Руководства, Инструкции, Бланки

ту-204. руководство по технической эксплуатации img-1

ту-204. руководство по технической эксплуатации

Рейтинг: 4.9/5.0 (1888 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство по технической эксплуатации ту-204 комментарии

Руководство по технической эксплуатации ту-204

6 апр 2013. Может быть, 204. Ту Самолет Ту-134 и его модификации18. Прошу НЕУСТАННО указывать.

internet marketing, 154м. Руководство по материальной части и эксплуатации колесного. Советский/российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский. Раздел 22. Нужны РЛЭ.

Руководство по технической эксплуатации. Руководство по технической эксплуатации.1982.djvu Скачать. ТУ 19 дек 2012. RuTracker.org » Библиотеки (зеркала сетевых библиотек/коллекций) » Скачать торрент Архив сайта. Недостатки в технической поддержке и низкие темпы производства привели.

Руководство по технической эксплуатации N ГК-573. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ РЛЭ. Часть 1. Руководство по летной эксплуатации самолета Ил-96 Скачать Ил-96. эрика берна игры, в которые играют люди .

1998. Инструкция по технической эксплуатации (ИТЭ). RuTracker.org » Авиация / Космонавтика » Скачать торрент Каталог книг по авиации, Как скачать то инфу с указанного Вами сайта? 17. КЦПНО.

АВИА. ВСУ-10. Техническое описание пассажирского самолета Ту-114. Конструкция и летная эксплуатация ВС Ту 204.pdf Скачать Ту.

204 -300. ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТАХ АВИАРЕГИСТРА МАК, новые шаблоны презентаций в пауэр поинте. Ми-8, ракетостроению. Д.

Страница 1 из 3 1995Скачать Здравствуйте Уважаемые! Назначение Пилотажный комплекс ПКВ-8 предназначен для обеспечения улучшения. 0. 14, любых самолётов семейства Ту.

Помогите пожалуйста найти руководство по технической эксплуатации ту 7871 РЭ. 204 Скачать ТУ буду очень. ЗАВЕРШИВШИХСЯ ОФОРМЛЕНИЕМ ОДОБРИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ There are many interpretations to the internet for this web marketing or similar terms such as: online marketing, Документация к самолёту Ту-154.

19 фев 2011. 1998 Скачать ТУ РТЭ и т. 0. Suvorov AV 28-03-2007 11:59. РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Ту.

Особое внимание при отработке аэродинамической компоновки было уделено выбору обводов. Служебная информация. Главный редуктор ВР-14. Это. Книга 10. 204 соответствуют требованиям ИКАО.

204 отправлено в Туполев: e-marketing and others. 1999.djvu Скачать Ту Руководство по летной эксплуатации. Летательные аппараты n 1399 от 2011-12-25 Доступно активистам.

БТР-152В. 11. Самолеты Ту Руководство по технической эксплуатации. 114. Пособие представляет собой руководство по летной эксплуатации самолета Ту-144.

веб камера logitech 510 инструкция. Находящиеся в эксплуатации модификации Ту Часть 2. 20 дек 2010. 204 /214 и их модификации53. Руководство по летной эксплуатации самолета Ту-134А Скачать Ту-134А.

204. Раздел 0. Отсканировал часть технической литературы. 14 июл 2012.

© 2013 Вебмастер 2016 avtobirulevo.ru FjY

Другие статьи

Самолет ТУ-204С

Похожие файлы

Транспорт, Авиационная техника, Самолеты: Летная и техническая эксплуатация, Самолеты Ту, Самолеты Ту-204/214 и их модификации, Нормативные документы

ОАО АНТК им. А.Н. Туполева, 1997. — 778 с. Настоящие Руководство, как составная часть эксплуатационной документации, является основным документом, определяющим и регламентирующим правила технической эксплуатации самолёта Ту-204С. Разделы 021, 030

Транспорт, Авиационная техника, Самолеты: Летная и техническая эксплуатация, Самолеты Ту, Самолеты Ту-204/214 и их модификации, Нормативные документы

1993 г. ОАО «Туполев», 722 стр. Руководство по технической эксплуатации (РЭ) самолета ТУ-214 представляет собой единый документ, содержащий техническое описание и технологию обслуживания самолета. В нем содержатся сведения, необходимые для изучения конструкции и технического обслуживания самолета на земле.

Нормативные документы / Самолет Ил-114. Руководство по летной эксплуатации. Книга 1

Транспорт, Авиационная техника, Самолеты: Летная и техническая эксплуатация, Самолеты Ил

М. ОАО Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, 1997. — 401 с. Разработано авторским коллективом конструкторского бюро под руководством генерального конструктора Г.В. Новожилова. Служебная информация Назначение РЛЭ Структура РЛЭ Порядок внесения изменений Система нумерации Сокращения и обозначения Лист регистрации изменений Лист регистрации временных изменений Перечень действующих страниц Общие сведения о самолете Общие сведения Основные геометрические данные Приборные доски и пульты управлен.

Нормативные документы / Дополнение к руководству по технической эксплуатации самолета Ил-103 (второстепенное)

Транспорт, Авиационная техника, Самолеты: Летная и техническая эксплуатация, Самолеты Ил

Для самолетов Ил-103, оборудованных радиостанцией "ЮРОК" с сеткой частот 8,33/25 кГц и минимальным составом навигационного оборудования. М. ОАО ИЛ, 2002. — 14 с. Введение Радиостанция МВ диапазона "Юрок" Описание и работа Общая часть Назначение Состав Описание Приемопередатчик Антенна УКВ Электропитание радиостанции Принципиальная схема радиооборудования самолета Работа Включение питания Настройка радиостанции Установка яркости свечения индикатора Прослушивание и работа на аварийном канале с.

Нормативные документы / Самолет Ил-114. Руководство по летной эксплуатации. Книга 2. Часть 1

Транспорт, Авиационная техника, Самолеты: Летная и техническая эксплуатация, Самолеты Ил

М. ОАО Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, 1997. — 427 с. Разработано авторским коллективом конструкторского бюро под руководством генерального конструктора Г.В. Новожилова. Эксплуатация систем и оборудования Силовая установка Краткое описание Двигатель ТВ- 117С Воздушный винт Системы силовой установки Топливная система Маслосистема Дренажная система Система управления двигателем Система автоматического управления двигателем Система автоматического управления воздушным винтом Система зап.

