Руководства, Инструкции, Бланки

заключение психиатра образец img-1

заключение психиатра образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1845 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заключение психолога образец

Заключение психолога. Образец

В шапке заключения психолога нужно указать полное наименование организации, представителя (психолог) который пишет заключение психолога на ребёнка.

Заключение психолога (пример)

Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется. Работоспособность сохраняется до конца задания. Общение активное. эмоциональный фон во время обследования уравновешенный. Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны. Осуществляемая деятельность целенаправлена.

Диалогическая речь многосложна, монологическая речь — развернутая с использованием сложных предложений. Объём словарного запаса соответствует возрастной нормею

Развиты комбинаторные способности ( умеет оперировать образами, соотносит части и целое, осуществляет анализ и синтез воспринимаемых объектов).

Объём слухоречевой и зрительной памяти соответствует возрастной норме. доминирующий вид памяти — зрительная.

Внимание неустойчивое. объём и избирательность внимания снижены. Скорость выполнения заданий на время ниже среднего.

Достаточный уровень обобщения, хотя наблюдается некоторые затруднения при поиске обобщающих понятий. Допускаются случайные, единичные ошибки, которые быстро корректируются самостоятельно и с помощью психолога.

При исследовании эмоционально-личностной сферы были выявлены следующие особенности: высокий уровень личностной тревожности, а также высокие показатели по алекситимии 9сниженная способность к вербализации эмоциональных состояний).

Рекомендации медицинского психолога: коррекционная работа, направленная на снижение уровня тревоги, развитие основных характеристик внимания ( стойкости, продуктивности).

НЕТ ОТВЕТА?- ЗАДАЙТЕ ВОПРОС

И ПОЛУЧИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОТ НАШИХ ЭКСПЕРТОВ. ВАШИ ВОПРОСЫ - НАША ПРОФЕССИЯ! ПИШИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ. А ТАКЖЕ ПРОСИМ ПОДЕЛИТЬСЯ САЙТОМ С ДРУЗЬЯМИ:

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Трудности детей с СДВГ Синдрому дефицита внимания и гиперактивности СДВГ сопутствуют запаздывания процессов созревания высших психических функций и как.
  2. Психолого педагогическая характеристика на ребёнка Психолого педагогическая характеристика на ребёнка может быть представлена по следующей схеме.
  3. Конспект занятия для гиперактивного ребёнка На сегодняшний день из-за ряда трудностей не принято диагностировать СДВ до 4 лет ребёнка. Сейчас.
  4. Подросток не ходит в школу Успеваемость всех детей к подростковому возрасту сильно ухудшается. К юношескому возрасту потребность в знаниях, в.
  5. Несамостоятельный ребёнок. Балованный Вы считаете, что ваш ребёнок несамостоятельный?Можно ли научить самостоятельности и как избежать ошибок в развитии.
Комментариев/вопросов: 2

Большое спасибо! Чёткий и ясный образец заключения психолога.

Можно характеристику писать по такому образцу:

В качестве заголовка используется формула: «Заключение по психологическому обследованию + «ФИО»+ «Пол» + «Возраст» «Образование» + «Дополнительные характеристики» ». Указываются причины обращения клиента или мотивы направления его на обследование, жалобы испытуемого, относящиеся к целям и содержанию обследования. Фиксируется характеристика контакта и отношение к факту обследования. Характеристика отношения к обследованию (адекватное, не адекватное, формальное), характеристика контакта (свободный, затрудненный, нарушенный, формальный).

Дается описание психодиагностических методик используемых при обследовании, логика и принцип составления тестовой батареи.

Заключение
Здесь происходит обобщение выводов анализа, подчеркиваются самые важные моменты и результаты обследования, даются ответы на поставленные перед психологом вопросы.

Оставить вопрос психологу

Заходите и получайте ответы психолога онлайн.

На нашем сайте на вопросы отвечают психологи. МИССИЯ САЙТА —

ОБЩЕНИЕ С ПСИХОЛОГОМ ОНЛАЙН!

Мы рады предложить Вам возможность задать вопрос психологу бесплатно:

- задавайте вопросы в комментариях;

- задавайте вопросы на страницах наших психологов:

**

Другие статьи

Судебно-экспертные услуги в области психиатрии

Рецензия психиатра, заключение психиатра для суда, заключение психолога для суда, психологическая экспертиза, психиатрическая экспертиза, посмертная экспертиза

Рецензируем экспертные заключения, проводим посмертные психиатрические экспертизы, в том числе по определению суда

Проводим судебные амбулаторные и посмертные психиатрические экспертизы. Наши специалисты имеют научные степени, действующие дипломы и сертификаты, в том числе судебных экспертов-психиатров, значительный опыт работы по проведению независимых судебных экспертиз. Наша организация имеет лицензию на проведение следующих судебных медицинских экспертиз:

По определенным делам проводится посмертная судебно – психиатрическая экспертиза или с участием психолога психологическая экспертиза. Отмена судом завещания (дарственных и т.п.) на основании «Заключения посмертной судебно-психиатрической экспертизы» или психологической экспертизы становиться все больше. Как правило, одну из сторон (участников гражданского дела), выводы экспертов не устраивают. Квалифицированное оспаривание такой экспертизы может помочь решить вопрос в Вашу сторону.

Но возразить на обоснования, выводы и в целом на заключение эксперта психолога или заключение эксперта психиатра. сделанные с применением специальных знаний сложно. Заключение экспертизы является одним из доказательств и рассматривается наравне с другими имеющимися в деле, поэтому если оно не оспаривается, то соответственно учитывается при вынесении решения.


Обычно юрист не обладает специальными знаниями, чтобы оспорить психиатрическую экспертизу по существу. Для помощи по специальным вопросам целесообразно пригласить специалиста психиатра, который сможет оспорить посмертную судебно психиатрическую экспертизу или психологическую экспертизу, а при необходимости представить альтернативное заключение медицинского психолога.

Для специалиста психиатра (медицинского психолога) ставятся следующие задачи:
  • Подготовить вопросы для разъяснения по проведенной экспертизе к эксперту проводившему исследование.
  • Подготовить существенную (мотивационную по существу) (специальную медицинскую) часть ходатайства о назначении повторной экспертизы.
  • Подготовить для суда рецензию специалиста на заключение экспертов.
  • Подготовить для суда заключение специалиста (альтернативное заключению экспертов).
  • Все это весомые аргументы в оспаривании доказательства «заключение комиссии экспертов». Но на практике, суд неохотно принимает ходатайства о приобщении вышеуказанных заключений, к материалам дела, мотивируя свое решение тем, что специалист не давал подписку о даче ложных показаний. Этот вопрос решается приглашением специалиста для дачи показаний в суд (с рецензией и (или) заключением).


Более подробную информацию по порядку назначения и проведения экспертизы Вы можете посмотреть в соответствующих разделах:

Психологическое заключение

Психологическое заключение. Психологический диагноз.


Структура психологического заключения и его особенности.
Психологический диагноз и рекомендации.

В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании. Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов. Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.

Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей.

Общая часть психологического заключения содержит:
• основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования);
• жалобы родителей или педагогов;
• наиболее важные анамнестические данные;
• описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность;
• характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи);
• операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы;
• особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной);
• результирующую оценку уровня интеллектуального развития;
• характеристику аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка;
• краткое описание сформированности системы базовых составляющих (произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации) с определением уровней, которые дефицитарны.

Итоговая часть заключения психолога:
• психологический диагноз;
• вероятностный прогноз развития;
• рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения психолога ориентирована не только на специалистов, но и на тех, кто контактирует с ребенком (педагоги, администрация, другой обслуживающий персонал), и должна давать представление о его трудностях и особенностях.

Итоговая часть адресована профильным специалистам — психологу, логопеду, дефектологу, врачам, другим специалистам сопровождения (скачать «Образец заключения психолога»).

В начале общей части психологического заключения необходимо описать отношение ребенка к обследованию, мотивацию его деятельности. Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.).

Детализируются те результаты, которые выходят за рамки социально-психологического норматива (СПН) как в сторону снижения, так и в сторону повышения результативности. Отмечаются сильные качества ребенка, позволяющие компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера, высокая мотивация). Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь функции контроля и программирования деятельности.

Описание развития когнитивного звена традиционно включает характеристику особенностей мнестической деятельности, особенности переключения, распределения внимания, наличие инертности речи. Здесь же приводятся результаты выполнения заданий, вербального и невербального (перцептивно-логического) характера, их результативность по сравнению с условно нормативными показателями.

Принципиально важно отметить особенности сформированности пространственно-временных представлений, а именно на каком их уровне возникают проблемы. Это дает возможность определить начальный уровень коррекционной работы, ориентированной на познавательную деятельность. Именно здесь необходимо отметить объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого, обучаемость ребенка в целом.

В плане оценки аффективно-эмоциональной сферы описываются общий эмоциональный фон, его изменения и адекватность ситуации на протяжении обследования, преимущественный тип эмоционального реагирования, в том числе на стрессогенные ситуации в процессе обследования.

Если они имеются, отмечаются неадекватные ситуации реакции, фантазии и идеи, выраженность аффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к зонам своих интересов, к реакциям окружающих).

Делается вывод о зрелости эмоциональной сферы, сформированности самооценки и уровня притязаний, специфике отношений с детьми и взрослыми. Желательно объединить всю эту информацию в целостное представление о «профиле» аффективной организации (сформированности ее уровней).

Результирующей такого целостного представления о ребенке является психологический диагноз. Сама его постановка предполагает понимание механизмов и вероятных причин, приведших к данному варианту развития. Наше мнение о праве психолога на постановку психологического диагноза и непосредственно связанного с ним определении образовательного маршрута неоднократно высказывалось в наших лекциях.

Психологический диагноз

В психологический диагноз включается краткое, но емкое описание следующих важных элементов:
• типологический вариант развития как основной вывод специалиста;
• уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности;
• характер (профиль) латеральных предпочтений.

В свою очередь,вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей ситуации развития. Его следует рассматривать как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Здесь же можно оценить адаптационные возможности ребенка в образовательном пространстве.

Психологические рекомендации

В рекомендациях должна быть прописана структура предполагаемого образовательного маршрута ребенка: тип и вид обучения; форма и режим обучения; последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов; организация сопровождения ребенка специалистами «вспомогательного плана» (психологами, психотерапевтами, логопедами, специалистами медицинского профиля и пр.).

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения, необходимого уровня индивидуализации процесса обучения с учетом регуляторной, мотивационной и эмоциональной зрелости ребенка.

При необходимости кардинального изменения вида или даже типа образовательного учреждения психолог должен рекомендовать родителям обращение в ППМС-центр или непосредственно на ПМПК. Родителям даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием ими проблем ребенка.

В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями их отказ следует зафиксировать. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае заключение должно быть написано таким образом, чтобы, не ущемляя прав ребенка, дать достоверную информацию в понятной для родителей форме.

Наталья СЕМАГО, кандидат психологических наук
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук

Психологическое заключение. Психологический диагноз.

Заключение психиатра образец

Образец написания психологического заключения

Образец психологического заключения

Написание сихологического заключения - проблема, с которой сталкиваются психологи на практике.

Умение интегрировать в психологическое заключение информацию, полученную в беседе с клиентом, и результаты использования методик и тестов позволяет судить о психологе как о профессионале своего дела. Очень часто, психологическое заключение может рассказать об опыте психолога и его профессионализме.

Иначе говоря, психологическое заключение - это конечный результат и вывод всех лет обучения и практической подготовки психолога.

У каждого специалиста информация в заключении носит уникальный характер. Профессиональный психолог имеет психодиагностический арсенал методик. с которыми он постоянно привык работать. Используя информацию, полученную при помощи своего уникального набора тестов, психолог способен открыть тайну психики отдельного человека.

В своей работе практически каждый психолог сталкивается с необходимостью написания психологического заключения, закономерно что в его голове возникают вопросы: «С чего начать?», «Где бы взять хоть какой-то образец психологического заключения?».

В конце статьи ссылка для скачивания схем психологических заключений и образцов их написания, их можно взять за основу написания вашего психологического заключения.

И в конце, в написании психологического заключения важно помнить, что все заключения делятся на две группы: первичное психологическое заключение, которое составляется на первом этапе осмотра клиента, и итоговое психологическое заключение – выдается после углубленного клинико-психолого-педагогического обследования.

Удачи Вам в написании! Максим Величко.

Психологическое заключение

04.11.2011 19:02 Psyadmin Хиты: 16129 Разное

Название: Психологическое заключение (образцы, схемы, примеры).

Год издания: 2009 - 11

Формат: doc, pdf. в rar. архиве

Психологическое заключение – документ резюмирующий данные психодиагностического исследования.

Психологическое заключение включает в себя данные об особенностях развития, человека полученные при обследовании, проведенном профессиональным психологом или психотерапевтом. Заключение психолога может быть представлено по запросу в различные инстанции (ПМПК, военкомат, следственные органы и т.д.).

Выделяют следующие основные виды психологических заключений:

  • первичное психологическое заключение составляется специалистом по результатам беседы, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением - без полного клинико-психологического обследования клиента
  • итоговое психологическое заключение — является результатом углубленного клинико-психолого-педагогического обследования.

    В подборке "Психологическое заключение (образцы, схемы, примеры)" собраны образцы наиболее востребованных видов психологических заключений, а также схемы и примеры их написания.

    Содержание подборки «Психологическое заключение»:
  • Схема экспериментально-психологического заключения
  • Схема нейропсихологического заключения
  • Схема нейропсихологического заключения на ребенка
  • Примеры нейропсихологического заключения
  • Патопсихологическое заключение
  • Образцы патопсихологических заключений
  • Экспертные заключения
  • Форма написания экспертного заключения
  • Заключение социального педагога для школьного консилиума
  • Итоговое психологическое заключение
  • Психологическое заключение на учащегося
  • Критерии оценки при написании заключения
  • Первичное заключение психологического обследования
  • Образцы психологических заключений. Скачать подборку «Психологическое заключение» Лекция 28. Психодиагностическое заключение

    Психодиагностическое освидетельствование должно подробно фиксироваться клиническим психологом. Эти данные, как правило, остаются у психолога и не предъявляются при написании заключения или психологического диагноза. В заключения вносятся только краткие данные обследования.

    Форма освидетельствования, включающая не только данные психодиагностического обследования, но и результаты анамнестической и клинической беседы, данные о клиенте: возраст, профессия, образование, краткий диагноз, основные составляющие оценки психологического статуса, психологический диагноз, реабилитационные рекомендации и т.д. представляют собой обзорную запись о проведенном обследовании.

    Некоторые клинические психологи утверждают, что очень трудно разработать единую форму заключения, так как не может быть стандартной ситуация, с которой обратился клиент, и само обследование. В данном параграфе мы представим образец, разработанный Н. Т. Колесник1. По ее мнению, целесообразно использовать стандартные бланки для записи основных результатов обследования и резюмирования данных в доступном виде, в целях их дальнейшей обработки и проработки. Модель карты психологического освидетельствования, предложенная автором, является именно таким образцом. В ней диагностическое обследование и заключение, не повторяясь (даже сжато), отвечает на все затронутые в обследовании вопросы. Следует отметить, что в зависимости от объективных и субъективных причин не всегда все графы такой карты заполнялись полностью. Например, у больных и инвалидов старше 55 лет могла не заполняться 14-я строка, в которую вносятся данные методики ПЖС (профориентационная методика) у больных, поступавших из офтальмологического состава МСЭ, методика определения пластичности—ригидности эмоциональной сферы, требующая написания текста на бланке, заменялась на доступные методики, и т.д.

    Многие материалы, например данные шкалы самооценок Дембо — Рубинштейн, методики Мюнстерберга, методики определения пластичности — ригидности эмоциональной сферы, бланки написания текста, а иногда и просто замечания психолога по поводу того или иного клиента, записанные на отдельном листке, подклеивались к карте. Необходимо помнить, что любое исследование должно быть запротоколировано, а обработка результатов находится в психологической карте больного. Заключение по данным психологического обследования представляет собой качественное и количественное описание различных сторон психического состояния больного. Оно не может включать в себя постановку медицинского диагноза, а также конкретного указания на группу инвалидности. Психологическое заключение используется при принятии соответствующих решений (диагностического или о группе инвалидности) в качестве составной части.

    Для полного и качественного психологического освидетельствования больных в ходе практической работы была разработана и апробирована Карта психологического освидетельствования. Приведенная ниже форма психологической карты освидетельствования является образцом, составленным автором пособия. Однако каждый психолог вправе видоизменять ее по своему усмотрению.

    Образец написания психологического анамнеза. Больная М. 44 года. Не работает после травмы (май 1998 г.). Имеет дочь 20 лет (студентка). Проживают вдвоем в двухкомнатной квартире. Группу инвалидности не имеет. Ранее работала уборщицей, няней в детском саду, санитаркой. С работой справлялась до получения травмы (ударилась об угол стола). Дальнейших перспектив в работе не имеет.

    Связи с трудовым коллективом не поддерживает.

    Общение ограничено. Предпочитает общаться только с дочерью.

    ** Образец написания психологического диагноза. Исследование обнаружило общее незначительное выраженное снижение умственной работоспособности: внимания (сужение объема, переключаемость), памяти, истощаемости психических процессов. В эмоциональной сфере выражены нарушения невротического плана в форме повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости. В личностном плане имеются выраженные нарушения: завышенная самооценка, неадекватный уровень притязаний по значимым сферам деятельности.

    По данным психологического исследования, возможности больной оцениваются как близкие к норме, без видимых ограничений во всех видах жизнедеятельности.

    Образец написания реабилитационной рекомендации. Может работать и обучаться. Реабилитационный прогноз — положительный.

    Как мы пишем заключение психолога

    Нас много раз просили рассказать, как мы пишем заключение психолога. Просили студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтобы иметь какой-то образец, которому можно подражать. Просили коллеги психологи, чтобы либо использовать, либо покритиковать. Даже особо вдумчивые клиенты просили, чтобы сравнить наш подход с подходом других психологов.

    Мы долго отнекивались. Во-первых, мы не считаем наш способ написания заключения психолога эталонным. Он родился из практики. Просто лично нам, как практическим психологам, этот способ удобен. И клиентам он удобен потому, что всё получается логично и аргументированно. Но можно писать заключение психолога еще десятком других способов, и все эти способы могут быть хорошими.

    Во-вторых, совершенно не хочется вступать ни в какие профессиональные дискуссии с коллегами психологами. Мы уже давно ни с кем не дискутируем. Некогда и нет желания. Мы работаем, нам нравится, клиентам помогает – ну, о чем нам дискутировать. Это же не поиск научной истины, а практическое ремесло помощи людям. И хочется поменьше об этом говорить, и побольше заниматься любимым делом.

    Но тут мы провели мастер-класс по психологическому консультированию и психологической диагностике. Участники мастер-класса попросили изложить основные принципы написания заключения психолога. Так и родилась эта небольшая статья.

    Как мы пишем заключение психолога для клиента

    Заключение психолога мы пишем в следующих случаях:

    1. По официальному запросу сторонних организаций и для предоставления в эти организации. Наиболее типичные случаи – для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра. Поскольку мы специализируемся на работе с частными лицами, а не с организациями, то такое в нашей практике случается нечасто – несколько раз в год. К заключению психолога в этом случае обязательно нужно прикладывать заверенную копию диплома психолога, копию официальной регистрации как предпринимателя или справку с места работы психолога, а само заключение психолога подписывается специалистом (т.е. самим психологом) и ставится официальная печать организации (или печать индивидуального предпринимателя). Если психолог этого не сделает, сторонняя организация может оспорить легальность получения этого заключения и легальность работы самого психолога. Психологу это не выгодно, клиенту тоже, так что лучше сразу всё сделать правильно, чем потом сталкиваться с проблемами.

    2. По просьбе увлеченных энтузиастов психологического самопознания и самопомощи. Обычно таких людей интересуют конкретные психологические характеристики их личности. Например, общий уровень креативности, а также конкретные таланты и способности, перед выбором места учебы или при смене профессии. Это разумно. Человеку лучше знать свои сильные и слабые стороны прежде, чем инвестировать время и деньги в себя и в новую профессию. Также обращаются влюбленные пары перед принятием решения о совместной жизни или перед созданием семьи. Их интересуют психологическая совместимость и скрытые «тараканы» в психике друг друга. Конечно, можно прожить счастливую семейную жизнь и без всякого предварительного тестирования, но то, что люди не хотят полагаться на случайное везение в выборе спутника жизни – это заслуживает всяческого одобрения. Увы, любовь не всегда является гарантией психологической совместимости или психической нормальности. Также иногда обращаются люди с экзистенциальным кризисом, которые перед выбором дальнейшего жизненного пути, хотели бы объективно взглянуть на себя со стороны глазами эксперта психолога. В общем, случаи бывают разные, случаев много, и большинству таких людей заключение психолога оказывается полезным.

    3. Для дальнейшей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Бывает, что информация, рассказанная клиентом на консультации психолога, недостаточна. Что-то клиент не помнит, что-то не договаривает или врет, что-то не осознает, а что-то в принципе не может быть рассказано, т.к. это очень глубинное и личное. Тогда психолог проводит психологическую диагностику (психодиагностику), на основании полученных данных пишет заключение психолога, и с помощью результатов этого заключения и проводит дальнейшие процедуры: консультирование, психокоррекцию и психотерапию, помогающие психотренинги и т.п. Преимущество такого подхода состоит в том, что психологическая диагностика дает психологу объективные данные о личности клиента. Снижается эффект осознанного или неосознанного вранья клиента, снижается субъективизм самого психолога, увеличивается качество и количество информации, с помощью которой психолог может помочь человеку. Для дополнительного чтения по теме рекомендуем наши статьи: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека! », «Я не даю советов! », «Я не даю советов! Ответы на вопросы ».

    На основании чего пишется заключение психолога?

    Заключение психолога пишется на основании строгого психодиагностического обследования клиента, составленного и проведенного по определенным правилам. Нельзя написать заключение психолога на основании своего субъективного взгляда на клиента после психологической консультации. Т.е. технически написать можно, но ценность такого заключения психолога стремится к нулю. Субъективизм психолога, помноженный на лень психолога закономерно приведет к весьма недостоверным выводам.

    На факультете психологии существует академическая дисциплина психодиагностика, которую мы настоятельно рекомендуем изучать всем, заинтересованным в написании качественного заключения психолога. Поскольку объем статьи ограничен, мы тезисно остановимся на главных моментах:

    1. Не используйте непрофессиональные (любительские) тесты. Они хороши для развлечения, но ценность и пригодность психодиагностической информации, полученной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю. Уважающий себя и клиента психолог не использует непрофессиональные тесты.

    2. Не заполняйте тесты в неподходящих для этого условиях: между делом на работе, дома (отвлекаясь на членов семьи и домашние дела) и т.п. Поверьте, любого нормального человека можно с легкостью объявить сумасшедшим, если предъявить ему тесты в неподходящих условиях и в неподходящий момент. Т.е. достоверных и пригодных результатов вы точно не получите, если будете заполнять тесты в неправильных условиях.

    3. Не существует в мире ни одного единственного теста, на основании которого можно поставить правильный психологический диагноз и написать правильное психологическое заключении. Да, всё это можно сделать (и сделать хорошо!), но только на основании совокупности психодиагностических методик – например, батареи тестов, состоящей из 12-15 правильно друг к другу подобранных тестов. Умение составить правильную целевую батарею тестов, предъявить ее клиенту, получить пригодные для дальнейшей работы достоверные данные, обработать эти данные, написать заключение психолога и правильно трактовать это заключение клиенту, - это есть ремесло психолога. Во многих случаях ремесло, граничащее с искусством.

    4. При составлении психодиагностической процедуры следите за тем, чтобы все методики (в нее включенные) преследовали одну главную цель и при этом дополняли друг друга. Проективные методики должны быть дополнены строгими опросниками и, возможно, психофизиологическими пробами, а всё это должно быть обязательно дополнено клинической беседой с психологом по определенной строгой схеме. В общем, изучайте полезную науку психодиагностику. Дополнительно рекомендуем почитать нашу статью «О психологической диагностике ».

    Теперь мы пришли к тому, как мы все это оформляем в итоговый документ – заключение психолога. Напоминаем, что предложенный нами способ не эталон и не образец для подражания, а просто практический метод.

    1. Первое, что интересует психолога, это то, насколько полученный психодиагностический результат соответствует действительности. Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не наврал ли или не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. Существует три базовых параметра, характеризующих пригодность полученных психологом результатов: валидность, достоверность, надежность. Профессиональные тесты (в отличие от любительских) эти параметры отслеживают и контролируют. Первое, что мы пишем в заключении психолога, это то, насколько этому заключению следует доверять. Это вопрос честности и профессиональной репутации психолога. Иногда лучше психодиагностическую процедуру переделать. Это лучше, чем потом краснеть перед клиентом и в своей работе опираться на недостоверные результаты.

    2. Дальше психолога интересует, насколько психически нормален обратившийся к психологу человек. В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. Вот об этой тонкой грани между нормой и патологии, и о рекомендациях (об оптимальной форме психологической помощи для данного конкретного человека) мы и пишем обычно во втором пункте нашего заключения.

    3. Дальше мы пишем о нервной базе, т.к. психика человека – это надстройка над его нервной системой. Здесь пишется о балансе возбуждения и торможения, о темпераменте, о циклоидности (степени цикличности нервных процессов). Все это очень важно, т.к. по большому счету, это некорректируемо ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента.

    4. Потом мы обычно пишем о базовых психических процессах и свойствах: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Это то, что психолог теоретически может скорректировать, но практически это корректируется очень тяжело. Психологический комфорт клиента и успех работы психолога напрямую зависят от того, насколько эти базовые психические процессы и свойства полноценны или дефектны. Вот почему мы уделяем им особое внимание.

    5. Дальше мы описываем более гибкие психологические характеристики, например, эмоции, воображение, креативность. Как вы уже заметили, мы двигаемся от базовых характеристик психики к надстроечным, и это здорово упрощает логическое понимание того, что происходит с клиентом психолога.

    6. Теперь мы подошли к одному из самых интересных моментов в работе психолога: мы описываем психологический тип клиента (психотип). Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что они очень адекватны в описании психологического типа личности.

    7. Дальше мы конечно не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним.

    8. Потом мы описываем эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» - приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога.

    9. Потом мы начинаем копать вглубь: история детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей в жизни данного клиента психолога). Это бесконечно творческая работа, здесь очень много тонкостей и полутонов, и все это очень желательно отразить в заключении психолога.

    10. В итоге мы пишем психологический диагноз, перспективы психологической помощи, оптимальные способы помощи (например, достаточно серии консультаций психолога или нужен курс психотерапии (и какой именно психотерапии) и т.п.), а также при необходимости рекомендуем консультации у других специалистов: психолога другой специализации, психиатра, невролога и т.п.

    Как видите, всё это довольно просто, если психолог не ленится и хорошо знает свою профессию. Нужно только тщательно всё проделать, и результат гарантированно будет качественным. А значит клиенту психолога станет хорошо, а самому психологу будет не стыдно за свою работу.

    © Авторы статьи психологи Игорь и Лариса Ширяевы.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

  • Заключение психологического обследования ребенка

    Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

    Первичное заключение психологического обследования


    Ф.И. ребёнка ____________________________________________________класс ______
    Домашний адрес: ___________________________________________________________
    время пребывания в данном коллективе ________________________________________
    Внешний вид и поведение в ситуации обследования _____________________________


    Тип семьи______________ Состав семьи________________________ЖБУ __________
    Краткая характеристика отношений в семье ___________________________________
    Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций _________________________________________________________________________
    Особенности речевого развития _____________________________________________
    Особенности латерализации _________________________________________________
    Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо) __________________________________________________________________________
    Характеристика внимания __________________________________________________
    Особенности запоминания _________________________________________________
    Сформированность пространственных представлений __________________________
    Понимание сложных речевых конструкций, употребления предлогов ______________
    Характеристика интеллектуального развития ___________________________________
    Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий вид мотивации _____________
    Эмоционально – личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий _____
    Тип темперамента __________________________________________________________
    Структура характера (основные черты характера, эгоцентризм, альтруизм) _________
    Заключение психолога ____________________________________________________
    Вероятный прогноз развития _______________________________________________
    Рекомендации:_______________________
    Дата _____________ Подпись психолога__________________

    Лист коррекционных занятий


    Специалист по коррекционной работе__________________________________________
    Цели и задачи коррекционной работы __________________________________________
    Формы и методы: ____________________________________________________________
    Этапы коррекционной работы: _________________________________________________

    Взят на индивидуальные / групповые занятия ______________________ раз в неделю
    Период занятий: ___________________________________________________________
    Динамика состояния ребёнка в процессе работы:
    На «______________________» ________________г.
    _________________________________________________________________________
    На «______________________» ________________г.
    _________________________________________________________________________
    На «______________________» ________________г.
    __________________________________________________________________________
    На «______________________» ________________г.
    _________________________________________________________________________
    Результативность коррекционной работы (в соответствии со статусом ребёнка на момент окончания занятий) _______________________________________________________________________
    Рекомендации по дальнейшей работе: _______________________________________________________________________

    Число _______________Подпись психолога __________________


    ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    Уч-ся _____________________________________________на начало и конец года

    Карта личности Итоговое психологическое заключение

    Статус ребёнка в начале психологического сопровождения ___________

    Начальные рекомендации по коррекционной работе _________________

    Динамика показателей ВПФ, развитие мотиационно-волевой и эмоционально-личностной сферы ____________________________________________________________________

    Психологическое заключение (статус в настоящий момент)
    ___________________________________________________________________
    Рекомендации
    __________________________________________________________________

    ПСИХОЛОГ БАРИЛО Е.М. _____________