Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах img-1

инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах

Рейтинг: 4.9/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Актово - претензионная работа - Студопедия

Актово - претензионная работа

Порядок составления, пересылки, расследования коммерческих актов, учёта несохранных перевозок, рассмотрения претензий, расчётов между железными дорогами по удовлетворённым претензиям и искам за утрату, недостачу, порчу и повреждения грузов регулирует Инструкция по актово - претензионной работе на железных дорогах государств Содружества, Латвийской Республики, Литовской республики, Эстонской республики, которая действует только на территории Российской Федерации.

Выдача грузов в случаях, предусмотренных ст.41 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», на станции Новосибирск - Западный производится приемосдатчиком станции. По результатам выдачи приёмосдатчик составляет рапорт. Начальником станции или заместителем начальника станции по коммерческой работе в сфере грузовых перевозок принимается решение о необходимости составления коммерческого акта.

Ответственным за актовое делопроизводство является агент по розыску груза и багажа, который регистрирует и составляет по системе АРЛ ЕАСАПР коммерческие акты, а также оформляет выявленные на станции случаи несохранных перевозок, все поступающие входящие материалы, ведет розыск груза, проводит расследование по поступающим коммерческим актам и оперативным донесениям, ведёт установленные формы учёта, отчётности и анализы по не сохранности грузов при перевозках

Оперативные совещания по случаям несохранных перевозок проводятся совместно начальником станции с приглашением, при необходимости, причастных работников.

Видео

Другие статьи

Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах

/ РгРка Оглавление

1. Актово-претензионная работа на железнодорожном транспорте. 3

1.1 Оформление несохранной перевозки груза. 3

К видам несохранности грузов относятся хищения, недостачи мест, недостачи массы, утраты, порчи или повреждения грузов, допущенные в процессе перевозки или при хранении на станционных складах и других местах общего пользования. 3

1.2 Предъявление и рассмотрение претензий 17

Претензией (приложение 3) является письменное требование, направляемое перевозчику об уплате денежной суммы за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору перевозки груза. 17

Госарбитраж поступил правильно, так как согласно ст. 18 грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность. 29

2. Определение ответственности за невыполнение договора перевозки груза 32

3. Модель порядка предъявления и рассмотрения претензий 38

Подача заявки в ТЦФТО 38

Передача претензии для рассмотрения в службу коммерческой работы (М) 38

Ответ заявителю претензии даётся в течении 30 дней с момента регистрации 38

Регистрация ТЦФТО в системе ЕАСАПР СФТО 38

Рассмотрение претензии в течении 26 дней 38

Регистрация ТЦФТО в системе ЕАСАПР СФТО 38

Результат решения функциональной службы 38

4.Розыск груза 39

1. Актово-претензионная работа на железнодорожном транспорте. 1.1 Оформление несохранной перевозки груза. К видам несохранности грузов относятся хищения, недостачи мест, недостачи массы, утраты, порчи или повреждения грузов, допущенные в процессе перевозки или при хранении на станционных складах и других местах общего пользования.

Все случаи несохранности в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза делятся на 5 групп:

1 группа ………………………… свыше 3 млн рублей

2 группа ………………………… от 1 до 3 млн

3 группа ………………………… от 400 тыс. до 1 млн

4 группа ………………………… от 100 до 400 тыс.

5 группа ………………………… до 100 тыс.

При отсутствии данных о стоимости груза его ориентировочная стоимость определяется исходя из цены, которая при сравниваемых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст. 96 УЖТ 10 РФ). Для расчета (определения) ориентировочной стоимости могут быть использованы данные перевозочных документов, контракта или сведения, полученные от грузополучателя или грузоотправителя.

Все случаи несохранных перевозки грузов, независимо от стоимости груза, расследуются и рассматриваются станционной комиссией по обеспечению сохранности перевозимых грузов с участием причастных региональных структурных подразделений дороги и филиалов ОАО «РЖД» немедленно. Служебное расследование случаев несохранных перевозок грузов должно быть завершено, как правило, в 5-дневный срок со дня обнаружения. Каждый случай должен быть оформлен и расследован в установленные сроки и по результатам расследования приняты меры.

В зависимости от обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (ГО), грузополучателя (ГП), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом нарушения удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Коммерческий акт составляется на основании рапорта и письменного разрешения начальника станции (ДС) на его составление.

Коммерческий акт (КА) составляется для удостоверения следующих обстоятельств (ст. 119 Устава железнодорожного транспорта РФ, 2003 г.):

– несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная);

– повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения;

– обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

– возвращение перевозчику похищенного груза;

– непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24-х часов после оформления документов о выдаче груза (только по требованию грузополучателя).

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке груза в местах общего пользования – в день выгрузки груза, а в необходимых случаях – в день выдачи груза грузополучателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования – в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки;

в пути следования груза – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить КА в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

В случае составления коммерческого акта при перевозке продовольственных и скоропортящихся грузов к первому экземпляру прикладывается копия сертификата качества или удостоверение о качестве, заверенные на основании подлинного документа печатью и подписью уполномоченного представителя перевозчика. При порче этих грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах,автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее – АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала

(форма ВУ-85), подписанная руководителем бригады и заверенная подписью уполномоченного представителя перевозчика. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере и т.д. перед выгрузкой, исходя из показаний приборов.

При перевозке животных и грузов, подконтрольных органам Госветнадзора, в случае составления коммерческого акта к первому экземпляру прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).

