Руководства, Инструкции, Бланки

упражнение рисование по инструкции img-1

упражнение рисование по инструкции

Рейтинг: 4.2/5.0 (1912 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Пример сообщения - Студопедия

Пример сообщения

Для нашей школы купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство пришкольной территории.

Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д. Весьма вероятно, что приведенное выше сообщение дойдет до последнего участника примерно в таком виде: «Купили компьютеры, мы можем резаться на них во что хотим».

Очень полезно заснять это упражнение на видеокамеру или хотя бы записать его на диктофон, чтобы при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход передачи и искажения информации. Это упражнение можно проводить и непосредственно в кругу, тогда следует упростить текст сообщения и передавать его шепотом. Можно передавать одновременно два сообщения, одно по часовой стрелке, второе – против. Если позволяет время, полезно провести упражнение дважды: с обратной связью (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы) и без таковой, после чего сравнить результаты. Передаваемые сообщения должны быть примерно одинаковыми по сложности, но разными по содержанию.

Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

Обсуждение. Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?

По окончании упражнения ведущий рассказывает подросткам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (длительность беседы 10–15 минут). Вот план подобного информационного блока.

Информационный блок «Психология общения» 1. Общение: единство процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга.

2. Функции общения:

♦ обмен информацией, необходимой для совместных действий людей;

♦ объединение людей;

♦ передача эмоций, переживаний;

♦ инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

3. Непосредственное и опосредованное общение. Возрастание роли общения, опосредованного техническими средствами (телефон, телевидение, интернет‑чаты), его возможности и ограничения.

4. Факторы, определяющие успешность общения: искренний интерес к партнеру; умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняющие вопросы; восприятие не только того, что партнер говорит, но и того, что он при этом чувствует, переживает (здесь уместно ввести понятие «эмпатия»); умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражений лица и т. п.; учет ситуации, в которой происходит общение; разборчивая и грамотная речь.

5. Обратные связи в общении. Более высокая эффективность диалога по сравнению с монологом. Описанное ниже упражнение позволит продемонстрировать это на практике.

Упражнение «Рисование по инструкции»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением, подобным приведенным на рис. 3. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

♦ с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

♦ без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.

Потом производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью. Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие‑либо несущественные?

7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы? Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

10–12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8‑10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем‑то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача – продемонстрировать подросткам 12 признаков плохих слушателей. Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.

Упражнение «Слушание в разных позах»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 4–5 человек, предлагается небольшое описание какой‑либо допускающей возможность неоднозначной трактовки ситуации межличностного взаимодействия, конфликта или происшествия, после чего их просят описать эту ситуацию глазами различных персонажей, например таких:

1. Каждого из непосредственно задействованных в ней героев.

2. Случайного наблюдателя, оказавшегося поблизости.

3. Газетного репортера.

В зависимости от того, какая ситуация приведена в качестве примера, перечень этих персонажей может расширяться (так, добавляются роли учителя, священника, сотрудника правоохранительных органов и т. п.).

Примеры ситуаций для выполнения этого упражнения:

♦ Подросток, желая произвести впечатление на одноклассницу, закурил на перемене прямо в классе. Та, увидев это, дала ему подзатыльник. Он от неожиданности уронил непотушенную сигарету и не обратил внимания на это. В результате возник пожар, выгорело классное помещение. Опишите ситуацию с позиции ученика, его родителя, одноклассницы, учителя, пожарного инспектора, случайно оказавшегося в это время в классе другого ученика, директора школы.

♦ Прыгун с шестом, преодолевая планку, отталкивает шест назад. Высота преодолена успешно, но шест падает прямо на зазевавшегося судью, ударив его со всего размаху в лоб. Судья на несколько секунд теряет дар речи от боли, а потом, придя в себя, принимает решение дисквалифицировать этого спортсмена за «неспортивное поведение». Опишите ситуацию с позиции спортсмена, его тренера, судьи, спортивного корреспондента, зрителя на трибуне. Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает способу поиска альтернативного взгляда на события и явления путем мысленной постановки себя на место его различных участников, способствует развитию навыков эмпатии (интуитивного понимания состояния других людей, «вчувствования» в него).

Кроме того, при выполнении данного упражнения обычно проявляется чрезвычайно распространенная ошибка межличностного восприятия, состоящая в том, что при объяснении причин поведения другого человека мы переоцениваем значимость его личностных качеств, но недооцениваем влияние ситуации, в которой он оказался. Целесообразно обратить внимание участников на этот факт и напомнить, что реально, как показывают результаты психологических исследований, поведение человека предопределяется качествами его личности в среднем лишь на 30 %, а на оставшиеся 70 % – особенностями ситуации, в которой он находится.

Обсуждение. Какие варианты трактовки событий представляются самыми необычными, оригинальными? В каких жизненных ситуациях важны умения посмотреть на события в новом ракурсе, мысленно поставив себя на место других участников? На что обращалось больше внимания при трактовке событий – на особенности личности того, кто в них попал, или на влияние ситуации, в которой он оказался? А чем мы склонны объяснять причины поведения других людей в реальных жизненных ситуациях?

Другие статьи

Коррекция супружеских отношений и личность ребенка

Коррекция супружеских отношений и личность ребенка

Дина Мошненко
Коррекция супружеских отношений и личность ребенка

Характер взаимоотношений в семье создает основу ее эмоционального климата и условия для развития (или неразвития)ребенка. Ссоры, конфликты, непонимание между супругами – это признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, но, даже если этого не происходит, жить с ней дискомфортно всем, а для ребенка это еще и риск появления различных форм личностной дезадаптации. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться. Данная ситуация вызывает тревогу и у родителей, и у окружающих. Если они вовремя обращаются к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту, появляется возможность нормализовать обстановку.

Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу. явных конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье. Эти разногласия напрямую не касаются ребенка. но оказывают на него влияние. Источниками таких разногласий зачастую становятся особенности как общения между супругами. так и распределения ролей.

Ролевые функции супругов в современном обществе динамично изменяются. Традиционный уклад семьи с устойчивым разделением ролей по гендерному признаку разрушается, а новое распределение зачастую приводит к непониманию между супругами и разногласиям в семье. Так, было принято, что женщина, как хранительница очага, должна заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей, а муж – обеспечивать семью материально. Но женщина в современном обществе становится материально самостоятельной и очень занятой на работе – у нее остается меньше времени для выполнения семейных обязанностей. Если муж ожидает другого, то такая ситуация становится почвой для конфликтов. Кроме того может возникнуть дисбаланс в выполнении ролевых функций. один из членов семьи устраняется от всех обязанностей, а другой берет на себя все. И даже если открытых конфликтов нет, могут возникнуть напряженность в отношениях. недовольство, претензии друг к другу. У ребенка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам .

Влияют на ребенка также его личностные качества и особенности общения между супругами. Это дает однозначно интерпретируемую картину. Если между супругами царят доверие. взаимопонимание, если у них сходство взглядов, то у ребенка снижаются тревожность и конфликтность, он не испытывает чувства неполноценности, улучшаются его отношения с окружающими (с близкими родственниками, воспитателем, друзьями, он становится более собранным, организованным, чувствует себя защищенным.

Развитие ребенка- это сложный. определяемый многими факторами процесс, но опыт свидетельствует. особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности.

Учет этого в коррекционно -консультативной работе психолога с семьей позволит более точно выявлять причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка. и решать эти проблемы. Поэтому коррекционную работу следует проводить в первую очередь с супружеской парой .

Примеры тренингов психолога.

Цель тренинга. нормализовать супружеские отношения. особенности общения между супругами .

1. Упражнение «Рисование по инструкции» .

Цель упражнения. развивать умения четко и однозначно излагать информацию, слушать внимательно и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

Супруги садятся спиной друг к другу. Один получает карточку – рисунок. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот не видя карточки, смог воспроизвести изображение на ней. Упражнение производится в двух вариантах :

- с обратной связью – рисующий может задавать уточняющие вопросы;

- без обратной связи – вопросы задавать нельзя.

Потом проводится сравнение результатов, полученных в первом и во втором вариантах. Как правило, эти результаты показывают преимущество общения с обратной связью.

2. Упражнение «Сравнение ценностей» .

Цель упражнения. помочь супругам научиться согласовывать свои жизненные ценности и мотивы поведения, прояснить образы восприятия друг друга организовывать эффективное семейное общение.

Инструкция. Подумайте, какие ценности являются наиболее значимыми для Вас и вашего супруга(супруги ) и составьте их списки. Один список – ваши собственные ценности, другой ценности партнера. Их надо расположить в порядке важности. Включайте в списки все, что считаете значимым. Супруги не должны обсуждать списки.

На второй встрече им предлагают прочитать списки вслух и их сравнить. В анализе обсуждения могут оказаться, например, следующие вопросы – адекватность представлений членов семьи о ценностях друг друга, различия и сходства в содержании списков. Важным моментом является обмен впечатлениями, которые у супругов при знакомстве со списками друг друга.

Супругами составлены два списка :

Список мужа. мои ценности, ценности жены…;

Список жены. мои ценности, ценности мужа…;

Сопоставление данных списков дало возможность обсудить следующие темы. важность семьи для мужа, наличие ценностей называемых одним партнером, и отсутствие этих ценностей в списке другого.

Сравнение ценностей позволяет выяснить ценности, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения. Анализ несовпадений ценностей дает возможность членам семьи увидеть, в чем их сходство, различия и взаимодополняемость.

3. Упражнение «Слушание в разных позах» .

Участники разбиваются на пары. один является говорящим, второй – слушающим. Сидя друг против друга по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. По команде ведущего говорящий встает, слушающий продолжает сидеть – беседа продолжается, потом оба участника встают, поворачиваются спиной друг к другу и разговаривают. Потом роли меняются.

Смысл упражнения. эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависит не только от слушания, но и от взаимного расположения собеседников.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника» Консультация для родителей дошкольников: «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника» Проблема.

Тестовые задания по семейной педагогике ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ДОМАШНЕМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1) Кому принадлежит ведущая роль в воспитании.

Толстик Светлана

Рецепт хорошего урока Семинар-практикум для учителей

У нас ежегодно проходят месячники “Молодой специалист образования”, во время которых я провожу семинары для начинающих учителей. В прошедшем году провела семинар-практикум “Успешный учитель – успешный ученик” и хочу о нем рассказать.

В многочисленных училищах, институтах и университетах получают образование будущие педагоги. Затем выпускники приходят в школы и училища и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их начальство отправляет своих работников на курсы переподготовки, повышения квалификации и на всякие другие умные курсы и занятия. Учителя-практики посещают многочисленные семинары и лекции в институтах усовершенствования для работников образования, где учат многому. Жаль только, что их не учат быть успешными . Их учат быть добрыми и ответственными людьми, но не обучают быть людьми оптимистичными и счастливыми. Нигде не учат более разумному режиму учительского труда, не учат строить отношения со своими коллегами, не преподают здоровьесберегающие технологии и основы здорового образа жизни, так необходимые в современной школе.

Коллаж В. Евладенко

Психологи решили взять на себя ответственность и попробовать восполнить этот пробел в российской системе педагогического образования. В этом деле нет ничего сложного. Главное — наше желание. Мы можем предложить учителям нехитрые способы, как можно стать счастливым и успешным человеком.

От кого или чего устали наши учителя больше всего?

• Да от самих себя, любимых и неповторимых.

• От того, что они сами не могут организовать свою собственную жизнь или изменить ее.

• Устают от того, что у них нет привычки отвлекаться от работы и иметь хобби.

• От того, что ленятся заниматься своим здоровьем.

• От того, что не умеют отказываться от навязываемых нашим обществом и культурой сомнительных идеалов, боятся быть самими собой, не оправдать тем самым ожидания общества.

• Сами взваливают на себя слишком много нагрузки, не умеют отдыхать и почти разучились радоваться жизни.

• Устали от психологической неграмотности — не учатся общению, не способны взглянуть на себя со стороны.

• Увязли в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонут в негативе, постепенно опускаются в хронический пессимизм и депрессию.

Вот это и подтверждает, что больше всего они устали от самих себя. Давайте призовем их к борьбе с собственной усталостью.

Участникам семинара предлагается написать имя на бейджике, затем, называя свое имя, ответить на вопрос: “Почему я решил стать учителем?”

Как оказывается, учителя должны всё и всем. А известно ли вам, каким должен быть учитель? (Участники семинара дают свои ответы. )

Идеал учителя складывается из самых разных составляющих: нравственной, духовной, профессиональной, интеллектуальной, этической и др. Вот какой список качеств и требований к учителю получается:

• глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;

• любовь и уважение к детям вообще и к своим ученикам в частности;

• высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело, принципиальность и самокритичность;

• порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;

• гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребенку, демократизм в отношениях с людьми, чуткость, внимательность, душевная щедрость;

• высокая работоспособность и трудолюбие;

• постоянное стремление к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; творческий подход к делу, владение методикой, глубокие знания педагогики; педагогическая наблюдательность;

• высокий уровень психологической грамотности; выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям; корректность в отношениях со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни; доброжелательность, человеколюбие;

• полная объективность в оценках;

• воспитанность, высокая культура и нравственность;

• эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного;

• естественность, отсутствие фальши и наигранности;

• организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

• четкая дикция, приятный голос и внешность, умение одеваться и способность выглядеть в соответствии с модой;

• чувство юмора, умение шутить;

• аккуратность и точность.

Перечитывая требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, можно ли представить реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого это получится.

Воображение в данном случае может рисовать красивую картинку нежно голубого неба с роскошными облачками и ангела с ослепительно белыми крыльями.

И здесь хочется зачитать цитату из книги Ю.Л. Львовой “Творческая лаборатория учителя”: “Учитель — маг, виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, врачеватель, духовник, и он же тягач и трудяга”.

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Определение способности к распределению внимания

Задания для участников:

1. Напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте ее буквы в обратном порядке.

2. Напишите на доске цифры от 1 до 20, одновременно считая вслух в обратном порядке (от 20 до 1).

3. Напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом одновременно правой ногой на полу и левой рукой на доске окружность.

4. Считая вслух от 1 до 30, после каждой второй цифры называйте женское имя, после каждой четвертой — мужское.

Упражнение 2. “Рисование по инструкции”

Выбирается пара участников. Один участник в паре получает карточку с изображением, его задача — инструктировать партнера таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

• с обратной связью — рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

• без обратной связи — никакие вопросы задавать нельзя.

Психолог.А теперь я расскажу вам об играх, в которые играют российские учителя.

Игра 1. “Навешивание ярлыков”

Психолог. Навешивание ярлыков на учащихся настолько прочно вошло в нашу школьную жизнь, что мы, учителя, даже не задумываемся над этим и просто этого не замечаем. Сначала ребенок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведет себя соответственно прикрепленному ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем. Вот несколько ситуаций из школьной жизни:

1. Учитель проверяет письменные работы. У Юли и Миши — одинаковое количество ошибок, но Юля получает “4”, ведь она — стабильная хорошистка, а Миша — “3”, так как он всегда был троечником.

2. Фронтальный опрос на уроке. Учитель задает разные вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки и оказывается, что у всех отличников “5”, даже у тех, кто открыл рот всего 1–2 раза; у всех хорошистов — “4”; а у троечников, естественно, — “3”.

3. Из месяца в месяц, из года в год все ответственные, самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам, главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным “артистам”.

Психолог. А сейчас предлагаю вам попробовать некоторые методы снятия ярлыков с обучающихся.

(Участники семинара-практикума выполняют задания по желанию.)

Выступить в роли защитника ребенка

Обвинитель . Вася — хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и поворачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает.

Адвокат . Вася — вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают “шустриками” и “мямликами”. Так вот, Вася — “шустрик”. Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он постоянно крутится, снимая тем самым накопившееся утомление. Молодому растущему организму нужны физические упражнениями, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Так эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

Задание 2. Докопайтесь до истины

Один участник будет задавать большое количество вопросов, а другой попытается с помощью ответов докопаться до истины.

Саша — грубиян (это — ваш ярлык, повешенный на вымышленного ребенка).

1. А почему он вам грубит? — Потому что он грубиян.

2. А почему он грубит именно вам? — Потому что не хочет учить мой предмет.

3. Почему он не хочет его учить? — Потому что он ему трудно дается.

4. Почему трудно? — Потому что сложная программа.

5. А почему она для него сложная? — Упущен ранний период развития ребенка.

6. А ребенок в этом виноват? — Нет.

7. Почему же я нервничаю? — Потому что я в этом виноват тоже, а требования к результатам моего труда — очень высокие.

8. Так, хватит искать виноватых! Что я смогу сделать в данной ситуации.

Психолог. Как можно избавить себя от навешивания ярлыков на учащихся? Например, такого: Петя — застенчивый тихоня, ему ничего нельзя поручить, он не справится.

Просто надо отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное — проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события.

Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону ребенка, какую-то часть его личности. Это — как айсберг, многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом, обобщаем, мыслим тотально, делаем глобальные выводы.

Игра 2. Наш “ролевой веер” в классе

Психолог. Учителя постоянно и много общаются с учениками. В этом режиме общения мы играем разные роли, кстати сказать — не всегда отдавая себе в этом отчет.

Счастливые и успешные учителя играют свои лучшие роли, а несчастные и неуспешные — наоборот. Какие же роли мы играем?

В процессе обсуждения с участниками заполняется таблица. Ниже приведен ее возможный вариант.

Наши лучшие роли

Психолог. Конечно, школьная жизнь настолько многообразна, что говорить о какой-то одной роли учителя в межличностных отношениях с учениками было бы примитивно. Психологи считают, что каждому человеку присущ “ролевой веер”, то есть набор, целая комбинация различных психологических ролей.

Только надо помнить, что от выбранной нами комбинации, от составленного “ролевого веера” во многом будет зависеть счастье и психическое здоровье ваших учеников.

Совместно с участниками заполняется следующая таблица:

Мы представляем себя такими

Наши ученики воспринимают
нас такими

великий мыслитель, несущий истину детям

талантливый лидер, ведущий детей за собой

пастух с кнутом

человек, посвятивший себя педагогике

жертва, которой все должны

бдительный фиксатор ошибок, оплошностей и промахов детей

оригинальная неординарная личность

знаток детской психологии

нудный вдалбливатель знаний

Психолог. Свой разговор на данную тему хочется завершить словами:

Школа — это большой театр.
И в ней нет ничего сложней,
Чем выбрать себе спектакль
И роль среди сотен ролей.

Игра 3. Фантазии на тему “Погода в классе”

Психолог. Учителям надо помнить, что в классе далеко не “всякая погода — благодать”. А из погоды в классе складывается климат в школе Тип погоды очень важен для подрастающего поколения, и он зависит от людей, находящихся там.

Психолог. Предлагаю каждому из вас нарисовать заданный вам тип погоды в классе, описать его и ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, для него характерно?”

• пасмурно, прохладно, влажно;

• буря, гром и молния;

• ясное, спокойное утро;

Участники в течение 5–7 минут рисуют при помощи красок или цветных карандашей тип погоды и отвечают на вопрос, затем идет обсуждение.

Психолог.Погоду в классе делаем мы, мы сами. Так давайте делать ее разумно и качественно. И давайте делать только хорошую, солнечную погоду.

Советы психолога

Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства учителей наблюдается синдром “отличника”. Они все стремятся сделать именно на “отлично”.

Мы можем на это предложить аксиому нормального учителя: “Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания”.

• Учитесь управлять собственным временем.

• Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

• Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.

Организуйте себе свой День эгоиста.

Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

Составьте расписание неотложных дел после работы.

Понедельник — аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.

Вторник — прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на глазах.

Среда — разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.

Четверг — немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую передачу.

Пятница — посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.

Суббота — днем — вылазка на природу, вечером — семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.

Воскресенье (впишите самостоятельно).

Относительно мира вокруг

Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека — самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

• преданности своему делу;

• вольнодумия и свободомыслия;

• отдыха и заботы о здоровье;

• веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Жрать.ру. Посетив сайт интернет проекта Жрать.ру, располагающийся по адресу www.jrati.ru, Вы найдете рецепты салатов. закусок, солений, выпечек, соусов, десертов и многих других блюд. Все рецепты сопровождаются пошаговыми инструкциями и фотографиями процесса приготовления. Система комментирования позволит поделиться своим мнением о том или ином блюде, а удобный рубрикатор сайта Жрать.ру позволит быстро найти нужный рецепт.

1. Бикеева А. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

2. Козлов Н.И. Формула успеха. — М. ACT-Пресс Книга, 2003.

3. Любимов А. Мастерство коммуникации. — М. КСП+, 1999.

4. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. — М. Центр “Педагогический поиск”, 2001.

Светлана ТОЛСТИК,
педагог-психолог,
МОУ “Лицей № 6 им. И.З. Шуклина”,
г. Горно-Алтайск,
Республика Алтай

Тренируем руку

LiveInternet LiveInternet Тренируем руку. Возможности простого карандаша. Ч – 2.

Основы рисования. Часть – 2.

Тренируем руку. Возможности простого карандаша. Прямые линии.

Если Вы уже научились уверенно и правильно держать карандаш, то приступайте к следующим упражнениям.

Рисование прямых — первое, на чем спотыкаются в начале обучения. Особенно, если учиться рисованию традиционно, начиная с гипсовых примитивов — кубов, цилиндров, параллелепипедов.

Рисовать прямые линии на самом деле очень просто, если вы знаете, как держать карандаш и какие движения делать.

Будем тренировать точность руки при проведении линий. Упражнение очень простое, но очень нужное. Оно похоже на то упражнение, которое мы делали когда учились правильно держать карандаш, но если тогда мы проводили линии произвольно, теперь каждая проведенная линия должна попасть точно по адресу. то есть в нужную точку. Для упражнения нам понадобятся листы любой бумаги и карандаш, и ни каких линеек!

Поставьте по всему листу бумаги точки в произвольном порядке. Для тех кто любит точность, точек должно быть около 20 штук, можно больше. Примерно так как на моем рисунке.

Закрепите лист вертикально, или на планшете под углом, возьмите карандаш в руку так, как мы учились его держать в предыдущем уроке и начинаем проводить линии от точки до точки. Выберите любую приглянувшуюся пару точек и соедините их.

После этого присмотрите следующую точку и вновь соедините. Старайтесь, что бы линии были ровные, начинались и оканчивались ровно в точках. Конечно, с первого раза это вряд ли получиться, даже у художников, если они не рисуют несколько лет, это упражнение получается, после некоторой тренировки.

Самое главное, при выполнении этого упражнения не пользуйтесь линейкой и не поворачивайте лист, а то толку от этого упражнения не будет. Весь смысл в том, чтобы научить руку выполнять то, что Вы ей приказываете, поэтому старайтесь проводить линии в разные стороны, с права на лево и наоборот, слева на право. Сверху вниз конечно удобнее проводить, но снизу в верх тоже надо учиться проводить ровные линии.

Когда все точки будут соединены, должно получиться непонятное нагромождение геометрических фигур. Каждый раз рисунок будет разный, ведь мы точки ставили как попало. Иногда получается что-то симпатичное)

Делайте это упражнение, пока линии не станут получаться ровными и точными. Возможно, Вам придется испортить много бумаги, не расстраивайтесь, для экономии бумаги можно перевернуть лист и снова за работу. Несколько самых симпатичных листов с фигурами оставьте для упражнения с красками.

Рисование прямых — первое, на чем спотыкаются в начале обучения. Особенно, если учиться рисованию традиционно, начиная с гипсовых примитивов — кубов, цилиндров, параллелепипедов. Да и без геометрических фигур вокруг множество прямых линий — кухонная утварь, книги, очертания мебели, стены комнаты, здания — сплошное сочетание прямых. Даже в круглых кувшинах и тарелках, даже в портретах необходимо прорисовывать оси симметрии, иначе форма может «поплыть».

Рисовать прямые линии на самом деле очень просто, если вы знаете, как держать карандаш и какие движения делать.

Скажу по секрету, нарисовать ровную линию таким способом без линейки, не то, чтобы невозможно, но трудновато. Я расскажу вам, как рисую я.

Для начала встаньте прямо и попробуйте безо всякого карандаша, ладонью или даже пальцем провести линию в воздухе перед собой, примерно на уровне глаз. Движение должно быть широким и быстрым. Нарисуйте несколько таких прямых в разных направлениях. Вы чувствуете, как двигается рука? Импульс идет от плеча, кисть не крутится. Запомните это движение.

Теперь можно попробовать на бумаге. Лист лучше закрепить вертикально, как на мольберте. Карандаш возьмите за хвостик, как на второй фотографии (держим карандаш). Когда вы берете карандаш таким образом, он как будто становится продолжением руки. И рисуем прямые линии тем же широким и быстрым движением от плеча. Не стремитесь к идеально ровным, как по линеечке, прямым. Важно закрепить правильное движение — чем увереннее будет двигаться рука, тем уверенней будут линии.

Точно так же можно штриховать, причем направление штриховки очень легко поменять.

Если говорить о контурах какого-то прямоугольного предмета, то вряд ли вы их точно нарисуете прямо с первой попытки. Но это не значит, что придется стирать и перерисовывать. Лишние линии просто становятся частью штриховки. А если нужна четкая грань — точно найденную прямую линию можно будет потом подчеркнуть более мягким карандашом.

В учебном рисунке надо приучать себя видеть всю линию целиком. Поэтому в начале необходимо держа карандаш над бумагой. сделать несколько движений, как бы мысленно соединяя заданные точки направленной линией, а затем опустив карандаш, прочертить лёгкую, несколько шерховатую линию. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а на конец линии, отмеченной точки.