Категория: Бланки/Образцы
2.2. Вопросы и задания для самоконтроля
1. Объясните значение слов «морфемика», «словообразование ».
2. Почему морфема — это значимая часть слова?
3. Какая морфема не может отсутствовать в слове?
4. Приведите примеры однокоренных слов и форм одного и того же слова.
5. Объясняет ли словообразовательный разбор слова «приставка» некоторые особенности морфемы, названной этим словом?
6. В чем специфика словообразовательных и формообразующих суффиксов? Какие суффиксы являются формообразующими?
7. Как происхождение слова «постфикс» объясняет специфику морфемы, названной данным словом?
8. Что такое интерфикс? Можно ли однозначно утверждать, что интерфикс — это соединительная гласная? Почему?
9. В каких частях речи могут быть: а) постфиксы; б) интерфиксы?
10.Что такое окончание и как оно выделяется в слове?
11.Какое окончание называется нулевым?
12.В каких частях речи и формах слов нет окончания?
13.Что такое основа слова?
14.Какие морфемы служат для выражения грамматического значения слова?
15. В зависимости от чего устанавливаются способы словообразования?
16. Охарактеризуйте основные способы морфемного словообразования.
17. Как сущность морфолого-синтаксического, лексико-синтаксического и лексико-семантического способов образования слов отражается в их названиях?
18. Чем сложение и слияние как способы образования слов отличаются друг от друга?
19. Как вы понимаете термины «производящее слово», «производное слово», «словообразовательные средства»?
20. Какова методика словообразовательного разбора?
21. Что такое словообразовательная цепочка?
22. Какова методика морфемного разбора?
«Виды грамматических разборов в начальной школе»
В связи с возникающими вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.
1. Значение грамматических разборов.
Грамматические разборы способствуют:
А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
Б) формированию орфографических умений и навыков;
В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
2. Виды грамматических разборов в начальной школе.
3. Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор).
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
В методической литературе приводится пример другого порядка разбора:
Образец устного разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трaвка. Гласные звуки: первый – ударный [а], обозначен буквой «а»; второй – безударный [а], обозначен буквой «а». Согласные звуки: [т] – глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [ф] – глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – глухой, твердый, обозначен буквой «ка».
В слове травка 6 букв, 6 звуков.
Образец письменного разбора:
Трaвка – 2 слога, первый слог ударный.
т – [т] – глухой, твердый;
р – [р] – звонкий, твердый;
а – [а] – гласный, ударный;
в – [ф] – глухой, твердый;
к – [к] – глухой, твердый;
а – [а] – гласный, безударный ;
6 букв, 6 звуков.
Другой вариант разбора:
Образец устного разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трaвка. [т] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [а] – гласный, ударный, обозначен буквой «а»; [ф] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «ка»; [а] – гласный, безударный, обозначен буквой «а».
В слове травка 6 букв, 6 звуков.
Образец письменного разбора:
Трaвка – 2 слога, первый слог ударный.
[т] – согласный, глухой, твердый – т
[р] – согласный, звонкий, твердый – р
[а] – гласный, ударный – а
[ф] – согласный, глухой, твердый – в
[к] – согласный, глухой, твердый – к
[а] – гласный, безударный – а
6 букв, 6 звуков.
4. Морфемный разбор.
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.
Порядок морфемного разбора:
Примечание: в методической литературе предлагается и другой вариант разбора: после выделения окончания, находятся приставка и суффикс, а затем корень слова.
Образец устного разбора:
Образец письменного разбора: п о д с т а в к а
5. Морфологический разбор.
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Порядок морфологического разбора:
Из леса вышел большой медведь.
Образец устного разбора имени существительного:
Образец письменного разбора имени существительного:
Образец устного разбора имени прилагательного:
Образец письменного разбора имени прилагательного:
Образец устного разбора глагола:
Образец письменного разбора глагола:
6. Синтаксический разбор.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.
Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения:
Из леса вышел большой медведь.
Образец устного разбора:
Образец письменного разбора:
Из леса вышел большой медведь.
При другом варианте разбора, после выделения главных членов предложения, выписываются словосочетания с вопросами (или без них):
Из леса вышел большой медведь.
Медведь (какой?) большой; вышел (откуда?) из леса.
Примечание: учитель вправе разработать свою систему сокращенной записи разборов любого вида с использованием различных символов – главное, чтобы она была единой для всего класса. Кроме того, необходимо соблюдение преемственности с основной школой.
«Виды грамматических разборов в начальной школе»
В связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.
1. Значение грамматических разборов
Грамматические разборы способствуют:
1) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
2) формированию орфографических умений и навыков;
3) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
4) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
2. Виды грамматических разборов в начальной школе:
3. Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор).
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
Образец письменного разбора:
л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
а – [а] – гласный, ударный;
в – [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный;
к – [к] – согласный глухой парный, твердый парный;
а – [а] – гласный, безударный ;
6 букв, 6 звуков.
4. Морфемный разбор (разбор слова по составу).
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.
Порядок морфемного разбора:
Образец устного разбора:
Образец письменного разбора: под став к а. Основа выделяется снизу – подставк.
5. Морфологический разбор.
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Порядок морфологического разбора:
Из-за туч показалось ласковое солнышко.
Образец письменного разбора имени существительного:
(Из-за) туч – имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из-за чего, откуда?
Образец устного разбора имени прилагательного:
Образец письменного разбора имени прилагательного:
Образец устного разбора глагола:
Образец письменного разбора глагола:
6. Синтаксический разбор.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.
Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения:
Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
Из-за тучи показалось ласковое солнышко.
Образец устного разбора:
Образец письменного разбора:
Из-за тучи показалось ласковое солнышко. (Повеств. невоскл. простое, распр. не осл.).
Из-за тучи показалось ласковое солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспектыМетодические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе
В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение.
Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
Сущность и виды нетрадиционных уроков в начальной школе.
Нетрадиционная форма проведения урока.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЮЖЕТНО-ИГРОВОГО ВИДА «МОРСКОЕ ЦАРСТВО» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Урок - игра предназначен для детей начальной школы. В ходе урока используется классическая музыка: «Времена года» композиторов Вивальди, Чайковского и других, что способствует развитию эстетического в.
Грамматические игры в начальной школе
Использование на уроках игровой деятельности способствует познавательной и творческой активности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в.
Памятки грамматических разборов в начальных классах
В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложе.
В статье будут приведены примеры с уроков повторения в конце учебного года по темам «Мягкий знак в глаголе в 4 классе» и «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе.
Елена Ладынина Мыслитель (9958) 6 лет назад
Это обобщающее название.
Это и словообразовательный (от чего и с помощью чего образовано). и морфемный (морфемы - части слова). и морфологический (как часть речи). и фонетический (звуки, буквы) разборы. Если задан грамматический разбор без уточнения, значит, со словом надо произвести все эти виды разбора.
ЛЮДМИЛА СЮЛИНА Ученик (175) 7 месяцев назад
что такоу разборы
рената гайнанова Ученик (103) 7 месяцев назад
что такое грамматический разбор это как от главного слово к другому или там по буквам расберать. срочно ответ нужен.
Костя Булатов Ученик (191) 4 месяца назад
грамматический разбор-
В лингвистике и информатике, синтакси?ческий ана?лиз — это процесс сопоставления линейной последовательности лексем естественного или формального языка с его формальной грамматикой. Результатом обычно является дерево разбора. Обычно применяется совместно с лексическим анализом.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Грамматический_разбор
Грамматический разбор — В информатике, синтаксический анализ (парсинг) это процесс сопоставления линейной последовательности лексем (слов, токенов) языка с его формальной грамматикой. Результатом обычно является дерево разбора. Обычно применяется совместно с лексическим … Википедия
грамматический разбор — Syn: синтаксический анализ, синтаксический разбор … Тезаурус русской деловой лексики
РАЗБОР — РАЗБОР, разбора, муж. 1. только ед. Действие по гл. разобрать во всех знач. кроме 11, 12 и 13 разбирать. Разбор дела. Разбоор товаров. Детальный разбор содержания книги. Грамматический разбор. Разбор частей предложения. 2. Статья, посвященная… … Толковый словарь Ушакова
Грамматический анализ — В информатике, синтаксический анализ (парсинг) это процесс сопоставления линейной последовательности лексем (слов, токенов) языка с его формальной грамматикой. Результатом обычно является дерево разбора. Обычно применяется совместно с лексическим … Википедия
разбор — а ( у); м. 1. к Разобрать разбирать (1 3, 5 8 зн.). Заняться разбором вещей. Р. дела. Детальный р. содержания книги. Р. частей предложения. Грамматический р. 2. Выбор, отбор; разборчивое отношение к кому, чему л. Брать всё без разбора. * С… … Энциклопедический словарь
грамматический — см. грамматика; ая, ое. Граммати/ческий строй языка. Г ие правила. Граммати/ческий разбор предложения. Г ая ошибка (ошибка в правописании) … Словарь многих выражений
разбор — а ( у); м. 1) к разобрать разбирать 1), 3), 5), 8) Заняться разбором вещей. Разбо/р дела. Детальный разбо/р содержания книги. Разбо/р частей предложения … Словарь многих выражений
синтаксический разбор — ‘грамматический разбор’ Syn: синтаксический анализ … Тезаурус русской деловой лексики
синтаксический анализ — ‘грамматический разбор’ Syn: синтаксический разбор … Тезаурус русской деловой лексики.
Екатерина Голдобина Ученик (140) 4 месяца назад
Это обобщающее название.
Это и словообразовательный (от чего и с помощью чего образовано). и морфемный (морфемы - части слова). и морфологический (как часть речи). и фонетический (звуки, буквы) разборы. Если задан грамматический разбор без уточнения, значит, со словом надо произвести все эти виды разбора.
Разбор предложения по членам
1)Читаю часть, обозначенную цифрой 4: Николай, бросив папиросу, задумался.
2)Нахожу подлежащее . для этого задаю вопрос КТО? (ЧТО?) –Николай ; это подлежащее, выраженное существительным.
*Подлежащее – это главный член предложения Оно называет предмет, о котором говорится в предложении. Оно может быть выражено любой частью речи и даже словосочетанием, но всегда отвечает на вопрос именительного падежа: (КТО?) СОЛНЦЕ сияло. (КТО?) МЫ ехали по широкому лугу. (КТО?) ВЗРОСЛЫЕ должны заботиться о детях. (КТО?) ЭКЗАМЕНУЮЩИЕСЯ хорошо отвечали (ЧТО?) «АУ» раздалось вдалеке. (ЧТО?) ПИТЬ чай в саду очень приятно. (ЧТО?)И – союз. (КТО?)ДЕД С БАБУШКОЙ шли впереди. (КТО?) МЫ С ТОБОЙ пойдём в лес за ягодами. (КТО?) ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК сидели возле костра. (ЧТО?) НЕСКОЛЬКО ТЕТРАДЕЙ лежали на столе. Все части речи приобретают в этом случае значение существительного .
3)Нахожу сказуемое – задаю вопрос ЧТО СДЕЛАЛ? задумался – это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом.
*Сказуемое - главный член предложении. Он сообщает нам, что говорится о подлежащем (в односоставны называет действие определённых или неопределённых лиц, а в безличных – действие, которое происходит само по себе). Оно может быть выражено любой частью речи и в зависимости от способа выражения бывает: 1) простым глагольным . если состоит из одного глагола в любой форме любого наклонения (ЧТО СДЕЛАЕТ?)НАСТУПИТ ночь.(ЧТО ДЕЛАЮТ?) ГОВОРЯТ громко. (ЧТОСДЕЛАЛО?) ПРОШЛО много времени. (ЧТО СДЕЛАЙ?)УМОЙСЯ и ПРИЧЕШИСЬ. (ЧТО ДЕЛАЛБЫ?) ЕХАЛ БЫ ты домой.)
2) составным глагольным . если состоит из двух слов . а )глаголов, один из которых стоит в неопределённой форме (Он хочет поступать в университет. Девочка не могла налюбоваться цветами) б ) краткого прилагательного и глагола в неопределённой форме (Я (ЧТОГОТОВ СДЕЛАТЬ?) ГОТОВ ОТДАТЬ тебе всё. Мы (ЧТО РАДЫ СДЕЛАТЬ?) РАДЫ ПОСЕТИТЬ вас. Он (ЧТО ГОРАЗД ДЕЛАТЬ?) ГОРАЗД ШУТИТЬ .) в ) существительного оценочного значения и глагола в неопределённой форме (Он (ДЕЛАТЬ ЧТО МАСТЕР?) МАСТЕР ОБМАНЫВАТЬ.). Главное отличие составных глагольных сказуемых – наличиедвух слов и обязательно неопределённой формы глагола, в которой и заключено то, что сообщается в предложении, его смысл . НО: к составным глагольным сказуемым относятся и цельные выражения быть в состоянии, быть не в силах, не иметь (или иметь) возможности (права). Их надо запомнить.
3) составным именным – все остальные . Они могут состоять из двухслов . одно из которых глагол, а другое – существительное, прилагательное полное или краткое, причастие полное или краткое, числительное, синтаксически неразложимые словосочетания :Мой брат (ЧТО О НЁМ ГОВОРИТСЯ?) БЫЛ ЛЁТЧИК. Она (ЧТО О НЕЙГОВОРИТСЯ?) скоро БУДЕТ совсем ВЗРОСЛАЯ. Все сказки (ЧТО О НИХ ГОВОРИТСЯ?) БЫЛИ ПЕРЕСКАЗАНЫ мне бабушкой. Два да три (ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТСЯ?) БУДЕТ ПЯТЬ. Он (ЧТО О НЁМ ГОВОРИТСЯ?) БЫЛНЕСКОЛЬКО БОЯЗЛИВОГО ХАРАКТЕРА. Они могут состоять из одного слова - существительного, прилагательного, причастия, числительного, местоимения, синтаксически неразложимого словосочетания, только не глагола . Мой брат летчик. Она взрослая. Сказки пересказаны мне бабушкой. Два да три – пять. Улица – моя. Я не ты. Он несколько боязливого характера.
4)Ищу второстепенные члены предложения, относящиеся к подлежащему . Для этого от подлежащего задаю вопросы к словам, которые с ним связаны по смыслу и грамматически. В этом предложении таких нет. Говорю: второстепенных членов группы подлежащего нет.
*К подлежащему могут относиться определения. Они отвечают на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? И могут быть согласованными и несогласованными.
1)Согласованные могут быть выражены прилагательными, местоимениями-прилагательными, причастиями и и причастными оборотами, порядковыми числительными. Согласованными они называются потому, что согласуются, т.е. стоят в той же форме, с существительными: Установилась хорошая (ЕД.ч. Ж. р. И.п.) погода (ЕД.ч. Ж. р. И.п.). Собака (ЕД. ч. Ж.р. И.п.) моя (ЕД. ч. Ж.р. И.п.) наткнулась на выводок утят.Колос (ЕД.ч. М.р. И. п.) срезанный (ЕД.ч. М.р. И. п.) из рук валится. Пятая (ЕД.Ч. Ж.р. И.п.)неделя (ЕД.Ч. Ж.р. И.п.) подходит к концу. 2) Несогласованные определения выражаются косвенными падежами существительных, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, неопределённой формой глагола, словосочетаниями: Лодка (ЕД.ч, Ж.р. И.п..) (какая?) с парусом (ЕД.ч. М.р. ТВ,п .) плыла по морю. Книга (ЕД.Ч. Ж.р. И.п.) (какая?) поинтереснее (ср.ст. не изменяется) захватила моё внимание. Поездки (МН.ч. Ж.р. И.п.) (какие?)верхом (наречие, не изм.) мне очень нравились. Желание (ЕД,ч. СР.р. И.п.) (какое?) нравиться не прошло с годами.
(Определения могут относиться и к дополнениям, и к обстоятельствам)
К некоторым подлежащим могут относиться дополнения. Это подлежащие, которые обозначают действие или должность: Бег (по чему?) по пристани стал ежедневным упражнением. Директор (чего?) колледжа поощрил отличников премией. Но чаще дополнения относятся к сказуемому.
5)Ищу второстепенные члены предложения, относящиеся к сказуемому . Для этого от сказуемого
задаю вопрос к словам, которые с ним связаны по смыслу и грамматически: задумался (когда?)
бросив папиросу . Это обособленное обстоятельство времени, выраженное деепричастным оборотом.
Обстоятельства обозначают условия при которых протекает действие, о котором говорится в
предложении: место, время, цель, причину, образ действия, меру действия, степень действия, условие.
Они выражаются наречиями, существительными. деепричастиями и деепричастными оборотами и в
зависимости от значения бывают обстоятельствами:
*места (они отвечают на вопросы ГДЕ. КУДА. ОТКУДА, ДОКУДА?);
*времени (они отвечают на вопросы КОГДА. С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? КАК ДОЛГО?);
*причины (они отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?);
*цели (они отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?);
*образа действия (они отвечают на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?);
*меры (они отвечают на вопросы СКОЛЬКО РАЗ? ВО СКОЛЬКО РАЗ? КАК МНОГО? КАК ДОЛГО? )
*степени (они отвечают на вопросы В КАКОЙ СТЕПЕНИ? ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ?).
К сказуемому часто относятся дополнения . Они обозначают предмет, который является объектом действия и выражаются чаще всего существительными в косвенных (не именительном) падежах, или другой частью речи в значении существительного, или числительным, или, реже, неопределённой формой глагола. Отвечают дополнения на вопросы косвенных падежей – КОГО?- ЧЕГО. КОМУ?- ЧЕМУ. КОГО? - ЧТО. КЕМ? - ЧЕМ. О КОМ? – О ЧЁМ?:
косв./сущ. косв./сущ. н.ф. прям./сущ.
косв./прил.(сущ.) прям./числ. косв./числ.
Дополнения бывают прямые и косвенные .
Прямые относятся к члену предложения, выраженному глаголом, и выражаются винительным падежом без предлога (отвечают на вопрос КОГО-ЧТО?): Я люблю (кого? что?) брата . Я написал (кого? что? ) письмо. Чтобы не перепутать винительный падеж с другими - именительным и родительным - мысленно задавай оба вопроса, а вслух только подходящий – или кого. или что?
Косвенные дополнения относятся к члену предложения, выраженному глаголом, и выражаются всеми остальными падежами и винительным с предлогом: Её чуть не сбило (чем?) ветром (Тв. п.)
6) Ищу второстепенные члены предложения, которые относятся к другим второстепенным членам:
А дождь уже сплошной завесой лил за распахнутой наружной дверью.
(Что?) Дождь (что делал?) лил (где?) за дверью (какой?) распахнутой наружной – это согласованные определения, выраженные причастием и прилагательным.
ПРИМЕР разбора предложения по членам:
Николай, бросив папиросу, задумался.
Кто? Николай - это подлежащее, выраженное существительным.
Николай что сделал? задумался - это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом.
Задумался когда? бросив папиросу – это обособленное обстоятельство времени, выраженное деепричастным оборотом.
ОБРАЗЕЦ письменного разбора:
сущ. вр./деепр.об. ПГС/гл.
1)Выбираю словосочетание . Для этого от слова, помеченного *, задаю вопрос к другому какому-нибудь слову (НЕЛЬЗЯ в качестве словосочетаний выбирать подлежащее со сказуемым! Наступила тёмная ночь*. НЕЛЬЗЯ: Наступила ночь*. Это предложение, оно выражает законченную мысль. Это двусоставное, нераспространённое, полное предложение; подлежащее в нём ночь, а сказуемое наступила.)
В нашем предложении словосочетание вошли*в гречиху (вошли* куда? во что? в гречиху).
2) Определяю, какое это словосочетание по структуре (структура – строение): если к главному слову относится ОДНО зависимое . оно простое (никто не запрещает нам выбрать простое словосочетание, даже если в предложении к главному слову относится несколько зависимых: Чистое голубое небо* высоко стояло над головой. Можно выбрать словосочетание чистое голубое небо * - тогда оно будет сложным. а можно – чистое небо * или голубое небо *. Они простые.
Словосочетание вошли*в гречиху – простое ( предлоги не считаются, они служебные части речи, служат для связи двух слов – вошли и гречиха )
3)Определяю,какой частью речи выражены главное и зависимое слова . вошли* – глагол; в гречиху – существительное с предлогом.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово . словосочетание является или именным (гл. сл сущ. или прил. или числ.), или местоименным . или глагольным . или наречным . или деепричастным . или причастным. прекрасной осенью*( сущ.) - именное . очень привлекательный* (прил.) - именное . пять* (числ.) тетрадей – именное ; каждый*( мест.) из присутствующих – местоименное . очень дорого* (нареч.) - наречное. действуя* (дееприч.) осторожно – деепричастное . цветущая* (прич.) в саду – причастное.
Словосочетание вошли* (гл.) в гречиху - глагольное
4)Определяю, каким способом связаны в словосочетании слова:
-если оно оба стоят в одной и той же форме числа, рода и падежа. то это согласование. сосновой (ед.ч,ж.р. тв.п .) стружкой* (ед.ч, ж.р. тв.п.). Согласуются зависимые слова – прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия, порядковые числительные, т.е. все части речи, которые изменяются, как прилагательные – по числам. родам и падежам.
-если главное слово требует, чтобы зависимое стояло в определённом падеже (число и род не имеютникакого значения ), то это управление . пахло* (чем?) стружкой (тв.п.),пахло* (чем?) стружками, хлебом, травами (тв.п. )Управляются существительные, местоимения-существительные, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных, т.е. все части речи, которые изменяются, как существительные – по падежам
-если слова в словосочетании связаны только по смыслу. то это примыкание . бежит (как?) быстро, сказал ( как?) быстро, напишет (как?0 быстро. Зависимые слова выражаются неизменяемыми частями речи – наречиями и деепричастиями (онине изменяются ни по числам, ни по родам, ни по падежам.)
В словосочетании вошли* (куда? ВО ЧТО?) в гречиху (в.п.) тип связи – управление. т.к. главное слово вошли* требует от зависимого гречиха винительного падежа: в гречиху .
5)Определяю, какие отношения между главным и зависимым словом в словосочетании:
-если главное слово обозначает предмет. а зависимое его признак . то отношения определительные (вкусная ягода, стеклянный сосуд, моя шапка). Определительные отношения присутствуют в словосочетаниях со связью согласование (светом* каким? серебряным)) . В предложении такие зависимые слова выступают в роли определений. Туча сверху донизу осветилась серебрянымсветом .
-если главное слово в словосочетании обозначает действие или состояние. а зависимые слова – разныепредметы, связанные с эти действием или состоянием, то отношения между словами объектные.Объектные отношения присутствуют в словосочетаниях со связью управление (осветилась чем? светом).В предложении такие зависимые слова выступают в роли дополнений. Туча сверху донизу осветилась серебряным светом.
-если главное слово обозначает действие, а зависимое – обстоятельства . в которых протекает это действие, то отношения между словами обстоятельственные . Обстоятельственные отношения существуют и между словами, если главное слово обозначает качество. а зависимое – степень этогокачества или то, с чем сравнивается это качество . Тип связи в таких словосочетаниях –примыкание . зашёл (когда?) вчера, свежий (в какой степени?) очень, осветилась (как?) сверху донизу. В предложении такие зависимые слова выступают в роли обстоятельств. Туча сверху донизуосветилась серебряным светом.
-если к зависимому слову можно задать 2 вопроса. то отношения между словами двойственные:
лодка (какая? с чем?) с парусом – объектно-определительные отношения;
положить (куда? во что?) в коробочку – объектно-обстоятельственные отношения. В предложении такие члены лучше определять по смысловому вопросу: Луна стояла высоко (где?)в синей пустыне (не в чём?).
В словосочетании вошли* (куда? во что?) в гречиху отношения объектно-обстоятельственные.
ПРИМЕР разбора словосочетания:
вошли* в гречиху:1) главное слово вошли выражено глаголом;
зависимое слово в гречиху выражено существительным с предлогом и отвечает на
вопросы куда? во что?
2)по структуре это словосочетание простое;
3)по главному слову – глагольное;
4)тип связи – управление;
5)отношения между словами – объектно-обстоятельственные.
ОБРАЗЕЦ письменного разбора:
Если глагол обозначает действие, которое просят или приказывают совершить, то он стоит в форме повелительного наклонения. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам: подай (ед. число), принесите (мн. число).
ПРИМЕР морфологического разбора глагола:
Наклонилась 3 - это глагол, т.к. отвечает на вопрос что сделала? и обозначает действие предмета.
Начальная форма – наклониться.
Морфологические признаки постоянные: совершенного вида, непереходный, возвратный, 2-го
изменяемые: изъявительного наклонения, прошедшего времени,
единственного числа, женского рода.
Синтаксическая роль: Наташа (что сделала?) наклонилась.
ОБРАЗЕЦ письменного разбора:
Наклонилась 3 – глаг. т.к. что сделала? действие предмета
М.п. 1)пост. сов. вид, неперех. возвр. 2-го спр.
2)изм. изъяв.накл. прош. вр. ед. ч. ж.р.
С.р. Наташа (что сделала?) наклонилась
*Выписываю слово, обозначенное цифрой 2, в той форме, в которой оно стоит в предложении: медовым 2
*Делаю разбор словообразовательный – от какого слова и каким способом образовалосьданное.
1) Ставлю слово в начальную форму . медовый. Думаю – что оно значит . Мед овый – из мёд а? Т.о. я нахожу однокоренное слово, от которого образовалось данное .
Выделяю в слове мёдпроизводящую основу (она называется так потому, что произвела на свет однокоренное слово с другой основой – производной. Выделяю в слове медов ый производную основу медов ( она так называется потому, что её произвела производящая основа).
Сравниваю две основы и нахожу часть слова, которой они отличаются . мёд – медов ; это словообразующая морфема – суффикс . Значит, способ образования суффиксальный.
2)Выписываю слово ещё раз в той форме . в которой оно дано в предложении . медовым. СОВЕТ: сразу выдели основу, потому что она уже известна. Это поможет найти формообразующие морфемы, которые надо выделить первыми: медов ым.
Из основы первым выделяю корень. т.к. без корня слов не бывает - мед . Доказываю: подбираю однокоренные слова – мёд.
Если есть приставка. выделяю их. Доказываю: подбираю однокоренные слова с другими приставками или без приставки: под водный – над водный. В слове медовым приставки нет, поэтому выделяю суффикс.
Его очень легко выделить, потому что часто с его помощью слово и образовалось, и мы его уже нашли в словообразовательном разборе: мед-ов- ым. Доказываю – подбираю однокоренное без этого суффикса или с другим: медов ым – мёд (в этом слове основа короче на суффикс –ов). Если суффиксов в слове несколько . начинаю с последнего. Сравни: групповщин-а – группов –щин -а – групп-ов -щин -а. Чтобы убедиться, что сцффикс выделен правильно, подбираю однокоренные слова без него: групповщин а –группов ой; группов ой – групп а (с каждым разом основа становится короче). Нельзя произвольно делить слово на морфемы, обязательно надо убедиться, что есть однокоренное слово с основой, которая осталась после выделения приставки или суффикса.
ПРИМЕР словообразовательного разбора и по составу
1) Начальная форма слова – медовый. Это прилагательное. Оно обозначает признак предмета, похожего на мёд цветом или запахом (в данном предложении запахом) и, следовательно, образовалось от существительного мёд. Производная основа медов -. Производящаямёд. Словообразовательная морфема суффикс –ов-, следовательно, способ образования суффиксальный.
2) В слове медовым окончание –ым; другая форма этого слова медовая, с окончанием –ая. Основа медов -.
Корень мед-; однокоренное слово мёд.
Суффикс –ов-; однокоренное слово без него мёд.
ОБРАЗЕЦ письменного разбора
1) медов ый (прил.) мёд (сущ.) – суфф.
2) медов ым – 1) медовая
5. Фонетический разбор
Выписываю слово, обозначенное цифрой 1 . пылью. Обозначаю ударный слог.
Делю его на слоги и записываю по слогам (при этом стараюсь по возможности не нарушать морфемное строение слова): пыль – ю (не пы-лью).
Даю характеристику слогов . они открытые, если оканчиваются на гласный звук;
Они закрытые, если оканчиваются на согласный.
Они могут состоять из только гласных звуков, из слияний (согл.+ гласн.), из гласных и согласных, из слияний и звуков вне слияний (это согласные как перед слиянием, так и после него). В слове пылью 2 слога; 1-ый ударный, состоит из слияния и звука вне слияния, закрытый; 2-ой безударный, открытый, состоит из слияния.
Готовлюсь написать слово в транскрипции (транскрипция – точная запись устной речи; для обозначения гласных в безударной позиции введены дополнительные буквы, в т.ч. и из иноязычных алфавитов; согласные записываются так, как слышатся):
*обозначаю ударный слог двумя дужками снизу (знак ударения ставить в слове, разделённом на слоги, нельзя)
*влево от него дужкой со стрелкой влево обозначаю предударные слоги и подписываю: 1-ый п/уд или не 1-ый п/уд; если 1-ый слог в слове начинается или состоит из гласного звука, подписываю: а/к (абсолютное начало слова);
*вправо от ударного слога дужками со стрелкой вправо обозначаю заударные слоги и подписываю: з/уд; если последний слог в слове оканчивается на гласный звук, подписываю: а/к (абсолютный конец).
Это нужно сделать для того, чтобы правильно записать слово в транскрипции. Фонетическая транскрипция – это точная запись устной речи.
Гласные в сильной позиции – под ударением – записываются так, как слышатся:[ду п], [збо р], [са т].
В слабой позиции – безударной – гласные произносятся нечётко. Для их обозначения используются буквы греческого алфавита и буквы ь и ъ.
Какие буквы использовать, зависит от положения слога по отношению к ударному слогу и от предыдущего согласного – твёрдый он или мягкий.
Например: яблоко – [j. аблък ], ежевика – [j. и э жы э в. ьк ].
Запомни: гласный [у] не подвергается редукции и произносится и записывается одинаково и в слабой, и в сильной позиции: [ут. ук] – утюг. согласные долгие (на письме долгие согласные обозначаются буквой щ [ш,] и двойными буквами) в транскрипции обозначаются горизонтальной чёрточкой над буквой: жжёт – [жот], щи –[ш. и].
Даю характеристику буквам и звукам . Буквы называю и говорю, какой звук они обозначают. Звуки произношу и характеризую: гласные по подъёму, ряду и лабиализации.
[а] – гласный нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный
[и] – гласный верхнего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный
[о] – гласный среднего подъёма, заднего ряда, лабиализованный
[у] – гласный верхнего подъёма, заднего ряда, лабиализованный
[ы] – гласный верхнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный
[э] – гласный среднего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный
согласные по способу образования, действующим органам
произношения, звонкости – глухости, твёрдости –мягкости
[б], [б. ] – согласные смычные, двугубные, звонкие парные, твёрдый и мягкий парные
[п], [ п. ] – согласные смычные, двугубные, глухие парные, твёрдый и мягкий парные
[в], [в. ] – согласные щелевые, губно-зубные, звонкие парные, твёрдый и мягкий парные
[ф], [ф. ] - согласные щелевые, губно-зубные, глухие парные, твёрдый и мягкий парные
[г], [г. ] - согласные смычные, заднеязычные, звонкие парные, твёрдый и мягкий парные
[к], [к. ] - согласные смычные, заднеязычные, глухие парные, твёрдый и мягкий парные
[д], [д. ] - согласные смычные, переднеязычные, звонкие парные, твёрдый и мягкий парные
[т], [т. ] - согласные смычные, переднеязычные, глухие парные, твёрдый и мягкий парные
[ж] - согласный щелевой, переднеязычный, звонкий парный, твёрдый непарный
[ж. ] – согласный долгий щелевой, переднеязычный, звонкий парный, мягкий непарный
[ш] – согласный, щелевой, переднеязычный, глухой парный, твёрдый непарный
[ш. ] – согласный долгий, щелевой, переднеязычный, глухой парный, мягкий непарный
[з], [з. ] - согласные щелевые, переднеязычные, звонкие парные, твёрдый и мягкий парные
[с], [с. ] - согласные щелевые, переднеязычные, глухие парные, твёрдый и мягкий парные
[j. ] - согласный щелевой, среднеязычный, звонкий непарный, мягкий непарный
[л], [л. ] – согласные, смычно-проходные, боковые, переднеязычные, звонкие сонорные непарные,
твёрдый и мягкий парные
[м], [м. ] - согласные, смычно-проходные, носовые, двугубные, звонкие сонорные непарные,
твёрдый и мягкий парные
[н], [н. ] - согласные, смычно-проходные, носовые, переднеязычные, звонкие сонорные непарные,
твёрдый и мягкий парные
[р], [р. ] – согласные, дрожащие, переднеязычные, звонкие сонорные непарные, твёрдый и мягкий
[х], [х. ] - согласные щелевые, заднеязычные, глухие парные, твёрдый и мягкий парные
[ч. ] – согласный, слитный, переднеязычный, глухой непарный, мягкий непарный
[ц] - согласный, слитный, переднеязычный, глухой непарный, твёрдый непарный
В слове пылью 2 слога: пыль – ю.1-ый закрытый ударный, 2-ой открытый
ПРИМЕР фонетического разбора
В слове пыль-ю 2 слога, 1-ый ударный, закрытый, состоит из слияния и звука. вне слияния; 2-ой безударный, открытый, состоит из слияния
Буква пэ обозначает звук [п ]; он согласный, смычной, двугубный, глухой парный, твёрдый парный
Бука ы обозначает звук [ы ]; он гласный ударный, верхнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный
В слове 5 букв: пэ, ы, эль, мягкий знак, ю
В слове 5 звуков: [п ], [ ы], [ л. ], [j. ], [у ]
ОБРАЗЕЦ письменного разбора
пыль-ю 2 сл. 1-ый уд. закр.(сл.+зв. вне сл.); 2-ой б/уд. откр. (сл.)
[пыл. j. у] – 5 б. 5 зв.
п- [п] – согл. смычн. двугубн. гл. парн. тв. парн.
ы -[ы] - гласный верхнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный
Похожие работы: Методическиерекомендации по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой формеМетодическиерекомендации по подготовке. ); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего. ; в сложноподчиненных предложениях найдите средства связи предложений и убедитесь. отработку лингвистических компетенций: это и все виды разбора.
Методическиерекомендации для разработки заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Методическиерекомендации разработаны Методической комиссией по русскому языкуязыку Методическиерекомендации разработаны Методической. морфемного и синтаксического разбора и т. п. (вставьте. Есенин.) 2. Лингвистические задачи Лингвистические задачи. характеристикупредложению. Предупрежден – значит вооружен. Д) Найдите в предложениях.
Методическиерекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году- проводит разбор заданий; - участвует в. предложенных ) муниципальными и региональными предметно-методическими. рефератов и сообщений, методическиерекомендации по. В этот лингвистический. характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик.
МетодическиеРекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (диплома) ВведениеМетодическиеРекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (диплома) Введение. Настоящие методическиерекомендации. методическая работа; - разработка рекомендаций и предложений.
Методическиерекомендации по подготовке учащихся к егэ по русскому языкуМетодическиерекомендации. школьникам и в словообразовательном разборе. и в выборе. 6) выбрать правильную грамматическую характеристикупредложения (простое, простое. анализ употребления лингвостилистических и лингвистических терминов в филологических текстах.