Руководства, Инструкции, Бланки

приемы прямого руководства игрой img-1

приемы прямого руководства игрой

Рейтинг: 4.7/5.0 (1859 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Консультация на тему: Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Консультация на тему:
Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Предварительный просмотр:

Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Сначала взрослый задействован на главных ролях в игре и дает указания детям в разных формах. Это могут быть прямые указания и указания в форме конкретных или общих вопросов. Позже педагог занимает второстепенные роли.

Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться направлять их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом обнаруживают новые приемы руководства, методы оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. А методические приемы эффективны только в тех случаях, когда воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности ,когда педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные для них места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины: под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно не разбирать ее, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровыми материалами – важное, но не единственное условие, побуждающее ребенка к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной игры детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с детьми. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, действий с предметами, освоенных на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, зато они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может стоять, сидеть, ходить, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поле зрения других. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры желательно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком поиграть.)

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними.

На начальных этапах овладения игрой малышей учат обращаться с предметами и игрушками с помощью:

  • Совместных действий, когда взрослый управляет рукой ребенка;
  • Действий по подражанию, когда ребенок повторяет действия, выполненные взрослым;
  • Действий по образцу, когда ребенок воспроизводит всю цепочку действий, проделанную взрослым.

На первоначальных этапах формирования детской игры следует использовать, в основном, такие игровые действия, внешние рисунки движений которых сохраняют сходство с внешними рисунками продуктивных действий. Это, с одной стороны, облегчит для ребенка процесс овладения игровым действием, с другой – приблизит его к пониманию самого действия.

Игровое действие необходимо каждый раз обозначать словом; первоначальные игровые действия следует формировать с опорой на внешние предметы. Поначалу такой опорой являются сюжетные игрушки, копирующие реальные предметы; затем в игру вводятся предметы-заместители, игрушки, не имеющие ярко выраженного назначения. Для детей 1,5-2 лет характерна инерция, привязанность действий к тем предметам-заместителям, которые взрослый ввел в игру при первом показе. Для преодоления этой инерции необходимо разнообразить игру:

1. с разными предметами выполнять один и те же действия;

2. для выполнения разных действий использовать один и те же предметы.

После того, как дети овладеют предметным взаимодействием, следует формировать совместные условные игровые действия. Для этого взрослым необходимо комментировать совместные предметные действия как сюжетные (условные) и предполагать детям в момент предметного взаимодействия сюжетные игрушки, уже придающие некое условное значение действиям и подкрепляющие речевые комментарии взрослого.

Руководство сюжетно-отобразительной игрой ученые понимают по-разному. Година Г.Н. Михайленко Н.П. Пилюгина Э.Т. предлагают для развития игры показывать и объяснять простейшие игровые действия, знакомые детям по опыту: покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать; закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.

ЗворыгинаЕ.В. Ивакина И.О. Новоселова С.Л. рекомендуют комплексный метод руководства, включающий взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и активизирующее общение взрослого с детьми. При этом ознакомление с окружающим осуществляется при активном участии детей в труде взрослых; таким образом, у них формируются игровые способы действия.

В игру вводятся игрушки разной степени обобщенности: реалистические, условные, предметы-заместители, действия с воображаемыми предметами. Большое значение авторы придают организации игровой среды.

Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициативному решению игровых задач. Игровые задачи – это система условий, в которой создается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.

Первая группа проблемных игровых ситуаций включает в себя условия, которыми задается необходимость усвоения предметно-игровых действий с образными игрушками. Это ведет к развитию умения решать игровые задачи в наглядно-действенном плане.

Вторая группа проблемных игровых ситуаций направлена на овладение игровыми действиями, обобщающими знакомые предметно-игровые действия или хорошо известные ребенку практические действия. Это обобщение ведет к формированию элементов знаковой функции мышления.

Третья группа игровых проблемных ситуаций побуждает детей ставить игровые задачи и затем планировать их выполнение самостоятельно.

Для первой игровой задачи используют не более двух понятных ребенку игрушек. Взрослый показывает и эмоционально называет игровые действия, как бы подчеркивая при этом мнимый результат («Как вкусно кукла поела»).

Во избежание предметного фетишизма, когда ребенок привязывается к тому предмету, который показал ему взрослый впервые в игре, надо, чтобы уже первые игровые действия малыш адресовал к нескольким игрушкам.

По мере усвоения способа решения игровых задач в приготовленной взрослым игровой ситуации детям следует предлагать игровые проблемные ситуации, которые бы побуждали их самостоятельно готовить условия для решения.

Формируя цепочку игровых действий, взрослый подводит детей к тому, чтобы они воспроизводили ряд взаимосвязанных жизненной логикой действий.

На третьем году жизни количество действий и игрушек постепенно увеличивается. Взрослый создает игровую ситуацию, когда ребенок вынужден выполнять взаимосвязанные по смыслу игровые задачи, к примеру, пойти в магазин за продуктами, приготовить обед. Новые игровые действия носят, как правило, развернутый характер, повторяются; а старые и хорошо усвоенные – свертываются, обобщаются, сокращаются, заменяются жестом или словом («Уже поспала»).

Вторая группа игровых проблемных ситуаций направлена на то, чтобы ставить детей перед необходимостью оперировать все более обобщенными игровыми действиями благодаря использованию предметов-заместителей и воображаемых предметов, качеств явлений, названных словом. Для этого взрослый изменяет привычную сюжетную ситуацию, частично убирает знакомые игрушки и ставит игровую задачу, которую ребенок раньше решал только с образными игрушками. Ребенок использует эти предметы-заместители вместо известных игрушек, он вынужден их назвать, чтобы они были понятны окружающим.

Вне сюжетной ситуации, но при наличии разных кукол ребенку предлагаются игровые задачи, которые он должен решить без опоры на предмет.

Третья группа проблемных ситуаций направлена на формирование умения самостоятельно принимать игровые задачи. Для этого сначала используются прямая формулировка игровой задачи и расположение игрушек в подсказывающей ситуации («Уложи куклу спать»). Затем, при наличии игрового материала, игровая задача предлагается в косвенной форме («Кукла хочет спать»), и потом уже игровая проблема формируется менее конкретно («Кукла устала»).

Палагина Н.Н. понимает игровой опыт как опыт моделирования реальных сюжетов с использованием игрушки. Для развития сюжетно-отобразительной игры она предлагает освоить с детьми разные источники сюжетов: из того, что ребенок воспринимает в группе и за ее пределами; из представлений о том, что видел раньше; из мультфильмов и книг. Тогда игра станет самостоятельной, инициативной, не будет повторением трех-четырех разученных сюжетов. Развитие игры выражается и в том, что действия детей начинают передавать характерные особенности, детали, наблюдаемые в жизни. Такая детализация показывает умение представлять события, вживаться в игровую ситуацию.

Педагог должен поощрять тех детей, которые стараются взять на себя роль взрослых, должен поддерживать первые эмоциональные проявления ролевого поведения, побуждать ребенка к высказыванию («Ты спроси у дочки – ей не холодно?»).

Благодаря действиям замещения и создания воображаемой ситуации в сюжетно-ролевой игре ребенок усваивает все векторы человеческих взаимоотношений: 1. взрослый-ребенок; 2. взрослый- взрослый; 3. ребенок-взрослый; 4. ребенок-ребенок. Именно в этом состоит основное специфическое развивающее значение игры.

К пятому году жизни детей, когда роль становится центром их игры, возникает задача формирования таких форм поведения, которые бы позволяли ребенку использовать роль как средство совместного развертывания сюжета игры.

Формирование способов согласования замыслов в совместной сюжетно-ролевой игре может быть связано с такой организацией совместной деятельности, когда собственно «сюжетно-событийная» сторона отделена от предметно-игровых и ролевых действий и становится предметом осознания детей. Овладение согласованным сюжетным действием происходит за счет осознания ребенком расхождений собственного замысла партнера и предупреждения этих расхождений посредством планирующих действий. В качестве такой деятельности можно использовать совместную деятельность по преобразованию знакомого сюжета.

В играх-драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.

Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, с помощью которого ребенок сможет разыгрывать сюжет. Взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становится ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы. Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумать и показать сказку. Для этого ребенку дается набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может уместить на плоскости.

Материал подготовлен воспитателем Рузаевой Н.Н. с использованием:

1.Калинченко А.В, Микляева Ю.В. Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. М. Айрис-пресс, 2004.-112с. 64-77с.

Другие статьи

Сюжетно-ролевые игры, их значение, своеобразие

Сюжетно-ролевые игры, их значение, своеобразие. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д.Б.Эльконин, Д.В.Мвнджерицкая, П.Г.Саморукова, Н.Е.Михайленко, Е.В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умствен­ного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.

Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происхо­дит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т.д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, твор­чества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.ьНо самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

1.Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные. отражающие профессиональный труд людей, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).

2.Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

3.Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данномигре персонаже.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

- формирование игры как деятельности: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

- использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Используемые воспитателем приемы руководства играми детей могут быть условно разделены. приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязан­ные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельнос­ти ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры

Деловая игра на тему - quot; Игра- основной элемент в обучении детей с ОВЗ - quot

Деловая игра на тему "Игра- основной элемент в обучении детей с ОВЗ"

ШМО в форме деловой игры провела руководитель ШМО МБС(К)ОУШИ 8 вида 24.02.2015г. Халилова Анфиса Габдулаухатовна.

«Игра – основной элемент в обучении детей с ОВЗ».

Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме.

Систематизировать знания педагогов по теме игровой деятельности детей.

Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности.

Формировать способность и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединёнными одной задачей.

Повышение педагогической компетентности педагогов, развитие их способности эффективно взаимодействовать с другими.

«Без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мир знаний
и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили.

Сегодня мы проведем заседание ШМО в форме деловой игры.

И будем работать по следующему плану:

Теоретическая часть (выступление по теме ШМО)

Практическая часть (в которой будем коллективно, с помощью игр закреплять и уточнять свои знания по игровой деятельности детей и делиться собственным опытом)

Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с ОВЗ. У детей с ОВЗ – низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Особенно это касается детей, которых обучаем мы. Ведь они пришли к нам, проучившись в массовой школе, где у них постоянно возникали стойкие неудачи в учебе, складывались сложные взаимоотношения с учителями и сверстниками, а проще сказать, они просто сидели на задних партах и ничего не делали. С нашей точки зрения, только при наличии интереса к познанию ребята начнут заниматься с большей охотой, а это благотворно повлияет на усвоение ими знаний, на развитие личности обучающего, его внимания, мышления. Достижению лучших результатов в развитии интересов детей с ОВЗ способствует использование эффективных методов и приёмов обучения. Одним из таких методов является использование на уроках дидактических игр. Всем нам хорошо известно, что игра для ребёнка – это прежде всего увлекательное занятие. Именно она позволяет вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся; создавать благоприятную эмоциональную атмосферу познавательной деятельности; развивать мышление, речь, психические функции детей с ОВЗ. В игре у обучающихся быстрее закрепляются и углубляются знания, развивается память, что приводит к повышению мотивации обучения. Робкие, неуверенные в себе дети в игре могут легче преодолеть свои комплексы и нерешительность. Благодаря игре, игровым приемам можно установить удобные для себя законы, это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. Память школьников, с которыми мы стали работать, характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением, мышление их носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. Но, как показывает практика, игра только тогда будет являться эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, когда учитель будет соблюдать следующие требования:

1. Подбирать игры в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьника;

2. Стараться использовать дидактические игры на всех этапах урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными способностями школьника;

3. Игры должны повторяться и постепенно усложняться в процессе обучения детей с нарушением в развитии.

4. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка.

Коррекционно-развивающая игра имеет две цели. Одна из них -- обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. И тогда роль игры в жизни школьника будет иметь большое коррекционное воздействие и явится одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к предметам.

Какие же дидактические игры мы используем на уроках и с какой целью?

Игровые моменты на уроках – это и психологическая разрядка. В момент проведения игр, глаза ребят загораются, желание работать мгновенно «вспыхивает» и в этот момент происходит усвоение того материала, усвоение которого происходило с трудом при простом объяснении учителем. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Таким образом. использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках в коррекционной школе ведет к активизации познавательной деятельности школьников, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, развивает образное и логическое мышление, формирует личностные качества обучающихся.

Закончить выступление хочется словами В.А.Сухомлинского. «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Так давайте все вместе будем искать пути, чтобы не потерять искру, зажигающую огонь любознательность.

Игра - что может быть интереснее для ребёнка?

Прошу вас, коллеги, уточнить значение игры для ребёнка.

Какие качества личности формируются в игре?

Учатся строить взаимоотношения.

Усваивают моральные нормы.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, взаимодействию на ребёнка, видам используемых предметов, происхождению и т.д.

Поэтому в наше время существуют различные классификации.

Вот классификация, предложенная отечественной педагогикой ( показ слайда ). Ознакомьтесь.

Классификация, предложенная отечественной педагогикой.

- сюжетно – ролевые игры;

Игры с правилами:

Сейчас вместе с вами проверим свои знания.

На какие три большие группы можно разделить игры?

(творческие, дидактические, подвижные)

А мы продолжаем.

Игра - это вид деятельности ребёнка.

Какова же структура игры? (цель, мотив, средства реализации, план действий, результат, правила)

Приёмы, которые используют педагоги в руководстве с играми детей, условно разделяют на две группы:

Приёмы косвенного воздействия.

Осуществляются путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновление игровых материалов и т.д. т.е. без непосредствённого вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

(ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, c овет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Это даёт возможное целесообразно влиять на содержание игры, взаимоотношение детей в игре, поведение играющих и т.д.

Значит, педагог должен создать у детей радостное и бодрое настроение, поощрять инициативу и самостоятельность детей, стараясь минимально ограничить свободу, учитывать возможности ребёнка: приходить на помощь, не навязывать сложные и непонятные действия. Стараться при возможности в игре находиться на уровне глаз ребёнка.

Итак, подведём итог нашей теоретической части.

Игра - является ведущим видом деятельности детей школьного возраста, которая влияет на всестороннее развитие ребёнка. Для успешной организации игры необходимо знать структуру игры, использовать прямые и косвенные приёмы руководства игрой и создавать необходимые условия.

Переходим к практической части нашей игры.

В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду зачитывать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической деятельности.

Игра для ребенка – это радость и удовольствие.

Игра облегчает адаптационный период.

Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.

Игра – окно в мир взрослой жизни.

Игра способствует развитию речи.

Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения педагоги размышляют и доказывают на примере практики данные высказывания)

Вы на практических примерах доказали важность игры для ребенка. Подтверждая ваши слова, Академик Рубенштейн говорил об игре. « В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

Для проведения приглашаю 2 пары.

( Правила :Один человек, зная ответ на вопрос, жмёт на«Кнопку». «Кнопка», при нажатии на «неё», издаёт звук (педагоги должны договориться о звуке- сигнале). Ведущий даёт право ответа той паре, которая первая произнесла сигнал.

1.Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

(Всё свободное время)

2.Какую дидактическую игру необходимо проводить с детьми, чтобы повысить внимание детей? («Чего не стало?», «Что изменилось?»)

3.Должен ли педагог участвовать в сюжетно-ролевой игре? (Конечно, используя прямые и косвенные приёмы воздействия на игру)

4.Что, какие приёмы используются педагогом, чтобы собрать детей на игру? (Заклички, зазывалки)

А теперь проведём игры, которые поднимут вам настроение. Для начала поприветствуем друг друга. Какое самое распространённое приветствие среди людей? (Здравствуйте)

Вы педагоги - люди талантливые, творческие. Покажите свои умения, при помощи голоса, интонации произнесите слово « Здравствуйте » с разной интонацией.

Подошло к концу наше заседание.

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей;

- обогатить словарный запас;

- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что хорошая игра должна давать радость детям, сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров и вместе с тем требовать от каждого участника умения согласовывать с другими свои действия, намерения. От педагога во многом зависят успешность протекания игры, ее формирующее влияние на личность дошкольника.

Предлагаю следующие рекомендации:

1.Создавать условия для успешного руководства игрой.

2. Сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров.

3.Знать структуру игры, использовать прямые и косвенные

приёмы руководства игрой и создавать необходимые условия.

У кого-то есть замечания или предложения?

Благодарю за активное участие и сотрудничество!

Краткое описание документа:

Деловая игра по теме «Игра – основной элемент в обучении детей с ОВЗ» проводилась в рамках ШМО.

Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме.

1. Систематизировать знания педагогов по теме игровой деятельности детей.

2. Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности.

3. Формировать способность и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединёнными одной задачей.

4. Повышение педагогической компетентности педагогов, развитие их способности эффективно взаимодействовать с другими.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Курсовая работа: Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении

Курсовая работа: Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении

3)народные игры, проводимые как по инициативе взрослого, так и детей.

Великие педагоги, такие как А.С. Макаренко Н.К. Крупская, А.П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

«Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом».

Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.

Детские игры отличаются своим многообразием «по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу».

В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой. «Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях».

Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, что приемлемо в младшем дошкольном возрасте. Необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.

Для успешного протекания сюжетно - ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радо и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно- ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры – показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции». Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда либо и т.д.

Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему» Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу.

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”.

Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.

Следующая группа игр – образовательно-воспитательная, проводимая по инициативе взрослого.

Наиболее часто используемые в практике – дидактические игры, главная задача которых – обучающая. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка». Дидактические игры содержат в себе два начала – учебное и игровое их можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности – в группе, на участке. Дидактические игры делятся на два вида: игры – занятия и непосредственно дидактические.

В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю. В них воспитатель наряду с передачей определённых знаний учит детей играть. «в процессе дидактической игры внимание ребёнка обращается на выполнение игрового действия, а основная задача обучения им не осознаётся (происходит латентное обучение)».

Дидактические игры применяются при обучении математике, родному языку, ознакомлении с окружающим миром, при развитии сенсорики.

Непосредственно дидактические игры как игровая деятельность имеют место в том случае, если детьми усвоены правила игры, если эти игры им интересны.

В дидактических играх решаются задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического, воспитания.

«Доказана необходимость прямого управления развитием способностями ребенка». Эту задачу с успехом решает дидактическая игра.

Методы и приемы в дидактических играх как прямые – показ, объяснение, рассказ, обучение одного ребенка другим, так и косвенные воспитатель является равноправным участником, хвалит наиболее отличившихся детей. Если радость ребенка в игре достаточно автономна, то радость от учебных и трудовых действий непосредственно зависит от благоприятной оценки и поощрения со стороны взрослого».

По мере угасания интереса к игре воспитатель вносит усложнение в игру: разнообразит варианты, придумывает более сложные правила, изменяет игровую задачу, вносит меру поощрения, использует метод замещения одних предметов на другие. включает новые персонажи. включает новые игровые действия. Привлекательность дидактических игр – возможность выиграть. Но для этого необходимо владеть определенными знаниями, умениями, навыками. Однако есть дети как активные, раскрепощенные, так и пассивные, робкие, неуверенные в своих возможностях. Именно на таких детей педагогу следует обратить особое внимание. «Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям».

Эти дети не включаются в дидактические игры либо потому, что не владеют нужными знаниями, приемами игры, которым их следует обучить (прямой метод – показ, рассказ), либо в силу своих психо – эмоциональных особенностей – застенчивость, неуверенность в себе. К таким детям необходимо применять особые методы и подходы в

приобщении к обучающим играм, к развитию их активности. Прежде всего, необходимо выявить сильные стороны таких детей и всячески поощрять их инициативу в решении посильных задач. Это позволит им «пережить ситуацию успеха», повысит уверенность в своих возможностях, поднимет их авторитет в глазах сверстников. Здесь уместна похвала, поощрение за инициативу, предоставление им приоритета в выполнении какого – либо задания.

Иногда воспитателями умаляется роль дидактических игр в усвоении знаний. Это можно объяснить незнанием методики проведения их, и, как следствие этого – результат, не достигший поставленной цели.

Сюжетно – дидактические игры содержат как игровой элемент, отражающий трудовую деятельность взрослых, так и математические действия взрослых (желательно усвоенные на занятиях по математике), подчиненные строгим правилам.

Необходимое условие для успешности проведения сюжетно –дидактической игры – непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего в игре игровую роль, так как в ходе игры необходим контроль за правильным выполнением счетно – измерительных действий во избежание закрепления ошибок. Так -же воспитатель может руководить игрой, используя такие методы как «помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т. п. влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество»

Сюжетно – дидактическая игра отличается от сюжетно – ролевой тем, что в ней присутствует счет и измерение. Дети не всегда пользуются счетом и измерением в своих играх. Поэтому воспитатель должен объяснить целесообразность применения математических знаний в быту. Эта задача решается таким методом, как создание такой игровой ситуации, где возникла бы необходимость в точном измерении и счете, что привело бы к осознанию практической необходимости в математических действиях.

После овладения детьми навыка применения математических действий в сюжетно – дидактической игре, игра, как правило, перерастает в сюжетно – ролевую, где роль воспитателя сводится к косвенному руководству по урегулированию морально – этических норм и правил.

Для того чтобы обучающие игры проходили успешно, необходимо прежде всего оснастить группу соответствующими возрасту дидактическими играми, игрушками и дидактическим материалом. Предоставить к ним свободный доступ.

Надо сказать о том, что вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие, отзывчивость и другие нравственные качества.

3.1 Ошибки в руководстве детской игрой

Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.

1. Нередко можно наблюдать, как педагог, увлекшись инициативой, начинает навязывать детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая тем самым «творческую инициативу и самостоятельность ребенка».

2. Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой – то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается, не дойдя до своего логического завершения.

3.Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой – когда для поддержания порядка в группе либо для лучшей сохранности игрушек, последние не даются детям в пользование, чем обедняется детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.

4. Еще одним проявлением ошибки в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.

Итак, игра является необходимым и важным моментом в жизнедеятельности детей. Она влияет на развитие всех психических и социальных функций ребенка. «Необходимо максимально использовать игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка».

В младшем возрасте, когда развитие игровой деятельности детей полностью зависит от взрослого, применяют в основном прямые методы руководства игрой – показ игровых действий воспитателем, участие воспитателя в игре, совместная игра с ребенком, положительная оценка каждого ребенка.

Денис и Давид строят из стульчиков автобус. Яна катает коляску с куклой. К ней подходит Света. Света предпринимает попытку отобрать коляску. Яна не хочет отдавать игрушку.

Чтобы предотвратить конфликт, воспитатель подходит к девочкам.

- Яна, как зовут твою дочку?

- Ты очень ее любишь?

- Света, а где твоя дочка? Хочешь поехать с нею в цирк? Янина девочка очень мала, ей нельзя ехать в цирк, а ты скорее одевай свою дочку понаряднее и садись с нею в автобус.

Света переключила свое внимание на куклу. Воспитатель помогла выбрать наряд для куклы, по ходу одевания задавая вопросы, что и в какой последовательности она одевает кукле, стимулируя тем самым развитие речи.

После манипулирования с куклой Света подошла к мальчикам.

- Отвезите меня в цирк.

Воспитатель похвалила мальчиков за красивую постройку, за желание играть вместе.

В данной ситуации своевременным вмешательством в игру воспитатель предотвратил конфликт между девочками. Вопросы и беседа воспитателя переключили внимание Светы на куклу и обозначили дальнейшую линию поведения. После совместной деятельности с педагогом Света стала играть рядом с мальчиками.

В ясельном возрасте обучение строится на подражании. Большое значение в этом возрасте имеет эмоциональное реагирование детей на какую – либо ситуацию или предмет. Важно создать положительный эмоциональный заряд. Слово педагога имеет очень большое значение для малышей.

Главное в обучении ребенка игре – научить его отображать жизненные ситуации, а для этого необходимо поэтапно обучать детей различным действиям, разъяснять назначение предметов.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встали друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда встал воспитатель – «паровоз». Дети с воспитателем изображают действиями и звуками ход поезда. Гудок паровоза – «у-у-у», «ш-ш-ш» - выпускают пар, поехал быстро – «чу-чу-чу».

Денис и Ира не хотят играть, стоят в стороне. Воспитатель подходит к детям. Он обращает внимание на то, как хорошо играют другие дети. Затем воспитатель наблюдает с ними за игрой, репликами подбадривая играющих детей. У Дениса и Тани появился интерес играть вместе со всеми.

В данной игре воспитатель применил такие методические приемы как показ игровых действий, сопряженные игровые действия с привлечением детей, Отраженные игровые действия.

Своим участием, задором воспитатель вызвал у дошкольников интерес и положительное отношение к игре, побудил детей к речевым и подражательным действиям.

Помимо обучения действием, необходимо воспитывать у детей эмоциональный отклик на игрушку или ситуацию в целом.

Это достигается благодаря показу, образца речевого общения, обыгрыванию игрушек.

У Дианы в руках кукла, она кормит ее, укладывает спать, но не выражает эмоционального отношения как к дочке.

Воспитатель включается в игру, чтобы показать поведение мамы, ее разговор с дочкой – куклой. Берет куклу и говорит:

« У меня тоже доченька. Моя доченька уже выспалась, сейчас я буду ее поднимать, уже пора».

Обращается непосредственно к кукле:

- Вставай, моя доченька, вставай, моя хорошая! Как ты спала? Давай я тебя за ручки подниму. Как хорошо ты встала и т.д.…

Воспитание коллективизма, дружбы, доброжелательных отношений – одна из главных задач сюжетных игр. В младших играх воспитатель еще направляет действия детей в этом направлении, показывает возможный выбор альтернативы.

2 мл. гр. Ира “дочки матери”.

Оля – дочка, Саша – мама, Антон – папа дружно играют в игру. К детям подошел Максим, стоит рядом и смотрит.

Саша, (обращаясь к максиму)

- А ты с нами не играешь, не стой здесь.

- не уйду, хочу с вами играть.

Воспитатель предлагает детям:

- ребята, давайте вы примете его в игру. Представьте, что к вам в гости приехал друг. Как нужно принимать гостей? (пригласить выпить чаю) и т.д.

Дети согласились, предложили Максиму пройти сесть выпить вкусного чаю.

Воспитатель своим вмешательством в игру направил игровые действия в новое русло, связанное с появлением в игре нового персонажа, создал доброжелательное отношение к сверстнику, обогатил игру новым сюжетом.

Как было сказано в предыдущей главе, первостепенное значение в игре имеет распределение ролей. Иногда из за неумения договорится самостоятельно, кто какую роль себе возьмет, кто с какой игрушкой будет играть, замысел игры так и не воплощается в жизнь. В таком случае взрослый берёт на себя функцию распределения ролей.

Алеша берет большую грузоподъемную машину с клетками. С этой же машиной хотят играть Саша и Павел и начинают из – за нее ссориться. Воспитатель обращает внимание детей на гараж, в котором стоит много разных машин. Она предлагает мальчикам организовать строительство зоопарка. Паше предлагается привезти на самосвале цемент, Саше на грузовой машине строительный материал, Алеше подъемным краном помочь в строительстве, а затем привезти в клетках зверей для зоопарка.

В данном случае воспитатель взяла инициативу по построению сюжета в свои руки. Хотя конфликт был урегулирован, можно было приобщить детей к замыслу игры косвенным методом вопросов.

Старшая группа № 1.

Девочки играют в дочки – матери.

-Я буду твоей доченькой!

- А я буду твоей доченькой!

-Уходи! Мы будем играть сами!

-Мы с тобой не будем играть!

Лиза опустила головку и стоит грустная и обиженная.

В конфликт вмешался воспитатель:

- Послушайте, пожалуйста, девочки, что я вам скажу. Во всех семьях есть дети: у кого-то один ребенок, но это мало и грустно ему, а хорошо, когда двое, трое детей, им тогда веселее и интереснее жить, есть с кем поиграть. И Лиза вам как раз нужна.

Дети приглашают Лизу к себе и рассказывают, как будут играть и что будут делать.

Воспитатель своим рассказом направила мысли детей на изменение сюжета, дала возможность детям самостоятельно составить словесную инструкцию, способствовала налаживанию дружеских отношений в данной группе.

Старшая группа №1. Игра «Магазин» (см. приложение № ).

Игровая деятельность. Блок 4 (см. приложения)

Анализ условий проведения игры (схема 4.1 см. приложение № ).

При анализе условий проведения игры «Магазин» выявилось следующее:

1. Правильное соблюдение режима.

2. Наличие оборудованной игровой площадки.

3. Расположение и хранение игрушек соответствует норме.

4. Некоторые дети использовали игрушки не по назначению.

5. Подбор игрушек и других материалов соответствует тематике игры.

6. В игре использовались знания детей, полученные на занятиях по математике и ознакомления с окружающим.

7. Некоторые дети только после напоминания клали игрушки на места.

Анализ руководства воспитателем играми детей (схема 4.2, см. приложение № ) показал следующее:

В руководстве игрой воспитатель применял прямые и косвенные приемы воздействия.

Следует особо отметить рассказ, совет, показ, помощь.

Воспитатель применял такие приемы, направленные на целеустремленность и активность детей, как похвала, одобрение, в некоторых случаях брала на себя роль покупателя, что давало возможность руководить поведением детей и создавать положительные эмоции.

Что касается поведения и знаний детей в игре (схема 4.3, см. приложение

№ ), то здесь можно отметить следующее:

1. Игра содержит элемент новизны.

2. Содержание игры вводит ребенка в условную ситуацию.

3. В игре присутствует информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации.

4. В процессе игры частично меняется игровая среда.

5. В некоторых случаях дети по - разному воспроизводят действительность.

6. Три человека из группы пожелали заняться дидактическими играми.

7. Дети умеют распределять роли.

8. Воспитатель умело использует проблемные ситуации для выявления знаний детей.

9. Косвенными методами воздействия воспитатель побуждает детей добиваться воображаемого результата.

10. Нравственная сторона в игре отображена доброжелательностью детей друг к другу, вежливостью, честностью, отзывчивость, справедливость.

11. Частично присутствовали такие отрицательные качества, как споры.

12. Дети умеют решать коллективные задачи.

Проанализировав руководство игрой «Магазин» (схема 4.4, см. приложение № ) можно сделать вывод, что воспитатель руководил игрой на высоком уровне.

В своем руководстве игрой воспитатель в основном применял косвенные методы. Перед тем как развернуть сюжетно – ролевую игру, было проведено занятие по ознакомлению с окружающим, на котором обсуждались профессии родителей. Особенно большое внимание педагог уделила профессиям работников магазина: заведующей, продавца, грузчика, шофера. Обратила внимание детей на то, что в магазине работники и покупатели должны быть взаимовежливы. Очень подробно обсуждались с детьми функции каждого работника.

Что касается пункта 2 - воспитатель упустила руководство математическими действиями. В результате в подсчетах оплаты «продавцом» допускались неточности.

Уровень развития игровой деятельности у детей данной группы высокий. Поэтому с задачами, которые поставил педагог перед воспитанниками, были выполнены.

В игре детей были обыграны события, которые полно раскрыли содержание игры, дети вели себя вежливо, тактично по отношению друг к другу. Игра была доиграна до конца.

Игрушки в игре соответствовали своему назначению.

При обсуждении игры, мало уделилено внимания оценке выполнения ролей.

Что касается оснащения игры – необходимо отметить недостаточное количество игрового материала, Что несколько обедняло действия детей.

Игровой материал доступен для использования.

Анализ развития нравственных качеств через игру (схема 4.5, см. приложение № ) показал следующее:

1. Иногда во время игры рождаются новые варианты некоторых событий.

2. Дети умеют применять свои знания на практике (однако допускались неточности в подсчете «продавцом» ).

3. Во время игры у детей наблюдались такие эстетические качества, как доброжелательность, вежливость, честность, отзывчивость, взаимопомощь, справедливость.

4. В игре детьми полно отражаются знания о профессиях взрослых.

5. Для побуждения детей к игре воспитатель использовал следующие приемы:

беседа о профессиях работников магазина;

вопрос о желании детей поиграть в игру «Магазин»;

совместное обсуждение плана игры;

подготовка оборудования к игре.

6. Ролевая игра формирует способности управлять своим поведением

7. Дети частично изменяют предметно – игровую среду.

Анализируя игровую деятельность детей (схема 4.6, см. приложение №), выявилось следующее:

1. Дети умеют ориентироваться в игровой задаче.

3. Умеют отражать реальные факты и события, знания о профессиях работников магазина.

4. Не все дети умеют регулировать свои желания в процессе игры.

5. Не все дети умеют анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы, умозаключения.

7. Во время игры некоторые дети творчески находили средства для осуществления поставленных перед собой задач, для преодоления трудностей.

8.Дети показали большую ответственность в выполнении своих ролей.

9. Во время игры дети предлагают новые варианты сюжета.

10. (См. схема 4.5 №3).

11. Используют пространственную среду для развертывания игры.

12. (См. схему 4.5 №6).

13. (См. схему 4.5 №7).

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников(схема 4.7, см. приложение № ) следующая:

1. Воспитатель наблюдал игру, дал анализ игры, учитывая уровень развития игровой деятельности детей.

2. Спроектировал развитие игровой деятельности, осуществил планирование приемов, направленных на ее развитие.

3. Обогатил впечатления детей с целью развития игры.

4. Организовал начало игры, побуждая детей к игре.

5. Игра «Магазин» была спроектирована воспитателем.

6. Воспитатель использовал прямые и косвенные приемы руководства игрой.

7. Имело место включения воспитателя в игру на второстепенной роли.

8. Воспитатель выражала свои чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.

10. Регулировала взаимоотношения детей, назревающие конфликты, споры.

11. В игре были задействованы застенчивые, неуверенные дети.

12. Обсуждение игры прошло не достаточно полно – не было достаточно полно обсуждения ролей. Была дана оценка игры.

Руководство игровой деятельностью дошкольника – сложный и многогранный процесс. От него зависит эффективность решения многих задач, поставленных перед педагогом.

Игра – наиболее доступный вид деятельности, в процессе которого ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет предоставлена на усмотрение самих детей. Воспитатель должен быть в центре этой жизни, входить в интересы играющих, умело их направлять. Для этого воспитателю необходимо знать методы и формы руководства игровой деятельности детей.

Задачи, поставленные в данной работе – показать роль взрослых в развитии игровой деятельности детей, изучить специфику руководства игровой деятельностью, предложить рекомендации по руководству игровой деятельностью, то есть, раскрыть методы и подходы руководства различными играми. Анализ роли взрослого в развитии игровой деятельности показал, что взрослый играет главную роль в возникновении и развитии игровой деятельности детей. Однако, по мере взросления детей, роль взрослого претерпевает изменения. Если в младшем дошкольном возрасте вся ответственность за игровую ситуацию лежит на взрослом, то, по мере взросления, у детей происходит интериоризация опыта игровых действий, накопление знаний об окружающем мире, умение манипулировать с предметами, понимание социальных явлений. Происходит постепенное усвоение правил и общественных норм поведения.

С накоплением социального опыта и базы знаний, происходит становление личности ребенка, его самости и индивидуальности. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра отражает эти личностные изменения, прежде всего в умении играть, строить свою линию поведения. Но в силу своей незрелости, дети еще не могут обойтись без руководства взрослых. Кроме того, для успешного протекания игровой деятельности, для успешного решения задач, которые необходимо решить в процессе той или иной игры, для успешного руководства игрой, необходимо создать определенные условия. Создание таких условий зависит от самого педагога, его личностных качеств, отношения к детям, от его знаний, умений и навыков. Эти условия являются базой для эффективности руководства игровой деятельностью детей.

В старшем возрасте методы и подходы в руководстве играми претерпевают изменения – происходит их усложнение – от активных к пассивным, латентным. Если активность в игровой деятельности младшего ребенка зависит от взрослых, то к старшему возрасту, при наличии у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, инициатива в игре переходит к последнему. Конечно, есть малоактивные, пассивные дети, к которым необходим особый индивидуальный подход.

В третьей главе раскрыты методы и подходы в руководстве различными играми, даны рекомендации по руководству игровой деятельностью детей, освещены некоторые ошибки в руководстве играми.

В целом в работе раскрыта актуальность данной темы, показано значение игр в жизни и обучении детей, в становлении их нравственности, раскрыта огромная роль педагога в становлении личностных качеств ребенка посредством умелого руководства игровой деятельностью.

Итак, руководство игровой деятельностью предполагает, как было показано в теоретической части, прямые и косвенные методы.

В основном, педагоги применяют прямые методы воздействия. Но жизнь показывает, что детям требуется прививать все больше самостоятельности. Поэтому педагогам следует рекомендовать применять больше косвенных методов руководства игровой деятельностью.

1. Анищенко О.А. Развиваем в игре. - Мн. Асар.2000. – с.5

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение,1991. –

3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М. Просвещение, -

4. Бреслав Г.Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М. Педагогика. 1990. – с.75.

5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М. Просвещение, 1987. –

6. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М. 1990. – с.76.

7. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. Просвещение.

Детская практическая психология

_ ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ _ под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской _ Рекомендовано Министерством
Вторая профессиональная зона психологического кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели. педагоги ).
. решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях - методом зрительной ориентировки; сюжетно -ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.

Раздел: Рефераты по психологии
Тип: учебное пособие Просмотров: 23241 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Обучение сюжетно -ролевой игре дошкольников с интеллектуальной.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего.
В сюжетно - ролевых играх игровойсюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими. нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия.
В начале нашего исследования мы проанализировали игровой материал для сюжетно -ролевой игры, который имелся в наличии в группе исследуемых воспитанников и который мы, с разрешения.

Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа Просмотров: 13659 Комментариев: 3 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста Учебно-методическое пособие Полтава - 2009 УДК 159.922-053.4 ББК 74.3.
Кроме дидактических пособий, в игровой деятельности с ребенком можно использовать дополнительные предметы вторсырья: емкости (бутылочки, стаканчики, баночки и др.) различного.
Цель: выяснить умение ребенка играть самостоятельно, проявлять фантазию; выполнять несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом.

Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: учебное пособие Просмотров: 45642 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Организация методической работы по руководствусюжетными играми детей.

Московский городской педагогический университет Кафедра дошкольной педагогики ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Организация методической работы по руководству.
На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства - подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком; на.
В его задачу входило: сформировать представления воспитателей о новых подходах к классификации игр, о роли сюжетных игр в развитии личности ребенка; изучить с педагогами этапы.

Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа Просмотров: 15245 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Нравственное воспитание детей через ролевую игру

детей дошкольного возраста 7 1.1. Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка 7 1.2. Влияние педагога -воспитателя на нравственное воспитание.
Ролевые действия в играх сопровождаются ролевыми высказываниями, с помощью которых ребенок обращается к игрушке -партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому. к сверстнику.
4. В процессе сюжетно -ролевых игр формируются основные игровые навыки, однако особая роль отводится воспитателю. который формирует у детей совместное сюжетосложение, подбирает.

Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа Просмотров: 6078 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 2 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно -ролевых игр детей.

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно -ролевой игры 1.1 Характеристика сюжетно -ролевой игры 1.2 Основные.
4. Знания педагогов о требованиях к организации педагогического руководствасюжетно -ролевой игрой сводится к повышению роли воспитателя как гаранта детской свободы и.
Анализ выступлений показал, что при организации предметно-игровой среды воспитатели используют традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами.

Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа Просмотров: 15386 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 5 человек Средний балл: 4.6 Оценка: неизвестно Скачать

. условий эффективного использования дидактическойигрушки для развития.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж № 2 Выпускная квалификационная работа.
Главное правило в работе с дидактическимиигрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки каждые.
- для обследования следует использовать разнообразный дидактический материал (различные дидактическиеигрушки. сюжетные картинки);

Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа Просмотров: 6690 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЯЗАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Игровойсюжет. так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или.
Показателем эффективности проводимых с детьми игр и действий с сюжетнымиигрушками является ситуация, когда дети в игровом уголке играют самостоятельно, а дома - с любимыми.

Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа Просмотров: 17078 Комментариев: 3 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

Формирование ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного.

Введение Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.
Ответу на этот вопрос было посвящено исследование Н.Я. Михайленко, в котором осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры; пересказ простого сюжета. показ игровой.
Формирование игровой деятельности включает три направления: обучение сюжетно - ролевым играм, подвижным и дидактическим .

Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа Просмотров: 7346 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать