Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по предотвращению проникновения на опо посторонних лиц img-1

инструкция по предотвращению проникновения на опо посторонних лиц

Рейтинг: 5.0/5.0 (1917 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Безопасность на ОПО

Безопасность на ОПО

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Другие статьи

Ростехнадзор, итоги 2013 г - выполнение поднадзорными организациями мероприятий по антитеррористической устойчивости объектов

Ростехнадзор, итоги 2013 г - выполнение поднадзорными организациями мероприятий по антитеррористической устойчивости объектов

Итоги деятельности Центрального управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.1999 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму», Управление в отчетном периоде продолжило работу по контролю выполнения мероприятий по обеспечению защищенности опасных производственных объектов поднадзорных предприятий от возможных террористических актов.

Проверка выполнения указанных мероприятий осуществляется при проведении обследований организаций и предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

В ходе проведения проверок инспекторами Управления, в том числе, проверялось выполнение «Общих требований по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.03.2010 № 186.

За 2013 год инцидентов, связанных с попытками совершения террористических актов на поднадзорных предприятиях, не зарегистрировано.

Большинство проверок показало, что мероприятия по обеспечению физической защиты опасных производственных объектов от террористических актов, в том числе, ревизия и оснащение систем охраны на предприятиях, в целом, выполняются.

На поднадзорных предприятиях уточнены приказы о назначении ответственных по защите опасных производственных объектов от возможных террористических актов, разработаны мероприятия, направленные на предотвращение террористических актов: уточнены графики, периодичность и маршруты обхода территорий предприятий. Проводятся работы по осмотру состояния ограждений территории в период снеготаяния, составлены планы ремонтных работ поврежденных ограждений.

На предприятиях (в диспетчерских, дежурных службах и т.д.) имеются в наличии соответствующие инструкции, разработанные органами ФСБ и МВД, о порядке действий при угрозе по телефону.

Особое внимание уделяется предприятиям энергетики и социальной сферы (котельные, системы газоснабжения и др.), а также опасным производственным объектам, при эксплуатации которых могут произойти аварии техногенного характера.

На крупных промышленных предприятиях и предприятиях энергетики разработаны планы и графики проведения учебно-тренировочных занятий с персоналом по локализации и ликвидации последствий возможных аварий, а также графики проверки опасных производственных объектов в вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни, опасные производственные объекты оснащены системами видеонаблюдения.

Наряду с этим, в целях повышения защищенности объекта, на предприятиях внедряются и действуют инженерно-технические средства охраны (ИТСО): системы периметральной сигнализации, системы телевизионного наблюдения с выводом сигнала в дежурные помещения охраны и системы контроля управлением доступа (СКУД). Периметры территорий предприятий выполняются из железобетонных и металлических конструкций с установленной спиралью «Егоза».

Общая оценка состояния защищенности опасных производственных объектов от возможных террористических проявлений – удовлетворительная.

Фактором, снижающим уровень защищенности опасных производственных объектов, является частая смена формы собственности, банкротства, сокращения персонала подконтрольных предприятий и их руководителей.

По результатам проведенных в 2013 году контрольных (надзорных) мероприятий отмечаем следующие основные недостатки эксплуатации оборудования, являющихся предпосылками потенциальной опасности:

- недостаточная ширина просек воздушных линий электропередачи. Лесной массив Московской области относится к лесам 1 группы, по которому проходит свыше 9800 км ВЛ 6-220 кВ. Высота основного лесного массива в Московской области превышает 25 метров, что при существующей ширине просек приводит к отключению и повреждению линий электропередачи при падении деревьев при возникновении в Московском регионе кризисных техногенных ситуаций природного характера (гололеда, шквалистых ветров, лесных пожаров). Проверкой, проведенной в отношении филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Московское ПМЭС зафиксировано не приведение в соответствие ширины просек более 2000га или более 60 ЛЭП 220-750кВ;

- низкая динамика выполнения мероприятий по опережающему обновлению основных производственных фондов путем технического перевооружения, реконструкции и модернизации оборудования.

Согласно результатам последних проверок крупных электросетевых предприятий региона, процент износа основных фондов за последние 3 года уменьшился на 2-3%, но на отчетный период составляет 54-59% (трансформаторы, коммутационные аппараты, линии электропередачи). Немногим ниже средний процент износа электрических сетей муниципальных образований Московской области (около 52%), а также оборудования электрических станций региона (51%).

В результате проверок выявлены следующие нарушения, имеющие отношение к антитеррористической устойчивости, устранение которых направлено прежде всего на уменьшение риска возникновения аварий и скорейшей локализации их последствий при эксплуатации электроустановок, а также на исключение доступа посторонних лиц на территорию энергообъекта. К примеру:

Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» Московское ПМЭС»:

- не обеспечена согласно установленным требованиям освещенность кабельного тоннеля на ПС №504 «Ногинск»;

- не проведено в установленные сроки опробование устройства резервирования отказа выключателя шин 110кВ 2 сек. на ПС №504 «Ногинск»;

- не проведен в установленные сроки профилактический контроль устройств МТЗ и земляной сигнализации ф.6кВ №31 на ПС №504 «Ногинск»;

- неисправен АВР собственных нужд переменного тока ПС-450 «Пески» с понижением требуемой категории надежности схемы электроснабжения РЗА и СДТУ;

- неисправны лампы контроля цепи постоянного тока на панелях №17, 19 ПС-450 «Пески»;

- имеется возможность ручного деблокирования электромагнитной блокировки ШР ВЛ-220кВ «Радищево-Луч» на ПС-220кВ «Луч»;

- не проведена в апреле 2013г. в соответствии с утвержденным «Графиком эксплуатационных работ, выполняемых оперативным персоналом ПС-220кВ «Кедрово», проверка работоспособности пожарного гидранта №1 на ПС-220кВ «Кедрово»;

- в «Местной инструкции по предотвращению развития и ликвидации технологических нарушений ПС-220кВ «Луч», в разделе «Действия дежурного персонала при авариях в схемах собственных нужд» отсутствуют указания о порядке действий при необходимости включения дизельного генератора, подключенного к шинам 0,4кВ СН;

- не обработаны негорючими антикоррозионными покрытиями кабельные линии, проложенные в кабельном подвале ЗРУ-6кВ ПС №183 «Дальняя» 4;

- нарушена периодичность проведения технического обслуживания устройства АПВ ОМВ-2 220 кВ на ПС № 485 «Радуга»;

- нарушена периодичность проведения технического обслуживания устройства РЗА - земляной защиты ВЛ-110 кВ Заря-Смолино АТ-1 ПС № 720 «Заря»;

- отсутствуют сведения о ежемесячном осмотре оросителей системы автоматического пожаротушения АТ-1 и АТ- 2 ПС № 720 «Заря»;

- не выполнена проверка электрической прочности подвесных фарфоровых изоляторов ОРУ-110 кВ 48 гирлянд по 17 шт. ОРУ 220 кВ 40 гирлянд по 19 шт. на ПС №590 «Федино»;

- не работоспособны в ГРЩ 220 кВ ПС «Пахра» лампы аварийного освещения;

- отсутствуют сигнальные знаки на опорах №24, №25 ВЛ-220кВ «Голутвин – Осетр» в месте пересечения с судоходной рекой Ока, согласованные с бассейновым управлением водного пути;

- отсутствует устройство светоограждения в месте высотных препятствий на опоре №25 марки ПС-58 высотой 58м ВЛ-220кВ «Голутвин – Осетр» в месте пересечения с судоходной рекой Ока;

- не содержится в пожаробезопасном состоянии просека, не убраны порубочные остатки в пролетах опор №281, 282,283 ВЛ-220кВ «Пески-Федино».

ОАО «Московская объединенная электросетевая компания»:

- не проведены периодические измерения напряжения прикосновения на ПС №62, ПС №16, пс №456;

- на ПС №456 «Маслово» отсутствует ограждение ОРУ-110 Кв;

- территория ОРУ-35 кВ ПС №298 Третьяково не обеспечена в полном объеме электрическим освещением;

- дверцы ячеек и щитов РУ-10кВ ЦРП-6, ЦРП-3, ЗТП-63 не заперты на замки;

- не доукомплектована замками для запирания приводов МВ в соответствии с утверждённым перечнем ПС-357 «Елохово» и ПС-385 «Ефремово»;

- запасная дверь ЗРУ-6 кВ ПС-567 «Полиграф» не оборудована самозапирающимся замком, открываемым без ключа со стороны РУ, дверь открывается внутрь;

- не работоспособна блокировка приводов ЛР и ШР РУ-10кВ ЦРП-3.

При осуществлении надзорной деятельности в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов электроэнергетики Управления сталкивается с такими серьезнейшими проблемами, как:

- недостаточность существующей нормативно-правовой и методической базы для повышения безопасности и антитеррористической защищенности объектов электроэнергетики на этапах проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации;

- не систематизированы обязательные требования к объектам электроэнергетики по повышению безопасности и антитеррористической защищенности, определяющие необходимый состав и характеристики инженерно-технических систем (средств) обеспечения безопасности.

В связи с нерешенностью перечисленных проблем дать полную и объективную оценку террористической уязвимости поднадзорных объектов электроэнергетики не представляется возможным, так как квалифицированную оценку достаточности и работоспособности технических устройств для защищенности опасных производственных объектов могут дать представители силовых структур ФСБ и МВД. Оценка работы охранных предприятий также входит в компетенцию этих структур.

Общая протяженность поднадзорных Управлению систем магистральных трубопроводов составляет – 22909,1 км на территории 18 субъектов Российской Федерации, в том числе в г. Москве.

По назначению магистральные трубопроводы распределяются:

- магистральные газопроводы - 21539,7 км;

- магистральные нефтепродуктопроводы - 1369,4 км.

В состав поднадзорных объектов магистрального трубопроводного транспорта входят следующие станционные (площадочные) объекты:

- 4 резервуарных парка для нефтепродуктов объемом хранения - 382,2 тыс. куб. м;

- 1 технологический комплекс наливных станций для нефтепродуктов;

- 5 технологических комплекса магистральных насосных станций нефтепродуктопроводов;

- 24 технологических комплексов магистральных газокомпрессорных станций с 278 газоперекачивающими агрегатами;

- 749 технологических комплексов газораспределительных станций;

- 48 автомобильных газонаполнительных станций;

- 4 технологических комплекса подземного хранения природного газа;

- 3285 крановые площадки с 17454 единицами запорной арматурой;

- 148 узлов запуска- приема внутритрубных средств.

- все предприятия имеют паспорта антитеррористической защищенности и комплект типовых документов по антитеррористической защищенности;

- все 24 газокомпрессорные станции и четыре подземных хранилища газа оборудованы системами охранного телевидения и периметральной охранной сигнализацией, а также противотаранными устройствами на въездных и выездных воротах;

- все компрессорные станции оборудованы кнопкой тревожной сигнализации с выводом сигнала на пульт оперативного дежурного при ОВД районов по месту дислокации станций;

- 80% ГРС оснащены ограждениями типа «Кобра» или «Егоза»;

- 35% ГРС оснащены периметральной охранной сигнализацией;

- все контрольные пункты телемеханики, крановые узлы имеют ограждения из сетки рабицы, оснащены устройством «Егоза», закрываются на замки, имеют технологическую сигнализацию с выводом на диспетчера эксплуатирующей организации.

На предприятиях ОАО «Газпром», эксплуатирующих объекты магистрального трубопроводного транспорта, один раз в 6 месяцев проводятся совместные антитеррористические учения с ГУВД по Московской области и УВД по субъектам Российской Федерации. Главным управлением МЧС России по г. Москве, Управлением ФСБ России по г. Москве и Московской области по отработке действий руководства и персонала.

Проводится ежегодное обучение сотрудников занимающих должности руководящего состава филиалов и службы безопасности ЗАО «Трансгазохрана» ОАО «Газпром».

В тоже время, необходимо организовать дополнительное обучение сотрудников, занимающих руководящие должности на объектах Единой системы газоснабжения и газотранспортной системы, по вопросам антитеррористической защищенности объектов в специализированных обучающих центрах с разработкой программ и билетов по данному вопросу.

На поднадзорных предприятиях имеются планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) и планы ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов (ПЛАРН), в которых предусмотрены:

- порядок эвакуации персонала и действий руководителя объекта при
возникновении угрозы совершения диверсионно-террористических актов;
- расчет сил и средств, необходимых для минимизации и ликвидации последствий террористического акта.

Имеются планы взаимодействия при проведении контртеррористических мероприятий в районах, по которым проходят магистральные газопроводы, организовано незамедлительное информирование территориальных подразделений УВД и МЧС о фактах нарушения общественного порядка вблизи объектов для принятия своевременных и эффективных мер реагирования по их пресечению.

В целом антитеррористическая защищённость объектов магистрального трубопроводного транспорта находится на удовлетворительном уровне.

В тоже время, не построены вдоль трассовые проезды на участках магистральных газопроводов «Ногинск-Воскресенск», «Касимов-Воскресенск», «Грязовец-КГМО», «Серпухов-Ленинград», «Белоусово-Ленинград», «Тула-Торжок» и других, проходящих по территории Московской области, персонал линейных обходчиков в соответствии с существующими нормами укомплектован, но норма в 100 км на одного обходчика очень высока – физически не осуществима, что сказывается на качестве работы.

Имеются нарушения зон минимальных расстояний магистральных газопроводов на территории Подольского, Щелковского и Наро-Фоминского районов Московской области. Зачастую в этих зонах выделяются земельные участки Администрациями муниципальных образований для ведения различного вида хозяйственной деятельности без обременений, связанных с эксплуатацией существующих сетей газораспределения.

По имеющимся фактам нарушений зон минимальных расстояний магистральных газопроводов Управлением направлялись письма в Администрации муниципальных образований, данные споры рассматриваются в судебном порядке между двумя хозяйствующими субъектами (эксплуатирующая организация и застройщик).

Для совершенствования антитеррористической защищённости объектов магистрального трубопроводного, входящих в единую систему ТЭК необходимо обеспечить обязательную страховую ответственность за причинение вреда третьим лицам в случае террористического акта на ОПО.

На подконтрольных организациях, эксплуатирующих сети газораспределения и сети газопотребления, обеспечивается антитеррористическая устойчивость эксплуатируемых взрывопожароопасных производственных объектов, соответствующая уровню возможных и ожидаемых угроз террористической направленности. За отчетный период инцидентов, связанных с попытками совершения террористических актов на сети газораспределения и сети газопотребления поднадзорных организаций, не зарегистрировано.

В связи с усилившимися угрозами терактов руководством ГУП МО «Мособлгаз» даны указания об усилении охраны объектов газоснабжения на местах, а также:

- разработаны и утверждены директорами филиалов паспорта антитеррористической защищенности, противодиверсионные паспорта опасного производственного объекта, планы мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на газовых сетях в условиях угрозы совершения террористических актов, планы основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов и служб;

- 89 % зданий ГГРП и ГРП оборудованы телеметрией «Аксон» с выводом на компьютеры АДУ районных эксплуатационных служб, на всех отключающих устройствах имеются замки. Оборудование системами пожарно-охранной сигнализации и видеонаблюдения на 93%, к концу 2013 года планируется 100% оснащение.

На проверенных за 2013 год предприятиях:

- изданы приказы «о защите потенциально опасных производств от возможных террористических актов», разработаны соответствующие мероприятия (ГБУЗ МО «Санаторий Пушкино», ЗАО «Санаторий Зеленый городок», ЗАО «Тепло РКК «Энергия», ЗАО «ИТ Энергосбыт», ЗАО «РИМЕКС», ООО «Управляющая компания ЗЛКЗ», ФГБОУ ВПО МГУЛ, МУП «КСХ», ООО «АШАН», ООО «ТЭК», ОАО «ЗМУ», ИП «Бешенцев А.С.», ООО «Пушкинская ГРС», ОАО «К.С.М.», ООО «РостАгроКомплекс», ООО «Деловой партнер», ООО «Драйв», ООО «Энергоресурс», ТСЖ «Московский-27», ООО «Мособлбыт-Сергиев Посад», ООО «Профсервис-С», и др.).

- разработаны паспорта антитеррористической защищённости, согласованные с Управлением региональной безопасности Администраций городских округов, с территориальным Управлением МЧС, ФСБ (ГБУЗ МО «Санаторий Пушкино», ЗАО «Санаторий Зеленый городок», ЗАО «Тепло РКК «Энергия», ЗАО «ИТ Энергосбыт», ЗАО «РИМЕКС», ООО «Управляющая компания ЗЛКЗ», ФГБОУ ВПО МГУЛ, ООО «АШАН», ООО «Пушкинская ГРС», ОАО «К.С.М.», ООО «Деловой партнер», ООО «Энергоресурс», ООО «Мособлбыт-Сергиев Посад», ООО «Профсервис-С», и др.);

- заключены договора на охрану территории со специализированными охранными организациями или созданы собственные службы охраны (ГБУЗ МО «Санаторий Пушкино», ЗАО «Санаторий Зеленый городок», ЗАО «Тепло РКК «Энергия», ЗАО «ИТ Энергосбыт», ЗАО «РИМЕКС», ООО «Управляющая компания ЗЛКЗ», ФГБОУ ВПО МГУЛ, ООО «АШАН, ОАО «ЗМУ», ИП «Бешенцев А.С.», ООО «Пушкинская ГРС», ОАО «К.С.М.», ООО «РостАгроКомплекс», ООО «Деловой партнер», ООО «Драйв», ТСЖ «Московский-27», ООО «УНК», ООО «Мособлбыт-Сергиев Посад», ООО «Профсервис-С», и др.);

- осуществляется контроль за территорией сотрудниками охраны и с помощью систем видео наблюдения (ГБУЗ МО «Санаторий Пушкино», ЗАО «Тепло РКК «Энергия», ЗАО «ИТ Энергосбыт», ЗАО «РИМЕКС», ФГБОУ ВПО МГУЛ, МУП «КСХ», ООО «АШАН», ИП «Бешенцев А.С.», ООО «Пушкинская ГРС», ОАО «К.С.М.», ООО «РостАгроКомплекс», ООО «Деловой партнер», ООО «Драйв», ТСЖ «Московский-27», ООО «Мособлбыт-Сергиев Посад», ООО «Профсервис-С», и др.);

Вместе с тем, ссылаясь на свою неосведомленность, руководители некоторых организаций (ООО «Терма Плюс», ООО «Агрофирма Пирогово», МУП «КСХ» и др.) не в полной мере выполняют «Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.03.2010 № 186 и протокол заседания Антитеррористической комиссии Московской области от 23.06.2010, на что им были сделаны соответствующие указания. В связи со спецификой деятельности ООО «ОСВ-ОЙЛ», ЗАО «МНК-Газозаправка» не принимаются максимально возможные меры по предотвращению возможных терактов на АГЗС.

Вместе с тем, ссылаясь на свою неосведомленность, руководители некоторых организаций (ООО «Терма Плюс», ООО «Агрофирма Пирогово», МУП «КСХ» и др.) не в полной мере выполняют «Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.03.2010 № 186 и протокол заседания Антитеррористической комиссии Московской области от 23.06.2010, на что им были сделаны соответствующие указания. В связи со спецификой деятельности ООО «ОСВ-ОЙЛ», ЗАО «МНК-Газозаправка» не принимаются максимально возможные меры по предотвращению возможных терактов на АГЗС.

Организациями, эксплуатирующими взрывопожароопасные производственные объекты, принимаются меры по предотвращению проникновения на опасные производственные объекты посторонних лиц.

С целью предотвращения проникновения на опасные производственные объекты посторонних лиц установлены ограждения по периметру территорий организаций, имеются контрольно-пропускные пункты, ведётся видеонаблюдение, котельные теплоснабжающих организаций оснащены кнопками тревожной сигнализации, выведенными на пульты охраны отделов вневедомственной охраны при УВД муниципальных районов и городских поселений, установлены системы охранно-пожарной сигнализации, пропускной и внутриобъектовый режимы в организациях обеспечиваются силами ведомственной охраны организаций, силами сотрудников полиции, а также ЧОП.

Организациями составлены, утверждены и согласованы с силовыми структурами паспорта антитеррористической защищенности, разработаны мероприятия, изданы приказы, определяющие порядок действий сотрудников в случае угроз совершения террористических актов. Аварийно-диспетчерские службы и аварийно-диспетчерских участки, котельные и цеха поднадзорных организаций укомплектованы инструкциями о порядке действий при угрозе террористических актов. Разработаны планы локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций, планы взаимодействия служб различных ведомств. С обслуживающим персоналом, занятым эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов, проводятся противоаварийные и противопожарные тренировочные занятия, инструктажи по усилению бдительности по предотвращению террористических актов.

За 2013 год из крупных предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты на территории Костромской области, проверялись МУП «Коммунсервис» костромского района Костромской области, МУП «Газовые котельные», ООО «Стромнефтемаш», ЗАО «Шувалово».

Опасные производственные объекты и обеспечение промышленной безопасности - Студопедия

Опасные производственные объекты и обеспечение промышленной безопасности

Современное производство, к сожалению, не может пока полностью избежать крупных производственных аварий. Для борьбы с ними необходимо соблюдение ряда специальных обязательных правил. В 1993 году Международная организация труда разработала «Конвенцию по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 174) и «Рекомендации по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 181).
В нашей стране предупреждение крупных промышленных аварий называется «промышленной безопасностью», а обязательность ведения такой работы регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 2 этого закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в определенных количествах, среди них воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества и т.п.
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мега-паскаля или при температуре нагрева воды более 115°С ;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Заметим, что в образовательных учреждениях, не связанных с промышленным производством, наиболее распространены такие опасные производственные объекты как грузоподъемные механизмы, лифты, работающее под давлением оборудование.

Целью промышленной безопасности является предотвращение «аварий» и «инцидентов». Новое понятие инцидент означает отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение требований безопасности.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Положения закона распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Иные нормативные правовые акты, упоминаемые в законе о промышленной безопасности – это, прежде всего, акты, изданные в целях правового, организационного, экономического и иного обеспечения реализации это закона.

Законом № 116-ФЗ устанавливаются обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также соответствующие обязанности их работников, занятых на опасном производственном объекте.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • соблюдать положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
  • иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, или его территориального органа;
  • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
  • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  • разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
  • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
  • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  • участвовать в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
  • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
  • представлять в федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны:

  • соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
  • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обязан принимать все допустимые законом меры по поддержанию фактического соответствия штата работников штатному расписанию, утвержденному с учетом требований промышленной безопасности.

Квалификационные требования к работникам организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, устанавливаются должностными инструкциями и тарифно-квалификационными справочниками. Специальные требования к отдельным категориям работников определяются правилами безопасности или правилами безопасной эксплуатации для каждой отрасли надзора или специальными положениями Ростехнадзора. К работникам объектов повышенной опасности предъявляются повышенные требования в части отсутствия психических противопоказаний.

В каждой организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, должны разрабатываться и утверждаться руководителем организации планы локализации аварий и ликвидации последствий аварий. Работники организации обязаны обучаться действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Этот вид обучения может проходить одновременно с подготовкой и аттестацией по промышленной безопасности.

Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности – один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах.

Целью производственного контроля является предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.
Основными задачами производственного контроля являются:

а) обеспечение промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также нормативно-техническими документами;
д) координация работ, направленных на предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации инцидентов и аварий и ликвидации их последствий;
е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и проверкой контрольных средств измерений;
ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Ответственность руководителя и работников эксплуатирующей организации, на которых возложены обязанности по организации и осуществлению производственного контроля, определяется законодательством Российской Федерации.

На службу производственного контроля, в частности, возлагаются:

  • обеспечение учета и анализа технических и организационных причин этих происшествий;
  • контроль за реализацией мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
  • проведение расследований, обеспечение учета и анализа причин инцидентов на опасных производственных объектах;
  • оценка эффективности осуществляемых в эксплуатирующей организации мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Служба производственного контроля комплектуется квалифицированными специалистами, как правило, по профилю опасных производственных объектов, эксплуатируемых в организации, – технологи, механики, электрики, метрологи и т.д.

В целях принятия согласованных решений по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на основании результатов производственного контроля в эксплуатирующих организациях с численностью работников, занятых на опасных производственных объектах, более 150 человек рекомендуется создавать комиссии производственного контроля (КПК).

Все элементы и аспекты обеспечения промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны быть предметом постоянных и регулярных проверок, выполняемых службой производственного контроля.

Проверки соблюдения требований промышленной безопасности надлежит планировать и осуществлять так, чтобы обеспечивался эффективный контроль за деятельностью всех структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации, деятельность которых связана с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объемы и периодичность проверок планируются с учетом важности проверяемой деятельности для обеспечения промышленной безопасности.

Каждая проверка должна начинаться с разработки плана ее проведения.

План проведения проверки соблюдения требований промышленной безопасности должен включать:

  • перечень видов и областей деятельности, подлежащих проверке;
  • указание лиц, ответственных за проведение проверки с учетом их квалификации и опыта;
  • указание причин проведения проверки (например, организационные изменения, выявленные случаи отступлений от требований промышленной безопасности, текущие проверки и надзор, имевшие место аварии и несчастные случаи и пр.);
  • описание процедуры представления выводов, заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Результаты проведенной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, заключения и рекомендации службы производственного контроля должны представляться в виде отчета на рассмотрение руководству эксплуатирующей организации.
Руководство эксплуатирующей организации должно обеспечивать независимое проведение анализа результатов производственного контроля и объективную оценку соблюдения требований промышленной безопасности. Такой анализ и оценка могут проводиться лицами из числа руководителей эксплуатирующей организации или компетентными независимыми специалистами (экспертами), назначенными решением руководства эксплуатирующей организации.

В целях разработки мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны применяться процедуры идентификации, регистрации и определения причин отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

В структурных подразделениях (службах) эксплуатирующей организации рекомендуется определить лиц, ответственных за проведение анализа и устранение отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

Описание отступлений от требований промышленной безопасности и выполненных мероприятий по его устранению должно быть зарегистрировано службой производственного контроля для обозначения фактического состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Устраненные отступления от требований промышленной безопасности должны подвергаться повторному контролю в соответствии с планом проведения проверок службы производственного контроля.

Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, а также по их предупреждению, должны быть адекватны степени риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве.

Служба производственного контроля должна осуществлять процедуры идентификации, сбора, регистрации, хранения, ведения и изъятия данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов. Такие процедуры могут разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие в виде соответствующих документов эксплуатирующей организации.

Информация о соответствии технических устройств, оборудования и другой продукции, применяемых в эксплуатирующей организации, установленным требованиям промышленной безопасности должна быть составным элементом указанных зарегистрированных данных.

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации, в соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденным приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. №606.

Грузоподъемные машины должны отвечать:
1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).
2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 (ПБ 10-371(157)-00).
3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10?611-03).
4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03) и др.
Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.).

Сосуды, работающие под давлением, паровые и водогрейные котлы, трубопроводы пара и горячей воды, технологические трубопроводы эксплуатируются многими организациями и индивидуальными предпринимателями и являются объектами повышенной опасности, разрушение которых в процессе эксплуатации может привести к большим материальным потерям и другим тяжелым последствиям.
Вследствие этого при проектировании, изготовлении, реконструкции, монтаже, наладке, эксплуатации и ремонте таких объектов необходимо выполнять требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03), «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» (ПБ 10-574-03), «Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды» (ПБ 10-573-03), «Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов» (ПБ 03-585-03) и др.

Аварии на этих объектах вызывают, как правило, большие разрушения, приводят к несчастным случаям, в том числе с тяжелыми последствиями, причиняют большой материальный и моральный ущерб.

Основными причинами аварий систем, работающих под давлением, являются:

  • значительное превышение давления из-за неисправности предохранительных клапанов, нарушение технологического процесса или воспламенение паров масла в воздухосборниках, отсутствие (неисправность) редуцирующих устройств;
  • неисправность или отсутствие предохранительных устройств;
  • дефекты при изготовлении, монтаже и ремонте сосудов;
  • переполнение сосудов сжиженными газами;
  • износ (коррозия стенок сосудов);
  • обслуживание сосудов необученным персоналом, нарушения технологической и трудовой дисциплины, нарушения Правил и др.

Опасность террористических актов изменила подходы к обеспечению безопасности. Все больше внимания стали уделять предотвращение несанкционированного доступак тем или иным объектам. Достигается это введением жесткого контрольно-пропускного режима.
Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности. Любая система безопасности, предназначенная для защиты предприятий от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации, защищать от проникновения посторонних лиц.

Контрольно-пропускной режим, как часть системы безопасности, позволяет решить задачу обеспечения санкционированного прохода персонала, контингента и посетителей, ввоза (вывоза) материальных ценностей; предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения); своевременное выявление угроз и опасностей, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;

Контрольно-пропускной режим – это комплекс организационно-правовых ограничений и административно-ограничи­тель­ных правил, инженерно-техниче­ских решений и действий службы безопасности, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников, учащихся, посетителей, транспорта и материальных средств.

Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по предприятию, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Организация эффективного контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении «запретов» и «ограничений» в отношении физических лиц и их «багажа», пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен соответствовать требованиям действующего законодательства.

Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Обязанности и ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагаются на «начальника службы безопасности». Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных, вахтеров, охранников), работники которой должны знать установленные на данном предприятии правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на охраняемое предприятие сотрудников, учащихся и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей.

Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях работников контрольно-пропускных пунктов.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника. Все они обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-про­пускного режима должно проводиться административное расследование.
Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить здания и помещения организации на общедоступные, закрытые (запертые) и ограниченного доступа. Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать: (1) условия движения персонала, контингента и посетителей, транспортных средств и материальных ценностей; (2) наличие и вид физической охраны; (3) виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.

Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде «Инструкции о пропускном режиме». Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на территорию организации (с территории организации) и может включать:

1. Общие положения, в которых указываются: нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция; определение контрольно-пропускного режима и цель его введения; должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускным режимом; санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима; требования к оборудованию различных помещений и КПП.
2. Порядок пропуска сотрудников, учащихся, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. Здесь же необходимо определить права и основные обязанности контролеров КПП.
3. Порядок допуска на территорию предприятия транспортных средств, вывоза/выноса документов и материальных ценностей. В этом разделе указываются порядок допуска на территорию предприятия автотранспорта: (а) самого предприятия; (б) находящегося на правах личной собственности у сотрудников; (в) сторонних организаций, прибывших с грузом в в рабочее и нерабочее время. Кроме того, в этом разделе определяется порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей и правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории предприятия.
4. Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяются: (1) виды пропусков, их количество и статус; описание пропусков; порядок оформления и выдачи пропусков; порядок замены и перерегистрации пропусков; мероприятия при утрате пропуска.
5. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

Инструкция может содержать и другие разделы.

При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.

Целесообразно установить постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываются предприятием и по своему внешнему виду должны отличаться друг от друга. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются специально назначенным лицом. Материальные пропуска должна оформлять бухгалтерия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам, принятым на постоянную работу, а также (по обстоятельствам) работникам других организаций, постоянно обслуживающих предприятие. Постоянные пропуска должны иметь фотографию владельца. Постоянные пропуска могут храниться на руках у их владельцев. Целесообразно раз в полгода (раз в год) менять эти пропуска, тем самым не давая никому воспользоваться утерянным пропуском. Постоянные пропуска лиц, убывающих на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), должны быть сданы в службу охраны. Пропуска уволенных с работы (и выбывших с учебы) должны уничтожаться.

Временные пропуска выдаются лицам, находящимся на временной работе, например, практикантам. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Разовые пропуска (для посетителей) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам. Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.

Разовый пропуск действителен для входа на территорию предприятия или его подразделения в течение определенного времени. Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя. Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя.
Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются бухгалтерией и руководством предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.

Образцы всех действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям: (1) исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на предприятия людей и транспортных средств; (2) способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей; (3) способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта; обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов.

В контрольно-пропускном помещении устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят: (1) средства механизации или автоматизации системы контроля доступа; (2) физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки); основное и резервное освещение; (3) средства связи и тревожной сигнализации; (4) системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Наиболее простыми и надежными для использования на предприятии являются роторные турникеты, позволяющие обеспечить полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте – от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения.

Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом. На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями «СТОП», выполненными белой краской. В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак «Движение в один ряд», а в 50 метрах от ворот – знак ограничения скорости до 5 км/час. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на предприятие должен быть ограничен с предъявлением постоянного пропуска.

Дежурные специальных служб предприятия (электрики, сантехники, истопники и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, утвержденным «начальником службы безопасности».

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на предприятие без пропуска при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся: (1) работники прокуратуры; (2) работники милиции; (3) государственные инспекторы надзорных и контрольных органов; (4) работники санитарно-эпидемической службы, осуществляющие санитарный надзор.

Категории лиц, имеющих право прохода на предприятие без пропуска (по служебным удостоверениям), должны быть четко отражены в инструкции о контрольно-пропускном режиме.

В целях осуществления пропускного режима на предприятии и в его структурных подразделениях приказом по учреждению утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.

Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.

Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.

Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.

Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на предприятие (вынести с предприятия) запрещенные предметы, задерживаются. По каждому факту задержания дежурный по предприятию составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.

Допуск на территорию (с территории) предприятия автотранспортных средств производится при предъявлении водителем личного пропуска, транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.

Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.

Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.

Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории предприятия осуществляется по материальным пропускам установленного образца.

Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.

Вывоз с территории предприятия различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.

В целом организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности предприятия и должны в нее органично вписываться.