той или иной категории споров регулируется подзаконным нормативным актом.

    Второй вариант - претензионный порядок предусмотрен гражданско-правовым договором. Как правило, подобный порядок прописывается в разделе договора, содержащем возможные случаи возникновения разногласий и способы их разрешения.

    Можно выделить следующие наиболее распространенные случаи предъявления претензий:

    • претензии, возникающие из-за нарушения условий договора поставки (недопоставка, недостача, ненадлежащее качество, неоплата или несвоевременная оплата поставленного товара);
    • претензии, вытекающие из договора перевозки;
    • претензии по расчетам за выполненные работы, оказанные услуги, аренду имущества.

    Мнения специалистов по поводу того, насколько четко и подробно следует прописывать процедуру досудебного разрешения спора расходятся. На практике в договорах встречаются следующие оговорки. и т.п. Однако в указанных случаях, при попадании спора в суд, суды затрудняются в решении вопроса о том, было ли заключено сторонами соглашение о претензионном порядке и был ли такой порядок соблюден. В связи с этим в договоре должен быть установлен четкий порядок действий, которые подлежит совершить контрагенту до обращения в суд (сроки направления и рассмотрения претензии, документы, подлежащие представлению с претензией и др.).

    Форма претензии. Требования, предъявляемые в претензии, должны быть четко сформулированы и обоснованы.

    В претензии следует указать:

    • наименование организации, которой адресована претензия;
    • наименование своей организации с указанием точного почтового адреса, других средств связи (телефон, факс и т.п.), и платежных реквизитов;
    • номер претензии и ее дату;
    • документы (с реквизитами), на которых основаны отношения сторон договора (адресатов претензии): например, договор поставки, товарные и транспортные накладные, иные обязательства;
    • ссылки на конкретные условия обязательств (здесь следует указать пункты договора), нарушение которых вызвало направление претензионного требования;
    • требования заявителя (они должны быть изложены четко в достаточно жесткой, но при этом вежливой форме). В претензии также можно предупредить о последующем обращении в суд в случае неудовлетворения претензии или нерассмотрения ее в установленном порядке или в срок;
    • нормы законодательства, в соответствии с которыми заявитель претензии обосновывает свои требования;
    • сумма требований с расчетом (большой по объему расчет претензионных требований может быть оформлен в качестве приложения к претензии);
    • перечень прилагающихся документов, обосновывающих претензионные требования (либо должна быть сделана ссылка, что все документы для рассмотрения претензии у адресата имеются, в этом случае указываемые документы следует перечислить).

    Текст самой претензии рекомендуется ограничить объемом 1,5-2 стр. четкого машинописного текста.

    Подписывает претензию руководитель организации, предъявляющей претензию, (индивидуальный предприниматель) или уполномоченное им лицом. Нередко претензию направляют факсом. Однако в результате использования такого способа направления претензии не останется никаких доказательств ее предъявления контрагенту. Желательно направить претензию заказным или ценным письмом либо вручать под расписку. Но даже при направлении претензии заказным письмом остается риск, что недобросовестный контрагент заявит о том, что в письме были чистые листы. В связи с этим самыми надежными вариантами являются направление претензии ценным письмом с подробной описью вложения либо под расписку. При направлении претензии ценным письмом для большей оперативности можно отправить контрагенту по факсу копию претензии, почтовой квитанции и описи вложения. У лица, предъявившего претензию, обязательно должна остаться копия претензии и документы, подтверждающие ее отправку: квитанция об отправке заказного, ценного письма (с уведомлением о вручении), почтовое уведомление, отметка организации (предпринимателя) о получении материалов претензии с входящим номером, датой, печатью (штампом), подписью должностного лица на другом экземпляре претензии. Вышеперечисленные действия позволят избежать дополнительных споров по поводу факта и даты предъявления претензии и подтвердят серьезность подхода к работе по защите своих прав. Обратите внимание, что если обязательный порядок направления претензии установлен законом или договором, иск может быть подан только после соблюдения истцом претензионного порядка урегулирования спора. При этом следует иметь в виду, что в случаях, когда в договоре установлен претензионный порядок урегулирования споров только по определенным требованиям, то при нарушении всех остальных требований можно сразу подавать исковое заявление. Что будет, если исковое заявление подано без предварительного направления претензии? В данной ситуации спор не рассматривается арбитражным судом, а исковое заявление оставляется без рассмотрения (п. 5 ст. 4 и п. 2 ст. 148 АПК РФ). Кроме того, независимо от результатов рассмотрения дела судом все судебные расходы могут быть отнесены на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей (п. 1 ст. 111 АПК РФ). Например, такое возможно, при нарушении срока направления ответа на предъявленную претензию или оставлении претензии без ответа.

    Подача исковых заявлений

    1. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем.

    2. В исковом заявлении должны быть указаны:

    1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

    2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

    3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

    4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

    5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

    6) цена иска, если иск подлежит оценке;

    7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

    8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

    9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

    10) перечень прилагаемых документов. В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.v 3. Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

    (Статья 125 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. №95-Ф3)

    Форма и содержание искового заявления, процедура предъявления иска регулируются главой 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Рекомендации по оформлению искового заявления

    При подаче искового заявления необходимо:

    • наличие документального подтверждения направления копии искового заявления и необходимых документов ответчику (почтовая квитанция, отметка ответчика о получении);
    • точное обоснование предмета (существа) иска, т.к. судьи рассматривают, как правило, иски по определенным видам споров и это ускорит прохождение дела от его регистрации до рассматривающего дела судьи арбитражного суда;
    • предоставление обоснованного и подробного расчета исковых требований как в целом, так и по отдельным составляющим иска.

    Желательно в тексте искового заявления указать конкретные нормы законодательства, ссылаясь на которые истец в правовом аспекте обосновывает свои требования. Текст искового заявления должен содержать конкретные обстоятельства, на которые ссылается истец. Они должны быть выражены четко, логично, последовательно, с указанием оснований и выводов. Текст самого искового заявления рекомендуется ограничивать объемом до 2-х машинописных страниц. Практика показывает, что внимание не воспринимает более длинные тексты.

    Все акты о срыве загрузки, акт об утрате, порче, недостаче, акт об опоздании составляются согласно Разделу 10 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Минтранса РСФСР от 30.07.197 - данный раздел не противоречит новому УАТ от 08.11.2007 259-ФЗ).

    Правила составления актов

    1. Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей при автомобильных перевозках грузов, удостоверяются записями грузоотправителя (грузополучателя) и автотранспортного предприятия или организации в товарно-транспортных документах.

    2. В товарно-транспортных документах могут удостоверяться следующие обстоятельства:

    а) порча или повреждение грузов;

    б) несоответствие между наименованием, весом и количеством мест груза в натуре и данными, указанными в товарно-транспортной накладной;

    в) нарушение или отсутствие пломб на кузове или секции автомобиля или контейнера;

    г) подача автотранспортным предприятием или организацией автомобилей, не пригодных для перевозки данного вида груза или не отвечающих санитарным требованиям;

    д) другие обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.

    3. Указанные в 2 настоящего раздела записи в товарно-транспортных документах должны заверяться подписями грузоотправителя (грузополучателя) и шофера. Односторонние записи в товарно-транспортных документах, как грузоотправителя (грузополучателя), так и шофера, являются недействительными.

    4. В случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией (шофером) и грузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, могущие служить основанием для их материальной ответственности, оформляются актами (приложение к настоящему разделу). Акты могут составляться также в случае, когда необходимо произвести подробное описание обстоятельств, которые не могли быть сделаны в товарно-транспортных документах.

    5. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания актов. При несогласии с содержанием акта каждая сторона вправе изложить в нем свое мнение.

    При отказе от составления акта или внесения записи в товарно-транспортные накладные в случаях недостачи, порчи или повреждения груза акт составляется с участием представителя незаинтересованной организации.

    О составлении акта должна быть сделана отметка в товарно-транспортных документах.

    Таким образом, при составлении акта указывается:

    1. Наименование организации или фамилия ИП перевозчика

    2. Договор-заявка или договор и заявка (номер, дата), номер ТТН.

    3. Наименования грузоотправителя и грузополучателя.

    4. Марка и номер тс, номер прицепа, фамилия водителя.

    5. Наименование груза.

    6. Обстоятельства составления акта (неподача тс, опоздание тс, утрата. порча груза, простой тс и т.п.).

    7. Акт должен быть подписан двумя сторонами. При отказе одной из сторон акт подписывается сторонней организацией.

    В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСКОМСТАТА РОССИИ от 25.12.1998 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" ТОРГ-12 (товарная накладная) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

    Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

    Расчет стоимости для отправки отдельным транспортом