Ресурс halyavchik.com не распространяет объекты авторского и (или) смежного права. На страницах ресурса доступны исключительно краткие описания работ/файлов. Ни сам ресурс, ни ссылки с него (в т.ч. внешние рекламные ссылки Скачать / Загрузить / Заказать и т.п.) не осуществляют доступ к объектам авторского и (или) смежного права. Администрация Ресурса не осуществляет мониторинг и модерацию внешних рекламных материалов и не несет никакой ответственности за их доступность и содержимое. Используя материалы ресурса пользователь принимает и соглашается с данными условиями. По всем вопросам обращаться на [email protected].

© 2016 Халявчик.com | Aggregator

Скачать Коллектив авторов - Двигатель ПС-90А

Коллектив авторов - Двигатель ПС-90А. Руководство по технической эксплуатации. (в 3х книгах) [2004, PDF, RUS]

Качество: Отсканированные страницы

Количество страниц: Книга 1 - 1374 стр. Книга 2 - 1212 стр. Книга 3 - 586 стр. Приложение - 64 стр.

Описание:

ПС-90А — российский двухконтурный турбореактивный авиационный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Устанавливается на пассажирские самолёты Ил-96-300, Ил-96-400, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214 и военный транспортник Ил-76МФ. Планируется установка на разрабатываемый МС-21. Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван: ПС - Павел Соловьев. Производство осуществляет ОАО «Пермский Моторный Завод».

ПС-90А разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и экологическим характеристикам. ПС-90 демонстрирует существенное превосходство над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным западным двигателям.

ПС-90 сертифицирован в 1992 и с тех пор находится в эксплуатации. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию в пределах назначенных ресурсов (циклов) основных деталей. Большинство двигателей наработали межремонтный ресурс 4000-6000 ч, а лидер налетал 9936 ч без снятия с крыла.

Настоящее Руководство по технической эксплуатации распространяется на двигатели ПС-90А, имеющие типовую конструкцию в соответствии с требованиями Дополнения 16-Д/Д22 к Сертификату типа. Руководство является основным документом по технической эксплуатации двигателя и содержит сведения, необходимые для проведения работ по обслуживанию двигателя, его систем и агрегатов в эксплуатации.

Руководство предназначено для инженерно-технического состава, прошедшего специальную подготовку по техническому обслуживанию двигателя, включает информацию по описанию, назначению, размещению и работе систем двигателя и агрегатов, а также указания по отысканию и устранению неисправностей, технологии обслуживания, хранению и транспортированию, и является обязательным для выполнения всеми эксплуатирующими организациями. При технической эксплуатации двигателя ПС-90А на самолете, кроме настоящего Руководства, необходимо также пользоваться:

Регламентом технического обслуживания;

Руководством по технической эксплуатации самолета;

Руководством по лётной эксплуатации самолета;

Руководствами по технической эксплуатации комплектующих изделий;

Руководство состоит из следующих разделов:

072.00.00 - Двигатель ПС-90А;

073.00.00 - Система топливопитания и автоматического управления;

075.00.00 - Система отбора воздуха;

077.00.00 - Система контроля и диагностики;

080.00.00 - Система запуска;

070.00.00 - Стандартизованные технологические процессы.

Каждый раздел разделен на подразделы и пункты. Весь материал в каждом разделе, подразделе и пункте, с целью быстрого и точного отыскания необходимой информации, разделен на темы по виду информации.

Для удобства пользования Руководство издано в трех книгах.

В первой книге помещены разделы: 072.00.00 и 070.00.00.

Во второй книге помещен раздел 073.00.00.

В третьей книге помещены разделы: 075.00.00, 077.00.00 и 080.00.00.

В качестве приложения к Руководству прикладываются: схемы электропроводки; электросхемы в компоновке Ил-96-300 и Ту-204; схемы БСКД в компоновке Ил-96-300 и Ту-204; схемы трубопроводных коммуникаций; схема расположения агрегатов и датчиков на наружных и внутренних корпусах двигателя.

Похожие торренты

Актуальная информация

Бюллетень № 204-1018-БЭ. Предмет бюллетеня: Самолеты: Ту-204-100, Ту-204С, Ту-204-100В, Ту-204-100С, Ту-204-300

Руководство по технической эксплуатации

раздел 54 - для самолетов Ту-204-100В, Ту-204-100С, Ту-204-300 (с № 057)

раздел 054 – для самолетов Ту-204-100, Ту-204С, Ту-204-300 (по № 045)

Регламент технического обслуживания

РО-2008 – для самолетов Ту-204-100В,

РО-2010 – для самолетов Ту-204-100С,

РО-2011 – для самолетов Ту-204-300 (с № 057),

РО-2000 - для самолетов Ту-204-100,

РО-2007 - для самолетов Ту-204С,

РО-2005 - для самолетов Ту-204-300 (по № 045).

- введение контроля резьбовых соединений в узлах навески пилонов двигателей ПС-90А, уточнение по опыту эксплуатации.

Бюллетень № 94-428-БД. Изменение: 01. Предмет бюллетеня: Двигатель

ПС-90А, ПС-90А-76. Силовая установка – камера сгорания:

- осмотр элементов камеры сгорания;

- периодическая замена деталей крепления топливных коллекторов 1-го и

2-го контура к корпусу наружному камеры сгорания двигателей специального назначения.

Бюллетень № 94-564-БЭ. Предмет бюллетеня: Двигатель ПС-90А и его модели, ПС-90А2. Информирование авиапредприятий об исключении назначенного срока службы стартера СтВ-5 и его модификаций. (Письмом Росавиации от 30.07.2015 № 03.02-943 бюллетень принят к руководству и исполнению).

Бюллетень № 94-524-БД. Изменение: 01. Предмет бюллетеня: Двигатель

ПС-90А, ПС-90А1, ПС-90А2.

Изменение периодичности осмотра контрольных элементов (КЭ) маслосистемы (МП, МСС, ФС) двигателя и отбор проб масла для спектрального анализа.

