Руководства, Инструкции, Бланки

образец документов об школьном образовании img-1

образец документов об школьном образовании

Рейтинг: 4.0/5.0 (1899 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья 60 Закон об Образовании в РФ

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст 60 Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

1. В Российской Федерации выдаются:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

5. По решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

6. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

8. Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

9. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.

10. Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

14. Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

16. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

Другие статьи

ДокументыМинистерство образования и науки Российской Федерации

Об установлении требований к одежде обучающихся

Об установлении требований
к одежде обучающихся

Минобрнауки России в связи с участившимися вопросами по регламентации требований к школьной одежде обучающихся, а также вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 18, часть 3, статья 28 Закона), направляет для использования Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Модельный акт).

Одновременно Минобрнауки России информирует, что опыт введения единых требований к одежде обучающихся имеется во многих общеобразовательных учреждениях республик Карелия, Татарстан, Ставропольском крае, Белгородской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской областях и других субъектах Российской Федерации.

Так, постановлением правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 г. № 422-п утверждены «Основные требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Ставропольского края и муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края».

В ряде субъектов Российской Федерации установлены различные механизмы финансовой поддержки как для отдельных категорий граждан по приобретению школьной одежды, так и для организаций, осуществляющих ее производство (республики Башкортостан, Татарстан, Чувашская Республика, Амурская, Брянская, Оренбургская, Сахалинская области).

Указанные подходы, по мнению Минобрнауки России, способствуют выполнению органами государственной власти субъектов Российской Федерации требований подпункта «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1993 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 250) в части установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации бесплатного обеспечения одеждой для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательных учреждениях.

Кроме того, Минобрнауки России просит обратить внимание, что по вопросам совершенствования федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в общеобразовательных учреждениях, в том числе и в части установления порядка ношения школьной одежды, элементов детской одежды, ношения детьми и подростками головного убора в помещении направлено письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23 (прилагается).

На основании изложенного Минобрнауки России рекомендует:

принять нормативный правовой акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

организовать совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов проведение разъяснительной работы с участием региональных служб Роспотребнадзора с руководителями образовательных учреждений, родителями, обучающимися и педагогической общественностью по вопросу введения требований к одежде обучающихся.

О решениях, принятых в регионе по установлению требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Минобрнауки России просит проинформировать в рамках предоставления ежегодной информации о готовности образовательных организаций к новому учебному году.

Приложение: на 9 л. в 1 экз.


Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации
об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (статья 28 Закона), утвердить нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

1. Единые требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – одежда обучающихся) вводятся с целью:

обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;

устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;

предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;

укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

2. Требования к одежде обучающихся и обязательность ее ношения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

3. Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими).

4. Общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся:

1) повседневная одежда;

2) парадная одежда;

3) спортивная одежда.

Парадная одежда используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных линеек.

Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром.

Для девочек и девушек парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой блузкой или праздничным аксессуаром.

Спортивная одежда используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом.

Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.

5. Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г. регистрационный № 4499).

6. Одежда обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.

7. Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.

8. Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.

9. Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса (ст. 26 Закона), учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.

Школьная документация

Школьная документация

Повышение уровня руководства общеобразовательной школой во многом зависит от правильного ведения школьной документации, своевременной обработки первичной информации, упрощения учета, соблюдения принципов доступности и сопоставимости учетных данных.

Школьная документация - это количественная и качественная характеристика состояния учебно-воспитательной работы и финансово-хозяйственных операций, осуществляемых общеобразовательной школой.

Выполнение школой возложенных на нее функций и результаты ее деятельности отражаются в специальных документах, связанных с планированием учебно-воспитательной работы и осуществлением хозяйственных мероприятий, ведением учебно-педагогического учета, организацией делопроизводства школы, обеспечением первичного бухгалтерского учета, составлением статистической отчетности.