При перевозке подкарантинных грузов, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые

перевезены отдельными отправками навалом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, в исправных вагонах, без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определённой на станции назначения, и массой грузов, определённой на станции отправления, с учётом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, могут оформляться одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним коммерческим актом.

В этом случае по каждой отправке должны быть указаны: номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и информация, наносимая на них, число мест и масса груза; при перевеске сведения о перевеске указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. В этом случае перечень и коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза, и уполномоченные представители перевозчика.

Коммерческий акт составляется перевозчиком в 3-х экземплярах на бланке формы ГУ-22 (прил. 1, 10 данного пособия) без помарок, подчисток и каких-либо исправлений на пишущей машинке путем впечатывания или компьютере на автоматизированных рабочих местах (АРМ) и подлежит строгому учету. На каждом экземпляре КА должен быть проставлен штемпель станции, на которой акт составлен, подпись начальника станции (заместителя начальника станции), приемосдатчика станции и грузополучателя.

Коммерческий акт содержит:

раздел А. «Сведения о вагоне (контейнере), ЗПУ, отметки в накладной»;

раздел Б. «Значится по документам»;

раздел В. «В действительности оказалось»;

раздел Г. «В том числе повреждённых»;

раздел Д. «Описание состояния груза с указанием повреждения, порчи, количества недостачи или излишка мест, массы»;

раздел Е. «Заключение экспертизы»;

раздел Ж. «Отметка перевозчика на станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции».

При составлении КА перевозчиком на станции назначения: первый экземпляр КА используется перевозчиком для расследования;

второй – выдается грузополучателю по его требованию в течение 3-х дней; третий – остается на хранение в делах перевозчика.

При составлении КА перевозчиком на станции отправления или на попутной станции второй экземпляр прилагается к перевозочному документу и следует до станции назначения, а с первым и третьим экземплярами поступают, как указано выше. На оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика», делается отметка, где указывается номер КА, дата его составления и в связи с чем он составлен. Запись удостоверяется подписью перевозчика.

При составлении КА на станции назначения отметка о нем в перевозочных документах делается по требованию грузополучателя.

При перевозке грузов с использованием электронной накладной

КА также может составляться в электронном виде. Порядок хранения и направление КА определяется перевозчиком в соответствии с договором об обмене данными и документами в электронном виде.

На основании данных такого КА в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Коммерческие акты, составленные на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.

В коммерческом акте должны содержаться следующие сведения:

– номер и род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств и нанесенная на них информация;

– наименование, масса груза и число мест, указанных в перевозочных документах и оказавшихся в наличии, в том числе поврежденных;

– масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах), масса нетто, в случае определения массы груза на вагонных весах, техническое состояние вагона и т. д.

При составлении коммерческого акта запорно-пломбировочные устройства, снятые с вагона, контейнера используются в следующем порядке:

– при наличии обстоятельств, по которым усматривается ответственность перевозчика или взаимная ответственность перевозчика и грузоотправителя, ЗПУ пересылаются, погашаются, направляются на экспертизу в порядке, установленном перевозчиком;

– при составлении КА по обстоятельствам, при которых усматривается ответственность только грузополучателя, ЗПУ грузоотправителя, снятые с вагона после признания их исправными и подписания КА грузополучателем, погашаются в порядке, установленном перевозчиком, а в КА в графе «При акте приложены» против пункта 1 «б» делается отметка «ЗПУ погашены».

Данные в КА указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов.

1. В каких главах, статьях, разделах, параграфах нормативных документов изложены правила составления коммерческого акта, акта общей формы, акта экспертизы, акта о техническом состоянии вагона (контейнера)?

2. На станцию Полевской Свердловской железной дороги со

станции Зверево Северо-Кавказская железная дорога 26.09.2010 г. с поездом № 3862 в 9.32 прибыл крытый вагон № 25539976 грузоподъемностью 64 тонны груз – лук репчатый, по накладной АИ 845322. Вагон отправлен 18.09 2010 г. и прибыл с нарушением срока доставки на двое суток. Проведена экспертиза по определению качества продукции. При выдаче груза получателю оказалось: число мест согласно документу верно: 1281 мешок общим весом брутто 38430 кг, нетто – 38315 кг. Погрузка и определение массы груза - по стандарту, осуществлены отправителем. Отправитель – заготконтора, получатель – ОРС Северского трубного завода. Тара – мешки, бывшие в употреблении, загружены до полной вместимости. Лук погружен без подсортировки по размерам и качеству с наличием оголенных луковиц, с непросохшей шейкой, с механическими повреждениями, проросший, с загнившими плодами. В качественном удостоверении не указана дата сбора и упаковки, тип машин и расстояние перевозки, температура наружного воздуха при погрузке.

При выгрузке температура наружного воздуха +10 оС. Боковые люки (4 люка) отправителем закрыты наглухо, изнутри вагона и дополнительными брусками. Потолочные люки закреплены дополнительными брусками. Вагон прибыл в техническом и коммерческом отношении исправный, за исправными ЗПУ «Спрут-777», с контрольными знаками: В 0678633, В 0678634. Вагон подан на железнодорожный путь необщего пользования 26.09.2010 г. в 14.00. Оформить соответствующие акты.

В главе 8, ст. 119, 120, 121 УЖТ и в приложении 8, раздела 3 «Правил составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте» изложены правила составления акта общей формы.

В Приложении 1. раздел 4 «Правил составления акта о техническом состоянии вагона, контейнера» содержит информацию о Правилах составления акта о техническом состоянии вагона, контейнера.

Глава 2 ст. 42 УЖТ содержит информацию о правилах составления акта экспертизы. В Приложении 1 Правилах
составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, разделе 9 содержится информация о правилах составления акта экспертизы.

Утверждена ОАО «РЖД» в 2004 г

АКТ ОБЩЕЙ ФОРМЫ 313

Станция, код _78130__Полевская Свердл.жд________________

Поезд № ____3862___на перегоне _____________________

«_26_» сентября 2010__ г.

Настоящий акт составлен в присутствии следующих лиц:

приёмщик поездов Диденко Д. И. ст. пр.сд. Пилипчук Е.С ____________________________________________________

Перевозчик _ ОАО«РЖД»_________________________________

Станция отправления _Зверево_Северокавказская ж.д.______

Станция назначения _Полевская Свердл.ж.д_________________

Отправка № ___АИ 845322______________________________

Дата приема груза к перевозке «_18__» __сентября__ 2010___ г.

Вагон, контейнер № __25539976____________

Описание обстоятельств, вызвавших составление акта:

Нарушение сроков доставки груза __________________________________________

Кроме того, на специальном подвижном составе имелись ЗПУ (где,

чьи, с какими номерами) __________________________________

Имеют ли ЗПУ следы вскрытия или повреждения _______________

Вагон в техническом отношении оказался неисправным _________

о чем составлен технический акт № ______ от 26 августа 2010 г.

В накладной имеется отметка отправителя о состоянии тары или груза

Объявленная ценность ___________________ руб. _____00____ коп.

Груз погружен без подсортировке по размерам. масса груза при погрузке определена отправителем

_______по стандарту, осуществлены отправителем ___________________

(кем и каким способом определена масса груза)

Раздел Д. Описание состояния груза с указанием повреждения,

порчи, количества мест недостачи или излишка массы, мест

Лук погружен без подсортировки по размерам и качеству с наличием оголённых луковиц с непросохшей шейкой, с механическими повреждениями проросший, с загнившими плодами, в качестве удостоверений не указано дата сбора и упаковки, тип машин и расстояние перевозки, температура наружного воздуха при погрузке.

Подписи перевозчика: Подпись грузополучателя:

ДС Штольц Д.И Приемосдатчик Малюта А.В

Раздел Е. Заключение экспертизы

Раздел Ж. Отметка перевозчика на станции назначения

о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции

составлен ком. акт № 523 от 26 августа 2010 г.

Подпись перевозчика: ____________ ДС Штольц Д.И ст. Полевская

№ ЭК159616 код 78130

Настоящий акт препровождается ____________________________

«_____»______________ _____ г. №___________________________

Подпись перевозчика _____________________________________

Коммерческий акт получил ___________ на основании _________

доверенность/ документ, удостоверяющий личность

Дата выдачи акта «____» ______________ г. Подпись _________

1.2 Предъявление и рассмотрение претензий Претензией (приложение 3) является письменное требование, направляемое перевозчику об уплате денежной суммы за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору перевозки груза.

Перечень подразделений перевозчика, в обязанности которых входит рас-

смотрение претензий, устанавливается перевозчиком с указанием юридических адресов и доводится до сведения грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, с которыми заключены договоры и других физических и юридических лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта общего пользования, утвержден Приказом ОАО «РЖД» № 84 от 06.06.2005 г.

Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов и оказанием услуг, направляются грузоотправителем, грузополучателем или страховщиком, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю либо грузополучателю, владельцем железнодорожного пути необщего пользования в территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) .

ТЦФТО регистрирует поступившие претензии в суточный срок и далее рассматривает самостоятельно либо передает их для рассмотрения в зависимости от типа претензии в службу коммерческой работы (М) Свердловской дирекции управления движением или в службу вагонного хозяйства (В) Свердловской дирекции инфраструктуры.

Функциональные службы рассматривают претензии в течение 26 дней с момента получения претензии из ТЦФТО.

Результатом рассмотрения претензии является решение об удовлетворении в полном объеме, либо частично, либо отклонении.

№ класса. Вид требования, Случаи предъявления претензии

Возмещение убытков (ущерба) клиента, связанных с утратой или повреждением (порчей) груза, перевозочных средств.

- Утрата груза, недостача, повреждение (порча) груза.

- Утрата перевозчиком собственного или арендованного подвижного состава.

- Повреждение перевозчиком собственного, арендованного подвижного состава или его узлов и деталей.

Уплата клиенту штрафов, пени, возмещение его затрат в связи с невыполнением ОАО «РЖД» обязательств по перевозке грузов. Просрочка доставки груза. Задержка подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержка уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.

- Невыполнение принятой заявки на перевозку грузов.

- Подача под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров.

- Использование вагонов, контейнеров без согласия их владельцев.

- Использование подъездного пути без согласия его владельца.

- Задержка выдачи груза.

- Неисполнение обязательств по договору об оказании услуг

Возврат плат, штрафов, неправомерно взысканных ОАО «РЖД» с клиента.

- Возврат провозной платы.

- Возврат дополнительных сборов.

- Возврат штрафа за задержку вагонов, контейнеров парка РЖД под погрузкой, выгрузкой.

- Возврат платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях.

- Возврат платы за пользование вагонами, контейнерами парка РЖД.

- Возврат штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов.

- Возврат штрафа за неочистку вагонов, контейнеров парка РЖД после выгрузки грузов.

- Возврат штрафа за использование вагонов, контейнеров парка РЖД без согласия ОАО «РЖД».

- Возврат штрафа за искажение сведений в железнодорожной транспортной накладной.

- Возврат штрафа за превышение грузоподъемности вагона, контейнера

Инструкция по актово-претензионной работе - База грузов и грузового транспорта

ПО АКТОВО-ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЕ

Утверждена Министерством речного флота РСФСР

30 сентября 1980 г.

I. Оформление и учет актов

1. Случаи несохранности грузов, перечисленные в Правилах

перевозок грузов (ч.1), в дальнейшем именуемых Правилами, а также

другие случаи, которые могут привести к несохранности грузов или

дополнительным затратам труда и средств, оформляют внутренними,

коммерческими актами или актами общей формы.

2. Коммерческие акты и акты общей формы оформляют в

соответствии с Правилами составления актов. Коммерческие акты на

несохранность грузов, обнаруженную при передаче с железной дороги на

воду или обратно, составляют порядком, установленным Правилами

перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

3. Внутренние акты по форме ГУ-25а (прил. 1) составляют

при обнаружении признаков несохранности груза в процессе операций

внутреннего порядка: сдачи груза портом на судно, с судна порту и с

судна на судно (перевалка, паузка); перегрузки грузов из

поврежденных контейнеров или тары в исправный; наложение пломбы

порта на контейнер с нарушенной пломбой отправителя, а также при

обнаружении грузов с такими признаками на складах порта или на

судне; при обнаружении на складах или на судах грузов без документов

или документов без груза и грузов, засланных не по назначению;

смешения на судах и складах грузов разных отправок и других

4. Внутренние акты служат для учета и расследования случаев

несохранности грузов и определения ответственности за это отдельных

работников, пароходств и их предприятий. Акты, как правило, должны

составляться в трех экземплярах (1-ый - для пароходства, 2-ой - для

порта и 3-ий - для судна) с соблюдением требований, предъявляемых к

содержанию коммерческих актов.

Выдача внутренних актов грузополучателям вместо коммерческих

актов категорически запрещается и должна расцениваться как грубейшее

5. Представители пароходства не обязаны участвовать в

составлении и подписании актов, оформляемых грузополучателями (акт о

приемке продукции и товаров по количеству и т.п.).

6. При оформлении внутренних и коммерческих актов следует

руководствоваться разделом 52 Правил и точно определять случаи

несохранности груза по следующим признакам:

а) повреждения - частичная или полная негодность грузов

вследствие ударов при перегрузке, падений с поддонов и со штабелей,

наездов на груз транспортных средств, раздавливания груза при

превышении допустимой высоты складирования, смещения плохо

закрепленного груза в судне при авариях, во время шторма, пожара и

других стихийных бедствий;

б) порча - частичная или полная потеря грузом годности к его

использованию потребителями, явившаяся следствием подмочки груза при

перевозке и хранении, вредного воздействия на груз атмосферных

явлений, засорения груза остатками других грузов, пересортицы марок,

вызвавшей убытки у грузовладельца, смешения навалочных и насыпных

грузов, загрязнения груза, длительных задержек груза в пути,

заражения вредителями, аварийных происшествий и стихийных бедствий;

в) утрата - полное разрушение и гибель груза вследствие аварий

судов, пожаров, стихийных явлений и т.п. а также потери древесины

г) недостача груза - количественное несоответствие груза

данным, указанным в перевозочных документах (без признаков хищения),

обусловленное просчетами количества грузовых мест (за исключением

случаев прибытия судов с исправными пломбами отправителя),

неправильным определением количества (веса) груза, неисправностью

весовых приборов, ошибками при оформлении перевозочных документов,

нестандартностью и неисправностью тары или упаковки груза, боем,

просыпанием, распылением груза и другими потерями, превышающими

нормы естественной убыли;

д) хищения - частичная или полная утрата груза при срыве

контрольных лент, замков или проволоки на грузовых местах; срыве

пломб на контейнерах, грузовых местах, люках грузовых трюмов; следах

вскрытия или взлома тары, упаковки, контейнеров, нарушения пакетов;

взломе и вскрытии дверей, окон, проломе стен, подкопах под ними и

срыве решеток в складах портов, вскрытии замков или срыве пломб

складских помещений;: подделке документов, а также пломб на люках

грузовых трюмов, дверях складов, контейнерах и грузовых местах;

недостаче отдельных деталей или частей неупакованных грузовых мест

(машин, станков6 агрегатов и т.п.), если они не сопровождаются

проводниками; других случаях, если расследованием будет установлен

факт хищения груза.

7. Внутренние акты передают заместителю начальника порта

(грузового района) для организации ведомственного расследования.

Учет актов ведут в отделе грузовой и коммерческой работы.

8. Второй экземпляр коммерческого акта выдает грузополучателю

отдел грузовой и коммерческой работы под расписку в третьем

экземпляре, остающемся в делах порта.

Отказ в выдаче коммерческого акта должен быть мотивированно

обоснован с соответствующими ссылками на Устав внутреннего водного

транспорта СССР, в дальнейшем именуемый УВВТ, и Правила.

9. В коммерческом акте должны быть полностью указаны данные,

предусмотренные соответствующими графами акта, подробно описано

состояние груза и обстоятельства, при которых обнаружена

несохранность. Состояние груза и тары должно быть описано по каждому

неисправному месту. При одинаковых повреждениях указывают число мест

с такими повреждениями.

10. При повреждении груза и тары в акте указывают:

а) какие признаки повреждения тары или ее вскрытия обнаружены.

Если тара поврежденного груза исправна, то указывают, по каким

признакам установлено повреждение или порча груза (звук битого

стекла, следы течи, россыпь и т.п.);

б) цела ли упаковочная проволока, лента, уголки и т.п. нет ли

на ленте узлов, обрывов; можно ли, не нарушая целостность ленты,

проволоки, изъять груз из тары;

в) цела ли внутренняя упаковка, достаточно ли прокладочного или

простилочного материала, имеются ли исправления тары и какого рода

эти исправления - вновь забитые гвозди у ящиков, замененные доски,

забитые иного сорта гвоздями, кипа или мешок, частично зашитые

наружным швом иного вида, чем остальные стороны, и т.п.;

г) произошла ли россыпь груза в судне или на складе и в каком

количестве, как с ней поступили;

д) при обнаружении недостачи груза в поврежденной таре в акте

следует указать качество материала, из которого тара изготовлена,

соответствовала ли тара государственному стандарту и одинаковы или

различны грузовые места в однотипной исправной таре по размерам и

Если на упаковке имеются пломбы отправителя, то при составлении

акта необходимо указать количество и состояние пломб и оттисков на

них и не было ли возможности доступа к грузу без нарушения пломб.

В акте должно быть отражено - можно ли было изъять из

поврежденной тары недостающий груз и мог ли он поместиться в

незаполненной части тары.

11. В случаях определения веса груза по стандарту или трафарету

на грузовых местах и взвешивания только неисправных мест в акте

указывается число исправных мест, вес которых не проверялся, а вес

груза, оказавшегося в поврежденных местах, проставляется отдельно

(вес по трафарету или стандарту и фактически оказавшийся).

12. При обнаружении недостачи и повреждения грузов, перевозимых

в бочках, барабанах, рулонах, в акте указывается: в чем состоит

повреждение, каково заполнение бочек и барабанов, как были бочки или

барабаны погружены - на образующую или с постановкой на торец и куда

пробками, были ли следы течи и где именно (в пробке, по шву, через

При повреждении рулонов бумаги, кроме того, указывается

характер и размеры повреждения рулона относительно его образующей и

торца, состояние упаковки (качество и число слоев оберточной бумаги,

величина ее загиба на торец, число бумажных кругов на торце и т.п.).

13. Если обнаружена недостача или повреждение жидких грузов,

перевозимых в бутылях, помещенных в корзины, ящики и т.п. в акте

обязательно следует указать, были ли корзины соответствующим образом

укреплены в судне или контейнере и насколько прочны они, достаточно

ли прокладочного материала, каково его качество, не имеют ли

поврежденные бутыли неровностей отливки стекла.

14. При обнаружении повреждения металлических изделий в акте

следует указать характер их излома, т.е. имеет ли излом следы

ржавчины, потемнения и т.п. или излом свежий.

15. При обнаружении загрязнения груза в акте необходимо

указать, весь ли груз загрязнен или загрязнен только верхний слой

или слой, соприкасавшийся с днищем, бортами судна или стенками

контейнера, а также были ли очищены днище и борта судна или

контейнера до их загрузки. При загрязнении мешков указать, какого

вида мешки (одинарные или двойные) и загрязнена ли их внутренняя

16. При порче скоропортящихся грузов указываются:

а) способ погрузки и его соответствие техническим условиям

б) состояние груза (наличие плесени, запаха гнили, течи) и

каким способом оно установлено;

в) вид и состояние тары;

г) дата выдачи сертификата или удостоверения о качестве и кем

они выданы, срок транспортабельности груза;

д) температура наружного воздуха, а в необходимых случаях и

воды в день прибытия и выдачи груза, а также в трюме (при наличии

термографа - его показания).

17. При установлении недостачи или повреждения мест, частей,

деталей и инструмента автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных и

других машин в акте указывают:

а) все обнаруженные нарушения Правил перевозки автомобилей,

тракторов, сельскохозяйственных машин в части их подготовки к

перевозке, погрузки и крепления, пломбирования кабин, багажников,

ящиков с запасными частями и инструментами;

б) наименование и количество недостающих частей и деталей

против выявленных по описи или упаковочному листу, а при отсутствии

описи - наличие фактически оказавшихся в поврежденных местах.

18. При недостаточно четких оттисках на пломбах не допускается

запись об этом в акте только одним словом "неясные". Необходимо

точно описать, в чем именно состоит неясность, и указать все знаки,

которые можно прочитать на обеих сторонах пломбы. При снятии с

контейнера отправительских пломб в акте фиксируют наименование

отправителя и оттиски пломб. При отсутствии контрольных знаков (см.

§ 4 и 5 Правил пломбирования грузовых помещений судов) должно быть

19. Неисправности контейнера (щели в полу и стенах, отверстия в

крыше, повреждение дверных запоров и т.п.), которые могли вызвать

утрату или порчу груза, должны быть подробно описаны в акте. Особо

отмечаются признаки умышленного повреждения контейнера. В акте

необходимо также отразить признаки, позволяющие установить время и

место повреждения контейнера.

20. В акте должно быть указано точное расположение неисправного

контейнера в месте расстановки на причале или на судне, имелась ли

возможность доступа к его дверям и пломбе, были ли заделаны

отправителем отверстия и щели дверных проемов водонепроницаемым

материалом, был ли укрыт груз влагонепроницаемой бумагой или пленкой

и выстлан ли пол соответствующим материалом и т.п.

21. Снятые с трюмов судов и контейнеров пломбы, нарушение

целостности которых точно не установлено, но не исключено и вызывает

споры сторон, должны быть приложены к акту для последующей

экспертизы. Для этого верхние концы проволоки как можно ближе к

скобе аккуратно обрезают кусачками и пломбы без скручивания

обрезанных концов проволоки укладывают в конверт из плотной бумаги,

который прикрепляют к акту, направляемому для расследования.

В случае передачи пломб для экспертизы органам милиции к акту

следует прилагать справку о результатах их исследования.

22. При обнаружении недостачи или повреждения грузов в

транспортных пакетах в акте указывают: соответствует ли пакет

государственным стандартам или техническим условиям, состояние

средств крепления и контрольных знаков (пломб, контрольной ленты и

т.п.), характер их повреждения (обрыв, скручивание, узлы и т.п.),

степень натяжения средств крепления, а также возможность доступа к

отдельным местам груза внутри пакета без повреждения средств

крепления и контрольных знаков. Кроме того, должны отмечаться также

место пакета в штабеле на складе или на судне и возможность доступа

к нему, а также применявшиеся средства механизации при перегрузочных

При описании степени натяжения средств крепления следует

указывать, туго ли натянута проволока, стяжка, лента и т.п. или ее

можно перемещать по пакету, возможно ли смещение места груза внутри

23. В случае обнаружения несохранности груза на судне или при

выгрузке с судна в акте должно быть указано, правильно ли погружен,

размещен и закреплен груз. При неправильных погрузке, размещении и

креплении груза в акте отражается, какое нарушение было допущено.

24. В необходимых случаях в акте должно быть указано, чьими

средствами производились погрузка или выгрузка груза, каким способом

(по стандарту, трафарету, осадке, обмеру, взвешиванием на весах,

условно) и кем определен вес груза (отправителем, пароходством). При

определении количества груза взвешиванием на весах указывается тип и

25. В акте на обнаруженный бездокументный груз должно быть

отмечено название судна, кем, когда, где (N склада, секции и т.п.) и

при каких обстоятельствах обнаружен бездокументный груз, количество

мест, их транспортная маркировка и содержание основных,

дополнительных и информационных надписей, состояние тары и упаковки

или контейнера, наличие и состояние пломб.

26. В актах не допускается запись о состоянии груза и тары в

общих выражениях, например: "груз поврежден", "тара слабая", "ящики

разбиты", "бочки текут", "нарушены правила пломбирования", "погрузка

неправильная" и т.п.

27. Если груз в пути следования утрачен или передан другой

организации (реализован), порт обязан выслать службе грузовой и

коммерческой работы пароходства назначения, а если груз следует с

перевалкой на железную дорогу - службе грузовой и коммерческой

работы пароходства, которому принадлежит порт перевалки, второй

экземпляр коммерческого акта и копию акта передачи груза другой

организации. О времени высылки актов делается отметка в первом

экземпляре коммерческого акта, высылаемого службе грузовой и

коммерческой работы своего пароходства.

28. При обнаружении признаков хищения груза, независимо от

суммы, порт обязан направить соответствующему органу транспортной

милиции при сопроводительном письме с изложением обстоятельств

случившегося заверенную копию коммерческого или внутреннего акта, а

при составлении акта, из которого следует, что ответственными за

возможное хищение являются работники данного порта, также их

объяснения и свое заключение.

29. Первые экземпляры актов высылаются службе грузовой и

коммерческой работы пароходства в установленные положением о

ведомственном расследовании сроки вместе с соответствующими

материалами (объяснения причастных лиц, акт экспертизы, отвесы,

копия письма в следственные органы и др.).

30. Если в случае несохранности груза необходима экспертиза, но

невозможно провести ее специалистам бюро товарных экспертиз,

инспекцией по качеству, ветеринарно-санитарного надзора и т.п. то

начальник порта может привлечь в качестве экспертов соответствующих

специалистов организаций и предприятий, не входящих в систему

Минречфлота. Эксперт, уполномоченный такой организацией или

предприятием, должен иметь поручение, подписанное директором

(руководителем) предприятия. В поручении должна быть указана

должность эксперта и удостоверено, что по своей квалификации он

может дать соответствующее заключение.

31. Выводы экспертизы должны быть мотивированы и не могут

основываться на предположениях о причинах недостачи, порчи или

повреждения грузов. Если эксперт затрудняется указать точно причину

порчи или повреждения груза либо тары, то он должен указать в акте

те мотивы, по которым невозможно точно определить причину порчи или

32. Особое внимание в заключении экспертов должно быть обращено

на обоснованность размеров убытков от уценки испорченного или

поврежденного груза, пересортицы, возмещения стоимости ремонта или

восстановления, невозможности использования груза по первоначальному

назначению и на предложения по его использованию по другому

назначению. Заключения должны быть обоснованы ссылками на

соответствующие прейскуранты, действующие инструкции и другие

В заключении должно быть также четко сформулировано наличие или

отсутствие причинных связей между обстоятельствами, зафиксированными

в коммерческом акте, и характером недостачи, повреждения или порчи

33. Заключение экспертов, участвовавших в проверке груза,

оформляют актами за подписями лиц, принимавших участие в экспертизе.

О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в коммерческом

При несогласии с заключениями эксперта начальник порта должен

сделать об этом оговорку в акте с указанием мотивов несогласия и

потребовать назначения повторной экспертизы или создания экспертной

комиссии, а при необходимости обязан обжаловать заключение экспертов

в установленном порядке.

II. Порядок рассмотрения претензий

34. Претензии грузовладельцев из-за несохранности грузов и

просрочки сроков их доставки рассматривают службы (отделы) грузовой

и коммерческой работы пароходства на основании УВВТ и Правил.

В пароходствах, где имеются службы (отделы) заграничных

перевозок, претензии, возникшие по перевозкам в заграничном

сообщении, рассматривают эти службы (отделы).

Претензии по перевозкам пассажиров и багажа рассматривают

службы (отделы) пассажирских перевозок, а там, где их нет, - службы

перевозок и движения флота.

35. При поступлении претензии в первую очередь проверяют:

правильность адресования и оформления претензионного заявления;

наличие права на заявление претензии; минимально допустимую сумму

претензии; приложенные к заявлению подлинные документы,

подтверждающие право на заявление претензии, а также принадлежность

их к данной отправке груза; документы, подтверждающие

обстоятельства, послужившие основанием к возникновению материальной

ответственности пароходства, и размеры суммы претензии; соблюдение

срока на заявление претензии. При этом должно быть обращено

внимание на правильность оформления копий документов (фактур,

нарядов, выписок из прейскурантов, счетов, платежных требований и

поручений, справок и т.п.), которые должны быть соответствующим

образом заверены. Светокопии указанных документов также должны быть

заверены в обычном порядке.

Принятые к рассмотрению претензии регистрируют в журнале (прил.

36. В случае, если заявитель претензии ссылается на отказ порта

выдать коммерческий акт, к заявлению должен быть приложен письменный

отказ начальника порта на требование о выдаче акта, а если отказ не

получен, то копия посланного заявителем требования с приложением

расписки или почтовой квитанции, подтверждающей отправление порту

37. При несоблюдении указаний, изложенных в § 12 Правил

предъявления и рассмотрения претензий, претензии к рассмотрению не

принимают, не регистрируют и немедленно возвращают заявителю с

указанием причины и ссылки на статью 223 УВВТ.

38. Возникшие по перевозкам в прямом смешанном

железнодорожно-водном сообщении претензии на сумму менее 10 руб. из

которых явствует вина железной дороги, к рассмотрению не принимают и

возвращают заявителю с указанием на ответственность железной дороги

со ссылкой на ст. 171 Устава железных дорог СССР.

39. Весь претензионный материал по каждому в отдельности

заявлению комплектуют в дело, на котором проставляют порядковый

номер по журналу регистрации претензий. Это дело должно содержать и

материалы ведомственного расследования. На лицевой стороне обложки

дела указывают следующие сведения: от кого и когда поступила

претензия, номер накладной, номер и дата коммерческого акта, сумма

претензии, срок для рассмотрения данной претензии.

40. При рассмотрении претензии по существу необходимо:

проверить наличие и полноту имеющегося в деле материала

проверить и установить, была ли допущена в действительности и в

каком размере несохранность груза при перевозке;

проверить и установить обстоятельства, вызвавшие несохранность

груза, и в необходимых случаях произвести дополнительное

расследование причины и запросить заключение от ответственных

проверить расчет заявителя претензии и определить правильность

суммы, заявленной для возмещения за несохранность груза;

проверить приложенные к претензионному заявлению документы в

подлинниках (грузовую квитанцию, накладную, коммерческий акт и др.)

и установить, нет ли в этих документах дописок и исправлений, не

заверенных в установленном порядке.

41. Прежде чем приступить к определению размера подлежащей

возмещению суммы по предъявленной претензии, необходимо проверить и

установить, при каких обстоятельствах произошла утрата, недостача,

порча или повреждение груза и обязано ли пароходство возмещать ущерб

по данной перевозке. В частности, необходимо убедиться, не произошла

ли утрата, порча или повреждение груза по данной отправке при

обстоятельствах, указанных в ст. ст. 192 и 193 УВВТ, так как при

наличии одного или нескольких из этих обстоятельств пароходство не

несет ответственности за утрату и повреждение груза, если заявитель

претензии не представит доказательств, что утрата, недостача, порча

или повреждение груза произошли по вине пароходства.

Такие доказательства должны содержать указания на конкретные

неправильные действия (или бездействия) перевозчика и факты

нарушения им действующих Правил перевозок, инструкций,

государственных стандартов или технических условий, опубликованных

для общего сведения или указанных отправителем в накладной.

42. При отсутствии обстоятельств, обуславливающих применение

ст. ст. 192 и 193 УВВТ, необходимо проверить соответствие сведений,

содержащихся в коммерческих актах, сведения в актах экспертизы и

других документов, правильность составления указанных документов,

соответствие самого груза, тары и упаковки требованиям

государственного стандарта и технических условий, наличие актов на

уничтожение груза и реализацию его с уценкой (кроме акта

экспертизы), а также наличие других обстоятельств, свидетельствующих

о вине отправителя или получателя в понесенном ущербе.

43. Для выявления действительной недостачи или полной утраты

груза необходимо проверить по счету или другим документам

отправителя, какое количество груза было действительно отгружено по

данной отправке и какое количество согласно коммерческому акту было

выдано получателю, и на основании этих данных установить количество

44. По насыпным и навалочным грузам из общего веса недостачи

необходимо вычесть массу естественной убыли по установленной норме

для данного груза. После этого определить размер фактической

недостачи веса груза, превышающей норму естественной убыли и норму

45. В случае предъявления претензии на полную стоимость груза,

прибывшего с повреждением, или груза, прибывшего с недостачей

запчастей, инструмента или комплектующих деталей, пароходство

обязано в 10-дневный срок затребовать от заявителя документы,

подтверждающие стоимость ремонта поврежденного груза или стоимость

запчастей, инструмента и других материалов. При неполучении таких

документов претензию возвращают без удовлетворения в пределах сроков

на рассмотрение претензии.

46. Для правильного определения стоимости утраченного груза по

претензии необходимо выяснить, по какой цене - оптовой или розничной

- заявлена сумма в претензии и установлены ли и в каком размере на

данный товар торговые и другие наценки и скидки, а также необходимо

проверить правильность указанной в расчете заявителя суммы налога с

оборота, если таковая не была включена в счет поставщика.

Если счет оплачен исходя из оптовой цены, то претензия подлежит

оплате по цене, указанной ы счете.

В случае оплаты счета по розничной цене претензия подлежит

удовлетворению по этой цене, но за вычетом торговой и других скидок,

указанных в счете, а при отсутствии в счете такого указания - за

вычетом скидок в размерах, установленных прейскурантом.

При оплате претензии по розничной цене провозная плата и другие

расходы по доставке груза до порта назначения не возвращаются. К

розничной цене также может добавляться и сумма налога с оборота, так

как она включена в эту цену.

В тех случаях, когда в счете значится несколько сортов одного и

того же груза с указанием разных цен, а коммерческим актом не

установлено, какого именно сорта был утрачен груз, и заявитель

претензии не представил документа (приемный акт, накладная и др.),

подтверждающего цену утраченного груза, стоимость утраченного груза

определяется по цене низшего сорта данного груза, указанного в

47. за утрату груза, принятого к перевозке с объявленной

ценностью, на основании данных накладной и других документов

устанавливают следующие размеры возмещения:

при утрате всего груза - в полной сумме объявленной ценности;

при утрате отдельных мест - в сумме объявленной ценности на эти

при утрате предметов из отдельного места - в сумме объявленной

ценности их согласно описи; полученная пароходством провозная плата

в этом случае не возвращается.

48. Сумма убытка за повреждение (порчу) груза должна быть

определена на основании данных о размере ущерба, указанных в

коммерческом акте и акте экспертизы, если такой акт был составлен, а

также документов о стоимости ремонта или восстановления, акта уценки

49. Претензии за утрату грузов, не доставленных в текущую

навигацию и хранящихся на складах портов в соответствии со ст. 102

УВВТ, не удовлетворяются. В ответе на претензию объясняются причины,

по которым груз не был доставлен, и гарантируется доставка груза

получателю в следующую навигацию.

Претензии по штрафам за просрочку в доставке таких грузов, при

условии соблюдения правил предъявления претензии, принимают и

рассматривают по существу после выдачи груза получателю.

50. При рассмотрении претензий за просрочку доставки груза

необходимо выявить степень виновности в просрочке доставки груза

отдельных подразделений пароходства, а также смежных пароходств и

наличие и четкость в накладной календарных штемпелей;

не несут ли другие виды транспорта ответственность, вытекающую

из правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном

сообщении или в прямом водном сообщении;

правильность расчета нормативного срока доставки груза,

провозной платы и суммы штрафа по претензии;

возможность применения статьи 189 УВВТ, освобождающей

пароходство от ответственности за просрочку доставки груза;

наличие соглашений и протоколов межведомственных совещаний,

освобождающих речной транспорт от ответственности за просрочку в

доставке груза в связи с использованием портов Минречфлота как

складов длительного хранения грузов.

51. По претензиям, подлежащим удовлетворению, служба грузовой и

коммерческой работы готовит проект указания, который после подписи

руководством пароходства направляет в финансовый отдел. В этом

указании должны быть одновременно определены виновные подразделения

пароходства, на которые относятся убытки. Один экземпляр указания

остается в претензионном деле.

52. О результатах рассмотрения претензии служба грузовой и

коммерческой работы посылает заявителю соответствующее уведомление.

Форма уведомления приводится в прил. 3.

При отклонении претензии в уведомлении должно быть указано

подробное обоснование. Нельзя ограничиваться одной ссылкой на

соответствующую статью УВВТ или Правил.

53. По претензиям, возвращаемым без удовлетворения частично или

полностью, в претензионном деле должен быть составлен перечень

возвращаемых документов, а в необходимых случаях также копии

накладной со всеми имеющимися в ней отметками и других документов

(или выписок из них), подтверждающих отсутствие вины пароходства в

54. По получении извещения о назначении искового дела к

слушанию в Госарбитраже ответственный за актово-претензионную работу

обязан подобрать соответствующие претензионные материалы и передать

их под расписку в юридическую службу (отдел, старшему

Юридическая служба обязана возвратить претензионные дела в

службу грузовой и коммерческой работы не позднее трех дней после

окончательного рассмотрения иска с копией решения арбитража и

указанием по удовлетворенным искам присужденной суммы с

подразделением ее на сумму иска, судебных расходов и начисленных

процентов. При изъятии из претензионного дела документов, остающихся

в делах арбитража, на обложках претензионных дел, возвращаемых в

службу грузовой и коммерческой работы, делается соответствующая

О результатах решения судебных и арбитражных органов делают

соответствующие отметки в журнале регистрации претензий.

55. Жалобы грузовладельцев на решения о частичном или полном

отклонении претензий на сумму до 100 руб. (см. § 20 Правил), споры

по которым не принимаются арбитражем, рассматривает лично начальник

пароходства в установленные для рассмотрения жалоб сроки. Решение

начальника пароходства об окончательном отклонении претензии должно

быть тщательно мотивировано анализом фактических обстоятельств дела,

с указанием на истинных виновников несохранности груза и ссылками на

действующие Правила, государственные стандарты, технические условия

и т.п. Формальные ответы на жалобы типа: "не нашел оснований для

удовлетворении" не допускаются.

Источник документа (сверено по):

Сборник нормативных актов

М. "Юридическая литература",