Руководства, Инструкции, Бланки

приказ о запрете курения на территории предприятия образец 2015 img-1

приказ о запрете курения на территории предприятия образец 2015

Рейтинг: 4.3/5.0 (1872 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ о курении \ Консультант Плюс

Приказ о курении

Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ о курении (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Приказ о курении

Статья: Оборудование места для курения осужденных
(Фимина Н.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 6) Обязательно ли ограждение места для курения?

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья: Учет расходов на пожарную безопасность в учреждениях ФСИН
(Зарипова М.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 7) - на оборудование мест для курения и др.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов. Приказ о курении

Форма: Приказ руководителя организации о выделении (создании) специального места для курения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Форма: Приказ о запрете курения табачных изделий в помещениях предприятия (образец заполнения)
("Кадровый вопрос", 2012, N 7)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Видео

Другие статьи

Приказ о запрете курения

Приказ о запрете курения

Приказа к сожалению у меня нет, в свободной форме напишите. А вообще пожарники ко всему придираются, им же нужно показать что они не просто так. работяги)))
я делал и ЖУРНАЛ УЧЕТА ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

"О запрете курения табака"

Во исполнение федерального закона «Об ограничении курения табака», приказываю:

1. Запретить курение табака в _______________________, и в других зданиях и сооружениях (г. Долгопрудный, г, Жуковский, г, Москва), за исключением специально отведенных мест.

2. Запретить розничную продажу табачных изделий на территориях и в помещениях офиса (предприятия), в том числе и при проведении в различных мероприятий.

3. Директору (заму) _______ по ______________________:

* определить места для курения табака, сопроводив их специальными табличками;
* предупредить руководителей организаций и руководителей сторонних организаций, выполняющих работы по договорам, о запрете курения табака в стенах организации (предприятия)?.

4. Довести содержание данного приказа до сотрудников, предупредив их об ответственности за его невыполнение, вплоть до увольнения ________.

5. Руководителям подразделений служб обеспечить выполнение приказа. К нарушителям приказа применять меры административного (дисциплинарного) воздействия.

6. Контроль за выполнением приказа возложить на ______________.


Генеральный директор ООО "Ромашка" __________________ (подпись)

Приказ на себя
С наступившим Новым Годом! Вопрос. Директор работает на срочном трудовом договоре. Может ли он, зная, что договор ему не продлят, последним рабочим днем подписать приказ о своем назначении на нижестоящую должность на этом же предприятии, например зам. директором.

Пожар из-за курения - не страховой случай?
Здравствуйте! В моей квартире(я собственник) произошел пожар.Заключение пожарных о причине возгорания - неосторожное обращение с огнем при курении моего отца. Квартира была затрахована в страховой компании МЕСКО(г. Москва) по программе льготного страхования(условия см.ниже). В страховую я подал.

Законны ли такие приработки при запрете в трудовом договоре работы по своместительству?
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста: у меня в трудовом договоре (я работник)- следующие пункты: Работник, в целях исключения возможного конфликта интересов с Работодателем, обязуется: - не участвовать в деятельности других коммерческих организаций и не выступать в качестве учредителя.

судебный приказ
судом вынесено решение ввиде судебного приказа(. ) за не точность формулировки сразу прошу прощение, я видел только результат на сайте, а не текст, какие издержки взыскивают с меня при вынесении такого приказа или только ""тело" долга?:confused:

судебный приказ
о вот сегодня пришёл суд.приказ местная ООО "Эста" телетранслирующая на весь город Тв продала себя ЗАО "Комстар-регионы" договор мною заключен в 1999г.с зао "Эста" в этом договоре о продаже меня как абонента ни строчки желания заключать договор с 2009г. с"Комстар-регионы"на ТВ у меня не.

Как ограничить курение на территории компании?

Как ограничить курение на территории компании?

В нашей компании сотрудникам разрешено курить в определенном месте – рядом с парковкой на прилегающей к офису территории. Эта норма закреплена Правилами внутреннего трудового распорядка и приказом по основ-ной деятельности. Должны ли мы сейчас предпринимать какие-либо действия в связи со вступлением в силу «антитабачного» закона? И если да, то какие?

1 июня 2013 г. вступили в силу основные положения «антитабачного» Федерального закона. В прошлом номере журнала мы говорили о том, можно ли запретить сотрудникам курить на работе.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ ) предусмотрено право работодателя выделить специальные места для курения в помещении и/или на своей территории (например, во внутреннем дворике, на крыльце офиса и др.). Для этого нужно последовательно выполнить следующие действия.

Шаг 1 Издать приказ о курении строго в отведенных для этого местах

Такой приказ по основной деятельности (пример) составляется по самостоятельно разработанной работодателем форме (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете). письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1). Он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, и соответствовать стандартам оформления организационно-распорядительных документов (Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, утв. Росархивом, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, утв. приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст, ГОСТ Р 51141-98, утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28) .

В этом документе следует:

  • установить, что курение разрешено только в специально оборудованных местах (изолированных помещениях и/или на открытом воздухе). При этом надо обязательно указать их количество и места расположения;
  • назначить лицо, осуществляющее контроль за соблюдением работниками правил курения в специально оборудованных местах;
  • дать поручение внести необходимые изменения в локальные нормативные акты: Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда и др.;
  • решить организационно-технические вопросы:
    • развесить знаки, запрещающие курение в неустановленных местах (требования к ним установлены в приказе Минздрава России от 30.05.2013 № 340н) ;
    • отвести и оборудовать специальные места для курения на открытом воздухе и в изолированных помещениях (если они раньше не создавались) или переоборудовать их (если они уже созданы) в соответствии с требованиями Минздрава России;
    • предупредить работников о возможных дисциплинарных взысканиях в случае курения в неустановленных местах (абз. 6 ч. 1 ст. 22, ст. 192 ТК РФ) .
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ.

поскольку обязанность по отведению и оборудованию специальных мест для курения была прямо возложена на работодателя еще п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», утратившего силу с 1 июня 2013 г. (п.1 ст. 24 Закона № 15-ФЗ). а также п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, такой приказ уже, скорее всего, действует в компании. Тем не менее работодателю придется подготовить новый приказ об оборудовании специальных мест для курения на открытом воздухе и/или в изолированных помещениях. Это связано с тем, что:

1. В Законе № 15-ФЗ теперь предусмотрено право работодателя ввести запрет на курение не только в помещениях (в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах), но и на территориях, используемых для осуществления своей деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ). в то время как прежде запрет распространялся только на рабочие места.

2. Ранее при оборудовании мест для курения внутри здания работодатели руководствовались, в частности, требованиями, предъявляемыми к курительным помещениям при строительстве зданий (п. 5.8 СП 2.2.1.1312-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88: пп. 5.19, 5.25, 72 СНиП 2.09.04-87, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 782: пп. 8.5, 8.10, приложение «Г», СНиП 31-05-2003, утв. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 108). Теперь требования к местам для курения (не только в изолированных помещениях, но и на открытом воздухе) устанавливает Минздрав России, и они ужесточаются прежде всего в части требований к системе вентиляции в изолированных помещениях.

В частности, уже действует приказ Минздрава России от 30.05.2013 № 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения». В стадии утверждения находится проект Требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака. Его можно найти на официальном сайте Минздрава России по адресу: www.rosminzdrav.ru/health/habits/37. После утверждения его действие будет распространено на период начиная с 1 июня 2013 г.

Шаг 2 Ознакомить работников с приказом Шаг 3 Внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

В ПВТР необходимо закрепить перечень специально оборудованных мест для курения (их количество и места расположения), а также определить количество, время и продолжительность перерывов для курения (например, по 10 минут в конце каждого второго часа - 10:50, 12:50, 15:50, 17:50).

В этом случае вы сможете привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности не только за курение в неустановленных местах, но и за курение в неустановленное время или за длительное отсутствие на рабочем месте по причине перекура.

НАШ СОВЕТ

Предусмотрите в Правилах внутреннего трудового распорядка количество и продолжительность перерывов для курения

Наша справка

В требованиях Минздрава России речь идет о выделении и оборудовании изолированных помещений для курения табака, оснащенных в том числе приточно-вытяж- ной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Поэтому если вы приобретете и установите широко распространенные компактные курительные кабины, то нарушите установленные требования и зря потратите деньги. А стоит одна такая кабина недешево: от 160 тыс. руб. (на 2 человек) до 385 тыс. руб. (на 8-12 человек).

Шаг 4 Ознакомить под роспись всех работников компании с изменениями, внесенными в ПВТР Резюме

С 1 июня 2013 г. работодатель вправе ограничить курение табака на территории организации, оборудовав специальные комнаты для курения. Обустройство или переоснащение имеющихся комнат может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты, например в Правила внутреннего трудового распорядка.

Обратите внимание: если у вас уже есть специально оборудованные места для курения, вам необходимо переоснастить их согласно требованиям Минздрава России.

При этом если в ПВТР, Положении об оплате труда и премировании, других локальных нормативных актах прописаны все необходимые условия, касающиеся специально оборудованных мест для курения, времени перерывов на него, привлечения к дисциплинарной ответственности за курение в неположенном месте, в неположенное время или длительное курение, а также условия премирования при наличии дисциплинарных взысканий, то никаких изменений в эти документы вносить не нужно.

ПРИМЕР

Приказ об ограничении курения на территории организации (фрагмент )

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 19.08.2013, Год: 2013, Номер: №9
Автор: Орлова Елена

Приказ о запрете курения

Голосование: приказ о запрете курения

Добрый день, вызвал меня сегодня начальник и сказал НАДо, вот как бы мне это сделать, нужен приказ запрещающий курить на территории с указанием штрафов. С целью соблюдения мер противопожарной безопасности, руководствуясь требованиями техники безопасности, Федеральным законом от 10 июля 2001 г № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003г. № 313, в целях реализации Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ, а так же обеспечения пожарной безопасности в производственных зданиях, (можно добавить новый ФЗ)

П Р И К А З Ы В А Ю :

1. Запретить курение табака на всех рабочих местах: в кабинетах, в производственных зданиях, складских помещениях и гаражах, комнатах отдыха, приема пищи и санитарно-бытовых помещениях.
2. Установить места для курения:
- на административной территории – у крыльца входа в бытовой корпус;
- у ……………..
Начальникам отделений и служб: собственным распоряжением установить места для курения на объектах.
В местах, отведенных для курения, вывесить предписывающий знак «Место для курения», оборудовать вентиляцией, установить урны и огнетушители.
3. Начальнику отдела кадров _________. в Правила внутреннего распорядка предприятия включить пункт о запрете курения табака в помещениях указанных в п.1, внести согласно п. 2 перечень мест для курения.
4. Всем начальникам служб, отделов и отделений довести данный приказ до сведения всех работников и не допускать курение табака в помещениях указанных в п.1.
5. Лица, не исполняющие настоящий Приказ, будут привлекаться к дисциплинарной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
6. Контроль за исполнением данного приказа возложить на ответственного за пожарную безопасность по предприятию -

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Штраф за нарушение приказа публичная порка и выкладыванием сего на ютьюб. - и это незабудьте!

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

« Первая ← Пред. 1 След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться .

© 2006—2016, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.

Как ограничить курение на территории компании?

Как ограничить курение на территории компании?

В нашей компании сотрудникам разрешено курить в определенном месте – рядом с парковкой на прилегающей к офису территории. Эта норма закреплена Правилами внутреннего трудового распорядка и приказом по основ-ной деятельности. Должны ли мы сейчас предпринимать какие-либо действия в связи со вступлением в силу «антитабачного» закона? И если да, то какие?

1 июня 2013 г. вступили в силу основные положения «антитабачного» Федерального закона. В прошлом номере журнала мы говорили о том, можно ли запретить сотрудникам курить на работе.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ ) предусмотрено право работодателя выделить специальные места для курения в помещении и/или на своей территории (например, во внутреннем дворике, на крыльце офиса и др.). Для этого нужно последовательно выполнить следующие действия.

Шаг 1 Издать приказ о курении строго в отведенных для этого местах

Такой приказ по основной деятельности (пример) составляется по самостоятельно разработанной работодателем форме (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете). письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1). Он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, и соответствовать стандартам оформления организационно-распорядительных документов (Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, утв. Росархивом, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, утв. приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст, ГОСТ Р 51141-98, утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28) .

В этом документе следует:

  • установить, что курение разрешено только в специально оборудованных местах (изолированных помещениях и/или на открытом воздухе). При этом надо обязательно указать их количество и места расположения;
  • назначить лицо, осуществляющее контроль за соблюдением работниками правил курения в специально оборудованных местах;
  • дать поручение внести необходимые изменения в локальные нормативные акты: Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда и др.;
  • решить организационно-технические вопросы:
    • развесить знаки, запрещающие курение в неустановленных местах (требования к ним установлены в приказе Минздрава России от 30.05.2013 № 340н) ;
    • отвести и оборудовать специальные места для курения на открытом воздухе и в изолированных помещениях (если они раньше не создавались) или переоборудовать их (если они уже созданы) в соответствии с требованиями Минздрава России;
    • предупредить работников о возможных дисциплинарных взысканиях в случае курения в неустановленных местах (абз. 6 ч. 1 ст. 22, ст. 192 ТК РФ) .
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ.

поскольку обязанность по отведению и оборудованию специальных мест для курения была прямо возложена на работодателя еще п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», утратившего силу с 1 июня 2013 г. (п.1 ст. 24 Закона № 15-ФЗ). а также п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, такой приказ уже, скорее всего, действует в компании. Тем не менее работодателю придется подготовить новый приказ об оборудовании специальных мест для курения на открытом воздухе и/или в изолированных помещениях. Это связано с тем, что:

1. В Законе № 15-ФЗ теперь предусмотрено право работодателя ввести запрет на курение не только в помещениях (в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах), но и на территориях, используемых для осуществления своей деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ). в то время как прежде запрет распространялся только на рабочие места.

2. Ранее при оборудовании мест для курения внутри здания работодатели руководствовались, в частности, требованиями, предъявляемыми к курительным помещениям при строительстве зданий (п. 5.8 СП 2.2.1.1312-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88: пп. 5.19, 5.25, 72 СНиП 2.09.04-87, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 782: пп. 8.5, 8.10, приложение «Г», СНиП 31-05-2003, утв. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 108). Теперь требования к местам для курения (не только в изолированных помещениях, но и на открытом воздухе) устанавливает Минздрав России, и они ужесточаются прежде всего в части требований к системе вентиляции в изолированных помещениях.

В частности, уже действует приказ Минздрава России от 30.05.2013 № 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения». В стадии утверждения находится проект Требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака. Его можно найти на официальном сайте Минздрава России по адресу: www.rosminzdrav.ru/health/habits/37. После утверждения его действие будет распространено на период начиная с 1 июня 2013 г.

Шаг 2 Ознакомить работников с приказом Шаг 3 Внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

В ПВТР необходимо закрепить перечень специально оборудованных мест для курения (их количество и места расположения), а также определить количество, время и продолжительность перерывов для курения (например, по 10 минут в конце каждого второго часа - 10:50, 12:50, 15:50, 17:50).

В этом случае вы сможете привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности не только за курение в неустановленных местах, но и за курение в неустановленное время или за длительное отсутствие на рабочем месте по причине перекура.

НАШ СОВЕТ

Предусмотрите в Правилах внутреннего трудового распорядка количество и продолжительность перерывов для курения

Наша справка

В требованиях Минздрава России речь идет о выделении и оборудовании изолированных помещений для курения табака, оснащенных в том числе приточно-вытяж- ной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Поэтому если вы приобретете и установите широко распространенные компактные курительные кабины, то нарушите установленные требования и зря потратите деньги. А стоит одна такая кабина недешево: от 160 тыс. руб. (на 2 человек) до 385 тыс. руб. (на 8-12 человек).

Шаг 4 Ознакомить под роспись всех работников компании с изменениями, внесенными в ПВТР Резюме

С 1 июня 2013 г. работодатель вправе ограничить курение табака на территории организации, оборудовав специальные комнаты для курения. Обустройство или переоснащение имеющихся комнат может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты, например в Правила внутреннего трудового распорядка.

Обратите внимание: если у вас уже есть специально оборудованные места для курения, вам необходимо переоснастить их согласно требованиям Минздрава России.

При этом если в ПВТР, Положении об оплате труда и премировании, других локальных нормативных актах прописаны все необходимые условия, касающиеся специально оборудованных мест для курения, времени перерывов на него, привлечения к дисциплинарной ответственности за курение в неположенном месте, в неположенное время или длительное курение, а также условия премирования при наличии дисциплинарных взысканий, то никаких изменений в эти документы вносить не нужно.

ПРИМЕР

Приказ об ограничении курения на территории организации (фрагмент )

Курение на - работе: новые обязанности работодателя

Курение на работе: новые обязанности работодателя

Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись.

Работодатель обязан
В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

  • соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);
  • осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;
  • обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
  • предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

  1. территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
  2. территории и помещения, предназначенные для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
  3. поезда дальнего следования, суда, находящиеся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
  4. воздушные суда, все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе суда при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), места на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также станции метрополитенов, помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенные для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
  5. помещения, предназначенные для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
  6. помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещения рынков, нестационарные торговые объекты (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
  7. помещения социальных служб;
  8. помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  9. рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях;
  10. лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов;
  11. детские площадки и границы территорий, занятых пляжами;
  12. пассажирские платформы, используемые исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);
  13. автозаправочные станции.

Означает ли новый Закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

  1. в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
  2. в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: «Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?». Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.
Отметим, что в Законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много, и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и в случае, если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

Пример 1. Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

Работодатель имеет право
Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.
Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

Варианты реализации положений Закона
Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового Закона.

Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение
Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании работодатель должен:

  • издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;
  • ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);
  • провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;
  • обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);
  • при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

  • в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должны быть предусмотрены порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);
  • чтобы соблюсти баланс «кнута и пряника», при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники Закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю, и все еще на его территории (прилегающей к зданию территории), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.
Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако, даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить
Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

  • испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);
  • после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;
  • издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;
  • ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;
  • применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно-распорядительными документами работодателя (а именно приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

Анализ норм Закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного Закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива таким местом может оказаться, например, территория в 10 — 15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

Ответственность
Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового Закона об ограничении курения:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная.

Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.
Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.
Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машиниста, проводника, капитана судна, пилота, стюардессы и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 руб. такая ответственность мало кого пугает.
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

  • должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);
  • предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в разд. 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований Закона о запрете курения все же есть.
Учитывая «молодость» рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.
Нельзя не отметить, что сейчас наступило время «безответственности», как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).
Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно.
Мы не рассматриваем санитарные или противопожарные нормы (ст. ст. 6.3 и 20.4 КоАП РФ).

Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000 — 3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 руб. или даже выше.
Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового Закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усиления санкций в сфере действия нового Закона о запрете курения.

Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.
Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место, оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.
Пока меры ответственности за нарушение нового Закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного Закона.
Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.
Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового Закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.
Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

По материалам ПС Консультант Плюс

Другие публикации: