Руководства, Инструкции, Бланки

паспорт безопасности социально значимого объекта образец img-1

паспорт безопасности социально значимого объекта образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Постановление Правительства РФ от 13 мая 2016 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 13 мая 2016 г. № 410 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)” (не вступило в силу)

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 13 мая 2016 г. № 410 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)” (не вступило в силу)

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:

требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. № 410)
I. Общие положения

1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации организации, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения

4. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

5. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористических актов, а также о совершенных и предотвращенных в районе расположения объекта (территории) террористических актах.

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и о возможном материальном ущербе.

6. Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).

7. В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники этого объекта (территории), представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования, строительства и эксплуатации технологических систем, специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).

8. Комиссия назначается:

в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;

при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

Срок работы комиссии определяется руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначившим комиссию, в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 60 рабочих дней.

9. В ходе своей работы комиссия:

а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории);

г) выявляет потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории), действия в отношении которых могут привести к прекращению нормального функционирования всего объекта (территории) и возникновению чрезвычайной ситуации;

д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;

е) определяет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

10. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:

а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);

в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);

г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

11. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет более 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб - более 5 млн. рублей;

б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб - менее 5 млн. рублей.

12. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначившим комиссию, или уполномоченным им лицом.

В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) с изложением своего особого мнения, которое приобщается к материалам обследования и категорирования объекта (территории).

13. Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории).

14. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

15. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:

а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством:

организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования;

разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

оснащения при необходимости объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;

обеспечения контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством:

своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объект (территорию);

принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;

организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);

исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;

организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

в) минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством:

своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации;

разработки порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений);

своевременного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечения технических возможностей эвакуации.

16. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории разрабатываются и утверждаются организационно-распорядительные документы по вопросам:

а) организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) и осуществления контроля их функционирования;

б) порядка эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей в случае угрозы совершения на объектах (территориях) террористического акта;

в) назначения лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), их критических элементов;

г) осуществления контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

д) информирования работников объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);

е) организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

ж) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей из зданий (сооружений);

з) взаимодействия и взаимного обмена информацией с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

и) обеспечения информационной безопасности и осуществления мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).

17. На объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;

б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

в) контроль состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

18. При получении информации об угрозе совершения террористического акта должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), обеспечивает:

а) осуществление мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории);

б) оповещение находящихся на объекте (территории) лиц об угрозе совершения террористического акта;

в) эвакуацию людей;

г) усиление охраны, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

д) организацию доступа оперативных подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на объект (территорию).

19. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, определенных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

IV. Порядок информирования об угрозе совершения террористического акта на объектах (территориях) или о его совершении

20. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или при совершении террористического акта на объекте (территории) должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящий орган (организацию).

21. При направлении в соответствии с пунктом 20 настоящих требований информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или о его совершении с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:

а) свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность;

б) наименование объекта (территории) и его точный адрес;

в) дату и время получения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении;

г) характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;

д) количество находящихся на объекте (территории) людей;

е) другие оперативно значимые сведения по запросу территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

22. Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения террористического акта или о его совершении, фиксирует фамилию, имя, отчество (при наличии), занимаемую должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.

При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.

V. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

23. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.

24. Плановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится не реже одного раза в 3 года в соответствии с планом-графиком проверок, утверждаемым руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории).

25. Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), уведомляется о проведении плановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не позднее чем за 30 дней до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего приказа (распоряжения).

26. Внеплановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящего органа (организации) при получении информации о несоблюдении на объекте (территории) требований к антитеррористической защищенности объекта (территории), а также после актуализации паспорта безопасности объекта (территории).

27. Срок проведения проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не может превышать 5 рабочих дней.

28. По результатам плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) оформляется акт проверки с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков.

29. В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории), должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), составляется план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, копия которого направляется в орган (организацию), проводивший проверку.

VI. Паспорт безопасности объекта (территории)

30. На каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).

31. Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

32. Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.

33. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.

Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

34. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах.

Первый экземпляр хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории).

Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).

35. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет, а также в случае изменения:

а) общей площади и периметра объекта (территории);

б) количества потенциально опасных и критических элементов объекта (территории);

в) сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);

г) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).

36. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки.

37. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения.

38. Решение о замене паспорта безопасности объекта (территории) принимается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), по результатам его актуализации.

39. Утративший силу паспорт безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории) в течение 5 лет.

Форма
паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. № 410)

Срок действия паспорта ___________________

до "___" ___________ 20___ г. (пометка или гриф)

(Министр труда и социальной защиты

Российской Федерации (руководитель

иного органа (организации),

объекта (территории), или

уполномоченное им лицо)

"____" ______________ 20__ г.

(руководитель территориального (руководитель территориального

органа безопасности) органа МВД России)

_____________ _________________ ____________ ___________________

(подпись) (ф.и.о.) (подпись) (ф.и.о.)

"____" _______________ 20__ г. "____" _______________ 20__ г.

(наименование объекта (территории)

(наименование населенного пункта)

I. Общие сведения об объекте (территории)

(полное и сокращенное наименование органа (организации), являющегося

правообладателем объекта (территории)

(адрес объекта (территории), телефон, факс, электронная почта)

(основной вид деятельности)

(категория объекта (территории)

(ф.и.о. должностного лица, осуществляющего непосредственное руководство

деятельностью работников на объекте (территории), служебный и мобильный

(ф.и.о. должностного лица, ответственного за обеспечение

антитеррористической защищенности объекта (территории), служебный и

(общая площадь объекта (территории), кв. метров, протяженность

II. Общие сведения о работниках объекта (территории) и (или) об

арендаторах объекта (территории)

1. Численность работников объекта (территории) _____________________

2. Режим работы объекта (территории)

(продолжительность, начало (окончание) рабочего дня, максимальная

численность работающих на объекте (территории) в дневное и ночное время,

в том числе на его элементах, человек)

3. Сведения об арендаторах

(численность, человек, срок аренды, вид деятельности)

III. Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических

элементах объекта (территории)

1. Перечень потенциально опасных участков объекта (территории) (при

VI. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической

защищенности объекта (территории)

1. Силы, привлекаемые для обеспечения антитеррористической

защищенности объекта (территории) ______________________________________

2. Средства, привлекаемые для обеспечения

антитеррористической защищенности объекта (территории) _________________

VII. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной

безопасности объекта (территории)

1. Меры по инженерно-технической защите объекта (территории)

(характеристика и состояние ограждения, охранного освещения, охранной

2. Меры по физической защите объекта (территории)

(характеристика сил и средств физической защиты объекта (территории)

3. Меры по пожарной безопасности объекта (территории)

(характеристика мер по пожарной безопасности)

VIII. Выводы и рекомендации

IX. Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории)

Приложения: 1. План (схема) объекта (территории) с обозначением

потенциально опасных участков и критических элементов

2. План (схема) охраны объекта (территории) с указанием

контрольно-пропускных пунктов, постов охраны,

инженерно-технических средств охраны.

3. Акт обследования и категорирования объекта (территории).

Составлен "___" _____________ 20__ г.

(должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство

деятельностью работников на объекте (территории)

Актуализирован "___" ___________ 20___ г.

Причина актуализации ___________________________________________________

Обзор документа

Установлены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минтруда России, а также объектов (территорий), относящихся к его сфере деятельности.

Так, антитеррористическая защищенность объекта обеспечивается путем проведения отдельных мероприятий. Речь идет о мероприятиях, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект, выявление потенциальных нарушителей установленного режима и (или) признаков подготовки или совершения теракта, пресечение попыток его совершения, минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы теракта.

Для установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов с учетом степени угрозы совершения теракта и возможных его последствий проводится их категорирование. Кроме того, на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования разрабатывается паспорт безопасности.

Урегулированы вопросы информирования о теракте, контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Видео

Другие статьи

Безопасность объекта

Безопасность объекта. Паспорт безопасности объекта: пример заполнения, требования, образец

В последнее время понятие «безопасность объекта» стало достаточно актуальным, при этом если раньше ее принято было воспринимать больше как дань моде со стороны различных политиков или крупных бизнесменов, то в наше время это насущная необходимость, обеспечение которой требуется каждому.

При этом большинство из тех людей, которым приходится задумываться о подобных вопросах, не понимают на самом деле, что она собой представляет, находясь в плену собственных домыслов и заблуждений. Все это приводит к тому, что попытка обеспечить безопасность объекта, в конечном итоге, не приводит к положительным результатам, и поэтому важно разбираться в этом вопросе.

Основные определения

В первую очередь, стоит понять, что означают различные термины, и в чем заключаются их особенности.

Безопасность объекта представляет собой такое состояние, в котором он не может быть подвержен негативному воздействию или же успешно ему противостоит, не прекращая свое стандартное функционирование. В качестве объекта может рассматриваться:

  • предмет;
  • живой организм;
  • информация;
  • комбинированный объект, состоящий из множества других.

В последнее время достаточно часто можно встретить различные споры по поводу того, правильно ли используется термин «защищенность» или «защита», когда рассматривается безопасность объекта. Многие специалисты говорят о том, что «защищенность» фактически отделяет действия нападения от защиты, и это действительно так, ведь оно означает именно закрывать, оборонять или загораживать. И несмотря на то, что многие часто действуют, согласно пословице: «лучшая защита – это нападение», некоторые забывают, что для формирования нужного состояния безопасности объекта использования одних мер защиты бывает недостаточно, и иногда требуются также средства нападения. Именно поэтому можно сказать, что более целесообразным является термин «противодействие», подразумевающий сразу два варианта обеспечения безопасности.

Также нужно правильно понимать, что сам термин, представляющий собой абстрактное понятие, несколько отличается от того, что представляет собой защита конкретной цели, для которой предусматривается образец паспорта безопасности объекта. Общее понятие в преимущественном большинстве случаев принято использовать в исследовательских или научных целях, чтобы делать определенные выводы, а также устанавливать законы и правила. Но при этом нужно правильно понимать, что составлять на их основе образец паспорта безопасности объекта можно только с учетом его индивидуальных особенностей, так как это сугубо индивидуальное дело. Применение общих схем в любом случае является недопустимым и в конечном итоге приводит к тому, что созданная система безопасности будет заранее уязвимой.

Конечно, можно выработать какие-то общие рекомендации для определенных групп объектов, но в любой ситуации обеспечение безопасности каждого из них должно рассматриваться отдельно, учитывая все его индивидуальные особенности. Только за счет такого поведения можно будет соблюсти все требования к паспорту безопасности объекта.

Обеспечение безопасности

Ошибочно было бы считать, что безопасность представляет собой результат некоторых действий, направленных на обеспечение защиты объекта от каких-либо негативных воздействий со стороны окружающей среды.

Каждый объект пребывает в предельно тесной связи с окружающей действительностью и подчиняется различным законам, напрямую вытекающим из данной связи, вступая в различные отношения с некоторыми объектами, и представляет собой элемент единой системы. Общая система в целом, а также объекты в частности пребывают в динамичном состоянии. Они непрерывно изменяются, пропадают одни элементы и возникают другие, происходит известный всем закон перехода в качество из количества, а остальные элементы эволюционируют, постоянно изменяясь и усложняясь. Именно поэтому, если рассматривать безопасность как результат, можно утверждать, что объект достигает некоторого уровня, а в дальнейшем подвергается таким же негативным воздействиям, которые не изменяются. Такое может возникнуть только в двух случаях:

  • Рассматривается абстрактный объект в условиях, которые были определены нами заранее.
  • Система, в которой работал данный объект, перестала развиваться и существует в тех условиях, которые сложились до этого момента.

Каждый из вариантов из-за своей нереальности может быть использован исключительно в научных, но не в практических целях.

Комплексное понятие

Следующим моментом, которому требуется обязательное пояснение, является «безопасность», если рассматривать ее как комплексное понятие. На самом деле единая безопасность объекта включает в себя достаточно большое количество отдельных составляющих, но только при их совместной работе из них формируется состояние предельной защиты. В качестве аналогии – никто не будет оспаривать, что организм человека может нормально работать только в комплексе, в то время как отдельно взятые его элементы не могут выполнять свое назначение.

Точно так же, как полная или же частичная потеря своих функций определенным органом влечет за собой сокращение функционирования организма в общем, так как физически здоровый, крепкий, но слепой человек, не сможет жить нормальной жизнью, потому что ему предоставляется неполноценная информация об окружающем мире и он не может адекватно отреагировать на какие-то внешние воздействия.

Таким образом, охрана предприятия, которая ориентируется исключительно на физическую защиту и при этом не занимается разведывательными или контрразведывательными действиями, является схожей с глухим или слепым человеком. При этом, к сожалению, многие достаточно часто предпочитают определенные элементы безопасности, такие как технические средства или физическая охрана, причем часто подобные ошибки возникают и у тех людей, которые непосредственно занимаются безопасностью.

При этом нужно правильно понимать, что, к примеру, вопросам защиты данных не уделяется должного внимания или же они затрагиваются только поверхностно. Подобный подход в любом виде приводит к созданию неполноценной безопасности, в которой появляется большое количество уязвимых мест. Не стоит забывать, что в безопасности, хоть и есть определенные приоритеты, не существует второстепенности. При усилении какого-то конкретного направления не должно ослабляться другое, и только за счет комплексного решения можно будет создать такое состояние безопасности, которое будет приближенным к 100%.

Основные функции

Безопасность любого объекта обеспечивается за счет использования целого ряда мер, при этом к одной из наиболее важных составляющих выявления угроз и дальнейшей их нейтрализации стоит отнести технические системы. Их установка является необходимой на любых коммерческих объектах, и в особенности это касается заводов и промышленных предприятий, торговых точек, банков и финансовых организаций, а также государственных, образовательных и медицинских учреждений. При помощи систем безопасности обеспечивается стабильная работа организации за счет обеспечения максимальной защиты и контроля.

Зачем они?

В первую очередь обеспечивается защита организации от каких-либо внешних или внутренних угроз, включая:

  • попытки хищения различного имущества или корпоративной тайны;
  • попытки подрыва деловой репутации компании;
  • нанесение материального ущерба;
  • перехват управления;
  • появление пожаров, аварийных ситуаций, а также других явлений, которые могут быть опасными для здоровья и жизни живых существ.

Именно за счет использования систем безопасности можно предупредить подобные угрозы, обеспечить контроль доступа на предприятие и различные охраняемые объекты, а также мониторить ситуацию в режиме реального времени, принимая срочные меры при малейшей необходимости.

Какими они могут быть?

Для того чтобы добиться эффективной защиты объекта, в организациях устанавливаются:

  • сканеры безопасности и системы контроля доступа;
  • системы видеонаблюдения и сигнализации;
  • противопожарная защита.

Это только основной перечень тех методов, которые могут использоваться для достижения защиты предприятия. При этом нужно правильно понимать, что каждая из указанных выше систем защиты отличается огромным количеством своих особенностей и нюансов, поэтому обеспечением безопасности занимаются только квалифицированные специалисты. Выбор оборудования, определение мест монтажа, обеспечение необходимых ресурсов и многое другое – все это ложится на плечи уполномоченного лица, которое будет заниматься защитой предприятия.

Паспорт

Паспорт безопасности представляет собой специальный документ, который предусматривает предупреждение различных чрезвычайных ситуаций, а также уменьшение риска их возникновения на объектах, занимающихся производством, использованием, переработкой, хранением или транспортировкой каких-либо опасных веществ. Также разрабатываются специальные требования к паспорту безопасности объекта, если речь идет о гидротехнических сооружениях, экономических учреждениях, а также местах массового скопления людей, где могут возникать террористические проявления.

Основные объекты

Паспорт нужен для объекта, если он попадает под определенные признаки опасности. В первую очередь, составление паспорта безопасности объекта требуется в тех случаях, когда на территории используются, перерабатываются, хранятся, создаются, транспортируются или уничтожаются различные опасные вещества, а именно:

  • Воспламеняющиеся. Типовой паспорт безопасности объекта требуется в том случае, если на предприятии хранятся газы, которые при номинальном давлении и при контакте с воздухом становятся возгорающимися или которые имеют при нормальном давлении температуру кипения на уровне ниже 20 о С.
  • Окисляющиеся. Вещества, которыми поддерживается горение, способствующие или вызывающие воспламенение других веществ из-за окислительно-восстановительных экзотермических реакций.
  • Горючие. Основы обеспечения безопасности любого объекта предусматривают обязательное использование комплекса защитных мер, если на предприятии содержатся всевозможные газы, пыли и жидкости, способные к самовозгоранию или быстрому возгоранию под воздействием различных источников.
  • Взрывчатые. Вещества, способные на достаточно быстрое химическое самораспространяющееся превращение с образованием газов и выделением тепла при наличии определенных видов внешнего воздействия.
  • Токсичные. Безопасность объектов недвижимости должна обеспечиваться в том случае, если в них находятся вещества, которые могут при взаимодействии с живыми организмами способствовать их гибели или же имеют следующие характеристики: смертельная доза при введении в желудок составляет не более 200 мг/кг включительно; смертельная доза при попадании на кожу составляет не более 400 мг/кг включительно; смертельная концентрация в воздухе составляет не более 2 мг/л включительно.
  • Опасные для окружающей среды. Паспорт безопасности объекта (пример выше) должен составляться, если вещества характеризуются в водной среде определенными показателями острой токсичности.
Дополнительные