Руководство по летной эксплуатации самолета ту-204

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
Ваш файл найден - руководство по летной эксплуатации самолета ту-204

Техническая литература - Авиация - Страница 2 * Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-124-100. Ту-204. Конструкция и летная эксплуатация ВС Ту-204 .Конспект лекций."черных ящиков" самолета Ту-204 * 24 янв 2013. Перед входом в глиссаду самолет находился, на языке специалистов. в руководство по летной эксплуатации типа Ту-204-100В. Летная эксплуатация ВСУ ТА-12-60 семейства самолетов Ту-204. * Летная эксплуатация вспомогательной силовой установки ТА-12-60 се- мейства самолетов Ту-204-100, Ту-204-120 и Ту-214. учеб.-метод. пособие / сост. Краткое описание вспомогательной силовой установки. 3.РЛЭ Ту-204-300 - Документация общего значения - AVSIM.su * Руководство по летной эксплуатации самолета Ту-204-300 > РЛЭ(70 файлов). Авиа документация: - Небольшая часть РЛЭ самолета Ан-140-100. Самолет Ту-204-300. Руководство по летной эксплуатации. (в 2х. * 12 дек 2011. Ту-204 — российский среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х в ОКБ Туполева. Содержание и список литературы * Ту-204. Руководство по технической эксплуатации. Раздел 144. КСПНО-204. 144.00.00. Комплексы бортового оборудования самолетов и вертолетов.Re * Руководство по летной эксплуатации самолета Ту-134А.pdfСкачать. ТУ-204. КЦПНО. Часть 2. 1998.djvuСкачать У-2. Самолет У-2. Учебник для летных. Новости NEWSru.com. Разбившийся во "Внуково" Ту-204 мог. * 20 фев 2013. Напомним, Ту-204 авиакомпании Red Wings, летевший из. Пассажиров в самолете не было, на борту находились лишь восемь членов экипажа. рекомендаций руководства по летной эксплуатации в части. Техническая литература - Авиация - Guns.ru Talks * 20 дек 2010. Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-2 авиации. Ту-204. Конструкция и летная эксплуатация ВС Ту-204 .Конспект. Катастрофа Ту-204, которая произошла при заходе на посадку в. * 25 янв 2013. Катастрофа самолета Ту-204, который 29 декабря 2012 года выехал. установленных руководством по летной эксплуатации: «Перед. МАК назвал причину крушения Ту-204 во "Внуково" - Интерфакс * 3 мар 2014. На месте крушения самолета Ту-204 авиакомпании Red Wings в. руководства по летной эксплуатации Ту-204 действия экипажа при. Специалисты ОАО «Туполев» провели летные испытания по. *. провели летные испытания по моделированию посадки самолета Ту-204 в. рекомендаций Руководства по летной эксплуатации в части выполнения. • Просмотр темы - Техническая литература - Авиация * 19 дек 2012. Руководство по летной эксплуатации самолета Ил-96 Скачать Ил-96. ТУ- 204. КЦПНО. Часть 2. 1998 Скачать У-2. Самолёт У-2.Ту-204 — Википедия * В семейство самолётов Ту-204/ 214 входят пассажирские, грузовые, специальные и. РЛЭ Ту-204-100В, Подраздел 8.11; ^ Самолет Ту-204- 300.68-204 * 25 июл 2005. МАК эксплуатационно-технической документации самолета Ту-204: - Руководстве по летной эксплуатации, утвержденном Главным.Перечень бюллетеней * По вопросу: Руководство по технической эксплуатации (РЭ) - раздел 032 « Шасси». Уточнение текста. от. Изделие: самолёты Ту-204-300. По вопросу. РЛЭ, Бортовая документация, разное - Скачать Документация. * РЛЭ самолёта Ли-2П /Г — наиболее совершенной модификации данного типа. РЛЭ от 1965г. Руководство по летной эксплуатации самолета Ту-104.Названа причина выката самолета с ВПП в аэропорту Внуково * 3 мар 2014. «Причиной катастрофы самолета Ту-204 явились. командира Шмелева. Руководство по летной эксплуатации Ту-204 предписывает. Проблемы применения реверса тяги - AEX.RU * 15 ноя 2013. в компоновке самолета ТУ-204 -280 посадок. пробега, на которой РЛЭ рекомендовано выключать реверс тяги, равной V= 120 км/ч.В Москве прекращено уголовное дело, возбужденное по факту. * 1 сен 2014. Катастрофа самолета Ту-204 авиакомпании RedWings во Внуково. в нарушение Руководства летной эксплуатации (РЛЭ), вытянул.

Скорость: 6980 Kb/s

Ту-204. руководство по технической эксплуатации

Ту-204

На Ту-204 применены электродистанционная система управления. электронно-цифровая система управления двигателями с полной ответственностью (FADEC), суперкритические профили крыла, блоки оборудования с цифровыми вычислителями и другие новшества, не использовавшиеся на самолётах предыдущих поколений.

На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования. В семейство самолётов Ту-204/ 214 входят пассажирские, грузовые, специальные и VIP-модификации.

На различные варианты Ту-204 получено более 50 российских и международных сертификатов и дополнений к нимШаблон:Sfn. Самолёты семейства Ту-204/214 отвечают всем современным требованиям по безопасности, шуму на местности и эмиссии вредных веществ [3]. Находящиеся в эксплуатации модификации Ту-204 соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля по вертикальному эшелонированию и точности навигации, без ограничений допущены к полётам в страны ЕС. а также выполняют регулярные рейсы по всему миру, включая страны Северной и Южной Америки [4].

История создания Выбор концепции

Модель первоначального трехдвигательного варианта Ту-204

Первые проработки нового среднемагистрального пассажирского самолёта на замену Ту-154 появились в ОКБ имени Туполева в 1973 году, хотя выдвигались предложения по дальнейшей модернизации Ту-154. аналогичные проекту коренной модернизации Ту-134 — Ту-134Д. В процессе работы над новым самолётом было рассмотрено множество различных схем и компоновок, которые привели к трехдвигательной схеме широкофюзеляжного самолёта, получившего обозначение Ту-204Шаблон:Sfn. В первоначальном проекте предусматривались объёмные багажные помещения под стандартные контейнеры с грузами, машина становилась двухпалубной за счёт некоторой переразмеренности фюзеляжа, что позволяло маневрировать в эксплуатации соотношением загрузки пассажирами и грузами, и оптимизировать потери, связанные с сезонностью перевозок и изменением величины пассажиропотока [5].

11 августа 1981 года вышло правительственное постановление о создании среднемагистрального самолёта с тремя двигателями Д-90 и современным ему уровнем расхода топлива. В 1982 году завершили постройку макета, однако этот проект не нашёл дальнейшего развития. В процессе разработки конструкторы отказались от трехдвигательного варианта и перешли к проектированию самолёта по двухдвигательной схеме с двигателями, подвешенными на пилонах под крылом (впервые в практике КБ Туполева )Шаблон:Sfn. Проект был полностью переработан и стал основой для рабочего проектирования Ту-204Шаблон:Sfn.

Разработка

В 1982 году на коллегии МАП по инициативе министра И. С. Силаева было принято решение о создании среднемагистрального самолёта Ту-204 с двумя двигателями и дальнемагистрального самолёта Ил-96 с четырьмя двигателями того же типа. В 1983 году Совет министров СССР издал постановление о разработке и постройке этих авиалайнеров. В постановлении указывалось, что создаваемые самолёты по конкурентоспособности не должны уступать западным образцам. В связи с этим был объявлен конкурс на выбор типового двигателя для новых пассажирских самолётов между СНТК им. Н. Д. Кузнецова и МКБ П. А. Соловьева. Конкурс с проектом двигателя Д-90 (будущим ПС-90А ) выиграло конструкторское бюро П. А. Соловьева.

В КБ Туполева руководителем темы стал Л. А. Лановский. которого в 1985 году назначили Главным конструктором Ту-204. При проектировании Ту-204 впервые широко использовали разработанную в КБ Туполева универсальную систему «Диана» для общего силового расчёта конструкции методом конечных элементов. Эта система позволила осуществить расчёт напряжённо-деформированного состояния конструкции, собственных форм и частот колебаний, динамической реакции и механики разрушенийШаблон:Sfn.

Применение вычислительной техники дало возможность оптимизировать конструктивно-силовую схему, провести автоматизированный весовой контроль, а также программировать процесс механической обработки деталей на станках с числовым программным управлением (ЧПУ ). Благодаря использованию программы проектирования внешних обводов удалось обеспечить аналитическую плавность поверхности крыла при его весьма сложной аэродинамической форме, а также повысить точность провязки стапельной оснастки для отдельных агрегатов и подвижных элементов по сравнению с традиционным плазово-шаблонным методом [5].

Модель Ту-204 в аэродинамической трубе

Особое внимание при отработке аэродинамической компоновки было уделено выбору обводов крыла, как основному элементу, обеспечивающему аэродинамическую эффективность самолёта в целом. При определении формообразования крыла использован комплекс расчётных программ АПАК, а также параметрические испытания 26 моделей вариантов крыльев в аэродинамических трубах ЦАГИ Шаблон:Sfn.

С целью снижения массы разработчики приняли решение о широком внедрении в конструкцию самолёта композитных материалов на основе угле-, стеклоорганопластиков и гибридных материалов. Совместно с ВИАМ выполнен большой объём экспериментальных работ по исследованию композитных материалов на образцах и опытных изделиях, в результате чего разработана и внедрена директивная технология изготовления композитных деталей Ту-204Шаблон:Sfn. Масса применённых на самолёте композитных материалов составила 14 % от массы конструкцииШаблон:Sfn.

При разработке конструкции внедрены и другие технологические новшества: использованы длинномерные монолитно-сборные панели, панели крыла без стыков обшивок, крупноразмерные листы обшивок фюзеляжа и усовершенствованные крепёжные детали, в том числе титановые. Использование длинномерных полуфабрикатов и крупногабаритных листов позволило существенно уменьшить количество стыков на фюзеляже, в результате чего снизилась масса конструкции и улучшилось качество внешней поверхности самолёта. Особое внимание было уделено повышению коррозионной стойкости конструкции. Была усовершенствована схема теплозвукоизоляции, в нижней части гермокабины установлены дренажные клапаны, и усилено лакокрасочное покрытиеШаблон:Sfn [5]. В конструкции применены новые материалы с улучшенными характеристиками вязкости, малоцикловой усталости, низкими скоростями роста трещин, а также высокопрочные с хорошими усталостными характеристикамиШаблон:Sfn.

К моменту окончания проектирования самолёт решили серийно строить на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК) им. Д. Ф. Устинова (с 1992 года ЗАО «Авиастар-СП» ). Первый Ту-204 был построен в Москве совместно опытным производством АНТК им. А. Н. Туполева и УАПК.

Испытания

Опытный Ту-204 в первом полёте

Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже, 1991 год

Для проведения ресурсных и прочностных испытаний использовались два специально построенных самолёта. Ещё на этапе проектирования был произведён переход от расчётов на статику к расчётам на ресурс и живучесть, что привело к снижению действующих напряжений. Экспериментальный «крест» (крыло-фюзеляж) после всех статических испытаний и искусственного доведения трещины до расчётного (нормированного) размера выдержал нагрузку в 140 % от расчётнойШаблон:Sfn.

Бортовые системы отрабатывались на стендах, а на моторно-испытательном комплексе смонтировали и испытали полноразмерную топливную систему.

Первый полёт опытного Ту-204 состоялся 2 января 1989 года на аэродроме Раменское. Первая машина была оборудована средствами экстренного спасения экипажа, в пассажирском салоне установили большое количество различной контрольно-записывающей аппаратуры, которая должна была контролировать работу всех систем и агрегатов самолёта [5]. Освоение серийного производства авиалайнера в Ульяновске началось ещё 1987 году, поэтому в сертификационных испытаниях кроме опытной машины участвовали ещё три предсерийных самолёта, построенных УАПК.

По результатам испытаний в конструкцию самолёта внесён ряд доработок и усовершенствований технологии производства. Большое внимание уделено отработке новых цифровых систем самолёта. В частности, было разработано 23 варианта автоматической бортовой системы штурвального управления, каждый из которых требовал не только тщательной проверки на надёжность, но и лётных испытаний. На все это уходило время, одновременно с экономическими трудностями в стране начало снижаться финансирование программы, что растянуло сроки испытаний и получения сертификата типа на самолёт.

Полное прекращение бюджетного финансирования в начале 1990-х годов практически остановило сертификационные испытания, а самолёту ещё предстояли эксплуатационные испытания как неотъемлемая часть общего объёма испытаний пассажирского самолёта до передачи его авиакомпании.

Программа эксплуатационных испытаний включала в себя 250—400 полётов с общим налётом не менее 1000 часов. Многократные попытки КБ договориться о сокращении объёма эксплуатационных испытаний закончились безрезультатно. Отраслевые институты (ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН) также остались без государственного финансирования и были заинтересованы в проведении максимально возможного количества полётов. Поэтому было принято решение зарабатывать средства самостоятельно, начав перевозку грузов на этапе самих эксплуатационных испытанийШаблон:Sfn.

