Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона img-1

инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона

Рейтинг: 4.2/5.0 (1871 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Документы по охране труда - Инструкции по охране труда - Инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона

Инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона.


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельной работе в качестве машиниста укладчика асфальтобетона должен допускаться рабочий не моложе 18 лет, имеющий профессиональную подготовку, удостоверение на право управления машиной и прошедший: предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж; обучение безопасным методам и приемам труда и проверку знания безопасности труда в квалификационной комиссии; первичный инструктаж на рабочем месте.

1.2. Машинист укладчик асфальтобетона должен иметь удостоверение водителя.

1.3. Техническое состояние укладчика асфальтобетона должно обеспечит безопасность его работы и транспортирования, и отвечать правилам технической эксплуатации.

1.4. Укладчик асфальтобетона оборудован звуковой, световой сигнализацией, аптечкой первой помощи, термоизолированным бочком питьевой воды, средствами пожаротушения.

1.5. Машинисты укладчика асфальтобетона допускаются к работе при наличии след. С.И.З.
Полукомбинезон, рукавицы комбинированные, зимой дополнительно.—куртка и брюки на утепляющей подкладке, валенки
.
!1.6 Укладчик асфальтобетона не может быть пущен в эксплуатацию без письменного распоряжения главного механика (механика), ответственного за эксплуатацию механизма.

1.7. Укладчик асфальтобетона следует заправлять топливом с помощью заправочных устройств на горизонтальной площадке и только днем.

1.8. Заправка укладчика асфальтобетона в темное время суток допускается только при искусственном освещении, при этом запрещается пользоваться открытым огнем.

1.9. При всех работах с этилированным бензином должна быть исключена возможность его проливания.

1.10. Места, загрязненные этилированным бензином немедленно обезвреживаются дегазатором.

1.11. За каждым машинистом закрепляется определенная машина приказом или распоряжением по предприятию. При переводе на машину другого типа или при изменении технологического процесса машинист, в обязательном порядке должен быть ознакомлен с конструкцией машины, методами работы и прослушать дополнительный инструктаж по технике безопасности.

1.12 Машинисту запрещается передавать кому бы то ни было управление укладчиком асфальтобетона.

1.13 На всех опасных местах в зоне работы машин вывешивают хорошо видимые плакаты и предупредительные надписи.

1.14 Перед началом работ на новом участке машинист обязан получить разрешение у производителя работ.

1.15. Необходимо проверить состояние укладчика асфальтобетона и устранить замеченные неисправности. Работать на неисправной машине категорически запрещается, так как это может привести несчастному случаю.

1.16. Площадку управления нельзя загромождать посторонними предметами и инструментами.

1.17 .Строго запрещается находиться на машине лицам не связанный с выполнением рабочего процесса, а также сходить с катка или садиться на него во время движения.
1.18. При работе на асфальтоукладчике в темное время суток и при плохой видимости рабочее место машиниста должно быть хорошо освещено.
1.19. Площадка управления, рычаги должны быть чистыми и сухими.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед запуском двигателя необходимо: убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях; убедиться, что рычаг переключения скоростей находиться в нейтральном положении; вытереть насухо все наружные части машины, на которые попали бензин или масло, во избежании возможного воспламенения.

2.2. Необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности при заправке, работе и обслуживании двигателя внутреннего сгорания.

2.3. Категорически запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя при низких температурах.

2.4. При запуске двигателя в холодное время в радиатор необходимо заливать горячую воду, а в картер подогретое масло.

2.5. После запуска двигателя, опробовать его на холостом ходу.

2.6..Проверять уровень топлива в баке разрешается только мерной линейкой.
2.7.Перегонять укладчик асфальтобетона своим ходом разрешается на расстояние не более 1км. На расстояние свыше 1 км асфальтоукладчик следует транспортировать на специальных платформах. трейлерах.
2.8. Движение укладчика асфальтобетона через железнодорожные переезды допускается только с разрешения начальника дистанции пути железной дороги. Заявка должна быть подана за 24 часа до переезда.
2.9. При вынужденной остановке на переезде машинист укладчика асфальтобетона обязан:
-послать при возможности 2-х человек вдоль пути в обе стороны от переезда на 1000м, объяснив им, как подавать сигналы остановки приближающегося поезда, круговым движением руки перед собой;
-оставаться возле асфальтоукладчика и принимать все меры к быстрейшему освобождению переезда, внимательно наблюдая, не приближается ли поезд;
-с момента остановки подавать сигналы общей тревоги, а если появиться поезд –бежать ему навстречу рядом с путями, подавая сигнал остановки.


3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При трогании укладчика асфальтобетона с места машинист обязан подать звуковой сигнал, который всегда должен быть исправным.

3.2. При движении под уклон следует включать первую скорость. Запрещается переключать скорости при движении на подъем.
3.3.Машинист во время движения укладчика асфальтобетона должен находиться на своем месте у механизмов управления, следит за режимом работы двигателя, показаниями КИП и работой механизмов.
3.4.Запрещается находиться вблизи боковых стенок бункера асфальтоукладчика при загрузке горячей смесью во избежание ожогов.
3.5. Запрещается подниматься на колеса автомобиля или борта кузова, а также ударять по днищу кузова для удаления асфальтобетонной смеси или ускорения ее выгрузки.
3.6.При движении укладчика запрещается очищать его механизмы и узлы от налипшей асфальтобетонной смеси.
3.7. Во время движения укладчика запрещается сидеть или стоять на раме.
3.8.С наступлением сумерек на всех ограждениях участка работ должны быть установлены световые сигналы.
3.9.При необходимости остановки укладчика асфальтобетона на дороге его следует оградить красными флажками, а в темное время –красными фонарями. Запрещается оставлять укладчик без присмотра с работающим двигателем.
3.10 Работа укладчика асфальтобетона вблизи ЛЭП допускается только при условии, если расстояние по горизонтали между крайней точкой укладчика и ближайшим проводом линии электропередачи будет не менее: при напряжении до 20 квт. расстояние не менее 2м.
3.11.Перемещение и работа укладчика асфальтобетона вблизи ЛЭП должны проводиться под непосредственным руководством специалиста дорожной организации.
3.12. Во время работы укладчика асфальтобетона запрещается
передавать управление машиной другому лицу.
оставлять укладчик с работающим двигателем.
перевозить в кабине людей.
удалять предметы руками, попавшие между в бункер.
3.13. Не допускать посторонних лиц на укладчик во время работы
3.14. На укладчике асфальтобетона должны быть в исправном состоянии средства освещения и световой сигнализации. Яркие источники света не должны мешать проезжему транспорту. Габаритные огни долины быть включены постоянно.
3.15. Машинист должен следить за состоянием шлангов и их присоединений, не допуская просачивания гидравлики из системы.
3.16. Смазывать, регулировать и производить какие-либо исправления механизмов управления, гидропровода и т.д. при работающем двигателе запрещается.
3.17. Машинист укладчика асфальтобетона обязан:
 внимательно следить за работой двигателя;
 проверять надежность тормозной системы;
 за показанием контрольно-измерительных приборов;
 за исправной работой механизмов управления;
 за рабочей зоной.

ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении дефектов оборудования, представляющих опасность для жизни людей и повреждения укладчика асфальтобетона. немедленно приостановить работу с подачей звукового сигнала, а также в случаях:
-при наличии препятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета, или которые нельзя преодолеть подъемом рабочего органа;
-в случае аварии.
4.2. При дорожно-транспортном происшествии и получении травмы водителем необходимо:

• вызвать скорую помощь;

• вызвать работников ГИБДД;

• поставить в известность руководителя работ.

4.3. При разрыве шланга гидросистемы немедленно отключить двигатель и принять меры к его замене. Поставить в известность руководителя работ.

4.4. При попадании этилированного бензина на кожу, пораженное место необходимо промыть керосином, затем теплой водой.

4.5. В случае попадании этилированного бензина в глаза, немедленно промыть их 2-х% раствором питьевой соды и обратиться в медицинский пункт.

4.6. Для предотвращения ожогом пара или горячей водой, выбрасываемой из радиатора при перегреве двигателя крышку радиатора снимают рукой, защищенной рукавицей или тряпкой.


5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

5.1 После окончания работы машинист обязан: поставить машину на место, отведенное для ее стоянки, выключить двигатель и включить тормоз; проверить техническое состояние машины ( о больших неисправностях сообщить участковому механику для их. ликвидации силами ремонтной бригады, а мелкие неисправности устранить самому );

5.3. В холодное время года спустить воду из двигателя радиатора и масло из картера;

5.4. Очистить машину от грязи и грунта, подтянуть болтовые соединения, смазать трущиеся части.

Инструкцию составил:
руководитель подразделения:

Согласовано:
Инженер по охране труда:

. Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле.

Видео

Другие статьи

ТОИ Р-218-13-93 Типовая инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона

ТОИ Р-218-13-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона

1. К самостоятельной работе машинистом укладчика асфальтобетона допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным методам и приемам производства работ и инструктажи по безопасности труда и имеющие удостоверение на право работы машинистом укладчика асфальтобетона.

2. Поступающий на работу машинист укладчика асфальтобетона должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Машинист укладчика асфальтобетона должен знать инструкцию по эксплуатации укладчика асфальтобетона.

4. Укладчик асфальтобетона должен быть закреплен за машинистом и его сменщиком приказом или распоряжением по организации. Работа на укладчиках асфальтобетона, незакрепленных или закрепленных за другими лицами, допускается только в виде исключения по специальному письменному распоряжению администрации.

5. Техническое состояние укладчика асфальтобетона должно обеспечивать безопасность его работы и соответствовать правилам технической эксплуатации. Укладчик асфальтобетона должен быть оснащен медицинской аптечкой, термоизолированным бачком для питьевой воды и огнетушителем.

6. Заправку укладчика асфальтобетона топливом следует производить с помощью заправочных устройств на горизонтальной площадке при естественном освещении. При необходимости заправки топливом в темное время суток, место заправки должно быть достаточно освещено. Пользоваться источником открытого огня запрещается.

7. Для предотвращения ожогов паром или горячей водой, выбрасываемой из радиатора при перегреве двигателя, крышку радиатора необходимо снимать рукой, защищенной рукавицей, находясь с наветренной стороны, возможно дальше от горловины радиатора.

8. По окончании заправки все детали машины, облитые топливом, следует насухо вытереть. Пролитый этилированный бензин нужно обезвредить дихлорамином (1,5%-ный раствор в чистом бензине) или раствором хлорной извести (1 часть извести на 3-5 частей воды). Обезвреживание этилированного бензина сухой хлорной известью во избежание ее воспламенения запрещается.

9. Все движущиеся части укладчика асфальтобетона должны быть ограждены в местах возможного доступа к ним людей. Для удобства осмотра и смазки ограждения должны быть легкосъемными.

Работать на укладчике асфальтобетона с неисправными или снятыми ограждениями движущихся частей запрещается.

10. В зоне работы укладчика асфальтобетона следует вывесить предупредительные знаки.

11. Запрещается находиться на площадке машиниста и в зоне работы укладчика асфальтобетона посторонним лицам.

12. Работа укладчика асфальтобетона вблизи линий электропередач допускается только при условии, если расстояние по горизонтали между крайней точкой асфальтоукладчика и ближайшим проводом линии электропередачи будет не менее:

Напряжение линии электропередачи, кВ,

13. Перемещение и работа укладчика асфальтобетона вблизи линий электропередачи должны производиться под непосредственным руководством специалиста дорожной организации.

14. При работе или передвижении в охранной зоне линии электропередачи укладчика должен быть выдан наряд-допуск на производство работ, подписанный главным инженером.

15. При работе на укладчике асфальтобетона в темное время суток и при плохой видимости рабочее место машиниста должно быть хорошо освещено. Работа на неосвещенной площадке запрещается.

16. Площадка управления, рычаги должны быть чистыми и сухими. Запрещается находиться кому-либо на площадке управления, кроме машиниста, и загромождать ее посторонними предметами. Над площадкой управления должен быть установлен тент для защиты машиниста от солнечных лучей и атмосферных осадков.

17. О каждом несчастном случае или нарушениях требований охраны труда машинист укладчика асфальтобетона обязан немедленно доложить мастеру или прорабу.

Требования перед началом и во время работы

18. Приступая к работе, машинист укладчика асфальтобетона должен надеть предусмотренную нормами и коллективным договором спецодежду, при этом волосы следует убрать под головной убор, застегнуть обшлага рукавов или затянуть их резинкой.

19. Перед началом работы необходимо проверить техническое состояние укладчика асфальтобетона, исправность систем сигнализации и электроосвещения, наличие и исправность инструмента.

20. Мелкие дефекты необходимо устранить. При невозможности устранения неисправностей своими силами, следует сообщить о них механику (мастеру) для принятия нужных мер.

21. Машинист должен ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, профилем и особенностями участка, на котором предстоит работать, а также убедиться в отсутствии на участке предстоящего фронта работ посторонних лиц и предметов, проверить наличие и исправность ограждений и предупредительных знаков.

22. Перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в картере, заправку топливом и водой. Асфальтоукладчик должен быть заторможен, рычаг муфты сцепления выключен, а рычаг переключения передач находиться в нейтральном положении.

23. В холодную погоду для облегчения пуска двигателя в радиатор необходимо заливать горячую воду, а в картер двигателя - подогретое масло. Пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя при его заводке запрещается.

24. При пуске двигателя с помощью пусковой рукоятки запрещается брать ее в обхват; все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки, чтобы избежать ушиба или перелома руки вследствие обратного удара рукоятки при раннем зажигании.

Запрещается вращать рукоятку вкруговую.

25. Во избежание обратного удара пуск перегретого двигателя запрещается.

26. При запуске пускового двигателя с помощью шнура необходимо держаться за ручку шнура. Запрещается шнур наматывать на руку.

27. Перед началом движения укладчика асфальтобетона, а также при изменении направления и скорости движения обязательно подают звуковой сигнал.

28. Машинист во время движения укладчика асфальтобетона должен находиться на своем месте у механизмов управления, следить за режимом работы двигателя, показаниями контрольно-измерительных приборов и работой механизмов.

29. Во время работы укладчика асфальтобетона запрещается сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки агрегата.

30. Запрещается находиться вблизи боковых стенок бункера асфальтоукладчика при загрузке горячей смесью во избежание ожогов.

31. Запрещается прикасаться к бункеру асфальтоукладчика, когда в нем находится асфальтобетонная смесь.

32. Запрещается подниматься на колеса автомобиля или борта кузова, а также ударять по днищу кузова для удаления асфальтобетонной смеси или ускорения ее выгрузки.

Очищать кузов следует скребками или лопатами с рукоятками длиной не менее 2-х метров стоя на земле.

33. При движении укладчика асфальтобетона запрещается очищать его механизм и узлы от налипшей асфальтобетонной смеси. Это следует делать только после полной остановки укладчика асфальтобетона и выключения двигателя.

34. Во время движения укладчика асфальтобетона запрещается сидеть или стоять на раме.

35. С наступлением сумерек на всех ограждениях участка работ должны быть установлены световые сигналы. Машинисты всех работающих машин обязаны включить фары.

36. При укладке асфальтобетонной смеси двумя асфальтоукладчиками расстояние между ними должно быть не менее 10 м, между асфальтоукладчиком и катком - не менее 3 м.

37. При необходимости остановки укладчика асфальтобетона на дороге днем его следует оградить красными флажками, а в темное время суток и при плохой видимости - красными фонарями по габариту. Запрещается оставлять асфальтоукладчик без присмотра с работающим двигателем.

38. Сигнал аварийной остановки следует подавать в следующих случаях:

- при обнаружении неисправности;

- при наличии препятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета, или которые нельзя преодолеть подъемом рабочего органа;

- в случае аварии.

39. Запрещается выполнять любые работы по техническому обслуживанию и ремонту при работающем двигателе, за исключением его регулировки.

40. При ремонте и техническом обслуживании необходимо пользоваться исправным инструментом и испытанными приспособлениями. Запрещается использовать случайный, неисправный и не по назначению инструмент.

41. При работе ударным инструментом машинист обязан надевать защитные очки.

Требования при транспортировании укладчика асфальтобетона

42. Перегонять укладчик асфальтобетона своим ходом разрешается на расстояние не более 1 км. На расстояние свыше 1 км асфальтоукладчик следует транспортировать на специальных платформах, трейлерах или прицепах-тяжеловозах.

43. Клетки (пандусы) для въезда укладчика асфальтобетона на платформу (трейлер) должны быть устроены из шпал или брусьев, скрепленных между собой скобами и уложенных вплотную к платформе или трейлеру на твердое основание. Устройство из свеженасыпанного грунта запрещается.

44. Угол наклона бревенчатого или шпального настила при движении асфальтоукладчика на платформу или трейлер не должен быть более 15°.

45. После установки на платформу или трейлер укладчик асфальтобетона необходимо надежно закрепить (упорами, растяжками и т.п.).

46. При транспортировании находиться на платформе, трейлере или укладчике асфальтобетона запрещается.

47. Погрузку разобранного укладчика асфальтобетона на платформу или трейлер следует производить при помощи крана.

Вес детали не должен превышать грузоподъемности крана.

48. Движение асфальтоукладчика через мост допускается в том случае, если техническое состояние и грузоподъемность моста позволяют переезд.

49. Движение укладчика асфальтобетона через железнодорожный переезд допускается только с разрешения начальника дистанции пути железной дороги. Заявка должна быть подана за 24 часа до переезда.

50. Приближаясь к железнодорожному переезду, необходимо руководствоваться предупреждающими знаками, а также указаниями дежурных на переездах и других работников дистанции пути о порядке следования через переезды. Запрещается переезд через железнодорожные пути в неустановленных местах.

51. Запрещается переключать передачи и выключать сцепление на переезде через железнодорожные пути и на уклонах.

52. Если шлагбаум переезда закрыт или горят красные сигнальные огни (независимо от наличия и положения шлагбаума), необходимо остановить укладчик асфальтобетона не менее, чем за 5 м от шлагбаума (светофора), выезд на переезд запрещается. При открытом шлагбауме или негорящих красных огнях выезжать на переезд можно, убедившись, что нет приближающихся поездов (локомотивов, дрезин).

53. Если на переезде нет шлагбаумов и световой сигнализации, прежде чем выехать на него, следует убедиться, что к переезду не приближаются поезда (локомотивы, дрезины); при их приближении нужно остановиться за 10 м до ближайшего рельса.

54. При вынужденной остановке на переезде машинист асфальтоукладчика обязан:

- послать при возможности 2 человека вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости), объяснив им, как подавать сигнал остановки приближающимся поездам: днем круговым движением руки (предмета) перед собой, ночью - круговыми движениями зажженного фонаря или факела;

- оставаться возле асфальтоукладчика и принимать все меры к быстрейшему освобождению переезда, внимательно наблюдая, не приближаются ли поезда (локомотивы, дрезины);

- с момента остановки подавать сигналы общей тревоги (один длинный и три коротких), а если появится поезд - бежать ему навстречу рядом с путями, подавая сигнал остановки.

55. Во время движения укладчика асфальтобетона на подъеме и спуске нельзя переключать передачи. Движение на спуске осуществляется на первой передаче. При необходимости следует притормаживать рабочими органами.

Требования после окончания работы

56. После окончания работы машинист должен поставить укладчик асфальтобетона в специально отведенное место, не создавая препятствий движению транспорта, заглушить двигатель, выключить муфту сцепления, прекратить подачу топлива, затормозить асфальтоукладчик, подложить под колеса (гусеницы) противооткатные упоры (башмаки), осмотреть асфальтоукладчик, убрать пусковые приспособления.

57. Механизмы асфальтоукладчика нужно смазать согласно инструкции, после чего сдать топливо и смазочные материалы на склад, а инструмент и обтирочный материал убрать в специальные ящики.

58. О всех неисправностях, обнаруженных при осмотре и выявленных в процессе работы асфальтоукладчика, машинист обязан сообщить механику или сменщику.

59. При необходимости остановки укладчика асфальтобетона на проезжей части днем его следует оградить знаком аварийной остановки, а в темное время суток или при плохой видимости - красным мигающим фонарем, устанавливаемым на расстоянии 25 м позади асфальтоукладчика.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ УКЛАДЧИКОВ АСФАЛЬТОБЕТОНА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ УКЛАДЧИКОВ АСФАЛЬТОБЕТОНА

Машинисты укладчиков асфальтобетона (далее — «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемой машиной.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) надеть спецодежду и спецобувь.

2. После получения задания машинист обязан:

а) осмотреть с руководителем фронт работ, ознакомиться с профилем, отметками и особенностями участка, на котором предстоит работать;

б) уточнить последовательность выполнения работ и меры по обеспечению безопасности при загрузке бункера асфальтобетоном, разворотах, стоянках, а также наличие ограждений и предупредительных знаков;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;

г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;

д) произвести запуск двигателя и проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.

3. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:

а) Неисправности механизмов, при которой запрещается эксплуатация укладчика;

б) наличии посторонних предметов на пути движения машины, отсутствии ограждений и предупредительных знаков;

в) недостаточной освещенности рабочего места машиниста и площадки;

г) отсутствии средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

4. Перед началом работы машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.

5. Во время работы укладчика машинист должен находиться на своем месте у механизмов управления, следить за режимом работы двигателя, показаниями контрольно-измерительных приборов и работой механизмов.

6. Одновременная работа двух укладчиков асфальтобетона допускается при расстоянии между ними не менее 10 м, а между укладчиком асфальтобетона и катком — не менее 3 м

7. При необходимости очистки механизмов и узлов от смеси машинист обязан полностью остановить машину и выключить двигатель.

8. Прием асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика и очистку кузова самосвала от смеси должен осуществлять асфальтобетонщик.

9. Машинисту в процессе работы не разрешается:

а) передавать управление машиной лицам, не имеющим на это прав;

б) сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки машины;

в) находиться вблизи горячих боковых стенок бункера при загрузке его горячей смесью;

г) прикасаться к бункеру, когда в нем находится асфальтобетонная смесь;

д) допускать асфальтобетоноукладчиков к регулированию толщины укладываемого слоя;

е) выполнять любые работы по техническому обслуживанию и ремонту машины при работающем двигателе, за исключением регулировки двигателя.

10. Выполнять работы в охранной зоне линии электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, оформления наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ.

11. При ремонте или техническом обслуживании необходимо пользоваться исправным инструментом и приспособлениями. При работе ударным инструментом машинист обязан надевать защитные очки.

12. Транспортирование машины своим ходом с одного места работы на другое допускается на расстояние не более 1 км.

13. Во время движения укладчика асфальтобетона на подъеме и спуске машинист не должен переключать передачи.

14. В случае остановки укладчика асфальтобетона на обочине дороги днем его следует оградить красными флажками, а в темное время суток и при плохой видимости - красными фонарями по габариту.

15. Перед погрузкой укладчика асфальтобетона на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки укладчика его следует надежно закрепить (упорами, растяжками и т.п.).

Во время перевозки машины машинисту не разрешается находиться в кабине.

16. Во время заправки укладчика асфальтобетона горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Не допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

17. При наличии препятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета или которые нельзя преодолеть подъемом рабочего органа, машину следует немедленно остановить и принять меры к их устранению.

18. При возникновении неисправностей механизмов машины, при которых согласно инструкции завода-изготовителя запрещается ее эксплуатация, работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неполадок.

19. При пожаре работу необходимо приостановить и принять меры к тушению очага загорания. При невозможности самостоятельно ликвидировать возгорание следует вызвать пожарную охрану и сообщить бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

20. По окончании работы машинист обязан:

а) поставить машину на стоянку;

б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз;

в) выключить двигатель;

г) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии, о всех неполадках, возникших во время работы.

Типовая инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона - Инструкции по охране труда - Форум инженеров по охране труда Беларуси

admin 09 Окт 2012

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА


1. К самостоятельной работе в качестве машиниста укладчика асфальтобетона (далее - машинист) допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет и прошедшие:
соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории и талон к нему;
обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование) и признанные годными по состоянию здоровья к управлению укладчиком асфальтобетона;
вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Машинисты проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже одного раза в три месяца, ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.
2. Машинист обязан:
соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать Правила дорожного движения;
содержать укладчик асфальтобетона в технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом движения;
выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;
знать и совершенствовать методы безопасной работы;
соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, руководстве по эксплуатации укладчика асфальтобетона;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
немедленно сообщать руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве;
пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;
при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) потерпевшего в лечебное учреждение;
в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя;
соблюдать правила личной гигиены.
Машинист должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами и характером выполняемой работы.
3. На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы;
повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (фенол, оксиды азота, оксид углерода);
повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;
опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте);
повышенная запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем месте;
повышенный уровень шума и вибрации;
острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;
физические и нервно-психические перегрузки.
4. Машинисту запрещается:
появляться и находиться на территории организации и на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
управлять укладчиком асфальтобетона в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции;
управлять укладчиком асфальтобетона с неисправными: тормозной системой, рулевым управлением, приборами световой и звуковой сигнализации;
приступать к работе при обнаружении течи топлива в системе питания и масла в системе смазки и гидравлике;
хранить на площадке управления укладчиком асфальтобетона топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал;
подогревать двигатель открытым огнем (костром, факелом);
покидать свое рабочее место или оставлять без наблюдения укладчик асфальтобетона, если не приняты меры, исключающие его самопроизвольное движение.
5. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах. Не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и маслом.
6. Привлекаться к участию в ремонте и техническом обслуживании укладчика асфальтобетона машинист может при соответствии его квалификации характеристике выполняемых работ или наличии соответствующей смежной профессии.
7. Закрепление машиниста за укладчиком асфальтобетона оформляется приказом руководителя организации.
8. Укладчик асфальтобетона должен эксплуатироваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.
9. Не допускается использовать укладчик асфальтобетона без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на местности, уклон которой превышает предельно допустимый паспортный уклон.
10. Для и продувки системы питания нужно использовать специальные приспособления (насосы).
11. Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


12. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
13. Проверить оснащенность укладчика асфальтобетона огнетушителем с опломбированной запорной арматурой, аптечкой первой медицинской помощи, двумя противооткатными упорами, знаком аварийной остановки, набором исправных инструментов и приспособлений.
14. Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей укладчика асфальтобетона, в том числе:
двигателя, рулевого управления, тормозной системы;
приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
электрооборудования, которое должно исключать возможность искрообразования и утечки тока в проводах и клеммах, особенно вблизи нагретых частей и в местах, где возможно попадание масла и топлива;
уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровень масла в картере двигателя, уровень масла в гидравлической системе;
состояние ограждения вращающихся частей;
натяжение открытых передач.
Проверку производить на заторможенном укладчике асфальтобетона.
15. Площадка управления, рычаги должны быть чистыми и сухими. Запрещается находиться кому-либо на площадке управления, кроме машиниста, и загромождать ее посторонними предметами. Над площадкой управления должен быть установлен тент для защиты машиниста от солнечных лучей и атмосферных осадков.
16. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.
17. Получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой.
18. По прибытии на объект ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы.
19. Определить рабочую зону укладчика асфальтобетона, границы опасной зоны.
20. При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ


21. При запуске карбюраторного пускового двигателя не допускается брать пусковую рукоятку в обхват, все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки. Во избежание удара по руке рукоятка должна двигаться (под действием пружины) свободно.
22. Перед началом маневрирования во время работы укладчика асфальтобетона машинист должен убедиться в отсутствии людей в зоне действия укладчика асфальтобетона и подать звуковой сигнал. На уклонах скорость укладчика асфальтобетона должна быть минимальной.
23. Во время работы машинист должен внимательно следить за:
работой механизмов управления;
показаниями контрольно-измерительных приборов;
нормальным режимом работы двигателя;
состоянием рабочей зоны.
24. Во время работы укладчика асфальтобетона запрещается сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки агрегата.
25. Запрещается находиться вблизи боковых стенок бункера укладчика асфальтобетона при загрузке горячей смесью во избежание ожогов.
26. При движении укладчика асфальтобетона запрещается очищать его механизм и узлы от налипшей асфальтобетонной смеси. Это следует делать только после полной остановки укладчика асфальтобетона и выключения двигателя.
27. Во время движения укладчика асфальтобетона запрещается сидеть или стоять на раме.
28. Не разрешается оставлять укладчик асфальтобетона без присмотра с работающим двигателем.
29. При ремонте, требующем пребывания машиниста под укладчиком асфальтобетона, двигатель должен быть остановлен, укладчик асфальтобетона заторможен, а также должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное передвижение укладчика асфальтобетона.
30. Запрещается производить ремонтные работы при работающем двигателе. При обнаружении течи масла необходимо выключить двигатель, сбросить давление до нуля и только после этого устранять неисправность.
31. Запрещается наносить удары по трубопроводу и другим элементам гидрооборудования, находящимися под давлением.
32. Машинист должен быть особенно внимателен при изменении направления укладчика асфальтобетона и вовремя принимать меры предосторожности против столкновения с работающими машинами.
33. При перерывах в работе машинист должен заглушить двигатель и надежно затормозить укладчик асфальтобетона, исключая возможность самопроизвольного движения.
34. Запрещается оставлять укладчик асфальтобетона на проезжей части дороги или обочине без наличия предупреждающего знака или знака аварийной остановки.
35. Перемещение, установка и работа укладчика асфальтобетона вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.
36. Подъем и спуск укладчика асфальтобетона на местности, угол наклона которой больше установленного паспортными данными завода-изготовителя, не допускается.
37. Заправка и дозаправка топливно-смазочными материалами и рабочими жидкостями производятся закрытым способом.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ


38. По окончании работы необходимо:
произвести очистку укладчика асфальтобетона;
произвести осмотр укладчика асфальтобетона согласно перечню операций, установленных инструкцией по эксплуатации;
обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях сообщать лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию укладчика асфальтобетона;
поставить укладчик асфальтобетона в отведенное для стоянки место, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива, затормозить укладчик асфальтобетона.
39. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.
40. Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной ветошью не допускается.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


41. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям.
42. При возникновении пожара на укладчике асфальтобетона немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить "массу", перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью подручных средств пожаротушения.
43. При возникновении пожара в зоне стоянки укладчика асфальтобетона или на территории организации машинист должен:
немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101 и руководителю объекта;
принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;
эвакуировать укладчик асфальтобетона в соответствии с разработанным планом эвакуации;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения;
по прибытии подразделений пожарной службы сообщить им необходимые сведения об очаге возгорания и мерах, принятых по его ликвидации.
44. Оказать необходимую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему на производстве, освободив его от действия травмирующего фактора (машин, механизмов).
45. При получении травмы на производстве немедленно обратиться в лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.