Руководства, Инструкции, Бланки

как писать сочинение по литературе в 11 классе в 2015 году образец img-1

как писать сочинение по литературе в 11 классе в 2015 году образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1870 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Итоговое сочинение 2015

Итоговое сочинение 2015/2016 гг. темы, критерии, рекомендации

2 декабря 2015 года выпускников 11-х классов ждёт испытание в виде написания итогового сочинения для допуска к ЕГЭ. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт, и писать его будут все ученики 11-ых классов в первую среду декабря (2 декабря). В случае незачёта переписать его можно будет в первые среды февраля и мая (3 февраля и 4 мая).

? Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
? Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
? Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
? Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём. выдаваемым членами комиссии.
? Темы сочинений будут формироваться по часовым поясам.
? Данное сочинение в дальнейшем может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
? Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru. fipi.ru ).
? Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.

Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений.

1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далёкое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
3. «Любовь» – направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
5. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям.
1. Соответствие теме.
Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
2. Аргументация и привлечение литературного материала.
Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
3. Композиция и логика рассуждения.
Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
4. Качество письменной речи.
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
5. Грамотность.
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.
«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 250 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.

Сочинение может потребоваться при приёме в некоторые вузы ; за него можно получить дополнительно до 10 баллов вдобавок к баллам по ЕГЭ. В этом случае используется десятибалльная система оценивания. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Ниже приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется. по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

К2. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается.

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

Другие статьи

Пример сочинения в 11 классе к экзамену 3 декабря (допуск к ЕГЭ)

Пример сочинения в 11 классе к экзамену 3 декабря (допуск к ЕГЭ)

Перед вами пример сочинения для допуска к ЕГЭ в 2015 году.

Спор поколений в произведениях русских писателей 19-20 веков.

«Мысль семейная» в произведениях писателей России 19-20 веков.

Насколько стар мир – настолько древняя тема взаимоотношений старшего и молодого поколения. Будет ли время, когда кончится спор между детьми и родителями? Как научиться выходить из конфликта как детям, так и родителям? Можно ли обойтись без спора вообще? Как остаться мудрыми в сложной жизненной ситуации?

Сколько людей, столько и мнений. Наверно, никто никогда не ответит на эти вопросы однозначно. Но коль есть проблема, должно быть и обсуждение.

Попробуем вслед за писателями посмотреть, какие семейные ценности помогут оставаться сильными в нашем таком сложном современном мире. Вопрос о том, что молодое поколение не понимает старшее и хочет всегда «жить своим умом», решался в русской классической литературе самыми известными писателями, такими как А.Островский, И.Тургенев, Л.Толстой. Для примера рассмотрим взаимоотношения героев романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева Евгения Базарова, Павла и Николая Кирсановых и Аркадия Кирсанова. Критика причисляет Аркадия, ровесника Евгения Базарова, к «лагерю отцов». Почему? Потому что он чтит семейные устои, разделяет взгляды отца на искусство, любовь, честь и достоинство. Евгений же все это отрицает, пытаясь перекроить мир на новый лад. И что? Герой погибает, теория рассыпается, как карточный домик. Можно предположить, что герой родился не в свое время. Но мне кажется, что просто нельзя отрицать то, на чем держится мир: дружба, уважение, любовь, душевный мир и покой, честь и достоинство, желание защитить близких и дать тепло родным.

А что говорят об этом современные писатели? Те, кто вышел из поколения, которое не принимает на веру авторитетов и не «сотворяет себе кумиров». Здесь можно привести пример из современной литературы – повесть П. Санаева про своих родителей, бабушку и известного артиста, деда В.Санаева «Похороните меня за плинтусом». Любовь к бабке-тирану, жалость к ней, прощение ее самодурства – вот главные качества внука и дочери. Но ведь ей кажется, что она все делает для того, чтобы ее родные жили счастливо и благополучно.

Я думаю, эта проблема не изживет себя до тех пор, пока есть отцы и дети. А дети в будущем в большинстве своем становятся отцами – и ситуация повторяется. И слава Богу! Мир развивается по спирали, говорил еще Лев Толстой. А уж ему можно верить: сам жил большой и сложной семьей, с детьми, внуками, женой одной-единственной на всю жизнь. А наши родители? Это ли не лучший пример для подражания. И пусть все останется как есть. И мы еще долго-долго будем рассуждать, что «в наше время и солнце грело по-другому, и цветы цвели ярче, и воздух был чище». Пока есть отцы – будут и дети. И Земля будет крутиться, и Солнце будет сменять Луну, люди будут любить и быть любимыми.

1. Прочитайте текст сочинения.

2. Проанализируйте его, исходя из 5 критериев оценивания сочинения.

3. Запишите свои замечания в тетрадь.

4. Напишите сочинение на данную тему с учетом замечаний и исправлений.

5. К какой из двух предложенных вначале работы тем можно отнести данное сочинение?

6. Укажите грамматические и речевые ошибки и недочеты в работе.

7. Есть ли примеры этических ошибок как нового типа ошибок в данном сочинении? Отметьте их.

Всё-всё-всё об итоговом зимнем сочинении

Всё-всё-всё об итоговом зимнем сочинении

С 2014—2015 учебного года в школах проводится сочинение. Его называют итоговым, выпускным, зимним, декабрьским, сочинением по литературе, итоговым сочинением по литературе.

Всё об итоговом зимнем сочинении Статус работы?

Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.

ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.


Зачёт — незачёт

В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.


А если незачёт?

Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.


Кто будет проверять сочинения?

Ваши учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.


Сколько времени отведено на экзамен?

Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).


Предполагаемый объём работы?

Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.


Идея сочинения: что оно проверяет

Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).

В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


Какими будут темы?

Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям. Тематические направления объявляются заранее ( в 2014 г. их объявили к началу учебного года).


Примеры формулировок

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Почему люди пишут стихи?

Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?


Что будет известно заранее? Тематические направления!

Вот тематические направления 2014 года.

Они были разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ.

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

Консультация по литературе (11 класс) на тему: Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение

Консультация по литературе (11 класс) на тему:
Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение. Дата проведения: 2 декабря 2015.
Предварительный просмотр:

Список литературы для написания итогового сочинения

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение. Дата проведения: 2 декабря 2015.
Время

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,
  • А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
  • А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,
  • И.А. Гончаров «Обломов»,
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,
  • И.А. Бунин «Чистый понедельник».
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени»,
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • А.П. Чехов «Ионыч»,
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон».
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения),
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения),
  • Джек Лондон «Мартин Иден».

Для ленивых и любознательных составил список небольших рассказов и повестей.

  • Э. Хемингуэй «Старик и море»,
  • А.П. Чехов «Ионыч»,
  • И.А. Бунин «Окаянные дни»,
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»,
  • Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на Ёлке»,
  • А.П. Чехов «Ванька».
  • А.П. Чехов «Тоска»,
  • А.П. Чехов «Душечка»,
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»,
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма».
  • А. Никитин «Хождение за три моря»,
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»,
  • Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»,
  • А.П. Платонов «Усомнившийся Макар».

Составляем план к сочинению

«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.

Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «. я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует! ». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное.

Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.

Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению.

– Можно ли отступать от плана?
– Разумеется!
– Так, а смысл писать, если отступать от него?
– Ваши незначительные отступления – это контролируемый процесс. У вас будут поставлены границы, вам будет ясна первоначальная мысль и понимание того, к чему надо прийти. А когда вы уже погружены в написание, то всегда готовы к тому, чтобы привнести в сочинение что-то такое, о чем сразу и не задумывались.

Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.

Основная часть всегда разбивается на подпункты.

Порассуждаем на примере такой темы: « Из двух друзей всегда один раб другого » (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”». Основную часть. как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее:

1. Неспособность Печорина к дружбе.

2. Печорин и Максим Максимыч.

3. Печорин и Грушницкий.

4. Печорин и доктор Вернер.

Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится.

В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет.

Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно.

«В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.

Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:

1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.

II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.

III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.

2. Во введении также можно порассуждать:

b. Вспомнить факты из биографии писателя;

c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.

3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.

4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.

5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).

6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

– Жестко определенных тем сочинения не будет. – рассказала журналистам начальник управления Департамента образования Москвы Марина Смирницкая. – Скорее, они будут связаны с просьбой дать нравственную оценку, жизненную позицию, которая показывает личность ребенка. А чтобы сделать это, конечно, надо знать литературное произведение, много читать.

1. Отрабатывайте хотя бы 2 блока тем. Чередуйте их.

2. Чтобы произведение лучше усваивалось, старайтесь писать сочинение через пару дней, чтобы осмыслить прочитанное.

3. Выбирайте такие блоки, которые похожи между собой. Например, хорошо сочетаются «Чем люди живы?» и «Вопросы, заданные человечеству войной». Также сочетаются «Спор поколений: вместе и врозь» и «Человек и природа». Лермонтова можно соединить как с «Чем люди живы?», так и «Человек и природа» (вспомнить хотя бы поэму «Мцыри»).

4. Не забывайте о критериях. Всегда помните о них, когда пишете сочинение.

5. Пишите план сочинения! Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении.

6. Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.

7. Когда косвенно привлекаете текст произведения (пересказываете его), привлекайте и свои мысли, иначе получится изложение, а не сочинение.

8. Нежелательно использовать выражения типа: "я считаю", "мне кажется", "я думаю", "всем известно, что" и т.д.

9. Меньше восторженных/восклицательных предложений. Будьте спокойнее, меньше пафоса.

10. Чтобы ваши мысли не выглядели смешно, умоляю вас, читайте хотя бы немного учебники по литературе. Вам необязательно вчитываться в критическую литературу, но знать, что хотел сказать своим произведением автор, – крайне важно.

11. Меньше штампов, друзья, это же литература!

Учимся подбирать аргументы для основной части сочинения

Очень полезное упражнение – учиться писать короткий ответ на прямо поставленный вопрос в объёме 5-10 предложений.

Сразу вспоминаются школьные уроки литературы, когда часто проводились подобные проверочные работы на 10 минут от начала урока. На некоторые вопросы можно было писать много и долго, но в этом и прелесть: привести наиболее весомый аргумент, подтверждающий твою точку зрения. «Почему Онегин так холодно обошёлся с Татьяной?» Полемичный вопрос. А вы ответьте на него кратко.

Что представляет собой 8 задание в ЕГЭ по литературе? (С1, если по-старому). Это сочинение, в котором нет введения и заключения. Поэтому для начала крайне важно научиться писать в объёме 5-10 предложений, чтоб потом у нас не было проблем при подборе аргументов в основной части сочинения.
И как раз основная часть состоит из нескольких абзацев, где мы приводим цитату, аргумент, комментарий.
Разберемся на примере: « В чем заключается трагедия Евгения Онегина? » Для начала подберем аргументы:
1. Лучшая часть жизни прошла впустую.
2. Безуспешные попытки найти интересное занятие.
3. Трагедия в любви.
Напомню, отвечать нужно прямо, без пространных введений, перефразируя вопрос:
« Трагедия Евгения Онегина во многом заключается в том, что он потратил большую часть своей жизни на бесконечные балы, праздники, походы в театр. Но «Измены утомить успели; /Друзья и дружба надоели…». После долгих лет праздной жизни им овладела хандра.

Переехав в деревню, он начинает писать, «но труд упорный ему был тошен», пробовал читать, но книги также его не увлекли. Пытался заниматься хозяйством, но вся его деятельность ограничилась лишь: «Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил».

Онегин, который не верил в искренние любовные чувства, холодно отверг Татьяну. Пробудились давно угаснувшие чувства в герое только после того, как Онегин увидел Татьяну на балу, где она предстала в облике светской барыни. Но ему было суждено получить ответный урок от Татьяны: она его отвергла ».
Мы привели 3 аргумента. Получилось 8 предложений. Этот каркас можно еще расширять и расширять предложениями, раскрывающими каждый из аргументов, но суть данного задания в том, чтобы научиться лаконично отвечать на прямо поставленный вопрос.

Список литературы по всем направлениям итогового сочинения 2015-2016
Список, естественно, не претендует на исчерпывающую полноту. В него вошли только произведения русских писателей и поэтов из школьного курса литературы, так как по ним легко найти дополнительные материалы (историю создания, идею, проблематику, авторскую позицию и т.д.).Помните, что поверхностного знания текста для написания выпускного сочинения будет недостаточно. Выберите несколько произведений и комплексно изучите, опираясь на литературоведческие источники. Почитайте критические статьи, биографию автора, значение творчества в целом, качественные сочинения и т.д. Сделайте краткие конспекты по выбранным произведениям и только потом начинайте тренироваться в написании собственных текстов.
НО! Вы можете привлекать литературный материал на своё усмотрение. Главное, чтобы ваши аргументы по выбранной теме итогового сочинения были исчерпывающими.

Произведения, актуальные для всех направлений:
• М.А. Шолохов повесть «Судьба человека» (110 лет со дня рождения)
• А.П. Чехов пьеса «Вишнёвый сад» (155 лет со дня рождения)
• А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума» (220 лет со дня рождения)
• Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль» (270 лет со дня рождения)
• А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин» (ежегодные даты: День памяти – 10 февраля, Пушкинский день России – 6 июня)
Произведения, актуальные для всех направлений, кроме «Года литературы»:
• «Слово о полку Игореве»
• Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»
• М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»
• Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
• И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
• Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
• М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»
Время + Путь:
• А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»
• М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
• М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце»
Дом + Любовь:
• И.А. Гончаров роман «Обломов»
• Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»
• Н.М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»
• А.Н. Островский драма «Гроза»
• А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»
Любовь:
• Любовная лирика таких поэтов, как М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак и др.
• А.И. Куприн повести «Гранатовый браслет», «Олеся»
• И.А. Бунин рассказы «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»
• М. Горький рассказ «Старуха Изергиль»
• Ф.М. Достоевский повесть «Белые ночи»
Год литературы в России:
• 10 февраля — День памяти А.С. Пушкина
• 3 марта – Всемирный день писателя
• 21 марта — Всемирный день поэзии
• 6 июня – Пушкинский день России. 216 лет со дня рождения русского поэта и писателя А. С. Пушкина (1799-1837г.)
• 15 января — 220 лет со дня рождения писателя, дипломата А.С. Грибоедова (1795—1829)
• 29 января — 155 лет со дня рождения писателя А.П. Чехова (1860—1904)
• 10 февраля – 125 лет со дня рождения поэта, прозаика и переводчика Б.Л. Пастернака (1890—1960)
• 14 февраля – 160 лет со дня рождения писателя В.М. Гаршина (1855–1888)
• 24 мая – 110 лет со дня рождения писателя М. А. Шолохова (1905—1984)
• 24 мая – 75 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика И. А. Бродского (1940—1996)
• 21 июня – 105 лет со дня рождения поэта А. Т. Твардовского (1910-1971)
• 27 июля – День памяти М.Ю. Лермонтова (1814-1841), 174 года со дня смерти писателя
• 7 сентября – 145 лет со дня рождения писателя А. И. Куприна (1870-1938)
• 3 октября – 120 лет со дня рождения поэта С. А. Есенина (1895—1925)
• 22 октября – 145 лет со дня рождения писателя И. А. Бунина (1870-1953)
• 26 октября – 135 лет со дня рождения поэта, писателя А. Белого (1880-1934)
• 28 ноября – 135 лет со дня рождения поэта А. А. Блока (1881-1921)
• 5 декабря – 195 лет со дня рождения поэта, переводчика А. А. Фета (1820—1892)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускное сочинение по литературе 2015

Выпускное сочинение по литературе 2015/2016 Результаты итогового сочинения-2015

Около 95% старшеклассников получили «зачёт». Наиболее популярным в 2015 году стало направление «Любовь» – его выбрали более половины выпускников. 16% отдали предпочтение темам направления «Путь». Еще 15,5% выпускников писали о доме. 12,5% выбрали «Год литературы». Более 5% выпускников привлекла тематика направления «Время».

Всего писали итоговое сочинение 688 699 человек (из них 674 432 выпускника текущего года). Изложение писали 15 889 человек, (из них 15 770 выпускников текущего года). Число выпускников текущего года, получивших «незачет» за сочинение, составило 2 563 человека, за изложение – 368 человек.

Стали известны направления, по которым будут составлены темы сочинений для выпускников. Что выбрать для аргументации – «Войну и мир» или «Пятьдесят оттенков серого», разбирались с экспертами. Тематические направления для «начальников» озвучили. Для «начальников» – потому что сами выпускники узнают конкретные темы за 15 минут до экзамена, а всего их обещают напридумывать более 300.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «Время», «Дом», «Любовь», «Путь». Пятое направление – «Год литературы». Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. В ФИПИ оставили комментарии к каждому направлению. Они, по словам ученого секретаря Института, составлялись так, чтобы ученик не смог догадаться, какая же именно тема сочинений попадется ему, когда он возьмет билет. Но подтолкнуть в верном направлении эти комментарии всё-таки смогут. Итак, что же писать?

1 Направление выпускного сочинения - Время (темы)

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Не стоит писать о том, чем ты занимаешь свое свободное от учебы время, скорее важно, ценишь ли ты это время и почему. Время в твоем сочинении – штука глобальная, это нужно помнить. В качестве примера можно привести произведение И. А. Бунина «Темные аллеи», где главный герой размышляет о быстротечности времени. Другой вариант – пьеса Максима Горького «На дне», в которой тема времени коснулась актера.

Почти вся литература пропитана чувством времени, почти в каждом произведении (и в поэтическом, и в прозаическом, и в драматическом) мы обнаруживаем знаки времени. Какие знаки времени есть в произведении? Обращаем внимание на образы, соответствующую лексику, соединение различных глагольных форм.

Все временные эпохи человеческого бытия в литературе текучи, разомкнуты одна в другую: прошлое соединяется с настоящим и будущим. Во многих текстах тема движущегося времени становится определяющей. Время всегда связано с раздумьем человека о жизни, о смерти, о судьбе.

Время (темы на 3 февраля 2016):
  • 121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
  • 122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
  • 123. Почему время называют лучшим лекарем?
  • 124. Когда человек забывает о времени?
  • 125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
  • 126. Что такое нравственные уроки истории?
  • 127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
  • 128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
  • 130. Временное и вечное в нашей жизни.
  • 131. Забвение прошлого губительно для человека?
  • 132. Что такое «связь времён»?
    2 Направление выпускного сочинения - Дом (темы)

    «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

    «Дом» – это такая тема, при которой у каждого обязательно возникают свои личные ассоциации и эмоции, а уж произведений с такой подоплекой очень много. Например, «Вишневый сад» А. П. Чехова, где герои пытались сохранить свое имение, или же «Война и мир» Л. Н. Толстого. Там дом находит свое отражение в семье. Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

    Несколько слов на тему «ЧТО ТАКОЕ ДОМ?»

    ДОМ - слово многозначное… Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. В родительском доме мы появились на свет, здесь живут наши близкие и любимые люди, здесь прошло наше детство, здесь мы повзрослели… Тёплые воспоминания о прожитых родительском доме мы храним всю жизнь. В родном доме мы получаем первые уроки нравственности… Не зря его зовут колыбелью, причалом, пристанью… В родном доме раскрывается истинное "Я" человека, именно здесь он сбрасывает все свои маски, за которыми скрывается в обществе. Дома нет смысла притворяться, потому что в нем тебе ничто не угрожает.

    Это малая родина. В родном городе или посёлке мы открываем для себя мир, мы учимся любить природу, познаём людей… Это Родина. Большой дом для всего народа. Именно Родина-мать зовёт на помощь своих сыновей и дочерей в страшные годы войны… Это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов… Это Земля, и каждый уголок её – частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом.

    Дом (темы на 3 февраля 2016):
  • 221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?
  • 222. Устарело ли понятие «домашнего очага»?
  • 223. Что такое чувство дома?
  • 224. Когда Дом становится нравственной опорой человека?
  • 226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
  • 227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»?
  • 228. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
  • 229. «Мой дом – моя крепость»? 230. Когда Дом нуждается в защите?
  • 232. Когда жилище становится Домом?
  • 233. Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
    3 Направление выпускного сочинения - Любовь (темы)

    «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

    Любовь – это действительно многогранное понятие. Но к нему надо подходить очень аккуратно. Как сказала Наталья Солженицына, не стоит брать для аргументов «Лолиту» или «50 оттенков серого», ведь слишком рискованно писать о произведении с маркировкой 18+. Да и зачем? Ведь русскими классиками написано столько произведений на эту тему, что выбрать одно или два очень сложно. Вспомните хотя бы лирику Пушкина.

    НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЮБВИ. Человек не может жить без любви! Взаимной и неразделенной, к людям и к себе, к родителям и детям, к Родине и природе, к окружающему миру и профессии. Всё его жизненное пространство – это пространство любви! Но любовь может быть разной. Существует, к сожалению, и любовь, разрушающая душу. Это гипертрофированная любовь к себе, к деньгам, к карьерному росту. Давайте разберёмся, как в литературе раскрываются все эти проявления любви. Предлагаем Вам темы для сочинения, небольшие тексты для размышления и два образца сочинений.

    Любовь (темы на 3 февраля 2016):
  • 321. Требует ли любовь от человека работы над собой?
  • 322. Опасен ли эгоизм для любви?
  • 323. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
  • 325. В чём разница между любовью и влюблённостью?
  • 326. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
  • 327. В чём проявляется любовь к Родине?
  • 329. Когда любовь становится испытанием?
  • 330. В чём проявляется любовь к жизни?
  • 331. Любовь – это счастье или страдание?
  • 332. Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
  • 333. Помогает ли любовь понять себя?
    4 Направление выпускного сочинения - Путь (темы)

    «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

    Для такой темы подходят стихотворения великих русских классиков. Можно взять «Странника» А. С. Пушкина и на этом примере раскрыть свою мысль. Проблема выбора жизненного пути поднимается в «Евгении Онегине», где главный герой пытается найти свой путь в жизни.

    Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

    Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

    Путь (темы на 3 февраля 2016):
  • 421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 422. Почему важно осмысление пройденного пути?
  • 424. Любовь как путь самопознания.
  • 425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  • 426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • 427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • 428. Выбор пути как жизненная проблема.
  • 429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • 430. Каким путём человек идёт к самому себе?
  • 431. Чем путешествия обогащают личность?
  • 433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
    5 Направление выпускного сочинения - Год литературы (темы)

    «Год литературы» – направление. с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

    Направление "Год литературы в России" предполагает написание сочинений по темам: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Кто для Вас идеальный герой литературы?», «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?», «Можно ли обойтись без книг?», «Можно ли испытать радость, читая книгу?», «Какие вопросы задает человеку литература?» и т.д.

    Юбилейные даты «Года литературы в России» нацеливают нас на написание сочинений по темам: «Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?», «А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте», «Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн)» и т.д.

    Год литературы (темы на 3 февраля 2016):
  • 522. Как история отражается в литературном произведении?
  • 523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
  • 524. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?
  • 525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
  • 526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?
  • 528. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
  • 529. Книга, которую я прочту своим детям.
  • 530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
  • 531. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
  • 532. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
  • 533. Кто из современных писателей Вам особенно близок?

    Ну, а здесь всё зависит только от тебя и твоей начитанности, поэтому вооружайся книгами, пока не поздно (и желательно, с маркировками 12+). Удачи!

    «Выпускное сочинение 2015-2016 | Направления и темы » / Ноябрь 2015 | Источник

    Советы и рекомендации по написанию выпускного сочинения
  • суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
  • на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;
  • не менять тему в процессе написания сочинения;
  • на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
  • удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
  • нумеровать страницы черновика;
  • строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
  • не сбиваться на пересказ текста;
  • не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения;
  • если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал…»: «критика встретила произведение восторженно…» и т.п.);
  • то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века…», «относится к ранней лирике…»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого…»; «антипод главного героя» и т.п.;
  • главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека…») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация, которая только испортит впечатление от сочинения;
  • удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
  • привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
  • рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.
  • С чего начать? Речевые клише

    Клише для вступления или для оформления тезиса Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
    Могу предположить, что …(тезис)
    Позволю себе высказать свою точку зрения

    Переход к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
    Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.
    Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
    Обратимся к произведениям художественной литературы
    За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
    Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

    Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

    Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
    Можно привести и другой пример.
    В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
    Эта же тема рассматривается и в произведении…

    Заключение К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
    И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
    Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
    Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
    Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

    «Выпускное сочинение 2015-2016 | Направления и темы » / Ноябрь 2015 | Источник