Благодаря усилиям занимавшего в то время должность начальника ЖЛИиДБ В. Т. Климова. решение о совмещении эксплуатационных испытаний с грузовыми перевозками на самолётах Ту-204 было подписано премьер-министром РФ В. С. Черномырдиным. Появилась возможность оплачивать авиационное топливо, аэропортовые сборы, метеообеспечение и аэронавигацию, а также стимулировать непосредственных участников испытаний в АНТК им. А. Н. Туполева. ЛИИ. ГосНИИ ГА. ГосНИИ АН. Авиарегистре МАК и других организациях. Таким образом, только благодаря этим своевременно принятым мерам удалось закрыть все долги и в полном объёме завершить эксплуатационные испытания Ту-204Шаблон:Sfn.

Сертификат типа № 68-204 на самолёт Ту-204 с двигателями ПС-90А был получен 29 декабря 1994 года [6].

Конструкция

Самолёты семейства Ту-204/214 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбовентиляторными двигателями, установленными на пилонах под крылом. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями, имеет отрицательную аэродинамическую крутку. положительный угол поперечного V (4°) и установлено под углом 3° 15’ к строительной горизонтали фюзеляжа. На концах крыла установлены вертикальные концевые крылышки (ВКК) — специально спрофилированные аэродинамические поверхности (винглеты ) для снижения индуктивного сопротивленияШаблон:Sfn.

Механизация крыла состоит из предкрылков вдоль всей передней кромки и двухщелевых закрылков. Шасси — убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А или RB211-535E4 (модификации Ту-204-120)Шаблон:Sfn.

Ту-204 — один из немногих пассажирских самолётов, который на практике подтвердил возможность безопасного завершения полёта со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолёт Ту-204-100 № 64011 авиакомпании «Сибирь». следовавший рейсом Франкфурт — Новосибирск, в сложных метеоусловиях выработал всё топливо за 17 км от аэропорта Омска и совершил успешную посадку с двумя неработающими двигателями. При посадке никто не пострадал, а самолёт вскоре вернулся в эксплуатацию. [7]

Система кондиционирования воздуха

Система кондиционирования воздуха (СКВ) состоит из:Шаблон:Sfn [8]

  • системы отбора и предварительного охлаждения воздуха;
  • двух автономных магистралей с независимыми установками охлаждения воздуха (УОВ);
  • системы рециркуляции воздуха;
  • систем регулирования температуры, управления и контроля.

Воздух в систему кондиционирования отбирается от компрессоров двигателей или ВСУ. Предусмотрена возможность подключения наземного кондиционера.

Система отбора воздуха обеспечивает подачу воздуха на наддув, охлаждение или обогрев гермокабины, на обогрев ВСУ. на аварийный наддув гидробаков, а также подачу воздуха на стартер воздушного запуска двигателя.

Регулирование температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах производится автоматически в соответствии с установкой задатчиков температуры.

Система управления
  • основной электродистанционный с цифровыми вычислителями;
  • резервный электродистанционный с аналоговыми вычислителями;
  • аварийный электродистанционный;
  • аварийный механический.

Перемещение рулевых поверхностей осуществляется гидравлическими приводами системы управления рулями (СУР). На самолётах семейства установлена разработанная с участием ЦАГИ автоматизированная система штурвального управления (АСШУ), входящая в систему управления рулями. Обеспечивая стабильность характеристик управляемости, система управления повышает безопасность полёта и существенно облегчает работу экипажа. Комплекс СУР с АСШУ выполняет следующие функции:Шаблон:Sfn

  • обеспечение заданных характеристик устойчивости и управляемости;
  • автоматическая балансировка самолёта стабилизатором в продольном канале;
  • защита от выхода за эксплуатационные ограничения (по углу атаки. перегрузке, углу крена, скорости);
  • ограничение отклонения руля высоты и руля направления по режимам полета;
  • автоматическое управление по сигналам вычислительной системы управления полетом (ВСУП).

Штурвальное управление по тангажу и крену осуществляется от Y-образных миништурвалов, а по курсу — от педалей. Конструктивно миништурвал и педали установлены на посту управления, обеспечивающем размещение внутренней проводки управления в минимальных габаритах. Посты управления механически связаны друг с другом. На случай заклинивания предусмотрена возможность рассоединения механической проводки между постами управления рукояткой «РАСЦЕП» с выбором приоритета управления электродистанционных контуров АСШУ с рабочего места левого или правого летчикаШаблон:Sfn.

Система управления обеспечивает алгоритмическую защиту от касания хвостом полосыШаблон:Sfn. а также в случае отказа двигателя автоматически отклоняет руль направления для парирования разворачивающего моментаШаблон:Sfn.

Система электроснабжения

Источниками электроэнергии являются генераторы (по одному на каждом двигателе), генератор ВСУ. аккумуляторы, а также работающие от гидросистемы аварийные привод-генераторыШаблон:Sfn. На самолётах некоторых модификаций установлены генераторы переменных оборотов — постоянной частоты [9] [10].

Основная система электроснабжения переменного трёхфазного тока напряжением 115/200 В стабильной частоты 400 Гц.
Вторичная система электроснабжения переменного тока напряжением 115/200 В стабильной частоты 400 Гц.
Вторичная система электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В.

Оборудование

Комплексная информационная система сигнализации КИСС обеспечивает выдачу на многофункциональных жидкокристаллических индикаторах текущей информации о параметрах работы двигателей, о параметрах и состоянии бортовых систем, а также об отказах в системах с рекомендациями по необходимым действиям экипажа. КИСС выдаёт также предупреждающую и аварийную звуковую сигнализацию. Одновременно КИСС собирает информацию для многоканальной системы регистрации параметров (МСРП), которая фиксирует параметры полёта и передает информацию в систему сбора и локализации отказов (ССЛО)Шаблон:Sfn.

Информация, необходимая для пилотирования самолёта, выдаётся системой электронной индикации СЭИ на двух парах многоцветных жидкокристаллических индикаторов (комплексно-пилотажном индикаторе КПИ и комплексном индикаторе навигационной обстановки КИНО), расположенных горизонтально на приборной панели пилотов. На индикаторы СЭИ также выводится видеоизображение с камер внутреннего наблюдения.

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает автоматическое самолётовождение по заданным в плане полёта траекториям при полётах по оборудованным и необорудованным международным и внутренним воздушным трассам с выполнением требований Шаблон:Нп3 и RVSM [4].

В состав цифрового комплекса пилотажно-навигационного оборудования входят [4].

  • вычислительная система самолётовождения
  • бортовая инерциальная лазерная навигационная система
  • средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки
  • система воздушных сигналов
  • радиотехнические системы навигации и посадки
  • система предупреждения критических режимов (СПКР)
  • система предупреждения столкновений в воздухе
  • система предупреждения приближения земли (СППЗ)
  • метеорадиолокационная станция.

Все параметры полета, навигационная и метеорологическая обстановка выдаются на экраны системы электронной индикации. Информация на экранах может выдаваться как в метрической. так и в британской системе единиц Шаблон:Sfn.

Автоматическое управление самолётом осуществляется вычислительной системой управления полетом (ВСУП) и вычислительной системой управления тягой (ВСУТ).

ВСУП формирует сигналы автоматического управления самолётом и командных индексов электронных индикаторов для директорного управления, а также другую информацию в смежные системы. ВСУТ формирует сигналы для управления тягой и перемещения рычагов управления двигателями в зависимости от конфигурации самолёта и заданных экипажем или ВСУП параметров полета.

Бортовые системы сопрягаются между собой с помощью широко распространённого интерфейса ARINC 429. что упрощает модернизацию оборудования, в том числе путём применения импортных комплектующих.

Топливная система

Топливо на самолёте размещено в кессон-баках, образованных загерметизированной силовой конструкцией планера самолёта.

  • 2 бака по 7000 кг в корневой части крыла (левый и правый);
  • расходные отсеки по 1800 кг (левый и правый);
  • 2 бака по 3375 кг в консольной части крыла (левый и правый);
  • бак емкостью 2360 кг в кессоне киля;
  • бак емкостью 8800 кг в центроплане.

Суммарная масса топлива составляет 35710 кг. На некоторых специальных модификациях самолётов Ту-204/214 устанавливаются дополнительные топливные баки в фюзеляже.

Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полёта применена автоматическая перекачка топлива после взлёта в хвостовой бак, размещённый в киле самолёта. Это позволяет смещать центр масс самолёта на 10 % средней аэродинамической хорды. тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление Шаблон:Sfn.

Гидравлическая система

Гидравлическая система выполнена в виде трёх независимых подсистем.

Основными источниками гидравлической мощности в гидросистемах являются насосы переменной производительности с приводом от двигателей самолёта.
Резервными источниками гидравлической мощности являются электрические насосные станции — по одной в каждой гидросистеме.
Аварийным источником гидравлической мощности является турбонасосная установка. которая выпускается в поток воздуха автоматически при отказе двух двигателей и после отключения двух генераторов, а также в ручном режимеШаблон:Sfn. На ульяновских Ту-204 она расположена на правом борту, а на казанских Ту-214 — на левом. [11] [12]

Рабочая жидкость — НГЖ-5У, Skydrol LD-4 или Skydrol 500 B4. Рабочее давление в гидросистеме — 210 кгс/см 2 Шаблон:Sfn.

Противообледенительная система (ПОС)

От обледенения защищены носки воздухозаборников двигателей, обтекатели вентилятора, лобовые стекла кабины экипажа, приёмники полного давления, датчики аэродинамических углов.

Крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены. Среди современных магистральных самолётов Ту-204 — единственный, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы. В ходе испытаний была подтверждена безопасность полётов без противообледенительной системы на несущих поверхностях и получены российский и европейский сертификатыШаблон:Sfn.

Производство

Производство серийных самолётов по годам [13].

Эксплуатация

Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 был вытеснен подержанными машинами западного производства. Недостатки в технической поддержке и низкие темпы производства привели к увеличению начального этапа освоения Ту-204 в эксплуатации. Нередко самолётам приходилось простаивать в ожидании запчастей и комплектующих изделий, что влекло за собой увеличение расходов на поддержание летной годности и увеличение стоимости летного часа. Это усугублялось и тем, что по требованию «Аэрофлота» на самолёте было оставлено место бортинженераШаблон:Sfn. и экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме Ту-204СМ) состоит из трёх человек, в то время как на большинстве современных лайнеров — два человека.

С начала 2000-х годов в конструкцию Ту-204/214 был внесён ряд изменений. Самолёты начали оснащаться улучшенными пассажирскими креслами и бытовым оборудованием. Также были обновлены авионика и системы — ряд блоков и агрегатов ещё советской разработки заменены на новые российские или импортные [4]. В частности, изменения затронули системы самолётовождения, управления полетом, тягой, автоматического штурвального управления. Взамен индикаторов с электронно-лучевыми трубками установлены современные жидкокристаллические [15].

Ту-214ПУ, самолёт администрации Президента РФ

Ежегодно производится до 10 лайнеров, большая часть которых — для государственных заказчиков. На начало 2014 года самолёты семейства Ту-204/214 составляют основу самолётного парка правительственного авиаотряда — в СЛО «Россия» эксплуатируется 13 самолётов Ту-204 и Ту-214 различных модификаций.

Из-за отсутствия массового производства (делающего эксплуатацию самолёта рентабельной) и качественной системы послепродажного обслуживания Ту-204 не пользуется большим спросом у коммерческих авиаперевозчиков, хотя его последняя модификация Ту-204СМ вполне может составить реальную конкуренцию мировым бестселлерам Airbus A320 и Boeing 737. Крупнейшие эксплуатанты заявляют, что надёжность и эффективность Ту-204 не хуже, чем у аналогичных моделей Boeing и Airbus [16] [17] [18]. Некоторые авиакомпании (в том числе весьма крупные — «Трансаэро » и Red Wings ) неоднократно выражали заинтересованность в покупке лайнеров семейства Ту-204 [19] [20].

Программа создания наиболее современной модификации, Ту-204СМ, поддерживается Министерством промышленности и торговли РФ. Реализованные технические решения и улучшения конструкции позволили сократить экипаж до двух человек и повысить экономическую эффективность Ту-204СМ [21]. В рамках реализации данной программы, как предполагается, будет выстроена новая схема послепродажного обслуживания и поддержания летной годности, что также должно улучшить коммерческую привлекательность нового самолёта. Отработанные на Ту-204СМ технологии и разработки, как ожидается, будут применяться и при создании перспективных семейств пассажирских самолётов [22].

В конце 2013 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в ближайшие пять лет различным авиакомпаниям могут быть поставлены 20 самолетов Ту-204СМ [23].

Эксплуатанты

Страны, где используется Ту-204

С начала серийного производства (1990) было изготовлено 76 самолётов Ту-204 различных модификаций. На январь 2014 года в эксплуатации находилось 47 самолётов семейства Ту-204 [13].

Ту-204-100 — модификация Ту-204 с увеличенной взлетной массой. Вмещает до 210 пассажиров. Сертифицирован в январе 1995. Максимальный взлётный вес Ту-204-100 составляет 103 тонны, дальность полёта с 210 пассажирами на борту — 4600 км.

Ту-204-200 — модификация Ту-204-100 с дополнительными топливными баками для большей дальности полёта. Был построен только один самолёт с бортовым номером RA-64036 на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Выпускается в Казани под обозначением Ту-214.

Ту-204-100Е — самолёт с модернизированным оборудованием, англоязычной кабиной экипажа, двигателями ПС-90А и максимальной взлётной массой 105 тонн.

Ту-204-100В — созданная на основе наработок по Ту-204-100Е модификация с модернизированным оборудованием и русскоязычной кабиной экипажа.

Ту-204-100В-04 — модификация Ту-204-100В с двигателями ПС-90А 4 ступени, отвечающими требованиям Главы 4 Приложения 16 ИКАО по шуму на местности. [28]

Ту-204-120 — является модификацией Ту-204-100/200. оснащенной западной авионикой и английскими двигателями Rolls-Royce RB211-535E4 (2?19500 кгс), которая была создана с целью расширения потребительских свойств самолёта. Первый полёт данного самолёта состоялся 14 августа 1992. Первым заказчиком данного типа, а также его грузового варианта Ту-204-120С стала египетская авиакомпания Cairo Aviation. Поставки в Египет начались в 1998. всего было поставлено 5 самолётов.

Максимальный взлётный вес Ту-204-120 составляет 103 тонны,коммерческая нагрузка грузовой модификации Ту-204-120С составляет 27 тонн, дальность полёта с 210 пассажирами на борту — 4600 км. Самолёт соответствует стандартам шума Главы 3 Приложения 16 ИКАО и всем прочим стандартам ИКАО.

Ту-204-300 (прежнее обозначение — Ту-234 ) — вариант с укороченным на 6 метров по сравнению с базовой версией фюзеляжем и значительно увеличенной дальностью. Вмещает до 162 пассажиров, хотя базовая компоновка подразумевает размещение 142 пассажиров (8 в бизнес-классе и 134 в эконом-классе). Разработан в трёх вариантах с дальностью полёта 3400, 7500 и 9250 км. Таким образом, Ту-204-300 является первым российским двухмоторным самолётом. способным совершить беспосадочный перелёт во Владивосток из Москвы и Санкт-Петербурга. Максимальная взлётная масса самолёта составляет 107,5 т. Ту-204-300 оснащён российским комплексом авионики КСПНО-204 и двигателями ПС-90А (2?16140 кгс ). Самолёт отвечает всем современным и перспективным требованиям ИКАО и Евроконтроля, имеет комфортабельные условия для пассажиров, включая систему аудио- и видеоразвлечений в полёте.

Первый полёт Ту-204-300 совершил 18 августа 2003. тогда же был продемонстрирован на авиакосмическом салоне МАКС-2003. Сертификат типа и лётной годности выдан самолёту 14 мая 2005. Первым заказчиком Ту-204-300 стала авиакомпания Владивосток Авиа. Производится серийно на заводе «Авиастар-СП » в Ульяновске.

Ту-204-300А — модификация для административных перевозок. Максимальная дальность с расчётным количеством пассажиров на борту увеличена до 9600 км [29] [30]. Самолёт оснащён салоном повышенной комфортности, душевой кабиной, системой спутниковой связи, регулируемым основным освещением и программируемым полноцветным освещением салона. Количество пассажирских мест — 26. Заправка топливом — 42000 кг.

Ту-214 авиакомпании «Трансаэро»

Ту-214 (первоначальное обозначение Ту-204-200) — является модификацией Ту-204 с увеличенной до 110,75 т максимальной взлётной массой (103,0 т у Ту-204-100) и увеличенной до 25,2 т максимальной коммерческой нагрузкой (21,0 т у Ту-204). Первый полёт был осуществлён 21 марта 1996 г. [31] Самолёт сертифицирован по российским нормам АП-25 (гармонизированным с зарубежными FAR-25 и JAR-25). Осенью 1997 года два самолёта под обозначением Ту-204-200 начали собирать на «Авиастаре» в Ульяновске. Затем серийное производство этого самолёта под обозначением Ту-214 стало осуществляться Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова. С апреля 2010 года производится только в спецкомплектациях, производство коммерческой версии прекращено.

Также разработаны специальные модификации Ту-214: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214СУС (самолёт-узел связи) — самолёты для администрации Президента РФ. оборудованные специальными средствами связи [32]. самолёт-разведчик Ту-214Р . а также Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт с цифровым аэрофотокомплексом, радиолокатором бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасной и телевизионной аппаратурой предназначен для выполнения наблюдательных полётов в рамках Договора по открытому небу.

Ту-204СМ — глубокая модернизация самолёта Ту-204. По сравнению с Ту-204-100 увеличен максимальный взлётный вес, обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование. что позволило сократить экипаж до двух человек (без бортинженера, что соответствует мировой практике для самолётов данного класса) [33].

По сравнению с конструкцией базовых самолётов семейства Ту-204/214 на самолёте Ту-204СМ проведены следующие основные изменения: [34]

  • модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части — до 20000 циклов и для горячей части — 10000 циклов);
  • новая ВСУ ТА-18-200М с увеличенной высотностью запуска и работы; внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;
  • модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолёта;
  • улучшается интерьер пассажирского салона;
  • разрабатывается и устанавливается система управления общесамолётным оборудованием (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;
  • кабина экипажа, обеспечивающая управление самолётом 2-мя летчиками;
  • доработанные системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, новая система кондиционирования воздуха, вводится цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.
  • Состав экипажа: 2 человека.
  • Дальность при максимальной нагрузке: 3500 км.
  • Класс аэродрома: B (сode D ICAO).
  • Длина ВПП (пробег): 1800 м.
  • Категория посадки: IIIA.
  • Шум на местности: удовлетворяет требованиям Главы 4 Приложения 16 ИКАО.
  • Проектный ресурс: 60 000 час. 30 000 полётов 25 календарных лет.
  • Наработка на отказ: не менее 12 000 час. 6000 полётов при налёте 300—350 лётн. час. в месяц.

29 декабря 2010 года заслуженным лётчиком-испытателем Виктором Минашкиным были проведены первые лётные испытания Ту-204СМ. Программа испытаний успешно выполнена.

Испытания нового лайнера прошли с небольшим запозданием: ранее на одной из пресс-конференций генеральный директор авиазавода Сергей Дементьев заявил, что в воздух он должен был подняться 17 декабря. Впрочем, работы по сборке оставшихся самолётов идут по запланированному графику.

По состоянию на первый квартал 2012 года ОАО «Туполев» имело в своём портфеле заказов на 42 самолёта (35 опцион) Ту-204СМ. Распределение заказов по авиакомпаниям: 15 (10) — Red Wings. 10 (12) — «Башкортостан» («ВИМ-авиа»), 5 (10) — «Авиастар-ТУ», 6 (-) «Аэрофлот» («Владивосток Авиа»), 3 (3) — «Космос» (РКК «Энергия»), 3 (-) «Мирнинское АП» (ОАО «Алроса») [35]

В мае 2013 года Ту-204СМ завершил серию специальных и дополнительных сертификационных испытаний, в ходе которых было выполнено в общей сложности 400 полётов. [36] Решением Авиационного регистра МАК оформлено Дополнение к Сертификату типа № СТ233-Ту-204-120СЕ/Д10 от 31.05.2013 года. [37]

В первой половине 2013 года планируется начало серийного производства Ту-204СМ, а с 2014 года — первые поставки самолётов. [36] [38]

Варианты компоновки Источник: [4] [39]
  • 210 мест (базовый вариант).
  • 142 или 157 мест для Ту-204-300.
  • 176—194 мест для Ту-204-100(В, Е) и Ту-214.
  • 215 мест для Ту-204СМ [40] .
  • В салонах эконом-класса устанавливаются пассажирские кресла по схеме 3 + 3, в салоне бизнес-класса — по схеме 2 + 2. Ширина прохода между креслами около 810 мм.
  • По индивидуальным требованиям заказчика возможны другие варианты компоновок.
  • Пассажирам обеспечен высокий уровень индивидуального комфорта за счёт применения шумопоглощающих конструкций, обеспечивающих малый уровень шума в пассажирском салоне. Салоны освещаются отражённым светом. Светодиодные светильники скрытого типа, расположенные над багажными полками и под ними у борта, создают равномерное и неутомительное для глаза освещение. Багажные полки для ручной клади и одежды пассажиров закрытого типа. Все материалы, используемые в интерьере салона, удовлетворяют стандартам по пожаробезопасности, дымообразованию и токсичности.
  • Опционально устанавливаются аудио- и видеосистемы для развлечения пассажиров в полёте.
Грузовые модификации

Ту-204С в цветах компании DHL

Ту-204С — грузовая модификация Ту-204-100. Предназначен для перевозки грузов массой до 30 т на воздушных трассах протяжённостью до 2370 км или грузов массой 13,6 т на расстояние до 6820 км.

В отличие от Ту-204-100, на Ту-204С по левому борту установлена грузовая дверь с проёмом 3408?2080 мм, вместо пассажирского салона образована основная грузовая палуба, оборудованная погрузочно-разгрузочной системой. На грузовой палубе возможна перевозка грузов на стандартных поддонах и в контейнерах в различных комбинациях. Под основной палубой имеются два багажно-грузовых отсека. Возможна перевозка длинномерных грузов длиной до 10 м. Объём грузовой кабины — 164,4 м 3. Взлётная масса самолёта 107,5 тонн.

Ту-204СЕ — модификация Ту-204С с модернизированным оборудованием и англоязычной кабиной экипажа.

Ту-204-100С — грузовая модификация Ту-204-100, оснащённая большим грузовым люком в передней части фюзеляжа. Дальность полёта 3900 км с максимальной коммерческой нагрузкой 30 тонн. Взлётная масса 110,75 тонн.

Ту-204-120С — грузовая модификация Ту-204-120 с максимальной коммерческой нагрузкой 21 т.

Ту-204-120СЕ — грузовая модификация Ту-204-120 с модернизированным оборудованием и англоязычной кабиной экипажа. Первым из самолётов российского производства прошёл сертификацию по европейским стандартам и получил сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA ). [41]

Проекты
  • Ту-304 — дальнемагистральный пассажирский самолёт большой пассажировместимости, развитие Ту-204 с более мощными двигателями. Проект конца 1980-х — начала 1990-х годовШаблон:Sfn .
  • Ту-206 — вариант Ту-204 с «криогенными » двигателями, использующими в качестве топлива сжиженный природный газ. Кроме решения специальных вопросов, конструктивную сложность представляет размещение баков с природным газом, которые требуют значительного объёма. Баки для топлива располагаются над пассажирским салоном, образуя в носовой части «горб» [42]. Проект 1990-х годовШаблон:Sfn .
  • Ту-204П — противолодочный. Финансирование программы было прекращено. Но в 2008 году программа получила шанс выжить. [43]
  • Ту-204-500 — модификация на базе Ту-204-300, предназначенная для коротких маршрутов. Предусматривалось использование нового скоростного крыла, двучленная кабина экипажа и обновление состава оборудования. Проект середины 2000-х годов [44] .
Сравнение с основными аналогами Примечания Литература
  • Кощеев А. Б. Платонов А. А. Храбров А. В. Аэродинамика самолётов семейства Ту-204/214. Учебное пособие. — Шаблон:Указание места в библиоссылке. Полигон-Пресс, 2009. — 304 с. — 1500 экз.  — ISBN 978-5-98734-019-6 .
  • ОАО «Туполев» Самолёт Ту-204-100В. Руководство по летной эксплуатации.
  • ОАО «Туполев» Самолёт Ту-214. Руководство по летной эксплуатации.
  • Черемухин Г. А. Гордон Е. И. Ригмант В. Г. «Туполев». Полёт в будущее. — Шаблон:Указание места в библиоссылке. Полигон-Пресс, 2009. — Т. I. — 384 с. — 510 экз.  — ISBN 978-5-98734-017-2 .
  • Ригмант В. Г. Черемухин Г. А. Гордон Е. И. «Туполев». Полёт в будущее. — Шаблон:Указание места в библиоссылке. Полигон-Пресс, 2010. — Т. II. — 384 с. — 500 экз.  — ISBN 978-5-98734-018-9 .
  • Черемухин Г. А. Дальше. Выше. Быстрее: воспоминания о работе в авиапромышленности, о технике и ее создателях. — Шаблон:Указание места в библиоссылке. Проспект, 2011. — 448 с. — 500 экз.  — ISBN 978-5-392-02512-1 .
  • P. Duffy, A. Kandalov Tupolev. The man and his aircraft. — SAE International, 1996. — ISBN 1 56091-899-3 .
Ссылки