Руководства, Инструкции, Бланки

методика руководства трудовым процессом в разных возрастных группах img-1

методика руководства трудовым процессом в разных возрастных группах

Рейтинг: 4.7/5.0 (1929 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 51

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Страница 47 из 63

51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие-нические правила.

Специфика: перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;

приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

очевидна его жизненная необходимость, направленная на удовлетворение повседневных личных по-требностей ребенка;

приучает к систематическому труду; дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отрицательное отношение к безделью и лени;

дети впервые устанавливают известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя-занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приобретают умение действенно заботиться о своих близких;

дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

в младших группах учат детей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотенцем, садиться за стол только с чистыми руками;

дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей;

в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включают в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, самооценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных процессов. Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней

Другие статьи

Методика руководства трудовым процессом в разных возрастных группах

8.Труд детей в природе: методика руководства в разных возрастных группах.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение . В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях. В процессе труда формируются практическиенавыки ухода за растениями, развиваются интеллектуальные умения. Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи *

Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия. У старших дошкольников (5?7 лет) необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения работы, дружно работать, помогая друг другу, добиваться качественного выполнения работы.

9.Методика проведения экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.

Под словом «эксперимент»понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач,возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни,в игре и труде, в процессе познания мира. Эксперимент предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Эксперимент начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи. Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения. отбираются способы проверки предположений. выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов иформулированием выводов.

Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена,но сразу решить ее дети не могут. Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений .

Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы . Для установления причин явлений, связей и отношениймежду предметами и явлениями используются опыты .

Методы и приемы руководства трудом детей всей возрастной группы

Развитие и воспитание дошкольников

Методы и приемы руководства трудом детей всей возрастной группы

Когда дети начинают выполнять свои задания, воспитателю следует обратить внимание прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требование аккуратного выполнения ее и т.д.

Он разъясняет детям, что вначале надо тщательно приготовить свое рабочее место. В практике работы нередко воспитатель сам заранее готовит все необходимое; Тем самым возможности для формирования у детей умения планировать, организовывать свою деятельность (или общую работу) остаются неиспользованными. Естественно, что элементам организации своей работы воспитатель учит детей постепенно, привлекая их вначале к помощи себе, а затем поручая самостоятельно готовить все необходимое (напоминая, контролируя и советуя в нужном случае).

Как игровой момент он может использовать и слова В. Маяковского из книги «Конь-огонь»: «Прежде чем работать сесть, осмотрели, все ли есть». Эту стихотворную фразу уместно произнести тогда, когда дети приступают к работе после предварительного обсуждения вопросов о распределении работы.

В процессе общего труда, когда все дети работают одновременно и каждый из них выполняет какое-либо отдельное дело, входящее в общее задание, нередко может возникать необходимость помочь друг другу, с тем чтобы одновременно закончить работу. Бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных умений, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоемкой, а четвертый отстал, потому что часто отвлекался. Воспитатель в таких случаях направляет свое внимание на то, чтобы дети закончили свою работу примерно в одно время: если у кого-либо оказалось работы больше, то добавляет число участников из тех детей, которые уже справились со своим заданием. Если ребенок слабо владеет умениями и потому работает медленнее, воспитатель организует помощь со стороны товарищей. Он объясняет и необходимость такого поступка: «Товарищу всегда надо помогать».

Часто дети, оказывая помощь сверстникам, фактически не помогают, а выполняют работу за них, поэтому педагогу важно научить детей помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением дела. Например, Оля медленно склеивает цепочку для елки. Сережа уже закончил свою работу и предлагает помочь ей. Оля отдает ему полоску бумаги, от которой она отрезала кусочки для колец, и он начинает выполнять работу за нее. Воспитатель, обращаясь к Сереже, говорит: «Сережа, это не помощь. Ты все за Олю делаешь сам, а она так и не научится склеивать цепочку. Ты ей лучше покажи: подержи лист бумаги, когда она будет отрезать полосочку, помоги склеить кольцо. Тогда ты поможешь Оле и научишь ее, она сама справится с работой».

Таким приемом воспитатель добивается того, чтобы дети понимали, как надо осуществлять помощь, какие действия помогают ребенку научиться делать аккуратно, справиться с работой быстрее.

Если несколько детей выполняют одинаковые задания, но кто-либо затрудняется, легко подсказать детям: «Ты покажи, как надо выполнять это задание, объясни, что надо сделать сначала, а что потом». Например, Таня, обращаясь к Алеше, говорит: «Ты смотри, как я делаю, и сам так же делай. Вот согни здесь, а теперь поверни». (Показывает на своей выкройке, как надо ее складывать.)

В тех случаях, когда причиной отставания некоторых детей является неравномерный объем работы (работа кого-либо из участников оказалась более трудоемкой, поэтому он не может закончить свое задание в общий срок), следует рекомендовать детям привлекать товарищей, чтобы совместно выполнить задание.

Некоторые дети, работая медленнее других, стремятся все-таки сами выполнить задание до конца, не желая принять помощь сверстников. В таких ситуациях воспитатель разъясняет всем детям, что торопить товарища не надо, лучше немного подождать, заняться в это время каким-либо другим делом. Не надо подгонять ребенка, предъявляя ему требование: «Нельзя задерживать товарищей». Если нет возможности ждать отстающего, надо обязательно объяснить ему, что все ждать его не могут, нет времени, чтобы он не обижался и не отказывался от помощи. Не исключено, что отставание отдельных детей вызывается их нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. Тут вступают в действие нормы морали. В подобных случаях совершенно неправомерно организовывать помощь отстающим. Такие задержки должны быть использованы для воспитания детей, формирования у них ответственности перед коллективом сверстников. Их ставят перед фактом: «Все закончили работу, а они не успели, всех подвели. Так поступать нельзя, это не по-товарищески». Неуспевающие дети сами убеждаются, как это плохо, что они не успели справиться с работой наравне со всеми, видят отрицательную реакцию со стороны товарищей, что небезразлично для детей старшего дошкольного возраста. В другой раз воспитатель уже в процессе работы напоминает детям, проявляющим недостаточно прилежное отношение к работe: «Помнишь, как в прошлый раз тебе было неудобно перед детьми, за то, что всех задержал. Постарайся сегодня успеть закончить наравне с другими, не отвлекайся». Воспитатель незаметно лишний раз напомнит и поможет ребенку закончить работу своевременно, уверяя его в том, что он обязательно успеет, если немного постарается. Такая опора для ребенка необходима, она помогает ему поверить в свои силы, не допускает появления неуверенности.

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Скажем, один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, и взаимозависимость. Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей. Так, Саша, нарезав нужное количество полосок для подклеивания книг, рассматривает те из них, которые уже отремонтированы детьми. Замечая недостатки, осуждает: «Разве такую книгу можно в руки взять?»и уходит, не проявив никакого беспокойства за работу своих товарищей.

Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.

В процессе совместной деятельности бывают в работе тормозы. Причиной этого может быть прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Так, второй ребенок уже вытер кубик, а первый еще не успел вымыть следующий. В работе второго участника произошла остановка. Он должен решить, как ему следует поступить в сложившейся ситуации, с тем чтобы наладить бесперебойный процесс деятельности.

Дети по-разному могут реагировать па вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять.
работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.

Однако не все дети понимают, что задержки в процессе труда некоторых участников вызываются разными причинами: недостаточными умениями, неправильной организацией работы, недостаточно прилежным отношением к делу. Предъявляя претензии к товарищам, не учитывая причин задержки, они могут быть несправедливыми, а претензии их необоснованными. Отсюда и способы воздействия на товарищей как средство, восстанавливающее процесс труда, могут быть различными: положительными взаимопомощь, совет, показ, убеждение, разъяснение и отрицательными ссоры, споры, обиды друг на друга. Если дети не будут знать правильных способов воздействия на то

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей в детском саду

Статья на тему: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2. ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы)

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы

труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)

Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам.

Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С. Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд. испр. доп.- М. 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М. Просвещение, 1998.
4. Интернет - ресурсы
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М. 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М. Издательский центр «Академия», 2002.
7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М. Педагогика, 1988.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М. Просвещение, 1987. - 96с.
9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.
10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М. Прогресс, 1985.
11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М. Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика - родителям).

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание в системе всестороннего воспитания детей. Труд как деятельность. Воспитание в процессе трудовой деятельности.

Своеобразие труда детей.

Разнообразные подходы к классификации задач трудового воспитания: группа задач, нацеленных на оказание помощи ребенку в овладении трудовой деятельностью; группа задач, направленных на развитие личности ребенка в труде.

Формирование предпосылок трудовой деятельности; практических умений и навыков. Организация деятельности планирования, контроля, целеполагания. Воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, самостоятельности и др. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание уважения к труду людей, результатам труда, труженику.

Виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда в разных возрастных группах.

Формы организации труда детей: поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд. Характеристика каждой формы организации труда. Своеобразие их использования в разных возрастных группах. Содержание работы детей.

Индивидуальный подход к детям при организации трудовой деятельности. Учет уровня развития трудовых навыков, интереса к определенному виду труда, совместимость с партнерами по труду. Методика руководства трудом детей в разных возрастных группах. Использование разнообразных методов воспитания в процессе руководства трудовой деятельностью.

Условия успешной организации труда: обеспечение систематического участия в труде каждого ребенка; обеспечение объема труда; учет нагрузки; обеспечение оборудованием; создание положительной эмоциональной атмосферы; учет индивидуальных интересов; соблюдение гигиенических

Средства трудового воспитания. Последовательность преподнесения детям знаний о труде: о процессе труда, об отношении к труду, о личных качествах труженика, об общественной значимости труда, его коллективном характере; художественные и аудиовизуальные средства. Взаимосвязь средств трудового воспитания.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам трудового воспитания детей.

Экономическое воспитание дошкольников. Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников на современном этапе. Сущность понятия «экономическое воспитание». Концепции экономического воспитания за рубежом. Характеристика программы Шатовой «Дошкольник и … экономика» («труд-продукт», «реклама», «деньги», «общественно-полезные навыки и привычки в быту»). Средства и методы ознакомления дошкольников с экономикой.

Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. Эстетическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Закономерности эстетического развития ребенка. Основные принципы эстетического воспитания.

Задачи эстетического воспитания. Направленность задач на формирование эстетического отношения детей к окружающему и формирование художественных умений в области разных искусств.

Условия и средства эстетического воспитания: эстетика быта, природа, искусство, праздники и развлечения, художественная деятельность, игры, обучение, труд. Сочетание различных средств в решении задач эстетического воспитания детей. Требования к отбору художественных произведений для детей.

Художественная деятельность. Характеристика художественной деятельности детей как реализация отношения ребенка к различным видам искусства.

Виды художественной деятельности детей. Возможность и необходимость воспитания у детей творческих способностей, поддержка желания участвовать в художественной деятельности разных видов.

Значение самостоятельной художественной деятельности детей для гармоничного развития личности. Роль художественной деятельности в развитии детского творчества. Своеобразие детского художественного творчества. Необходимость создания педагогических условий для развития детского творчества. Детская одаренность.

Методы эстетического воспитания, своеобразие их использования.

Подходы к классификации форм организации эстетического воспитания детей: по принципу управления деятельностью детей, по способу объединения детей, по видам деятельности.

Развлечения и праздники в дошкольном учреждении. Их роль в решении задач всестороннего развития личности. Виды развлечений и праздников. Их подготовка и проведение. Совместная деятельность детей и взрослых. Участие детей в оформительской деятельности. Использование продуктов творческой деятельности детей в оформлении дошкольных учреждений. Организация выставок, конкурсов, концертов. Кружковая и студийная работа.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей.

Художественное развитие дошкольников как результат эстетического воспитания. Развитие художественного творчества средствами эстетического воспитания. Этапы творческой деятельности. Условия развития детского творчества и особенности его проявления в разные возрастные периоды воспитания детей.

Среда развития ребенка в структуре государственного стандарта дошкольного образования (комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психологических условий). Концепция построения развивающей среды В.А. Петровского. Принципы построения развивающей среды: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, принцип стабильности-динамичности развивающей среда, принцип комплексирования н гибкого зонирования, принцип эмоциогенности среды, принцип сочетания привычных н неординарных элементов в эстетической организации среды, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных особенностей детей.

3.2. Основная литература по педагогике.

Закон РФ «Об образовании» (1992). - М.1996

Козлова, С. А. Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М. «Академия», 2011.

Коджаспирова, Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова - М. «Академия», 2000.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии ред. С. А. Смирнова М. «Академия», 2000

Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике/ ред. Э. К. Сусловой, Л. В. Поздняк. - М. «Академия», 2000

3.3.Вопросы промежуточной аттестации по педагогике.

Актуальность проблемы физического воспитания дошкольников на современном этапе. Содержание, задачи, условия и средства физического воспитания дошкольников.

Режим дня в ДОУ: значение, требования к режиму, особенности в дошкольном возрасте, роль взрослых в организации режимных процессов, примерные режимы.

Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (утренний прием, прогулка).

Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (прием пищи, укладывание на сон).

Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (II половина дня). Схема конспекта организации режимных процессов.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте: условия и приемы формирования КГН, перечень культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Своеобразие умственного воспитания и умственного развития в современной образовательной системе. Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Необходимость умственного воспитания дошкольников. Связь умственного воспитания с другими сторонами формирования личности ребенка.

Характеристика задач умственного воспитания дошкольников: Формирование системы элементарных знаний об окружающем, развитие мыслительной деятельности детей, становление речи.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания дошкольников.

Воспитание познавательной активности. Любознательность и познавательные интересы. Вопросы детей как показатель их умственной активности, познавательных интересов. Характеристика и содержание детских вопросов. Требования к ответам.

Средства умственного воспитания. Сотрудничество ДОУ с родителями как условие умственного воспитания дошкольников.

Обучение. Компоненты процесса обучения. Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте. Уровни учебной деятельности.

Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование.

Модели и типы обучения.

Классификации методов и приемов обучения. Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе.

Характеристика наглядных методов и приемов обучения. Технология использования.

Характеристика словесных методов и приемов обучения. Технология использования.

Характеристика практических методов и приемов обучения. Технология использования.

Характеристика игровых методов и приемов обучения. Технология использования.

Характеристика форм организации обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Занятие как форма обучения детей дошкольного возраста. Сходство и различие форм обучения в дошкольном учреждении и школе. Типы занятий. Виды занятий. Требования к организации. Структура занятий. Содержание занятий и других форм организации обучения. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.

Экскурсия как особая форма обучения; организация и методика проведения. Подготовка педагога и детей.

Основы теории нравственного воспитания детей. Понятия «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности.

Факторы социализации и особенности их влияния в дошкольном возрасте.

Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. Подходы к определению задач нравственного воспитания. Механизм нравственного воспитания.

Характеристика условий и средств нравственного воспитания детей.

Понятие метода нравственного воспитания. Соотношение понятий «метод», «прием», «средство» нравственного воспитания. От чего зависит выбор метода нравственного воспитания. Разнообразные подходы к классификации методов нравственного воспитания.

Характеристика методов формирования сознания личности.

Характеристика методов организации деятельности, общения, опыта поведения.

Характеристика методов стимулирования и мотивации опыта деятельности и поведения.

Воспитание гуманности. Содержание гуманизма. Методика работы по воспитанию гуманизма в раннем и дошкольном возрасте.

Воспитание культуры поведения. Сущность понятий «этикет», «культура поведения дошкольников». Воспитание культуры деятельности, воспитание культуры общения, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Методы обучения этикету. Связь ДОУ с семьей по воспитанию культуры поведения. Методика работы по воспитанию культуры поведения.

Формирование начал коллективизма. Своеобразие понятия «детский коллектив». Роль общества сверстников в социализации ребенка. Педагогические условия формирования коллектива.

Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте. Отзывчивость и взаимопомощь. Общественное мнение. Сопоставление понятий «личность» и «коллектив».

Пути, методы и средства воспитания начал патриотизма и гражданственности в дошкольном возрасте.

Формирование планетарного сознания у детей дошкольного возраста. Воспитание у детей этики межнационального общения.

Современная концепция трудового воспитания. Труд как деятельность. Своеобразие труда детей. Разнообразные подходы к классификации задач трудового воспитания.

Виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда в разных возрастных группах.

Формы организации труда детей: поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд. Характеристика каждой формы организации труда. Своеобразие их использования в разных возрастных группах. Содержание работы детей.

Условия и средства трудового воспитания. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам трудового воспитания детей.

Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников на современном этапе. Сущность понятия «экономическое воспитание». Концепции экономического воспитания за рубежом.

Характеристика программы Шатовой «Дошкольник и … экономика». Средства и методы ознакомления дошкольников с экономикой.

Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. Эстетическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Задачи и принципы эстетического воспитания.

Условия и средства эстетического воспитания. Сочетание различных средств в решении задач эстетического воспитания детей.

Методы эстетического воспитания, своеобразие их использования. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей.

Характеристика форм организации эстетического воспитания детей.

Художественное творчество дошкольников: сущность, условия развития, этапы развития детского творчества.

Среда развития ребенка и основные требования к ней.

Концепция построения развивающей среды В.А. Петровского. Характеристика принципов построения развивающей среды.

3.4. Билеты по педагогике.

Актуальность проблемы физического воспитания дошкольников на современном этапе. Содержание, задачи, условия и средства физического воспитания дошкольников.

Концепция построения развивающей среды В.А. Петровского. Характеристика принципов построения развивающей среды.

Режим дня в ДОУ: значение, требования к режиму, особенности в дошкольном возрасте, роль взрослых в организации режимных процессов, примерные режимы.

Среда развития ребенка и основные требования к ней.

Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (утренний прием, прогулка).

Художественное творчество дошкольников: сущность, условия развития, этапы развития детского творчества.

Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (прием пищи, укладывание на сон).

Характеристика форм организации эстетического воспитания детей.

Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (II половина дня). Схема конспекта организации режимных процессов.

Характеристика методов формирования сознания личности.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте: условия и приемы формирования КГН, перечень культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Понятие метода нравственного воспитания. Соотношение понятий «метод», «прием», «средство» нравственного воспитания. От чего зависит выбор метода нравственного воспитания. Разнообразные подходы к классификации методов нравственного воспитания.

Своеобразие умственного воспитания и умственного развития в современной образовательной системе. Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Необходимость умственного воспитания дошкольников. Связь умственного воспитания с другими сторонами формирования личности ребенка.

Характеристика программы Шатовой «Дошкольник и … экономика». Средства и методы ознакомления дошкольников с экономикой.

Характеристика задач умственного воспитания дошкольников: Формирование системы элементарных знаний об окружающем, развитие мыслительной деятельности детей, становление речи.

Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников на современном этапе. Сущность понятия «экономическое воспитание». Концепции экономического воспитания за рубежом.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания дошкольников.

Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. Эстетическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Задачи и принципы эстетического воспитания.

Воспитание познавательной активности. Любознательность и познавательные интересы. Вопросы детей как показатель их умственной активности, познавательных интересов. Характеристика и содержание детских вопросов. Требования к ответам.

Условия и средства трудового воспитания. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам трудового воспитания детей.

Средства умственного воспитания. Сотрудничество ДОУ с родителями как условие умственного воспитания дошкольников.

Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. Подходы к определению задач нравственного воспитания. Механизм нравственного воспитания.

Обучение. Компоненты процесса обучения. Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте. Уровни учебной деятельности.

Виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда в разных возрастных группах.

Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование.

Современная концепция трудового воспитания. Труд как деятельность. Своеобразие труда детей. Разнообразные подходы к классификации задач трудового воспитания.

Модели и типы обучения.

Формирование планетарного сознания у детей дошкольного возраста. Воспитание у детей этики межнационального общения.

Классификации методов и приемов обучения. Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе.

Пути, методы и средства воспитания начал патриотизма и гражданственности в дошкольном возрасте.

Характеристика наглядных методов и приемов обучения. Технология использования.

Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте. Отзывчивость и взаимопомощь. Общественное мнение. Сопоставление понятий «личность» и «коллектив».

Характеристика словесных методов и приемов обучения. Технология использования.

Формирование начал коллективизма. Своеобразие понятия «детский коллектив». Роль общества сверстников в социализации ребенка. Педагогические условия формирования коллектива.

Характеристика практических методов и приемов обучения. Технология использования.

Методы обучения этикету. Связь ДОУ с семьей по воспитанию культуры поведения. Методика работы по воспитанию культуры поведения.

Характеристика игровых методов и приемов обучения. Технология использования.

Воспитание культуры поведения. Сущность понятий «этикет», «культура поведения дошкольников». Воспитание культуры деятельности, воспитание культуры общения, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Характеристика форм организации обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Воспитание гуманности. Содержание гуманизма. Методика работы по воспитанию гуманизма в раннем и дошкольном возрасте.

Занятие как форма обучения детей дошкольного возраста. Сходство и различие форм обучения в дошкольном учреждении и школе. Типы занятий. Виды занятий. Требования к организации. Структура занятий. Содержание занятий и других форм организации обучения. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.

Характеристика методов стимулирования и мотивации опыта деятельности и поведения.

Экскурсия как особая форма обучения; организация и методика проведения. Подготовка педагога и детей.

Характеристика методов организации деятельности, общения, опыта поведения.

Основы теории нравственного воспитания детей. Понятия «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности.

Условия и средства эстетического воспитания. Сочетание различных средств в решении задач эстетического воспитания детей.

Факторы социализации и особенности их влияния в дошкольном возрасте.

Формы организации труда детей: поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд. Характеристика каждой формы организации труда. Своеобразие их использования в разных возрастных группах. Содержание работы детей.

Характеристика условий и средств нравственного воспитания детей.

Методы эстетического воспитания, своеобразие их использования. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей.

3.5. Критерии оценки.

Степень овладения теоретическими основами учебного курса, предусмотренного учебной программой.

Наличие обобщенности и логики в изложении содержания конкретного вопроса, обоснованность суждений.

Заинтересованность, высказывание своих позиций, предложений.

Степень владения понятийным аппаратом, адекватное и грамотное использование в речи терминологии.

Умение использовать опыт педагогической практики в обосновании теоретических вопросов, мобилизация личного опыта общения с детьми.

Наличие интеграции в изложении материала, реализация межпредметных связей при ответе.

Речевая культура, логичность, последовательность изложения материала, завершенность ответа.

Умение ответить на дополнительные вопросы.

Похожие работы:

@ ……………………………. ……………………. …. …………….57 Кафедра коррекционной педагогики. специальной психологии и здоровьеформирующего образования. программ. формирования нормативно-правовой базы и технологий итоговой и промежуточнойаттестациипо ОПОП специальностей.

Учебной дисциплины История русской литературной критики конца XIX начала ХХ века Для специальности «Филология»

начала ХХ века Для специальности «Филология» (специализация «. литературой, логикой, психологией и педагогикой. Результаты обучения используются при. промежуточнойаттестациипо итогам освоения дисциплины: Контрольная работа предусмотрена учебной программой.

Программа педагогической практики (ряш) для очного и очно-заочного отделений Направление подготовки 032700 Филология

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (РЯШ). 4-х недель. Студентами прослушаны специальные курсы: «Психология и педагогика». «Методика преподавания русского. единицы, 144 часа. 8. Формы промежуточнойаттестации (по итогам практики) Форма итогового контроля.

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология»

текущего контроля успеваемости, промежуточныеаттестациипо итогам освоения дисциплины. проблема ее понимания Москва Педагогика 1982 5. Дымарский. коммуникативного минимума для чтения поспециальности (1 курс, естественно. 1985 15. Программапо русскому языку.

. СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора.

возможность обучения на дому поспециальнымпрограмма с применением индивидуального подхода. Результаты научных исследований попедагогике и психологии для. выборе формы экзамена, проведена промежуточнаяаттестацияпо татарскому языку. Экзамен проводился.