Условно школьную документацию можно разделить на несколько групп:

1. Учебно-педагогическая документация:

4. Статистическая отчетность школы :

  • Отчет дневной общеобразовательной школы
  • Отчет вечерней (сменной) общеобразовательной школы
  • Отчет дневной общеобразовательной школы о профессиональном обучении учащихся 8-11 классов
  • Сводный отчет дневных общеобразовательных школ
  • Сводный отчет вечерних (сменных) общеобразовательных школ
  • Сводный отчет о распределении школ по числу учителей, классов и учащихся
  • Сводный отчет о распределении школ и учащихся поязыку обучения и по изучению родного (нерусского) языка
  • Сводный отчет о школах для детей с недостатками умственного или физического развития и санаторных
  • школах-интернатах
  • Сводный отчет о профессиональном обучении учащихся дневных общеобразовательных школ";
  • Сводный отчет об учащихся, выбывших из школы в течение ____ учебного года и летнего периода ___ года";
  • Отчет о численности и составе педагогических работников общеобразовательных школ

5. Внешкольная документация

6. Регламентирующая документация:

7. Финансово-хозяйственная документация:

  • Технический паспорт школы
  • Инвентарные списки основных средств
  • Книга складского учета материалов
  • Ведомость выдачи материалов на нужды учреждения
  • Ведомость оперативного (количественного) учета движения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся в эксплуатации
  • Инвентарной книги библиотечного фонда школы

Образец документов об школьном образовании

Школьная документация

Повышение уровня руководства общеобразовательной школой во многом зависит от правильного ведения школьной документации, своевременной обработки первичной информации, упрощения учета, соблюдения принципов доступности и сопоставимости учетных данных.

Школьная документация - это количественная и качественная характеристика состояния учебно-воспитательной работы и финансово-хозяйственных операций, осуществляемых общеобразовательной школой.

Выполнение школой возложенных на нее функций и результаты ее деятельности отражаются в специальных документах, связанных с планированием учебно-воспитательной работы и осуществлением хозяйственных мероприятий, ведением учебно-педагогического учета, организацией делопроизводства школы, обеспечением первичного бухгалтерского учета, составлением статистической отчетности.

Условно школьную документацию можно разделить на несколько групп:

  • Учебно-педагогическая документация
  • Приказы
  • Планы работы
  • Статистическая отчетность школы
  • Внешкольная документация
  • Регламентирующая документация
  • Финансово-хозяйственная документация

Технический паспорт школы является основным документом, в котором дается характеристика здания школы, всех учебных, хозяйственных и других помещений, коммуникаций (водопровода, канализации, отопления, освещения, газификации) с приложением соответствующих схем.

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

План является одним из наиболее важных документов, определяющих содержание и задачи работы библиотеки школы, является составной частью плана ее учебно-воспитательной работы. План работы должен отражать многообразие форм, методов и содержания работы, с помощью которых реализуется миссия библиотеки и решаются стоящие перед ней задачи.

План любой библиотеки определяет:

План работы на учебный год является важнейшим локальным актом образовательного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Закону РФ “Об образовании”, типовому положению об образовательных учреждениях, федеральному, республиканскому законодательству.

В отношении журнала учета пропущенных уроков данный установлены следующие требования:

Журнал учета пропущенных и замещенных уроков ведется в каждой школе заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В него заносятся сведения о пропущенных и замещенных уроках.

В общеобразовательных школах, где имеется не менее трех работников, ведется книга приказов по основной деятельности, книга приказов по кадрам и книга приказов по движению учащихся.

В общеобразовательных школах, где имеется педагогический совет, ведется книга протоколов педагогического совета.

В книге протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, выносимых на педагогический совет, предложения и замечания членов педсовета. Протокольно оформляются итоги работы школы по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса за четверть, полугодие или учебный год.

Во всех общеобразовательных школах ведется книга учета личного состава педагогических работников. Запись производится с общей порядковой нумерацией, начиная с первого номера. Вновь поступившие педагогические работники записываются в порядке последующих номеров.

На развернутой странице записывается не более 10 человек. Записи в книге должны быть документально обоснованы. В книге учета личного состава педагогических работников периодически отмечаются результаты аттестации учителей с указанием даты и номера решения аттестационной комиссии.

Учет и регистрация аттестатов об основном общем образовании производится органами управления образованием в книге для учета бланков аттестатов об основном общем образовании. Книга учета бланков и выдачи аттестатов об основном образовании ведется в каждой основной и средней школе.

Полученные общеобразовательным учреждением бланки аттестатов и приложений к ним регистрируются в книгах для учета бланков аттестатов, которые ведутся в органе управления образованием.

Книга учета бланков и выдачи аттестатов о среднем образовании ведется в каждой средней школе. В первой части книги отдельно учитывается количество полученных и выданных бланков аттестатов о среднем образовании (с указанием их номеров) обычного образца и аттестатов о среднем образовании особого образца для лиц, окончивших школу с золотой медалью.

Запись в трудовой книжке об образовании: образец, как пишется, вписывается, изменяется, титульный лист, бакалав

Образование – это богатство, правильная запись о нем в трудовой ? сокровище

Трудовая книжка – основной документ, содержащий все сведения о трудовой деятельности человека на протяжении всей жизни. Среди этих сведений закон требует обязательно указывать образование, ведь его уровень и направление тесно связаны с профессиональными возможностями работника.

Некорректные записи в трудовой книжке могут привести к тому, что она будет признана недействительной, и этим свести на нет долгие годы труда и принести много неприятностей и хлопот.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-47-72. Это быстро и бесплатно !

Получив образование, человек может совершенствовать полученные навыки, а может идти дальше, переходя на более высокий образовательный уровень или вовсе меняя профиль. Кадровикам при этом предстоит в правильном порядке оформлять корректировки в ТК.

Общая информация о внесении изменений

Внося и корректируя информацию, в трудовой книжке нельзя допустить ошибку. Для таких действий есть четкие предписания, которые даны в Правилах ведения и хранения ТК 2003 года (далее – Правила) и в Инструкции по заполнению ТК 2003 года (далее – Инструкция).

Эти документы запрещают подчищать, выскребать, замазывать изменяемые данные. Везде, кроме первой (титульной) страницы ТК, также неприемлемы зачеркивания. Тонкой чертой можно зачеркивать для исправления и изменения лишь данные о работнике на первой странице: ФИО, дату рождения, полученное образование, профессию и специальность.

При этом рядом необходимо аккуратно разместить актуальную информацию.

Ни красных, ни зеленых чернил, ни карандашей при изменении записей в ТК применять не следует: только шариковые ручки синих оттенков или черного цвета (ручки с гелевым стержнем или пером тоже не запрещены).

Сокращать слова при записывании сведений в ТК не разрешается.

Титульная страница, сведения и пункт об образовании

Ведя записи в ТК, в том числе корректируя их, необходимо четко представлять себе структуру трудовой книжки и специфику каждого ее раздела. Заполняемое пространство ТК состоит из трех частей:

  • титульная (первая страница) с данными о владельце ТК;
  • страницы, где отражаются сведения о работе;
  • страницы, где отражаются сведения о награждениях.

Перемешивать информацию из этих разделов нельзя, это считается грубой ошибкой.

На титульной странице для персональных сведений о владельце в ТК актуального формата предусмотрены следующие пункты:

  • для фамилии, имени, отчества и даты рождения ? по одной строке на каждый пункт;
  • для образования и профессии/специальности ? по две строки на каждый пункт.

В старых бланках ТК для образовательной графы предусмотрено меньше места, поэтому записи в ней должны быть особенно аккуратными и экономными.

Образование в соответствующем пункте ТК по Инструкции должно указываться именно так, как это записано в предоставленном образовательном документе – аттестате, удостоверении, дипломе. Документ должен быть оформлен и заверен в соответствии с требованиями законодательства.

Не стоит полагаться на устную информацию и вносить в образовательную графу данные со слов работника – это чревато последующими исправлениями из-за неправильно сказанного или расслышанного слова.

Избыточность информации при заполнении графы об образовании (как, впрочем, и вообще любого раздела ТК) тоже считается ошибкой.

Титульная страница не предусмотрена для внесения названия образовательного документа, его серии и номера, названия учреждения, где работник проходил обучение, и года его окончания.

Корректность данных на титульной странице подтверждает сам работник своей росписью. Заверяется всё это печатью организации, выдавшей бланк ТК, и росписью сотрудника, ведущего ТК.

Виды образования по документам, выданным до 1 сентября 2013 года

Прежний закон об образовании 1992 года и составленная по нему Инструкция подразделяли образование в РФ на следующие виды и подвиды:

  • после окончания девяти классов – основное;
  • после окончания одиннадцати классов – среднее.
  • после окончания профессионального лицея, ПТУ, учебно-курсового комбината, технической школы, вечерней школы – начальное;
  • колледж или техникум: какое образование писать в трудовой книжке? Пишите среднее;
  • после окончания вуза, то есть института, университета, академии – высшее;
  • послевузовское (аспирантура и др.).

Никаких тире и дефисов в формулировке уровня образования нормативно-правовыми документами не предусматривалось.

Приведенная градация уровней образования действовала в РФ до сентября 2013 года. и все образовательные документы оформлялись в соответствии с ней.

Если запись в трудовой книжке об образовании соответствует этой классификации, то специалисты советуют его и указывать, поскольку в Инструкции ясно прописана необходимость вносить запись именно так, как прописано в предоставленном документе об образовании.

