Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция для специалиста ответственного за содержание пс в работоспособном состоянии img-1

должностная инструкция для специалиста ответственного за содержание пс в работоспособном состоянии

Рейтинг: 4.8/5.0 (1889 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция для специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии

Должностная инструкция для специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с требованиями «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используется подъемные сооружения » утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г №533 (далее - ФНП) ответственность за содержание подъемных сооружений (далее ПС) в работоспособном состоянии возлагается на аттестованного инженерно-технического работника соответствующей квалификации, в подчинении у которого находится персонал, обслуживающий ПС.

1.2. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, назначается приказом по организации после его аттестации в аттестационной комиссии и выдачи ему должностной инструкции под роспись. Периодическая аттестация специалиста, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии проводится не реже одного раза в пять лет.

1.3. Номер и дата приказа о назначение специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт ПС до его постановки на учет в органах Ростехнадзора или у специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также каждый раз после назначения другого ответственного специалиста.

1.4. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, выполнение его обязанностей в каждом отдельном случае возлагается приказом (распоряжением) на работника, заменившего его по должности, имеющего соответствующую квалификацию, прошедшего обучение и проверку знаний ФНП (без занесения его фамилии в паспорт ПС).

1.5. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии должен знать:

1.5.2. Правила устройства электроустановок (ПУЭ).

1.5.3. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (для ПС с электроприводом).

1.5.4. Должностную инструкцию для специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.

1.5.5. Требования руководств (инструкций) по эксплуатации ПС.

1.5.6. Инструкции по охране труда, безопасности и производственные для обслуживающего персонала.

1.5.7. Методические указания по обследованию ПС, отработавших нормативный срок службы.

1.5.8. Устройство ПС, приборов безопасности, рельсовых путей и съемных грузозахватных приспособлений.

1.5.9. Порядок направления ПС для работы в другие области (округа) и передачи ПС в аренду другим организациям.

1.5.10. Систему планово- предупредительного ремонта грузоподъемных кранов, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта.

1.5.11. Организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования ПС, а также обследования ПС, отработавших нормативный срок службы.

1.5.12. Порядок оформления и выдачи нарядов- допусков в случаях, предусмотренных ФНП.

1.5.13. Порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов.

1.5.14. Порядок выделения и направления мобильных ПС на объекты.

1.5.15. Организацию производственного контроля и безопасного обслуживания ПС.

1.5.16. Нормы браковки стальных канатов.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, обязан обеспечить:

2.1.1. Содержание ПС, съемных грузозахватных приспособлений. тары и рельсовых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в работоспособном состоянии путем проведения ежесменных осмотров и технических обслуживаний и ремонтов в установленные планом (графиком) сроки, систематического контроля за правильным ведением «Журнала учета технических обслуживаний и ремонтов грузоподъемных машин» и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра ПС, рельсовых путей (при проведении технических обслуживаний, ремонтов и технических освидетельствований), съемных грузозахватных приспособлений и тары (с периодичностью, установленной ФНП).

2.1.2. Обслуживание и ремонт ПС обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведения периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала.

2.1.3. Контроль за выполнением обслуживающим персоналом требований инструкций.

2.1.4. Своевременную подготовку ПС к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы.

2.1.5. Вывод в ремонт ПС согласно (плану) графику.

2.1.6. Запись сведений о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, в его паспорте и ремонтной карте.

2.1.7. Запись сведений о технических обслуживаниях и ремонтах, не вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, в вахтенном журнале, журнале учета технических обслуживаний и ремонтов и ремонтной карте.

2.1.8 Соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов.

2.1.9. Выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых кранов для выполнения ремонтных и других работ.

2.1.10. Хранения паспортов и технической документации на ПС, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала.

2.1.11. Выполнение предписаний органов Ростехнадзора и специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

2.2. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие ПС требованиям ФНП, обязан совместно со службой производственного контроля подготовить предприятию - изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органу Ростехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление крана.

2.3. При монтаже, ремонте и реконструкции ПС специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, обязан соблюдать требования ФНП и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения органов Ростехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.

