Руководства, Инструкции, Бланки

инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ img-1

инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ

Рейтинг: 4.2/5.0 (1842 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Железнодорожный транспорт

Техника безопасности при выполнении работ
Общие меры безопасности на железнодорожных путях
Как должно быть ограждено место работ на перегоне?

Места производства работ на перегонах и станциях ограждают сигналами, сигнальными знаками «С» (о подаче свистка) и сигналистами в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах страны. Инструкцией не обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и Правил по технике безопасности при производстве работ в различных хозяйствах железных дорог (пути, электрификации и электроснабжения, СЦБ и связи, локомотивном, вагонном).

Схемы ограждения мест производства ограниченным и развернутым фронтом работ на одно- и двухпутных участках показаны на рис. 1. Расстояние Б, указанное на этих схемах, определяете по таблице Инструкции по сигнализации на железных дорогах в зависимости от руководящего спуска и максимальной допустимой скорости движения поездов на перегоне. Сигналисты, находящиеся около петард и желтого сигнала, ограждающие место работы на одном из путей двухпутного участка, должны подавать сигналы рожком о подходе поезда по соседнему пути.

Вне зависимости от того, какими сигналами ограждается место работ на одном из путей двух- или многопутного участка, для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути должны быть установлены сигнальные знаки «С». Это требование не относится к работам, при которых соседний путь ограждается сигналами остановки. Для предупреждения о приближении поездов, работающих на путях перегонов и в горловинах станций, используют оповестительную сигнализацию о приближение подвижного состава к месту работы. Если оповестительной сигнализации не имеется, то, как правило, выставляют сигналистов для подачи звуковых сигналов о приближение поездов к месту работы.

Рис. 1. Схемы ограждения места производства работ на железнодорожных путях на перегонах (расстояния указаны в м): а — на однопутном участке; б — на одном из путей двухпутного участка: в — на обоих путях двухпутного участка; г-на однопутном участке с развернутым фронтом (более 200 м) работы;
1 — квадратный щит желтого цвета; 2 — петарда; 3 — сигналист с ручным красным сигналом; 66— сигнальный знак «С» о подаче свистка

Сигналисты должны быть обязательно выставлены при выполнении работ на кривых участках пути с малым радиусом, в глубоких выемках, в лесистой местности, при наличии строений и в других условиях ухудшающих видимость участков пути, по которым к месту работы приближаются поезда. Такие сигналисты должны быть и тогда, когда в работе используют электрические и пневматические инструменты, ухудшающие слышимость приближающегося поезда и его сигналов.

Сигналисты должны находиться от места производства работ со стороны, с которой плхо просматриваются и прослушиваются приближающиеся поезда. Сигналистам следует располагаться так, чтобы приближающийся поезд им был виден на расстоянии не менее 500 м от места работ на участках, по которым скорости движения не превышают 140 км/ч и 800 м при скорости движения более 140 км/ч. В тех случаях, когда один сигналист не может увидеть приближающийся поезд на указанных расстояниях, необходимо выставить двух сигналистов.

Один из них — основной, отходит дальше от места работы, а второй — промежуточный должен находиться в таком месте, чтобы видеть основного сигналиста и руководителя работ на месте их производства. Промежуточный сигналист повторяет сигналы, подаваемые основным сигналистом. Во время тумана, метелей, в темное время суток, когда видимость менее 800 м, должны быть приняты меры по усилению ограждения места работы для безопасности работающих на путях в сложных условиях.

Такими мерами являются: подача заявки на выдачу предупреждении локомотивным бригадам об особой бдительности и необходимости подачи частых оповестительных сигналов при приближении поезда к месту работы; выделение сигналистов, которые должны находиться с обеих сторон от места работы для оповещения работающих о приближении поезда ограничение фронта работ, приходящегося на одного руководителя работ, до 50 м; применение средств автоматического оповещения о приближении поезда к месту работы (4.3; 6.1; 6.15).

Как нужно ограждать места работы на станционных путях?

При производстве работ на станционных путях и стрелочных переводах (рис. 2) руководитель работ должен сделать запись в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети», указать конкретное место и время выполнения работ. На основе такой записи дежурный по станции или маневровый диспетчер организует прием и отправление поездов и маневровые операции так, чтобы обеспечивалась безопасность работающих, и предупреждает их о предстоящих передвижениях составов.

Текущее содержание и ремонт путей, стрелочных переводов, контактной сети, устройств СЦБ и связи на горках, в горочных, подгорочных и сортировочных парках разрешается производить только во врем перерыва в маневровой работе и в роспуске вагонов на сортировочной горке. Некоторые работы на таких путях производят только при их закрытии по распоряжению дежурного по станции (горке).

Рис. 2 Схемы ограждения места производства работ на железнодорожных путях на станциях (расстояния указаны в м):
а — остряки стрелок направлены от места работы, б — остряки стрелок направлены к месту работы; в — остряки стрелок расположены ближе чем на 50 м от места работы;
1 — предельный столбик; 2 — запертая (зашитая) стрелка; 3 — прямоугольный щит красного цвета; 4 — место работы

Если с обеих сторон пути, на котором ведутся работы, расположены высокие платформы, здания, заборы, вал снега протяженностью более 100 м, которые не позволяю рабочим разместиться сбоку от пути, то такие места должны быть ограждены сигналами остановки в порядке, установленном Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. В других случаях работы в стесненны условиях, когда ограждение сигналами остановки не требуется, необходимо выделить сигналиста для наблюдения за приближением подвижного состава к месту работы для своевременного оповещения об этом работающих (4.2; 6.1).

Как обеспечить безопаснасть при очистке стрелочных переводов?

Работы по очистке стрелочных переводов должны производиться по специальному графику, утвержденному начальником станции.

При очистке стрелочных переводов ответственность за безопасность работающих возлагается на бригадира пути, под руководством и наблюдением которого производятся работы. В некоторых случаях руководителем этих работ могут быть работник станции или опытные монтеры пути, имеющие квалификацию не ниже третьего разряда. К руководителю работ прикрепляют не более б чел. На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, разрешается в светлое время суток выполнять работы на стрелочных переводах одному монтеру пути. имеющему разряд не ниже третьего.

Работы по уходу за стрелочными переводами должны выполняться в перерывы между движением поездов и маневровых составов и, как правило, в светлое время суток Руководитель работ делает запись в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети». Дежурный по станции обязан оповещать работающих на стрелочных переводах о предстоящих передвижениях в этом районе.

Перед началом очистки централизованных стрелочных переводов старший в группе или монтер, работающий самостоятельно, ограждает место работы днем красным сигналом, ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях — ручным фонарем с красным огнем.

Такой же сигнал должен выставить дежурный стрелочного поста при необходимости очистки стрелочного перевода с ручным управлением ночью и днем при неблагоприятных погодных условиях.

На централизованных стрелочных переводах для обеспечения безопасности работающих (исключения возможности зажатия конечностей) укладывают деревянный вкладыш между отведенным остряком и рамным рельсом, а также на крестовинах с подвижным сердечником между ним и усовиком. Вкладыш укладывают против тяг электропривода.

На стрелочном переводе, оборудованном устройствами пневматической обдувки, очистку с помощью шлангов должны производить два монтера пути. Один из них работает со шлангом, другой — сигналист, наблюдает за движением поездов и маневровых составов в зоне. Сигналист должен находиться у крана, присоединяющего шланг к воздухоразборной колонке, и быть готовым в любой момент перекрыть подачу сжатого воздуха и сигнализировать первому работнику о приближении подвижного состава (4.3; 6.2).

В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов

Видео

Другие статьи

Приложение 12

Приложение 12. Выдача предупреждений

Приложение № 12
к Инструкции по движению
поездов и маневровой работе
на железнодорожном транспорте
Российской Федерации

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ

1. В случаях, когда при следовании поездов необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их о производстве работ, на поезда выдаются письменные предупреждения.
Предупреждения выдаются:
1) при неисправности железнодорожного пути, устройств СЦБ, контактной сети, переездной сигнализации, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или остановки в пути;
2) при вводе в действие новых видов средств сигнализации и связи, а также при включении новых, перемещении или упразднении существующих светофоров;
3) при неисправности путевых устройств АЛС;
4) при отправлении поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, когда при следовании этого поезда необходимо снижать скорость или соблюдать особые условия;
5) при работе на двухпутном перегоне снегоочистителя, балластера, путеукладчика, подъемного крана, щебнеочистительной и других машин;
6) при постановке в поезд железнодорожного подвижного состава, который не может следовать со скоростью, установленной для данного участка;
7) при работе съемных подвижных единиц, а также при перевозке на путевых вагончиках тяжелых грузов;
8) во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости или остановка поезда в пути, а также когда необходимо предупредить локомотивные бригады об особых условиях следования поезда.
Все предупреждения подразделяются на три вида:
1) действующие с момента установления до отмены, когда соответствующий руководитель по условиям производства работ не может определить точного срока их окончания;
2) действующие в течение определенного устанавливаемого руководителем работ срока, указываемого в заявке на выдачу предупреждения;
3) устанавливаемые для отдельных поездов при необходимости соблюдения особых условий их пропуска (например, при наличии в поезде груза или железнодорожного подвижного состава, который не может следовать с установленной скоростью, при назначении не предусмотренных расписанием остановок).

2. Заявки о выдаче предупреждений в связи с предстоящим производством плановых работ даются:
1) дорожными мастерами, начальниками и электромеханиками районов контактной сети, старшими электромеханиками, начальниками участков и диспетчерами подразделений СЦБ и связи — на время производства работ, но не более чем на 12 часов;
2) начальниками подразделений пути, СЦБ, электроснабжения и связи или их заместителями — на срок до 5 суток;
3) уполномоченными представителями владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования — на срок до 10 суток.
Не предусмотренные графиком движения поездов предупреждения на более длительные сроки устанавливаются владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, при этом владелец инфраструктуры или владелец железнодорожных путей необщего пользования может предоставить соответствующим работникам право отмены предупреждения после выполнения необходимых работ и восстановления нормальной скорости. Предупреждения, устанавливаемые владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, должны оформляться в суточный срок.
При обнаружении во время проверки железнодорожного пути путеизмерительными, дефектоскопными вагонами, вагонами-лабораториями контактной сети мест, угрожающих безопасности движения поездов, заявки на выдачу предупреждений могут выдаваться начальниками этих вагонов или их заместителями.
Дорожные мастера, начальники и электромеханики районов контактной сети, подразделений СЦБ и связи дают заявки о выдаче предупреждений в следующих случаях:
1) при работе съемных подвижных единиц;
2) при перевозке на путевых вагончиках тяжелых грузов;
3) когда на двухпутных и многопутных перегонах производится выгрузка материалов на междупутье или когда через железнодорожный путь, по которому идут поезда, производится погрузка или выгрузка грузов с поезда, стоящего на соседнем железнодорожном пути.
Дорожными мастерами, кроме того, даются заявки о выдаче предупреждений в связи с предстоящим производством плановых работ, руководить которыми имеет право бригадир подразделения пути. Перечень таких работ устанавливается Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждаемой владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

3. Заявки на выдачу предупреждений даются письменно, телеграммой или телефонограммой в адрес ДСП станции выдачи предупреждений, установленных владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, ДСП станций, ограничивающих перегон, на котором устанавливается предупреждение, а на участках с диспетчерской централизацией также и ДНЦ. Письменная заявка, поданная на одну из перечисленных железнодорожных станций, должна быть подтверждена лицом, подписавшим ее, телеграммой или телефонограммой в другие установленные адреса.
Если заявка о выдаче предупреждений дается начальником подразделения пути или другим вышестоящим руководителем, то копия ее адресуется руководителю работ.
Телеграммы (телефонограммы) с заявками на выдачу предвиденных предупреждений должны подаваться с таким расчетом, чтобы ДСП станции выдачи предупреждений она была получена не позже чем за 3 часа до начала действия предупреждения, а на направлениях, где поезда следуют без остановки более 3 часов, — не позже времени, устанавливаемого владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Каждая заявка на выдачу или отмену предупреждения должна оформляться отдельной телеграммой (телефонограммой) и доставляться ДСП станции выдачи предупреждений в письменном виде.
При наличии автоматизированных систем приема заявок и выдачи предупреждений порядок приема, передачи заявок и выдачи предупреждений устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Порядок передачи заявок, телеграмм или телефонограмм об установлении и отмене предупреждений, обеспечивающий своевременную доставку заявок, телеграмм и телефонограмм по установленным адресам, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Подтверждением о принятии заявки к исполнению является:
1) копия телеграммы (телефонограммы) с указанием времени приема и распиской работника телеграфа (ДСП станции, где телеграфа нет) о принятии телеграммы (телефонограммы) для передачи в установленные адреса;
2) расписка ДСП станции выдачи предупреждения в получении письменной заявки или расписка ДСП этой станции в книге предупреждений под записью сделавшего заявку работника;
3) при наличии соответствующих автоматизированных систем — электронно-цифровая подпись ДСП станции.

4. Руководителю работ запрещается приступать к работам, а ответственному за безопасное проведение работ давать разрешение о начале работ, не убедившись через ДНЦ или ДСП станции, что на поезда выдаются предупреждения.

5. В заявках о выдаче предупреждений должны указываться:
1) точное обозначение места действия предупреждения (перегон или железнодорожная станция, номер железнодорожного пути, стрелки, километры и пикеты действия предупреждения);
2) меры предосторожности при движении поездов;
3) начало и срок действия предупреждения;
4) причины выдачи предупреждения.

6. Для выполнения непредвиденных работ по устранению обнаруженных неисправностей железнодорожного пути и сооружений, угрожающих безопасности движения поездов и требующих ограждения сигналами остановки (одиночная смена дефектного рельса, накладок, стрелочных остряков, элементов уравнительных приборов, крестовин, исправление железнодорожного пути на пучинах и т.п.) или сигналами уменьшения скорости, «опустить токоприемник» заявки на выдачу предупреждений даются дорожным мастером (при его отсутствии — бригадиром подразделения пути), энергодиспетчером по требованию работников районов контактной сети или начальником (электромехаником) подразделения электроснабжения, электромеханиками подразделений СЦБ и связи с последующим сообщением об этом начальнику соответствующего подразделения.

7. При возникновении непредвиденных обстоятельств, угрожающих безопасности движения поездов, заявка о выдаче предупреждений передается непосредственно ДСП станций, ограничивающих перегон (или ДСП одной из этих станций).
ДСП станции, ограничивающей перегон, на основании полученной заявки или сообщения ДСП соседней станции обязан, в первую очередь, сообщить по радиосвязи машинистам поездов, находящихся в движении на перегоне в направлении опасного места, километр (пикет) и меры предосторожности при его проследовании, убедиться, что сообщение понято ими правильно, и доложить об этом ДНЦ. При наличии поезда этого направления на приближении к железнодорожной станции или на железнодорожной станции, в случае невозможности передать предупреждение по радиосвязи, — остановить его у выходного (маршрутного) светофора для выдачи письменного предупреждения.
ДНЦ, получив сообщение от ДСП станции, передает ДСП станций, ограничивающих перегон, ДСП станциям выдачи предупреждений регистрируемый приказ о порядке выдачи предупреждений на поезда.
В случае перерыва поездной диспетчерской связи ДСП станции, ограничивающей перегон, обязан выдавать предупреждения на все поезда, отправляемые в направлении опасного места, до восстановления диспетчерской связи, а в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями ДНЦ.
На участках с диспетчерской централизацией заявки о выдаче непредвиденных предупреждений должны передаваться ДНЦ, который принимает меры, обеспечивающие выдачу предупреждений на поезда.
На отдельных участках, устанавливаемых владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, может быть предусмотрен порядок передачи машинистам поездов, находящихся в движении, сообщений о непредвиденно возникших предупреждениях по радиосвязи без остановки поезда для выдачи письменного предупреждения. Такие сообщения должны передаваться машинисту ДСП станции, а на участках с диспетчерской централизацией — ДНЦ при подходе поезда к железнодорожной станции, ограничивающей перегон, до открытия выходного сигнала, с регистрацией сообщения в журнале движения поездов или в журнале диспетчерских распоряжений.
Работы по устранению непредвиденных, опасных для движения поездов неисправностей железнодорожного пути, контактной сети и других устройств, а также связанные с этим передвижения специального самоходного железнодорожного подвижного состава и съемных единиц должны осуществляться немедленно по обнаружении неисправности после соответствующего ограждения места работы. При необходимости установления предупреждения заявки об их выдаче оформляются порядком, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

8. Все заявки и телеграммы о предупреждениях (в том числе переданные приказом ДНЦ) ДСП станции или оператором при ДСП станции записываются в специальную книгу предупреждений и нумеруются.
Порядок ведения книги предупреждений и выдачи предупреждения на поезда устанавливается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
При наличии на железнодорожной станции автоматизированной системы выдачи и отмены предупреждений книга предупреждений ведется порядком, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
ДСП станции, ограничивающей перегон, на котором установлено предупреждение, о получении заявки докладывает ДНЦ. При наличии автоматизированных систем такое сообщение передается порядком, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Нумерация предупреждений ведется помесячно с первого номера, начиная с нуля часов каждого первого числа месяца.
Первого числа каждого месяца все действующие предупреждения записываются в книгу вновь.
Все отметки в книге должны быть заверены подписью ДСП станции (парка).
Книги для записи предупреждений на железнодорожных станциях их выдачи ведутся, как правило, отдельно для каждого прилегающего направления.
Начальник железнодорожной станции или его заместитель обязаны систематически проверять книгу предупреждений с соответствующей отметкой в ней в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, в том числе и в условиях применения автоматизированной системы выдачи предупреждений.

9. Выдача предупреждений производится на железнодорожных станциях формирования поездов и железнодорожных станциях, на которых поезда имеют стоянку по техническим надобностям. Для пригородных поездов выдача предупреждений может производиться железнодорожными станциями начального отправления этих поездов.
Перечень железнодорожных станций и порядок выдачи предупреждений на поезда устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. На эти железнодорожные станции, в том числе и со смежных участков, расположенных на соседних дорогах, руководители работ (ответственные за безопасное проведение работ) должны адресовать телеграммы об установлении предупреждений.

10. Предупреждения об особых условиях следования отдельных поездов выдаются на железнодорожных станциях формирования поездов или железнодорожных станциях прицепки к поездам железнодорожного подвижного состава, который не может следовать с установленной скоростью. Порядок выдачи таких предупреждений на железнодорожных станциях смены локомотивов и локомотивных бригад, исключающий возможность отправления на участок без предупреждения поездов, в которых имеется железнодорожный подвижной состав или груз, вызывающий необходимость соблюдения особых условий следования, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования и указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.

11. Предупреждение пишется на бланке ДУ-61 и вручается машинисту поезда или его помощнику под расписку лично ДСП станции (парка) или по его поручению оператором, работниками станционного технологического центра, дежурным стрелочного поста, сигналистом или другим работником. Если предупреждение вручено помощнику машиниста, то он немедленно обязан передать его машинисту, а машинист в свою очередь должен проверить у помощника, не было ли выдано предупреждение.
Предупреждения могут печататься с использованием персональных компьютеров и телетайпных аппаратов на белой бумаге без желтой полосы. При этом сохраняется действующий порядок вручения их машинистам отправляющихся поездов.
При оборудовании локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного железнодорожного подвижного состава электронными носителями информации и бортовыми компьютерами, которые обеспечивают прочтение предупреждений локомотивными бригадами в кабине, порядок выдачи предупреждений в электронном виде на данные устройства устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

12. Бланки предупреждения заполняются заблаговременно (кроме номера поезда) и подписываются ДСП станции (парка). При наличии соответствующих автоматизированных систем с применением электронно-цифровой подписи бланк оформляется в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожного пути необщего пользования.
При заполнении бланков предупреждений под копирку каждый экземпляр должен иметь четкую и ясную запись текста предупреждения.
Номер отправляемого поезда проставляется в бланке предупреждения перед выдачей машинисту или его помощнику.
При следовании поезда двойной тягой предупреждение выдается машинисту ведущего локомотива, который ставит в известность машиниста второго локомотива о наличии предупреждения. При следовании поезда с подталкивающим локомотивом предупреждения выдаются также машинисту толкача.
Порядок выдачи предупреждений на пригородные, вывозные и передаточные поезда, а также на подталкивающие локомотивы устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. При этом их можно выдавать не на каждый поезд, а на определенный период (между сменами бригад).
Номер первого поезда, которому выдано предупреждение, ДСП станций их выдачи обязаны сообщить ДНЦ, а последний делает об этом отметку на графике исполненного движения.

13. ДСП станции, ограничивающей перегон, на котором установлено предупреждение, перед наступлением срока его действия через ДНЦ уточняет, выдано ли оно машинистам поездов, находящихся на подходе.
Поезда, на которые предупреждение не выдано, должны быть остановлены для его вручения или же о наличии предупреждения должно быть сообщено машинисту по радиосвязи в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с пунктом 7 настоящего приложения.

14. При отправлении поезда по неправильному железнодорожному пути на двухпутных перегонах ДСП станции через ДНЦ обязан проверить, не действует ли на этом железнодорожном пути предупреждение, и если действует, то вручить его машинисту отправляемого поезда.
На многопутных перегонах порядок выдачи предупреждений при отправлении поездов по тому или иному железнодорожному пути устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

15. Предупреждения, устанавливаемые до отмены, выдаются на поезда впредь до получения извещения об отмене.
Предупреждения, устанавливаемые на определенный срок, выдаются на поезда только в течение этого срока. Заявки об отмене таких предупреждений не даются и выдача их на поезда прекращается, если от руководителя работ не будет получено извещение о необходимости продлить срок действия предупреждения.
Когда руководитель работ по каким-либо причинам не может закончить в срок, указанный в заявке, работы, вызвавшие предупреждение, он обязан до окончания этого срока выслать к выставленным переносным сигналам уменьшения скорости (квадратным щитам желтого цвета) сигналистов и известить ДСП станций, ограничивающих перегон, о продлении действия предупреждения, указав новый срок окончания работ.
ДСП станции, получивший такую заявку, обязан действовать в соответствии с пунктом 7 настоящего приложения.

16. Предупреждение, установленное впредь до отмены, имеет право отменить только тот работник, которым оно установлено, или непосредственный его начальник.
Должностные лица, устанавливающие предупреждение, могут поручить подчиненным им руководителям подразделений после выполнения соответствующих работ произвести отмену установленных предупреждений или повысить установленную предупреждением скорость движения поездов. О таком поручении должно быть указано в заявке на выдачу предупреждения.
Отмену предупреждений, выдаваемых по заявкам начальников путеизмерительных и дефектоскопных вагонов, производит руководитель подразделения пути или его заместитель. Отмену предупреждений, выдаваемых по заявкам начальников вагонов-лабораторий контактной сети, производит руководитель подразделения электроснабжения.

17. Предупреждения, установленные до отмены, по устранении вызвавших их причин отменяются немедленно подачей телеграммы (телефонограммы) или путем ввода информации в автоматизированную систему в порядке, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, в те же адреса, что и при назначении предупреждений.
Отмена предупреждения может быть произведена письменно или записью в книге предупреждений на железнодорожной станции их выдачи лицом, заявляющим отмену, с указанием месяца, числа и времени отмены и с последующим подтверждением этой записи телеграммой (телефонограммой) в установленные адреса.
Извещение об отмене предупреждения ДСП станции заносит в книгу предупреждений против имеющихся записей, указывая, от кого и когда (часы, минуты и число) поступила отмена. Отмененные предупреждения, а также предупреждения, срок действия которых истек, перечеркиваются. При наличии автоматизированных систем данные операции производятся порядком, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Получив извещение об отмене предупреждений, связанных со снижением скорости движения поездов на перегоне, или о досрочном окончании действия аналогичных предупреждений, если они были установлены на определенный срок, ДСП станции должен поставить об этом в известность ДНЦ.

18. Машинисты поездов при следовании по участку должны руководствоваться выданными предупреждениями и внимательно следить за переносными сигналами, установленными на железнодорожных путях.
При следовании поезда по месту работы в период, указанный в предупреждении, установленная предупреждением скорость должна соблюдаться независимо от наличия сигналов ограждения.
В случае отсутствия сигналов ограждения машинист обязан сообщить об этом ДНЦ или ДСП станции, ограничивающей перегон, для принятия мер к устранению данного нарушения.
При прохождении места работ ранее или позднее указанного в предупреждении срока и отсутствии на железнодорожных путях сигналов уменьшения скорости или остановки скорость следования поезда не снижается.
Уведомление об окончании работ ранее срока, указанного в предупреждении, или о повышении установленной предупреждением скорости может быть передано машинисту поезда по радиосвязи регистрируемым приказом ДНЦ.

19. При получении от любого лица заявления о замеченной им на перегоне или железнодорожной станции неисправности железнодорожного пути, контактной сети, сооружений или устройств ДСП станции обязан записать его в журнал осмотра и немедленно поставить в известность ДНЦ, ДСП соседней станции и работника, обслуживающего эти устройства.
Если подобная неисправность будет обнаружена машинистом поезда, следующего по перегону, то он обязан снизить скорость, а при необходимости и остановить поезд, объявить об этом по поездной радиосвязи машинистам следующих за ним поездов, ДСП ближайшей станции или ДНЦ, указав характер неисправности и место (километр, пикет), на котором она обнаружена.
Если полученное ДСП станции заявление (от машиниста поезда или другого лица) свидетельствует о наличии препятствий для безопасного движения поездов, то он обязан принять меры к передаче указанного заявления машинистам поездов, следующих по перегону, а когда характер заявления свидетельствует о невозможности движения поездов — запретить им дальнейшее движение впредь до получения уведомления об устранении препятствия. Не ожидая приказа о закрытии перегона (железнодорожного пути), ДСП станции обязан также передать ДСП соседней станции указание о запрещении отправления на перегон других поездов. Машинисты поездов, находящихся на перегоне, в зависимости от полученного сообщения обязаны проследовать опасное место с особой бдительностью, при необходимости с пониженной скоростью и готовностью остановиться, или же остановить поезд и возобновить движение лишь после получения уведомления об устранении препятствия.
Первый поезд на перегон, с которого получено заявление о наличии препятствия для безопасного движения поездов, может быть отправлен в сопровождении дорожного мастера или при его отсутствии — бригадира подразделения пути, а при повреждениях контактной сети — работника подразделения электроснабжения.
При нахождении дорожного мастера или бригадира подразделения пути на перегоне, когда местонахождение их известно, машинисту поезда выдается предупреждение об остановке и посадке этих работников для сопровождения поезда к опасному месту.
В предупреждении указывается об остановке в пределах километра, предшествующего тому, на котором обнаружена неисправность, и о дальнейшем следовании по указанию работника, сопровождающего поезд или находящегося в районе опасного места.
Сопровождающий поезд работник устанавливает порядок пропуска последующих поездов, а при необходимости в установленном настоящим приложении порядке дает заявку о выдаче на поезда предупреждений.

20. Приказы владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования о предупреждениях адресуются начальникам соответствующих подразделений и должны быть немедленно объявлены под расписку ДНЦ, машинистам-инструкторам, машинистам локомотивов и моторвагонных поездов, машинистам (водителям) специального самоходного железнодорожного подвижного состава, ДСП станций, дорожным мастерам и бригадирам подразделения пути, связанным с обслуживанием участков, на которых устанавливается предупреждение.
Эти приказы вывешиваются в помещениях ДСП станций и дежурных по локомотивным депо, а также вклеиваются в книгу предупреждений, а выписки из них выдаются машинистам локомотивов и моторвагонных поездов, машинистам (водителям) специального самоходного железнодорожного подвижного состава.
Руководители подразделений локомотивного хозяйства и руководители организаций-владельцев моторвагонного и специального самоходного подвижного состава по получении приказа в трехсуточный срок обязаны уведомить начальников железнодорожных станций выдачи предупреждений об ознакомлении локомотивных бригад с приказом владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, после чего выдача письменных предупреждений на поезда прекращается.
При наличии на железнодорожной станции автоматизированной системы выдачи и отмены предупреждений прекращение выдачи письменных предупреждений на поезда осуществляется порядком, установленным владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Независимо от наличия предупреждения и сигналов на железнодорожном пути при следовании во время ливневых дождей по опасным местам, указанным в приказе владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность и при необходимости снижать скорость.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях - Конструкция железнодорожного пути - Металл

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПУТЕВЫХ РАБОТ

При производстве путевых работ, как правило, нарушается устойчивость, а часто и целостность отдельных мест пути. На период ремонта это место не обеспечивает безопасное следование поездов с установленными скоростями и поэтому его на пути ограждают сигналами остановки или уменьшения скорости. Отдельные работы ограждают сигнальными знаками, предупреждающими машинистов локомотивов о находящихся на пути людях.

Порядок ограждения места производства работ сигналами определяется в первую очередь степенью нарушения устойчивости или целостности пути. Он также зависит от плана и профиля участка, максимально допускаемых скоростей движения поездов, количества путей на участке, условий видимости .и других условий.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях

Приступать к работам разрешается только после того, когда место работ ограждено соответствующими сигналами. Размеры, форма, цвет сигнальных щитов приведены в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

Место работ на любых участках железнодорожных линий (однопутных, двухпутных, многопутных) обязательно ограждают сигналами с обеих сторон независимо от того, с какой стороны ожидается поезд. Сигналы уменьшения скорости с предупреждающими знаками «Конец опасного места» и «Начало опасного места» устанавливают на однопутных участках с правой стороны по направлению движения к месту работ, а на двухпутных - на обочине того пути, на котором производятся работы.

При ограждении мест препятствий или мест производства работ на трехпутных и многопутных участках сигналы и сигнальные знаки, относящиеся к средним путям, устанавливают на междупутье с правой стороны пути по направлению движения к месту работ, а относящиеся к крайним путям - на обочине с одной стороны пути. Переносимые сигналы уменьшения скорости, а также сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» у соседних путей устанавливают на шестах высотой 3 м при ширине междупутья 5,45 м и более и на шестах высотой 1,2 м при ширине междупутья менее 5,45 м.

Снимать сигналы ограждения разрешается только после окончания работ по указанию руководителя при условии, что состояние пути на месте работ обеспечивает безопасное следование поездов с установленной скоростью на период этих работ. К моменту пропуска поездов необходимо проверить состояние пути, убрать материалы, механизмы и инструменты, а также убедиться в соблюдении габарита.

Ограждение места работ на перегоне. Места производства работ, требующих остановки поезда . ограждают в следующем порядке.

При фронте работ 200 м и менее на однопутном участке на расстоянии 50 м от границ места работ с обеих его сторон внутри колеи у правого рельса, если смотреть в направлении к месту работ, устанавливают переносные сигналы остановки на шесте высотой 2 м. От этих сигналов на расстоянии Б, зависящем от руководящего спуска и максимально допускаемой скорости движения поездов (как указано в табл. 14.1), укладывают по три петарды и на расстоянии 200 м от первой, ближней к месту работ петарды, на обочине земляного полотна устанавливают сигналы уменьшения скорости на расстоянии не менее 2 м от оси пути (рис. 14.1). На обочине земляного полотна на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места работ должен находиться сигналист с развернутым красным флагом днем и ручным фонарем с красным огнем ночью и охранять петарды и сигнальные щиты уменьшения скорости.

При производстве работ на одном из путей двухпутного участка место работ, требующее остановки поезда, ограждают аналогичным порядком сигналами остановки, только сигналы уменьшения скорости и сигналисты размещаются с одной стороны этого пути, а соседний путь ограждают с обеих сторон места работ сигнальными знаками «С» (рис. 14.2).

Если фронт работ имеет протяженность более 200 м, то его ограждают порядком, указанным на рис. 14.1 и 14.2, а у красных сигналов, установленных на расстоянии 50 м от границ места работ, выставляют дополнительных сигналистов.

Если место работ находится вблизи станции и оградить его в указанном выше порядке с обеих сторон невозможно, то со стороны станции устанавливают красный сигнал на оси пути против входного сигнала или знака «Граница станции» и укладывают три петарды, которые охраняются сигналистом (рис. 14.3).

Если место работ находится на расстоянии менее 60 м от входного сигнала, то ограждение сигналами остановки производят аналогичным порядком, но петарды со стороны станции не укладывают и обязательно делают запись на станции в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети о необходимости принимать поезда с остановкой на станции и об условиях дальнейшего их следования.

Место работ, по которому поезда должны проходить с уменьшенной скоростью . ограждаются с обеих сторон в следующем порядке. На однопутном участке с обеих сторон на расстоянии 50 м от границ места работ устанавливают переносные сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места», а от этих сигналов по обе стороны на расстоянии А (см. табл. 14.1) устанавливают переносные щиты уменьшения скорости (рис. 14.4).

Если место работ находится на одном из путей двухпутного участка, то его ограждают аналогичным порядком с обеих сторон, только сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки устанавливают на обочине, а по соседнему пути устанавливают сигнальные знаки «С» (рис. 14.5).

Место работ, расположенное вблизи станции, ограждают со стороны перегона обычным порядком, а со стороны станции - переносными сигналами уменьшения скорости, которые устанавливают против остряков выходной стрелки (рис. 14.6).

На станциях, имеющих маршрутные сигналы на главных путях, переносные сигнальные щиты уменьшения скорости устанавливают против маршрутного сигнала.

Если расстояние от места работ до границы станции менее 50 м, то сигнальный знак «Начало опасного места» со стороны станции устанавливают против знака «Граница станции».

Для предупреждения работающих о приближении поезда место работ ограждают с обеих сторон переносными сигнальными знаками «С» (свисток), которые устанавливают на расстоянии от 500 до 1500 м от границ места работ в зависимости от условий видимости, а на участках, где обращаются пассажирские поезда со скоростью больше 120 км/ч,- на расстоянии от 800 до 1500 м. На однопутных участках сигнальные знаки «С» устанавливают с правой стороны по направлению движения к месту работ (рис. 14.7, а), а на двухпутных участках - на ближайшей обочине с одной стороны пути (рис. 14.7, б).

Порядок установки и снятия сигналов. Ограждение места работ с установкой переносных сигналов, а также снятие переносных сигналов после окончания работ производятся сигналистами на основании указаний руководителя работ. Сигналисты должны быть в головных уборах с желтым верхом и иметь удостоверение, подтверждающее их право на выполнение этой работы. Сигналистами могут быть монтеры пути по квалификации не ниже 3-го разряда, выдержавшие испытания в знании правил и инструкций и назначенные приказом начальника дистанции пути для выполнения этих обязанностей.

Распоряжение на ограждение места работ сигналисты получают от руководителя. Руководитель работ инструктирует сигналистов о порядке ограждения, назначает сигналистов на конкретные места ограждения, уточняет с ними видимые и звуковые сигналы на установки и снятие сигналов, предупреждает о важности и ответственности ограждения места работ. После этого сигналисты направляются в обе стороны от места работ на ограждение. Сигналисты, идущие на ограждение места работ, обязаны иметь при себе полный комплект ручных сигналов с петардами и переносные сигнальные щиты, если они заранее не оставлены на месте установки.

Ограждая место работ сигналами остановки, сигналисты первыми устанавливают желтые переносные сигналы. Если участок двухпутный, то одновременно по соседнему пути устанавливают сигнальные знаки «С». Выполнив эту работу, сигналисты подходят к месту установки петард и ожидают распоряжения на их укладку или укладывают их немедленно, если при инструктаже получили такое указание от руководителя работ. Перед этим специально выделенные монтеры пути по указанию руководителя работ устанавливают переносные красные сигналы на расстоянии 50 м от границ места работ.

При наличии телефонной или радиосвязи указание на укладку петард руководитель работ отдает по телефону или радио одновременно всем сигналистам. Об окончании ограждения сигналисты докладывают руководителю, называя свои фамилии. При отсутствии радио- или телефонной связи руководитель работ извещает сигналистов об установке сигналов подачей сигнала остановки рожком (три коротких звука) и одновременно дает указание выделенным монтерам установить красные переносные сигналы на расстоянии 50 м от границ места работ. Красные сигналы устанавливаются внутри колеи вплотную к правому рельсу по ходу поезда на шестах высотой 2 м.

Сигналисты, уложив на рельсы петарды, подают в сторону места работ сигнал остановки рожком с одновременным движением по кругу красным ручным .сигналом, извещая руководителя о том, что ограждение полностью установлено.

Если сигналисту, находящемуся у петард, не виден красный сигнал на месте работ, то в таком случае руководитель работ выставляет промежуточных сигналистов (или сигналиста). Промежуточные сигналисты передают распоряжение руководителя работ об укладке петард, подавая сигнал остановки рожком и показывая развернутый красный флаг в сторону основных сигналов, а после установки сигналов повторяют сигнал сигналиста, стоящего у петард, в сторону места работ. Если фронт работ более 200 м, то руководитель работ подает сигнал остановки рожком и одновременно показывает развернутый красный флаг в сторону сигналистов. Сигналисты, назначенные к переносным красным сигналам, установленным на расстоянии 50 м от границ места работ, дают также рожком сигнал остановки, устанавливают на пути переносные красные сигналы и показывают ручной красный сигнал в сторону сигналиста, стоящего у петард.

Сигналисты, закончив ограждение, продолжают внимательно наблюдать за сигналами на месте работ и за приближением поезда. Заметив поезд, сигналист сообщает руководителю работ об этом по телефону или радио, а при отсутствии такой связи подает рожком один длинный звук, если подходит нечетный поезд, и два длинных звука, если подходит четный поезд, одновременно размахивая красным ручным сигналом сверху вниз.

После приведения пути на месте работ в исправное состояние руководитель работ дает указание выделенным монтерам пути снять красные переносные сигналы, установленные на расстоянии 50 м от границ места работ, и после этого по телефону или радио вызывает одновременно всех сигналистов и дает указание снять петарды. Выполнив распоряжение, сигналисты поочередно докладывают об этом руководителю работ.

Если фронт работ более 200 м, то руководитель работ дает указание по радио или телефону сигналистам, находящимся на расстоянии 50 м от границ места работ, а также и у петард, снять переносные красные щиты и петарды.

При отсутствии радио- или телефонной связи указание о снятии петард (а при фронте работ более 200 м и переносных красных сигналов) руководитель работ подает рожком один длинный звук с одновременным движением развернутым желтым флагом над головой справа налево и слева направо.

Сигналисты у петард, восприняв сигналы руководителя работ, снимают петарды и извещают об этом руководителя, подавая сигнал рожком последовательно одним коротким звуком и одним длинным звуком с одновременным движением развернутым желтым флагом над головой.

Сигналисты, стоящие у красных переносных сигналов при фронте работ более 200 м, восприняв сигнал руководителя работ, снимают красные сигналы и повторяют сигналы руководителя работ сигналисту, стоящему у петард.

Указание о снятии сигналов может дать только руководитель работ или в крайнем случае лицо, заранее им уполномоченное.

Ограждение места работ на станциях. Путевые работы, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, производить на станциях можно только с разрешения дежурного по станции и после соответствующей записи руководителя работ в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.

При выполнении путевых работ, не требующих ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, запись в Журнале не делается, но руководитель работ обязательно ставит в известность дежурного по станции о предстоящих работах и просит оповещать работающих о подходе поездов или передвижении маневровых составов по радио или- через стрелочников. Порядок оповещения работающих о приближении поездов устанавливает в каждом отдельном случае руководитель работ совместно с дежурным по станции.

Сигнальные знаки «С» в пределах станции не применяются. Сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» устанавливаются при производстве путевых работ только на главных путях станции.

На станциях с электрической централизацией стрелок производство работ на стрелочных переводах предварительно накануне согласовывают с работниками дистанции сигнализации и связи. Руководитель работ (дорожный мастер, бригадир пути) перед производством путевых работ, нарушающих целостность устройств электрической централизации стрелочных переводов, делает соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.

После записи дорожного мастера в Журнале о производстве работ электромеханик и дежурный по станции оформляют выключение стрелочного перевода из зависимости. Работы на стрелочном переводе выполняют в присутствии электромеханика СЦБ. После окончания работ и соответствующей записи дорожного мастера в Журнале о разрешении движения по стрелочному переводу электромеханик и дежурный по станции оформляют установленным порядком включение стрелочного перевода в зависимость.

При ограждении сигналами остановки на месте работ по оси пути устанавливают красный переносный сигнал, а стрелки, ведущие на этот путь, ставят в такое положение, чтобы подвижной состав не попал на этот путь (рис. 14.8). Стрелочные переводы в таком положении закрывают на замок или зашивают костылями.

Если место работ располагается на станции так, что с помощью стрелочных переводов его изолировать от попадания подвижного состава нельзя, то сигналы остановки устанавливают на расстоянии 50 м от границ места работ (рис. 14.9, а). При расположении остряков стрелочных переводов на расстоянии менее 50 м от места работ красные сигнальные щиты устанавливают между остряками каждого такого стрелочного перевода (рис. 14.9, б).

Часто работы, требующие ограждения сигналами остановки, производят непосредственно на стрелочных переводах. В таких случаях со стороны крестовины стрелочного перевода на сходящихся путях устанавливают красные переносные сигналы против предельного столбика, а с противоположной стороны красный сигнал устанавливают на расстоянии 50 м от остряков этого стрелочного перевода (рис. 14.10).

Если со стороны крестовины стрелочного перевода, на котором производят работы, имеется рядом лежащий стрелочный перевод, остряки которого можно установить в положение, исключающее въезд подвижного состава на этот перевод (рис. 14.11), то их запирают в этом положении.

При выполнении работ на входном стрелочном переводе со стороны перегона его ограждают закрытым входным сигналом, а со стороны станции - переносными красными сигналами, устанавливаемыми на каждом из сходящихся к крестовине путей против предельного столбика (рис. 14.12).

В случае расположения места работ между стрелочным переводом и входным сигналом со стороны перегона его ограждают закрытым входным сигналом, а со стороны станции - переносным красным сигналом, установленным между остряками входной стрелки (рис. 14.13).

Если по неправильному пути на станции имеется входной светофор, то красные переносные сигналы со стороны перегона устанавливать не следует так как место работ будет ограждаться закрытым входным сигналом.

Ограждение мест препятствий, возникающих на пути. Путейцам приходится ограждать не только места производства работ, но и различные препятствия, возникающие на пути и угрожающие безопасности движения поездов, а именно: обвалы горных пород, снежные и песчаные заносы, размывы, изломы рельсов, разрывы стыков, а иногда тракторы и автомобили, въехавшие на путь.

Препятствия, угрожающие безопасному движению поездов, немедленно ограждают сигналами остановки или уменьшения скорости.

Для этого на месте препятствия устанавливают сигнал остановки (красный щит или красный флаг, а ночью - фонарь, сигнализирующий красным огнем) и укладывают петарды на расстоянии Б (см. табл. 14.1) с обеих его сторон. Иногда, если препятствие обнаружено внезапно и поезд приближается к препятствию, петарды укладывают на таком расстоянии, на какое успел отбежать работник от места препятствия. В первую очередь необходимо укладывать петарды со стороны ожидаемого поезда. На однопутном участке, если неизвестно, с какой стороны будет поезд, петарды укладывают со стороны спуска к месту препятствия, а на площадке - со стороны кривой или выемки, т. е. там, где хуже видимость для машиниста.

Иногда после обследования места препятствия приходят к выводу, что до окончательного выполнения ремонтных работ можно пропускать поезда со скоростью менее 15 км/ч с сопровождением их работником пути (проводником). Это место ограждают, как место препятствия, но без укладки петард и с обязательной выдачей предупреждений на поезда.