Изменения в связи с законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

Новый закон «Об образовании», вступивший в силу 01.09.2013, внес изменения в прежнюю систему, и новые аттестаты, дипломы, удостоверения и заполненные на их основании ТК должны будут отражать образовательный уровень несколько по-другому.

Наша страна уже несколько лет переходит на новую уровневую систему подготовки. и в недавно принятом законе прописаны изменения в образцах документов, выдаваемых образовательными организациями разных уровней, и в наименованиях видов образования.

Были упразднены такие формулировки уровней образования, как «высшее профессиональное» и «начальное профессиональное», принятые предыдущим законом 1992 года и закрепленные в Инструкции, а количество подвидов высшего образования увеличилось, и они теперь формулируются с указанием соответствующего уровня через тире.

Виды образования для заполнения трудовой книжки по документам, выдаваемым с 1 сентября 2013 года

Градация образовательных уровней теперь выглядит так.

Общее образование
  • Девять классов школы обеспечивают аттестат об основном общем образовании. Эта формулировка и вносится в ТК, если у человека нет другого образования.
  • Одиннадцать классов школы гарантируют аттестат о среднем общем образовании, которое и записывается в пункт ТК об образовании.

Профессиональное образование

Профессиональное училище или лицей, колледж или техникум выдают дипломы о среднем профессиональном образовании.

Институты, академии, университеты дают высшее образование по следующим уровням:

  • Бакалавры получают полноценное высшее образование (его рассматривают как базовое) после четырех лет обучения в вузе. Им выдается диплом о высшем образовании – бакалавриате.
  • Магистры обучаются два года после бакалавриата (более узкое направление обучения), и получают диплом о высшем образовании – магистратуре.
  • Специалисты проходят пяти-шестилетнюю программу обучения, которая завершается выдачей диплома о высшем образовании – специалитете.
  • Аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка дают право на получение диплома о высшем образовании – подготовке кадров высшей квалификации.
Незаконченное и неполное образование

Если человек пришел к работодателю, ещё не окончив учебное заведение, то по Инструкции об этом в начале строки об образовании можно сделать отметку. Однако у кадровиков по этому поводу существуют разные мнения. «Незаконченное» образование означает, что человек продолжает его получать.

При необходимости учащемуся в вузе выдают справку. на основании которой можно заполнить трудовую книжку сведениями о незаконченном высшем образовании. Но многие кадровики советуют не торопиться, поскольку очевидно, что вскоре человек завершит обучение и получит об этом документ, а тогда запись придется дополнять.

Инструкция не устанавливает четкого временного периода, за который должен быть заполнен пункт об образовании, поэтому у кадровиков есть возможность повременить, оставить эту графу пустой и заполнить её позже, имея на руках документ о полном образовании.

Инструкция также предусматривает возможность записи о неполном высшем образовании. Такие дипломы до 2007 года выдавались тем, кто очно (и при этом успешно) отучился два года в вузе, но прервал обучение.

Новым законом понятие неполного высшего образования упразднено с 1 сентября 2013 года, выдавать документы и фиксировать в трудовой книжке будут теперь только сведения о полностью завершенном образовании. Однако при наличии такого диплома, выданного до 2007 года, внесение отметки в ТК на его основании не будет противоречить Инструкции о заполнении ТК. Это поможет впоследствии правильно посчитать трудовой стаж, о чём можно прочесть тут .

Как правильно отразить информацию об образовании?

Схема заполнения пункта об образовании довольно проста:

  1. Требуют у работника аттестат, диплом, удостоверение или их копию.
  2. Если человек не обучался дальше начальных классов школы, строку об образовании не заполняют, поскольку документов о дошкольном и начальном школьном образовании не выдается.
  3. Если на работу пришел студент. ещё не окончивший вуз, то строку лучше оставить пустой до получения диплома. По желанию работника можно внести запись о незаконченном высшем образовании на основании справки из вуза, а в графе трудовой книжке указать — «по совместительству» .
  4. В соответствии с аттестатом, удостоверением или дипломом в пункте «Образование» указывают вид полученного работником образования.

Если документ выдан до 1 сентября 2013 года. то в пункт об образовании вносят сначала подвид, затем вид образования.

В целом записи должны выглядеть так:

  • Основное общее (без дефисов и тире);
  • Среднее общее (без дефисов и тире);
  • Начальное профессиональное (без дефисов и тире);
  • Среднее профессиональное (без дефисов и тире);
  • Высшее профессиональное (без дефисов и тире);
  • Послевузовское профессиональное (без дефисов и тире).

По документам, выданным после 1 сентября 2013 года. пункт в ТК об образовании может содержать следующие записи:

  • Основное общее (без дефисов и тире);
  • Среднее общее (без дефисов и тире);
  • Среднее профессиональное (без дефисов и тире);
  • Высшее образование – бакалавриат (используется тире);
  • Высшее образование – магистратура (используется тире);
  • Высшее образование – специалитет (используется тире);
  • Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (используется тире).
Как дополняют или корректируют пункт об образовании в ТК?

Алгоритм изменения и дополнения записи в пункте об образовании отличается от правил корректировки записей в других пунктах. Исправление ФИО, даты рождения требует зачеркивания изменяемых данных, вписывания рядом корректных сведений и обязательного указания документов, послуживших основанием для корректировки.

Это логично, поскольку новые записи в перечисленных пунктах отменяют старые. Но в случае с образованием следующий его уровень не аннулирует предыдущий. Если человек повысил свой уровень образования, то поступают так:

  1. Предыдущую отметку об образовании не перечеркивают, но ставят после неё запятую;
  2. Актуальную информацию просто вписывают после запятой. Ссылаться на образовательный документ при этом не требуется.

Другое дело, если образование отмечено некорректно: внесена избыточная информация (указан вид образовательного документа, его серия и номер, название выдавшего его учреждения и т.п.) или запись не соответствует образовательному документу.

Если некорректная запись сделана при заведении новой трудовой, то такая ТК признается испорченной. Её лучше уничтожить по акту и оформить новую ТК, повторив в ней уже сделанные записи о трудовой деятельности у этого работодателя.

Если ТК с неправильной записью об образовании уже передана в другую организацию, то рекомендуется действовать по прописанному в Инструкции порядку корректировки сведений на титульной странице ТК:

  1. Ошибочная запись зачеркивается тонкой одинарной линией;
  2. Рядом записывается вид образования, отмеченный в образовательном документе;
  3. На обложке ссылаются на предоставленный документ, дав его название, серию и номер;
  4. Под ссылкой ставится печать работодателя, который сделал корректировку, и расписывается сотрудник, ответственный за ведение ТК.

Запись в трудовую книжку об изменении образования — образец:

Заключение

Образование человек может получать всю жизнь. Каждый новый уровень образования дает ему возможность рассчитывать на лучшую должность или работу своей мечты. Работодатель обязан фиксировать все изменения в образовательном статусе работника, и делать это правильно, следя за изменениями в соответствующих нормативно-правовых актах.

Если не учитывать требования закона. человек может лишиться в будущем достойной зарплаты, хорошего рабочего места или недополучить пенсию. Должностные лица за некорректное заполнение ТК, в том числе пункта об образовании на титульном листе, могут понести административную ответственность, а организация – материальную.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-47-72 (Москва)
+7 (812) 309-93-81 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Форменное безобразие, или Как защитить свои права, если вы недовольны школьной формой

Форменное безобразие, или Как защитить свои права, если вы недовольны школьной формой

Начало учебного года – это всегда жаркая пора для родителей школьников. Причем некоторым к наступающему учебному году пришлось не только закупить традиционные канцтовары и учебники, но и обеспечить ребенка школьной формой.

Норма, которая предоставляет школам право ввести школьную форму, появилась в нашем законодательстве в начале июня текущего года (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации "). Для этого необходимо, чтобы субъект РФ утвердил типовые требования к школьной форме, которые будут действовать на территории конкретного региона. Кстати, образец таких типовых требований (так называемый Модельный акт) был опубликован Минобрнауки России еще в марте (письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся ").

Многие регионы просто скопировали положения Модельного акта в свои документы. Правда, некоторые привнесли и свои требования. К примеру, в Саратовской области и Республике Северная Осетия-Алания ученики не смогут прийти в школу с экстравагантными стрижками и прическами. с яркоокрашенными волосами, с видимым пирсингом, вызывающим маникюром и макияжем. Кстати, возникает интересный вопрос, можно ли признать пирсингом сережки в ушах, которые носят и многие учителя.

В некоторых регионах школьницам разрешили красить ногти только бесцветным лаком и пользоваться дезодорантом исключительно с легким и нейтральным запахом. Впрочем, нередко такие требования расцениваются прокуратурой как злоупотребление властями своим правом – к такому выводу, например, пришли прокуроры Омской области в декабре 2013 года. То же касается и требований к прическам. В той же Омской области некоторые школы требовали, чтобы мальчики и юноши своевременно стриглись в классическом стиле. Прокуратура посчитала незаконным и это требование, очевидно, вспомнив, как школьников советской эпохи выгоняли с уроков за отросшую шевелюру. Аналогичные требования к прическе, стрижке, цвету и длине волос, которые установила одна из школ Калининградской области, также были опротестованы прокурорами.

Окончательное слово о введении школьной формы остается за самой школой, для этого она должна принять соответствующий локальный акт .

Однако даже если требования к одежде учеников введены в конкретной школе, у многих родителей все равно остаются вопросы. Кто-то недоволен своей новой обязанностью в целом, другие задаются вопросом о компенсации ее стоимости за счет государства, а некоторые хотели бы одевать ребенка в соответствии с религиозными представлениями своей семьи. Ответы на некоторые вопросы с точки зрения юриста – в нашем материале.

Вопрос 1. Можно ли оспорить решение школы о введении школьной формы?

Школа может требовать от ученика, чтобы "костюмчик сидел", только при наличии соответствующего локального акта. (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "; далее – закон об образовании). К примеру, оно может называться "Положение об установлении требований к одежде обучающихся" или просто "Положение о школьной форме".

Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей (их интересы должны представлять совет обучающихся и совет родителей). Если в школе есть профсоюз учителей или иной представительный орган ее работников, то учитывается и его позиция тоже. Очевидно, что если родители против введения школьной формы, то им следует документально это закрепить и уведомить об этом администрацию школы.

Если отрицательное мнение родительского комитета о школьной форме будет проигнорировано, и требования к одежде все же будут установлены, то защищать свои права можно по-разному:

Создать специальную комиссию по урегулированию споров. куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (ст. 45 закона об образовании ). Конкретный порядок ее созыва должен, опять же, закрепляться в специальном нормативном акте школы. Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.

Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке .

К слову, оспаривать решение школьной администрации можно не только в случае, если мнение родителей было проигнорировано – но и тогда, когда локальный акт школы противоречит закону об образовании или региональному закону.

Например, родители учеников из Архангельской области могут смело отказываться от покупки формы своим детям, если решение о ее введении было принято школой позднее, чем за три месяца до начала учебного года – такое условие закреплено в соответствующем законе субъекта. А школьники 5-11 классов Брянской области могут смело носить джинсы весь следующий учебный год, до 1 сентября 2015 года, поскольку соответствующий закон вступит для них в силу только к этому времени.

Вопрос 2. Если ребенок пришел в школу без формы, можно ли отправить его домой переодеваться?

Закон об образовании не ставит право на получение образования в зависимость от того, как одет ребенок – но и прямого запрета на то, чтобы удалить ребенка с занятий не содержит. Чаще всего, региональные нормативные акты также умалчивают о допустимых действиях школьной администрации. Некоторые регионы обязывают детей носить школьную форму (что, в общем-то не совсем корректно, ведь окончательное слово за школой) – например, Брянская область. Однако и в акте этого региона последствия нарушения требования к одежде не закреплены (постановление Правительства Брянской области от 11 ноября 2013 г. № 634-п).

Некоторые школы трактуют правила о школьной форме настолько строго, что запрещают школьницам надевать брюки на занятия. Такие ситуации встречались, в частности, в школах Омской и Нижегородской областей. В отношении маленьких омичек этот запрет выглядел особенно странно, если вспомнить сибирские морозы, заставляющие столбик термометра опускаться ниже 30С.

Во всех случаях областные прокуроры опротестовывали подобные запреты, подчеркивая, что классические женские брюки вполне можно отнести к деловой одежде .

Но отличилась в этом плане Республика Бурятия: в соответствующем постановлении правительства этого региона предусмотрен ряд дисциплинарных мер к ученикам, одетым не по форме. Среди них замечание классного руководителя (устное или в дневник), разъяснительная беседа, классный час, родительское собрание и наконец – ограничение доступа к занятиям. Последнее, правда, возможно только в одном случае: если школьник не просто пришел на занятия без формы, но на его одежде есть изображения и надписи на любом языке, призывающие к экстремизму, употреблению наркотиков, применению оружия, либо имеющие оскорбительный характер.

Нам встретились по крайней мере два региона, в которых учителям прямо запрещено выгонять с уроков школьников без формы – это Тамбовская и Ярославская области. В Ярославской области при этом все равно ученик должен быть одет в деловую одежду классического покроя и нейтральных тонов, пусть и не такую, как форма.

Следует помнить, что прокуратура практически всегда становится на сторону школьников. К примеру, права детей, не желающих носить школьную форму, неоднократно защищали прокуроры Курганской и Калининградской областей и других регионов.

Вопрос 3. Можно ли исключить ребенка из школы за то, что он не носит школьную форму?

Нет. Исключить ученика из школы можно только по тем основаниям, которые закреплены в ст. 61 закона об образовании :

  • по желанию родителей школьника (либо самого школьника, если он уже совершеннолетний);
  • если ребенок не справляется со школьной программой и только в случае, если ему уже есть 15 лет;
  • по объективным причинам (например, ликвидация школы).

Перечень этот является закрытым. и такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, там нет.

Вопрос 4. Кто может получить компенсацию на приобретение школьной формы и что нужно для этого сделать?

И Модельный акт, и региональные законы запрещают принимать решение о введении школьной формы без учета мнения малообеспеченных и многодетных семей. Кроме того, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы (ч. 3 ст. 38 закона об образовании ).

Нередко в регионе существует специальный нормативный акт о порядке выделения субсидий на покупку школьной формы, но выделение субсидии может быть предусмотрена и в общем законе о поддержке многодетных семей или малоимущих граждан.

К 1 сентября Минпромторг России презентовал информационный портал www.nashaforma.ru. Посетители сайта могут ознакомиться с образцами школьной формы, узнать состав ткани, которая использовалась при пошиве, а также ориентировочную стоимость каждого образца и магазины, в которых продается конкретный комплект.
Кроме того, можно оставить свой отзыв на тот или иной комплект школьной одежды и прочитать отзывы других покупателей.


"Мы делаем серьезный акцент не только на повышении качества товара, но и на содержательной части. Известно, что именно в детстве формируется нравственность, вкусы, пристрастия ", – отметил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. представляя новый ресурс.

Порядок обращения за получением субсидии разнится от региона к региону. В зависимости от конкретной территории обратиться за получением субсидии можно либо в районный отдел администрации. либо в МФЦ. либо непосредственно в школу. написав заявление на имя директора.

Комплект необходимых документов обычно включает в себя:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителей;
  • справку из образовательного учреждения об обучении ребенка;
  • документ, подтверждающий наличие статуса многодетной или малообеспеченной семьи;
  • заявление на оказание услуги.

Кроме того, может потребоваться подтверждение того, что ребенок проживает совместно с заявителем. регистрация по месту проживания или иной документ (например, справка из детской поликлиники). Если в региональном законе закреплено такое требование, но заявитель его не выполнил, в предоставлении компенсации отказывается (определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 декабря 2012 г. № 33-17228/2012).

Обратите внимание, что предельные сроки подачи заявления на компенсацию устанавливаться не могут. Попытку поторопить родителей предприняли в некоторых городах Московской области: в Реутове подать документы на получение денег можно было с 1 сентября до 31 октября текущего года, а в Долгопрудном – до 1 декабря текущего учебного года. Вместе с тем, прокуратура в обоих случаях признала такое ограничение незаконным.

Вопрос 5. Законно ли требование купить школьную форму у какого-то конкретного поставщика?

Если исходить из буквального толкования законодательства, то такое требование школьной администрации можно назвать недопустимым. Дело в том, что речь идет об установлении требований к одежде. Иными словами, школа может потребовать купить ребенку одежду определенной цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в магазин конкретного бренда. В противном случае действия школы будут противоречить Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции ".

Почти половина респондентов (45%) уже купили школьную форму ребенку. Подробности – в результатах опроса наших читателей .

Кстати, некоторые субъекты РФ даже закрепили запрет на такие действия в законе – так, в Республике Татарстан принуждать родителей к покупке формы определенного производителя или поставщика не может как школьная администрация, так и педагоги. Аналогичное правило действует и в Ямало-Ненецком автономном округе, только сформулировано оно еще строже: нельзя не только требовать одеваться у конкретного производителя, но и устанавливать конкретные требования к одежде (модель, артикул, материал), соблюдая которые родители будут вынуждены купить одежду только определенного бренда.

Даже если в субъекте ведется реестр поставщиков школьной формы. заставлять учеников одеваться в форму от конкретного "кутюр" недопустимо. Кстати, власти Брянской области обязали родителей заказывать форму (в том числе на индивидуальный пошив) только у швейных фирм и индивидуальных предпринимателей исключительно из этого реестра – очень спорная, на наш взгляд, обязанность. Несогласные с этим родители могут опираться на то, что закон об образовании и Модельный акт не предусматривают возможности установления подобной требования регионами.

Более того, при желании мамы могут сшить форму своими руками. закон об образовании и Модельный акт этого не запрещают – главное, чтобы она соответствовала тем стандартам, которые установила школа.

Вопрос 6. Могу ли я одевать ребенка в соответствии с религией, исповедуемой нашей семьей?

Модельный акт в этой части довольно категоричен: одежда школьников должна носить исключительно светский характер. Собственно, с этого вопроса и началось возрождение школьной формы.

Напомним, проблема возникла в 2013 году в Ставропольском крае: администрация одной из школ запретила девочкам из мусульманских семей появляться на уроках в хиджабе. Требование о светском характере одежды, на которое ссылалась школа, было закреплено в постановлении правительства края. Родители этих школьниц были вынуждены перевести их в мусульманскую школу медресе либо на экстернат. Параллельно они обжаловали постановление правительства региона в суде, но безрезультатно. Точку в этом споре летом прошлого года поставил ВС РФ (Определение ВС РФ от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ13-2).

Суд сделал три основных вывода:

  • единые требования к одежде учеников вытекают из светского характера нашего государства;
  • головные уборы в помещении (в том числе хиджаб) являются причиной различных заболеваний, а школьная форма – залогом сохранения здоровья учащихся. Здесь Суд процитировал Роспотребнадзор (письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23);
  • запрет на ношение хиджаба не нарушает права на получение образования.

В 1994 году после акции протеста, организованной студентками, записанными на курсы акушерства в Университетской школе медицины [Стамбульского университета. – Ред. ], проректор издал меморандум, в котором он объяснил проблематику вопроса о ношении исламского хиджаба и правовые основы для соответствующих инструкций, отметив, в частности:

"Запрет на ношение студентками, записанными на курсы акушерства, хиджаба во время практических занятий имел целью не нарушить их свободу совести и религии, а соблюсти действующее законодательство. При выполнении своей работы акушерки и медсестры носят форменную одежду, описанную и предусмотренную в инструкциях Министерства здравоохранения. Студентки, желающие работать по этой специальности, знают об этом. Представьте себе студентку-акушерку, пытающуюся положить ребенка в инкубатор или взять его из инкубатора или помочь врачу в операционной или родильной палате, на которой надето пальто с длинными рукавами"

(Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. "Дело "Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции" (жалоба № 44774/98)).

Заявители не исключали и обращения в ЕСПЧ с жалобой на это судебное решение. Правда, вряд ли Страсбургский суд встал бы на их сторону, ведь в его практике уже встречались подобные дела, и решения выносились не в пользу хиджаба (Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. "Дело "Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции" (жалоба № 44774/98), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу "Догру (Dogru) против Франции" (жалоба № 27058/05), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу "Керванджи (Kervanci) против Франции" (жалоба № 31645/04) ). ЕСПЧ подтвердил и правомерность увольнения одной из заявительниц, которая работала преподавателем в университете Турции и носила хиджаб на лекции и семинары (Решение ЕСПЧ от 24 января 2006 г. по делу "Куртулмуш (Kurtulmus) против Турции" (жалоба № 65500/01)).

После этого вопрос о нарушении прав верующих был задан президенту на встрече с представителями Общероссийского народного фронта в октябре 2012 года. Владимир Путин поддержал ВС РФ, отметив, что требования к светскому характеру одежды должны соблюдаться всеми, иначе представители других конфессий будут чувствовать себя ущемленными. Как раз тогда глава государства и предложил подумать над возвращением школьной формы. "Все-таки в таких [ школьных. – Ред.] коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта". – подчеркнул тогда президент, намекая на разные финансовые возможности родителей при покупке одежды своим детям.

Некоторые регионы дословно копируют положения Модельного акта: "внешний вид и одежда обучающихся должны <. > носить светский характер" (Краснодарский край). Другие субъекты выступают еще конкретнее, запрещая детям носить в школу религиозную одежду либо одежду с религиозными атрибутами, в том числе закрывающими лицо (Ростовская область). Кстати, маленькие ростовчане не вправе украшать себя и атрибутами религиозной символики – под этот запрет попадают и нательные крестики.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter