Руководства, Инструкции, Бланки

кто осуществляет руководство гражданской обороной на территории субъекта рф img-1

кто осуществляет руководство гражданской обороной на территории субъекта рф

Рейтинг: 4.0/5.0 (1896 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Гражданская оборона Российской Федарации

Гражданская оборона РФ

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» гражданская оборона организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

В мирное время се органы управления, силы и средства выполняют часть задач РСЧС. связанных с защитой и ликвидацией последствий ЧС.

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие них;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие них;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие них, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие них;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие них;
  • восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Структура и органы управления ГО. Гражданская оборона организуется но территориально-производственному принципу на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению РФ.

Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти.

Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, являющиеся но должности начальниками гражданской обороны.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан. Начальники органов управления по ГОЧС являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны (НГО).

По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, могут создаваться органы, осуществляющие управление ГО па территориях субъектов РФ и отнесенные к группам.

Для решения специальных задач наряду со штатными органами управления ГОЧС на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики. Для координации деятельности территориальных органов в пределах нескольких республик, краев или областей используются региональные центры ГОЧС, являющиеся полномочными представителями МЧС России в регионах.

Силы ГО. Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач гражданской обороны, создаются силы ГО. Силы ГО в соответствии с законодательством включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО (войска ГО), и гражданские организации ГО. Также в соответствии с законодательством РФ привлекаются Вооруженные Силы России, другие войска и воинские формирования и аварийно-спасательные формирования. Войска ГО объединены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, вертолетные отряды и другие части и подразделения. Управляет войсками министр МЧС России.

Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений создаются гражданские организации ГО. В них могут зачисляться граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на соответствующих территориях: выявляют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования; определяют по согласованию с организациями виды, состав и численность создаваемых формирований; ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет последних; организуют подготовку формирований; осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

Организации, создающие формирования: разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом; осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований; поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами ГО к выполнению АСДНР.

Задачи гражданской обороны

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны — формирования, создаваемые на базе организаций но территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий но световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
  • оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Для выполнения мероприятий но гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в Войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На вооружении Войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или ill группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют обучение своих работников способам зашиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника гражданской обороны — руководителя организации.

Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника гражданской обороны организации и несет полную ответственность за выполнение возложенных на штаб задач.

Обычно в организации создаются следующие службы: оповещения и связи, противорадиационной и противохимической защиты, медицинская, аварийно-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка и др.

В средних образовательных учреждениях в зависимости от профиля обучения, количества преподавателей и учащихся, а также наличия учебно-материальной базы могут создаваться: спасательные группы, посты радиационного и химического наблюдения, группы охраны общественного порядка, звенья ГО по обслуживанию убежищ и укрытий. Они комплектуются из числа преподавателей, обслуживающего персонала и учащихся.

  • Безопасность жизнедеятельности
  • Другие статьи

    Руководство гражданской обороной - Студопедия

    Руководство гражданской обороной

    Руководство ГО РФосуществляет Правительство РФ.

    Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

    Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители.

    Руководство ГО на территориях субъек­тов РФ и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

    Органами, осуществляющими управление ГО, являются:

    - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО – МЧС России;

    - территориальные органы региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры) и органы уполномоченные решать задачи по ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – главные управления МЧС РФ по субъектам РФ);

    - структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО;

    - структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

    Решением соответствующих органов местного самоуправления ана­логичные управленческие структуры ГО образова­ны на территориях городов, сельских поселений и других населенных пунктах, не отне­сенных к группам по ГО. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствую­щих бюджетов.

    В федеральных органах исполнительной власти для планиро­вания и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области ГО. В организациях органами, осуществляющими управление ГО, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством РФ.

    Количество работников в структурном подразделении по ГО или отдельных работников по ГО в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм: в органи­зациях, отнесенных к категориям по ГО. с количеством работников до 500 человек – один ос­вобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек – 2–3 осво­божденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс. человек – 3–4 осво­божденных работника; свыше 5,0 тыс. человек – 5–6 освобожденных работников.

    В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек, назна­чается один освобожденный работник по ГО, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по ГО выполняется одним из работни­ков по совместительству.

    Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназ­наченные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в Войска ГО, а также АСФ и спасательные службы.

    Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

    Аварийно-спасательные службы (АСС) и АСФ привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

    Нештатные АСФ ГО создаютсяорганизациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные про­изводственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятель­ность населения, а также специализированные организации, име­ющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Организациями могут такжесоздаваться: спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

    В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасатель­ные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механиза­ции работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские от­ряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще­ственного порядка и др.

    Постановлением Правительства Российской Федерации " О Федеральных службах гражданской обороны" от 08.08.2003 № 475определены следующиефедеральные службы ГО:

    - медицинская служба гражданской обороны;

    - противопожарная служба гражданской обороны;

    - гражданской обороны охраны общественного порядка;

    - гражданской обороны защиты животных и растений;

    - гражданской обороны защиты культурных ценностей

    Кроме них в субъектах РФ, городах и районах созданы также и другие спасательныеслужбы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и светомаскировки, горюче-смазочных материалов и другие. В среднем количество спасательных служб на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложен­ных на них специфических, мероприятий зачастую невозможна деятель­ность формирований ГО и даже войск ГО по защите населения и проведению АСДНР.

    Решение о создании федеральных служб принимаются Прави­тельством РФ, о создании территориальных, местных и объектовых спасательных служб – органами исполнительной влас­ти субъектов РФ, органами местного само­управления и руководителями организаций.

    Для создания спасательных служб на соответствующей тер­ритории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств ГО предприятий, учреж­дений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных – независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности (подчиненности) – к своевременному про­ведению конкретных видов мероприятий ГО. Структура, задачи и деятельность спасательных служб оп­ределяются положениями о спасательных службах, утвержда­емыми соответствующим руководством ГО.

    В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отсе­ления) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты (ПЭП), администрации пунк­тов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

    В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходи­мой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в задан­ных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника по­всеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

    В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил ГО в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразде­лений органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, ком­мунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

    В целях обеспечения подготовки и ведения ГО в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и дру­гих мероприятий.

    Все мероприятия ГО проводятся дифференциро­ванно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают воз­можность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемо­го воздействия по городам и объектам тыла страны.

    В целях реализации указанного дифференцированного подхода сре­ди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (по­лучившие название категорированных по ГО), по ко­торым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжи­рование. В зависимости от оборонной, экономической и администра­тивно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по ГО. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения пер­вичных и вторичных факторов поражения.

    Для территории и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы ме­роприятий и нормативно-технических требований по ГО, которые дол­жны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.

    Чем выше значимость для страны (и для противника) конк­ретной территории (или организации), тем больший объем защит­ных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях га­рантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

    При этом планирование и проведение мероприятий ГО должно осуществляться всеми федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    Финансирование мероприятийГО − осуществляется в соответ­ствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ:

    - в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях – за счет средств федерального бюджета;

    - в субъектах РФ, органах местного самоуправ­ления и подведомственных им бюджетных организациях – за счет бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов;

    - во внебюджетных организациях – за счет собственных средств этих организаций.

    Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями (независимо от формы собственнос­ти), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа – за счет средств, пре­дусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по ГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрак­тов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

    Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:

    - бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений:

    - организациями (за исключением бюджетных учреждений) – в разме­рах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющи­ми управление ГО, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

    Федеральный закон 28-ФЗ «О гражданской обороне»

    Федеральный закон 28-ФЗ «О гражданской обороне» Статья 1. Основные понятия

    Гражданскаяоборона - система мероприятийпо подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурныхценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий;

    службагражданской обороны - служба,предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включаяподготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданскихорганизаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных идругих неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этихдействий;

    гражданскиеорганизации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций потерриториально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных СилРоссийской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом иподготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающихпри ведении военных действий или вследствие этих действий;

    территория,отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт,имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в немобъектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайныхситуаций в военное и мирное время.

    Статья2. Задачи в области гражданской обороны

    Основнымизадачами в области гражданской обороны являются:

    обучениенаселения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;

    оповещениенаселения об опасностях, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий;

    эвакуациянаселения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    предоставлениенаселению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    проведение мероприятийпо световой маскировке и другим видам маскировки;

    проведениеаварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих действий;

    первоочередноеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий иливследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включаяоказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятиедругих необходимых мер;

    борьба с пожарами,возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    обнаружение иобозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому ииному заражению;

    обеззараживаниенаселения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимыхмероприятий;

    восстановлениеи поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий иливследствие этих действий;

    срочноевосстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    срочноезахоронение трупов в военное время;

    разработка иосуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимыхдля устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военноевремя;

    обеспечениепостоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    Статья3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

    1. Правовоерегулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии снастоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правиламеждународного договора.

    Статья4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

    1. Организацияи ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства,составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасностигосударства.

    Гражданскаяоборона организуется на территории Российской Федерации потерриториально-производственному принципу.

    2. Подготовкагосударства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно вмирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защитынаселения от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий.

    3. Ведениегражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ееместностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического началавоенных действий или введения Президентом Российской Федерации военногоположения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

    Федеральнымзаконом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 5 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

    Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

    определяет основные направления единойгосударственной политики в области гражданской обороны;

    утверждаетПлан гражданской обороны Российской Федерации;

    вводит вдействие План гражданской обороны Российской Федерации на территории РоссийскойФедерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

    утверждаетструктуру, состав войск гражданской обороны и штатную численностьвоеннослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войскахгражданской обороны;

    осуществляетиные полномочия в области гражданской обороны в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

    Статья6. Полномочия Правительства Российской Федерации

    Федеральнымзаконом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 6 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

    обеспечиваетпроведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

    руководит организациейи ведением гражданской обороны;

    издаетнормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработкупроектов федеральных законов в области гражданской обороны;

    определяетпорядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости отколичества проживающего на них населения и наличия организаций, играющихсущественную роль в экономике государства или влияющих на безопасностьнаселения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне взависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасностьнаселения;

    определяетпорядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасныерайоны;

    определяетпорядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий;

    определяетпорядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядокнакопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасовматериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

    осуществляетиные полномочия в области гражданской обороны в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и указами Президента РоссийскойФедерации.

    Статья7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданскойобороны

    Федеральнымзаконом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 7 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

    Федеральныеорганы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке,установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации:

    принимаютнормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования досведения организаций и контролируют их выполнение;

    разрабатываюти реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органомисполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в областигражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне,включая подготовку необходимых сил и средств;

    осуществляютмеры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых дляустойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    создают и поддерживаютв состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданскойобороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведениивоенных действий или вследствие этих действий;

    создают исодержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств.

    Федеральнымзаконом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 8 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

    Статья8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления в области гражданской обороны

    Органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленномфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, на соответствующих территориях:

    организуютпроведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планыгражданской обороны;

    осуществляютмеры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданскойобороной в состоянии постоянной готовности;

    организуютподготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населенияспособам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий;

    создают иподдерживают в состоянии постоянной готовности к использованию техническиесистемы управления гражданской обороны, системы оповещения населения обопасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этихдействий, и объекты гражданской обороны;

    проводятмероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурныхценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и другихучреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшегонаселения;

    проводятмероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военноевремя;

    создают исодержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств;

    осуществляютконтроль за состоянием гражданской обороны.

    Статья9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

    1. Организациив пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    планируют иорганизуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

    проводятмероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    осуществляют обучениесвоих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;

    создают иподдерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальныесистемы оповещения;

    создают исодержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств.

    2.Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты иэксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значениеили представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайныхситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданскойобороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядокопределения таких организаций устанавливается Правительством РоссийскойФедерации.

    Статья10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

    ГражданеРоссийской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации:

    проходятобучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий;

    принимаютучастие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

    оказывают содействиеорганам государственной власти и организациям в решении задач в областигражданской обороны.

    Статья11. Руководство гражданской обороной

    1. Руководствогражданской обороной в Российской Федерации осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации.

    2. Руководствогражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организацияхосуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданскойобороны указанных органов и организаций.

    3. Руководствогражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации имуниципальных образований осуществляют соответственно главы органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органовместного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданскойобороны.

    4. Начальникигражданской обороны несут персональную ответственность за организацию ипроведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органахисполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

    5. Начальникигражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеютправо:

    вводить вдействие соответствующие планы гражданской обороны;

    приниматьрешения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей вбезопасные районы;

    издаватьприказы по вопросам гражданской обороны.

    Статья12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

    1. Органами,осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

    федеральныйорган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач вобласти гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные вустановленном порядке;

    структурныеподразделения федеральных органов исполнительной власти, специальноуполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

    структурныеподразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решениезадач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.

    Федеральнымзаконом от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящегоФедерального закона внесены изменения

    2. По согласованиюмежду федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным нарешение задач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаватьсяорганы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектовРоссийской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

    Указанныеорганы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицаминачальствующего состава Государственной противопожарной службы, средства насодержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданскимперсоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектовРоссийской Федерации.

    Руководителиуказанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительнойвласти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданскойобороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующегосостава Государственной противопожарной службы по согласованию с начальникамигражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных кгруппам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.

    Статья13. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решениезадач в области гражданской обороны

    В целях осуществлениягосударственной политики в области гражданской обороны Президент РоссийскойФедерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяетфедеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решениезадач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществлениесоответствующего нормативного регулирования, а также специальные,разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решениезадач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы,создаваемые в установленном порядке.

    Полномочияфедерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного нарешение задач в области гражданской обороны, определяются ПравительствомРоссийской Федерации.

    Статья14. Службы гражданской обороны

    1. Длявыполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов,районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданскойобороны организаций.

    2. Решения осоздании служб гражданской обороны принимаются Правительством РоссийскойФедерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с ихполномочиями.

    Положения ослужбах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальникамигражданской обороны.

    Статья15. Силы гражданской обороны

    1. Силыгражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные длярешения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные ввойска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданскойобороны.

    2. ВооруженныеСилы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняютзадачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

    Для решениязадач в области гражданской обороны воинские части и подразделения ВооруженныхСил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются впорядке, определенном Президентом Российской Федерации.

    3.Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаютсядля решения задач в области гражданской обороны в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

    Статья16. Основы деятельности войск гражданской обороны

    1. Навооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а такжебоевое ручное стрелковое и холодное оружие.

    2.Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личностиустановленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительныезнаки гражданской обороны.

    3.Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральноморгане исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач вобласти гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управлениегражданской обороной, в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.

    4. Деятельностьвойск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданскойобороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войскгражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельностивойск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

    5.Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявлениясостояния войны, фактического начала военных действий или введения ПрезидентомРоссийской Федерации военного положения на территории Российской Федерации илив отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях,эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозуздоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и другихнеотложных работ.

    Статья17. Гражданские организации гражданской обороны

    1. Гражданскиеорганизации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельностигражданских организаций гражданской обороны определяется ПравительствомРоссийской Федерации.

    2. Вгражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане РоссийскойФедерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания,инвалидов I, II и III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей ввозрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшеемедицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

    Статья18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне

    1.Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствиис федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.

    2. Расходы наподготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе насоздание и содержание запасов материально-технических, продовольственных,медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления и организациями,возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Статья19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в областигражданской обороны

    Неисполнениедолжностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в областигражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

    Статья20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. НастоящийФедеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Иныенормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению всоответствие с настоящим Федеральным законом.

    ПрезидентРоссийской Федерации Б.Ельцин

    12 февраля 1998 г.