Руководства, Инструкции, Бланки

охрана труда на строительной площадке инструкция img-1

охрана труда на строительной площадке инструкция

Рейтинг: 4.1/5.0 (1892 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ОХРАНА ТРУДА

ОХРАНА ТРУДА Общие требования при организации строительной площадки и рабочих мест

Организация строительной площадки для ведения работ на ней должна обеспечивать безопасность труда работающих на всех этапах выполнения строительно-монтажных работ.

Все территориально обособленные объекты должны быть обеспечены телефонной и радиосвязью либо другими средствами связи. На строительной площадке для машин и людей следует обозначить опасные зоны (знаками, ограждениями и другими средствами), в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

К опасным зонам относят неогражденные проемы и котлованы. Кроме того, к опасным зонам на стройплощадке относят также места перемещения машин и оборудования или их частей и рабочих органов; места, где содержатся вредные вещества в концентрациях выше допустимых или воздействует шум интенсивностью выше предельно допустимой; места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами.

К потенциально опасным зонам стройплощадки относят этажи (участки) зданий и сооружений, над которыми происходит монтаж конструкций.

Во избежание доступа посторонних лиц опасные зоны должны быть ограждены защитными ограждениями и предупредительными знаками, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 23407—78.

Границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов машин устанавливают в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя.

Электробезопасность на строительной площадке, участках работ и рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.013-78.

На всех строительных площадках, участках работ рабочие места, проезды и проходы к ним в темное время суток должны быть освещены в соответствии с «Инструкцией по проектированию электрического освещения строительных площадок». Производство работ в неосвещенных местах не допускается.

Колодцы, шурфы и другие выемки в грунте и местах возможного доступа людей закрывают крышками, прочными щитами или ограждают. В темное время суток ограждения должны быть обозначены электрическими сигнальными лампами с пониженным напряжением.

У въезда на строительную площадку устанавливают схему движения транспорта по объекту, регламентирующую порядок движения транспортных средств.

Скорость движения автотранспорта по строительной площадке и вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.

На строительной площадке в местах пересечения автомобильных дорог с рельсовыми путями делают сплошные настилы (переезды) с контррельсами, уложенными в уровень с головками рельсов.

Переезды железных дорог оборудуют световой сигнализацией с шлагбаумами в соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР». Движение транспорта через железнодорожные пути в неустановленных местах не допускается.

Проезды, проходы и рабочие места необходимо регулярно очищать от снега, наледи, грязи, не загромождать. Проходы с уклоном более 20° должны быть оборудованы трапами с нашитыми планками.

Ширина проходов к рабочим местам и на рабочих местах не менее 0,6 м, высота проходов в свету не менее 1,8 м.

Подъем рабочих на рабочие места при строительстве зданий

и сооружений высотой или глубиной 25 м и более необходимо осу

ществлять пассажирскими или грузопассажирскими подъемниками

Лестница, трапы, применяемые для подъема или спуска работающих на рабочие места, расположенные на высоте или глубине более 5 м, должны быть оборудованы устройствами для закрепления предохранительного пояса (канаты с ловителями и др.).

Переносные лестницы перед эксплуатацией необходимо испытать статической нагрузкой 1200 Н, приложенной к одной из ступеней в середине пролета лестницы, находящейся в эксплуатационном положении. В процессе эксплуатации деревянные лестницы испытывают каждые полгода, металлические — один раз в год.

Входы в строящееся здание (сооружение) должны быть защищены сверху сплошным навесом шириной не менее ширины входа с вылетом на расстояние не менее 2 м от стены здания и углом наклона в ее сторону 70. 75°.

Рабочие места и проходы к ним на высоте 1,3 м и более и расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте ограждают временными ограждениями в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.059— 78. Если невозможно устроить ограждения рабочих мест, то работы на высоте выполняют с использованием предохранительных поясов (ГОСТ 12.4.089-80).

Проемы в перекрытиях, предназначенные для монтажа оборудования, устройства лифтов, лестничных клеток и т. п. к которым возможен доступ людей, закрывают сплошным настилом или оборудуют ограждением высотой 1,1 м.

Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны быть ограждены, если расстояние от уровня настила до низа проема меньше 0,7 м.

Рабочие места в зависимости от условий работ и принятой технологии производства работ должны быть обеспечены соответствующими их назначению средствами технологической оснастки и коллективной защиты, а также средствами связи и сигнализации.

Лакокрасочные, изоляционные, отделочные и другие материалы, выделяющие взрывоопасные или вредные вещества, разрешается хранить на рабочих местах в количествах, не превышающих сменной потребности, и в условиях, соответствующих нормам пожарной безопасности.

Перед началом работ в местах, где возможно появление вредного газа, в том числе в закрытых емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды. Эту работу выполняют специалисты санитарно-эпидемиологической службы.

При внезапном появлении вредных газов производство строительных или специальных работ следует остановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) или с применением работающими необходимых средств индивидуальной защиты.

Для выполнения работ в колодцах, шурфах или закрытых емкостях применяют противогазы, при этом двое рабочих, находясь вне колодца, шурфа или емкости, должны страховать .непосредственных исполнителей работ с помощью канатов, прикрепленных к их предохранительным поясам.

При выполнении работ в закрытых коллекторах или коммуникационных тоннелях должны быть открыты два ближайших люка с таким расчетом, чтобы работающие находились между ними.

Лебедки для подтаскивания в тоннеле труб и железобетонных колец следует устанавливать и надежно закреплять на поверхности; они должны быть связаны с рабочим местом укладчиков электрозвуковой или электросветовой сигнализацией. Сварку стыков стальных труб в тоннеле производить не следует.

При выполнении работ с применением лазерного луча необходимо выполнять требования «Санитарных правил при работе с лазерами», утвержденных Минздравом СССР:

обозначить рабочее место, где применяется лазерный прибор, соответствующими знаками безопасности, согласно установленной форме;

в местах возможного прохода людей установить защитные экраны, исключающие распространение лазерного луча за пределы мест производства работ;

не допускать установку зеркал и других отражающих свет предметов на- пути прохождения луча лазера.

Строительный мусор со строящихся зданий и лесов опускают по закрытым желобам, в закрытых ящиках или контейнерах. Нижний конец желоба должен находиться не выше 1 м над землей или входить в бункер. Сбрасывать мусор без желобов или других приспособлений разрешается с высоты не более 3 м. При сбрасывании мусора опасную зону со всех сторон ограждают или устанавливают надзор для предупреждения об опасности.

Складирование материалов, конструкций и оборудования должно осуществляться в соответствии с требованиями СНиП, стандартов или технических условий на материалы, изделия и оборудование.

Материалы (конструкции, оборудование) следует размещать на выровненных площадках, принимая меры против самопроизвольного смещения и раскатывания складируемых материалов, Кирпич разрешается складировать в пакетах или на поддонах; фундаментные блоки, блоки стен, плиты покрытия и перекрытия складируют на подкладках и прокладках высотой штабеля до 2,5 м; стеновые панели и панели перегородок—в кассетах или пирамидах.

Подкладки и прокладки в штабелях складируемых материалов и конструкций следует располагать в одной вертикальной плоскости. Их толщина при штабелировании панелей, блоков и тому подобных конструкций должна быть больше высоты выступающих монтажных петель не менее чем на 20 мм.

Между штабелями (стеллажами) на складах должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, обслуживающих склад.

Прислонять (опирать) материалы и изделия к заборам и элементам временных и капитальных сооружений не допускается.

Пылевидные материалы хранят в закрытых емкостях, не допуская распыления в процессе их погрузки и разгрузки. Загрузочные отверстия закрывают защитными решетками, а люки —-затворами,

На рабочих местах, где применяют или приготовляют клеи, мастики, краски и другие материалы, выделяющие взрывоопасные или вредные вещества, не допускается использование открытого огня или искрообразование. Электропроводка таких помещений должна иметь взрывобезопасное исполнение. Кроме этого, необходимо принять меры против возникновения и накопления зарядов статического электричества. Рабочие места, где производятся работы с пылевидными материалами, должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием). Управлять механизмами следует с выносных пультов.

Здания или сооружения, подлежащие разборке, до начала работ необходимо отключить от сетей водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, канализации, технологических продуктопроводов и принять меры против их повреждения. Отключает инженерные сети организация, в ведении которой они находятся, что оформляется соответствующей документацией. Схема временного электроснабжения, если это необходимо в процессе разборки, должна быть независимой от схемы электропроводки разбираемого строения.

Территорию, на которой производится разборка зданий, необходимо оградить и вывесить на ней предупредительные знаки и надписи. Материалы, получаемые при разборке зданий, следует складировать по размерам и маркам на специально отведенных для этого площадках. Не допускается разбирать строения одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали, а также обрушать разбираемые конструкции на перекрытия, т: е. разборка должна осуществляться «сверху вниз»

Применяемые при разборке зданий машины следует размещать вне зоны обрушения конструкций. В случае применения способа «валки» длина рабочих канатов должна быть в три раз больше высоты строения. («Валку» здания можно выполнять методом взрыва).

При разборке зданий взрывным способом необходимо соблюдать требования «Единых правил безопасности при взрывных работах», утвержденных Госгортехнадзором СССР.

Организация и охрана труда при выполнении слесарных операций

На предприятиях проводится определенный комплекс мероприятий по охране труда. имеющих целью обеспечить безопасность, сохранение здоровья и работоспособности.
www.bibliotekar.ru/slesar/5.htm

Другие статьи

Охрана труда на строительной площадке инструкция

6.5.1 Охрана труда при организации строительной площадки

Организация строительной площадки выполнена так, чтобы обеспечивать безопасность труда работающих на всех этапах выполнения работ.

Все территориально обособленные объекты должны быть обеспечены телефонной и радиосвязью либо другими средствами связи. На строительной площадке для машин и людей следует обозначить опасные зоны (знаками, ограждениями и другими средствами), в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

К опасным зонам относят неогражденные проемы и котлованы. Кроме того, к опасным зонам на стройплощадке относят также места перемещения ма-

шин и оборудования или их частей и рабочих органов; места, где содержатся

вредные вещества в концентрациях выше допустимых или воздействует шум интенсивностью выше предельно допустимой; места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами.

Во избежание доступа посторонних лиц опасные зоны должны быть ограждены защитными ограждениями и предупредительными знаками, удовлетворяющими требованиям.

При производстве строительно-монтажных работ необходимо выполнять следующее:

- передвижные автокраны и другие типы грузоподъемников должны иметь соответствующую грузоподъемность и вылет стрелы.

- следует применять траверсы, чтобы избежать повреждения длинномерных и/или тяжелых компонентов и/или собранных узлов.

- если размер пролета здания превышает 25-30 метров, то необходимо применять два или более кранов.

- необходимо следить, чтобы стропы были правильно расположены и зафиксиро­ваны, что обеспечит стабильное положение поднимаемого груза.

- время работы крана можно сократить, если стройплощадка хорошо организована для выгрузки строительных элементов и материалов из грузовых автомашин. Еще больше времени можно сэкономить, если предварительную сборку основных рам на­чинать сразу после разгрузки грузового автомобиля.

- для легкого монтажа, прогоны и ригели (направляющие облицовки), в зависимо­сти от количества связок, следует хранить вдоль боковых стен. Колонны и ригели тор­цевой стены следует хранить вдоль соответствующих им стен. Коробки, содержащие строительные элементы и компоненты, а также изоляцию, следует хранить в сухом месте, вне зоны передвижения кранов и средств транспорта.

- стальные элементы основных конструкций следует хранить в безопасном месте и в правильной последовательности так, чтобы компоненты, которые будут собираться и монтироваться в первую очередь, были легко доступными.

- обеспечить инспекцию, проверку и тестирование всех кранов и грузоподъемни­ков согласно инструкции по охране труда и технике безопасности.

- все операторы кранов должны иметь необходимый уровень квалификации (в со­ответствии с контрактом), должны быть сертифицированы, иметь инструкции по ре­монту и обслуживанию, знать правила техники безопасности и вести записи о контроле и тестах оборудования, которые должны находиться на стройплощадках.

- все краны должны работать в рамках разрешенной безопасной грузоподъемно­сти, соблюдая допуски в поворотах.

- необходимо убедиться в том, что земля (земляная опора) выдержит крановые нагрузки, путем контроля устойчивости крана в неподвижном состоянии и при работе под нагрузкой.

- необходимо убедиться в том, что ни при каких положениях крана и поднимаемого груза им не мешают надземные электрические линии или другие опасности.

- всегда следует проверять оборудование на предмет повреждения или износ грузоподъемников перед применением.

- никогда не использовать оборудование не по назначению и не перегружать его. Правильно хранить (додержать) грузоподъемное оборудование после использования

- чтобы избежать повреждения, необходимо использовать нейлоновые

стропы при подъеме или манипулировании упакованными материала или связками;

- чтобы не повредить стропы, использовать металлические угловые прокладки, исключающие прямой контакт панелей и строп;

- необходимо убедиться в том, что краны и грузоподъемники остаются на строй площадке до того, как компоненты или сборные части здания установлены и зафиксированы в проектное положение при помощи необходимых связей (соединений).

Пожарная безопасность на строительной площадке обеспечена в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности при производстве строительно - монтажных работ, а так же с требованиями Правил пожарной безопасности РФ.

Электробезопасность на строительной площадке, участках работ и рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.003-86*.

Скорость движения автотранспорта по строительной площадке и вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.

Ширина проходов к рабочим местам на рабочих местах не менее 0,6 м, высота проходов в свету не менее 1,8 м.

Входы в строящееся здание (сооружение) должны быть защищены сверху сплошным навесом шириной не менее ширины входа с вылетом на расстояние не менее 2 м от стены здания.

Рабочие места и проходы к ним на высоте 1,3 м и более и расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте ограждают временными ограждениями в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ - «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные». Если невозможно устроить ограждения рабочих мест, то работы на высоте выполняют с использованием предохранительных поясов по ГОСТ 12.4.089-86.

Перед началом работ в местах, где возможно появление вредного газа, в том числе в закрытых емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды. Эту работу выполняют специалисты санитарно-эпидемиологической службы.

При внезапном появлении вредных газов производство строительных или специальных работ следует остановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) или с применением работающими необходимых средств индивидуальной защиты.

Строительный мусор со строящихся зданий и лесов опускают по закрытым желобам, в закрытых ящиках или контейнерах. Нижний конец желоба находиться не выше 1 м над землей или входить в бункер. Сбрасывать мусор без желобов или других приспособлений разрешается с высоты не более З м. При сбрасывании мусора опасную зону со всех сторон ограждают или устанавливают надзор для предупреждения об опасности.

Складирование материалов, конструкций и оборудования должно осуществляться в соответствии с требованиями СНиП, стандартов или технических условий на материалы, изделия и оборудование.

Лакокрасочные, изоляционные, отделочные и другие материалы, выделяющие взрывоопасные или вредные вещества, хранятся на рабочих местах в количествах, не превышающих сменную потребность.

Безопасность труда на строительной площадке

Безопасность труда на строительной площадке. Организация строительной площадки

Магазин Охраны Труда предлагает Вашему вниманию информационные материалы для организации строительной площадки.

На всех участках строительства, где это требуется по условиям работы, возле оборудования, машин и механизмов, на подъездных путях, автомобильных дорогах и в других опасных местах должны быть вывешены хорошо видимые, а в темное время суток освещенные предупредительные и указательные надписи или знаки безопасности, плакаты и инструкции по технике безопасности.

Организация работы на строительной площадке должна соответствовать стройгенплану, входящему в проект производства работ. При размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей следует установить опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы. Опасные зоны должны быть обозначены знаками безопасности и надписями установленной формы.

Строительную площадку в населенных местах или на территории действующих промышленных предприятий во избежание доступа посторонних лиц ограждают. Конструкция ограждения должна соответствовать требованиям ГОСТ 23407–78. Ограждения вдоль улиц, проездов и проходов общего пользования выполняют в виде сплошного забора высотой не менее 2 м. Его устанавливают на расстоянии не менее 10 м от строящегося объекта, оборудуют защитным козырьком над пешеходной дорожкой, устанавливаемым под углом 20° к горизонту.

На строительной площадке следует выделять опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы. Опасные зоны должны быть обозначены знаками безопасности и надписями установленной формы.

Зоны постоянно действующих опасных производственных факторов:
— вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;
— вблизи от неогражденных перепадов по высоте на 1,3 м и более;
— в местах перемещения машин и оборудования или их частей и рабочих органов;
— в местах, где содержатся вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых или воздействует шум интенсивностью выше предельно допустимой;
— в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами.

Во избежании доступа посторонних лиц зоны постоянно действующих производственных опасных факторов ограждают защитными ограждениями согласно ГОСТ 23.407–78. Производство строительно-монтажных работ в этих зонах, как правило, не допускается.

Зоны потенциально действующих опасных производственных факторов ограждают сигнальными ограждениями согласно ГОСТ 23.407–78.

До начала работ на строительной площадке должны быть сооружены подъездные пути и внутриплощадочные дороги, обеспечивающие свободный и безопасный доступ транспортных средств ко всем строящимся объектам, складским площадкам и помещениям.

Безопасное движение транспорта на строительной площадке обеспечивают: его рациональная схема, учитывающая пути движения рабочих, соблюдение размеров и типов дорожного полотна в зависимости от применяемых транспортных средств, установка дорожных знаков и надписей, выполнение мероприятий по безопасному производству погрузочно-разгру-зочных работ в зоне действия монтажных механизмов.

Скорость движения автомобилей на территории строящихся объектов не должна превышать 10, а на поворотах — 5 км/ч.

При наличии на строительной площадке железнодорожных путей количество пересечений их с автомобильными дорогами должно быть минимальным. Каждое пересечение (переезд) небходимо ограждать. Устраивают переезды по типовым чертежам. Как правило, автомобильная дорога должна пересекать железную дорогу под углом 90°, при хорошей видимости пересечение допускается под углом 60°.

Проезды, проходы, подкрановые пути, погрузочно-разгрузочные площадки и рабочие места следует регулярно очищать от строительного мусора, в зимнее время — от снега и льда, дороги и проходы посыпать песком, шлаком или золой, а в летнее время поливать водой. Проходы для рабочих, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20°, следует оборудовать стремянками или лестницами с односторонними перилами.

Складские площадки следует рационально размещать в зоне работы монтажных механизмов на спланированных участках с твердым основанием (утрамбованный грунт, сборные железобетонные дорожные плиты, асфальт).

В местах складирования автомобильные дороги должны иметь достаточные уширения, позволяющие безопасно выполнять погрузочно-разгрузочные работы. Так как складские площадки, располагаемые в зоне действия монтажных механизмов, являются опасными зонами, то они должны быть обязательно ограждены. Располагать закрытые складские площадки в зоне работ кранов не допускается.

На площадках для укладки конструкций и деталей должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Нельзя размещать грузы в проходах и проездах.

В штабеля следует укладывать изделия только одной марки. Марка должна быть видна со стороны проезда или прохода, монтажные петли для строповки при этом расположены сверху. Возле каждого штабеля изделий со стороны прохода или проезда устанавливают знаки с указанием схем строповки и технических характеристик. Высота штабеля во избежание обрушения конструкций и деталей регламентируется СНиП Ш-4-80.

МАТЕРИАЛЫ, используемые при производстве знаков и щитов для строительных площадок:
  • пластик 2, 4мм (рекомендуемый материал)
  • самоклеющеяся пленка (недорогой материал)
  • банерная ткань (удобный материал)
  • металл (долговечный материал)

    Ассортимент продукции для обустройства строительной площадки, представленной Магазином Охраны труда

    Информационные щиты

    Какая стройка может обойтись без указателей? Мы предлагаем Вам уже готовый ассортимент щитов для строительства, призванный привлечь внимание и информирующий людей об опасности и маршрутах передвижения.

    Паспорт стройки

    Информация, размещенная на паспорте стройки — отличная реклама строительной компании и необходимый информатор о сроках и цели проведения строительства.

    Знаки безопасности и информационные указатели

    Идет строительство. Как не заблудиться и найти среди всех бытовок и строительных будок необходимую? — правильно надо подписать каждую.

    Плакаты для строителей

    Каждый строитель должен и обязан знать правила по технике безопасности на строительстве. Плакаты по безопасности — ежедневное напоминание и хороший воспитатель.

    Стенды на стройплощадке

    Хорошо оформленный и презентабельный участок — это отличная визитная карточка компании, а наглядная агитация правил техники безопасности, размещенная на стенде — необходимое условие безопасности жизнедеятельности.

    Схемы строповок и складирования грузов

    Не секрет, что каждый строитель должен знать правила погрузо-разгрузочных работ и уметь правильно принимать, перемещать, складировать и хранить грузы и стройматериалы.

    Дорожные знаки на стройплощадке

    Как и на дороге, на строительной площадке существуют свои правила движения. Так же дорожные знаки призваны информировать водителей о зоне повышенной опасности.

    Схемы движения

    Схема движения по строй площадке укажет водителю, где находится какой объект и поможет сориентироваться на месте.

    Журналы по строительству

    Каждый прораб обязан везти журналы по приему стройматериалов, по уходу за бетоном, по контролю качества выполняемых работ, по учету иосмотру оборудования и инструмента.

    Дорожные ограждения и оградительная лента

    Строительная площадка — объект повышенной опасности, поэтому она должна хорошо охраняться и быть недоступной для праздношатающихся и любопытных.

  • Требования безопасности к организации строительной площадки и строительных работ

    Охрана труда Требования безопасности к организации строительной площадки и строительных работ

    Основными причинами несчастных случаев при выполнении строительных работ являются: неисправность машин, механизмов, инструментов и неправильная их эксплуатация, неисправность или отсутствие оградительных устройств опасных мест работ, неправильное складирование кирпича, блоков и других сборных деталей, отсутствие или неправильно изготовленные трапы, мостки для прохождения людей и транспорта, загроможденность рабочих зон и проходов, отсутствие сигнализации и несогласованность действий рабочих, нарушение правил техники безопасности и др. [7, 8].

    До начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая: устройство ограждения территории стройплощадки; водоотвода (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладку коммуникаций; устройство временных автомобильных дорог; прокладку сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода; освобождение строительной площадки от мусора (расчистка территории, снос строений), планировку территории, завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений; устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.

    Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда [7].

    Производство работ на строительном объекте следует вести в технологической последовательности согласно календарному плану (графику) работ. Завершение предшествующих работ является необходимым условием для подготовки и выполнения последующих. При необходимости совмещения работ должны проводиться дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности выполнения совмещенных работ.

    В подготовительный период строительную площадку освобождают от посторонних предметов, выравнивают ее территорию, ограждают, устраивают временное освещение, укладывают крановые пути, строят временные дороги и коммуникации, проводят водоотводы, возводят временные сооружения и выполняют разбивку объекта, т. е. намечают контуры будущих объектов. Строительная площадка на протяжении всего строительства должна содержаться в чистоте. Мусор и отходы следует своевременно убирать. Наличие удобных подъездов и дорог шириной не менее 3,5 м при одностороннем и 6 м при двустороннем движении ведет к сокращению травм на транспорте. Радиус закруглений автодорог должен быть не менее 10-12 м. На территории строительства необходимо устанавливать указатели проездов, дорожные знаки с обозначением допустимой скорости и другие надписи. Скорость движения автомобилей на строительной площадке не должна превышать возле строящихся объектов 10 км/час, а на поворотах - 5 км/час.

    Чтобы предупредить доступ на строительную площадку посторонних людей и домашних животных, ее следует ограждать. Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям:

    - высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2;

    - ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и быть оборудованы сплошным защитным козырьком;

    - козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов;

    - ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

    Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком шириной не менее 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть 70-75°.

    В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.

    Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

    - ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,6 м, а высота таких проходов в свету - не менее 1,8 м;

    - лестницы или скобы, применяемые для подъема или спуска работников на рабочие места, расположенные на высоте более 5 м, должны быть оборудованы устройствами для закрепления фала предохранительного пояса (канатами с ловителями и др.).

    Для прохода рабочих, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работающих, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног.

    В темное время суток строительную площадку и места опасных переходов освещают. Для строительных площадок и участков работ необходимо предусматривать общее равномерное освещение. При этом освещенность должна быть не менее 2 лк независимо от применяемых источников света, за исключением участков, освещенность которых должна быть не менее указанной в табл. 4.1.1 [7].

    Таблица 4.1.1. Освещенность строительных участков

    Участки строительных площадок и работ

    Эвакуационное освещение должно быть предусмотрено в местах основных путей эвакуации, а также в местах проходов, где существует опасность травматизма. Эвакуационное освещение должно обеспечивать внутри строящегося здания освещенность 0,5 лк, вне здания - 0,2 лк.

    Охранное освещение должно обеспечивать на границах строительных площадок или участков производства работ горизонтальную освещенность 0,5 лк на уровне земли или вертикальную на плоскости ограждения.

    Для участков работ, где нормируемые уровни освещенности должны быть более 2 лк, в дополнение к общему равномерному освещению следует предусматривать общее локализованное освещение. Для тех участков, на которых возможно только временное пребывание людей, уровни освещенности должны быть снижены до 0,5 лк.

    Зоны с уровнем звука свыше 85 дБ должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается. Запрещается даже кратковременное пребывание в зонах с уровнями звукового давления выше 130 дБ в любой октавной полосе.

    Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы для укрытия от атмосферных осадков. При температуре воздуха на рабочих местах ниже 10 °С работающие на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях должны быть обеспечены помещениями для обогрева.

    На строительной площадке должен иметься комплекс санитарно-бытовых помещений: раздевалка, комната для приема пищи, уборная, умывальная и др. Для оказания первой помощи на каждом объекте должна быть аптечка с необходимыми медикаментами.

    Строительные конструкции и материалы размещают в зоне грузоподъемных механизмов так, чтобы их было удобно транспортировать. Склад должен иметь твердое основание и хорошие подъезды для транспорта. Складирование материалов и конструкций производится в сдвоенных штабелях, располагаемых вдоль транспортных путей. Расстояние между каждой парой штабелей допускается 1 м, а между штабелями - 0,5 м. В каждый штабель укладываются изделия только одного типа и одной марки. Нижний ряд штабеля укладывается на две подкладки, а между последующими рядами располагают прокладки толщиной не менее 5 см. Подкладки и прокладки в ряду размещают в одной вертикали так, чтобы их концы выступали за габарит штабеля не менее чем на 25 см. Этим предупреждается деформация строительных конструкций от собственного веса и их раскатывание и сползание в стороны. Максимальная высота штабеля нормируется. На рис. 4.1.1 в качестве примеров показано складирование в штабеля некоторых конструкций.

    Рис. 4.1.1. Способы складирования материалов и конструкций: а - фундаментные блоки; б - плиты покрытий и перекрытий; в - круглый лес; г - подкрановые балки; д - прогоны, колонны; е - трубы; 1- подкладки, 2 - прокладки. 3 - скобы, 4- упоры, 5 - подкосы

    В процессе работ на строительной площадке возникают участки, на которых пребывание людей становится опасным. Например, при работах, выполняемых на высоте, опасным считают участок, расположенный внизу под рабочей площадкой. Опасные условия работы часто возникают в результате оползней грунта в котлованах при установке крана на краю котлована. На строительной площадке выделяют опасные, запретные и охранные зоны.

    Охрана труда Законодательство и РД

    Охрана и безопасность труда на стройке

    Меры безопасности на стройке

    Сегодня строительные площадки представляют собой высокомеханизированное производство, где применяются десятки видов специализированной строительной техники. Чтобы обеспечить в этих сложных условиях необходимую безопасность труда, все работы должны выполняться при соблюдении предписываемых регламентов. Однако многие профильные предприятия в России зачастую пренебрегают данными правилами в целях ускорения работ или экономии средств.
    К мерам охраны труда и безопасности на стройке относится соответствующая организация производственного процесса, складирования деталей и материалов, обеспечение рабочего освещения на площадке. Необходимо также должным образом организовать технический надзор за специальным оборудованием и крановыми путями, используемыми при строительстве. Кроме того, согласно установленным правилам, для соблюдения безопасности на возводимых объектах необходимо проводить систематический инструктаж обслуживающего персонала. Установка ограждений на всех лестницах и специальных площадках, а также в области подвижных и вращающихся частей крана наряду с укомплектованием кранового оборудования исправным инструментом также является обязательным условием, которое поможет избежать чрезвычайных ситуаций.
    Мероприятия по охране труда и технике безопасности на строительной площадке предусматривают создание соответствующих условий, как для непосредственных работников, так и для временных посетителей возводимого объекта.
    Сегодня общепринятой практикой является оборудование территории строительства внутриплощадочными дорогами и указателями, обозначающими места проездов и проходов. При этом опасные для движения зоны должны быть ограждены либо отмечены предупредительными сигналами и надписями, хорошо видимыми в любое время суток.

    Опасности при использовании строительных машин

    Использование специальных машин при возведении различных объектов сопряжено с дополнительной опасностью. Поэтому так важно не только правильно размещать технику на площадке для того, чтобы не загромождать проезды и подходы, но и регулярно проверять уровень профессиональных навыков операторов строительного оборудования. Кроме того, машины должны быть оснащены приспособлениями, обеспечивающими безопасность труда. При этом особое внимание следует обратить на ограждения движущихся элементов механизмов. Также специальная техника постоянно должна находиться в исправном состоянии, для этого чрезвычайно важно осуществлять своевременное и качественное сервисное обслуживание оборудования.
    При применении на строительном объекте башенных кранов важно следить за исправностью крановых путей. Для этого они должны ежедневно инспектироваться и своевременно ремонтироваться. Также не стоит забывать, что неэксплуатируемые краны должны быть не только оснащены противоугонными устройствами, но и отключены от энергоснабжения.
    Для защиты строителей от возможных несчастных случаев, связанных с поражением электрическим током, все временные установки и сети, находящиеся под напряжением, необходимо оснастить изолированными проводами. Они должны быть подвешены на высоте не менее 2,4 метра над рабочими местами, 3,5 метра над проходами и 5 метров над проездами. Кроме того, все специальные машины, электродвигатели, а также пусковые аппараты и другие устройства на строительной площадке, находящиеся под напряжением, заземляют в соответствии с правилами инструкции электробезопасности.
    При этом подобные установки должны быть снабжены предупреждающими надписями и знаками. К работе с пневматическими и электрифицированными инструментами допускаются только лица, полностью овладевшие правилами эксплуатации и прошедшие необходимое производственное обучение.
    Очень важно, чтобы все сотрудники, осуществляющие строительно-монтажные работы, были обучены приемам оказания первой помощи при несчастных случаях или поражении человека электротоком.

    Человеческий фактор - причина бед на стройке

    Согласно исследовательским данным, причиной 60% аварий с участием специального оборудования и машин на строительной площадке является физическая усталость работников. Более того, по статистике, в 30% случаев дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом также виновато истощение сил операторов.
    Психологи, исследующие трудовые ритмы, установили, что большинство водителей тяжелой строительной техники с середины рабочего дня испытывают чувство тревоги, а также сталкиваются с последствиями так называемых циркадных ритмов, оказывающих влияние на деятельность мышц. Кроме того, установлено, что температура тела человека в период между 2 и 6 часами существенно понижается, что в сочетание с физической усталостью, особенно в случае если смена длится 12 часов, а также снижением внимания и общего времени реакции, может привести к несчастным случаям.
    По мнению заместителя начальника департамента по ремонту трубопроводов ЗАО «АХРСУ-ГЕСКОЛ» Владимира Кравцова, среди наиболее распространенных причин нарушения техники безопасности на стройплощадке при эксплуатации любой специальной техники можно выделить человеческий фактор, а именно несоблюдение правил и инструкций и допуск к работе необученных сотрудников без соответствующих средств индивидуальной зашиты.
    «Кроме того, очень часто на возводимом объекте можно столкнуться с пренебрежительным отношением к требованиям охраны труда и промышленной безопасности вследствие халатности и неопытности, либо, наоборот, большого стажа работы и излишней самоуверенности, - продолжает господин Кравцов. - Однако существуют и технологические причины, среди которых наиболее часто встречается нарушение технологии, предусмотренной проектом, использование неисправных машин и высокий уровень износа оборудования».
    По словам Владимира Кравцова, ещё одной распространенной причиной нарушения техники безопасности при строительстве является несоблюдение требований нормативно - технической документации и правил осуществления работ по вине организации-производителя. Зачастую это происходит, когда застройщик вынужден торопить работников, в случае если они не укладываются в план. Кроме того, при использовании на строительной площадке арендованного оборудования периодически можно столкнуться с халатным отношением к их техническому состоянию.
    «В данном случае многие действуют по принципу: не мое - не надо следить, что впоследствии приводит к отказу либо нарушениям в работе специальных машин, а, следовательно, и к несчастным случаям», — отмечает заместитель начальника департамента по ремонту трубопроводов ЗАО «АХРСУ-ГЕСКОЛ»
    «На мой взгляд, поднять уровень безопасности на стройплощадках России возможно, пригласив европейских специалистов, либо поменяв менталитет отечественных работников. Кроме того, необходимо существенно повысить уровень производственной дисциплины, квалификации персонала и контроля за соблюдением правил техники безопасности, а также исключить возможность использования неисправных машин и механизмов. Ещё одним «больным местом» российского строительства является экономия на техническом обслуживании, ежедневных осмотрах и аттестациях оборудования, что также недопустимо», — заявил господин Кравцов.
    Менеджер арендного направления «Тюменского Агрегатно-Ремонтного Завода» Денис Соколюк придерживается аналогичного мнения и считает, что главной причиной пренебрежения техникой безопасности при осуществлении строительных работ в России является русский менталитет, а также стремление профильных компаний экономить буквально на всём.
    «Ранее я работал в крупной государственной компании и могу сказать, что техника безопасности там нарушалась постоянно. Чаще всего происходило это из-за чрезвычайно сжатых сроков выполнения работ, а также массы ненужных обязанностей инженерно-технического контролирующего состава (ИТР). Ещё одной немаловажной причиной систематического нарушения техники безопасности при строительстве можно назвать крайне неудовлетворительное качество работы государственных контролирующих органов и широкое распространение взяточничества в данной сфере, - утверждает господин Соколюк. - Зачастую девелоперы не уделяют должного внимания организации техники безопасности, так как все возникающие проблемы при проверке функционирования строительной площадки легко снимаются при помощи финансов».
    Как отметил Денис Соколюк, уровень безопасности на предприятиях при использовании специальной и строительной техники можно поднять за счет ежедневной профилактики и соблюдения должного уровня контроля со стороны сотрудников ИТР, а также добросовестной работы государственных контролирующих органов.

    Забота производителей о качестве строительной техники

    Одним из главных направлений деятельности производителей строительной техники является работа по повышению уровня безопасности при эксплуатации специального оборудования. По словам Евгения Епина, маркетолога официального дистрибьютора Komatsu в России компании «КОМЕК МАШИНЕРИ», совершенствование конструкции и снижение количества чрезвычайных ситуаций при использовании строительных машин на сегодняшний день чрезвычайно важно, так как аварии при работе оборудования не только зачастую приводят к человеческим жертвам, но и крайне негативно сказываются на имидже производителей.
    С 11 сентября 2010 года в Ярославле начал работать завод ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», на котором выпускаются экскаваторы восьмой серии массой от 20 до 40 тонн. Эти машины адаптированы для эксплуатации в тяжелых климатических условиях России и оснащены беспрецедентными функциями обеспечения безопасности. Так, например, рама кабины экскаваторов дополнительно укреплена для того, чтобы обезопасить оператора от травм, если машина перевернётся, а поверхность новых экскаваторов будет покрываться специальными пластинами, предупреждающими скольжение работников при эксплуатации или проведении ремонтных работ.
    Еще одним нововведением является установка дополнительных зеркал заднего вида по обеим сторонам машины, что обеспечит оператору лучший обзор и позволит сократить количество несчастных случаев при применении строительной техники. Также экскаваторы будут оснащаться дополнительной защитной перегородкой, отделяющей двигательный отсек от насосного, что позволит предотвратить возможность попадания горюче-смазочных материалов на мотор при поломке гидравлических систем».

    За что расплачивается владелец техники?

    Чтобы внести ясность в вопрос, на кого при возникновении чрезвычайно ситуации на строительной площадке с использованием арендованной техники ложится вина и кто обязан возместить нанесённый ущерб, мы обратились за комментариями к заместителю генерального директора юридической фирмы «Де Вико-Эксперт» Александру Ксенофонтову.
    Так, по мнению А. Ксенофонтова, в соответствии с гражданским законодательством РФ, а именно статьёй 1079 ГК РФ, обязательства по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в том числе и строительной техникой, в полной мере возлагаются на владельца оборудования, т.е. собственника, арендатора либо лицо, владеющее данным объектом на праве хозяйственного ведения.
    - Однако из этого правила есть исключение, - заявляет юрист. - Владелец строительной техники не будет отвечать за вред, причиненный специальными машинами в том случае, если докажет, что во время возникновения чрезвычайно ситуации объект не находился в его обладании вследствие кражи или противоправных действий третьих лиц. Таким образом, ответственность при возникновении чрезвычайной ситуации со специальным оборудованием ложится на того, кто владел источником повышенной опасности непосредственно во время нарушения техники безопасности и причинения вреда здоровью рабочих либо финансового ущерба.
    При этом важно помнить, что ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, по договорам аренды транспортного средства без экипажа несет арендатор, а в случае заключения арендного договора на транспортное средство с экипажем - арендодатель.
    Что касается возмещения ущерба, нанесенного имуществу или здоровью людей, то в соответствии со статьей 1064 ГК РФ он подлежит возмещению в полном объеме владельцем техники либо лицом, причинившим вред. Кроме того, отмечает эксперт, договором аренды оборудования может быть предусмотрена обязанность виновного в возникновении чрезвычайной ситуации выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещения вреда. Также согласно статье 1068 ГК РФ юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный его работником, который в момент аварии исполнял свои служебные обязанности.
    Но если ответственность виновного в причинении вреда в установленном порядке застрахована, то возмещение ущерба частично или полностью может быть возложено на страховую компанию.
    На строительных объектах страны из-за не соблюдения техники безопасности и по неосторожности ежегодно гибнет сотни человек. Усугубляет положение с охраной труда на стройке и стремление к сокращению расходов на обеспечение безопасных условий труда, спешка и авралы, а также вымогательство или полное безразличие со стороны государственных контролирующих органов, уже давно ставшие нормой в России.
    Все это в целом препятствуют организации достойных и безопасных условий труда для работников строительной отрасли.

    Источник: портал dst.b2b-rent.ru

    Теги: Охрана труда и техника безопасности на стройке, строительные машины, возмещение ущерба