Категория: Бланки/Образцы
В 1937 году специально созданная комиссия в состав которой входили многие из известных советских артиллеристов, отправилась в Чехословакию на завод «Шкода» где им были представлены образцы нескольких орудий, одним из которых была сверхмощная гаубица с диаметром ствола 305 мм. Она произвела благоприятное впечатление на советских специалистов и, как результат, в 1938 году между странами была заключена договоренность о поставке нескольких опытных образцов и необходимой документации для ее производства на территории СССР. В мае месяце Комитетом обороны заводу №221 было поручено разработать и изготовить серию опытных образцов 305-мм гаубиц на основе чехословацких моделей.
Дабы упростить производство и сэкономить средства, было решено изменить оригинальную конструкцию орудия. В результате многочисленных переделок производство первой серии гаубиц затянулось почти на год. К тому времени территория Чехословакии была захвачена немцами. Однако, как ни странно, поставки деталей в СССР с завода «Шкода» практически не прекращались, хотя и осуществлялись с задержкой в несколько месяцев. Таким образом, первая модель 305-мм гаубицы образца 1939 года с заводским индексом Бр-18, прибыла на полигонные испытания лишь к сентябрю 1940 года. В том году было изготовлено три таких гаубицы.
Попытки создания крупнокалиберной артиллерии особой мощности активно велись в СССР еще с начала 1930-х годов. Были среди проектов даже гаубицы с диаметром ствола 350-мм. К сожалению, из-за неграмотности руководства разработка этих проектов завершилась полным провалом. В результате, во время Зимней войны Советский Союз столкнулся с нехваткой мощных артиллерийских систем, способных разрушать ДОТы линии Маннергейма. Если бы в 1939 году СССР располагал достаточным количеством артиллерийских орудий, подобных Бр-18, это могло бы круто изменить ход Зимней войны и спасти десятки тысяч жизней советских солдат.
Сведения о судьбе изготовленных орудий почему-то никак не описаны официальной советской военной статистикой на 22 июня 1941 года. Складывается впечатление, что их вовсе не приняли на вооружение РККА. Однако, их след нашелся. Оказывается, после окончания зимней войны гаубицами Бр-18 смонтированными на железнодорожных платформах в количестве 7 штук была оснащена советская военная база, базирующаяся на острове Ханко. Основу ее гарнизона составляла 8-я стрелковая бригада, которой был подчинен один саперный, а также три строительных батальона. Входили в этот гарнизон и два артдивизиона береговой обороны с гаубицами Бр-18.
С появлением базы планировалось с помощью сверхмощной артиллерии закрыть вход в Финский залив. Однако ей не суждено было сыграть какой либо заметной роли. База просуществовала лишь до 2 декабря 1941 года, после чего было принято достаточно спорное решение об ее эвакуации. В результате Красная Армия была лишена не только трех эсминцев, но и всего оборудования и вооружения, находящегося на острове. При отступлении все это было уничтожено, включая и сверхмощные гаубицы Бр-18.
3 Ответов на “305-мм гаубица БР-18 (обр 1939 г)”[. ] на дистанции менее 1 км от цели. К лету 41-го года все гаубицы этого типа, а всего их числилось в РККА 849 штук, входили [. ]
[. ] 1910 года гаубицы образцов 1909 и 1910 годов начинают серийно изготавливать [. ]
[. ] 1937 году был запущен проект новой гаубицы на основе всех прежних наработок. К концу года был [. ]
Оставить комментарийИнформация с сайта: http://asww.org
305-мм гаубица
Бр-18
1940
В 1937 году советская военная делегация посетила завод фирмы «Шкода» в Чехословакии. Целью визита было приобретение документации и опытных образцов артиллерийских систем большой мощности для их последующего производства на советских заводах. Внимание военных привлекли проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы — оба орудия имели раздельно-гильзовое заряжание и клиновой горизонтальный затвор. Лафеты также были одинаковыми. В принципе, системы отличались только стволами: у пушки он был лейнированный, а у гаубицы — скрепленный.
Заключенный договор предусматривал некоторые изменения в проектах. В частности, по требованию советских представителей было введено картузное заряжание, а затворы стали поршневыми. Вместо скрепленного ствола гаубицы применили лейнированный. Два опытных образца орудий чехословацкая фирма обязывалась предоставить СССР в декабре 1939 года, однако чертежи поступили гораздо раньше. Поэтому, чтобы не терять времени, было решено начать производство артсистем, не дожидаясь поставки опытных экземпляров. Для упрощения технологии производства инженеры завода «Баррикады» существенно переработали чертежи. 305-мм гаубица отечественного изготовления, обозначенная Бр-18, поступила на полигонные испытания осенью 1940 года и показала в целом удовлетворительные результаты. Отмечалось, что орудие способно вести огонь фугасными снарядами весом 330 кг на дальность 16500 м, а бетонобойные снаряды весом 465 кг летели на расстояние 13100 м. Серийное производство гаубиц было прервано с началом Великой Отечественной войны, и точное их количество, поступившее в подразделения РККА, неизвестно. Но, по крайней мере, три 305-мм орудия приняли участие в боевых действиях в составе отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК. Как и все тяжелые артсистемы, они использовались во втором периоде войны. Одна из гаубиц Бр-18 в настоящее время находится в артиллерийском музее города на Неве.
Тактико-технические данные 305-мм гаубица Бр-18
Калибр, мм: 305
Вес в боевом положении, кг: 43000
Длина ствола, калибров: 22
Угол ГН, град: 90
Угол ВН, град: -4; +70
Начальная скорость снаряда (фугасный), м/с: 530
Скорострельность: 1 выстрел за 2,5 минуты
Макс. дальность стрельбы, м: 16500
Факты:
Страна-производитель СССР
Годы выпуска 1940
203-мм гаубица Б-4 1931
203-мм гаубица
Б-4
1931
Во время «зимней войны» с Финляндией в 1940 году советские войска впервые использовали крупнокалиберную артиллерию для прорыва сильно укрепленной обороны противника. «Линия Маннергейма» представляла собой сплошные ряды железобетонных сооружений, в которых располагались пушки и пулеметы. Чтобы проложить дорогу наступающей пехоте, 203-мм гаубицы Б-4 обрушили на врага тысячи снарядов. Их разрывы на куполах ДОТов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки и шла носом кровь. Пленные финны с уважением называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».
Разработка орудия началась в 1927 году в КБ Арткомитета ГАУ. Работы вначале возглавлял Ф.Ф. Лендер, а затем руководство проектом перешло в руки ведущих конструкторов заводов. Первый опытный образец гаубицы был изготовлен в начале 1931 года, а серийное производство артсистемы развернули в следующем году. 203-мм орудие предназначалось для разрушения особо прочных сооружений противника из железобетона и броневой стали, а также для уничтожения целей, находящихся вдалеке от линии фронта.
Гаубица Б-4 имела скрепленный или моноблочный ствол с лейнером и тяжелый лафет с гусеничным ходом. Лафет обладал высокой проходимостью и позволял вести огонь с грунта без использования специальных упоров и платформ. В походном положении орудие разбиралось на две части (ствол и лафет) и транспортировалось на двух повозках со скоростью около 15 км/ч. Боекомплект Б-4 состоял из выстрелов раздельного картузного заряжания с десятью различными зарядами. Стрельба велась фугасными и бетонобойными снарядами весом около 100 кг. Для облегчения заряжания в задней части гаубицы монтировалась лебедка.
К началу Великой Отечественной войны в 33 полках тяжелой артиллерии РГК находилось 727 гаубиц Б-4. Небольшое их количество захватили немцы. Остальные были отведены в тыл и приняли участие в боевых действиях только в конце 1942 года, когда советские войска перешли в наступление.
Тактико-технические данные 203-мм гаубица Б-4
Калибр, мм: 203
Вес в боевом положении, кг: 17700
Длина ствола, калибров: 25
Угол ГН, град: +4
Угол ВН, град: 0; +60
Начальная скорость снаряда (фугасный), м/с: 575
Скорострельность: 1 выстрел за 2 минуты
Макс. дальность стрельбы, м: 18000
Факты:
Страна-производитель СССР
Годы выпуска 1931
Макс. дальность стрельбы, м:
Вам нужно войти. чтобы оставить комментарий.
Тяжелая артиллерия советского периода
Продолжение. Начало см. «ТиВ» №№ 9, 10/98, №№ 1,2,3/99
История создания гаубицы
14 мая 1941 г. маршал Кулик направил наркому Тимошенко доклад с предложением начать изготовление 450-мм гаубиц Бр-23. Испытания Бр-18 (см. ниже) показали слабое бетонобойное действие ее снарядов. В принципе, Бр–5 и Бр-18 были рассчитаны на разрушение железобетонных перекрытий толщиной от 1,0 до 2,1 м, 500-мм гаубица ТГ-1 должна была разрушать перекрытия до 4,4 м, но она была привязана к железнодорожной колее. Кулик предложил изготовить достаточно мобильную 450 мм полевую гаубицу, рассчитанную на передвижение по грунтовым дорогам.
В 1940 году ЛУ Красной Армии были разработаны тактико-технические требования, которые были согласованы с генштабом Красной Армии, и на их основе заключен договор с заводом № 221 на проектирование 450- мм полевой гаубицы.
Состояние работ на 1 мая 1941 г.:
1) Заводом № 221 разработан эскизный проект, который был утвержден ЛУ ГАУ 17 июня 1940 г.
2) Разработан технический проект, который был утвержден АК ГАУ 26 октября 1940 г.
3) Разработан полный комплект рабочих чертежей 450 мм полевой гаубицы.
4) По тактико-техническим требованиям ГАУ заводом № 221 и ЛНИОПом был разрешен вопрос о наложении на лафет 450-мм полевой гаубицы ствола 305-мм пушки.
В мае 1940 г. было принято постановление Комитета обороны «Об изготовлении 450-мм гаубицы, полигонного станка для ее испытаний и выстрелов к ней». Заводу № 22I поручалось изготовить 450-мм гаубицу и полигонный станок со сроком сдачи 1 квартал 1942 года. К тому же сроку наркомат боеприпасов должен предоставить снарядов:
Чертежи снарядов были разработаны НИИ -24.
Ствол моноблок с коническим лейнером. Первоначально предполагалось принять постоянную крутизну нарезов в 20 клб, но после неудачных стрельб 203-мм гаубицы М-40 было решено делать нарезку в 25 клб.
Затвор помещен в моноблоке. Затвор поршневой, открывался вверх с помощью пружинного уравновешивающего механизма. Заряжание картузное.
Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, состоял из двух цилиндров, расположенных внизу ствола в корытообразной люльке. Накатник гидравлический, состоял из двух цилиндров, расположенных над стволом, а между ними расположен цилиндр пружинного уравновешивающего механизма затвора.
Механизм вертикального наведения имел привод от электромотора, а также ручной привод с двумя скоростями наведения. Электродвигатель вертикального наведения развивает мощность 6 л. с. при 750 об./мин. Механизм горизонтального наведения имел только ручной привод также с двумя скоростями наведения.
Верхний станок вместе с люлькой соединялся с нижним станком при помощи болтов и разъединялся только при переходе в походное положение.
