Руководства, Инструкции, Бланки

демократический стиль плюсы и минусы руководства img-1

демократический стиль плюсы и минусы руководства

Рейтинг: 4.0/5.0 (1811 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Демократический стиль плюсы и минусы руководства - Это то, что нужно

Демократический стиль плюсы и минусы руководства

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на Демократический стиль управления характеризуется распределением. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников. Обычно демократический стиль управления применяется. Попустительский стиль управления коллективом известен также как либеральный. Это один из тех стилей управления, в которых лидеры. Человек, который всегда прав. Сплоченная и эффективная работа любого коллектива во многом зависит от его начальника. Эта аксиома, несмотря на всю свою банальность, служит отправной точкой к повышению качества работы любой туристической компании, что особенно важно в период экономической нестабильности. Каждому руководителю присущ собственный уникальный стиль управления. Правильно его определив, что мы и предлагаем сделать с помощью экспресс-теста, можно легче осознать свои сильные и слабые стороны, скорректировать возможные промахи и сделать шаг к тому, чтобы выражение «начальник всегда прав» в устах подчиненных звучало не слишком иронично. Наша новая рубрика «Практикум» посвящена психологии бизнеса — ценность таких знаний возрастает в кризисные времена. Как и надежной рекомендации - «помоги себе сам». Каков ваш стиль управления. Обычно стараюсь принимать решения самостоятельно 2. Советуюсь с подчиненными, приходя к единому мнению 4. Поручаю принятие решений подчиненным 6. Держу определенную дистанцию, сохраняю официальный тон 2. В 30-х годах на основе осмысления проведенных экспериментов он выделил три «классических» стиля руководства. авторитарный, демократический. Использовать демократические стиль руководства, необходимо очень и каждый способ управления имеет как плюсы, так и минусы. Полностью доверителен, общаюсь неформально 6. Общаюсь в деловом тоне с оттенком дружелюбия 4. В форме приказов и команд 2. Субъективными замечаниями, критикой или похвалой 2. Четкими указаниями на промахи с попыткой их скорректировать, дать совет 4. Предоставляю подчиненным возможность самим корректировать свои действия 6. Теперь подсчитайте полученные баллы. Авторитарный единоличный стиль руководства. Руководитель требует, чтобы ему докладывали обо всех нюансах, единолично принимает и отменяет решения. К мнению коллектива не прислушивается, все решает самостоятельно. Преобладающие методы управления - приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей. При авторитарном стиле руководства начальник предоставляет подчиненным лишь необходимый минимум информации. Минусы: Авторитарный стиль руководства может отрицательно повлиять на психологический климат в коллективе, привести к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. В творческих коллективах высока вероятность возникновения неудовлетворенности из-за невозможности полностью реализовать свои способности. Плюсы: Достоинством авторитарного стиля руководства является централизация воздействий на коллектив, высокая степень контроля. Рекомендуется реализовывать этот стиль в экстремальных ситуациях, в коллективах физического труда, а также в крупных компаниях с жесткой иерархией. Если начальник реализует авторитарный стиль, для максимального взаимопонимания следует. Демократический прогрессивный стиль руководства. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным вопросам, принимает решения вместе с подчиненными. Регулярно и своевременно информирует членов коллектива о нововведениях. Общение с подчиненными реализуется в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и своевременно выполненную работу. Тон доброжелательный и вежливый, приказы применяются крайне редко. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, старается отстаивать интересы подчиненных. Минусы: Данный стиль непригоден в ситуациях, когда нет времени для дискуссий и обсуждений, когда требуется принятие быстрого централизованного решения. Плюсы: Благоприятные условия для проявления инициативы сотрудников, гармоничные отношения в коллективе. Демократический стиль следует применять при условии высокой заинтересованности работников в результатах труда, их инициативности и ответственности. Либеральный разрешительный стиль руководства. Либеральный руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху, может подпадать под влияние коллектива. Он предпочитает не рисковать, стремится уменьшить свою персональную ответственность путем перекладывания обязанностей на подчиненных. Работу пускает на самотек, почти ее не контролирует, ожидает указаний сверху. Но при этом он может умело делегировать часть своих полномочий, что подталкивает к профессиональному развитию инициативных подчиненных. Минусы: В крайнем своем проявлении либеральный стиль может привести к безвластию и анархии в коллективе, а также к потере уважения к руководству. Плюсы: Такой стиль руководства предпочтителен в маленьких творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью, а также когда у руководителя и подчиненных примерно равный уровень образования и культуры. В завершение необходимо сказать, что не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных задают преобладание определенного стиля. В работе эффективного руководителя в той или иной степени должен присутствовать каждый из трех стилей. Это и есть искусство управления. Рубрику ведет психолог Анастасия МАРТЫНОВА.

«Считается, что руководители используют разные стороны стилей в зависимости от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных.

Другие статьи

Демократический стиль плюсы и минусы руководства

/ ПОУСЭ

Давайте разберем, какие существуют стили управления. Их всего три и каждый из них имеет как плюсы, так и минусы.

При данном стиле управления, менеджер прислушивается к мнению своих подчиненных и принимает обдуманные решениях исходя именно из этого. При использовании демократического стиля, внутри коллектива образуется благоприятная для работы атмосфера.

Плюсы данного стиля:

1. повышение работоспособности и раскрытие творческого подхода;

2. мотивация подчиненных к общению и обсуждению всевозможных проблем;

3. дает, возможно, строить в коллективе доверительные отношения, как работник-подчиненный, так и подчиненный-подчиненный.

Минусы данного стиля:

1.Простая форма контроля в связи с доверием, которая может привести к некачественному выполнению своих обязанностей;

2. потеря времени на общие обсуждения перед принятием решений.

Демократический стиль хорошо использовать в ситуациях, при которых требуется плавное, выполнение работы всей структуры. Эффективность работы, при этом стиле, как правило, находится на высшем уровне.

При этом стиле все право управление сосредоточено в руках одного человека – руководителя. Главным слоганом можно считать «Вся инициатива наказуема». Большая эффективность данного стиля при серьезных, критических ситуация, требующих точной координации и отладки работы всех подчиненных.

Плюсы данного стиля:

1.Быстрота реагирования в критической ситуации.

Минусы данного стиля:

1. Полное подавление инициативы со стороны сотрудников;

2. Требует серьезного подхода к распределению и контролю работы со стороны руководителя, отнимает много сил.

Авторитарный стиль должен использоваться в ситуациях требующих быстрого реагирования, когда совсем нет времени на обсуждение. Данный стиль был очень популярен в СССР. Если при управлении пользоваться только этим стилем, то в дальнейшем это приведет к серьезному снижению эффективности. Так же у подчиненных будет развиваться полная зависимость от руководителя, даже в самых мелочных ситуациях.

При использовании данного стиля, все подчиненные принадлежат сами себе, управленец не вмешивается в ход их работы, контроль очень слабый и проходит поверхностно.

Плюсы данного стиля:

1.вся инициатива в руках работников;

2. отсутствие контроля дает большой простор для реализации творческих способностей.

Минусы данного стиля:

1. отсутствие серьезного контроля;

2. дальнейший возможный итог – анархия.

Либеральный стиль очень эффективен при работе с творческим коллективом, в котором постоянный контроль и давление со стороны руководства мешают эффективному выполнению своих обязанностей.

Вы, наверное, заметили, что каждый стиль управления хорош по-своему, и невозможно подобрать один из них, который бы подходил для различных ситуаций. Такая эффективность достигается путем комбинирования, учитывая особенности и цели каждой ситуации в целом. Не последним фактором должна идти оценка качеств подчиненных, как коллективно, так и каждого по отдельности.

Let's look at what are the management styles. Are only three, and each of them has both pluses and minuses.

