Руководства, Инструкции, Бланки

пунктуационный разбор предложения 5 класс ладыженская образец img-1

пунктуационный разбор предложения 5 класс ладыженская образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1838 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Синтаксический и пунктуационный разборы предложения

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 5-6 классы

Далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом пользоваться. Овладеть логикой применения того или иного теоретического материала всем без исключения учащимся помогают лингвистические алгоритмы.

Данный подход позволяет создать благоприятные условия для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и дает возможность получить достойное образование всем ученикам класса.

Ниже приводится образец алгоритма, помогающего анализировать и закреплять или систематизировать и обобщать новый учебный материал по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5-6 классах.

Скачать:

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»

* Номера параграфов указаны по учебнику Б а б а й ц е в о й В. В. Ч е с н о к о в о й Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Желтым цветом выделены те моменты, которые необходимо отметить в письменной характеристике предложения; второстепенные члены предложения указываются только при синтаксическом разборе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами" конспект урока русского языка в 8 классе

Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами».Урок – практикум.Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому и пунктуационному разбору, нахо.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 6-7 классы

В 6(7) классе учащиеся знакомятся с новыми теоретическими понятиями «причастный оборот», «деепричастный оборот». В связи с этим при синтаксическом и пунктуационном разборах предложений у учеников возн.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 7-8 классы

В 7(8) классах учащиеся знакомятся с новым теоретическим понятием "односоставное предложение". В связи с этим схема разбора простого предложения претерпевает изменения. На первых порах школьники с тру.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 8-9 классы

В 8-9 классах учащиеся традиционно изучают такие разделы русского языка, как "Синтаксис" и "Пунктуация". Благодаря использованию на уроках алгоритма "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Готовимся к ГИА по русскому языку. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 9 класс

Систематизация и обобщение теоретического материала по русскому языку - важный шаг к успеху на ГИА в 9 классе. Организация самостоятельной работы учащихся, направленной на повторение основных теоретич.

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА".

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями.

Другие статьи

Пунктуационный разбор предложения 5 класс ладыженская образец

Русский язык
5 класс (ч.1)
§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения Порядок пунктуационного разбора
  1. Знаки завершения простого предложения.
  2. Знаки разделительные в простом предложении: между подлежащим и сказуемым тире (если есть); между однородными членами запятые (если есть); перед однородными членами после обобщающего слова двоеточие (если есть).
  3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

Образец пунктуационного разбора

По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там. (А. Пушкин)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между определениями мшистым, топким ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная. Между однородными обстоятельствами здесь и там не ставится запятая, так как они соединены неповторяющимся союзом и.

Письменный разбор

230. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.
  1. Ветер осенний в леса подымается,
    Шумно по чащам идёт,
    Мёртвые листья срывает и весело
    В бешеной пляске несёт.
  2. Зимние вьюги — предтечи* весенние.

231. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2. Со(?)нце показалось из-за туч но вскоре скрыл..сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор..бельные сосны

Пунктуационный разбор предложения образец 5 класс ладыженская - Это то о чем все говорят

Пунктуационный разбор предложения образец 5 класс ладыженская - полезные сведения.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Поставьте «+», если вы справились с заданием. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Работа с толковым словарём: предтечи. Самоконтроль и коррекция Формулируют правила, обосновывают свой ответ. На стройных ножках стоят подб. Структура текста, языковые особенности. Орфограммы в приставках и корнях слов. Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое. Культура речи 9 3 1 Словообразование. Ученики совершенствуют навыки работы в группе, с текстом. Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе. Деление текста на части. Проверь себя по рабочему листу. Открытие нового знания - Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Выборочное изложение по упр. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. Количество контрольных работ диктантов, сочинений, изложений представлено в планировании в соответствии с программными требованиями для 6 класса: Контр. Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.

Calameo - Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс Ладыженская.

Рассказ по сюжетным картинкам. Дидактические карточки-задания по русскому языку. Обсуждение и вывод - Сверим выводы с материалами учебника на стр. Мы идём за ним по шпалам и сворачиваем в лес. Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. Слайд 5 - На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов?

Культура речи 10ч + 3ч 12 Повторение изученного по разделу «Лексикология» в Vклассе. Глубоко вдохните и выдохните. Слайд 5 - На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов?

Смотри также

Черняева Т

Т.С.ЧЕРНЯЕВА,
г.Усть-Джегута,
Карачаево-Черкесская республика
Пунктуационный разбор простого предложения Работаем по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!
Каждый раз с нетерпением жду газету. Интересно знать, как работают учителя русского языка из разных уголков нашей страны. Как приятно, что так много людей, которые по-настоящему любят русское слово, которые своим воспитанникам прививают любовь к русскому языку.
Мне бы тоже хотелось поделиться с читателями газеты своим опытом проведения уроков.
Один из них – «Пунктуационный разбор простого предложения». Этот урок был проведен в форме игры-путешествия, поэтому в работу были вовлечены все ученики.

Цель урока. дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.

Наглядность. информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.

I. Слово учителя

Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.

Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.

II. Терминологический диктант

Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.

1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис) ;
2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание) ;
3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая) ;
4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее) ;
5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное) ;
6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство) ;
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение) ;
8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное) .

Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.

III. Совместная работа

1. Что изучает пунктуация?
2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация. (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.)
3. Назовите известные вам знаки препинания.

Задание . Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов)

Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)

Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это. Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте .

(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)

В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.

(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.

1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)

Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.

1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.

Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания.
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста ?

(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)

У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.

Стрекоза. Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?
Муравей. Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.
Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.
(Варианты ответов заранее записаны на доске.)
Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.
(Красная карточка)
Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.
(Зеленая карточка)
По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.
(Синяя карточка)

Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)
Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:
Муравей, ты должен проявить сострадание. 5

Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.

IV. Работа с учебником. Упражнение 220

Сначала выясняется значение слова предтеча .

– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.)
Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.
(Дети записывают предложения в исправленном виде.)

1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.
2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
3. Молодцы ребята хорошо работаете.

Задание. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения .

Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.

1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает. (пунктуационный разбор) .
2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой. (5) .
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить. (какие знаки препинания нужно поставить в предложении) .

Задание . Выполните устнопунктуационный разборпредложения. Язык мой, давай с тобой дружить!

Задание . Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?

Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

V. Подведение итогов урока

Задание . Прочитайте текст. Расскажите, что случилосьс человеком, который потерял знаки препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

VI. Домашнее задание

На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.

Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 7)

Схема пунктуационного разбора предложения

1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образцы пунктуационного разбора предложения

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун. 1 [который. 2 (чтобы не бегать очень быстро), 3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).

1. бегун участвует – грамматическая основа главного предложения

2. который (=бегун) привязывает

3. не бегать (главный член односоставного безличного предложения)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение

Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное

Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.

Я слышал, 1 (как Гайдар чистил котелок песком 2 и ругал его за то,) 3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).

1. Я слышал – грамматическая основа главного предложения

2. Гайдар чистил и ругал

3. ручка отвалилась

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

Я слышал – главное предложение

Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное

За что именно ругал? Ч то у того отвалилась ручка – второе придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом

Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

1. Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения

2. которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).

4. он не в силах отнять

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Пари заключается в том, 1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня), 2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то, 3 (что я вам скажу), 4 а (если он не останется), 5 то я исполню любое приказание, 6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)

1. пари заключается – грамматическая основа главного предложения

2. повелитель останется

3. вы должны исполнить

5. он не останется

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с шестью придаточными:

Пари заключается в том – главное предложение

Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/

При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное

При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное

Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное

Исполнить что? То, /что я вам скажу / - четвертое придаточное

Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное

Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ - в обоих случаях смысл теряется)

3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

В составе сложного предложения нет осложненных простых.

Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:

- если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:

Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;

- если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):

Учтите и что он сказал, и как он это сделал;

- если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова: Он ушёл и не сказал куда.

Русский язык 5 класс Ладыженская Т

Надежный хранитель истории и памяти многих поколений – русский язык. Этот славянский язык тесно связан с украинским, польским, венгерским и белорусскими языками. Живущие рядом народы постоянно обменивались культурными новшествами, при этом заимствуяу соседей некоторые слова и целые фразы.

Русский язык, по сравнению с другими языками, несказанно богат своим синтаксическим рядом, с его помощью можно составить множество словоформ и предложений. Именно большое число словоформ в русском языке, позволяет выражать свои мысли максимально точно. Богатство русского языка отмечали многие культурные деятели, композиторы, писатели и музыканты.

Для досконального изучения русского языка, требуется не один год упорных трудов и учения. В школьной программе изучение этого языка начинается с первого класса.

Учебник «Русский язык» Ладыженская Т. А. написан для учащихся общеобразовательных школ. Книга рассчитана на учеников 5 классов и содержит всю необходимую информацию, необходимую к ознакомлению и изучению. Пятиклассники найдут в учебнике ответы на интересующие вопросы и ознакомятся с бесплатно решенными заданиями.

Изучая учебник, можно подготовиться как к устным вопросам по предмету, так и к письменным самостоятельным и контрольным работам.

Школьники, работая с учебником, могут выполнять самостоятельно заданные на дом домашние работы и тут же проверять правильность своих ответов. Такая система работы с учебником положительно влияет на уровень получаемых знаний и дает дополнительный стимул к занятиям по самообразованию.

Русский язык 5 кл. 2007 г. Ладыженская Т.А.

Выберите следующее решение:

Распознание текста ГДЗ с изображения.:

й разбор простого предложения
л

Правила использования ответов

Мы против нахального списывания домашних заданий.
Сайг ГДЗ предлагает тебе правильно решить домашнее задание, сравнивая его с нашими готовыми ответами.

Внимание Уточняй, сверяй, проверяй, но не списывай!
Если тебе не хватает информации или ты чего-то не понял - обратись к администратору сайта.

Пунктуационный разбор

Создано 02.09.2016 18:07 | Автор: Колесникова Елена | Просмотров: 3008

Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания. Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора. который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

Вот два предложения, давайте их проанализируем.

1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".

План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

1 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5. 6

1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

3 - запятая разделяет однородные дополнения,

6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

1 - двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

2, 3 - запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

4 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

5 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

1, 2 - запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

3, 5 - запятые разделяют однородные дополнения,

4, 5 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

6, 7 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

7 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

8 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Поэзия —1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

1 - тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

2 - запятая разделяет однородные сказуемые,

3 - запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

4 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

1 - запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

2 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

3 - точка завершает повествовательное предложение.

Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

2 - запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

3 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

2 и 3 - парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

4 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

В сложном предложении сначала объясняем знаки препинания, разделяющие части сложного, затем знаки внутри простых частей. В прямой речи действуем таким же способом: сначала знаки, отделяющие прямую речь от слов автора, а потом остальные знаки препинания.

Предположим, у нас простое предложение с несколькими смысловыми отрезками, которые выделяются знаками или отделяются ими друг от друга. Как быть в этом случае? В каком порядке давать объяснение?

Если пунктограммы не совмещаются, то объясняем в порядке следования знаков препинания. В примере 6 и 8 однородные члены распространены обособленными членами, поэтому сначала объясняем знаки между однородными, а потом знаки при второстепенных членах.

Если же обособленный член предложения включает в свой состав однородные члены, то сначала поясняем его, а потом однородный ряд. Однако, повторим снова, выбор того или иного порядка разбора не является серьёзным недочётом, и за него не снижается оценка.

Точку, стоящую в конце предложения, чаще всего не объясняют, поскольку само собой разумеется, что точка является знаком завершения. Традиционно обращают внимание на многоточие, восклицательные и вопросительные знаки, поясняя их постановку.

Рассмотрим ещё несколько примеров. Но уже не будем фиксировать знак завершения – точку.

1)Чудесная осень,1 сухая и тёплая,2 в этом году долго не покидала землю,3 долго не сбрасывала багряных,4 жёлтых и розовых листьев осины,5 липы и клёна.

Пять запятых выполняют разную функцию - выделительную и разделительную. Будем идти по порядку следования знаков: 1 и 2 выделяют обособленные определения, выраженные прилагательными, 3, 4, 5 запятые разделяют три ряда однородных членов: 3 - сказуемые, 4 - согласованные определения, 5 - несогласованные определения. Пояснение: нет запятой между однородными определениями, соединёнными одиночным союзом И.

2)Наконец пришёл экскурсовод,1 толстый человек в украинской расшитой рубахе и в золотых очках,2 отдалённо напоминающий Никиту Хрущёва в его добродушной ипостаси,3 и повёл их вниз по тенистой аллее.

1, 2 - запятые выделяют обособленное приложение, стоящее после определяемого слова,

2, 3 - запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного приложения.

4)Лес,1 поле,2 пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой:3 в лес посылали собирать ягоду для продажи,4 в поле -5 помогать на уборке,6 на пруд -7 полоскать бельё.

1, 2 - запятые разделяют однородные подлежащие,

3 - двоеточие разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

4, 6 - запятые разделяют части сложного предложения (бессоюзная связь),

5, 7 - тире сигнализирует о структурной неполноте простой части в составе сложного предложения.

5)-1 Вот акация,2 -3 указывал он на небольшое,4 цветущее сладким жёлтым цветом дерево,5 -6 одно из великих деревьев.

1, 3, 6 - тире отделяют прямую речь от слов автора,

2 - запятая стоит после прямой речи повествовательного предложения,

5 - запятая стоит после слов автора, отделяя их от прямой речи,

4, 5 - запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

6)"1Наверное,2 среди них есть какое-то одно,3 точно такое же,4 как я. 5 Если бы я его увидела,6 я бы сразу узнала"7,8 -9 думала Тома,10 касаясь на ходу рододендрона и самшита. 11

1, 7 - кавычки выделяют прямую речь от слов автора,

8 - запятая отделяет прямую речь (повествовательное предложение) от авторских слов,

9 - тире отделяют прямую речь от слов автора,

5, 11 - многоточие в конце предложения говорит о незаконченности мысли,

2 - запятая выделяет вводное слово со значением неуверенности,

3, 4 - обособленное определение, выраженное местоимением,

4 - сравнительный оборот с союзом КАК,

6 - запятая разделяет части сложноподчинённого предложения,

10 - запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного обстоятельства.

Конечно, когда поставленные знаки препинания объясняются письменно, то запись выглядит громоздкой и длинной, в устной речи разбор проговаривается быстрее и короче.

1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. - 2008. - №8.

2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. - 1985. - №3.

3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 1989. - №6.

Пунктуационный разбор простого предложения

§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения Порядок пунктуационного разбора

1. Знаки завершения простого предложения.

2. Знаки разделительные в простом предложении: между подлежащим и сказуемым тире (если есть); между однородными членами запятые (если есть); перед однородными членами после обобщающего слова двоеточие (если есть).

3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

Образец пунктуационного разбора

По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там. (А. Пушкин)

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между определениями мшистым, топким разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная. Между однородными обстоятельствами здесь и там не ставится запятая, так как они соединены неповторяющимся союзом и.

230. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

1. Ветер осенний в леса подымается,
Шумно по чащам идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.

2. Зимние вьюги — предтечи* весенние.

231. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2. Со(?)нце пок..залось из-за туч но вскоре скрыл..сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор..бельные сосны