Нижний станок накладывался на основание и вращался передней частью на опоре с шаровым погоном. В хоботовой части нижнего станка имелись подрессоренные катки.
Приспособление для заряжания было принято в виде падающей каретки с лотком, перемещаемой по наклонным направляющим ферм. Подача каретки осуществлялась от электромотора и вручную. Угол заряжания составлял 7°, что позволяло осуществлять досылку снаряда вручную.
При переходе из походного положения в боевое должен был отрываться котлован длиной 5 м, шириной 12 м и глубиной 1 м. Сзади и спереди котлована укладывался рельсовый путь. Перевооружение гаубицы производилось при помощи крана.
В походном положении система разделялась на шесть повозок: первая – ствол моноблок с затвором; вторая блок с противооткатными устройствами; третья – люлька с верхним станком; четвертая – нижний станок; пятая – передняя часть основания; шестая – задняя часть основания.
Таблица 89Данные 450-мм гаубицы Бр-23 (по техническому проекту)
Длина ствола, мм/клб. 9500/21
Крутизна нарезов, клб
Число нарезов 96
Глубина нареза, мм 4,5
Бетонобойный снаряд должен был пробивать 3,3-метровое железобетонное перекрытие.
Максимальное давление в канале составляло 1860 кг/см2 .
История создания и устройство системы
Эскизный проект 500-мм полевой гаубицы был разработан в НИО АНИ- 011а под руководством начальника 2 го сектора Н. Иванова. Чертежи эскизного проекта были подписаны к 16 января 1940 г.
Ствол был скреплен кожухом. Дульный тормоз отсутствовал. Затвор поршневой. Внешне качающаяся часть походила на Б-4. Механизм вертикального наведения имел два зубчатых сектора. Щита не было.
В связи с началом Великой Отечественной войны работы над гаубицей были прекращены.
Таблица 91Вес заряда Бр-23
Длина отката, мм 1800
Высота линии огня от платформы, мм 3000
Высота системы по верху казенника, мм 4400
Длина установки со стволом (при 0°), мм 13 250
Вес системы в боевом положении, т около 220
В походном положении система перевозится на 12 повозках.
210-ММ ПУШКА БР-17 И 305-ММ ГАУБИЦА БР-18
Летом 1937 года комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод «Шкода» в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Огвол пушки был лейнированный, а гаубицы – скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое. Не удержусь от авторской реплики – на отчете комиссии какой-то умник из АУ подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус – нужно картузное».
В итоге советская сторона предложила фирме Шкода внести в конструкцию артиллерийских систем ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным.
Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г. заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Шкода, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация на изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила 2 375 000 долларов (около 68 млй. крон).
Чтобы ускорить постановку валового производства артсистем на отечественных заводах было принято решение начать производство сразу целой опытной серии и притом по чертежам фирмы, не проверенным в производстве. Изготовление опытной серии 210-мм пушек и 305-мм гаубиц (по шесть штук) постановлением Комитета обороны № 76 от 8 мая 1938 г. было возложено на завод № 221 1* .
Кроме того, фирма Шкода поставляла (по другому договору с промышленностью) три комплекта поковок ствола и затвора для 305-мм гаубицы в I квартале 1939 года и шесть комплектов поковок ствола и затвора для 210- мм пушек в I полугодии 1939 года (по одному комплекту ежемесячно), а также готовый инструментарий через месяц после внедрения его в производство на заводе «Шкода».
Первая партия чертежей стволов с затворами и поковок была получена от фирмы Шкода в августе 1938 г.
Только в ноябре 1938 г. на заводе № 221 («Баррикады») было организовано небольшое ОКБ и ОТБ (особое техническое бюро) для подготовки чертежей и технологии фирмы Шкода к производству. Впоследствии ОКБ и ОТБ были значительно расширены. Работы над дуплексом именовались «Сталинским заказом».
Как уже отмечалось, первоначально было решено изготовить опытные образцы по чертежам фирмы без каких либо изменений. Тем не менее, представители НИИ-13 настаивали на введении углубленной нарезки, так как глубина нарезки у фирмы Шкода была менее 1%, а завод № 221 хотел внести изменения в чертежи фирмы в основном с целью упрощения производства системы.
Окончательно, протоколом от 15 сентября 1939 г. утвержденном Наркомом вооружений и начальником АУ РККА, было решено внести некоторые изменения в чертежи фирмы, в том числе упростить часть деталей, заменить кое-где поковку литьем, сократить расход бронзы, перейти на ОСТ и прочее.
Основные изменения завода № 221
1) По 210-мм стволу:
Ствол «Шкода» состоял из моноблока, муфты, опорного кольца и лейнера. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.
Лейнер «Шкода» цилиндрический, а завода № 221 – конический с выступами у казенного торца. Диаметральный зазор между лейнером и моноблоком с 0,1-0,2 мм доведен до 0,25 мм (постоянный). Предел упругости лейнера повышен до 80 кг/мм2 .
2) По 305-мм стволу:
Ствол «Шкода» состоял из кожуха, трубы, лейнера, скрепляющего кольца и муфты. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.
3) По затворам 210-мм и 305-мм:
Ударно-спусковой механизм фирмы Шкода был заменен на ударно- спусковой механизм гаубицы Б-4. Кроме того, была упрощена рама затвора.
Внесен ряд изменений в повозках. Для них приняты отечественные колеса.
Изменено приспособление для заряжания.
1* Иногда 8 мая 1938 г. считается датой принятия Бр-17 и Бр-18 на вооружение (Латухин А Н. «Современная артиперия», М. 1970).
Пушка Бр-17 в боевом положении (вид слева)
1 – ствол; 2 – привод прицела; 3 – подъемный механизм; 4 – люлька с противооткатными устройствами; 5 – прицеп; 6 – поворотный механизм; 7 – затвор; 8 – приспособление для заряжания; 9 – основание; 10 – станок; 11 – вспомогательное оборудование
Работы по созданию опытных образцов
Постановлением КО № 142 от I июня 1939 г. завод № 221 должен был сдать к 1 апреля 1940 г. три 210-мм пушки и три 305-мм гаубицы. Несмотря на захват Чехословакии Германией, поставки в СССР продолжались, хотя и с некоторым отставанием от графика.
Фирма Шкода предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня по плану в октябре 1939 г.
210-мм пушка Бр-17
Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии под председательством И.И.Иванова. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г. а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.
Результаты заводских испытаний 210-мм пушки:
а) Пушка неустойчива при стрельбе полным зарядом при углах возвышения до +20°.
б) Время вооружения – 1 час 45 минут, а разоружения – 1 час 20 минут.
в) Время перехода из походного положения в боевое и обратно – около двух часов.
Таблица 93Результаты заводских испытаний 305-мм гаубицы
Угол ВН, град +40°; +70°
Угол ГН. град 360°
Скорострельность, выстр/мин 1 выстрел за 2 мин. 20 сек.
Вес системы в боевом
положении, т 44,1
Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем фирма Шкода провела с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке (Глубокое) на территории, оккупированной немцами.В отчете фирмы сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0° до +50°, а полным зарядом – от + 16° до +50°. Стоит отмстить, что неустойчивость пушки под малыми углами возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, эту пушку можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы основание орудия заделать в бетонный блок.
Таблица 94Данные стрельб
Начальная скорость, м/с
На основании условий договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.
В октябре 1940 года из США были получены пневмошины для колес системы Шкода в количестве 54 штук (48 комплектных и шесть запасных). Временно, до освоения отечественной промышленностью шин 12 х 24", 210-мм и 305-мм системы решено было комплектовать колесами 12 х 20".
Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом № 221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 года. После заводских испытаний этот образец 9 сентября 1940 г. прибыл на АНИОП для проведения полигонных испытаний. Стрельба из него на АНИОПе велась с 21 сентября по 11 декабря 1940 года. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником». «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.
На малых углах возвышения система оказалась неустойчива. Скорострельность составила 2- 3 минуты на один выстрел в зависимости от углов возвышения.
Испытания возкой проводились по маршруту Луга – Ленинград. Использовались тягачи «Ворошиловец». Средняя скорость на маршруте составила 7 км/ч, максимальная скорость на участке 15 км – 28,6 Км/ч. При движении по проселку с высоким уровнем грунтовых вод все повозки глубоко увязали (на 60-90 см). Повозки, снабженные в качестве варианта уширенными шинами против штатных, заметных преимуществ в отношении проходимости не выявили.
Попытки вооружить Бр-17 в районе АНИОПа 7 и 10 октября не удались ввиду слабого болотистого грунта. Вооружение удалось в 7 км от АНИОПа на мягком глинистом грунте.
Первая 305 мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе № 221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода № 221, другой – «Шкода») и один с углубленной нарезкой. Отмечалось тугое закрывание затвора силами двух номеров расчета. Досылающий механизм, как и у Бр-17, особых выгод не дал, поэтому его заменили «досыльником». Скорострельность при углах около 70° – 2,5 минуты за выстрел, а при угле 45° – 2,1 минуты за выстрел. Система была устойчива при углах возвышения от 45° до 70°, а при меньших углах из гаубицы вообще не стреляли. [Табл. 95]
305-мм гаубица Бр-18
Таблица 95Время, затраченное на переход Бр-17 и Бр-18 из походного в боевое положение на АНИОПе в октябре 1940 г.
После начала войны Бр-17 и Бр- 18 не изготавливались.
По официальной статистике на 22 июня 1941 г. на вооружении РККА имелось девять 210 мм пушек Бр-17, а о Бр-18 вообще ничего не сказано, видимо, три эти гаубицы вообще не были приняты на вооружение.
К 22 июня 1941 г. в составе АРГК был сформирован отдельный пушечный дивизион ОМ трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло по две 210 мм пушки Бр-17, а всего их было в дивизионе шесть. ГАУ подсчитало, что на первые три месяца боев АРГК потребуется три тысячи 210 мм снарядов. Но, увы, их не было совсем. В графе «наличие 210-мм снарядов» в соответствующем документе стоял прочерк.
К 1 мая 1945 г. в составе АРГК имелось четыре пушечных полка ОМ. На вооружении такого полка состояло по шесть 152-мм пушек Бр-2 и по две 210-мм пушки Бр-17.
Гаубица Бр-18 со стволом № 1 и лафетом № 1 с 1960 года и в настоящее время находится в Артиллерийском музее в Ленинграде. В конце 80-х годов две пушки Бр 17 поступили в Артиллерийский музей и Центральный музей вооруженных сил.
Устройство стволов Бр-17 и Бр-18
Ствол пушки Бр-17 состоял из трубы моноблока, лейнера и казенника, навинченного на моноблок, В комплект каждой пушки входил запасной лейнер. Нарезы постоянной крутизны.
Ствол гаубицы Бр-18 представлял собой моноблок с коническим лейнером. Казенник навинтной. Крутизна нарезов постоянная.
Оба орудия имели поршневые двухтактные затворы с обтюраторами типа Банжа.
305-мм гаубица Бр-18. Вид спереди
Устройство лафета (общий для Бр-17 и Бр-18)
Особенность конструкции качающейся части – сочетание люльки обойменного типа с откатывающимися цилиндрами противооткатных устройств. При выстреле ствол откатывается в люльке, увлекая за собой цилиндры противооткатных устройств. Для соединения с шестернями коренного вала подъемного механизма люлька имела два сектора (правый и левый). Люлька – литая обойма. ВН – два зубчатых сектора.
Накатник гидропневматический с плавающим поршнем, расположен сверху ствола, а тормоз отката снизу. Длина отката переменная.
Станок и другие нижние части лафета (за исключением небольших отличий в сошниковой опоре и др.) 210- мм пушки и 305- мм гаубицы одинаковы. Однако замена одной качающейся части на другую могла быть произведена только в заводских условиях.
Станок пушки клепаный, соединенный с поворотной частью основания болтами.
Поворотная часть основания для облегчения горизонтального наведения опиралась на шары. Угол ГН для Бр- 17 и Бр-18 составлял 30°. При переносе опорных пят и сошниковых опор можно было получить круговой обстрел.
Неподвижная часть основания опущена в боевом положении в котлован в грунте, причем котлован предварительно облицовывается специальными угольниками и брусьями.
Как поворотная, так и неподвижная части основания клепаные. Неподвижная часть основания имела на всех четырех углах разводящиеся опорные станины.
Прицел с независимой линией прицеливания.
Приспособления для заряжания состояли из:
а) наклонного рельсового пути, укрепленного на поворотной части системы;
б) подающей каретки, перемещаемой по рельсовому пути с помощью троса и лебедки;
в) тележек для подноса снарядов.
Заряжание пушки и гаубицы производилось совершенно одинаково. Снаряд вручную погружался на специальную снарядную тележку. Затем тележка подкатывалась к началу рельсового пути, и снаряд перегружался на снарядную катерку. Подтягивание каретки со снарядом вверх к казенной части орудия производилось с помощью ручной лебедки, смонтированной по ферме лафета.
После приведения качающейся части в положение для заряжания (угол +8°) вручную усилием 6-8 номеров с помощью прибойника производилась досылка снаряда. Заряды подносились вручную и также досылались прибойником.
Для походного положения пушка разбиралась на три основные части:
1) Основание вместе с опорными сошниками (повозка № 1).
2) Станок с люлькой, бугелем и противооткатными устройствами (повозка № 2).
3) Ствол с затвором (повозка № 3).
Повозки устроены так, что корпусом повозки является сама возимая часть пушки, к которой присоединяются передние и задние хода. В большей части устройства хода являются общими для всех трех повозок, отличаясь только монтажными частями для соединения с грузами. Хода имели подрессоривание из листовых рессор.
Для перевозки на походе штатных объемных частей системы (кроме возимых на трех повозках), а также ЗИПа. на каждое орудие придавались: один трехтонный автомобиль и четыре трехтонных прицепа. Прицепы возились в виде поезда трактором «Ворошиловец».
Смена лейнера могла быть произведена как в артиллерийской мастерской, так и в полевых условиях.
Таблица 97Данные систем Бр-17 и Бр-18
* – длина отката постоянная;
** – по руководству службы.
Боеприпасы и баллистика 210-мм пушки Бр-17
А. Снаряды [Табл. 98] Всс головного взрывателя N6- CVZR 70 – 4,15 кг
Вес донного взрывателя DZDR-58 -1,8 кг
Б, Заряды [Табл. 99] Заряжание картузное. Применялись советские и чешские заряды, каждый включал в себя два заряда.
Заряды «Шкода» приведены для фугасных снарядов. Для бетонобойных снарядов № 2 меньше на 1 кг, а № I – на 2 кг.
Заряд № 2 «Шкода» соответствует отечественному полному заряду, а № 1 – отечественному заряду № 1.
В. Таблицы стрельбы
210- мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 1,5-2 м и диаметром 5-5,5 м.
210 -мм бетонобойный снаряд по нормали при начальной скорости 555 м/с пробивал 2,5-метровую бетонную стенку, а при начальной скорости 358 м/с под углом 60" пробивал бетонную стенку толщиной 2 метра.
Устойчивость системы позволяла стрелять полным зарядом только при углах возвышения свыше +20°, а при углах от +6° до +20° – только в исключительных случаях.
Таблицы стрельбы «210-мм пушки Бр-17 обр. 1939 г.» и «21-см тяжелой пушки Шкода» были впервые выпущены в 1944 году (утверждены 5 февраля 1944 г.).
Боеприпасы и баллистика 305-мм гаубицы Бр-18
Для 305-мм гаубицы Бр-18 использовались только снаряды, изготовленные в Чехословакии.
Заряжание картузное. Всего пять зарядов – полный, № 1, № 2, № 3 и №4.
305-мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 2-2,5 м и диаметром 5,5-8 м.
305-мм фугасная граната разрушала вертикальные кирпичные стенки толщиной до двух метров.
Одно попадание бетонобойного снаряда МИ-1063 при скорости 330- 335 м/с и угле падения свыше 60° разрушало железобетонное перекрытие толщиной 2 м, при скорости 255 м/с и угле 60° при двух попаданиях в одно место разрушалось железобетонное перекрытие толщиной 3 м.
Посвящается 125 – летию русской шрапнели
Примечания:Тяжелая артиллерия советского периода
Продолжение. Начало см. «ТиВ» №№ 9, 10/98, №№ 1,2,3/99
История создания гаубицы
14 мая 1941 г. маршал Кулик направил наркому Тимошенко доклад с предложением начать изготовление 450-мм гаубиц Бр-23. Испытания Бр-18 (см. ниже) показали слабое бетонобойное действие ее снарядов. В принципе, Бр–5 и Бр-18 были рассчитаны на разрушение железобетонных перекрытий толщиной от 1,0 до 2,1 м, 500-мм гаубица ТГ-1 должна была разрушать перекрытия до 4,4 м, но она была привязана к железнодорожной колее. Кулик предложил изготовить достаточно мобильную 450 мм полевую гаубицу, рассчитанную на передвижение по грунтовым дорогам.
В 1940 году ЛУ Красной Армии были разработаны тактико-технические требования, которые были согласованы с генштабом Красной Армии, и на их основе заключен договор с заводом № 221 на проектирование 450- мм полевой гаубицы.
Состояние работ на 1 мая 1941 г.:
1) Заводом № 221 разработан эскизный проект, который был утвержден ЛУ ГАУ 17 июня 1940 г.
2) Разработан технический проект, который был утвержден АК ГАУ 26 октября 1940 г.
3) Разработан полный комплект рабочих чертежей 450 мм полевой гаубицы.
4) По тактико-техническим требованиям ГАУ заводом № 221 и ЛНИОПом был разрешен вопрос о наложении на лафет 450-мм полевой гаубицы ствола 305-мм пушки.
В мае 1940 г. было принято постановление Комитета обороны «Об изготовлении 450-мм гаубицы, полигонного станка для ее испытаний и выстрелов к ней». Заводу № 22I поручалось изготовить 450-мм гаубицу и полигонный станок со сроком сдачи 1 квартал 1942 года. К тому же сроку наркомат боеприпасов должен предоставить снарядов:
Бетонобойный снаряд должен был пробивать 3,3-метровое железобетонное перекрытие.
Максимальное давление в канале составляло 1860 кг/см2 .
История создания и устройство системы
Эскизный проект 500-мм полевой гаубицы был разработан в НИО АНИ- 011а под руководством начальника 2 го сектора Н. Иванова. Чертежи эскизного проекта были подписаны к 16 января 1940 г.
Ствол был скреплен кожухом. Дульный тормоз отсутствовал. Затвор поршневой. Внешне качающаяся часть походила на Б-4. Механизм вертикального наведения имел два зубчатых сектора. Щита не было.
В связи с началом Великой Отечественной войны работы над гаубицей были прекращены.
Таблица 91Вес заряда Бр-23
Длина отката, мм 1800
Высота линии огня от платформы, мм 3000
Высота системы по верху казенника, мм 4400
Длина установки со стволом (при 0°), мм 13 250
Вес системы в боевом положении, т около 220
В походном положении система перевозится на 12 повозках.
210-ММ ПУШКА БР-17 И 305-ММ ГАУБИЦА БР-18
Летом 1937 года комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод «Шкода» в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Огвол пушки был лейнированный, а гаубицы – скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое. Не удержусь от авторской реплики – на отчете комиссии какой-то умник из АУ подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус – нужно картузное».
В итоге советская сторона предложила фирме Шкода внести в конструкцию артиллерийских систем ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным.
Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г. заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Шкода, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация на изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила 2 375 000 долларов (около 68 млй. крон).
Чтобы ускорить постановку валового производства артсистем на отечественных заводах было принято решение начать производство сразу целой опытной серии и притом по чертежам фирмы, не проверенным в производстве. Изготовление опытной серии 210-мм пушек и 305-мм гаубиц (по шесть штук) постановлением Комитета обороны № 76 от 8 мая 1938 г. было возложено на завод № 221 1* .
Кроме того, фирма Шкода поставляла (по другому договору с промышленностью) три комплекта поковок ствола и затвора для 305-мм гаубицы в I квартале 1939 года и шесть комплектов поковок ствола и затвора для 210- мм пушек в I полугодии 1939 года (по одному комплекту ежемесячно), а также готовый инструментарий через месяц после внедрения его в производство на заводе «Шкода».
Первая партия чертежей стволов с затворами и поковок была получена от фирмы Шкода в августе 1938 г.
Только в ноябре 1938 г. на заводе № 221 («Баррикады») было организовано небольшое ОКБ и ОТБ (особое техническое бюро) для подготовки чертежей и технологии фирмы Шкода к производству. Впоследствии ОКБ и ОТБ были значительно расширены. Работы над дуплексом именовались «Сталинским заказом».
Как уже отмечалось, первоначально было решено изготовить опытные образцы по чертежам фирмы без каких либо изменений. Тем не менее, представители НИИ-13 настаивали на введении углубленной нарезки, так как глубина нарезки у фирмы Шкода была менее 1%, а завод № 221 хотел внести изменения в чертежи фирмы в основном с целью упрощения производства системы.
Окончательно, протоколом от 15 сентября 1939 г. утвержденном Наркомом вооружений и начальником АУ РККА, было решено внести некоторые изменения в чертежи фирмы, в том числе упростить часть деталей, заменить кое-где поковку литьем, сократить расход бронзы, перейти на ОСТ и прочее.
Основные изменения завода № 221
1) По 210-мм стволу:
Ствол «Шкода» состоял из моноблока, муфты, опорного кольца и лейнера. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.
Лейнер «Шкода» цилиндрический, а завода № 221 – конический с выступами у казенного торца. Диаметральный зазор между лейнером и моноблоком с 0,1-0,2 мм доведен до 0,25 мм (постоянный). Предел упругости лейнера повышен до 80 кг/мм2 .
2) По 305-мм стволу:
Ствол «Шкода» состоял из кожуха, трубы, лейнера, скрепляющего кольца и муфты. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.
3) По затворам 210-мм и 305-мм:
Ударно-спусковой механизм фирмы Шкода был заменен на ударно- спусковой механизм гаубицы Б-4. Кроме того, была упрощена рама затвора.
Внесен ряд изменений в повозках. Для них приняты отечественные колеса.
Изменено приспособление для заряжания.
1* Иногда 8 мая 1938 г. считается датой принятия Бр-17 и Бр-18 на вооружение (Латухин А Н. «Современная артиперия», М. 1970).
Пушка Бр-17 в боевом положении (вид слева)
1 – ствол; 2 – привод прицела; 3 – подъемный механизм; 4 – люлька с противооткатными устройствами; 5 – прицеп; 6 – поворотный механизм; 7 – затвор; 8 – приспособление для заряжания; 9 – основание; 10 – станок; 11 – вспомогательное оборудование
Работы по созданию опытных образцов
Постановлением КО № 142 от I июня 1939 г. завод № 221 должен был сдать к 1 апреля 1940 г. три 210-мм пушки и три 305-мм гаубицы. Несмотря на захват Чехословакии Германией, поставки в СССР продолжались, хотя и с некоторым отставанием от графика.
Фирма Шкода предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня по плану в октябре 1939 г.
210-мм пушка Бр-17
Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии под председательством И.И.Иванова. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г. а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.
Результаты заводских испытаний 210-мм пушки:
а) Пушка неустойчива при стрельбе полным зарядом при углах возвышения до +20°.
б) Время вооружения – 1 час 45 минут, а разоружения – 1 час 20 минут.
в) Время перехода из походного положения в боевое и обратно – около двух часов.
Таблица 93Результаты заводских испытаний 305-мм гаубицы
Угол ВН, град +40°; +70°
Угол ГН. град 360°
Скорострельность, выстр/мин 1 выстрел за 2 мин. 20 сек.
Вес системы в боевом
положении, т 44,1
Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем фирма Шкода провела с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке (Глубокое) на территории, оккупированной немцами.В отчете фирмы сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0° до +50°, а полным зарядом – от + 16° до +50°. Стоит отмстить, что неустойчивость пушки под малыми углами возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, эту пушку можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы основание орудия заделать в бетонный блок.
Таблица 94Данные стрельб
Начальная скорость, м/с
На основании условий договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.
В октябре 1940 года из США были получены пневмошины для колес системы Шкода в количестве 54 штук (48 комплектных и шесть запасных). Временно, до освоения отечественной промышленностью шин 12 х 24", 210-мм и 305-мм системы решено было комплектовать колесами 12 х 20".
Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом № 221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 года. После заводских испытаний этот образец 9 сентября 1940 г. прибыл на АНИОП для проведения полигонных испытаний. Стрельба из него на АНИОПе велась с 21 сентября по 11 декабря 1940 года. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником». «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.
На малых углах возвышения система оказалась неустойчива. Скорострельность составила 2- 3 минуты на один выстрел в зависимости от углов возвышения.
Испытания возкой проводились по маршруту Луга – Ленинград. Использовались тягачи «Ворошиловец». Средняя скорость на маршруте составила 7 км/ч, максимальная скорость на участке 15 км – 28,6 Км/ч. При движении по проселку с высоким уровнем грунтовых вод все повозки глубоко увязали (на 60-90 см). Повозки, снабженные в качестве варианта уширенными шинами против штатных, заметных преимуществ в отношении проходимости не выявили.
Попытки вооружить Бр-17 в районе АНИОПа 7 и 10 октября не удались ввиду слабого болотистого грунта. Вооружение удалось в 7 км от АНИОПа на мягком глинистом грунте.
Первая 305 мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе № 221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода № 221, другой – «Шкода») и один с углубленной нарезкой. Отмечалось тугое закрывание затвора силами двух номеров расчета. Досылающий механизм, как и у Бр-17, особых выгод не дал, поэтому его заменили «досыльником». Скорострельность при углах около 70° – 2,5 минуты за выстрел, а при угле 45° – 2,1 минуты за выстрел. Система была устойчива при углах возвышения от 45° до 70°, а при меньших углах из гаубицы вообще не стреляли. [Табл. 95]
305-мм гаубица Бр-18
Таблица 95Время, затраченное на переход Бр-17 и Бр-18 из походного в боевое положение на АНИОПе в октябре 1940 г.
После начала войны Бр-17 и Бр- 18 не изготавливались.
По официальной статистике на 22 июня 1941 г. на вооружении РККА имелось девять 210 мм пушек Бр-17, а о Бр-18 вообще ничего не сказано, видимо, три эти гаубицы вообще не были приняты на вооружение.
К 22 июня 1941 г. в составе АРГК был сформирован отдельный пушечный дивизион ОМ трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло по две 210 мм пушки Бр-17, а всего их было в дивизионе шесть. ГАУ подсчитало, что на первые три месяца боев АРГК потребуется три тысячи 210 мм снарядов. Но, увы, их не было совсем. В графе «наличие 210-мм снарядов» в соответствующем документе стоял прочерк.
К 1 мая 1945 г. в составе АРГК имелось четыре пушечных полка ОМ. На вооружении такого полка состояло по шесть 152-мм пушек Бр-2 и по две 210-мм пушки Бр-17.
Гаубица Бр-18 со стволом № 1 и лафетом № 1 с 1960 года и в настоящее время находится в Артиллерийском музее в Ленинграде. В конце 80-х годов две пушки Бр 17 поступили в Артиллерийский музей и Центральный музей вооруженных сил.
Устройство стволов Бр-17 и Бр-18
Ствол пушки Бр-17 состоял из трубы моноблока, лейнера и казенника, навинченного на моноблок, В комплект каждой пушки входил запасной лейнер. Нарезы постоянной крутизны.
Ствол гаубицы Бр-18 представлял собой моноблок с коническим лейнером. Казенник навинтной. Крутизна нарезов постоянная.
Оба орудия имели поршневые двухтактные затворы с обтюраторами типа Банжа.
305-мм гаубица Бр-18. Вид спереди
Устройство лафета (общий для Бр-17 и Бр-18)
Особенность конструкции качающейся части – сочетание люльки обойменного типа с откатывающимися цилиндрами противооткатных устройств. При выстреле ствол откатывается в люльке, увлекая за собой цилиндры противооткатных устройств. Для соединения с шестернями коренного вала подъемного механизма люлька имела два сектора (правый и левый). Люлька – литая обойма. ВН – два зубчатых сектора.
Накатник гидропневматический с плавающим поршнем, расположен сверху ствола, а тормоз отката снизу. Длина отката переменная.
Станок и другие нижние части лафета (за исключением небольших отличий в сошниковой опоре и др.) 210- мм пушки и 305- мм гаубицы одинаковы. Однако замена одной качающейся части на другую могла быть произведена только в заводских условиях.
Станок пушки клепаный, соединенный с поворотной частью основания болтами.
Поворотная часть основания для облегчения горизонтального наведения опиралась на шары. Угол ГН для Бр- 17 и Бр-18 составлял 30°. При переносе опорных пят и сошниковых опор можно было получить круговой обстрел.
Неподвижная часть основания опущена в боевом положении в котлован в грунте, причем котлован предварительно облицовывается специальными угольниками и брусьями.
Как поворотная, так и неподвижная части основания клепаные. Неподвижная часть основания имела на всех четырех углах разводящиеся опорные станины.
Прицел с независимой линией прицеливания.
Приспособления для заряжания состояли из:
а) наклонного рельсового пути, укрепленного на поворотной части системы;
б) подающей каретки, перемещаемой по рельсовому пути с помощью троса и лебедки;
в) тележек для подноса снарядов.
Заряжание пушки и гаубицы производилось совершенно одинаково. Снаряд вручную погружался на специальную снарядную тележку. Затем тележка подкатывалась к началу рельсового пути, и снаряд перегружался на снарядную катерку. Подтягивание каретки со снарядом вверх к казенной части орудия производилось с помощью ручной лебедки, смонтированной по ферме лафета.
После приведения качающейся части в положение для заряжания (угол +8°) вручную усилием 6-8 номеров с помощью прибойника производилась досылка снаряда. Заряды подносились вручную и также досылались прибойником.
Для походного положения пушка разбиралась на три основные части:
1) Основание вместе с опорными сошниками (повозка № 1).
2) Станок с люлькой, бугелем и противооткатными устройствами (повозка № 2).
3) Ствол с затвором (повозка № 3).
Повозки устроены так, что корпусом повозки является сама возимая часть пушки, к которой присоединяются передние и задние хода. В большей части устройства хода являются общими для всех трех повозок, отличаясь только монтажными частями для соединения с грузами. Хода имели подрессоривание из листовых рессор.
Для перевозки на походе штатных объемных частей системы (кроме возимых на трех повозках), а также ЗИПа. на каждое орудие придавались: один трехтонный автомобиль и четыре трехтонных прицепа. Прицепы возились в виде поезда трактором «Ворошиловец».
Смена лейнера могла быть произведена как в артиллерийской мастерской, так и в полевых условиях.
Таблица 97Данные систем Бр-17 и Бр-18
* – длина отката постоянная;
** – по руководству службы.
Боеприпасы и баллистика 210-мм пушки Бр-17
А. Снаряды [Табл. 98] Всс головного взрывателя N6- CVZR 70 – 4,15 кг
Вес донного взрывателя DZDR-58 -1,8 кг
Б, Заряды [Табл. 99] Заряжание картузное. Применялись советские и чешские заряды, каждый включал в себя два заряда.
Заряды «Шкода» приведены для фугасных снарядов. Для бетонобойных снарядов № 2 меньше на 1 кг, а № I – на 2 кг.
Заряд № 2 «Шкода» соответствует отечественному полному заряду, а № 1 – отечественному заряду № 1.
В. Таблицы стрельбы
210- мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 1,5-2 м и диаметром 5-5,5 м.
210 -мм бетонобойный снаряд по нормали при начальной скорости 555 м/с пробивал 2,5-метровую бетонную стенку, а при начальной скорости 358 м/с под углом 60" пробивал бетонную стенку толщиной 2 метра.
Устойчивость системы позволяла стрелять полным зарядом только при углах возвышения свыше +20°, а при углах от +6° до +20° – только в исключительных случаях.
Таблицы стрельбы «210-мм пушки Бр-17 обр. 1939 г.» и «21-см тяжелой пушки Шкода» были впервые выпущены в 1944 году (утверждены 5 февраля 1944 г.).
Боеприпасы и баллистика 305-мм гаубицы Бр-18
Для 305-мм гаубицы Бр-18 использовались только снаряды, изготовленные в Чехословакии.
Заряжание картузное. Всего пять зарядов – полный, № 1, № 2, № 3 и №4.
305-мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 2-2,5 м и диаметром 5,5-8 м.
305-мм фугасная граната разрушала вертикальные кирпичные стенки толщиной до двух метров.
Одно попадание бетонобойного снаряда МИ-1063 при скорости 330- 335 м/с и угле падения свыше 60° разрушало железобетонное перекрытие толщиной 2 м, при скорости 255 м/с и угле 60° при двух попаданиях в одно место разрушалось железобетонное перекрытие толщиной 3 м.
Посвящается 125 – летию русской шрапнели