Руководства, Инструкции, Бланки

постановление о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях образец img-1

постановление о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1904 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья 56 ЖК РФ

Жилищный кодекс, N 188-ФЗ | ст 56 ЖК РФ

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Правовые нормы, связанные со статьёй 56 "ЖК РФ", из судебной практики: Гистограмма частотных связей статьи 56 "ЖК РФ"

Комментарий *. Частотные связи между правовыми нормами являются результатом статистического анализа действий посетителей, судебных решений, адвокатской практики и носят вероятностный характер.

Другие статьи

67 О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АННИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
МО ЛОМОНОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29.04.2011 № 67

О снятии с учета граждан, нуждающихся
в жилых помещениях, предоставляемых
по договорам социального найма

Рассмотрев протокол комиссии по приватизации и жилищным вопросам от 29.04.2011 № 79, руководствуясь статьями 55, 56 Жилищного кодекса РФ, подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», областным законом Ленинградской области от 26.10.2005 № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (с изменениями), подпунктом 6 пункта 1 статьи 4 Устава МО Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Снять с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гр. АПАРИНА Сергея Алексеевича, умершего 10.08.2007, принятого на учет по обеспечению жилой площадью 12.11.1999 постановлением главы муниципального образования «Ломоносовский район» № 470, как имеющего менее 5,5 кв. м на человека, проживавшего по адресу: п. Новоселье, д. 1, кв. 62, - в связи со смертью. Остальные члены семьи (дочь СОЛДАТЕНКОВА Оксана Владимировна, 28.07.1978 года рождения, и сын АПАРИН Алексей Сергеевич, 28.06.1989 года рождения) сохраняют свое право состоять на учете до предоставления жилого помещения на основании статьи 55 Жилищного кодекса РФ.
2. Снять с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гр. ЛЕПЕШЕНКОВУ Антонину Николаевну, умершую 22.07.2002, принятую на учет по обеспечению жилой площадью 27.04.2001 постановлением главы муниципального образования «Ломоносовский район» № 186, как туберкулезную больную, в связи со смертью; и её дочь ЛЕПЕШЕНКОВУ Анну Владимировну, 01.04.1989 года рождения, зарегистрированную в трехкомнатной квартире по адресу: д. Лесопитомник, д. 2, кв. 11, - в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).
3. Снять с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гр. РОСИНЕНКОВУ Галину Васильевну, умершую 02.12.1998, и её дочь РОСИНЕНКОВУ Анну Юрьевну, умершую 06.11.2003, в связи со смертью; дочь РОСИНЕНКОВУ Марию Юрьевну в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации; данные граждане были приняты на учет по обеспечению жилой площадью 13.10.1988, решение № 271, как проживающие в ветхом доме, по адресу: д. Алакюля, д. 2. Остальные члены семьи (сын РОСИНЕНКОВ Юрий Юрьевич, 1977 года рождения, сын РОСИНЕНКОВ Андрей Юрьевич, 1981 года рождения) сохраняют свое право состоять на учете до предоставления жилого помещения на основании статьи 55 Жилищного кодекса РФ.
4. Специалисту 1 категории – экономисту КАЗАНИНОЙ О.А. в установленный законом срок внести изменения в общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, согласно пунктам 1-3 настоящего постановления.
5. Настоящее постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации МО Аннинское сельское поселение.
6. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
7. Настоящее постановление может быть обжаловано в судебном порядке.

Глава местной администрации
МО Аннинское сельское поселение Д.В. Рытов

Статья 56

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 55-ФЗ)

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

Жилищный кодекс (ЖК) РФ специализируется на регулировке отношений, касающихся жилищных прав граждан, жилых помещений и их использования людьми. Базируется на том, что органы госвласти и местного самоуправления должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилья, на беспрепятственное осуществление вытекающих из отношений прав. Утверждает равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми квадратными метрами/зданиями. Гарантирует свободу гражданам, законно находящимся на территории нашей страны, в установлении и реализации своих жилищных прав (свобода выбора жилья для проживания в качестве собственника, нанимателя и т.п.) в силу договора или иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Жилищный кодекс РФ был принят 22.12.2004 г.

ипипип © 2009-2016 Помощь сайту. Автор сайта: Леонид Забелин (e-mail) Google+ Сегодня: 30 сентября, 2016 г. пятница - 19:36:26 МСК

Учет нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета

Учет нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета. Судебная практика Основания для снятия с учета нуждающихся

Согласно статье 56 ЖК РФ. граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это - утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Лица, поставленные на учет нуждающихся в жилье до 1 марта 2015 г. сохраняют право состоять на учете до получения жилья

Те граждане, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, т.е. до 1 марта 2005 года по аналогичному основанию, подпадали под п. 1 статьи 29 ЖК РСФСР, согласно которому, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно ч. 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации",

с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, граждане, принятые на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года продолжают состоять на данном учета если не отпало основание, которое давало им такое право.

Например, если гражданин в 2000 году поставлен на учет как обеспеченный жилой площадью на одного члена семьи менее 5 кв. м. то в 2010 году, вступив в брак и став единственным членом семьи собственника, имеющего квартиру площадью, например, 50 кв. м. будет снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данный гражданин, с точки зрения законодателя более не нуждается в жилплощади. Если же, у гражданина из нашего примера ничего в жилищном вопросе не изменилось, он продолжает состоять в очереди нуждающихся до получения жилья

Расчет площади жилого помещения на одного члена семьи для целей постановки на учет нуждающихся, а равно для целей снятия с такого учета?

Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 51 ЖК РФ необходимо

либо не являться ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя по договору социального найма,
либо
являться нанимателем жилого помещения по договорам социального найма;
являться членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
являться собственником жилого помещения;
являться членом семьи собственника жилого помещения;

при этом быть обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Членами семьи как собственника, так и нанимателя по договору социального найма, согласно ст.ст. 69, 31 ЖК РФ. являются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Чтобы рассчитать площадь жилого помещения, приходящуюся на каждого члена семьи собственника или нанимателя необходимо сложить площади всех имеющихся в пользовании членов семьи жилых помещений (долей), и разделить на количество членов семьи.

Примеры из судебной практики:

ЖК РФ предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Лицо не может быть признано нуждающимся в жилых помещениях, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения

Е.Е. обратилась с иском к администрации о предоставлении жилого помещения на семью из трех человек, указывая, что признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в очередь для внеочередного получения жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, с 02.10.2009 г. состоит в браке с Е.С. от брака имеют сына С.

Суд второй инстанции решение суда изменил, изложил резолютивную часть в следующей редакции: "Обязать администрацию за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Е.Е. на семью из 2 человек благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м".

При этому суд указал следующее. Возлагая обязанность по обеспечению Е.Е. жилым помещением с учетом всех членов ее семьи, суд первой инстанции не принял во внимание положения ст. 51 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. При этом в соответствие с ч. 2 указанной статьи предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи.

На основании изложенного, в соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Е.С. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения Е.В. и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 39,5 кв. м, в силу чего он обеспечению жилым помещением не подлежит.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что обеспечение истца жилым помещением должно иметь место без учета ее малолетнего сына судебная коллегия считает несостоятельными.

В силу статьи 69 ЖК РФ малолетний сын истицы является членом ее семьи, право пользования жилым помещением по месту жительства отца он не имеет, членом семьи своей бабушки в силу родственных отношений не является, поэтому признается нуждающимся в жилом помещении. Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. он также подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам ( Кассационное определение Пермского краевого суда от 6 июля 2010 г. по делу N 33-5643)

Вступив в брак с С. которой принадлежит на праве собственности квартира, заявитель утратил основания, которые давали ему право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма. При этом те обстоятельства, что истец в квартире, принадлежащей супруге, не проживает, квартира приобретена С. до брака с истцом, правового значения не имеют

Обстоятельства: К.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Администрация о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

К. В. проживает в двухкомнатной квартире. Совместно с ним зарегистрированы его сын К.А. бывшая невестка К.А. и две внучки К.М. и К.Е. (всего 5 человек).

В 1984 году семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В 2009 года в Администрации ему сообщили, что он снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что выявлено, что он состоит в зарегистрированном браке с С. у которой имеется однокомнатная квартира, принадлежащая ей на праве собственности.

Распоряжением Администрации он снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как жилищная обеспеченность его семьи с учетом площади, принадлежащей его супруге С. составляет 13,36 кв. м, что превышает установленную законодательством норму - 9 кв. м на человека.

Городской суд в иске отказал, указав следующее.

Судом установлено, что К.В. зарегистрирован в двухкомнатной квартире, жилой площадью 27,20 кв. м, общей площадью 44,50 кв. м. Совместно с ним зарегистрированы сын К.А. бывшая невестка К.А. внучки К.И. и К.М. (л.д. 6).

В соответствии с Распоряжением от 15.03.1984 года, К.В. вместе с семьей из пяти человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в отдельной квартире и обеспечением жилой площадью менее 5,5 кв. м на одного члена семьи, поставлен на учет.

Из материалов дела следует, что К.В. в 1996 году заключил брак с С. которой принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира жилой площадью 21,28 кв. м, общей площадью 37,14 кв. м.

Учитывая, что К.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в отдельной квартире и обеспечением жилой площадью менее 5,5 кв. м на одного члена семьи, вступив в брак с С. которой принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира жилой площадью 21,28 кв. м, общей площадью 37,14 кв. м, он утратил основания, которые давали ему право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма, т.к. обеспечение жилой площадью на одного члена семьи, с учетом супруги К.В. составила 13.36 кв. м, что превышает установленную законодательством норму (9 кв. м на одного человека).

При этом те обстоятельства, что истец в квартире, принадлежащей супруге, не проживает, квартира приобретена С. до брака с истцом, правового значения не имеют ( Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 января 2010 г. N 647).

Муж дочери заявительницы (снятой со всей семьей с учета нуждающихся) никогда не вселялся в жилое помещение заявительницы, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак, в связи с этим решение о снятии заявительницы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не является законным

Распоряжением главы управы района Вешняки г. Москвы от 02.11.2007 г. N В-Р-818 К. с семьей (муж, дочь, сын) снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для принятия указанного решения послужило наличие у мужа дочери заявительницы в собственности двухкомнатной квартиры с учетом площади которой, на каждого члена семьи К. приходится по 18,9 кв. м площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади на человека, установленную законом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на каждого члена семьи К. (включая супруга дочери заявителя), с учетом суммарной площади двух жилых помещений приходится по 18,9 кв. м, что превышает учетную норму.

Из материалов дела следует, что муж дочери заявительницы никогда не вселялся в жилое помещение К. на улучшение жилищных условий не претендует, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак с В. в порядке наследования по завещанию 03.04.2000 г. что в силу положений ЖК РФ. не может быть основанием для снятия К. и ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При изложенных обстоятельствах являются ошибочным выводы судов о том, что оспариваемое заявителем распоряжение главы управы района Вешняки г. Москвы от 02.11.2007 г. N В-Р-818 является законным и обоснованным.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Таким образом, наличие у супруга дочери заявителя жилого помещения приобретенного до вступления в брак не является основанием для снятия с учета.

С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о том, что решение о снятии К. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении принято с соблюдением установленного действующим жилищным законодательством порядка, в судебных постановлениях судом первой и второй инстанций не обоснован ( Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2009 N 5-В09-25)

При разрешении спора суд правильно разделил суммарную общую площадь жилых помещений на всех членов семьи. Суд правильно пришел к выводу о том, что истица не является нуждающейся в жилье. Довод о том, что площадь вновь построенного жилого дома не следует учитывать в связи с тем, что право собственности на него не зарегистрировано, является необоснованным

В. обратилась в суд с заявлением о признании постановления недействительным в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и просила обязать администрацию МО принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заявительница указала, что проживает совместно с четырьмя родственниками в жилом доме общей площадью 58.8 кв.м. поэтому учетная норма площади жилого помещения составляет 11.76 кв.м. на одного человека при норме 15 кв.м.

В иске отказано по следующим основаниям.

Истица зарегистрирована и проживает вместе с сыном С. его женой и двумя детьми в жилом доме общей площадью 58.8. кв. м. Собственником указанного дома является сын С. который помимо данного дома имеет в собственности жилой дом № 4 общей площадью 46,9 кв.м. который считается принятым в эксплуатацию. Из материалов дела следует, что в указанном доме никто не зарегистрирован и не проживает.

Постановлением администрации МО установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования в размере 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что общая площадь жилого дома № 9 составляет 58.8 кв.м. общая площадь жилого дома № 4 составляет 46.9 кв.м. При разрешении спора суд правильно разделил суммарную общую площадь указанных жилых помещений на всех членов семьи - пять человек. В. приходится 21,14 кв.м. при норме 15 кв.м. Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что она не является нуждающейся в жилье.

Довод кассационной жалобы о том, что площадь вновь построенного жилого дома № 4 не следует учитывать в связи с тем, что право собственности на него не зарегистрировано, является необоснованным, поскольку в материалах дела имеется распоряжение администрации муниципального образования об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома С. Срок регистрации права собственности С. на этот дом законом не установлен и зависит лишь от него ( Кассационное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 июня 2010 года по делу № 33-812/2010)

В удовлетворении исковых требований о сохранении права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении очередности на улучшение жилищных условий отказано, т.к. у членов семьи истца по договору социального найма имеется квартира, кроме того, у супруги истца на праве собственности имеется 1/3 доля квартиры, Таким образом, на одного члена семьи приходится общей площади жилых помещений что более учетной нормы, утвержденной Постановлением Главы МО

З. В. П. обратился в суд с иском о сохранении права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении очередности на улучшение жилищных условий.

Указал, что проживает в квартире с женой З. А. А. дочерью З. К. 1992 г.р. и сыном З. Д. 2005 г.р. которые также прописаны в квартире. Общая площадь указанной квартиры составляет 36,5 кв.м. жилая – 24,4 кв.м. В квартире две комнаты. В данной квартире он и члены его семьи проживают по договору социального найма.

Согласно Постановлению Главы МО, учетная норма о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий установлена не более 10,5 кв.м. общей площади на одного человека.

Согласно договору о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (приватизации) от 24.04.1992 года, супруге истца З. А. А. передана в собственность 1/3 доля квартиры, общей площадью 51,6 кв.м.

Ч. 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

У членов семьи истца по договору социального найма имеется квартира площадью 36,5 кв.м. Кроме того, у супруги истца – З. А. А. на праве собственности имеется 1/3 доля квартиры, общей площадью 51,6 кв.м. (51,6 / 3) = 17,2 кв.м. – доля З. А. А.

Таким образом, на одного члена семьи З. приходится общей площади жилых помещений:

36,5 кв.м. + 17,2 кв.м. = 53,7 кв.м.
53,7 / 4 (члена семьи) = 13,42 кв.м.,

Администрация ГО обоснованно отказала истцу в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». То обстоятельство, что в квартире истца зарегистрирована его бабушка, не влечет за собой признание истца и его супруги нуждающимися в улучшении жилищных условий

М. состоит в зарегистрированном браке с О. с 2007 года.

До регистрации брака ими было приобретено право собственности на объекты недвижимости. М. является собственником квартиры общей площадью 30,2 кв.м. О. на основании договора передачи квартиры в собственность приобретено право собственности на 1/5 долю квартиры общей площадью 61,3 кв.м. (доля О. составляет 12, 26 кв.м.).

Таким образом, на момент регистрации брака в собственности супругов М. и О. находилось общей жилой площади 42,28 кв.м.

В соответствии с решением городской думы МО от 26 августа 2005 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма обеспеченности жильем для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетную норма) не более 15 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся в собственности граждан.

Поэтому администрация ГО обоснованно принимает во внимание всю общую площадь жилых помещений, находящихся в собственности супругов М. и О.

Супруги М. и О. имеют в собственности более 15 кв.м. общей жилой площади в жилых помещениях каждый, поэтому они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

То обстоятельство, что в квартире истца зарегистрирована его бабушка, не влечет за собой признание истца и его супруги нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Регистрация в квартире собственника других граждан, не влечет за собой признание собственника данной жилой площади, нуждающимся в улучшении жилищных условий ( Решение Заречного районного суда Свердловской области от 2 сентября 2008 года)

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности

Г.П.М. обратился с иском к Администрации о признании недействительным постановления Главы городского округа о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилой площади, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании восстановить Г.П.М. и Г.М.М. как семью из двух человек в очередь на получение муниципального жилья по договору социального найма.

Истцы в составе семьи из четырёх человек (Г.Т.В. Г.М.М. Г.П.М. Г.Д.М.) в 1990 году были приняты на учёт граждан, нуждающихся в жилой площади (проживали в квартире общей площадью 40,10 кв. м.).

После расторжения брака в 2005 году, Г.Т.В. и Г.Д.М. переехали на другое постоянное место жительства и были сняты с регистрационного учёта по прежнему адресу жительства. Квартира по адресу. дом 7, кв. 66 была приватизирована Г.П.М. и в неё были вселены и зарегистрированы его жена Г.И.В. и ребёнок Г.Д.П.

В иске отказано. Суд указал, что жена Г.П.М. Г.И.В. и их ребёнок Г.Д.П. зарегистрированные в квартире с февраля 2008 года, на учёте нуждающихся в жилых помещениях не стояли и по данному вопросу в Администрацию не обращались, следовательно, они не должны были учитываться при решении вопроса о сохранении на учёте Г.М.М. Г.П.М. как лиц, принятых на учёт до 01 марта 2005 года. Непосредственно площадь, оставшаяся в пользовании Г.М.М. и Г.П.М. составляет 20,05 кв.м. то есть, более, чем положено по норме ( Решение Звенигородского городского суда Московской области от 30.10.2009 года)

Обзор подготовил Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" (г. Омск), 09.10.2011г.


Copyright © Logos-pravo.ru
При копировании гиперактивная ссылка "Logos-pravo.ru" обязательна.

Статья 56 (ЖК РФ) Жилищного кодекса РФ с комментариями

Статья 56 Жилищного Кодекса РФ

В содержание

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 55-ФЗ)
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.
(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Комментарий к статье 56

1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
2. Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого, они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.
Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, а орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.
3. Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).
Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими, либо относящимися к особой названной в законе категории граждан, либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:
1) увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получением членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.)); увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, в связи с занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;
2) увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);
3) улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).
5. Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарий к ст. ст. 52 и 57 ЖК), то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, учитывая особенности организации местного самоуправления в этих городах.
6. В целях определения оснований для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, место жительства должно определяться бесспорно и однозначно по формальному признаку. Иначе на практике доказывание места фактического постоянного или преимущественного проживания как от граждан, так и от органов, осуществляющих такой учет, потребует немало времени и сил, увеличится документооборот, не удастся избежать ошибок, связанных с необоснованным снятием с учета, и т.п. Поэтому в правоприменительной практике сам по себе факт изменения места постоянного или преимущественного проживания гражданина, когда он не исполнил обязанность по уведомлению государства о своем новом месте жительства (не зарегистрировался по новому месту жительства), не дает основания к определению его места жительства в целях снятия его с учета в качестве нуждающегося. Формально у органа, осуществляющего учет, есть информация только о регистрации гражданина по предыдущему месту жительства, и данный орган не вправе по своему усмотрению, к примеру, исходя из сведений, полученных от соседей этого гражданина, снять его с учета. Основным доказательством места жительства гражданина для органа, осуществляющего учет, остается регистрация гражданина.
Учитывая сказанное, возникает вопрос: что считать местом жительства, когда гражданин имеет на праве собственности квартиру в городе, которой не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, и дом в сельской местности, где фактически проживает? На практике окажется, что факт проживания в сельском доме не будет иметь юридического значения (если только он не будет установлен в судебном порядке), причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту пребывания.
Кроме того, фактическое отсутствие гражданина в жилом помещении, по которому он зарегистрирован как по месту жительства (даже и достаточно продолжительный период), необязательно означает изменение им места своего жительства. Это может быть связано с условиями и характером его работы, лечением, обучением, отдыхом и т.п. <1>. В свою очередь, орган, осуществляющий учет, не имеет достаточных правомочий, чтобы оценить все обстоятельства отсутствия гражданина. Это может сделать только суд, поскольку только в судебном порядке могут быть объективно исследованы все обстоятельства, свидетельствующие о фактическом изменении места жительства гражданина. Поэтому в случае фактического изменения места жительства гражданина, когда он не регистрируется по новому месту жительства и сохраняется его регистрация по предыдущему месту жительства, данный гражданин может быть снят с регистрационного учета только на основании решения суда, подтверждающего фактическое изменение гражданином своего места жительства.
--------------------------------
<1> Даже в советский период существования института прописки по месту постоянного жительства для таких случаев в правоприменительной практике были выработаны специальные исключения. В частности, согласно п. п. 1 и 2 Постановления Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 г. N 477 "О гарантии жилищных прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы" (СПП СССР. 1988. N 18. Ст. 54) граждане, временно отсутствовавшие в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы, не подлежали снятию с учета по мотивам их выезда и обеспечивались жилой площадью независимо от наличия у этих граждан прописки в населенном пункте, где сохранялось за ними жилое помещение в течение всего времени выполнения данной работы. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 "О практике применения судами жилищного законодательства" (Бюллетень ВС СССР. 1987. N 3. С. 8) при разрешении споров о расторжении договора найма ввиду выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительства в другое место суд обязан был истребовать доказательства, свидетельствующие о поселении нанимателя в другом населенном пункте или в другом жилом помещении (документы о выписке из жилого помещения, об увольнении с работы и устройстве на работу по месту нового жительства, обеспечении жильем по новому месту работы и др.).

Таким образом, основным юридическим фактом, позволяющим установить изменение места жительства гражданина в целях снятия его с учета нуждающихся, является формальный признак - снятие с регистрационного учета по месту жительства в муниципальном образовании, в котором он состоял на учете в качестве нуждающегося, и его регистрация по новому месту жительства в другом муниципальном образовании (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).
Данная позиция находит свое подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 123-О <1>, в котором, в частности, отмечено, что, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. По мнению Конституционного Суда РФ, введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет в целях улучшения жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан, не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями ст. ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ. При этом место жительства гражданина, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. по жалобе гражданина А.М. Кушнарева на нарушение его конституционных прав положениями ст. 40.1 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ "О занятости населения", может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, необязательно связанных с видом регистрации.
--------------------------------
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 123-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики г. Москвы" // СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.

7. Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи в виде основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусматривает случай получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Учитывая высокую стоимость жилых помещений и незначительные доходы большинства граждан, нуждающихся в жилье, в современных условиях такая финансовая помощь играет важную роль в обеспечении условий для решения жилищной проблемы малообеспеченных граждан.
В Российской Федерации существуют различные виды и формы такой помощи. При этом принципиально важный характер имеет безвозмездная финансовая помощь (субсидия) гражданам на строительство или приобретение жилья, которая не подлежит возврату или возмещению даже частично.
К примеру, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 <1>, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Соответствующие Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 <2>. При этом необходимо учитывать, что согласно п. 65 названных Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, представленному распорядителем счета, либо платежей, связанных с приобретением жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств банков.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 5. Ст. 739.
<2> СЗ РФ. 2006. N 13. Ст. 1405.

Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения отдельных категорий граждан жильем также является единовременная субсидия, предоставляемая федеральным государственным гражданским служащим. Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 <1>, направляемые из федерального бюджета средства единовременной выплаты могут быть использованы в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого гражданским служащим на основании договора купли-продажи, либо в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданским служащим, являющимся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, либо на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Данные средства также могут быть использованы гражданским служащим в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение им жилья.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 6. Ст. 739.

Основания, порядок и условия предоставления субсидий на приобретение и строительство жилья, а также категории граждан, которые имеют право на получение субсидий за счет бюджетов субъектов Федерации, конкретизированы нормативными актами субъектов Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См. например: Постановление правительства г. Москвы от 26 октября 2004 г. N 729-ПП "О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 63.

8. Отдельным категориям граждан в решении их жилищной проблемы может быть оказана государством или муниципальным образованием помощь не только в виде предоставления им бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, но и в виде предоставления земельного участка для строительства жилого дома. Например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы наделены правом бесплатного получения в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Федерации, но не менее 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности <1>. Право на аналогичную льготу имеют также Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, с той лишь разницей, что размер площади предоставляемых бесплатно в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов составляет 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности <2>.
--------------------------------
<1> См. п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247.
<2> См. п. 4 ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" // СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349.

Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве одного из оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, получение гражданами от органов государственной власти или органов местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
9. Согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при выявлении в представленных ими документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В данном пункте предусмотрено два самостоятельных основания для снятия с учета.
Во-первых, снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий учет. Имеются в виду не всякие сведения, а лишь такие, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на такой учет, например относительно численности членов семьи, размера и пригодности для проживания занимаемого жилого помещения, состояния здоровья граждан, получаемых доходов и т.п. При этом не имеет значения, явились ли неправильные сведения результатом ошибки или намеренного действия, есть ли в этом вина заявителя. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что граждане снимаются по такому основанию с учета только в том случае, если будет установлено, что действительно отсутствует состав всех необходимых условий для признания их права состоять на учете (к примеру, в представленных органу, осуществляющему учет, документах сведения об общей площади занимаемого жилого помещения не соответствуют действительной площади такого помещения, но это несоответствие не приводит к утрате какого-либо основания, по которому соответствующий гражданин был принят на учет).
Во-вторых, основанием для снятия с учета является случай, когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий гражданин был принят на учет вследствие неправомерных действий должностного лица (которое, например, неправильно оценило фактические обстоятельства при рассмотрении его заявления о постановке на учет).
10. Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возможно лишь в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. Поэтому неправомерным является снятие с учета, например, по мотивам зачисления гражданина на учет желающих получить жилое помещение по договору коммерческого найма, безосновательного неоднократного отказа такого гражданина от предоставляемого ему жилого помещения в порядке очередности, отказа от получения земельного участка под строительство жилого дома и т.п.
11. Естественным основанием снятия с учета, не указанным в комментируемой статье, является смерть гражданина, состоящего на учете, так как с этим обстоятельством связано прекращение его правоспособности (ст. 17 ГК). При этом в случае смерти гражданина, состоящего на учете, члены его семьи, если они были приняты на учет как члены семьи данного гражданина, не могут быть сняты с учета по указанному мотиву. За ними в силу ст. 55 ЖК РФ сохраняется право состоять на учете, и они могут быть сняты с учета только по основаниям, указанным в ч. 1 комментируемой статьи.
12. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на данный учет (см. комментарий к ст. 52 ЖК). При этом ЖК РФ устанавливает требование для указанного органа относительно сроков принятия им решений о снятии с учета. В частности, согласно ч. 2 комментируемой статьи данный орган должен принимать решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления случаев, послуживших основанием для снятия с учета. Поэтому решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи. Указанные решения выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня <1> со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы этими гражданами в судебном порядке.
--------------------------------
<1> Следует обратить внимание на то, что рассматриваемые сроки исчисляются не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни.

13. С учетом положений ст. 247 ГПК РФ обращение в суд гражданина, оспаривающего решение о снятии его с учета, осуществляется путем подачи заявления об оспаривании действий (решений), нарушающих права гражданина. В заявлении должно быть указано, какое решение и какого именно органа должно быть признано незаконным, какие права и свободы лица нарушены этим решением. К заявлению необходимо приложить копии представляемых документов, так как в силу ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается с участием должностного лица (руководителя органа) либо его представителя.
Заявление подается гражданином в районный суд общей юрисдикции. Оно может подаваться как самим гражданином, так и его представителем (чьи полномочия должны быть оформлены в соответствии с законом (ст. 53 ГПК)). Гражданин вправе подать заявление как в суд общей юрисдикции по месту нахождения органа, осуществляющего учет, чье решение обжалуется, так и по месту своего жительства (ст. 254 ГПК).
Срок для обращения в суд с заявлением установлен ст. 256 ГПК РФ и составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права (в данном случае - со дня получения гражданином решения о снятии его с учета). Следует учитывать, что пропуск срока не является основанием для отказа в принятии судом заявления, а причины пропуска срока подлежат выяснению в судебном заседании. При этом срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Уважительными причинами могут быть любые обстоятельства, в том числе болезнь гражданина.

Услуги гражданам