Руководства, Инструкции, Бланки

образец положение о повышении производительности труда ао img-1

образец положение о повышении производительности труда ао

Рейтинг: 4.5/5.0 (1887 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2014 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2014 г. N 1250-р О плане мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест

Обзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2014 г. N 1250-р О плане мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

2. Минэкономразвития России представлять 2 раза в год (в течение 15 календарных дней после окончания I квартала и в течение 15 календарных дней после окончания III квартала) в Правительство Российской Федерации доклады о ходе реализации мероприятий плана. утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

План
мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест
(утв. распоряжением Правительства РФ от 9 июля 2014 г. N 1250-р)
I. Целевые показатели

Минтруд России, Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям

созданы независимые центры сертификации квалификаций, наделенные полномочиями, отраслевыми советами по профессиональным квалификациям (единиц на конец года, нарастающим итогом)

доклад в Правительство Российской Федерации

Минтруд России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

подтверждена квалификация работников и специалистов в независимых центрах сертификации квалификаций (тыс. человек на конец года, нарастающим итогом)

доклад в Правительство Российской Федерации

Минтруд России, Росстат, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Ключевое событие 4.6. Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров

Минфин России, Минобрнауки России, Минпромторг России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

Ключевое событие 4.7. Проводятся региональные и национальные чемпионаты профессионального мастерства "WorldSkills Russia":

доклад в Правительство Российской Федерации

Минтруд России, Минрегион России, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Ключевое событие 5.2. Реализованы пилотные проекты в субъектах Российской Федерации по выработке эффективных механизмов привлечения работников для осуществления трудовой деятельности на территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов (количество регионов, единиц на конец года)

доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России, открытое акционерное общество "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий"

Ключевое событие 7.2. Субъекты Российской Федерации наделены правом предоставлять 2-летние налоговые каникулы впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющим деятельность в производственной, социальной и научной сферах

Минфин России, Минэкономразвития России

Ключевое событие 7.4. Установлен порядок содействия реструктуризации экономики монопрофильных муниципальных образований, предусматривающий в том числе создание в моногородах высокопроизводительных рабочих мест для трудоустройства работников, уволенных или высвобождаемых из градообразующих организаций

доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России, Минфин России, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

Ключевое событие 7.5. Создан механизм возмещения субъектам Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов путем возврата федеральных налогов, поступающих в течение 3 лет от создаваемых на территориях таких субъектов Российской Федерации новых предприятий, в виде дополнительных межбюджетных трансфертов

нормативный правовой акт

Минфин России, Минэкономразвития России, Минрегион России

* На основе параметров основного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, включая непроизводственную сферу экономики. Рост производительности труда на основе параметров долгосрочного форсированного социально-экономического прогноза до 2030 года: 2014 год (106 процентов), 2015 год (106,8 процента), 2016 год (107,1 процента), 2017 год (108,3 процента), 2018 год (108,5 процента).

** По крупным и средним предприятиям сектора нефинансовых корпораций, за исключением предприятий, финансируемых преимущественно за счет средств консолидированного бюджета Российской Федерации.

*** Без учета трубопроводного транспорта.

Обзор документа

Разработан план мероприятий по повышению производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

Он включает 7 основных направлений. Предполагаются инвестиции для обновления и модернизации производства, технологий; замена устаревших рабочих мест. Планируется создать условия для профессионального развития работников, повысить мобильность трудовых ресурсов, производительность труда в компаниях с госучастием, увеличить занятость в сферах индивидуального и малого предпринимательства.

Определены конкретные мероприятия. Назначены ответственные исполнители.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Другие статьи

Программы повышения производительности труда

Национальная программа повышения
производительности труда и роста ВВП
Повышение производительности труда – стратегическая задача России

Президент Владимир Путин во всех своих выступлениях по поводу роста экономики подчеркивает необходимость увеличения производительности труда. Наше Объединение целиком поддерживает инициативу Президента РФ и говорит о необходимости правильного решения данной задачи. Для этого мы подготовили Программу.

Основные тезисы Программы
1. Рост экономики в России остановился, хотя для этого созданы практически все макроэкономические условия. Их потенциал исчерпал себя при существующем низком уровне производительности труда, которая не растет уже несколько лет. Для возобновления роста экономики осталась одна единственная возможность - это повышение производительности труда. Именно поэтому все остальные меры не дают результата, так как они в этом случае абсолютно бесполезны.
2. При этом все методы и методики повышения производительности труда существуют. Они позволяют повысить производительность на предприятиях России до 2-4 раз. Что доказано практикой на сотнях предприятий.
3. Причина отсутствия роста производительности труда в масштабе всей страны и, как следствие, отсутствия роста ВВП в том, что подавляющее большинство собственников и руководителей российских предприятий (не менее 99%) не видят смысла в решении данной задачи в своих организациях. Что обусловлено историческими и культурными факторами.
4. Для того, чтобы собственники и руководители российских предприятий увидели смысл в повышении производительности труда и начали решать данную задачу, необходимо применить мировой опыт - нужно провести масштабную разъяснительную работу, демонстрирующую выгоду от повышения производительности труда, и создать предприятиям прямые стимулы, направленные на решение данной задачи.
5. Лишь в этом случае удастся сдвинуть экономику с мертвой точки и запустить механизм устойчивого ее роста. Вследствие чего объективно начнется процесс ее структурных преобразований.

Почему повышение производительности труда является единственной мерой, позволяющей реанимировать экономику.
Потому что все остальные предлагаемые макроэкономические меры никак не связаны со структурной перестройкой экономики. Только масштабное движение предприятий России по пути повышения производительности труда (повышения добавленной стоимости на каждого работника) автоматически приведет к структурной перестройке экономики.
Поэтому повышение производительности труда на сегодняшний день - единственная мера, позволяющая запустить устойчивый рост экономики.

ПРОГРАММА
При повышении производительности труда возможны две стратегии, связанные с объемом производства:
1. Произвести тот же объем продукции меньшим числом персонала
При повышении производительности труда предприятие может сократить количество персонала и произвести прежний объем продукции (услуг) меньшим числом работников. За счет сокращения фонда оплаты труда сократятся издержки и повысится прибыль.

2. Произвести больший объем продукции тем же числом персонала
Повышая производительность труда, предприятие может производить тем же числом персонала больше продукции, а значит, снизить себестоимость. Появляется возможность безболезненно снизить цену и получить больше клиентов и большую долю рынка. На фоне удорожания импортных товаров у отечественных производителей есть уникальный шанс нарастить производство и занять освободившиеся ниши.

Повышение производительности труда. Безработицы не будет
Мировой опыт показывает, что при росте производительности труда возможно некоторое некритичное увеличение безработицы, так как на отдельных предприятиях возможно сокращение персонала. При этом снижается себестоимость производства, появляется возможность безболезненно снизить цены, как следствие, повышается конкурентоспособность продукции и услуг. В результате спрос на продукцию возрастает, и предприятия начинают наращивать объемы и начинают набирать персонал – безработица сокращается.

Тем не менее, можно прогнозировать увеличение безработицы свыше существующего уровня в 5,6% на 1-2 процентных пункта до 6-7%, как в развитых странах. Это очень незначительно, так как эффект от повышения производительности труда в стране многократно перекрывает все издержки государства по безработице.

Экономический эффект РФ при повышении производительности

В Указе Президента РФ от 7.05.2012 года №596 официально определена задача повышения производительности труда в 1,5 раза до 2018 года.

Методика расчета производительности в организациях и экономике
Универсальная методика расчета производительности труда в организациях основывается на расчете по добавленной стоимости на одного среднесписочного работника (производительность труда по добавленной стоимости). Это единый в мире метод оценки производительности труда для самых разных производств и бизнесов. Только по добавленной стоимости можно сравнить производительность труда на таких различных предприятиях, как швейная фабрика, мясокомбинат и машиностроительный завод.

А так как ВВП представляет собой сумму добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод расчета по добавленной стоимости), то на уровне государств средняя производительность труда рассчитывается по ВВП и рабочей силе (количеству работающего населения). Тем самым методика расчета производительности труда в организациях связана с методикой расчета производительности труда во всей экономике.

Почему Президентом поставлена задача повысить производительность труда в 1,5 раза? Потому что при повышении производительности труда в стране на 50%, ВВП повысится практически на те же 50%. Но может быть немного ниже за счет небольшого увеличения безработицы. В целом же можно говорить, что повышение производительности труда на 1% приводит к росту ВВП также на 1%.

Расчет экономического эффекта
Учитывая, что ВВП России в 2014 году в текущих ценах составил 70 трлн 975,6 млрд руб. можно сказать, что при росте производительности труда в 1,5 раза (на 50%) ВВП страны вырастет также на 50% - на 35 трлн руб. в ценах 2014 года. На 50% увеличатся и поступления в бюджет.
При этом РАН утверждает: «Россия уступает развитым экономикам по производительности труда в четыре-пять раз». Это значит, потенциал роста производительности труда в России составляет как минимум в 4 раза, и ВВП при этом может увеличиться до 4 раз (плюс 300%) - на 210 трлн руб. в ценах 2014 года.

Таким образом, задача создания эффективной и растущей экономики решается только через повышение производительности труда.

Именно поэтому Президент РФ не устает повторять, что повышение производительности труда является КЛЮЧЕВОЙ (важнейшей стратегической) задачей, так как это рост экономики, рост доходов граждан до уровня развитых стран, увеличение налогов, рост пенсий, з/плат госслужащих, медиков, учителей, военных. Это повышение благосостояния и усиление России по всем направлениям.

Как сегодня на государственном уровне решается эта проблема

1) 2012 год. 7 мая в Указе Президента РФ от №596 официально определена задача повышения производительности труда в 1,5 раза до 2018 года.

2) 2014 год. 9 июля принят план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда определен распоряжением Правительства РФ № Пр-2821 от 5 декабря 2014 года, № 1250-р.

3) 2014 год. 4 декабря в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ вновь поставлена задача Правительству РФ по повышению производительности труда не менее 5% ежегодно.

4) 2015 год. 7 мая на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Президент РФ говорит: «Мы по прежнему не можем задействовать ключевой резерв развития экономики, имею в виду рост производительности труда». Далее на заседании Комиссии Президент РФ задает вопрос: «Почему не удаётся выйти на устойчивые темпы роста производительности труда по всей экономике?» .

Причина неудач в решении проблемы
При проведении экономических реформ в 1990-х годах в России были разрушены все институты, направленные на повышение производительности труда. ВУЗы более 30 лет не готовят специалистов по нормированию труда. Специалистов в стране, компетентных и имеющих опыт в вопросах повышения производительности труда, остались единицы.

Предложения по решению проблемы
Общественное объединение по повышению производительности труда было создано в 2012 году после выхода майских Указов. Мы объединили вокруг себя, как специалистов, так и генеральных директоров, имеющих необходимые знания и огромный опыт в повышении производительности труда от 1,5 до 4 раз на российских предприятиях. Вместе с ними мы изучили и проанализировали мировой опыт и подготовили предложение по решению данной стратегической задачи в России.

Опыт западных и азиатских стран в повышении производительности труда

Рассмотрим, как решают эту проблему в других странах – развитых и успешно развивающихся, с которых в России принято брать пример.

В Европе существует Европейская ассоциация национальных центров производительности труда

Члены
Германия
Франция
Италия
Великобритания
Австрия
Бельгия
Болгария
Кипр
Финляндия
Голландия…

В каждой из этих стран при Правительствах существуют национальные комитеты и центры по производительности труда, которые финансируются из бюджета и активно занимаются пропагандой важности повышения производительности труда, проводят тренинги и семинары, активно консультируют бизнес.

Азиатская организация производительности

Члены
Япония
Корея
Китай
Гонг Конг
Сингапур
Бангладеш
Шри Ланка
Камбоджа
Фиджи
Индонезия…
Все эти страны также имеют при Правительствах национальные комитеты и министерства по производительности труда, которые также финансируются из бюджета и активно занимаются пропагандой, проводят тренинги и семинары, активно консультируют бизнес.

Национальные комитеты – это государственные органы с высоким статусом.

Например:
Сингапур
Национальный комитет по производительности труда и обучению
Председатель совета – заместитель премьер-министра.

Мексика
Национальный комитет по производительности труда
Комитет создан при Президенте и Правительстве.

Пакистан
Национальная организация по производительности труда
Председатель – Министр промышленности

К примеру. в США к началу 1980-х рост производительности замедлился. Не дожидаясь никаких чудес от рыночной экономики, уже в 1981 году Рональд Рейган своим указом утвердил создание Национального комитета по производительности труда. В результате с 1981 года производительность труда в США возобновила рост.

Рассмотрим на четырех примерах задачи, стоящие перед национальными комитетами по повышению производительности труда в развитых и развивающихся странах.

Германия
Рационализаторский и инновационный центр развития бизнеса
(RKW Kompetenzzentrum)
Центр распространяет бесплатно практические рекомендации по повышению производительности труда. Представительства Центра расположены по всей стране. Он финансируется из бюджета, как и все подобные организации в других странах

Задачи:
- Помощь бизнесу в повышении конкурентоспособности через повышение производительности труда
- Организация и проведение семинаров и тренингов
- Консалтинг, исследования

Сингапур
Национальный комитет по производительности труда и обучению
Задачи:
- Объяснять корпоративному сектору важность повышения производительности труда.
- Предлагать программы по повышению производительности для разных сфер экономики.
- Усиливать культуру повышения производительности в стране.

Председатель Национального комитета по повышению производительности труда, зам. Премьер-министра Сингапура Тарман Шанмугаратнам:
«В первую очередь необходима масштабная рекламная кампания. Она призвана рассказать о важности повышения производительности труда. И уже во вторую нужно рассказывать об инструментах…»

Интересный факт: К июню 2012 г. через 5 месяцев после старта пропагандисткой кампании, 38,7% работодателей обратились к методам повышения производительности труда.

Малайзия
Малазийская организация по производительности труда
Задачи:
- Повышать знания о производительности труда среди предприятий
- Обеспечивать распространение информации о важности производительности труда
- Координировать и выступать экспертом в программах по повышению производительности труда
- Выступать консультантом в вопросах производительности труда, качества менеджмента и предпринимательства

Финансируется за счет бюджета.

Австралия
Национальный комитет по производительности труда
Задачи
- Пропагандировать и повышать осведомленность предприятий относительно производительности труда
- Отслеживать динамику производительности по разным отраслям
- Избавляться от неэффективного регулирования и контроля.


Вывод
Можно видеть, что для вовлечения предприятий в процесс повышения производительности труда необходимо два условия:
1. Нужно повышать их осведомленность и компетенцию в этом вопросе.
2. Нужно стимулировать их на повышение производительности труда.

Для решения этой задачи нужно создать Специализированную организацию (государственный орган) по производительности труда, который должен заниматься этими вопросами и отвечать за рост производительности труда в стране. Без данной организации дальнейшее прогрессивное развитие экономики невозможно. Об этом говорит опыт России и мировая практика.


В задачи данной организации должно входить:
1) Полноценная масштабная пропаганда важности повышения производительности труда для предпринимательского сообщества и населения;
2) Инициирование подготовки специалистов по нормированию и НОТ в ВУЗах страны;
3) Организация консультационной помощи предприятиям, ставшим на
путь повышения производительности труда;
4) Разработка программ стимулирования предприятий к повышению производительности труда.

Без выполнения этих задач не будет роста производительности труда в стране, а значит, не будет решения проблемы самого слабого звена всей экономики, и, соответственно, не будет роста ВВП, какие бы меры не предпринимались.

В конечном счете, можно сказать: все необходимые рыночные институты в России в принципе созданы. Единственное, нет одного важного Института, направленного на повышение производительности труда. Создание Государственного органа по производительности труда позволит исправить этот пробел и мобилизовать внутренние ресурсы развития России, запустив процесс устойчивого роста всей экономики.

Наше Объединение готово оказать руководству данного государственного органа всю необходимую методологическую помощь.


Итак, Указ Президента РФ от 07.05.12, в котором он поставил задачу до 2018 года повысить производительность труда в 1,5 раза (рост по 7% в год) до сих пор не выполняется. Причина ясна: не был изучен мировой опыт, поэтому было не понятно, как выполнить Указ. Сегодня можно ответственно утверждать, что данный Указ становится выполнимым. Известна вся совокупность методов для успешного решения данной задачи с учетом мирового и отечественного опыта.

Время действовать. Нужно срочно начинать решать проблему, пока кризис не набрал обороты.

Основные направления повышения производительности труда персонала - Дипломная работа

Основные направления повышения производительности труда персонала

Целью трудовой деятельности является получение продукта труда, то есть производство и сбыт конкретной продукции, продажа товаров или конкретной услуги. Для работника и трудового коллектива имеет значение продуктивность этого труда, выраженная уровнем полученного объёма работы на единицу трудозатрат, в том числе и единицу времени. И чем выше этот уровень, тем меньше приходится затрат на единицу времени, так как при высокой продуктивности труда, наблюдаемой при увеличении объёма работы, снижается уровень издержек особенно постоянных. Важной задачей организации труда является внимание к росту продуктивности труда, так как при его увеличении растёт объём работы, производимый за единицу времени, а время, затрачиваемое на единицу работы, уменьшается.

Понятие производительности труда, трактовка ее сущности как эффективности или плодотворности труда в процессе создания потребительной стоимости остается дискуссионной. Сохраняются различные подходы к ее характеристике и методам расчета. В отечественной практике по уровням общественного производства длительное время использовались показатели, основывающиеся на различных принципах ее расчета. Так, в экономике и ее отраслях производительность общественного труда и ее динамика отражала экономию совокупных затрат, т.е. не только живого, но и овеществленного труда на производство продукции. В то же время на уровне предприятия динамика производительности труда отражала экономию только живого труда. Это не позволяло агрегировать показатели по уровням общественного производства и эффективно воздействовать в нужном направлении на экономические интересы работников.

Рост производительности труда обусловливает снижение издержек и получение прибыли, необходимой для развития производства. Естественно, возрастают и личные доходы предпринимателя. Наряду с этим рост производительности является основой повышения реальной заработной платы и доходов работников; только при этом условии они могут возрастать без увеличения издержек на единицу (рубль) продукции. Следует отметить, что высокий уровень реальной заработной платы, возможность обеспечить работникам дополнительные социальные льготы и выплаты из прибыли делает предпринимателя более конкурентоспособным как покупателя на рынке труда: он может привлечь и удержать квалифицированные кадры, произвести их качественный отбор, заложив тем самым базу для для дальнейшего развития фирмы.

Иногда рост производительности труда расценивают как фактор, негативно влияющий на занятость населения, подразумевая, что для выпуска одного и того же объёма продукции потребуется меньшая численность работников. Однако если с некоторой степенью условности это положение и можно признать верным для краткосрочного периода, то рассматривая общую тенденцию, следует заметить, что повышение производительности труда создаёт предпосылки для расширенного воспроизводства, экономического роста, что повышает гарантии занятости и улучшает условия найма.

Общепризнанна ведущая роль производительности труда в обеспечении экономического роста и повышении благосостояния населения страны. Во-первых, экономический рост в условиях ограниченности ресурсов может достигаться, прежде всего, за счёт большей эффективности их использования. Во-вторых, достижение экономического эффекта требует увеличения затрат на накопление в структуре ВВП, с тем чтобы обновлять изношенные и расширять основные производственные фонды.

Все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы данной работы. Цель работы - выявление основных путей повышения производительности труда предприятия. Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Определение сущности и понятия производительности труда и его значения.

Рассмотрение системы показателей производительности труда на предприятии.

Анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Выявление основных путей повышения производительности труда на основе проведённого анализа.

В процессе написания работы были использованы: специальная научная и учебная литература, а также публикации в периодической печати.

Объектом исследования в данной дипломном проекте является Закрытое акционерное общество Промстройдрев, предметом - производительность труда на предприятии.

производительность анализ труд повышение

1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО Промстройдрев

1.1 Общие сведения о предприятии. Организационная и производственная структура

Закрытое акционерное общество Промстройдрев является юридическим лицом - коммерческой организацией - согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Основной целью деятельности ЗАО Промстройдрев является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов предприятия, членов трудового коллектива посредством осуществления хозяйственной деятельности. ЗАО Промстройдрев создано в соответствии с Договором о совместной деятельности по созданию Общества от 20.03.01 года. Дочерних предприятий ЗАО Промстройдрев не имеет.

Место нахождения ЗАО Промстройдрев: Минская область, Минский район, промзона Западная, ул. Монта?

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, СОЗДАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В 2014 - 2020 ГОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, СОЗДАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В 2014 - 2020 ГОДАХ" ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, СОЗДАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В 2014 - 2020 ГОДАХ"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 10 декабря 2014 года N 1019-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, СОЗДАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В 2014 - 2020 ГОДАХ"

В целях осуществления мер, направленных на рост производительности труда, создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Повышение производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в 2014 - 2020 годах" (далее - Программа).

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственным за исполнение мероприятий Программы, ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным, представлять в департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения плана мероприятий.

3. Рекомендовать главам (главам местных администраций) городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе обеспечить реализацию мероприятий Программы.

4. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 года.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Степанова В.В.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, СОЗДАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В 2014 - 2020 ГОДАХ"

Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 10 декабря 2014 года N 1019-П

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основные направления Программы

мероприятия Программы осуществляются по следующим направлениям:
1. Формирование общесистемных мер, в том числе:
- развитие конкуренции;
- улучшение предпринимательского и инвестиционного климата;
- создание системы поддержки индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
- создание благоприятных условий для развития научной деятельности в автономном округе;
- мониторинг ресурсной базы и недропользования.
2. Техническое перевооружение производства, в том числе:
- развитие производственной базы агропромышленного комплекса;
- развитие отраслевых информационных систем;
- строительство объектов энергетики жилищно-коммунального комплекса.
3. Сохранение и развитие кадрового потенциала, в том числе:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- профессиональная подготовка в рамках деятельности по обеспечению занятости населения;
- реализация отраслевых мер кадрового обеспечения и социальной поддержки работников;
- реализация Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
- модернизация системы подготовки кадров для инновационной экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

- департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Объемы и источники финансирования Программы

источниками финансирования Программы являются:
а) средства окружного бюджета в сумме 6610619,48 тыс. рублей, в том числе:
- 2014 год - 2460290,44 тыс. рублей;
- 2015 год - 962224,34 тыс. рублей;
- 2016 год - 798783,34 тыс. рублей;
- 2017 год - 648203,34 тыс. рублей;
- 2018 год - 579039,34 тыс. рублей;

- 2019 год - 579039,34 тыс. рублей;
- 2020 год - 583039,34 тыс. рублей;

б) средства предприятий в сумме 383315000,00 тыс. рублей, в том числе:
- 2014 год - 111837000,00 тыс. рублей;
- 2015 год - 90515000,00 тыс. рублей;
- 2016 год - 49265000,00 тыс. рублей;
- 2017 год - 37828000,00 тыс. рублей;
- 2018 год - 50338000,00 тыс. рублей;

- 2019 год - 28071000,00 тыс. рублей;
- 2020 год - 15461000,00 тыс. рублей;

итого общий объем финансирования - 389925619,48 тыс. рублей, в том числе по годам:
- 2014 год - 114297290,44 тыс. рублей;
- 2015 год - 91477224,34 тыс. рублей;
- 2016 год - 50063783,34 тыс. рублей;
- 2017 год - 38476203,34 тыс. рублей;
- 2018 год - 50917039,34 тыс. рублей;

- 2019 год - 28650039,34 тыс. рублей;
- 2020 год - 16044039,34 тыс. рублей

Ожидаемые результаты Программы

реализация мероприятий Программы позволит:
- обеспечить создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест в количестве не менее 55 тысяч за период 2014 - 2020 годов;
- обеспечить темп роста производительности труда, рассчитанного как частное от деления объема произведенного валового регионального продукта (ВРП) и среднегодовой численности занятых в экономике, к 2018 году относительно 2011 года не менее чем в 2 раза

Организация контроля за исполнением Программы

- департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа;
- департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

I. Введение


Программа разработана во исполнение пункта 4.4 Плана мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 14 ноября 2013 года N 6818п-П13).

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Ключевая задача усиления конкурентоспособности страны - повышение производительности труда, под которой в данном контексте понимается именно производительность общественного труда в отличие от индивидуальной и локальной производительности. Несомненно, рост производительности труда невозможен без полномасштабной модернизации и создания высокопроизводительных рабочих мест. Без повышения производительности труда невозможно обеспечить качественный экономический рост, а также рост благосостояния населения.

В связи с чем, Президентом Российской Федерации, Указом от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ N 596), Правительству Российской Федерации дано поручение по принятию мер, направленных на создание и модернизацию к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест и увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно 2011 года.

Очевидно, что достижение заданных параметров невозможно без принятия мер со стороны исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Производительность труда в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) является традиционно высокой, что определяется, прежде всего, сложившейся спецификой экономики, в которой преобладают отрасли с высоким уровнем выработки на одного занятого (нефте- и газодобыча, строительство, транспорт).

Следует отметить, что в экономической практике уровень производительности труда характеризуется через показатели выработки (собственно производительности труда) и трудоемкости.

Традиционно в Российской Федерации при оценке общественной производительности труда используются методы расчета на основе выработки - отношение объема произведенной продукции на затраты труда, которые могут быть выражены как в количестве занятых, так и в количестве отработанных человеко-часов.

В автономном округе при межрегиональном анализе используется определение производительности труда как частное от деления объема произведенного валового регионального продукта (ВРП) и среднегодовой численности занятых в экономике.

Так по итогам 2011 года производительность труда в автономном округе, рассчитанная подобным методом, составила 2 607,3 тыс. рублей на одного занятого, в 2012 году - 3 183,2 тыс. рублей на одного занятого (прирост к 2011 году - 22,1%). Объем ВРП, приходящийся на одного занятого в экономике, в автономном округе является самым высоким среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 697,7 тыс. рублей на одного занятого).

Следует отметить, что проведенное Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Рейтинговым Агентством "Эксперт РА" исследование динамики производительности труда по регионам показало, что регионы-лидеры по производительности труда можно разделить на четыре группы. Автономный округ отнесен к третьей группе, которую составляют сугубо сырьевые регионы, занимающиеся добычей углеводородов, где высокая производительность рабочих мест зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть и газ. К этой группе также относится Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Таким образом, изначально автономный округ находится на высоком базовом уровне производительности труда, рассчитанном как частное от деления объема произведенного валового регионального продукта (ВРП) на одного занятого.

В настоящее время в Российской Федерации мониторинг достижения целевого индикатора роста производительности труда в соответствии с Указом N 596 проводится с использованием показателя "Индекс производительности труда, % к предыдущему году", который определяется как частное от деления индекса физического объема ВРП и индекса изменения совокупных затрат труда, приведенных к условным работникам в эквиваленте полной занятости. В автономном округе, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), показатель составил в 2011 году 101,7%, в 2012 - 100,6%.

Следует отметить, что эквивалент полной занятости - количество рабочих мест из расчета полного рабочего дня - исчисляется путем деления количества отработанных человеко-часов на всех видах работ по производству товаров и услуг за рассматриваемый период на среднее количество рабочих часов на рабочих местах с полным рабочим днем. Среднее количество рабочих часов на рабочих местах с полным рабочим днем за рассматриваемый период определяется как максимально возможный фонд рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе, за исключением законодательно установленного времени ежегодного отпуска, приходящегося на рассматриваемый период. Так, при оценке трудовых затрат за год максимально возможный фонд рабочего времени для исчисления эквивалента полной занятости принимается в размере 1 920 часов = (52 календарные недели минус 4 недели отпуска) * 40 часов.

Однако, органы Росстата не публикуют показатель "эквивалент полной занятости". В связи с чем, прогнозирование и расчет целевого значения индекса региональной производительности труда на основе деления индекса физического объема ВРП и индекса изменения совокупных затрат труда, приведенных к условным работникам в эквиваленте полной занятости, ввиду отсутствия исходных данных не представляется возможным.

В результате, целевым показателем достижения поставленной цели повышения производительности труда в автономном округе определен темп роста производительности труда, рассчитываемый как отношение производительности труда (объем ВРП на одного занятого в экономике) в отчетном году к производительности труда года, предшествующего отчетному.

В автономном округе темпы роста ВРП имеют положительную динамику с 2010 года, темпы роста численности занятых в экономике - с 2011 года. При этом темпы роста ВРП превышают темпы роста занятых, что позволяет достигать положительные темпы роста производительности труда. За десятилетний период (2004 - 2013 годы) снижение производительности труда на 10,0% отмечено только в 2009 году по отношению к 2008 году. Среднегодовой темп роста за рассматриваемый период составил 114,8%. Максимальный темп роста производительности труда отмечен в 2006 году - 125,0%.

В автономном округе доля высокопроизводительных рабочих мест в общей численности занятых в экономике одна из самых высоких по Российской Федерации - 50% (в среднем по стране - 13%).

По итогам 2012 года в регионе насчитывалось 170,4 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, что на 37,4% выше уровня 2011 года. В 2013 году прирост высокопроизводительных рабочих мест составил 3,6 тыс. или 2,1% к уровню 2012 года.

В качестве критерия для отбора организаций (предприятий), имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации (Методика расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году". утверждена приказом Росстата от 14 ноября 2013 года N 449 ).

Здесь следует заметить, что критерий "среднемесячная заработная плата работников" не в полной мере отражает результаты производственной деятельности предприятий различных отраслей экономики. Добавленная стоимость, лежащая в основе определения производительности труда, включает в себя не только доходы от заработной платы, но и прибыль. Замена критерия "величина добавленной стоимости на одно рабочее место" на критерий "среднемесячная заработная плата" ставит в заранее невыгодное положение предприятия, на которых средний уровень заработной платы ниже порогового, но при этом за счет прибыли достигается весомый уровень добавленной стоимости. Это весьма характерно для некоторых отраслей автономного округа (строительство, сервис нефте- и газодобычи, транспорт).

Данный факт, наряду с производственными факторами, способствовал некоторому сокращению показателя "прирост высокопроизводительных рабочих мест" по итогам 2013 года. В результате, по официальным данным статистики, за 2013 год темп прироста высокопроизводительных рабочих мест в автономном округе по сравнению с 2012 годом сократился на 35,3%.

В существующей в настоящее время нестабильной ситуации на мировых рынках углеводородов, учитывая, что автономный округ сохранит в перспективе позиции моноотраслевого региона в сфере нефте- и газодобычи, экономике автономного округа сложно будет обеспечить существующие темпы роста производительности труда.

В этой связи стоит задача по сохранению положительных темпов роста производительности труда в автономном округе путем создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, то есть рабочих мест с высокими показателями добавочной стоимости на одного работника.

Высокие показатели создаваемой стоимости способствуют достижению потенциально высоких показателей доходности финансовых вложений, что является важнейшим фактором привлечения инвестиций. Кроме того, рост производительности труда может способствовать:

увеличению стоимости компаний;

росту оплаты труда и улучшению условий труда;

снижению потребительских цен;

увеличению налоговых выплат в бюджетную систему.

III. Цели и задачи Программы


Основная цель Программы: повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест в экономике автономного округа.

- формирование и реализация комплекса мер, направленных на повышение производительности труда;

- осуществление комплекса мероприятий, направленных на создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест.

IV. Основные направления Программы


Мероприятия Программы направлены как на поддержание сложившейся системы развития производства и рынка труда, так и на стимулирование дальнейшего развития производственного, научного и кадрового потенциала автономного округа.

Программой предусмотрены мероприятия по осуществлению формирования общесистемных мер, таких как:

- улучшение предпринимательского и инвестиционного климата;

- создание системы поддержки индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

- создание благоприятных условий для развития научной деятельности в автономном округе;

- мониторинг ресурсной базы и недропользования.

В Программе предусмотрен блок мероприятий, направленных на техническое перевооружение производства, в том числе:

- развитие производственной базы агропромышленного комплекса;

- развитие отраслевых информационных систем;

- строительство объектов энергетики жилищно-коммунального комплекса.

Значительный блок занимают мероприятия, направленные на сохранение и развитие кадрового потенциала, в том числе:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;

- профессиональная подготовка в рамках деятельности по обеспечению занятости населения;

- реализация отраслевых мер кадрового обеспечения и социальной поддержки работников;

- реализация Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;

- модернизация системы подготовки кадров для инновационной экономики автономного округа.

В рамках мероприятий по развитию кадрового потенциала также предусматриваются мероприятия по предоставлению субсидий некоммерческим организациям на изучение потребности рынка труда в квалифицированной рабочей силе.

Срок проведения мероприятий Программы: 2014 - 2020 годы.

Перечень мероприятий по реализации Программы представлен в приложении к настоящей Программе.

V. Источники финансирования Программы


Источниками финансирования программных мероприятий являются окружной бюджет и средства предприятий.

VI. Описание ожидаемых результатов реализации Программы


В результате реализации Программы ожидается формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер, направленных на повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест в экономике автономного округа.

Реализация мероприятий Программы позволит:

- обеспечить создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест в количестве не менее 55 тысяч за период 2014 - 2020 годов;

- обеспечить темп роста производительности труда, рассчитанного как частное от деления объема произведенного валового регионального продукта (ВРП) и среднегодовой численности занятых в экономике, к 2018 году относительно 2011 года не менее чем в 2 раза.

Целевые индикаторы и показатели эффективности выполнения Программы ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА, СОЗДАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В 2014 - 2020 ГОДАХ"