With this style of management, the manager listens to the views of their subordinates and make educated decisions based on precisely this. When using a democratic style within the team formed a favorable work atmosphere.

Advantages of this style:

1. Increase efficiency and disclosure of creativity;

2. Motivation of subordinates to communicate and discuss all sorts of problems;

3. Gives possibly build trusting relationships in the team, as a worker-slave and slave-slave.

Disadvantages of this style:

1.easy form of control in relation to the trust, which can lead to poor performance of their duties;

2. Loss of time for general discussion before making decisions.

Democratic style is good to use in situations that require a smooth, performance of the entire structure. Efficiency, with this style, as a rule, is at the highest level.

At the same style all the right management is in the hands of one man - the manager. The main slogan is the 'whole initiative is punishable. "The high efficiency of this style in serious and critical situation requiring precise coordination and debugging of all subordinates.

Advantages of this style:

1.Bystrota response in critical situations.

Disadvantages of this style:

1. Complete suppression of initiative on the part of employees;

2. Requires a serious approach to the allocation and control of work on the part of the head, takes a lot of strength.

Authoritarian style should be used in situations requiring a rapid response when there is no time for discussion. This style was very popular in the USSR. If you use only this management style, then in the future this will lead to serious inefficiencies. Just subordinates will develop complete dependence on the head, even in the most petty situations.

When using this style, all the slaves belong to themselves, manager does not intervene in the course of their work, control is very weak and passes superficially.

Advantages of this style:

1.vsya initiative in the hands of employees;

2. Lack of control gives great scope for creative abilities.

Disadvantages of this style:

1. Serious lack of control;

2. Further possible outcome - anarchy.

Liberal style is very effective in working with the creative team, in which the continuous monitoring and pressure from management hinder the effective performance of their duties.

You have probably noticed that each management style is good in its own way, and it is impossible to pick one of them that would fit for different situations. This efficiency is achieved by combining the given characteristics and objectives of each situation as a whole. Not the last factor assessment should go as a slave, both collectively and each individually.

Авторитарный, демократический стили руководства: плюсы и минусы?

Авторитарный, демократический стили руководства: плюсы и минусы?

Плюсы авторитарного - ответственность перед обществом и за общество лежит на одном руководителе.Минусы - неминуемы ошибки в принятии решений, т.к все-таки возможно отсутствие должного учета иных суждений.

Щенки ши-тцу
Всесторонняя помощь в выращивании, консультации по уходу за шерстью, помощь на выставках (при желании). Порода не вызывает аллергию, не линяет, отлично уживается с иными животными, обожает детей.

ЭДУАРД АСАДОВ
Кроме того, Эдуард Асадов переводил стихи поэтов Азербайджана, Башкирии, Грузии, Калмыкии, Казахстана, Узбекистана. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком мины в лицо.

Штукатурка стен цена за работу и стоимость отделочных материалов
Потому что не каждый человек сумеет сделать все этапы работы правильно с точки зрения актуальных на сегодняшний день стандартов. Зачастую даже опытные профессионалы растрачивают на отдельные этапы огромное количество усилий и временных ресурсов.

Демократический стиль подразумевает реализацию разного рода решений и широкого участия в этом самого общества - это плюс. Минус состоит в том, что демократия может превратиться в охлократию и анархию - при попустительстве всем и любому и отсутствии контроля ответственности над силами демократического стиля управления.

Все материалы toppotok.ru (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник. Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Похожие новости
  • Какие существуют очень-очень смешные шутки для школьного КВН-а?
  • Шрифты чертежные
  • Как сделать объемную звезду из бумаги?
  • Шуб-туры в Грецию
  • Штрафы ГИБДД, срок давности и санкции за неуплату
  • Новое законодательство о тонировке 2015 года
  • Купить квартиру в Щербинке
  • Штраф за проезд под кирпич (знак въезд запрещен)
  • Кошелев Юрий Михайлович | Персоналии
  • Шуточные игры и конкурсы на Выпускной в 9, 11 классе
Другие статьи

Эдуард Асадов Стихотворения о любви
Потому-то стихи Эдуарда Асадова в основном сюжетны: в их основе истории, которые любой неискушённый человек может счесть своими собственными.

Как узнать серийный номер телефона самостоятельно
Последний случай более удобен, так как доступен в любой момент, когда телефонный аппарат находится у вас в руках. Расшифровка расстановки ввода: - звездочка; - решетка; - ноль; - шесть; - решетка.

Как оспорить наложенный на меня штраф за перевозку ребенка без специальных удерживающих средств?
Нарушение этого требования в соответствии с частью 3 статьи 12.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечёт наложение на виновного лица административного штрафа в размере 3-х тыс. руб.

Финансы и кредиты шпаргалки к экзамену
Шпаргалка по финансам и кредиту - Мягкова Татьяна Мягкова Екатерина Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать необходимо. Ргсу специальность деньги и кредит Форум Тема: Шпаргалки к госэкзамену по теме Экономическая теория, деньги и кредит.

Продажа недвижимости Щелково. Купить квартиру в Щелкове бесплатные объявления от частника.
Недвижимость вторичка Щелково бесплатные объявления продажа зданий в Щелкове недвижимость под склад продажа, торговое помещение Щелково от собственника продажа на бесплатной доске объявлений кинрент.ру Щелково продажа офисов в Щелкове бесплатные объявления от частника.

Узловой зоб щитовидной железы — симптомы и лечение
В щитовидной железе может сформироваться огромное количество псевдоузлов – подострый тиреодит, хронический аутоиммунный тиреоидит. Методы диагностики узлового зоба Заболевание подтвердить может только эндокринолог, он тщательно ощупывает щитовидную железу.

Лечение узлов на щитовидной железе
Как и чем лечить узлы щитовидной железы Метод лечения зависит от природы найденных узлов, а не от их размера и количества. В случае, когда такое аппаратное лечение оказывается неэффективным, новообразования из тела железы удаляют хирургически.

Уничтожитель документов
Более массивные шредеры могут убить сразу пачку бумаг, а в лоток наименее мощного устройства придется вставлять по одному листу. Другие характеристики Объем урны – обычно эта характеристика прямо пропорциональна производительности устройства.

Какой штраф за тонировку в 2015 году?
Также водители отмечают не менее удобное вождение, что вызвано защитой от слепящих лучей солнца и мучительной жарой летом. Если шофёр решит, что замер неточен, то он имеет право требовать повторный замер, который проводится при 2-х понятых.

Шпаргалки (шпоры) по организации производства
Показатели, характеризующие использование оборудования и производственной мощности. 13. Понятие производственной мощности учреждения и факторы ее определяющие. 12.

Как проверить свой иммунитет
Способность вашего организма сопротивляться инфекциям, вирусам, бактериям и всему тому, что грозит вашему здоровью. Если иммунная система ослаблена, организм перестает реагировать на вредные микроорганизмы, проникающие в него извне.

Использующим необученный персонал работодателям грозят повышенные штрафы
Медведев выделил, что столь ощутимые финансовые утери сопоставимы с бюджетами некоторых секторов экономики государства. Максимальным рискам собственному здоровью подвержены нефтяники, шахтеры, а также металлурги и машиностроители.

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения

Рассмотрим стили педагогического общения воспитателя, учителя, педагога, стиль педагогического руководства.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Загорудько Анна Алексеевна # 18 февраля 2014 в 23:44 0

Благодарна за статью. До сих пор вспоминаю с любовью и теплотой свою первую учительницу, которая использовала демократический стиль общения, а также яркий пример авторитарного стиля общения - учителя, у которого будучи студенткой проходила практику. Тогда же на примере авторитарного стиля поняла, как в общении действует закон Ньютона (для каждого действия есть противодействие). Хочется выразиться словами Конфуция: "Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведёт, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведёт, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством."

оксана # 1 мая 2014 в 12:20 0

Демократический, Позиционарный - Психология управления персоналом - Учебные материалы для студентов

Демократический

Характерная черта данного типа стиля руководства – истинное, а не декларируемое взаимодействие всех участников производственного процесса в обсуждении, подготовке и реализации того или иного решения вне зависимости от статусного расположения на иерархической лестнице. Коллегиальность при этом полная или почти полная. Это команда единомышленников. Но во время реализации принятого решения ответственность распределяется в соответствии с компетенцией и квалификацией сотрудников, участвующих в проекте (рис. 1.10).

Рис. 1.10.Демократический тип стиля руководства

Плюсы. данный тип стиля управленческой деятельности в настоящее время хорошо представлен в организациях и учреждениях, результатом деятельности которых является продукт с большой долей креативной составляющей. Это могут быть различного рода учреждения, образовательные структуры, политические партии, общественные объединения и т.п.

Минусы. в организации с таким типом стиля управленческой деятельности всегда присутствует вероятность образования наряду с формальной лидерской управленческой группой, обладающей всеми соответствующими полномочиями, правами и обязанностями, равноценной ей по своему сущностному содержанию неформальной группы. Такая своего рода оппозиция может привнести деструктивизм в процесс работы организации.

Позиционарный

Данный тип стиля управленческой деятельности к демократическому блоку можно отнести весьма условно. Руководители, прибегающие к нему, на самом деле могут использовать другие стили и методы, "прикрывая" их псевдодемократическим стилем, при этом позиционируя себя как приверженцев передового и нового (рис. 1.11). Этот тип стиля руководства характеризуется тем, что:

• в этом случае обязательно присутствуют все характерные признаки демократического типа стиля руководства;

• вне зависимости от истинных целей руководителя, прибегнувшего к данному стилю, он является предвестником неизбежной трансформации старого стиля управленческой деятельности. Выражаясь иначе, возникает классическая ситуация перемен, когда "верхи не могут, а низы не хотят".

Рис. 1.11.Позиционарный тип стиля руководства

Плюсы: к позитивным факторам позиционарного типа можно отнести то, что с сто помощью организация в целом может избежать или как минимум амортизировать конфликтно-кризисную производственную ситуацию либо ее последствия (например, забастовки подчиненных, стачки, голодовки и т.п.), смягчить остроту противоречий между руководящим составом и подчиненными сотрудниками. Нередко ошибки исполнения принятого решения обнаруживаются только на стадии его реализации или завершения. Руководитель не всегда в состоянии увидеть просчеты в своих выводах и заключениях, и это прямой путь к конфронтации. Научно доказано, что эффективным может быть только такое решение, которое принимается как руководителем, так и самим исполнителем с учетом качества этого решения.

Минусы: возможны варианты нарушения взаимоотношений между управленческим и исполнительским звеньями организаций, когда руководитель внимательно выслушивает высказывания подчиненных или делает вид, что слушает, с целью отвергнуть эти предложения, несмотря на их инициативу по улучшению решений. А затем, по прошествии некоторого времени, использует ранее предложенные чужие улучшения, выдавая их за свои. Нет более эффективного способа подавить инициативу подчиненных. Подобный поступок уничтожает моральный дух коллектива. Психологическим последствием такого подхода к работникам является возникновение отрицательной мотивации к труду.

Еще один блок стилей управленческой деятельности – либеральный (отстраненный, попустительский, анархический и пр.). Несмотря на явный негативизм этих типов управления, они нередко встречаются в отдельных организациях. Там имеют место:

• согласие руководства с мнением подчиненных;

• слабое распределение обязанностей;

• неуверенность в себе у руководителя при принятии ответственных производственных решений;

• возможности возникновения конфликтов без конструктивного их решения.

Как правило, в таких организациях руководитель не вмешивается в порядок и содержание групповой дискуссии экспертов. Аргументация каждого эксперта заслушивается полностью, вне зависимости от качественных показателей предлагаемого решения. Лидер не высказывает своей позиции, может задавать вопросы. Обсуждения и совещания сумбурны, участники отклоняются от заданной темы, переходя на малозначительные и второстепенные детали. В результате резолюция либо нс принимается вовсе, либо для этого тратится неоправданно значительное количество времени. Решение лидер принимает единолично, часто в отрыве от альтернатив, выработанных в процессе обсуждения проблемы. Оно либо самостоятельное, либо принимается в то время, когда руководитель идет по пути наименьшего сопротивления, на поводу у кого-то или группы лиц. Такие решения часто носят бессистемный характер и противоречат одно другому (например, предыдущему).

В одном случае руководитель будет восприниматься подчиненными как прогрессивная личность, способная принять все точки зрения и не зажимающая инициативу, в другом случае – как равнодушный, самоустраняющийся субъект. Психологическая причина этого – проявление стереотипов мышления и инерции у руководителей, страх перед ответственностью при принятии того или иного решения, боязнь совершить промах или ошибку. Отсюда стремление самоустраниться и предоставить все воле случая. Парадоксально и то, что многие высококвалифицированные менеджеры просто нечувствительны к внешним переменам, от которых в значительной степени зависит деятельность фирмы. В любой организации имеется стандартный набор решений проблем определенными, хорошо отработанными способами. Поэтому руководители не стремятся находить новые средства решения во вновь возникающих проблемах, а большинство из них и вовсе не хотят никаких изменений, так как понимают, что перемены требуют больших усилий со стороны как руководителя, так и персонала. Для такого руководителя в личностном плане это чревато тем, что в недалеком будущем он со своим стереотипным отношением к новым проблемам будет оторван от действительности и совсем неэффективен, что неизбежно отразится на его индивидуальной карьере. Организация будет стремиться избавиться от таких руководителей. В противном случае она перестанет быть конкурентоспособной. Тем не менее, с объективной точки зрения, при возникновении такой ситуации в организации, как и при любом другом кризисе, можно говорить о присутствии некоторого положительного аспекта. Речь идет о возникновении объективных причин выхода из стагнации в процессе жизнедеятельности организации и необходимости изменений в структурных и ситуационных условиях существования фирмы. Неизбежность преобразований становится тем очевиднее, чем глубже укореняется кризис в управленческой деятельности руководства.

На рис. 1.12–1.14 показаны похожие между собой типы стиля руководства.

Все три типа стиля управленческой деятельности, представленные здесь, по своей сущности выступают одним и тем же типом. При видимости сохранения структуры как единого организма они им, строго говоря, не являются, так как не предполагают ответственного руководства в обсуждении, принятии, продвижении и исполнении производ-

Рис. 1.12.Либеральный тип стиля руководства

Рис. 1.13.Попустительский тип стиля руководства

Рис. 1.14.Отстраненный тип стиля руководства

ственных решений, направленных на результат труда. Друг от друга они отличаются лишь разницей в позиции руководителя. В первом случае менеджер выступает как равноправное и равнозначное звено, без принятия на себя ответственности. Во втором – имеет совещательный статус и идет на поводу у обстоятельств. В третьем – вообще устранен или самоустранен из производственного процесса, выступая в роли свадебного генерала, и занимает созерцательную позицию.

Плюсы: к позитивным факторам в этой ситуации можно отнести то, что эти стили руководства позволяют максимально использовать творческий потенциал коллегиального подхода в решении производственных задач. Креативная компонента коллектива никоим образом не подавляется авторитетом руководства организации. Здесь можно с наибольшей эффективностью применять, например, такие инновационные методы поиска решения, как "мозговой штурм" и аналогичные. Необходимо лишь помнить о временно́м факторе, который при значительной продолжительности ситуации применения этих типов стиля руководства организации может сыграть отрицательную и даже разрушительную роль, о чем уже говорилось выше. В течение короткого срока данные типы целесообразно применять на выходе из конфликтной производственной ситуации, в послекризисный период. Это сглаживает остроту противоречий во взаимоотношениях между сотрудниками одной организации, в условиях коммуникации "начальник – подчиненный".

Минусы: если появилась необходимость применения этих типов стиля управленческой деятельности, то это сигнал для высшего звена управления (собственников) о необходимости поиска выхода из данной ситуации с помощью, например, небезызвестных из нашего прошлого "оргвыводов". Кроме того, может возникнуть прецедент искусственного создания в дальнейшем представителями неформальных лидерских групп персонала предприятия спекулятивных ситуаций, предрасполагающих к применению этих типов стиля руководства.

Анархический тип стиля руководства данного блока управленческой деятельности – наиболее одиозный и деструктивный (рис. 1.15).

Данный тип является, как правило, следствием слишком затянувшегося попустительского или отстраненного типа стиля управленческой деятельности или каких-либо иных

Рис. 1.15.Анархический тип стиля руководства

форс-мажорных кризисных управленческих ситуаций. Он характеризуется тем, что:

• изменилась полярность (направленность) управленческой коммуникации на прямо противоположную, т.е. фактически исполнительные звенья и звенья руководства поменялись местами;

• управленческая коммуникация напрямую фиксируется от исполнителей к руководителю, т.е. приобретает черты диктаторского типа руководства, только наоборот.

Плюсы. с точки зрения жизнедеятельности организации прямых позитивных факторов у данного типа мало, т.е. практически их нет. К опосредованным можно отнести то, что наличие данного типа служит показателем глубокого и серьезного конфликта, протекающего как в открытой, так и в скрытой форме, на начальной его стадии.

Минусы. основная негативная черта этого типа, как и любой другой анархической системы, – невозможность конструктивного управления без радикальных изменений в организационной структуре, непредсказуемость общей коммуникационной ситуации, дестабилизация отношений и психологического морального климата, лихорадка или полная стагнация в производственном процессе. Если не принять срочных мер по стабилизации и переменам, ситуация окончательно может выйти из-под контроля, и наступит агония предприятия.

Каждый стиль руководства имеет свои плюсы и минусы. Выбор того или иного стиля зависит не только от конкретной ситуации, сформированности коллектива, стоящих перед ним задач, но и от характера руководителя, его психологической, коммуникативной и квалификационной компетентности. Каждый стиль предъявляет свои требования к средствам, которыми пользуется лидер. Средства должны быть адекватны выбранному стилю. Например, если руководитель относится к "жесткому" типу и явно показывает, что сотрудники для него ничего не значат и он рассматривает их только как обременительный "фактор издержек", то тем самым он весьма активно и действенно демотивирует сотрудников. Никакие в дальнейшем благие побудительные призывы такого руководителя не будут эффективны и не достигнут своей цели.

Представленные выше типы стиля управленческой деятельности руководителей и их основные характеристики весьма удачно отражены в так называемой управленческой матрице, впервые описанной в 1960-е гг. американскими психологами Р. Блейком и Д. Мутон [1] (рис. 1.16).

Рис. 1.16.Управленческая матрица (no Р. Блейку и Д. Мутон)

Представленную таблицу, которая выступает инструментарием по оценке качественных показателей эффективности организации с точки зрения управленческой деятельности, еще называют "решеткой менеджмента". Так, о компаниях, находящихся в секторе 1.1, можно сказать, что здесь – неэффективный менеджмент и ленивые работники. В секторе 1.9 основная задача компании – удовлетворить потребности персонала, своеобразный "клуб по интересам". Сектор 9.1 характеризуется девизом: "Все для победы, несмотря ни на что". Здесь к сотрудникам относятся как к необходимому одушевленному средству производства, без учета их целей и мнения. В средней части матрицы, в секторе 5.5 – находятся компании с относительно устойчивой производственной ситуацией, но без активного творческого и трудового энтузиазма сотрудников, отрабатывающих положенное рабочее время. Сектор 9.9 – почти совершенство, с идеальными условиями труда персонала, при высоком коэффициенте производительности, с эффективной системой управленческой деятельности.

