Категория: Руководства
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» гражданская оборона организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
В мирное время се органы управления, силы и средства выполняют часть задач РСЧС. связанных с защитой и ликвидацией последствий ЧС.
Структура и органы управления ГО. Гражданская оборона организуется но территориально-производственному принципу на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению РФ.
Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.
За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти.
Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, являющиеся но должности начальниками гражданской обороны.
В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан. Начальники органов управления по ГОЧС являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны (НГО).
По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, могут создаваться органы, осуществляющие управление ГО па территориях субъектов РФ и отнесенные к группам.
Для решения специальных задач наряду со штатными органами управления ГОЧС на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики. Для координации деятельности территориальных органов в пределах нескольких республик, краев или областей используются региональные центры ГОЧС, являющиеся полномочными представителями МЧС России в регионах.
Силы ГО. Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач гражданской обороны, создаются силы ГО. Силы ГО в соответствии с законодательством включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО (войска ГО), и гражданские организации ГО. Также в соответствии с законодательством РФ привлекаются Вооруженные Силы России, другие войска и воинские формирования и аварийно-спасательные формирования. Войска ГО объединены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, вертолетные отряды и другие части и подразделения. Управляет войсками министр МЧС России.
Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений создаются гражданские организации ГО. В них могут зачисляться граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на соответствующих территориях: выявляют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования; определяют по согласованию с организациями виды, состав и численность создаваемых формирований; ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет последних; организуют подготовку формирований; осуществляют общее руководство деятельностью формирований.
Организации, создающие формирования: разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом; осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований; поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами ГО к выполнению АСДНР.
Задачи гражданской обороныГражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданские организации гражданской обороны — формирования, создаваемые на базе организаций но территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
Для выполнения мероприятий но гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.
Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в Войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На вооружении Войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или ill группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника гражданской обороны — руководителя организации.
Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника гражданской обороны организации и несет полную ответственность за выполнение возложенных на штаб задач.
Обычно в организации создаются следующие службы: оповещения и связи, противорадиационной и противохимической защиты, медицинская, аварийно-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка и др.
В средних образовательных учреждениях в зависимости от профиля обучения, количества преподавателей и учащихся, а также наличия учебно-материальной базы могут создаваться: спасательные группы, посты радиационного и химического наблюдения, группы охраны общественного порядка, звенья ГО по обслуживанию убежищ и укрытий. Они комплектуются из числа преподавателей, обслуживающего персонала и учащихся.
Руководство ГО РФосуществляет Правительство РФ.
Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).
Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.
Органами, осуществляющими управление ГО, являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО – МЧС России;
- территориальные органы– региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры) и органы уполномоченные решать задачи по ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – главные управления МЧС РФ по субъектам РФ);
- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО;
- структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.
Решением соответствующих органов местного самоуправления аналогичные управленческие структуры ГО образованы на территориях городов, сельских поселений и других населенных пунктах, не отнесенных к группам по ГО. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов.
В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением, по решению их руководителей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области ГО. В организациях органами, осуществляющими управление ГО, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством РФ.
Количество работников в структурном подразделении по ГО или отдельных работников по ГО в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм: в организациях, отнесенных к категориям по ГО. с количеством работников до 500 человек – один освобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек – 2–3 освобожденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс. человек – 3–4 освобожденных работника; свыше 5,0 тыс. человек – 5–6 освобожденных работников.
В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек, назначается один освобожденный работник по ГО, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по ГО выполняется одним из работников по совместительству.
Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в Войска ГО, а также АСФ и спасательные службы.
Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ.
Аварийно-спасательные службы (АСС) и АСФ привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.
Нештатные АСФ ГО создаютсяорганизациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также специализированные организации, имеющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Организациями могут такжесоздаваться: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасательные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механизации работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские отряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.
Постановлением Правительства Российской Федерации " О Федеральных службах гражданской обороны" от 08.08.2003 № 475определены следующиефедеральные службы ГО:
- медицинская служба гражданской обороны;
- противопожарная служба гражданской обороны;
- гражданской обороны охраны общественного порядка;
- гражданской обороны защиты животных и растений;
- гражданской обороны защиты культурных ценностей
Кроме них в субъектах РФ, городах и районах созданы также и другие спасательныеслужбы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и светомаскировки, горюче-смазочных материалов и другие. В среднем количество спасательных служб на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложенных на них специфических, мероприятий зачастую невозможна деятельность формирований ГО и даже войск ГО по защите населения и проведению АСДНР.
Решение о создании федеральных служб принимаются Правительством РФ, о создании территориальных, местных и объектовых спасательных служб – органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
Для создания спасательных служб на соответствующей территории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств ГО предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных – независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) – к своевременному проведению конкретных видов мероприятий ГО. Структура, задачи и деятельность спасательных служб определяются положениями о спасательных службах, утверждаемыми соответствующим руководством ГО.
В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отселения) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты (ПЭП), администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.
В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходимой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в заданных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника повсеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.
В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил ГО в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, коммунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.
В целях обеспечения подготовки и ведения ГО в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и других мероприятий.
Все мероприятия ГО проводятся дифференцированно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают возможность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемого воздействия по городам и объектам тыла страны.
В целях реализации указанного дифференцированного подхода среди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (получившие название категорированных по ГО), по которым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжирование. В зависимости от оборонной, экономической и административно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по ГО. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения первичных и вторичных факторов поражения.
Для территории и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы мероприятий и нормативно-технических требований по ГО, которые должны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.
Чем выше значимость для страны (и для противника) конкретной территории (или организации), тем больший объем защитных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях гарантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.
При этом планирование и проведение мероприятий ГО должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование мероприятийГО − осуществляется в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ:
- в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях – за счет средств федерального бюджета;
- в субъектах РФ, органах местного самоуправления и подведомственных им бюджетных организациях – за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- во внебюджетных организациях – за счет собственных средств этих организаций.
Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями (независимо от формы собственности), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа – за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по ГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:
- бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений:
- организациями (за исключением бюджетных учреждений) – в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление ГО, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Гражданскаяоборона - система мероприятийпо подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурныхценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий;
службагражданской обороны - служба,предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включаяподготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданскихорганизаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных идругих неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этихдействий;
гражданскиеорганизации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций потерриториально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных СилРоссийской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом иподготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающихпри ведении военных действий или вследствие этих действий;
территория,отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт,имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в немобъектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайныхситуаций в военное и мирное время.
Статья2. Задачи в области гражданской обороныОсновнымизадачами в области гражданской обороны являются:
обучениенаселения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;
оповещениенаселения об опасностях, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий;
эвакуациянаселения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставлениенаселению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятийпо световой маскировке и другим видам маскировки;
проведениеаварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих действий;
первоочередноеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий иливследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включаяоказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятиедругих необходимых мер;
борьба с пожарами,возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение иобозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому ииному заражению;
обеззараживаниенаселения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимыхмероприятий;
восстановлениеи поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий иливследствие этих действий;
срочноевосстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочноезахоронение трупов в военное время;
разработка иосуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимыхдля устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военноевремя;
обеспечениепостоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Статья3. Правовое регулирование в области гражданской обороны1. Правовоерегулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии снастоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правиламеждународного договора.
Статья4. Принципы организации и ведения гражданской обороны1. Организацияи ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства,составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасностигосударства.
Гражданскаяоборона организуется на территории Российской Федерации потерриториально-производственному принципу.
2. Подготовкагосударства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно вмирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защитынаселения от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий.
3. Ведениегражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ееместностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического началавоенных действий или введения Президентом Российской Федерации военногоположения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Федеральнымзаконом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 5 настоящего Федеральногозакона внесены изменения
Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерацииопределяет основные направления единойгосударственной политики в области гражданской обороны;
утверждаетПлан гражданской обороны Российской Федерации;
вводит вдействие План гражданской обороны Российской Федерации на территории РоссийскойФедерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
утверждаетструктуру, состав войск гражданской обороны и штатную численностьвоеннослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войскахгражданской обороны;
осуществляетиные полномочия в области гражданской обороны в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Статья6. Полномочия Правительства Российской ФедерацииФедеральнымзаконом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 6 настоящего Федеральногозакона внесены изменения
обеспечиваетпроведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
руководит организациейи ведением гражданской обороны;
издаетнормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработкупроектов федеральных законов в области гражданской обороны;
определяетпорядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости отколичества проживающего на них населения и наличия организаций, играющихсущественную роль в экономике государства или влияющих на безопасностьнаселения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне взависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасностьнаселения;
определяетпорядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасныерайоны;
определяетпорядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий;
определяетпорядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядокнакопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасовматериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляетиные полномочия в области гражданской обороны в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и указами Президента РоссийскойФедерации.
Статья7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданскойобороныФедеральнымзаконом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 7 настоящего Федеральногозакона внесены изменения
Федеральныеорганы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке,установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации:
принимаютнормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования досведения организаций и контролируют их выполнение;
разрабатываюти реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органомисполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в областигражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне,включая подготовку необходимых сил и средств;
осуществляютмеры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых дляустойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
создают и поддерживаютв состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданскойобороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведениивоенных действий или вследствие этих действий;
создают исодержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств.
Федеральнымзаконом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 8 настоящего Федеральногозакона внесены изменения
Статья8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления в области гражданской обороныОрганыисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленномфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, на соответствующих территориях:
организуютпроведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планыгражданской обороны;
осуществляютмеры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданскойобороной в состоянии постоянной готовности;
организуютподготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населенияспособам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий;
создают иподдерживают в состоянии постоянной готовности к использованию техническиесистемы управления гражданской обороны, системы оповещения населения обопасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этихдействий, и объекты гражданской обороны;
проводятмероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурныхценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и другихучреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшегонаселения;
проводятмероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военноевремя;
создают исодержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляютконтроль за состоянием гражданской обороны.
Статья9. Полномочия организаций в области гражданской обороны1. Организациив пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют иорганизуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводятмероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучениесвоих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;
создают иподдерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальныесистемы оповещения;
создают исодержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств.
2.Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты иэксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значениеили представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайныхситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданскойобороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядокопределения таких организаций устанавливается Правительством РоссийскойФедерации.
Статья10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороныГражданеРоссийской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации:
проходятобучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;
принимаютучастие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействиеорганам государственной власти и организациям в решении задач в областигражданской обороны.
Статья11. Руководство гражданской обороной1. Руководствогражданской обороной в Российской Федерации осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации.
2. Руководствогражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организацияхосуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданскойобороны указанных органов и организаций.
3. Руководствогражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации имуниципальных образований осуществляют соответственно главы органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органовместного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданскойобороны.
4. Начальникигражданской обороны несут персональную ответственность за организацию ипроведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органахисполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.
5. Начальникигражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеютправо:
вводить вдействие соответствующие планы гражданской обороны;
приниматьрешения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей вбезопасные районы;
издаватьприказы по вопросам гражданской обороны.
Статья12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной1. Органами,осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
федеральныйорган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач вобласти гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные вустановленном порядке;
структурныеподразделения федеральных органов исполнительной власти, специальноуполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
структурныеподразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решениезадач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральнымзаконом от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящегоФедерального закона внесены изменения
2. По согласованиюмежду федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным нарешение задач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаватьсяорганы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектовРоссийской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Указанныеорганы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицаминачальствующего состава Государственной противопожарной службы, средства насодержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданскимперсоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектовРоссийской Федерации.
Руководителиуказанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительнойвласти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданскойобороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующегосостава Государственной противопожарной службы по согласованию с начальникамигражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных кгруппам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Статья13. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решениезадач в области гражданской обороныВ целях осуществлениягосударственной политики в области гражданской обороны Президент РоссийскойФедерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяетфедеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решениезадач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществлениесоответствующего нормативного регулирования, а также специальные,разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решениезадач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы,создаваемые в установленном порядке.
Полномочияфедерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного нарешение задач в области гражданской обороны, определяются ПравительствомРоссийской Федерации.
Статья14. Службы гражданской обороны1. Длявыполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов,районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданскойобороны организаций.
2. Решения осоздании служб гражданской обороны принимаются Правительством РоссийскойФедерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с ихполномочиями.
Положения ослужбах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальникамигражданской обороны.
Статья15. Силы гражданской обороны1. Силыгражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные длярешения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные ввойска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданскойобороны.
2. ВооруженныеСилы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняютзадачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Для решениязадач в области гражданской обороны воинские части и подразделения ВооруженныхСил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются впорядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3.Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаютсядля решения задач в области гражданской обороны в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Статья16. Основы деятельности войск гражданской обороны1. Навооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а такжебоевое ручное стрелковое и холодное оружие.
2.Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личностиустановленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительныезнаки гражданской обороны.
3.Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральноморгане исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач вобласти гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управлениегражданской обороной, в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.
4. Деятельностьвойск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданскойобороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войскгражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельностивойск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
5.Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявлениясостояния войны, фактического начала военных действий или введения ПрезидентомРоссийской Федерации военного положения на территории Российской Федерации илив отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях,эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозуздоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и другихнеотложных работ.
Статья17. Гражданские организации гражданской обороны1. Гражданскиеорганизации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельностигражданских организаций гражданской обороны определяется ПравительствомРоссийской Федерации.
2. Вгражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане РоссийскойФедерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания,инвалидов I, II и III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей ввозрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшеемедицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Статья18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне1.Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствиис федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.
2. Расходы наподготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе насоздание и содержание запасов материально-технических, продовольственных,медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления и организациями,возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в областигражданской обороныНеисполнениедолжностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в областигражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Статья20. Вступление в силу настоящего Федерального закона1. НастоящийФедеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Иныенормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению всоответствие с настоящим Федеральным законом.
ПрезидентРоссийской Федерации Б.Ельцин
12 февраля 1998 г.