Руководства, Инструкции, Бланки

как правильно писать имена записки о здравии и о упокоении образец img-1

как правильно писать имена записки о здравии и о упокоении образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1894 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как правильно подавать записки

Как правильно подавать записки.

Что такое помянник и церковная записка

Церковная записка, подаваемая «О здравии » или «О упокоении »,— это сравнительно недавнее явление.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка. в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ.

Церковная записка. подаваемая "О здравии " или "О упокоении ", наравне со свечой является наиболее массовым церковным обращением людей к Господу, Богородице, святым угодникам.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Между тем записки могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают крест, их вносят в алтарь, читают во время Божественной литургии перед Святым Престолом.

В записках, подаваемых для поминовения, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Вверху изображают восьмиконечный крест.

Записки с именами подают в "свечной ящик", оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает "поминальные частицы" из просфор. В конце Литургии просфоры возвращают в "ящик", где их можно получить после службы.

ЗАПИСКА "О ЗДРАВИИ".

Понятие "здравие " включает не только здоровье, физическое состояние человека, его материальное благополучие, но прежде всего его духовное состояние. В эту записку следует вписать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного". Если хотите помянуть духовное лицо, то его имя пишется первым.

Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения по заповеди Господа: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Молитва за врагов - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за своих врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии - и вражда прекращалась.

ЗАПИСКА "О УПОКОЕНИИ".

В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен они встанут из гроба, воскреснут из мертвых.

Самое важное поминовение о живых и усопших - это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

ПАМЯТКА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩЕГО ПОДАТЬ ЗАПИСКУ О ЖИВЫХ ИЛИ УСОПШИХ.

1. Записки надо подавать до начала Литургии или еще лучше вечером накануне.

2. Вписывая имена живых и усопших, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете.

3. Записка должна содержать не более пяти - десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте не сколько записок.

4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?" - например - Алексея, Варвару).

5. При написании имен священников и архиереев указывается их сан - например, о здравии (или о упокоении) епископа Тихона, ие рея (священника) Ярослава.

6. Все имена должны быть даны в церковном написании (напри мер, Георгия, а не Юрия, Иоанна, а не Ивана) и полностью (Алек сандра, Николая, но не Саши, Коли).

7. В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.

8. Ребенок до семи лет в записке упоминается как младенец - младенца Петра.

9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного".

10. В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется "новопреставленный". Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов "убиенный", "воин", "приснопамятный" (в день смерти или день именин усопшего).

11. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

ЧТО ТАКОЕ ЗАКАЗНАЯ ЗАПИСКА .

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и упокоении принимают заказные записки.

Заказная записка отличается от обычного поминовения тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

После окончания Литургии по заказной записке о здравии возносится молитва на молебне.

По заказной записке о упокоении по окончании Литургии служится панихида.

Это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры за поминающегося.

Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Это церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства (суд) после отшествия из тела.

"Сорокоусты. - писал святой Симеон Солунский, -- совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. - Ред.) Судии, был восхищен на облащех, и так был всегда с Господом".

Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Кроме литургического поминовения, есть другие церковные виды молитвы за близких.

1. Молитвы за живых или молебен, к которому по просьбе веру ющего могут быть добавлены водоосвящение или чтение акафиста. Желающие отслужить молебен обращаются до Литургии в "свечной ящик".

2. Молитва об умерших или панихида служится перед крестом, стоящим на панихидном столике (кануне). Издревле существовал обычай устраивать в память усопших трапезу. На нее приглашались люди, которых просили молиться за умерших. Этот обычай особо соблюдается в "родительские" (поминальные) дни.

3. Молитвы, которые поют и читают перед погребением умершего, называют отпеванием.

Молебен - это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебен - это усиленное моление о живых людях. Молебны бывают общественные и частные.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т.д.

Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные.

На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

Записка на молебен о здравии начинается начертанием восьмиконечного креста с указанием, какому святому возносится молебен. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен или же обычный, без водосвятия.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

К частному богослужению относится и панихида - заупокойная служба, богослужение по усопшим. Обычно она совершается после молебнов. Панихиды совершаются по заказным запискам об упокоении. Панихиды совершают над еще не погребенными усопшими. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

"Упокой" - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.

Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.

Разделяя с верующими все печальные и радостные события земной жизни, Святая Церковь проникновенно и торжественно провожает своих чад в загробную жизнь

Обычно усопшего обмывают дома, одевают во все чистое и, полагая во гроб, складывают руки на груди крестообразно, в свидетельство веры в распятого Господа нашего Иисуса Христа. Усопшего покрывают специальным покрывалом в знак того, что он находится под благодатным покровом Церкви. На лоб покойному возлагают венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи - в образ того венца спасения, который мы чаем получить в вечной жизни, а в руки дают иконку Спасителя или Божией Матери.

По древнему благочестивому обычаю гроб везут в храм, ставят лицом к алтарю, возжигают свечи, которые напоминают о переходе усопшего из темного жития земного к Свету истинному. По желанию родственников или они сами, или чтецы всю ночь читают над усопшим Псалтирь, чтобы отогнать бесовские силы.

Утром, после заупокойной Литургии, совершается отпевание. Служба состоит из песнопений, в которых изображается судьба человека: за преступление заповеди он возвращается на землю, из которой вышел, однако не переставая быть образом славы Божией. Поэтому после чтения Апостола и Евангелия, где говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить Царства Небесного. Текст молитвы влагают в руку покойного. Так любящая Мать-Церковь прощается со своим чадом - прощая ему сама и с молитвой предавая в руки милосердного Господа.

К сожалению, сегодня часто отпевают усопших заочно. Конечно, так проще. Однако, ни по пользе для души усопшего, ни по силе воздействия на живых такое отпевание не может сравниться с очным.

Дни, в которые особенно необходимо поминать усопших, - третий, девятый, когда, по учению Церкви, душа предстает небесному Престолу, сороковой, когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться душа до Страшного Суда, годовой. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

ПОЧЕМУ НАДО МОЛИТЬСЯ ОБ УСОПШИХ.

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

Как мы молимся за живых, так должны молиться и за умерших. Усопшие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Так, сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы",

Единство и общение наше с усопшими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", писал святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, принесение за них Бескровной Жертвы, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.

Другие статьи

Как правильно подать записки о здравии и о упокоении на литургии?


Еще при жизни Сергий удостоился благодатного дара чудотворения. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына потерянным. Слава о чудесах, совершенных им, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить. дальше


Многие святые высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», — говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.

В любом случае, Священное Предание зафиксировало изменение «чина естества» — тление не коснулось тела «апостола любви» . дальше

"Как правильно подать записки "о здравии" и "о упокоении" на литургии?

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Самое важное поминовение о живых и усопших - это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии».

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Начинать записку правельнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных.
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК здесь можно узнать какие вписывать имена, как, почему перед некоторыми именами пишут (пут. бол. отр. млад.) и т.д.

Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении».

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день.

Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Церковь не поминает:
- самоубийц;
- не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
- ? усопших, причисленных к лику святых.Н апример: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
- ? убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.

Не следует подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

- при наличии официального медицинского заключения. свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
- и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.

Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

- если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: писывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.

Мамам о детях

Казалось бы, как просто подать записку. Возьми листок и напиши имена своих близких. Но зачастую на этом шаге возникают вопросы. А как? Как написать правильно? Эти вопросы задают достаточно часто. И не только кто впервые пришел в храм, но к счастью и те, кто наконец-то задумался о смысле этого привычного действия.

Господь наделил апостолов не только правами, но и возложил на них обязанности и полномочия. Апостолы передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего.

«совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1).

Святой апостол Иаков говорит всем христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14).alt

Конечно же помолиться можно и нужно дома, но домашняя молитва, не имеет такой благодатной силы как молитва общественная, общая, то есть молитва Церкви. Церковная молитва - эта такая молитва, о которой сам Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для молитвы собираются верующие христиане. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – это дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

И мы с Вами хотим что бы о наших близких так же помолились священники, которым дано на это право и власть, самим Господом. Мы подаем поминальные записки на поминовение за Божественной Литургией. Можно сделать вывод, что записка, написанная неряшливым, неразборчивым почерком свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Будьте внимательны и старайтесь избегать суетливости и небрежности там, где она недопустима.

Как подать записку

1. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

2. Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.

3. Имена должны быть написаны разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

4. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о Здравии» архиепископа Пантелеимона, игумена Макария, протоиерея Валерия, иерея Александра, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Сокращение«арх.» воспринимается в Церкви как «архиепископ», а «архим.» как «архимандрит».Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и«старцами».

5. Все имена должны быть в церковном написании и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли) с которым он был крещен в Православной Церкви.

6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец, до 14 лет – как отрок(отроковица).

8. В записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина»,«путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «блаженного»,«страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «об Упокоении» усопший в течение 40 дней после смерти именуется«новопреставленный». Допускается в записках «об Упокоении» перед именем писать«убиенный», «воин».

9. Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью святых.

10. Все записки, поданные в Церковь, прочитываются служителями Храма, при этом часть имен произносится ими вполголоса. Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию (Обедню), Молебен, Панихиду, а также Сорокоуст, Годовое или Полугодовое поминовение.

На Литургию можно подать следующие записки (только о членах Православной Церкви) - на проскомидию - первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых - на обедню - так в народе называют Литургию. Обычно такие записки после поминовения на проскомидии священнослужители прочитывают на Литургии перед Святым Престолом.

Молебен - церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки о здравии. Панихида - заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении.

Сорокоуст - молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение сорока дней. На сорокоуст подают записки как о здравии, так и об упокоении.

О поминовении самоубийц и некрещенных
Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не общецерковно(нельзя совершать отпевание и подавать записки на Литургию или панихиду).
Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя архиерея о разрешении общецерковного поминовения.
Преподобный Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так:«Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Точно также о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.

Как написать записку (о здравии

ПИШЕМ ЗАПИСКИ ПРАВИЛЬНО

— Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее — "О здравии" или "Об упокоении". В нашем храме есть уже готовые бланки красного цвета - "о здравии" и синего - "об упокоении". Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 — 15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, "Сергия", а не "Сережи". Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины и женщины: Александра (мужчина) и Александры (женщина), Валентина и Валентины и т.д. Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: "архиеп. Иеронима", "прот. Николая", "иерея Петра".

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

— До 7 лет ребенок — младенец, с 7 до 14 лет — отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: "мл. Сергия" или "отр. Евгения".

Можно ли писать в записках "заблудшего", "озлобленного"?

— К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: "младенца", "отрока" (для детей), а также: "воина", "болящего", "путешествующего", "заключенного", "учащегося". Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: "заблудшего", чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: "страждущего", "озлобленного", "скорбящего", "девицы", "вдовицы".

В заупокойных записках следует отметить "новопреставленного" (в течение 40 дней после кончины), "приснопамятного" (если усопший имеет в этот день памятную дату), "убиенного", "воина". К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?

— Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

— Во время проскомидии — приготовительной части Литургии ("проскомидия" — по-гречески "приготовление"), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

— В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

— Сорокоуст — это сорокадневное поминовение во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. В нашем храме сорокоуст принимается только об упокоении новопреставленных и кроме литургии, также поминается на панихиде. Сорокоуст можно заказать там, где в храме продают свечи (свечной ящик) только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

— Кроме записок об однодневных поминовениях, в нашем храме принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год. Имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждой литургией молится об этих людях.

Что такое вечное поминовение?

— Это поминовение в течение всего времени, пока существует храм или монастырь. В нашем храме таким поминовением является "Именной кирпичик ".

Что такое "именной кирпичик" и как его купить?

— "Именным кирпичиком " в нашем храме называется вечное поминовение о здравии или об упокоении, но только по воскресным и праздничным дням. Если Вы приобретаете в нашем храме "именной кирпичик", то на одном из кирпичей будет написано имя человека для которого Вы приобретаете кирпич, Вам дадут свидетельство на "именной кирпич" и имя записывается в специальный синодик. Кирпичи с написанными на них именами идут на строительство храма.

Приобрести "именной кирпичик " можно в храме за свечным ящиком или в церковной лавке.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

— Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери — это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. В нашем храме каждый четверг в 17:00 служится молебен "для будущих мам".

admin

19 ноября 2015 г. - 22:25

Здравствуйте, Надежда. Если Вас сын не является открытым атеистом, то его вполне уместно поминать в записках не только на молебнах, но и на Литургии. Также можно заказать сорокоуст. И самое главное, конечно же, регулярно молитесь о его духовном просвещении. Хорошо читать каждый день Евангелие и каждый раз предварять и заканчивать это чтение молитвой о нем. Помоги Вам Господи! С уважением, священник Алексий Веретельников.

Гость

19 августа 2016 г. - 08:21

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий: — при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии; — и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо. Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

людмила

10 марта 2015 г. - 11:25

9 апреля 2015 г. - 13:09

Здравствуйте! На исповеди я покаялась ,что живу с женатым и батюшка допустил меня к причастию, но спросил с меня обещания что я расстанусь и я пообещала. Что мне делать? На исповедь я больше не ходила но очень хочу ,боюсь .Ведь я не исполнила своего обещания ,мне тяжело с ним расстаться. Для меня Пасха Великий Христианский Праздник. Я очень хочу в Храм в этот день и причастится .Но на душе у меня очень плохо и я понимаю что не достойна.

admin

10 апреля 2015 г. - 11:50

Дорогая Ксения! К сожалению, пока не разрешится Ваша ситуация и Вы не откажетесь от греха, Причастие не допустимо, в силу того, что оно будет только в осуждение. Мы все недостойны, мы все грешные и Господь милует нас. Но есть абсолютные препятствия ко Причастию. Это не прощение обид, злоба, ненависть, пребывание в ереси, и конечно же, наличие у человека нераскаянных грехов. Т.е. грехов, в которых человек не кается, и не хочет их оставлять. Самое распространенное это конечно же грехи против седьмой заповеди - блуд и прелюбодеяние. Причастие такому человеку будет только во вред и в осуждение. "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1Кор.11:29-30). Вам нужно возыметь решимость и любовь к Богу, чтобы изменить свою жизнь. Иначе, Вы рискуете не только быть несчастной в этой жизни - ведь грех всегда наносит рану, но и наследовать муки вечные. "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор.6:9-11). Господь ждет Вашего покаяния. Бояться нужно только греха. Придите в храм и поговорите со священником. Крайне желательно подойти к тому же священнику у которого Вы исповедовались последний раз, рассказать обо всем и продолжить с ним разрешение Вашей не простой ситуации. Помоги Господи Вам разрешить этот важный жизненный вопрос! С уважением, священник Алексий Веретельников.

Мария

10 апреля 2015 г. - 13:54

Добрый день! У меня умер кот от старости в возрасте 21,5 лет. За это время он стал уже членом семьи и его утрата очень тяжела. Скажите пожалуйста, можно ли молиться за упокой его души или поставить свечку за упокой?

admin

10 апреля 2015 г. - 22:12

Здравствуйте, Мария! Как кажется в этом просто нет смысла. За людей мы мoлимся, чтобы Господь простил их согрешения, смилостивился и даровал жизнь вечную. У животных нет грехов, поэтому и молиться за них не имеет смысла. Ваше горе может понять каждый кто имеет домашних питомцев, но мы все-таки должны знать, что в святоотеческой традиции превалирует мнение о том, что души животных смертны, т.е. умирают вместе с их телом, поэтому в принципе, какие либо заупокойные молитвы не нужны, они бессмысленны. Эту привязанность может помочь облегчить только время. И если Вы сами постараетесь помочь какому-нибудь страждущему человеку, переключив свое горе на горе ближнего. И конечно же, нужно постараться обратить внимание на то как живем мы сами. Соблюдаем ли Заповеди Божьи? Знаем ли их? Участвуем ли в Церковных Таинствах, читаем ли Евангелие? Регулярно ли молимся? Стараемся ли хранить мир с ближними? Только тогда, когда мы всецело стремимся жить духовной жизнью, Господь дает многое понять и дает реальные силы пережить то или иное горе. Помоги Господи Вам! С уважением, священник Алексий Веретельников.

Татьяна

17 апреля 2015 г. - 11:44

здравствуйте! В каком порядке нужно писать имена в требах. И когда писать себя в конце или в начале?

admin

18 апреля 2015 г. - 02:04

Христос Воскресе, Татьяна! Обычно в начале поминается священноначалие, духовник, потом родители, родные и близкие. Себя можно писать как в конце, так и вместе со сродникам, которых Вы хотели бы помянуть. С уважением, священник Алексий.

Татьяна

4 мая 2015 г. - 00:27

Здравствуйте! Мне 57 лет и я ни когда не была на исповеди. Несколько раз собиралась, и мне становилось стыдно ,как я буду исповедоваться. Я грешная, но не знаю как набраться сил. Подскажите.

admin

4 мая 2015 г. - 01:23

Здравствуйте, Татьяна! Бояться нечего, поверьте, священника Вы ничем не удивите. Наоборот одно из утешений пастырского служения является Исповедь человека, который искренно кается и желает отречься от своей греховной жизни. Поэтому бояться ничего не нужно. Поститься перед Исповедью не обязательно. Чтобы не растеряться когда подойдете к священнику свои грехи можно в виде шпаргалки записать на бумаге. Можно сказать батюшке, что Вы первый раз пришли на Исповедь. Желательно поисповедоваться вечером - у священника вечером всегда больше времени. В нашем храме вечерняя Исповедь совершается каждый день кроме вечера понедельника и пятницы. Посмотрите наши листовки: http://media.wix.com/ugd/b48266_8b0b659d74224900bc166bde0e8ddc06.pdf http://media.wix.com/ugd/b48266_e348597ed1224c8c83104ad719ac6b72.pdf Найдите в себе силы сделать самый важный шаг в Вашей жизни и ничего не бойтесь. Помолитесь Господу и пусть Он поможет Вам совершить этот подвиг первой Исповеди! С уважением, священник Алексий Веретельников.

Георгий

21 мая 2015 г. - 00:14

Здравствуйте, можно ли и если можно как правильно, написать записку за выздоровление, о крещёном, но душевно-нездоровом(психологически нездоровом) человеке? Скорее всего, он атеист вследствие своей болезни.

Русская православная церковь в городе Ульме: Как правильно подавать записки в Храме

Первые шаги в храме

Как правильно подавать поминальные записки

«…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». - предписывает всем верующим святой апостол Иаков в своем соборном послании (5 гл. 16).

И действительно, много может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием, со вниманием, от чистого любящего сердца. Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва общественная, церковная, ибо: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18,20) – говорил Господь. Упоминание имени, совершаемое во время богослужения - особый вид молитвы. Таким образом, мы заботимся о здравии и душевном спасении близких и о блаженном упокоении усопших. Чтобы такая молитва о них была принесена, необходимо подать церковную поминальную записку.

Существуют специальные правила написания церковных записок, закрепленные давней традицией, которые необходимо неукоснительно соблюдать.

  • Записки надо подавать заранее, до начала богослужения (Литургии, молебна, панихиды) или, еще лучше, - накануне вечером.
  • Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво, четким и понятным почерком, лучше - печатными буквами. Подумайте о том, какое количество имен надо помянуть священнослужителю.
  • Поминальные записки необходимо правильно оформить: в верхней части листка по центру следует изобразить крест и написать под ним: «О здравии» или «О упокоении».
  • Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если Вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?", например: Алексия, Варвары).
  • Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия; Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.
  • В случае созвучности женских и мужских имен (например, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Валентин-Валентина) после написания имени нужно указать (ж) – женщина или, соответственно, (м) – мужчина, чтобы не вводить в сомнения священнослужителя, например: о здравии Александра (м), Александры (ж). Монахинь часто нарекают мужскими именами, поэтому во избежание недоразумений лучше написать полностью (например: игумении Михаилы, монахини Ардалионы, инокини Николаи).
  • Первыми в записках пишутся имена епископов с указанием их сана полностью или в понятном сокращении. Например: о здравии архиеп. Берлинского и Германского Феофана, архиеп. Клинского Лонгина, потом - священников-иноков: игум. Митрофана, иером. Андрея; священников: протоиерея Николая; диаконов, монахов, монахинь, и т.д. Затем пишутся имена родных, Ваши собственные и всех тех, о ком Вы хотели бы помолиться. Не забывайте, по заповеди Господней, молиться и за обижающих Вас.
  • В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.
  • Ребенок до 7 лет упоминается в записке как младенец – мл. Петра, от 7 до 15 лет – отрок (отроковица) – отр. Марины.
  • Если Вы сочтете необходимым, в записках о здравии перед именем можно указать "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного".
  • В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется "новопреставленый". Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов "убиенный", "воин", "приснопамятный" (когда поминовение происходит в день смерти или день именин усопшего).
  • В записках об упокоении по церковным канонам нельзя писать имена самоубийц. По вопросу молитвы за таких людей обратитесь к священнику.
  • Записки на молебен или панихиду, которые совершаются по окончании Литургии, подаются отдельно в том случае, если Вы на Литургию подали простые записки. Если Вы подали заказные записки, то их еще раз прочитают и на молебне «О здравии», и на панихиде «О упокоении».
  • Ни в коем случае нельзя писать в записках о упокоении имена здравствующих людей – это грех и кощунство!

Прихожане, которые часто бывают в храме подают помянники – маленькие книжечки, в которой есть место для записи имен, в первой половине – о здравии, во второй – о упокоении. Такие помянники хранятся в Храме. Поминальные записки – это, своего рода, разовый помянник. Помянники и поминальные записки, как и все, что связано с Церковью, требует благочестивого отношения. Прочитанные записки и отслужившие свой срок помянники сжигаются.

В нашем храме принимаются записки для следующих молитвенных поминовений:

Проскомидия (с греческого — "приношение") - это первая часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке о здравии или упокоении и произнесенное священнослужителем, из особых богослужебных просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых: "Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею Святою, молитвами Святых Твоих!" Вынимать частицы из просфор о живых и усопших на Литургии разрешается до "Херувимской" песни. И если Ваши записки уже не принимают в иконной лавке, не стоит упорствовать и настаивать. В Церкви есть свои правила, нарушать которые никому не дозволяется. Еще раз хотелось бы напомнить: записки на проскомидию подаются ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и до начала Литургии или, еще лучше, вечером накануне. Желающие могут передать в алтарь поминание с просфорой или несколькими просфорами, из которых священник будет вынимать частицы, молясь за людей, чьи имена указаны в записке. После проскомидии просфору можно получить в иконной лавке и с благоговением принять ее в Храме после Причастия или дома.

Простые поминальные записки о здравии или упокоении молитвенно прочитываются священнослужителями перед Жертвенником во время проскомидии и Святым Престолом во время Литургии.

Ектения – это особое молитвенное прошение о здравии или упокоении, произносимое священнослужителем вслух во время Божественной Литургии. По окончании Литургии ектенийные записки поминаются вторично в том случае, если в этот день в Храме служится молебен или панихида.

4. Заказная записка

Заказная записка о здравии или упокоении отличается от обычного поминовения тем, что в ней указывается совершение нескольких поминовений за одной службой: на Проскомидии (изъятие частицы из просфоры) и сугубое поминовение на ектении во время Литургии, а затем на молебне или панихиде (если таковые совершаются по окончании Литургии).

Сорокоуст - это поминовение о здравии или упокоении, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней: каждый день происходит изъятие частиц из просфоры за поминаемого. Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных. Поскольку в нашем храме нет возможности совершать Божественную Литургию каждый день, поминовение сорокоуста совершается в течение 40 Литургий, которые служатся каждый воскресный день и во все праздники.

6. Поминание на год

В нашем храме можно заказать поминовение живых или усопших на год.

Молебен - это особое богослужение, во время которого верующие просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании благословения, заступничества и помощи или благодарят Бога за явленные милости. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебны бывают общественные и частные. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т.д. Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные. На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают. В поминальной записке на молебен указывается, кому мы имеем усердие отслужить молебен. Например, обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например, молебен свт. Николаю Чудотворцу о путешествующих). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу.

Панихида - заупокойная служба, богослужение по усопшим. Панихиды совершают не только над еще не погребенными усопшими, на кладбище и в храме, но и после похорон. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопших, дни именин, смерти, во дни особого поминовения усопших, установленных Церковью. Лития – краткая заупокойная служба, что, впрочем, ничуть не умаляет ее значимости. Литию возможно совершать и мирским чином, т.е. Вы сами можете прочитать положенные молитвословия как во время домашней молитвы, так и, например, на кладбище, на могиле.

Дорогие Братья и Сестры!

Во избежание недоразумений, убедительно просим всех, кто подает записки, правильно и четко указывать какое именно поминание и на какое время Вы заказываете.

Заказывая поминание, принято делать пожертвование для храма или для священнослужителя.

Приблизительный размер пожертвования Вам укажут в иконной лавке (за свечным ящиком). Если же Вы не в состоянии пожертвовать сколько-нибудь, священник помолится о Ваших близких и так. Все зависит от Ваших возможностей и желания сотворить милость и искреннюю молитву за Ваших ближних. За Вашу жертву, за умение и волю ограничить себя в благах земных, за предпочтение утешения небесного, молитвенного, Господь сторицею воздаст Вам душевным спокойствием!

Спаси Господь за Вашу жертву!

Образец заполнения поминальных записок