2.4. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен присутствовать при техническом освидетельствовании кранов, обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверке кранов инспектором Ростехнадзора и специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

2.5. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен подготовить ПС к техническому освидетельствованию. При техническом освидетельствовании ПС осматриваются и проверяются в работе его механизмы, электрооборудование, гидрооборудование, приборы и устройства безопасности, тормоза.

Кроме того, при техническом освидетельствовании крана он должен проверить:

2.5.1. Состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей в следствии коррозии, ослабления болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений.

2.5.2 .Состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов.

2.5.3. Состояние изоляции проводов и заземления крана с электроприводом, с оформлением результатов актами, установленной формы.

2.5.4. Состояние канатов и их креплений.

2.5.5. Соответствие массы противовеса у стрелового крана значению, указанному в его паспорте.

2.5.6. Состояние освещения и сигнализации.

2.5.7. Состояние кранового пути и соответствие его ФНП, проекту и руководству по эксплуатации.

2.6. Работы, предусмотренные подпунктами 2.6.1.-2.6.7. могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования крана. Результаты осмотров и проверок оформляются актом, подписанным, специалистом, ответственным за содержание ПС в работоспособном состояние.

2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых и вантовых канатов

специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен:

2.7.1. Произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными.

2.7.2. Произвести расчет каната.

2.7.3. Проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната.

2.7.4. Произвести обтяжку каната рабочим грузом.

2.7.5. Занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.

2.9. При осмотре приборов безопасности специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, обязан проверить:

2.8.1. Установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных кранов не менее 200 мм, для электроталей - не менее 50 мм.

2.8.2. Установку концевого выключателя механизма передвижения.

При этом отключение его электродвигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у козловых кранов- не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых передвижных кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизмов указывается в паспорте крана.

2.8.3. Действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом.

При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10%. Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в вахтенном журнале.

2.9. Если на специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состояние, возложены обязанности по содержанию рельсового пути в работоспособном состоянии, то он обязан:

2.9.1. Проверить соответствие рельсового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласно акту.

2.9.2. Произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии с нормативной документацией.

2.9.3. Обеспечить своевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового пути согласно (плану) графику, (допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути не должна превышать требования нормативных документов).

2.9.4. Обеспечить проведение своевременного ремонта кранового пути в соответствии с планом (графиком) и устранение неисправностей, выявленных при осмотре и нивелировке.

2.10. Если на специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан проводить их периодические осмотры в сроки, установленные ФНП, а также их ремонт (кроме стропов) согласно нормативной документации. Стропы ремонту не подлежат.

2.11. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состояние обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом.

2.12. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы работники, на которых возложены обязанности по обслуживанию ПС (крановщики, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики должны производить осмотр грузоподъемных кранов перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки грузоподъемного крана должны записываться в вахтенный журнал.

Проверка ведения вахтенного журнала, специалистом, ответственным за содержание ПС в работоспособном состояние, должна производиться не реже одного раза в месяц.

2.13. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен систематически проводить инструктажи слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности по безопасному обслуживанию и ремонту кранов, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.

2.14. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен:

2.14.1. Обеспечить проведение ремонта мостовых кранов и выход персонала на крановые пути мостовых кранов только по нарядам- допускам.

2.14.2. Обеспечить наличия на ПС таблички с указанием заводского и регистрационного номера, паспортной грузоподъемности и даты следующего частичного и полного технического освидетельствования, а также предупредительных надписей и плакатов.

2.14.4. Обеспечить устранение обнаруженных крановщиком при осмотре перед началом смены неисправностей. Сделать запись в путевом листе об исправности автомобильного стрелового крана.

2.14.5. После получения от заказчика сообщения об окончании работ кранами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом ПС с электроприводом должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона крана ветром.

2.15. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, не должен допускать их работу при:

2.15.1. Наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.).

2.15.2. Ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов.

2.15.3. Неисправности приборов и устройств безопасности.

2.15.4. Неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей.

2.15.5. Обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески.

2.15.6. Выявлении неисправностей кранового пути.

2.15.7. Истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы крана.

2.15.8. Запрещении работы кранов инспектором Ростехнадзора или специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

3. ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1. При возникновении аварии или несчастного случая при работе специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, должен сообщить о происшествии своему руководителю и обеспечить сохранность обстановки на месте аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

3.2. Принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим.

4. ПРАВА

4.1. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, имеет право:

4.1.1. Посещать в любое время участки, где работают ПС, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом инструкций.

4.1.2. Выводить ПС из работы для проведения технических обслуживаний, ремонтов, технических освидетельствований, обследований ПС, отработавших нормативный срок службы.

4.1.3. Отстранять от обслуживания ПС персонал, нарушающий требования инструкций.

4.1.4. Ставить вопрос перед руководством о наказании персонала, за нарушение требование инструкций.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии несет ответственность в пределах определенных действующим законодательством Российской Федерации за:

5.1.1. Допущенные им нарушения ФНП и должностной инструкции независимо от того привело или нет это к аварии или несчастному случаю.

5.1.2. Нарушение инструкций подчиненным ему персоналом.

5.1.3. Выдачу им указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных ему работников нарушать ФНП и инструкции.

5.1.4. Самовольное возобновление работ с применением ПС эксплуатация которых приостановлена на основание предписаний выданных инспектором Ростехнадзора или специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

5.1.5. Непринятие им мер по устранению нарушений ФНП и инструкций при эксплуатации ПС.

Другие статьи

Назначение ответственных лиц при эксплуатации подъемных сооружений

Назначение ответственных лиц при эксплуатации подъемных сооружений

Вопрос: «Согласно действующим требованиям промышленной безопасности можно ли назначать в качестве специалистов, ответственных
за безопасное производство работ с применением ПС (подъемных сооружений) бригадиров?»

Ответ: «Действующими на территории Российской Федерации Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Министерством Юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г. рег. № 30992 (далее - ФНП по ПС) не предусмотрено назначение бригадиров в качестве специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС (пункт 23 «ж» ФНП по ПС).»

Вопрос: «При эксплуатации подъемных сооружений (краны грузоподъемные, подъемники (вышки), строительные подъемники, краны манипуляторы) в соответствии с требованиями подпункта «ж» пункта 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным Министерством Юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г. рег. № 30992 (далее – ФНП по ПС) организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, где используются подъемные сооружения (далее – ОПО с ПС) назначаются:

специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;

специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

Может ли организация, эксплуатирующая ОПО с ПС, привлекать для выполнения обязанностей указанных специалистов работников других организаций, в том числе специализированных, имеющих лицензию Ростехнадзора на право проведения экспертизы промышленной безопасности?»

Ответ: «Пунктом 151 ФНП по ПС определено, что численность специалистов эксплуатирующей организации должна определяться распорядительным актом эксплуатирующей организации, с учетом требований подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП, а также с учетом количества и фактических условий эксплуатации ПС. В соответствии
с подпунктом «ж» пункта 23 организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять,в т.ч. следующие требования:

- разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов :

специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;

специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС (далее – Специалисты).

На основании указанного назначение Специалистов из числа работников сторонних организаций не допускается. Однако ФНП по ПС
не устанавливают ограничений по привлечению специалистов, работающих по совместительству (ст. 282 ТК РФ). При этом указанные специалисты несут полную ответственность за соблюдение требований, установленных ФНП по ПС.»

Ростехнадзор разъясняет (должностные и производ­ственные инструкции для персонала, обслу­живающего подъемные сооружения в части проверки исправности р

Ростехнадзор разъясняет (должностные и производ­ственные инструкции для персонала, обслу­живающего подъемные сооружения в части проверки исправности рельсовых путей)

Согласно введенным в действие Федераль­ным нормам и правилам в области промыш­ленной безопасности «Правила безопасно­сти опасных производственных объектов, на которых используются подъемные со­оружения» подпунктом «г» п. 149 предписа­но разработать должностные и производ­ственные инструкции для персонала, обслу­живающего подъемные сооружения.

Прошу разъяснить, будут ли разработа­ны и опубликованы новые типовые инструк­ции (руководящие документы) для специа­листов и рабочих, обслуживающих подъем­ные сооружения? Если не будет типовых ин­струкций, то как быть эксплуатирующей организации? Ведь ранее все инструкции разрабатывали на основе типовых инструк­ций, утвержденных Ростехнадзором.

Подпункт «ж» п. 23 Правил предписыва­ет специалистам, эксплуатирующим подъ­емные сооружения, быть аттестованными, в том числе на знание требований промыш­ленной безопасности к рельсовым путям.

Прошу разъяснить, по каким програм­мам следует проводить подготовку указан­ных специалистов, на сколько учебных ча­сов эти программы должны быть разрабо­таны, по какому шифру тестовых заданий (Б.9.31, Б.9.32, Б.9.33) следует проходить аттестацию? Как аттестованный за без­опасное производство работ с применением подъемных сооружений специалист должен выполнять должностные обязанности в ча­сти проверки исправности рельсовых пу­тей? Следует ли обязать его с определенной периодичностью проверять рельсовые пути всех типов кранов (мостовые, козловые, ба­шенные) с записью в каком-либо журнале?

М.С. Проскурин, гл. механик ЗАО «Энергомаш (Екатеринбург) — Уралэлектротяжмаш»

На вопрос читателя отвечает на­чальник Управления государст­венного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.

С 7 марта 2014 г на территории Российской Федерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производствен­ных объектов, на которых используются подъ­емные сооружения». утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г № 533, заре­гистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г, регистрационный № 30992 (далее — ФНП по ПС).

Пунктом 151 ФНП по ПС определено, что чи­сленность специалистов эксплуатирующей ор­ганизации должна определяться распоряди­тельным актом эксплуатирующей организациис учетом требований подпункта «ж» п. 23 насто­ящих ФНП, а также с учетом количества и фак­тических условий эксплуатации подъемных со­оружений (ПС).

В соответствии с подпунктом «ж»п. 23 организация (индивидуальный предприни­матель), эксплуатирующая опасные производ­ственные объекты (ОПО) с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, ре­конструкции или модернизации) (далее — экс­плуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплу­атации имеющихся в наличии ПС и выполнять в том числе следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуати­рующей организации инструкции с должностны­ми обязанностями. а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопас­ность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля пр иэксплуатации ПС; специалиста, ответственногоза содержание ПС в работоспособном состоя­нии; специалиста, ответственного за безопасноеп роизводство работ с применением ПС. Указан­ные специалисты должны быть аттестованы, в том числе на знание требований промышленной безопасности к рельсовым путям, если в состав ОПО входят ПС, передвигающиеся по ним.

Требования по организации производствен­ного контроля определены п. 149 ФНП по ПС. Ор­ганизацию службы производственного контроля,назначение лица, ответственного за выполнение производственного контроля, осуществляют в со­ответствии с Правилами организации и осущест­вления производственного контроля за соблюде­нием требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвер­жденными постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263.

При разработке должностных инструкций для специалистов и производственных инструкций для персонала могут быть использованы типо­вые инструкции, указанные в Вашем обраще­нии, в части, не противоречащей требованиям ФНП по ПС.

Кроме того, в настоящее время Ростехнадзором запланирована разработка руководств без­опасности по вопросам эксплуатации ОПО с ПС.

Специалисты организации обязаны обеспе­чить соблюдение требований промышленной безопасности при эксплуатации рельсовых пу­тей ПС в соответствии со своими должностны­ми обязанностями. Должностные обязанности специалистов определяет организация, эксплу­атирующая ПС самостоятельно. Требования крельсовым путям ПС, в том числе и по ведению документации, определены руководствами по эксплуатации ПС, передвигающихся по ним, и ФНП по ПС (раздел «Требования к процессу экс­плуатации, проверке состояния и дефектации рельсового пути»).

Аттестацию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, за содержание ПС в работоспо­собном состоянии, за безопасное производство работ с применением ПС, должны осуществлять в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техно­логическому и атомному надзору, утвержденно­го приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работ­ников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическомуи атомному надзору» (далее — Порядок), заре­гистрированным Минюстом России 22 марта 2007 г, регистрационный № 9133. Периодич­ность аттестации указанных специалистов — не реже чем раз в пять лет.

Пунктом 5 Порядка установлено, что аттеста­ции специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным про­граммам, разработанным с учетом типовых про­грамм, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Подготовку можно проводить: в органи­зациях, занимающихся подготовкой, в очной и ди­станционной формах; в режиме самоподготовки.

При этом приказом Ростехнадзора от 21 октя­бря 2013 г № 485 утвержден Перечень норматив­ных правовых актов и нормативных документов,относящихся к сфере деятельности Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому иатомному надзору (раздел I «Технологический,строительный, энергетический надзор»). Соглас­но п. 2 данного приказа необходимо руковод­ствоваться утвержденным перечнем в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. В указанный перечень включена ти­повая программа по курсу «Промышленная, эко­логическая, энергетическая безопасность, без­опасность гидротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов орга­низаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденная приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2006 г. № 1155.

Специалисты должны быть аттестованы по об­ластям аттестации Б.9.31, Б.9.32, Б.9.33 в зависи­мости от своих должностных обязанностей и ПС,эксплуатируемых в организации (ПС предназна­чены для подъема и транспортирования людей(Б.9.32); ПС предназначены для подъема и переме­щения груза (Б.9.31). Если в должностные обязан­ности специалиста включены вопросы по монтажу,наладке, ремонту, реконструкции и т.д. то специа­листы должны быть аттестованы и по Б.9.33.

Источник:Журнал «Безопасность труда в промышленности»

Вопросы и ответы

Разработка должностных инструкций специалистов ПС, производственных инструкций персонала ПС

Добрый день. Поясните, пожалуйста, ситуацию по должностным инструкциям для специалистов (специалистов, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалистов, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, и специалистов, ответственных за безопасное производство работ) и производственным инструкциям для персонала (машинисты ПС, наладчики, слесари, электромонтёры, стропальщики, рабочие люльки и т.п.) в соответствии с требованиями п.23.,п.150. ФНП ПС: 1. Если инструкции разрабатывать эксплуатирующей организации, то на основании каких типовых инструкций – действующих (РД 10-40-93, РД 10-30-93, РД 10-34-93, РД 10-74-94, РД 10-103-95, РД 10-107-96, РД 10-332-99, РД 10-198-98) или выйдут новые типовые инструкции. (ждать или разрабатывать ?) 2. Необходимо ли согласовывать разработанные инструкции с территориальным органом Ростехнадзора. Спасибо.

1. Перечисленные инструкции никем не отменены, поэтому их можно взять за основу, с поправками на ФНП.
2. В соответствии со ст. III, п. 23, ж) ФНП - инструкции утверждаются ". распорядительным актом эксплуатирующей организации", поэтому согласование с РТН не обязательно.

Данная информация отправлена на Вашу электронную почту.

Ответ на вопрос Экспертиза безопасности Приборы безопасности Диагностика и паспортизация дорог Ремонт подъемных сооружений Оборудование из нержавеющей стали Учебный центр «Техкранэнерго» Нестандартное оборудование, строительные металлоконструкции

Подъемные сооружения - Безопасность жизнедеятельности

Подъемные сооружения

Безопасность подъемных сооружений регламентируется приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”" (далее – Правила ПС).

К подъемным сооружениям (ПС), на которые распространяется Правила ПС, относятся: грузоподъемные краны всех типов, мостовые краны штабелеры, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы, строительные подъемники; подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей; грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления; электрические тали; краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или с электромагнитом; сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов; тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных; специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей; рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам.

С вводом Правил ПС не подлежат применению ряд постановлений Федерального горного и промышленного надзора России, регулирующих безопасность производства и эксплуатации вышеназванных подъемных устройств.

В соответствии с Правилами ПС все ПС, впервые вводимые в эксплуатацию, должны иметь сертификат или декларацию соответствия, а шасси самоходных самостоятельно передвигающихся по автомобильным дорогам мобильных ПС (например, автокраны) – дополнительно иметь сертификат соответствия Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 753.

Монтаж (демонтаж), наладку, ремонт, реконструкцию или модернизации ПС в процессе эксплуатации разрешено осуществлять только специализированным организациям. К этим организациям Правила ПС устанавливают ряд требований, в том числе по качеству подготовки и аттестации персонала; по их техническому оснащению, наличию соответствующего оборудования, приборов; по качеству используемых для производства ПС материалов и изделий; по наличию к ним соответствующих сертификатов, паспортов; по наличию соответствующих программ-методик испытаний, проведения технических освидетельствований ПС и др.

Контроль качества монтажа и наладки ПС подтверждают актом смонтированного ПС. В нем указывают, что ПС смонтировано в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации данного ПС, документами входящего в его состав оборудования, требованиями Правил ПС и допущено (после завершения наладки) к постановке на учет и последующему пуску в работу.

При этом к акту прилагают ряд документов, подтверждающих такое решение, среди которых: сборочные чертежи металлоконструкций ПС; документы, удостоверяющие качество сварки конструкций; протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления; акт сдачи-приемки рельсового пути; результаты наладочных работ, подтверждающие работоспособность всех систем управления ПС, а также имеющихся в наличии ограничителей, указателей и регистраторов; результаты полного технического освидетельствования смонтированного ПС и др.

Пуск в работу ПС разрешается после положительных результатов его технического освидетельствования, а также на основании рассмотрения ряда документов, установленных Правилами ПС, подтверждающих качество монтажных работ и правомерность использования ПС на данном объекте.

К таким документам относятся: разрешение на строительство объектов, для монтажа которых будет установлено ПС; паспорт ПС; сертификат соответствия на ПС или заключение экспертизы промышленной безопасности где сертификат не требуется (например, на ПС, бывшие в употреблении или изготовленные для собственных нужд); руководство (инструкция) по эксплуатации ПС; акт выполнения монтажных работ; акт сдачи-приемки рельсового пути (для соответствующих ПС); документы, подтверждающие качество фундаментов для стационарно установленного башенного крана и строительных конструкций (для рельсовых путей мостовых кранов) и др.

Решение о пуске в работу ПС выдает специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, в следующих случаях:

а) перед пуском ПС в работу;

б) после монтажа, вызванного установкой ПС на новом месте, после перестановки на новый объект гусеничных,

пневмоколесных и башенных кранов (в том числе быстро- монтируемых);

в) после реконструкции ПС;

г) после ремонта расчетных элементов или узлов металлоконструкций ПС с применением сварки.

Указанный специалист должен сделать соответствующую запись в паспорте ПС, а для ПС, установленных на новое место или переставленных на другой объект, – в вахтенном журнале.

Решение о пуске в работу мобильных ПС (например, автокранов) после перестановки их на новый объект выдает специалист, ответственный за безопасное производство работ, с записью в вахтенном журнале.

Решение о вводе в эксплуатацию грузозахватных приспособлений, тары и специальных съемных кабин и люлек (для подъема и перемещения людей кранами) записывает в специальный журнал учета и осмотра специалист, ответственный за безопасное производство работ.

Для ПС, отработавших свой срок и сменивших организацию, а также для кранов мостового типа и портального крана после их монтажа с применением сварки решение о пуске в работу ПС выдает специалист, ответственный за осуществление производственного контроля, на основании решения комиссии. В состав комиссии включают: председателя комиссии (уполномоченный представитель эксплуатирующей организации) и членов комиссии (уполномоченный представитель Ростехнадзора и уполномоченный представитель специализированной организации, если осуществлялся монтаж ПС с применением сварки).

Все ПС перед пуском их в работу подлежат регистрации и учету в органах Ростехнадзора, за исключением:

а) кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемых дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;

б) кранов стрелового тина грузоподъемностью до 1 т включительно;

в) кранов стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;

г) переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении;

д) подъемных сооружений, используемых в учебных целях на полигонах учебных заведений;

е) кранов, установленных на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемых только для ремонта этих машин;

ж) электрических талей грузоподъемностью до 10 т включительно, используемых как самостоятельные ПС;

з) кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т включительно;

и) грузовых строительных подъемников;

к) рельсовых путей, сменных грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

л) мостовых кранов-штабелеров;

Для организации безопасной работы ПС эксплуатирующие ПС организации обязаны назначить специалиста-.

• ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

• ответствениого за содержание ПС в работоспособном состоянии;

• ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Разрешается одному специалисту совмещать обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ, но только в тех организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе). Указанные специалисты должны быть аттестованы, для них должны быть разработаны и утверждены распорядительным актом соответствующие инструкции с должностными обязанностями.

Эксплуатирующие ПС организации также обязаны:

• соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и поддерживать их в работоспособном состоянии, соблюдать графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, не превышать срок службы ПС (если нет заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления);

• не эксплуатировать ПС с неработоспособными ограничителями, указателями и регистраторами; на неработоспособных рельсовых путях (для ПС на рельсовом ходу);

• установить порядок аттестации (специалистов) и допуска к самостоятельной работе персонала с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;

• разработать должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, определяющие их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность, а также разработать соответствующие журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования. Производственные инструкции персоналу следует выдавать под расписку перед допуском к работе;

• назначить распорядительным документом крановщиков (операторов), их помощников, слесарей и наладчиков указателей, ограничителей и регистраторов, а для обслуживания ПС с электрическим приводом, кроме того, – и электромонтеров. Для управления автомобильным краном (краном-манипулятором), автогидроподъемником (вышкой) может быть назначен водитель автомобиля после его обучения по программе подготовки крановщиков (операторов) и аттестации квалификационной комиссией эксплуатирующей организации;

• назначить сигнальщика из числа стропальщиков для передачи сигнала оператору в тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, полностью не просматривается из кабины управления (или люльки подъемника, вышки) и между оператором (крановщиком) и стропальщиком отсутствует радио- или телефонная связь. Таких сигнальщиков назначает специалист, ответственный за безопасное производство работ ПС;

• разработать и выдать на места ведения работ ППР или технологическую карту (ТК), определить стационарные площадки и места складирования грузов, предусмотренные ППР или ТК, оборудовать их необходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.); разработать схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств, в том числе подвижного состава (последнее – при использовании);

• ознакомить (под роспись) с ППР и ТК специалистов, ответственных за безопасное производство работ ПС, крановщиков (операторов), рабочих люльки и стропальщиков;

• установить порядок обмена сигналами между машинистами, крановщиками, стропальщиками и рабочими люльки согласно требованиям раздела "Система сигнализации при выполнении работ" Правил ПС.

При перемещении груза ПС должны соблюдаться следующие требования:

• начинать подъем груза следует, предварительно подняв его на высоту не более 200–300 мм, затем остановить подъем, проверить правильность строповки и надежность действия тормоза, после чего продолжить подъем;

• перемещать мелкоштучные грузы следует только в специальной, предназначенной для этого таре для исключения их выпадения. Перемещать кирпич на поддонах без ограждения разрешается только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю и с земли;

• выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

• опускать перемещенный груз следует на предназначенное место (где исключается возможность его падения, опрокидывания или сползания) на подкладки, чтобы потом можно было легко извлечь из-под него стропы;

• при длительном перерыве или но окончании работ не оставлять груз в подвешенном состоянии. По окончании работ ПС должно быть приведено в безопасное положение;

• кантовать грузы с применением ПС разрешается только на кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу, по заранее разработанному ППР.

В процессе выполнения работ с применением ПС запрещается:

• перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

• нахождение людей возле работающего крана стрелового типа во избежание зажатия их между поворотной частью и другими неподвижными сооружениями;

• перемещать груз, находящийся в неустойчивом положении или подвешенный за один рог двурогого крюка;

• подъем груза неизвестной массы, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;

• подтаскивать груз по земле, полу или рельсам крюками ПС при наклонном положении грузовых канатов (без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов);

• освобождать с применением ПС защемленные грузом стропы, канаты или цепи;

• оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания. Оттяжки применяются только для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения;

• выравнивать перемещаемый груз руками, а также изменять положение стропов на подвешенном грузе;

• подавать груз в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или приспособлений;

• использовать тару для транспортировки людей;

• находиться под стрелой ПС при ее подъеме и опускании с грузом и без груза;

• поднимать груз с места его установки (с земли, площадки, штабеля) только механизмом телескопирования стрелы;

• использовать ограничители (концевые выключатели) в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в горце здания;

• работа ПС при отключенных или неработоспособных ограничителях, регистраторах, указателях и тормозах;

• включать механизмы ПС при нахождении людей на поворотной платформе ПС вне кабины;

• перемещать людей грузовыми строительными подъемниками, кроме подъемников и вышек, используемых на железнодорожных и (или) трамвайных рельсовых путях для проверки состояния и монтажа контактной сети, проверки состояния мостов, путепроводов;

• перемещать подъемники и вышки с людьми вдоль контактной сети или конструкций моста на скорости выше минимально допустимой согласно требованиям разработанного для этого ППР;

• перемещать шасси подъемника (вышки) с находящимися в люльке людьми или грузом. На самоходные подъемники (вышки), например ножничного типа, управление которых осуществляется из люльки, в том числе и при перемещении подъемника по площадке, данное требование не распространяется;

• поднимать и опускать подъемником люльку, если вход в нее не закрыт на запорное устройство;

• сбрасывать инструменты, грузы и другие предметы с люльки, находящейся на высоте;

• нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов;

• опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины;

• погрузка пакетов труб или металлопроката, застропованных за металлические скрутки пакетов;

• перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди;

• нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым, опускаемым, перемещаемым грузом и частями здания или оборудованием;

• работа ПС, установленных на открытом воздухе, при скорости ветра, превышающей предельно допустимую, указанную в паспорте ПС, при температуре окружающей среды ниже предельно допустимой, указанной в паспорте ПС, при снегопаде, дожде, тумане, в случаях, когда крановщик (машинист, оператор) плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;

• применять ПС, не оборудованные координатной защитой, для работы в стесненных условиях. Координатная защита должна быть настроена в соответствии с ППР или ТК;

• оставлять при перерывах в работе ПС в подвешенном состоянии конструкции с большой парусностью и габаритами;

• монтаж конструкций, имеющих большую парусность и габариты (витражи, фермы, перегородки, стеновые панели), а также монтаж в зоне примыкания к эксплуатируемым зданиям (сооружениям) при силе ветра 10 м/с.

Разворачивать груз руками допускается при условии, что он поднят на высоту не более 1000 мм. При большей высоте, а также при развороте длинномерных грузов – только при помощи оттяжек или багров.

При эксплуатации ПС, управляемых с пола, вдоль всего пути следования ПС должен быть обеспечен свободный проход для работника, управляющего ПС.

Применение мостовых кранов (с имеющихся на кране площадок) для производства строительных, малярных и других работ следует выполнять по наряду-допуску. В нем должны быть определены меры безопасности, предупреждающие падение с крана: при его внезапным движении, движении его грузовой тележки, при наезде соседнего крана, поражении электрическим током, падении при выходе на рельсовые пути или подкрановые балки. Во время выполнения указанных работ перемещение грузов краном запрещается.

Находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и даты следующего полного технического освидетельствования.

Стреловым самоходным крапам разрешается перемещаться с грузом на крюке по твердому ровному основанию. При этом допустимый уклон основания, нагрузка на кран, а также возможность такого перемещения устанавливаются руководством (инструкцией) по эксплуатации крана. Перемещение груза производят на высоте не более 0,5 м над поверхностью, при этом его удерживают от раскачивания и разворота с помощью оттяжек, не находясь при этом между грузом и краном. При начале движения крана необходимо предварительно успокоить груз от раскачивания.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter