Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации ачс от 21.11.1980 img-1

инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации ачс от 21.11.1980

Рейтинг: 4.1/5.0 (1911 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2013 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2013 г. N АПЛ13-141 о признании недействующим пункта 4.1.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21 ноября 1980

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2013 г. N АПЛ13-141 о признании недействующим пункта 4.1.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21 ноября 1980

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2013 г. N АПЛ13-141

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В. Крупнова И.В.,

при секретаре Кулик Ю.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" о признании недействующим пункта 4.1.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21 ноября 1980 г.,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В. объяснения представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Бондарь А.В. Косаревой Н.И. возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф. полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней (далее - Инструкция) утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г. опубликована и доведена до сведения заинтересованных субъектов в действовавшем на то время порядке, в том числе в виде издания отдельной брошюры. Инструкция размещена в информационно-правовой системе "Гарант", доступна для ознакомления неограниченному кругу лиц.

Пунктом 4.1.2 Инструкции предусмотрено, что в карантинных хозяйствах, населенных пунктах, районах, областях, краях, республиках запрещают ввод и ввоз на их территорию, вывод и вывоз за ее пределы животных всех видов, в том числе птицы; заготовку в них и вывоз с их территории продуктов и сырья животного происхождения; вывоз с их территории продукции растениеводства; вход на неблагополучную свиноводческую ферму (в хозяйство) посторонних лиц, въезд на ее территорию транспорта и перегруппировку в хозяйстве свинопоголовья; торговлю животными и продуктами животного происхождения на рынках и в других местах (в хозяйствах, населенных пунктах), проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других общественных мероприятий, связанных со скоплением людей и животных. На все время карантина ограничивают въезд на карантинируемую территорию района, области, края (республики) и выезд людей с этой территории любым видом транспорта.

Общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" (далее - ООО "Мясокомбинат "Калачевский) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4.1.2 Инструкции в части, исключающей для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации иную возможность, чем установление одновременно всех карантинных мероприятий, предусмотренных этим пунктом. Заявитель в подтверждение требования указал, что оспариваемая норма противоречит статье 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, статьям 3.1. 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", наделяющих высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации полномочием определять перечень ограничительных мероприятий в зависимости от фактической обстановки.

Нарушение своих прав ООО "Мясокомбинат "Калачевский" усматривает в том, что на основании оспариваемой нормы мясокомбинату запрещен ввоз на территорию Ростовской области мясной продукции, выработанной промышленным способом и подвергнутой термической обработке, ограничений на вывоз которой с карантинируемой территории не было установлено постановлением губернатора Волгоградской области от 13 марта 2012 г. N 17 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области".

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Мясокомбинат "Калачевский" в апелляционной жалобе просит о его отмене, ссылаясь на незаконность и необоснованность данного решения, нарушение норм материального права, и принятии нового решения. Полагает, что в связи с принятием Закона Российской Федерации "О ветеринарии", наделившего высших должностных лиц субъектов Российской Федерации правом самостоятельно определять перечень необходимых и достаточных мероприятий для предотвращения распространения заболеваний животных и мер защиты населения ( статья 17 ), пункт 4.1.2 Инструкции должен применяться в том объеме, который будет признан необходимым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации при установлении ограничительных мероприятий.

Представитель ООО "Мясокомбинат "Калачевский" в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Проанализировав оспариваемую в части Инструкцию на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 4.1.2 Инструкции является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Инструкция утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР в пределах полномочий, предоставленных этому органу государственной власти СССР в соответствии с Временным положением о Главном управлении ветеринарии (с государственной ветеринарной инспекцией) Министерства сельского хозяйства СССР от 26 июня 1968 г. и Ветеринарным Уставом Союза ССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 декабря 1967 г. N 1142.

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и данному Соглашению .

Суд первой инстанции, установив, что отсутствуют нормативные правовые акты Российской Федерации, которыми был бы определен перечень мероприятий по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней, а такие мероприятия и порядок их проведения регламентированы оспариваемой в части Инструкцией, обоснованно указал в решении, что до принятия Российской Федерацией нормативного правового акта, определяющего правила борьбы с африканской чумой свиней, на территории Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт бывшего Союза ССР - Инструкция, пункт 4.1.2 которой не противоречит действующему российскому законодательству.

Доводы заявителя о том, что пункт 4.1.2 Инструкции противоречит статьям 3.1 и 17 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" правильно отвергнуты судом.

Законом Российской Федерации "О ветеринарии" к числу основных задач ветеринарии в Российской Федерации отнесена реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб, пчел ( статья 1 ).

Статьей 3.1 указанного Закона определены полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к числу которых отнесено установление ограничительных мероприятий (карантина).

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации (часть вторая); в решении об установлении ограничительных мероприятий (карантине) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин) ( часть шестая ); перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии ( часть девятая ).

Как правильно указано в обжалованном решении суда, Закон Российской Федерации "О ветеринарии" не определяет перечень ограничительных мероприятий, необходимых для предотвращения распространения особо опасных болезней животных и, вопреки утверждению заявителя, не относит установление подобного перечня к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Часть шестая статьи 17 данного Закона не исключает из числа полномочий Российской Федерации определение таких мероприятий, а лишь обязывает указывать в решении, принимаемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок. Ограничительные мероприятия не могут указываться в решении произвольно, их перечень и характер ограничений зависит от вида заразной болезни и в каждом конкретном случае определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности принимаемыми федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации приказом от 19 декабря 2011 г. N 476 утвердило перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), указав в нем африканскую чуму свиней в категории особо опасных болезней животных. Однако этот нормативный правовой акт не определяет ограничительные мероприятия, необходимые для предотвращения распространения особо опасных болезней животных, в частности африканской чумы свиней.

Единственным правовым актом, определяющим перечень и характер ограничений по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, является оспариваемая в части Инструкция. которая подлежит применению до принятия в Российской Федерации аналогичного нормативного правового акта в части, не противоречащей действующему российскому законодательству.

Не было у суда первой инстанции оснований полагать, что оспариваемая норма Инструкции противоречит статье 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободное перемещение товаров.

Возможность введения ограничительных мероприятий в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных предусмотрена Законом Российской Федерации "О ветеринарии", что согласуется с требованиями части 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации, предусматривающей введение ограничения перемещения товаров и услуг федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Установив, что оспариваемое положение Инструкции не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, права и законные интересы заявителя не нарушает, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского проессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявления.

Правового значения не имеют ссылки в апелляционной жалобе на постановление губернатора Волгоградской области от 13 марта 2012 г. N 17 и на распоряжение губернатора Ростовской области от 17 августа 2012 г. N 182, принятые по вопросу установления ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территориях этих областей, так как проверка их законности не является предметом рассмотрения в данном деле.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не указал в решении источник публикации Инструкции. не может служить поводом к его отмене.

Суд первой инстанции правомерно указал в решении, что Инструкция опубликована в действовавшем на то время порядке.

Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации установлено, что Инструкция была издана в виде отдельных брошюр (Петушинской типографией тиражом в 1000 экземпляров), опубликована в сборнике "Ветеринарное законодательство, Т. 4 Ветеринарный устав Союза ССР, положения, указания, инструкции, наставления, правила по ветеринарному делу" /Под общ. Ред. А.Д. Третьякова. - М. Агропромиздат, 1988, стр. 394-403.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных положений, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" - без удовлетворения.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Другие статьи

Временная инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ

1. Африканская чума свиней (африканская лихорадка, болезнь Монтгомери, АЧС) - весьма контагиозная болезнь, протекающая в острой форме, характеризующаяся быстрым течением и большой смертностью (98 - 100%).

Заболевание наблюдается в некоторых странах Африки, а также Европы (Испании, Португалии).

К заболеванию восприимчивы домашние и дикие свиньи всех возрастов и пород.

Свиньи, иммунизированные активно или пассивно против обычной чумы, не приобретают иммунитета против африканской чумы.

2. Возбудитель болезни - фильтрующийся вирус, отличающийся от вируса обычной чумы свиней иммунобиологическими свойствами. Он содержится в крови, тканевых жидкостях, внутренних органах, а также экскретах и секретах больных животных. Вирус устойчив к высушиванию, замораживанию и гниению; в высушенной лиофильным методом крови сохраняется более 7 лет, в нативной крови и сыворотке - свыше 5 лет. При температуре 2 - 8° в мясе и костном мозгу вирус сохраняется свыше 150 дней, в моче - свыше 60 дней, в кале - 160 дней. В почве вирус сохраняет вирулентность до 190 дней.

Заражение свиней в естественных условиях происходит путем прямого их контакта с больными и зараженными свиньями. Источником инфекции могут быть и помещения, в которых содержались больные свиньи, а также инфицированные корма и вода, продукты убоя свиней, отходы мясокомбинатов, колбасных, столовых, ресторанов и других предприятий.

Переносчиками вируса могут быть насекомые, клещи (семейства Argasidae ), собаки, кошки, лисицы, волки, шакалы, мелкие грызуны и хищные птицы.

Инкубационный период при естественном заражении - от 3 до 12 дней.

Клинические признаки при африканской чуме свиней сходны с признаками, наблюдаемыми при обычной чуме. Но различие состоит в том, что если при обычной чуме симптомы болезни нарастают параллельно с подъемом температуры, то при африканской чуме характерные признаки болезни развиваются через 2 - 3 дня после подъема температуры. У свиней, больных африканской чумой, температура достигает и удерживается на уровне 41 - 42°, а через 2 - 3 дня после подъема температуры у них развиваются депрессия, слабость, шаткость походки, цианоз кожи ушных раковин, пятачка, внутренней поверхности конечностей, нижней стенки груди и живота, а также хвоста; появляется понос, иногда с примесью крови. Смерть наступает на 3 - 5-й день после повышения температуры, а чаще через 1 - 2 суток после появления перечисленных клинических признаков.

Выздоровление при африканской чуме наступает редко (1 - 2%). Выздоровевшие свиньи остаются в течение 6 - 10 месяцев вирусоносителями.

Патологоанатомические изменения при этом заболевании сходны с изменениями, наблюдаемыми при острой форме обычной чумы свиней.

Наиболее характерными патологоанатомическими изменениями при африканской чуме свиней являются: выраженный цианоз кожи с кровоизлияниями в ее толщу, геморрагическая инфильтрация лимфатических узлов, особенно лимфатических узлов внутренних органов, геморрагии под эпикардом и капсулой почек, серозно-фибринозные отеки междольковой и междольчатой соединительной ткани и паренхимы легких, стенок желчного пузыря и его выводного протока, скопление большого количества серозно-фибринозного экссудата в сердечной сумке, грудной и брюшной полостях. геморрагическое воспаление слизистой оболочки желудка с наличием изъязвлений и некрозов по вершинам складок, увеличение (в 2 - 3 раза) селезенки с размягчением ее пульпы и точечные кровоизлияния под ее капсулой.

3. Диагноз на африканскую чуму свиней ставят на основании эпизоотологических данных, клинического течения, патологоанатомической картины, гистологических исследований, микроскопии мазков-отпечатков из селезенки, а также данных лабораторных исследований крови и постановки биопробы.

Основанием подозревать африканскую чуму свиней является возникновение заболевания среди свинопоголовья. привитого активно или пассивно против чумы, с быстрым течением и высокой смертностью заболевших, по клиническим и патологоанатомическим данным, сходного с обычной чумой.

Постановка биопробы для уточнения диагноза допускается только с разрешения Главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР.

Для постановки биопробы отбирают 8 свиней весом от 25 до 40 кг, которые за месяц до постановки опыта были вакцинированы против обычной чумы, или такое же количество свиней, которым за 24 - 48 часов вводят в лечебных дозах гипериммунную противочумную сыворотку.

Четырех из восьми свиней, иммунных к обычной чуме, заражают материалом от свиней, подозрительных по заболеванию африканской чумой (кровь, 20-процентная суспензия ткани селезенки, 20-процентная суспензия ткани лимфатических узлов), в объеме 1 мл, внутримышечно. Четырех других свиней заражают внутримышечно вирусом обычной чумы в дозе 1 мл (для контроля активности примененного биопрепарата против обычной чумы свиней).

У всех находящихся под биопробой животных ежедневно 2 раза (утром и вечером) измеряют температуру, тщательно наблюдая за ними. При наличии в исследуемом материале вируса АЧС свиньи, иммунные к обычной чуме и зараженные этим материалом, заболевают на 2 - 5-й день и погибают в течение 10 дней с момента заражения.

Примечание. Лабораторную диагностику африканской чумы свиней проводят, руководствуясь специальным наставлением.

Мероприятия по предупреждению заноса

африканской чумы свиней на территорию СССР

4. В целях предотвращения заноса вируса африканской чумы свиней на территорию СССР:

а) запрещается ввоз свиней (в том числе диких), свинины и других продуктов их убоя из стран, неблагополучных и угрожаемых по этой болезни;

б) грузы и ручную кладь пассажиров, прибывающи х в СССР из государств, неблагополучных по африканской чуме свиней, подвергают ветеринарному досмотру на пограничных контрольных ветеринарных пунктах, в морских и воздушных портах, на пограничных железнодорожных станциях и шоссейных дорогах, а посылки и багаж - на международных пунктах досмотра.

Обнаруженные при досмотре свинины продукты в сыром, замороженном, сырокопченом или консервированном виде подлежат уничтожению;

в) устанавливают ветеринарный контроль за использованием кухонных и других отходов, получаемых с самолетов, вагонов-ресторанов и судов, прибывающих из иностранных государств.

Эти отходы подлежат уничтожению или стерилизации при температуре 120° в течение 60 минут.

5. При непосредственной угрозе заноса африканской чумы свиней из государств, граничащи х с СССР. органы власти соответствующей республики, края или области обязаны принять следующие меры:

а) создать республиканскую (в союзной республике и АССР), областную или краевую чрезвычайную комиссию по предупреждению заноса африканской чумы свиней, как правило, в составе: заместителя председателя Совета Министров или председателя (заместителя председателя) исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудящихся (председатель комиссии) и членов комиссии: заместителя министра сельского хозяйства республики (начальника областного, краевого управления сельского хозяйства, начальника управления ветеринарии министерства сельского хозяйства республики. начальника ветеринарного отдела областного, краевого управления сельского хозяйства), заместителя министра охраны общественного порядка республики (начальника управления милиции области, края), представителей пограничных войск, командования военного округа, дислоцирующегося на территории республики, и других органов;

б) установить по границе со страной, неблагополучной по африканской чуме свиней, зону возможного заражения глубиной 10 - 15 км и по границе с зоной возможного заражения - зону возможного заноса вируса африканской чумы глубиной до 100 - 150 км в зависимости от местных условий;

в) организовать убой всех свиней во всех без исключения хозяйствах, расположенных в зоне возможного заражения, с соблюдением мер, исключающих возможность распространения инфекции. Мясо от этих свиней должно быть использовано для изготовления консервов и других вареных изделий;

г) организовать проведение иммунизации всего свинопоголовья. принадлежащего колхозам, совхозам, другим хозяйствам и организациям, а также населению, в зоне возможного заноса вируса африканской чумы свиней против обычной чумы и рожи свиней и постоянное ветеринарное наблюдение за всем поголовьем свиней;

д) организовать в зоне возможного заражения и зоне возможного заноса вируса африканской чумы свиней мероприятия по уничтожению хищников, грызунов и бродячих животных, а также перешедших на территорию СССР диких свиней, собак и домашних животных;

е) в зависимости от необходимости вынести специальное решение об ограничении движения транспорта, людей и животных от границы с государством, неблагополучным по африканской чуме свиней, в глубь страны, широко оповестив население об установленных ограничениях;

ж) запретить в зоне возможного заражения проведение базаров, выставок и других мероприятий, связанных с передвижением и скоплением животных (кроме перевозки животных на бойни и мясокомбинаты);

з) принять меры к усилению контроля за выполнением требований ветеринарно-санитарного надзора на предприятиях, перерабатывающих продукты и сырье животного происхождения (мясокомбинатах, кожзаводах. складах живсырья и пр.), расположенных в пограничной зоне;

и) для контроля за соблюдением карантинных правил организовать временные специальные ветеринарно-карантинные отряды и установить ветеринарно-милицейские посты на всех дорогах, ведущих в глубь страны от границы с неблагополучными по АЧС странами, а в зоне возможного заражения, кроме того, организовать подвижные контрольные посты <*>;

<*> См. Ветеринарный устав Союза ССР, статью 30.

к) мобилизовать транспортные средства, необходимые для несения охранно-карантинной службы, а также организовать обеспечение ветеринарной сети пограничных зон дезинфицирующими и другими материально-техническими средствами для проведения соответствующих профилактических мероприятий;

л) выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по борьбе с африканской чумой свиней.

6. В каждом административном районе угрожаемой территории решением исполкома районного Совета депутатов трудящихся также создаются районные чрезвычайные комиссии во главе с председателем или заместителем председателя исполкома райсовета.

В состав комиссии должны входить, как правило, начальник районного производственного управления сельского хозяйства, государственный ветеринарный инспектор района, начальник районного отдела милиции.

Районная чрезвычайная комиссия по указанию областной (краевой), республиканской чрезвычайной комиссии в зоне возможного заражения и зоне возможного заноса обязана:

а) довести до сведения руководителей хозяйств, предприятий и населения об угрозе заноса АЧС;

б) утвердить для каждого хозяйства и населенного пункта план мероприятий по предотвращению заноса АЧС;

в) обеспечить проведение охранно-карантинных мероприятий;

г) определить возможные источники и пути заноса АЧС и провести, исходя из местных условий, необходимые мероприятия по устранению опасности возникновения заболевания;

д) привлечь к проведению мероприятий по предотвращению заноса АЧС население, органы милиции и другие организации района;

е) установить круглосуточные посты на всех дорогах, ведущих со стороны государственной границы в глубь страны;

ж) осуществлять другие мероприятия, вытекающие из обстановки или из постановлений (распоряжений) областной (краевой), республиканской чрезвычайной комиссии.

7. Постановления, распоряжения и указания чрезвычайных комиссий и ветеринарных органов по вопросам борьбы с АЧС являются обязательными для выполнения всеми руководителями и должностными лицами хозяйств, предприятий, учреждений и других организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также всеми гражданами.

8. Руководители хозяйств, предприятий и ветеринарные специалисты по получении сведений об угрозе заноса АЧС обязаны немедленно провести следующие мероприятия:

а) разработать план мероприятий по предотвращению заноса АЧС;

б) ограничить хозяйственные связи с другими хозяйствами, предприятиями и населенными пунктами, выставить охранно-карантинные посты с круглосуточным дежурством на дорогах, ведущих в хозяйство из других населенных пунктов, а также организовать разъездные посты. Стационарные охранно-карантинные посты должны быть оборудованы шлагбаумами, дезбарьерами. а также будками для дежурных;

в) взять на учет все свинопоголовье. имеющееся в хозяйствах, организациях и в личной собственности граждан;

г) в зоне возможного заражения (до убоя всего свинопоголовья ) и в зоне возможного заноса установить строгий ветеринарно-санитарный режим содержания свиней, не допуская совместного содержания свиней с другими животными и птицей. Для ухода за свиньями закрепить постоянных лиц, обеспечив их спецодеждой и спецобувью ; установить постоянное наблюдение за состоянием свинопоголовья. вменяя это в обязанность ветеринарным и другим работникам животноводческих ферм, а также гражданам - владельцам животных;

д) привлечь необходимое количество дезинфекционных машин, организовать дезинфекционные отряды и создать резерв дезинфекционных и других необходимых сре дств дл я борьбы с АЧС;

е) организовать мероприятия по уничтожению грызунов на фермах и во дворах граждан, отлову и уничтожению бродячих собак, а также по проведению дезинфекции и других ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на недопущение заноса вируса АЧС;

ж) провести широкую разъяснительную работу среди населения и работников животноводства по вопросам профилактики и ликвидации АЧС.

9. Ввод свиней в хозяйства, расположенные в обеих зонах, и вывод из них свиней запрещаются. Ввод и вывод других животных и птицы допускаются только с разрешения республиканской чрезвычайной комиссии и при соблюдении ветеринарно-санитарных правил.

10. На всей территории обеих зон усиливают ветеринарно-санитарный надзор за заготовками продуктов и сырья животного происхождения. Запрещается торговля мясом и другими продуктами животноводства на рынках зоны возможного заражения, а также торговля свининой и другими продуктами свиноводства на рынках зоны возможного заноса вируса АЧС.

Мероприятия, проводимые при возникновении заболевания

с подозрением на африканскую чуму свиней

11. При возникновении на территории пограничных зон или на другой территории СССР среди свинопоголовья заболевания, характеризующегося быстрым течением и массовым падежом свиней, руководители хозяйств, ферм и владельцы животных обязаны:

а) немедленно сообщить об этом местным ветеринарным специалистам, исполкому сельского (поселкового, городского) Совета депутатов трудящихся;

б) изолировать больных и подозрительных по заболеванию животных в том же помещении, в котором они находятся, и запретить к ним доступ всем, кроме лиц, ухаживающих за этими животными, а также запретить выход (выезд) обслуживающего персонала с территории хозяйства, фермы, двора без специальной обработки и письменного разрешения, подписанного ветврачом, осуществляющим ветеринарный надзор за этими животными;

в) запретить вывоз (вывод) животных всех видов, в том числе птицы, а также продуктов убоя животных с территории хозяйства, фермы, двора;

г) выставить на дорогах сторожевые посты и указательные знаки с объявлением о возникновении в хозяйстве заболевания с подозрением на африканскую чуму свиней.

12. Ветеринарный врач, получив извещение о заболевании и падеже свиней, обязан немедленно прибыть на место для установления диагноза и принятия необходимых мер.

При подозрении на африканскую чуму свиней он обязан сообщить об этом главному ветеринарному врачу районного производственного управления сельского хозяйства, исполкому сельского (поселкового, городского) Совета депутатов трудящихся и до принятия решения о наложении карантина приступить к проведению следующих мероприятий:

а) определить границы очага заболевания и организовать проведение в нем строгих карантинных и других ветеринарно-санитарных мероприятий.

Примечание. Очагом заболевания, подозрительного на АЧС, считается свиноводческая ферма, скотобаза. пастбище, часть населенного пункта или отдельный двор, где находятся (находились) подозрительные по заболеванию АЧС свиньи, а также предприятия по переработке и хранению продуктов и сырья, полученных от этих свиней;

б) организовать проведение ежедневной дезинфекции в помещениях и других объектах очага 3-процентным горячим раствором едкого натрия, а также дезинфекцию территории свинофермы в соответствии с подпунктом "б" пункта 27 настоящей Инструкции;

в) выяснить источник и пути заноса заболевания, а также возможные пути его распространения и принять меры к предотвращению распространения инфекции.

13. Главный ветеринарный врач районного производственного управления сельского хозяйства обязан немедленно сообщить о подозрении на африканскую чуму свиней начальнику этого управления, вышестоящему ветеринарному органу (области, края или республики), райисполкомам соседних районов, транспортному ветнадзору и представить в суточный срок в исполком районного (городского) Совета депутатов трудящихся соответствующие материалы для наложения карантина на неблагополучный пункт.

14. Исполком районного (городского) Совета депутатов трудящихся должен немедленно вынести решение о наложении карантина на неблагополучный пункт в порядке, предусмотренном Ветеринарным уставом СССР. Решением устанавливают точные границы очага заболевания, границы зоны возможного заражения (5 - 10 км вокруг очага инфекции), а также мероприятия по ликвидации болезни.

Этим же решением должна быть образована районная чрезвычайная комиссия по борьбе с африканской чумой свиней (если комиссия не была создана до возникновения заболевания) в составе, как указано в пункте 6 настоящей Инструкции.

15. По условиям карантина запрещается:

а) ввод и ввоз в неблагополучное хозяйство, вывод и вывоз из него всех видов животных и птицы;

б) заготовка и вывоз из хозяйства всех видов сырых продуктов и сырья животного происхождения;

в) перегруппировка (перевод) животных внутри хозяйства, а также пастьба свинопоголовья ;

г) доступ людей в помещения, где содержится свинопоголовье. за исключением лиц, обслуживающих это поголовье;

д) торговля животными и продуктами животного происхождения на рынках, проведение выставок и других мероприятий, связанных со скоплением животных;

е) вывоз фуража (сена, соломы, картофеля, свеклы и др.). Этот фураж используется на месте (в хозяйстве).

16. В пункте, неблагополучном по заболеванию свиней с подозрением на АЧС, в соответствии с решением райисполкома о наложении карантина:

а) закрывают все дороги, ведущие из неблагополучного пункта, и на них выставляют постоянные и передвижные охранно-карантинные и ветеринарно-милицейские посты с круглосуточным дежурством, а также устанавливают указатели с объявлением о наложении карантина и о закрытии проезда, с обозначением объездных путей. Руководители хозяйств обязаны выделить необходимое количество людей для несения круглосуточного дежурства на охранно-карантинных постах.

Примечание. В случае необходимости для контроля за соблюдением карантинных правил могут быть созданы временные специальные ветеринарно-карантинные отряды.

При расположении неблагополучного пункта на государственной трассе и при невозможности устройства объездных путей в случае крайней необходимости может быть допущен проезд автотранспорта через карантинированный населенный пункт (но только не через территорию очага инфекции) без права остановки в нем с обязательной при этом дезинфекцией каждой машины на охранно-карантинных постах.

Для въезда в неблагополучный пункт и выезда из него на каждую автомашину, а также на гужевой транспорт независимо от их принадлежности и характера использования должен выдаваться главным ветврачом района специальный разовый пропуск по форме, установленной райисполкомом;

б) все свинопоголовье переводят на безвыгульное содержание и прививают против обычной чумы и рожи ;

в) при входе в помещения или загоны для скота, магазины, клубы, школы, местные учреждения, во дворы и т.д. устанавливают специальные ящики с опилками или соломенными матами, пропитанные дезинфицирующим раствором, для дезинфекции обуви.

17. Дежурные по охранно-карантинным постам назначаются исполкомом сельского (поселкового) Совета, председателем колхоза, директором совхоза. Им выдаются спецодежда, специальные удостоверения и нарукавная повязка.

а) при вступлении на пост проверить наличие на нем дезинфицирующих средств и исправность имеющегося имущества и оборудования;

б) следить за состоянием дезбарьеров. обеспечивая систематическое увлажнение их дезинфицирующим раствором;

в) не допускать ввода (ввоза) в неблагополучный пункт и вывода (вывоза) из него животных, а также прогона животных через карантинную зону, не разрешать также вывоз фуража и продуктов животного происхождения;

г) не допускать въезда в неблагополучный пункт и выезда из него автомобильного и гужевого транспорта, не имеющего специального пропуска, выданного главным ветврачом района;

д) проводить на дезплощадке тщательную обработку дезрастворами автомобильного и гужевого транспорта, выезжающего из неблагополучного пункта.

18. В населенных пунктах или других местах (на базах скотооткорма. мясокомбинатах, складах животноводческого сырья, в отдельных дворах и т.д.), куда мог быть занесен вирус АЧС из неблагополучного пункта до наложения на него карантина, проводят дезинфекцию помещений, дворов, загонов и переработку подозреваемого в заражении мяса и других продуктов убоя в вареные, варено-копченые изделия или консервы.

Кожевенное сырье подвергают дезинфекции в тузлуке с добавлением 0,2% едкого натрия к общему объему тузлука. На 1 весовую часть сырья берут 4 весовые части тузлучного раствора.

Шкуры выдерживают в растворе 12 часов при температуре 20° с последующей нейтрализацией согласно пункту 55 "Наставления по дезинфекции сырья животного происхождения и предприятий по его заготовке, хранению и обработке", утвержденного Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 3 октября 1958 г.

Дезинфекция других видов сырья животного происхождения и предприятий по его заготовке, хранению и переработке производится в соответствии с вышеуказанным Наставлением.

19. Начальник ветеринарного отдела областного (краевого) управления сельского хозяйства, министерства сельского хозяйства АССР о подозрении на африканскую чуму свиней обязан немедленно сообщить начальнику этого управления и управлению ветеринарии министерства сельского хозяйства союзной республики и в суточный срок представить в исполком областного (краевого) Совета депутатов трудящихся, Совету Министров АССР соответствующие материалы и предложения по организации мер борьбы с заболеванием свиней.

20. Исполнительный комитет областного (краевого) Совета депутатов трудящихся, Совет Министров АССР при возникновении на территории области (края), автономной республики заболевания свиней с подозрением на африканскую чуму:

а) создает областную (краевую) республиканскую чрезвычайную комиссию по борьбе с африканской чумой свиней (если комиссия не была создана до возникновения заболевания) в составе, указанном в пункте 5 настоящей Инструкции;

б) утверждает решение исполкома районного (городского) Совета депутатов трудящихся об установлении границ очага заболевания свиней с подозрением на АЧС, границы зоны возможного заражения или устанавливает (при необходимости) другие границы;

в) сообщает исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся соседних областей (краев) о месте и времени возникновения заболевания свиней с подозрением на африканскую чуму.

21. Основные усилия местных советских и сельскохозяйственных органов, руководителей хозяйств и всех ветеринарных специалистов должны быть сосредоточены на мерах по надежному купированию и быстрейшей ликвидации очага инфекции.

22. Управление ветеринарии министерства сельского хозяйства союзной республики о подозрении на африканскую чуму свиней обязано немедленно сообщить министру сельского хозяйства республики и одновременно Главному управлению ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, а также представить в Совет Министров республики соответствующие материалы и предложения о мерах борьбы с заболеванием свиней.

23. Совет Министров союзной республики при возникновении на территории республики заболевания свиней с подозрением на африканскую чуму:

а) создает республиканскую чрезвычайную комиссию по борьбе с африканской чумой свиней (если комиссия не была создана до возникновения заболевания) в составе, указанном в пункте 5 настоящей Инструкции;

б) утверждает решение нижестоящих органов власти об установлении границ очага заболевания свиней и границ зоны возможного заражения или устанавливает (при необходимости) другие границы;

в) устанавливает вокруг зоны возможного заражения зону возможного заноса вируса АЧС глубиной 100 - 150 км;

г) сообщает Совету Министров СССР о возникновении на территории республики заболевания свиней с подозрением на африканскую чуму и представляет предложения о мерах ликвидации заболевания;

д) при необходимости сообщает Советам Министров соседних союзных республик о возникновении заболевания свиней с подозрением на АЧС;

е) издает постановление о проведении всех необходимых мероприятий, направленных на недопущение распространения и ликвидацию заболевания свиней.

24. Республиканская чрезвычайная комиссия по борьбе с африканской чумой свиней в соответствии с постановлением правительства республики обеспечивает в полном объеме проведение мероприятий по борьбе с заболеванием свиней на территории республики.

Мероприятия по ликвидации африканской чумы свиней

25. Право устанавливать окончательный диагноз на заболевание свинопоголовья африканской чумой на территории СССР предоставляется только специальной комиссии, назначаемой Главным управлением ветеринарии МСХ СССР.

26. Совет Министров союзной республики, на территории которой установлено заболевание свиней африканской чумой, немедленно специальным постановлением:

а) обязывает произвести убой всего свинопоголовья в очаге АЧС и на территории зоны возможного заражения;

б) определяет предприятия и организации для осуществления убоя свиней и переработки продуктов убоя;

в) выделяет денежные и материально-технические средства, необходимые для проведения всех мероприятий, обеспечивающих быструю ликвидацию африканской чумы свиней, а также на покрытие убытков, причиненных АЧС хозяйствам и гражданам;

г) накладывает ограничения на зону возможного заноса вируса АЧС (глубина зоны 100 - 150 км от границы зоны возможного заражения);

д) определяет средства и силы для проведения всего комплекса мероприятий по ликвидации заболевания.

27. В очаге инфекции, где установлена африканская чума свиней:

а) все без исключения свинопоголовье уничтожают бескровным методом. Трупы уничтоженных, а также павших свиней, навоз, остатки корма, тару и малоценные средства транспорта, имевшие контакт с больными, подозрительными по заболеванию и подозреваемыми в заражении свиньями, уничтожают путем сжигания. Остатки неперегоревших предметов помещают в ямы глубиной не менее 2 м, засыпают хлорной известью и закапывают;

б) помещения, загоны и другие места, где содержались свиньи или в которые они имели доступ, дезинфицируют горячим 3-процентным раствором едкого натрия. Территорию свинофермы засыпают хлорной известью (содержащей не менее 25% активного хлора) из расчета 5 кг извести на 1 кв. м площади и перепахивают на глубину 25 см. После перепахивания почву увлажняют водой;

в) лица, соприкасавшиеся с больными, подозрительными по заболеванию и подозреваемыми в заражении свиньями, обязаны пройти санитарную обработку (горячий душ); верхнюю одежду, белье, головные уборы, обувь, в которых они имели доступ к инфицированным объектам и животным, уничтожают сжиганием или обеззараживают согласно действующей инструкции.

28. В зоне возможного заражения (глубина зоны 5 - 10 км вокруг очага инфекции):

а) все свинопоголовье. принадлежащее хозяйствам, предприятиям, организациям, учреждениям и населению, не имеющее клинических признаков болезни и с нормальной температурой, подвергают убою. В этом случае мясо убитых свиней и другие продукты убоя разрешается использовать для переработки в консервы или вареные изделия;

б) помещения, в которых находились указанные свиньи, дезинфицируют горячим 3-процентным раствором едкого натрия, а территорию фермы засыпают хлорной известью и перепахивают в том же порядке, как указано в подпункте "б" пункта 27;

в) в случае обнаружения среди свинопоголовья этой зоны больных свиней с подозрением на африканскую чуму проводят мероприятия, изложенные в пункте 26 настоящей Инструкции.

29. Запрещается на территории очага инфекции и зоны возможного заражения торговля животными и сырыми мясными продуктами на рынках, проведение выставок и других мероприятий, связанных с передвижением и скоплением животных.

Запрещается остановка пассажирских и товарных поездов, проходящих через неблагополучные пункты и зону возможного заражения.

30. В зоне возможного заноса вируса АЧС (глубина зоны 100 - 150 км вокруг зоны возможного заражения):

а) за всем свинопоголовьем. находящимся в хозяйствах предприятий, организаций и граждан, устанавливают тщательное ветеринарное наблюдение. Все свиньи должны быть иммунизированы против обычной чумы и рожи свиней в соответствии с действующими наставлениями;

б) устанавливают строгий ветеринарно-санитарный контроль за соблюдением ограничительных мер на скотобазах. мясокомбинатах, бойнях, холодильниках, колбасных фабриках и других предприятиях, а также за деятельностью комбикормовых заводов и заводов минеральных кормов;

в) ввоз (ввод), вывоз (вывод) свиней из зоны возможного заноса вируса АЧС, а также передвижение свиней внутри зоны запрещается;

г) в зоне возможного заноса вируса АЧС отходы столовых, ресторанов, мясокомбинатов и других пищевых предприятий допускаются к использованию в корм только после их проварки под контролем ветеринарного специалиста.

31. На границе зоны возможного заражения и зоны возможного заноса вируса АЧС устанавливают стационарные охранно-карантинные посты с устройством на дорогах шлагбаумов, дезбарьеров и будок для дежурных.

32. Стены и полы в помещениях боен, мясокомбинатов, утильзаводов в зоне возможного заражения и зоне возможного заноса вируса АЧС, а также транспортные средства, инструменты, оборудование и другие предметы этих предприятий ежедневно после работы (вплоть до снятия карантинно-ограничительных мер) должны подвергаться дезинфекции.

Сточные воды дезинфицируют хлорной известью из расчета 20 кг на 1 куб. м воды.

33. На территории очага инфекции, зоны возможного заражения и зоны возможного заноса вируса АЧС проводят систематическую работу по уничтожению грызунов - переносчиков инфекции, а также дезинсекционные мероприятия.

34. Карантин с пункта, где была африканская чума свиней, и с зоны возможного заражения снимается через 6 месяцев после убоя в них свиней и проведения всех остальных мероприятий, предусмотренных пунктами 27 - 28 настоящей Инструкции. Перед снятием карантина проводят заключительную дезинфекцию и другие мероприятия, предусмотренные инструкцией по борьбе с обычной чумой свиней.

35. Запрещается ввоз и разведение свиней в пунктах, где была африканская чума свиней, в течение одного года и в зоне возможного заражения в течение 6 месяцев после снятия карантина.

Перед ввозом свиней все помещения подвергают тщательной очистке, дезинфекции, дезинсекции и побелке известью, территорию свиноферм засыпают хлорной известью и перепахивают так же, как указано в подпункте "б" пункта 27 настоящей Инструкции.

Свинофермы должны комплектоваться свинопоголовьем. вакцинированным против обычной чумы и рожи. После ввода свиней, иммунизированных против обычной чумы и рожи. хозяйства должны находиться под ветеринарным наблюдением в течение 6 месяцев.

36. Ограничения, предусмотренные настоящей Инструкцией для зоны возможного заноса вируса АЧС, снимаются через 6 месяцев после уничтожения свиней в неблагополучных пунктах и в зоне возможного заражения, а также после проведения всех других мероприятий, при условии, если за этот период не было новых вспышек африканской чумы свиней.