В любой компании важнейший вопрос – полномочность в принятии решений. Полемика среди современных менеджеров о том, нужно ли допускать простых работников к участию в принятии решений, не прекращается до сих пор. Многие управленцы придерживаются мнения, бытовавшего еще во времена основателя американской научной школы управления Ф. У. Тейлора: "Пусть рабочий думает, но не решает". Американский социальный психолог Д. Мак-Грегор заявлял, что ". если работникам позволят влиять на решения, их касающиеся, то скоро они захотят участвовать в таких решениях, до которых им нет дела" [2]. Тем не менее современные научные разработки содержат противоположные выводы и рекомендации. Многие управленцы понимают, что персонал исполнительского звена способен проявить себя в изобретательской деятельности и организация много теряет, лишая простых работников творческого отношения к труду. Ученые предлагают более современные и полные параметры стилей руководства. Например, Т. Коно [3] разработал четырехстилевую модель поведения высшего хозяйственного руководителя. В соответствии с его концепцией целесообразно выделить новаторско-аналитический (партисипативный, или соучаствующий), новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный стили руководства. В своей работе он делает вывод, что только партисипативный стиль способен обеспечить выживание организации в условиях острейшей рыночной конкуренции. Основные черты этого стиля: доверительное отношение между руководителем и подчиненными, основанные на взаимном уважении; коллегиальность в разработке и принятии организационных решений, планирование и осуществление производственных изменений; делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий; возможность автономно разрабатывать и формировать новые идеи и т.д. Как видим, соучаствующий стиль корреспондируется с рассмотренным ранее демократическим стилем.

Однако при всей своей привлекательности и видимой универсальности для использования этот стиль требует соответствия определенным условиям, которые составляют характеристики:

• стоящих перед организацией задач.

Руководитель должен обладать. уверенностью в себе, высоким интеллектуальным и образовательным уровнем, умением ценить способности и предложения подчиненных, их оценку и ожидать от них креативных решений, развитыми морально-этическими качествами и т.д.

Персонал должен иметь: высокий уровень профессионализма, выраженную потребность в независимости, стремление к личностному росту и творчеству, интерес к работе, ориентацию па саморазвитие и перспективные цели, стремление к равенству в отношениях и пр.

Характеристика организационной (групповой ) задачи: предполагается множественность решений, требуются глубокий теоретический анализ и высокопрофессиональное исполнение, выполняется средними по напряженности усилиями.

Основные препятствия для партисипативного (соучаствующего) стиля управления таковы:

• отстраненное и высокомерное поведение руководителя, нежелание делиться властью с подчиненными;

• низкий профессиональный уровень персонала, боязнь ответственности и самостоятельности в реализации принятых решений;

• плохое информационное обеспечение организации, что мешает выработке необходимых решений;

• недостаток организационных стимулов (отсутствие верной и адекватной мотивации и заинтересованности для включения в процесс соучастия);

• дефицит времени, отводимого для выполнения задания;

• специфика самой задачи, требующей для своего решения более жестких методов руководства.

Из вышеизложенного со всей определенностью следует, что стиль руководства, взятый сам по себе, без учета конкретных условий его реализации, еще ничего не решает. Это справедливо по отношению ко всем типам стилей управленческой деятельности. Стиль руководства всегда должен соотноситься с эффективностью функционирования соответствующего коллектива и его особенностями.

  • [1] Куни, Г. О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 2. Ч. 6. М. 1981.
  • [2] McGregor D. The human side of enterprise. N. Y. 1960.
  • [3] Коно T. Стратегия и структура японских предприятий. М. 1987.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter