Руководства, Инструкции, Бланки

образец психолого-педагогическая характеристика на ученика начальной школы img-1

образец психолого-педагогическая характеристика на ученика начальной школы

Рейтинг: 4.8/5.0 (1864 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психолого педагогическая характеристика класса начальной школы образец - Интересная информация

Психолого педагогическая характеристика класса начальной школы образец Психолого педагогическая характеристика класса начальной школы образец

Rating: 4 / 5 based on 291 votes.

Психолого педагогическая характеристика класса начальной школы образец Выскажите Ваше мнение: Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Copyright ©. 2007-2016. Семья, в которой воспитывается Катя, неполная. Это проявление скорее всего носит характер того, что после школы ребенок не хочет идти домой, т. Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет петух, медведь, собака. Успеваемость отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная 1.

В 8 «А» классе учатся 26 учеников, из них 15 мальчиков и 11 девочек Приложение 1. Уровень — степень величины развития, значимости чего-нибудь. Показатель — то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании, методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ, Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы. Склонности к агрессии не наблюдалось. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. Она орала в коридоре весь урок, под присмотром медика, не давая возможности учителям вести уроки, пока не пришла мать, вызванная классным руководителем. Последнее обследование девочки психологом показало, что девочка требует особого внимания со стороны взрослых. В очередной раз Ваша страничка выручила. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры. Для Жени могут представлять интерес беседы с учетом увлечений. Школа принимает активное участие в жизни школы. Организованность В коллективе справедливо относятся ко всем одноклассникам, стремятся поддержать слабых Назаренко Игорь, Головашева Лена в общей деятельности; разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 2 класса

Поручения выполняет добросовестно, в классе отвечает за полив цветов. Может быть активной, открытой и общительной, а потом, напротив, стать замкнутой и задумчивой. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА образец 1. Родители пытаются создать все необходимые условия для комфортного пребывания ребенка в семье, в школе. Редко принимает участие в общественных делах. Величиной социометрического ограничения было 4 выбора.

Положительные поступки учащегося, как часто они совершаются, возможные мотивы их совершения. На «4» и «5» успевают: 12345678Неуспевающих нетДисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета,но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей- предметников выполняются. Для вас некоторые из образцов я скопировала. Психолого - педагогическая характеристика 8 «А» класса.

Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и интервьюирует взрослого кого-нибудь из родителей, соседей. чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию. Умение рассчитывать свои силы Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела по плечу - не слишком легкие и не слишком трудные. Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей. Формулирование проблем ребенка: Слабость развития произвольного внимания и памяти. Благодаря вам смогла написать характеристику на ученика всего за 15 минут, а думала что провожусь весь вечер. Мы предлагаем методические материалы: конспекты уроков, рабочие программы, сценарии праздников, разработки классных часов, а также новости образования и многое другое. Для того чтобы ничего не упустить, рекомендуется использовать образцы и шаблоны. За время учебы показал отличные знания по всем учебным дисциплинам в течение четырех лет. Девочка с агрессией кидалась на дверь и удерживала ее, не реагируя на взрослых. Но на основе экспериментальных данных можно сделать вывод, что уровень интеллектуального и психического развития в целом снижен. Результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют 98% пятиклассников. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В них указаны примерные категории характеристик личности, требующие описания.

Видео

Другие статьи

Психолого-педагогическая характеристика (образец)

Психолого-педагогическая характеристика (образец)

Приведенные характеристики являются примерными. Естественно, каждый человек индивидуален и нельзя разработать абсолютно универсальный шаблон психолого-педагогической характеристики.

Психолого-педагогическая характеристика на ученика 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школа-интернат VIII вида" Виктора К, 1992 г. р.

Витя поступил в школу в возрасте 9 лет, в 2001 году. Ранее обучался в начальной школе. Живут с отчимом, который нигде не работает, семья малообеспеченная, многодетная, все взрослые члены семьи курят, в том числе и в доме, при малолетних детях.

Физическое развитие подростка среднее, страдает язвой желудка, обостряющейся осенью и весной, часто болеет простудными заболеваниями. У Вити низкий уровень развития моторики, движения недостаточно скоординированы.

Подросток не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевает слабо. Уровень обученности низкий. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения. На уроках отвлекается на внешние раздражители. Нарушения чтения и письма у Вити обусловлены системными нарушениями речи. При выполнении учебных заданий не способен переключаться с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё указано. Требуется время на врабатываемость. Читает Виктор монотонно, по слогам и замедленно, пропускает буквы и слоги, читает неправильно окончания. Стихи не учит. Прочитанный текст из-за ошибок понимает до конца не всегда, пересказывает самостоятельно. Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы, решить примеры логической направленности. Словарный запас незначительный.

Записи в тетрадях делает неаккуратно, небрежно, пишет с множеством ошибок. Слабо владеет навыками работы с инструментами. По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок, не всегда понимает смысла задачи. В учебной деятельности подросток нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока.

Ранее трудовое обучение по состоянию здоровья проходил по профилю "обслуживающий труд", сейчас обучается по профилю "штукатурно - -малярное дело", отношение к данному профилю нейтральное. При усвоении технико - технологических знаний нуждается в помощи учителя. В заданиях самостоятельно не ориентируется, нуждается в дополнительных пояснениях учителя, анализом ошибок и самоконтролем не владеет, разметку не выполняет, отчёт о проделанной работе делает под руководством учителя. Навыками работы с инструментами Витя не владеет. При выполнении трудовых операций быстро утомляется, не способен к волевому усилию. Ранее усвоенные знания подросток в работе не применяет. Трудности преодолевает только с помощью учителя.

Витя эмоционально неуравновешен. В сложных ситуациях возможны импульсивность, агрессивность, которые носят защитный характер. Активен в общении со сверстниками, но взаимоотношения поверхностны. Предпочитает игровую деятельность, эмоционально незрел. К конфликтам не склонен, добродушен, готов помочь товарищу. Самооценка адекватная, старается соблюдать принятые правила и нормы. Способен контролировать свои эмоции. У Вити не сформированы санитарно - гигиенические навыки, подросток грязный, неопрятный, за собой не следит и к своему внешнему виду равнодушен. Нужен постоянный контроль за внешним видом, чистотой одежды, рук, прической.

Индивидуальная психолого-педагогическая характеристика

Диагноз. Умеренная умственная отсталость. Детский церебральный паралич (правосторонний гемипарез). Эпилептический синдром (малые припадки). Поведенческие нару­шения: расторможенность, болтливость, чрезмерная общительность, эйфория, повышенная аффективная возбудимость, пугливость.

Физическое развитие. Передвигается самостоятельно. Отмечается нарушение осанки, походки, координации движений. Мелкая моторика развита недостаточно, но может завязать шнурки, застегивает пуговицы, наличие навязчивых движений: перелистывание книг, газет, настойчивое приставание к людям.

Самообслуживание и трудовые навыки. Навыки личной гигиены сформированы недо­статочно, чистит зубы и умывается самостоятельно, но требуется помощь при принятии ванны. Отношение к пище спокойное, владеет навыками приема пищи. Мотивы отношения к труду неустойчивы, ситуативны. Владеет простейшими навыками работы с бумагой, тканью, умеет пришить пуговицу, может резать ножницами бумагу, ткань. Работоспособность низкая. Физических ограничений для выполнения домашнего труда не имеет, но в связи с потворствующей гиперопекой матери круг таких обязанностей ограничен.

Эмоциональное развитие. При значительной эмоциональной лабильности преобладает позитивный фон настроения. В ситуациях фрустрации возможны аффективные реакции, агрессия. Тревожность высокая, наличие страхов не выявлено. Понимание собственных чувств и адекватность их выражения неудовлетворительны, мимика не всегда соответствует выражаемым эмоциям. Понимание отдельных эмоциональных состояний окружающих недостаточно, дифференцирует лишь ярко выраженные эмоции, что заметно снижает адекватность ответных реакций в общении.

Обучение и развитие речи. Закончил один класс специальной школы, был признан необучаемым, переведен в психоневрологический интернат, проживает в нем на пятидневном режиме. На выходные дни родители забирают его домой. Семья полная, кроме Кости, детей нет.

Удовлетворительно развита речь. Логопедический диагноз: функциональная дислалия. Объем активного словаря резко снижен. Задает нелепые вопросы, дает ответы не по теме. Склонен повторять одни и те же слова. Сквернословит.

Коммуникативные навыки. Знает имена своих родителей и ближайших родственников. Характер отношений с матерью варьирует от безразличного к негативному, В поведении стремится подражать отцу, что отрицательно отражается на его отношениях с матерью (агрессивен, склонен к бурным аффективным вспышкам). Стал проявлять интерес к общению в группе молодых людей (юношей и девушек). Характер отношений иобщения с участниками группы доброжелательный, к лидерству не стремится. Средизначимых взрослых признает авторитет учителя, несложные задания выполняет 6езпринуждения. Появился интерес к совместной трудовой деятельности (стал более активен, инициативен). Удовлетворительно владеет навыками речевого общения (понимает обращенную речь, способен выразить свои мысли и пожелания, умеет начать и поддержать беседу). Умение использовать в общении невербальные средства сформировано недостаточно. Самооценка завышена. Осознание собственного «Я» в настоящем адекватно полу и возрасту, но в прошлом и будущем себя не индефицирует.

Знает и соблюдает основные правила поведения дома и на улице, но в ситуациях общения с незнакомыми людьми ориентирован слабо. Не владеет умением оказать себе и другим помощь и не может применить знания правил безопасности в экстремальных ситуациях. Имеет представление о функции служб помощи (медицинской, пожарной и т. д.), но не сможет связаться с ними в случае необходимости.

Во время обследования вел себя спокойно, охотно отвечал на вопросы, рассматривал предложенные картинки.

Материал по теме: психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

Материал по теме:
психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

В школе №обучается с года (оставлен на повторный курс в классе);

г. обучался в школе №

Психологическая характеристика познавательных процессов

Общая моторика характеризуется ( не)достаточной произвольностью контроля над движениями, мелкая моторика хорошо/слабо развита.

Функция восприятия недостаточно развита, ребенок (не)испытывает незначительные трудности при действии по зрительному образцу/по словесной инструкции. Восприятие развито лучше/ хуже, чем мышление.

Внимание (не)устойчивое и (не)истощаемое. снижена/в пределах возрастной нормы произвольность, концентрация и переключаемость.

Зрительная память, кратковременная и долговременная, (не)достаточно развиты. Произвольная кратковременная память (не)высокая. Средний/высокий/низкий уровень механической памяти, уровень логической памяти ниже/выше. При запоминании быстро устает/запоминает (не)большие/средние объемы текста.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиты лучше/хуже. чем словесно-логическое/ соответствуют норме данного возраста.

(не)Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. Артикуляция («смазанная»/произношение звуков в слогах и словах нечёткое/часты аграматизмы/ несогласованность).

Уровень сформированности понятий и ориентация в окружающем мире (не)достаточны/соответствует возрасту.

В целом для ребенка характерны ( повышенная утомляемость/ неустойчивое внимание/преобладание процессов торможения над процессами возбуждения).

Педагогическая характеристика учебной деятельности.

Ребенок обучается в массовом классе/находится на индивидуальном обучении … год.

Литературное чтение. Темп чтения … слов в минуту(норма на конец первого/второго полугодия … слов). Чтение (не)достаточно осознанное, но мало выразительное/не выразительное/выразительное ), без соблюдения/с соблюдением логических пауз и интонации конца предложения. Допускает много ошибок ( характер ошибок ),(но не) повторяет их при повторном перечитывании текста. Подробный/краткий/творческий пересказ текста затруднен, пропускает детали, описания, рассказ мало/достаточно эмоционален. Стихотворения наизусть читает с ошибками, (не)достаточно выразительно. Ответы на вопросы дает полные/развернутые/односложные, допускает (незначительные)ошибки, устанавливая причинно-следственные связи. Словарный запас ограниченный/соответствует возрасту.

По русскому языку правила (не)знает плохо и (не) понимает/не всегда понимает. как их применять. Графо-моторные навыки (не)достаточно развиты, почерк отличается (небрежностью/часто очень мелкий/очень крупный/неравномерный, (не)разборчивый). Проявляются следующие ошибки на письме: (пропуски и замены букв (часто сходных по написанию или обозначающих похожие звуки), лишние элементы букв, а также их недописывание, аграмматизмы) ,что указывает на нарушение процессов письма.

По математике трудности вызывает формирование (графических навыков,навыков счета, решение задач). Математическая речь (не)формируется медленно/в полном объеме. Наибольшие трудности вызывает (формирование вычислительных навыков, которые находятся на низком/среднем уровне (без опоры на наглядность считает в пределах 10), механическое запоминание таблицы умножения/сложения идет более успешно). Конкретный смысл действий умножения и деления/сложения и вычитания осознается только при использовании наглядности. При решении задач трудности возникают, (объяснение выбора действия, запись пояснений, пропуск наименований).

Домашние задания (не)выполняет в (не)полном объеме, но под контролем родителей/самостоятельно.

Темп работы на уроке (не)достаточный/низкий/средний/высокий при самостоятельном/коллективном/ выполнении простых (однотипных) заданий, упражнения, требующие переключения внимания (не)вызывают снижение темпа. Ребенок на уроках мало/активен. творческие задания интереса (не)вызывают.

Учебная мотивация отсутствует/невысокая. Самоконтроль развит слабо/в пределах возрастной нормы/высоко, навыки самостоятельной работы формируются в (не)достаточном объеме/формируются с трудом.

Отношения с учителем /спокойные/ровные/доброжелательные ; требования и поручения выполняет формально/охотно/иногда с неохотой/с желанием. На замечания и похвалу чаще реагирует сдержанно/(не) адекватно.

Одежда ребенка (не)опрятна. письменные принадлежности и учебные предметы в хорошем/(не)удовлетворительном состоянии.

Ребенок (мало)общителен. с другими детьми (не)доброжелателен, в коллективных играх (не)участвует/часто бывает лидером. Вне школы друзей нет/есть. увлечения (…). в школе занимается в кружках (…). вне школы посещает (…).

Родители рекомендации и просьбы учителя выполняют (по мере возможности)/не выполняют.

Директор ____________/ фамилия и.о. /

Плейкаст «Образец психолого педагогической характеристики»

Плейкаст «Образец психолого педагогической характеристики» Образец психолого педагогической характеристики

Семья ребенка Состав семьи. О работе с сайтом Публикуя материалы на сайте комментарии, статьи, разработки и др. В характеристике показана социально-педагогическая деятельность семьи с приёмным ребёнком, что способствует улучшению семейного микроклимата и коррекции детско-родительских взаимоотношений. При решении задач трудности возникают, объяснение выбора действия, запись пояснений, пропуск наименований. Они довольно сильно отличаются в плане составления имеют свои позитивные и негативные стороны. Характеристика, которая будет передана в стороннюю организацию, пишется на бланке школы, внизу ставится дата и подпись лица, подготовившего ее. Кроме того, при сопоставлении нескольких характеристик за разные периоды времени можно проследить образцу психолого педагогической характеристики развития личности ребенка. В информации указывается, как прошел адаптационный период, успеваемость в школе, занятость в системе дополнительного образования, межличностное общение. Родители учащегося не принимают участие в жизни сына. Наряду с добрыми поступками, частые проявления негативного поведения.
Особенности беременности и родов. Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала. Дан образец характеристики на опекунскую семью, в которой указаны условия семейного воспитания, какие существуют отношения между родителями и ребёнком, достаточное ли внимание уделяется воспитанию и обучению ребёнка. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Составить полную характеристику можно по плану на этой странице. Для того, чтобы облегчить труд по заполнению этих форм, в них применяются особые шкалы, которые отражают индивидуальные психологические параметры каждого школьника.
Минимальный объем характеристики — 800-900 образцов психолого педагогической характеристики, максимальный не ограничен и может содержать отчеты о работе со школьником — мини-досье на ребенка. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Использование приемов запоминания и припоминания. При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах. Составить полную характеристику можно по плану на этой странице. Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Отклонения в физическом развитии рост, упитанность и т.

Образец психолого педагогической характеристики

Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию. Затруднения проявляются при удержании равновесия возникает общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места.

Группа здоровья — II. Готовые характеристики на ученика вы можете скачать на нашем сайте — выберите образец характеристики внизу.

И каждый раз придумывать что-то не хочется, лучше иметь готовый шаблон или образец. Во-первых, она позволяет создать углубленный и расширенный психолого-педагогический портрет учащегося.


Для того, чтобы облегчить труд по заполнению этих форм, в них применяются особые шкалы, которые отражают индивидуальные психологические параметры каждого школьника. Особенности беременности и родов. Эмоционально-волевая сфера Глубина, устойчивость чувств.

Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами размещения анонсов .

Просмотр плэйкаста.
Введите ссылку или номер.

Социальная сеть Cсылка HTML-код BB-код Отправить на Email

Для отправки плейкаста, выберите социальную сеть, в которой находится ваш друг:

Составление психолого-педагогической характеристики учащегося специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Составление психолого-педагогической характеристики учащегося специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Психолого-педагогическая характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за учащимся в различных сферах его жизни – обучении, общении, социальном поведении.

Психолого-педагогическая характеристика на учащегося составляется с разными целями, исходя из которых, её содержание может меняться. Характеристика может носить текущий характер, когда она составляется впервые после одного учебного года обучения ученика в школе и при переводе его из класса в класс дополняется и изменяется.

Подробные, развёрнутые характеристики требуются при переводе учащегося из одной школы в другую, при необходимости дополнительного обследования на ПМПК, для уточнения или изменения образовательного маршрута.

Составлению характеристики предшествует важный период – наблюдение за учащимся и изучение его познавательной деятельности, личностных качеств, индивидуально-психологических особенностей. Кроме этого, изучается характер усвоения знаний по предметам, причины затруднений в усвоении знаний, особенности отношения учащегося к разным предметам, особенности индивидуального подхода в ходу учебного процесса. За данный раздел ответственным является классный руководитель, однако для наиболее объективной и полной характеристики желательно участие других специалистов, работающих непосредственно с учащимся: воспитателя, учителей-предметников, логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Особенности речевых нарушений даёт логопед.

Участие учителей-предметников в составлении психолого-педагогической характеристики позволяет раскрыть особенности познавательной деятельности.

Воспитатель проводит изучение ученика со стороны его личностных качеств, поведения, отношений в коллективе. Вместе с тем воспитатель собирает материал по отношению учащегося к выполнению домашнего задания, фиксирует встречающиеся трудности при их выполнении.

Значительная роль в составлении психолого-педагогической характеристики отводится психологу и социальному педагогу. Психолог в характеристике отражает результаты диагностик учащегося, даёт описание эмоционально-волевой сферы ученика. Социальный педагог описывает условия, в которых воспитывается ребёнок, характеризует роль родителей в воспитании, раскрывает особенности поведения ученика, его отношений с коллективом учащихся и педагогов, уровень усвоения учащимся общественных норм и правил, наличие вредных привычек, учётов в органах профилактики.

Таким образом, в сборе материала для психолого-педагогической характеристики участвуют все специалисты школы.

Все данные об ученике в течение учебного года фиксируются в дневнике наблюдений, который является основным опорным документом, содержащим данные о конкретном ученике. Кроме дневника наблюдений при составлении характеристики ученика используется его личное дело, где особое внимание уделяется заключению ПМПК, классный журнал, продукты деятельности учащегося – тетради, рисунки и т.п.

Изучение ученика начинается со знакомства с его личным делом: с данными ПМПК, характеристика за прошлые годы обучения, данные об успеваемости.

При изучении ученика коррекционной школы перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Установление склада умственного развития с определением диагноза (лёгкая, средняя или тяжёлая умственная отсталость). Однако необходимо помнить, что обозначение диагноза ребёнка в характеристике является грубейшим нарушением его прав. Таким образом, педагог даёт характеристику интеллектуальному развитию ребёнка без обозначения диагноза.
  2. Определить структуру дефекта (нарушение нейродинамики, патология анализаторов, нарушение личности).
  3. Определение особенностей развития познавательной деятельности и личностных качеств.
  4. Различное отношение к нормам поведения, различия в отношениях со сверстниками и взрослыми.
  5. Определение оптимальных условий обучения и коррекционно-воспитательной работы, а также условий более успешной социально-трудовой адаптации.

При изучении ученика должны соблюдаться следующие принципы: комплексность, объективность, всесторонность, принципы индивидуального и динамического подхода.

Психолого-педагогическая характеристика должна отвечать следующим требованиям:

  1. Быть развёрнутой, полной и подробной.
  2. Содержать анализ полученных данных, выводов, подтверждённых фактами и примерами.
  3. В характеристике должны быть указаны не только отрицательные, но и положительные черты личности ученика и его познавательной деятельности.
План-характеристика ученика коррекционной школы ХАРАКТЕРИСТИКА
учащегося …. класса
название учреждения
………………….(ФИО) (год рождения)
I. Общие сведения об ученике и его семье

Указывается год поступления в школу. Откуда поступил ученик в коррекционную школу (их какого типа учреждения или семьи). Сколько лет и в каких классах обучался до этого. Состав семьи, материальное положение семьи, социальный статус семьи, культурный уровень семьи, наличие асоциальных и факторов и вредных привычек у родителей. Кто осуществляет воспитание в семье, имеется ли единство требований в воспитании. Поведение школьника дома, его режим дня, трудовые обязанности по дому. В какой форме осуществляется контакт между школой и семьёй.

II. Данные медицинского обследования

В связи с охраной прав ребёнка диагноз ПМПК, а также особенности анамнеза в характеристике не указываются. Если есть необходимость и факты, то в редких случаях допустимо употреблять следующую трактовку “поступил в коррекционную школу по рекомендации ПМПК, за годы обучения в коррекционной школе диагноз ПМПК подтвердился”.

В характеристике необходимо отразить общее физическое развитие ученика, имеющиеся нарушения. Далее раскрываются особенности высшей нервной деятельности и характер поражений центральной нервной системы. Особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторная скованность, расторможенность, нарушение координации движений, состояние мелкой моторики), наличие сложного дефекта. Также необходимо указать средства укрепления здоровья и методы коррекционной работы.

III. Успеваемость

В данном разделе необходимо отразить успеваемость ученика по предметам. Желательно, чтобы учителя, обучающие данного ученика дали подробную характеристику познавательной активности ребёнка на каждом уроке, а также отношение к учебному предмету, дисциплинированность ученика на уроках и при подготовке домашнего задания.

Как в ходе обучения и подготовки домашнего задания учитываются психофизические особенности ученика, трактуется общая система работы по повышению успеваемости данного ученика.

IV. Особенности внимания и познавательной деятельности

Особенности внимания и познавательной деятельности раскрываются на основе наблюдений за учеником, анализа учебного процесса, бесед с учеником, педагогами, изучения продуктов деятельности и результатов учебного труда.

  1. Особенности внимания, в особенности произвольного, его объём. Легко ли привлекается внимание на уроке и при подготовке домашнего задания. Устойчивость, распределение, переключаемость внимания, отвлекаемость, рассеянность и их причины. Какие средства привлечения внимания наиболее эффективны для данного ученика.
  2. Особенности ощущения и восприятия. Темп, полнота, правильность восприятия, узнавание объектов и явлений. Восприятие времени: знание и понимание мер времени, последовательности событий, их отдалённости или близости. Восприятие формы, величины, положения в пространстве.
  3. Представления: полнота, фрагментарность, искаженность и уподобляемость.
  4. Особенности памяти: запоминание (темп, объём, осознанность, точность). Характер запоминания информации (произвольность и продуктивность). Сохранение материала в памяти. Узнавание известного в новом материале. Характер воспроизведения: полнота, логичность, последовательность, характер ошибок при воспроизведении (повторяемость, привнесения, искажённость и др.). Уровень развития памяти: преобладание механической или словесно-логической памяти. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала.
  5. Особенности мышления. Активность или пассивность мышления, стереотипность, тугоподвижность, последовательность рассуждений, критичность. Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Выполнение анализа, синтеза, сравнения, обобщений. Особенности усвоения понятий: умение выделить существенные признаки, дать определение. Какой вид мыслительной деятельности развит у ученика (наглядно-образный, понятийный).
  6. Речь: степень развитости речи, способность понимания обращаемой речи. Характеристика словаря: объём словаря, особенности грамматического строя. Темп, выразительность и активность речи. Характер монологической речи: логичность, связность, завершённость. Характер диалогической речи: умение поддержать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопросы, характер формулирования ответов. Особенности письменной речи: понимание текста, характер ошибок при письме, умение выразить мысль письменно, точность употребления слов и характер предложений. Затруднения в выполнении письменных работ: при списывании, письме под диктовку, самостоятельной работе. Соотношение устной и письменной речи. Наличие дефектов речи и их характер. Коррекционная работа логопеда.
V. Личность и поведение
  1. Нравственные качества ученика.
  2. Отношение к труду и учёбе: положительное, индифферентное, отрицательное. Заинтересованность, трудолюбие, отношение к педагогам и воспитателям.
  3. Дисциплинированность, отношение к правилам и требованиям, поведение на уроках, при подготовке домашних заданий, в ходе мероприятий, в группе, в свободное время, в общественных местах. Уровень сформированности общественных норм. Мотивы дисциплинированности или нарушения дисциплины. Наличие чувства долга и ответственности.
  4. Проявление волевых качеств. Наличие волевых черт характера, целенаправленность действий и поступков, решительность, умение преодолевать трудности и проявлять волевое усилие. Недостатки в развитии воли: лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др. Уровень сформированности мотивов и потребностей, наличие дефектов правосознания и ценностно-нормативных ориентаций. Соотношение побудительной и смыслообразующей функции мотивов, уровень опосредованности мотивов.
  5. Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков.
  6. Интересы к внеклассной работе, заданиям по трудовой деятельности, кружковой работе, спорту, играм и другим видам досуга. Разнообразие интересов, устойчивость, избирательность, направленность, осознанность, формы проявления интересов. Оценка интересов ученика учителем и воспитателем. Средства, применяемые педагогом для поддержания интересов и их развития у данного ребёнка.
  7. Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, негативизм, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др.
  8. Характер эмоций и высших чувств: устойчивость настроений, склонность к аффективным вспышкам, длительность и неадекватность переживаний, реакции на успех и неуспех. Уровень развития высших чувств: товарищество, честность, долг, честь, патриотизм, коллективизм и др. Уровень самооценки, наличие самокритичности, оценка других, прогнозирование собственного будущего.
  9. Занимаемое место в коллективе, роль в коллективе (лидер, аутсайдер), уважение товарищей и его товарищами. Изолированность частичная или полная, её причины. Устойчивость отношений с товарищами. Наличие собственного мнения, умения считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Наличие близких друзей.
  10. Система взглядов, интерес к общественным событиям нашей страны. Стремление быть полезным коллективу и обществу.
  11. Наличие вредных привычек, учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики. Уровень ориентировки в окружающем мире, уровень самостоятельности действий. Наличие санитарно-гигиенических навыков, уровень их развития и способности применения их на практике.
VI. Заключение

В качестве заключения психолого-педагогической характеристики необходимо отразить общее мнение об учащемся, сделать выводы об основных чертах личности, на которые можно положиться в дальнейшей работе с ним. Определить в чём проявляется апатичность развития личности и основной недостаток. Наметить пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником. Указать сторону дефекта, работа над которым представляет наибольшую трудность.

В конце характеристики необходимо указать дату её составления, а также специалистов, участвовавших в её составлении. Например, “характеристика составлена по материалам классного руководителя…” с указанием ФИО и должности специалиста. Характеристика заверяется подписью руководителя учреждения. При необходимости с характеристикой знакомят родителей или законных представителей несовершеннолетнего под роспись с датой.

Список использованной литературы:

  1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск, 2001.
  2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М. 1981.
  3. Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательную школу. – М. 1973.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М. 1999.
  5. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М. 2003.
  6. Основы специальной психологии./Под ред. Кузнецовой Л.В. – М. 2002.
  7. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М. 2002.

Психолого-педагогическая характеристика ученика

Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

I.Психолого-педагогическая характеристика ученика –
1.Учитель класса (воспитатель группы) .
Обучается в классе второй год, общеобразовательная программа по основным предметам не усвоена. Операции сложения и вычитания проводит с опорой на наглядность, простые задачи решает с внешней помощью, существенно затрудняется в счете при переходе через десяток. Чтение медленное, с трудом сливает слоги в слова, понимание прочитанного затруднено.

При списывании допускает пропуски, замены букв. На уроках старается вести себя спокойно и сдержанно, слушать объяснение учителя. Замечание учителя по поводу допущенных ошибок воспринимает не всегда адекватно, может плакать или молчаливо отказаться от выполнения задания. Игровая мотивация преобладает над учебной. С одноклассниками старается поддерживать дружелюбные отношения, однако стесняется проявить инициативу в общении, что снижает к нему интерес со стороны сверстников. У ученика на достаточном уровне сформированы навыки вежливого поведения, стремится оказать помощь окружающим. Охотно выполняет трудовые поручения, радуется похвале со стороны учителя. В школу ходит опрятно одетым, санитарно-гигиенические навыки сформированы в достаточной мере.

2.Учитель-дефектолог.
Отмечается слабость развития отдельных психических процессов. Концентрация и распределение внимания снижены, узок объем. Преобладает зрительная память. Темп запоминания медленный, воспроизведение неполное. При организующей помощи доступно использование приемов логического запоминания. Охотно и достаточно продуктивно использует помощь.

3.Педагог-психолог.
По своему социальному статусу в классе ребенок входит в группу «пренебрегаемых». Застенчив, с трудом включается в коллективное обсуждение событий из жизни класса. Неуверен в правильности собственных суждений, ищет подтверждения со стороны взрослых. Самооценка занижена, уровень притязаний соответствует потенциальным возможностям ребенка. Отмечается повышенный уровень тревожности. По темпераменту флегматик. Работу выполняет медленно, отвлекаясь на посторонние раздражители. В деятельности истощаем. Эффективность и мотивация работы повышается при включении его в игровую деятельность и эмоциональной поддержке.

II.Социальный статус семьи.
Ученик воспитывается в неполной семье, где, кроме него есть маленький ребенок. Материально-экономическое положение удовлетворительное. Стиль детско-родительских отношений – демократичный. Мальчик любит помогать маме выполнять домашнюю работу, ему нравится ухаживать за младшим братом. Из друзей предпочитает общаться с соседским мальчиком более младшего возраста. Мать следит за внешним видом ребенка. Санитарно-гигиенические навыки в семье привиты в достаточной мере: мальчик чистит зубы, регулярно умывается.

III. Положительные качества ребенка, на которые можно опираться в работе (заполняется со слов родителя).
Помогает в работе по дому. Ухаживает за маленьким братом. Любит домашних животных, особенно собаку. У него есть друг – это соседский мальчик, к которому он ходит в гости и играет на улице.

IV. Первичное заключение группы сопровождения.

  • Формулирование проблем ребенка:
  • Слабость развития произвольного внимания и памяти.
  • Недостаточность учебной мотивации.
  • Проблемы коммуникации со сверстниками.
  • Недостаточность развития эмоционально-волевой сферы.
  • Рекомендации специалистов группы сопровождения:
  • В процессе уроков осуществлять коррекционную работу, направленную на развитие произвольного внимания и мнестических процессов;
  • Широко использовать эмоциональную поддержку при выполнении учебных заданий, не содержащих игровых приемов;
  • Проявлять интерес к высказываниям и действиям ребенка для повышения его статуса в классном коллективе;
  • Поддерживать желаемое поведение, избегать критических замечаний в адрес ребенка в присутствии одноклассников;
  • Фиксировать внимание ребенка на положительных достижениях при проявлении волевых усилий для преодоления трудностей.