Также в перечень объектов, которым требуется паспорт безопасности, входят территории, где:

  • Используется различное оборудование, работа которого осуществляется при температуре более 115 о С или же под давлением больше 0.07 мегапаскаля.
  • Применяются установленные стационарно эскалаторы, грузоподъемные механизмы, фуникулеры и канатные дороги.
  • Получаются расплавы цветных и черных металлов, а также всевозможные сплавы, основанные на них.
  • Проводятся горные работы.
Потенциально опасные

Также стоит отметить, что заполнение паспорта безопасности объекта должно осуществляться для потенциально опасных территорий, то есть для тех, где производятся, перерабатываются, используются, транспортируются или хранятся всевозможные пожаровзрывоопасные, радиоактивные, а также биологические и химические вещества, являющие собой реальную угрозу создания источника чрезвычайных ситуаций. В частности, сюда входят:

  • химически опасные объекты;
  • радиационно опасные объекты;
  • опасные транспортные средства;
  • пожаро-взрывоопасные объекты;
  • опасные технические конструкции.

Если говорить о типичных представителях таких объектов, стоит отметить котельные, ТЭК, АЗС и множество других.

Зачем он нужен?

Паспорт, в соответствии с которым обеспечивается безопасность объекта защиты, разрабатывается в следующих целях:

  • определить показатели степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций для близлежащих поселений, а также персонала данного объекта;
  • определить возможные сценарии появления аварийных ситуаций и их дальнейшего развития;
  • оценить возможные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций на опасных объектах;
  • определить готовность компании к ликвидации каких-либо аварийных ситуаций, возникающих на опасном производственном объекте;
  • разработать мероприятия, направленные на обеспечение противоаварийной защиты, а также сокращение масштабов последствий при возникновении аварий.
Обязательно ли его делать?

Обеспечение безопасности объектов, равно как и составление паспорта для них, является обязательным, если они входят в указанный выше перечень. Нарушение установленных требований обеспечения промышленной безопасности или каких-либо условий лицензий на ведение видов деятельности в сфере промышленной безопасности всевозможных опасных объектов влечет за собой наказание в виде штрафа. Для юридических лиц сумма данного штрафа составляет 20 000-30 000 рублей или же может быть наложено административное приостановление деятельности, срок которого составляет до 90 суток.

Как паспорт делается?

Понятие безопасности объекта защиты предусматривает достаточно большое количество тонкостей, поэтому составлением паспорта должны заниматься квалифицированные специалисты. Сама процедура проводится следующим образом:

  1. Разрабатывается сам паспорт, а также специальная расчетно-пояснительная записка, которая будет к нему прилагаться. (Пример заполнения паспорта безопасности объекта изображен на фото в данной статье).
  2. Проводится детальный анализ сценариев развития различных аварийных ситуаций, основанный на статистических данных.
  3. Рассчитываются радиусы зон действия различных поражающих факторов при возникновении аварийных ситуаций с задействованием специализированных программных продуктов.
  4. Оценивается достаточность уже принятых или планируемых мер, которые могли бы препятствовать созданию и развитию аварийных ситуаций.
  5. Анализируются действия производственного персонала, а также специализированных аварийно-спасательных служб, направленные на локализацию и ликвидацию различных аварийных ситуаций при разных стадиях их развития.
  6. Составленный паспорт согласовывается в Главном управлении МЧС.
  7. Получается согласованный документ.

Таким образом, предприятие получает полностью готовый паспорт безопасности, который в дальнейшем может использоваться в работе.

Поделиться в соц. сетях