Руководства, Инструкции, Бланки

педагогическое руководство дидактическими играми img-1

педагогическое руководство дидактическими играми

Рейтинг: 4.1/5.0 (1876 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Виды дидактических игр и их педагогическое руководство


Главная | О нас | Обратная связь

Виды дидактических игр и их педагогическое руководство

Классификация дидактических игр дает возможность проследить их сущностные особенности, использование которых обеспечивает соответствующий учебно-воспитательный эффект. В дошкольной педагогике дидактические игры различают по учебным содержанием, игровыми действиями и правилами, организацией и отношениями детей, ролью воспитателя т.д. Эти классификации соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры для сенсорного воспитания, игры, направленные на ознакомление детей с объектами и явлениями окружающей действительности, на формированию элементарных математических представлений, на речевое развитие и др. Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют: 1. Игры с предметами. В таких играх используют дидактические 2. Настольно-печатные игры. Они предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. 3. Словесные игры. Они являются наиболее сложными, поскольку заставляют детей оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми к тому времени они не действуют, использовать приобретенные знания в новых ситуациях и связях. В младшем дошкольном возрасте эти игры направлены на развитие речи, В старшем дошкольном возрасте словесные игры развивают самостоятельность мышления, активизируют умственную деятельность детей. Как правило, дошкольникам приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию, по признакам сходства и различия, группировать по свойствам, находить алогизмы в суждениях, выдумывать собственные рассказы. Классификация игр по материалу отмечает их направленности на обучение, познавательную деятельность, но она лишь поверхностно раскрывает основы дидактической игры: особенности игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Этой цели подчинена классификация дидактических игр, предложенная А. Сорокиной, по которой выделяют: 1) игры-путешествия. Отражают реальные факты и события через необычное: простое - через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое - через интересное. 2) игры-поручения. Игровое задание и игровые действия в них основаны на предложения что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки красного цвета »,« Достань из мешочка предметы круглой формы »и др.; 3) игры-предположения. их игровое задание выражено в названиях: «Что было б. », «Что бы я сделал, если бы. » и др. Они побуждают детей к осмысление следующего действия, что требует умения сопоставлять знания обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения; 4) игры-загадки. Развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы; 5) игры-беседы. Основой их является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое выступает как игровое обучение и игровая деятельность. Ценность таких игр заключается в активизации эмоционально-мыслительных процессов (единства слова, действия, мысли, воображения детей), в воспитании умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, высказывать суждения.

Сюжетно-ролевые дидактические игры. Игровые действия, предусмотренные в них, заключаются в отражении различных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (Покупателя, продавца, волка, гусей и др.); - Игры в фанты или в запрещенное «штрафной» предмет (картинку). Они связанные с интересными для детей игровыми моментами

Ознакомлению детей с содержанием дидактической игры способствуют демонстрации предметов, картинок, короткие беседы, во время которых уточняются их знания и представления. Раскрывая ход и правила игры, воспитатель должен настроить детей на соблюдение его правил, совместно с ними выяснить рациональные способы достижения предполагаемого результата. Непосредственная его участие зависит от возраста, уровня подготовки детей, сложности дидактического задания, игровых правил. Главное при этом для педагога - направить действия игроков советом, вопросом, напоминанием. Воспитателю часто приходится объяснять игровые правила, показывать способы действий детям раннего и младшего дошкольного возраста. В повторных играх он контролирует выполнение правил каждым ребенком. С усвоением содержания и правил игры дошкольники начинают действовать самостоятельно, а педагог наблюдает и вмешивается лишь для преодоления трудностей, которые могут возникнуть. Во время подведения итогов игры важно, чтобы воспитатель правильно и справедливо оценил соблюдение детьми установленных правил. Объективная, обязательно доброжелательная оценка является необходимым условием эффективности дидактических игр как метода формирования познавательной, двигательной, коммуникативной активности дошкольника, воспитание нравственного поведения. Педагог должен продуманно подбирать игры, учитывая содержание воспитательной работы в группе на конкретный период, интерес дошкольников к играм, их личное стремление к взаимодействию, создавать игровой настрой, заменять отдельные игры новыми, разнообразить игровые действия и т.д. Вместе с тем следует избегать прямого обучения и руководства игровой деятельностью детей

Другие статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИГРАМИ - Студопедия

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИГРАМИ

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их пси­хофизиологическими особенностями, но есть общие прави­ла, которые воспитатель должен учитывать. Рассмотрим их.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать со­ответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактичес­кий материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выно­сить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с ди­дактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педаго­га требуют настольно-печатные игры, из которых легко те­ряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрово­го опыта детей. Для этого целесообразно проводить обуче­ние игровым действиям с дидактическими игрушками, вы­полняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу скла­дывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, вклю­чение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи раз­вития у детей самостоятельности, навыков самоорганиза­ции, творческого отношения к игре. Следует поддержи­вать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые иг­ровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Учитывая своеобразие дидактической игры как пере­ходной формы к неигровой, учебной деятельности, следу­ет избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Например, перед игрой «Айболит» предлагает вспомнить сказку К.Чуковского, ее персонажей, их приключения, поступ ки. Затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, из­бегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реп­лик негативного характера. По окончании игры необхо­димо повысить эмоциональный настрой детей, подчерк­нув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился выигрыша.

Дидактические игры используются на занятиях и в са­мостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью за­нятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Руководство дидактическими играми и их планирование

Руководство дидактическими играми и их планирование

В дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время нe превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.
При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.
Так, большую ценность в развитии мышления детей имеют дидактические игры по элементарным математическим представлениям. Усвоить название чисел до 10 не так уж трудно для детей. Гораздо труднее усвоить отношения между множествами. В игре дети уточняют и осмысливают, где сколько предметов разложено, какое число больше, какое меньше и насколько.
Если ребенок в игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время экскурсий. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения.
Воспитателю необходимо при подготовке к проведению дидактических игр помнить, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным».
Воспитатель, используя интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное (лото). Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственным ориентированием. Приучают детей слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, предметом, действием (например, игра «Чудесный мешочек» — ребенок достает из мешочка на ощупь собачку, называет ее и показывает, как она лает).
В дидактических играх дети лучше осознают и закрепляют различие, сходство, равенство предметов, овладевают понятием, что разные по содержанию предметы могут быть окрашены в одинаковый цвет.
С детьми младшего возраста воспитателю целесообразно самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Например, с матрешками. Раскрыть матрешку, вынуть одну из другой, внимательно рассмотреть их. Затем поставить матрешек в ряд, по росту, после чего предложить детям собрать матрешек в одну.
Воспитатель направляет игровое действие «сбор матрешек» на выполнение задачи: закрепить понятие «больше - меньше — самая маленькая».
В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста нужна активность воспитателя в обучении детей приемам игровых действий. Учить детей в игре правильно раскладывать предметы (брать в правую руку и класть слева направо). Если речь идет о двух множествах - уточек столько, сколько рыбок, уточек и рыбок поровну. Сколько нам их нужно для игры?
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитательница принимает участие в дидактических играх. Она является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае — найти игрушку или предмет.
Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана.
Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед — назад, справа — слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4—5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи. Например, используя правила поведения пешеходов на улице, закрепляют знания правил, как обходить трамвай или троллейбус, стоящий на остановке, как переходить дорогу, руководствуясь сигналами светофора (игра «Путешествие в страну дорожных знаков»).
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у детей слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.
Воспитателей детсада подчас удовлетворяет, что дети отвечают на вопросы, активны, справляются с заданием на занятии и в процессе игр. Но не всегда они задумываются над тем, что дали занятие или игра для развития мышления ребенка, умеют ли дети в группе рассуждать, обобщать, сравнивать. Например, программная задача — счет. В старшей группе дети знакомятся с числом 5. Воспитатель заготовил пять матрешек, пять елочек (не больше и не меньше). Детям было дано по пять кружков. Дети все считали правильно. Занятие прошло хорошо. Однако здесь дети решили одну задачу — запомнить и воспроизвести. Все обучение сводилось к передаче самого элементарного, без творческого развития мысли. На подобных занятиях воспитатель зачастую объясняет детям подробно то, что им уже давно известно. Воспитателя удовлетворяет положительный результат работы детей. Но можно ли на этом успокаиваться?
Если воспитатель не ставит перед детьми задач, требующих размышления, выбора, сравнения, предвидения, то дети привыкают действовать согласно этой инструкции только в одной, конкретной ситуации. Подобная работа, но в другой обстановке уже опять потребует разъяснения. Такое обучение не служит средством умственного развития ребенка.
Развитие мышления детей не происходит само собой, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые на занятиях, в дидактических играх передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, делать обоснованные выводы. Например: какое дерево выше? толще? как это определить? от какого дерева лист? чем сходство и различие? чем похожи и отличаются здания детсада и школы? как узнать, что продают в магазине? как вы догадались, что здесь переход через улицу?
Воспитателям не следует чрезмерно опекать детей даже в игре, а всей системой воспитательной работы необходимо развивать у них самостоятельность, способность работать с полной умственной нагрузкой в соответствии с программой. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам.
В играх ребенок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться ее решения. Дидактические игры вызывают интерес к людям труда, к машинам, расширяют представления о деятельности и взаимоотношениях людей к различным событиям в жизни, изменениям в природе.
Игра помогает развивать умение самостоятельно организоваться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения, чувство самоконтроля. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением.
В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия (игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике, во время экскурсий, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. В игре дети должны проявить упорство при выполнении правил, вспомнить определенные события из окружающей жизни.
Возросшая самостоятельность и целеустремленность повышает у детей старшего возраста интерес к играм, в которых есть элементы соревнования и выигрыш. Игра «Соедини части, получишь целое» развивает усидчивость, сосредоточенность, требует сообразительности и наблюдательности. Игры такого типа рекомендуется проводить индивидуально с теми детьми, у которых надо воспитать внимание, усидчивость, наблюдательность.
В дидактической игре «Раз-два» берется десять комплектов карточек с изображением домашних или диких животных, ягод, овощей, цветов, деревьев. Изображения на карточках могут быть любые, в зависимости от требований программы на определенный отрезок времени.
Дидактическая задача: упражнение в классификации предметов, воспитание внимания, наблюдательности, сдержанности.
Игровое действие: соревнование.
Правила: все дети одновременно кладут карточки на середину стола изображением вверх и быстро находят сходные.
Воспитатель подает команду: «Раз!» — играющие поспешно снимают со своих стопок верхние карточки, держа их изображением вниз. Затем тут же по счету «Два!» все кладут эти карточки на стол изображением вверх. Дети внимательно смотрят на карточки, стараясь быстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе, и назвать эту группу. Например, Саша открыл карточку с изображением мака, Света — огурца, Андрей — лошади, Ира — коровы, Коля — розы, Наташа — капусты.
Света быстро называет «овощи» и забирает Наташину карточку с изображением капусты. Саша называет «цветы» и забирает карточку Коли. Ира назвала «домашних животных» и забрала карточку Андрея.
Затем открыли следующие карточки. Саша и Наташа одновременно назвали «мебель», и им пришлось поделить карточки, на которых были нарисованы стол и диван.
Стараясь быстрее отгадать, Андрей и Ира неправильно назвали группы и оставили свои карточки на столе. Внимание и интерес детей к игре не ослабевал до тех пор, пока в стопках не оставалось ни одной карточки.
Больше всех собрали карточек Саша, Света и Наташа. Коля, Андрей и Ира, хотя и не выиграли, но к концу игры стали правильно определять группы предметов, стали более внимательными.
Систематически проводя с детьми подготовительной к школе группы дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей, но и вырабатывать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.
Игра «Что вам нужно» поможет детям усвоить, какие учебные принадлежности нужны ученику I класса, как их надо хранить. Как можно быстро вынуть нужные учебные пособия, готовясь к уроку рисования или уроку математики, и т. д.
Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры, усложнить дидактическую задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.
Дидактические игры — обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает воспитательница или какие есть (настольно-печатные) в группе.
При проведении дидактической игры воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.
Дидактические игры следует планировать в таких разделах программы, как ознакомление с окружающим и развитие речи, элементарные математические представления, физическое и музыкальное воспитание.
Для правильного планирования дидактических игр воспитателям прежде всего надо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками.
Практика показала, что во всех возрастных группах можно запланировать и успешно провести от 16 до 20 дидактических игр в месяц. Конечно, дидактические игры не обязательно планировать и проводить на всех занятиях, а только там, где это необходимо и когда позволяет время.
Особенно большое место надо выделить дидактическим играм в IV квартале учебного года. В это время идет повторение пройденного, меньше проводится занятий. Поэтому при планировании игр надо учесть именно то, что в течение года дети слабее усвоили из программного материала, и сезонность. При проведении дидактических игр необходимо обратить особое внимание на тех детей, которые долго не ходили в детский сад.

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»


Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса


Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник» Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон.


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.

Популярные статьи из раздела «Праздники и подарки» Популярные статьи сайта из раздела «Лечение за границей»


Операция по увеличению груди


Многие женщины предпочитают делать пластическую операцию по увеличению груди за рубежом. Мотивация понятна – оснащенность и профессионализм зарубежных хирургов значительно выше, а значит, и результат операции, как правило, оказывается более впечатляющим. читать полностью >>


Коррекция фигуры в зарубежных клиниках


Во все времена человек стремился выглядеть красиво. Современный мир предлагает могущественное средство в борьбе за эстетику и красоту тела – пластическую хирургию. Данное направление медицины получило особенно широкое развитие за рубежом. читать полностью >>


Лечение рака за рубежом


Утратив веру в современную медицину, с каждым годом все больше наших соотечественников выезжают для лечения рака за рубеж. Из стран СНГ каждый год для диагностики и лечения рака примерно 30 тыс. человек выезжают в Израиль, 20 тыс. – в Германию и примерно 10 тыс. – в Швейцарию. читать полностью >>


Пластические операции за рубежом


Услуги пластических хирургов в зарубежных клиниках не обязательно баснословно дорогие. Во многих случаях стоимость пластической хирургии за рубежом сопоставима с «отечественными» ценами; иногда цены в российских частных клиниках даже превышают зарубежные. читать полностью >>

Помощь в организации лечения за границей

Вы можете обратиться за бесплатной консультацией по всем вопросам, связанным с организацией лечения или родов в ведущих зарубежных клиниках.

Опытные специалисты помогут вам:

Организовать лечение за рубежом

Организовать роды за границей

Подобрать подходящую клинику

Рассчитать стоимость лечения

Получить медицинскую визу и т. д.

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности у дошкольников с нарушением речи

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности у дошкольников с нарушением речи

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка.

Но психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Данное утверждение действенно, если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома.

Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений. Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации (ограничение двигательной активности) далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.

Как помочь ребенку развивать познавательные и творческие способности и коммуникативную функцию речи, не лишая его главной биологической потребности - потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов - практиков.

Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия в логопедической группе проводятся учителем - логопедом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой воспитания и обучения ребенка в соответствии со сроками коррекции.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем - логопедом, так и воспитателем.

В дидактических играх используются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Благодаря дидактической игре можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста.

Важным моментом в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для детей с речевой патологией приобретает особое значение.

В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка речевой недостаточностью эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Учитель-логопед своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Роль логопеда в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным и коррекционным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Приемы и методы руководства дидактическими играми:
  • привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.)
  • краткость и ясность речи воспитателя
  • активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает)
  • коммуникативная направленность
Организация дидактической игры:
  1. Подготовка к проведению дидактической игры
  2. Проведение дидактической игры
  3. Анализ

В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной личности на основе трех основных направлений:

1. Социально - психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого логопед использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.

2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме. В своей работе педагог должен использовать пальчиковый массаж. Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга, помогают кишечнику и т.д.

3. Здоровье - сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека - особая реальность, которой ему предстоит овладеть.

Педагогический процесс идет так, чтобы мир, в том числе мир телесных движений, открылся детям в качестве особой, "необыденной" действительности, как специфическая "культура", к которой им еще только предстоит приобщиться.

Работа учителя-логопеда построена с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее, разработать методические рекомендации развития дошкольников с нарушением речи учетом их возможностей и состояния здоровья.

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
  • с игрушками и предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.

Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

Правила работы с дидактическими играми:

Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.

Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.

Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры - 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).

Познакомиться со структурой описания игр:
  • подробное описание цели;
  • перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;
  • описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
  • советы по организации игрового пространства;
  • изложение правил и хода игры;
  • задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;
  • примеры учебных заданий;
  • примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.

Использовать игры для разрешения конкретной педагогической ситуации.

Сделать занятие разнообразным и радостным для детей.

Научиться подбирать формы предъявления учебных заданий (видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраиваться в зависимости от их реакции).

Дидактические игры могут быть использованы на любых занятиях в детском саду при ознакомлении детей с содержанием любых программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования Российской Федерации.

Таким образом, в работе с детьми с речевой патологией игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома).